1УДК 372.878 ББК 74.268.53
СИСТЕМНОСТЬ КАК ВЕДУЩИЙ ПРИНЦИП ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ФОРТЕПИАНО
О. П. Радынова, Г. Л. Князева, А. Б. Печерская
Аннотация. Статья посвящена проблеме освоения художественных стилей студентами-музыкантами на занятиях фортепиано. Проанализированы основные подходы к категории стиля. Выявлена роль принципа системности в процессе овладения музыкальным стилем. Стиль трактуется как обобщающее, стержневое понятие, структурирующее слушательский и исполнительский опыт студентов и позволяющее объединить различные виды их деятельности (восприятие, анализ, атрибуцию, осмысление, исполнение, интерпретацию музыкальных произведений). Показано, что системность в сочетании с творческим подходом в процессе изучения музыкальных стилей обеспечивает научность, осмысленность и прочность знаний и умений, способствует гармоничному развитию личности студента, воспитанию его эстетического вкуса, приобретению эрудиции, формированию художественной и исполнительской культуры.
Ключевые слова: принцип системности, профессиональная подготовка музыканта, инструментальное исполнительство, художественная культура, музыкальный стиль.
CONSISTENCY AS A LEADING PRINCIPLE OF MASTERING MUSICAL STYLES IN PRACTICAL PIANO CLASSES
O. P. Radynova, G. L. Knyazeva, A. B. Pecherskaya
Abstract. The article considers the mastering of the artistic styles of the students - musicians in piano classes. It analyzes the main approaches to the style category. The role of systematic principle in the process of mastering musical style is revealed. Style is interpreted as a generalization, the pivotal concept, structuring and performing the listening experience and allowing students to combine different types of activities (perception, analysis, attribution, interpretation, execution, interpretation of musical works). It is shown that consistency combined with a creative approach in the study of musical styles provides the scientificity, intelligence and strength of knowledge and skills, contributes to the harmonious development of student personality, upbringing of his aesthetic taste, gaining of knowledge, formation of creative and performing culture.
Keywords: principle of consistency, professional training of a musician, instrumental performance, art culture, music style.
В настоящее время в методологии научного познания нашел широкое применение принцип системности, согласно которому объект исследования следует рассматривать как самостоятельную систему во всей полноте ее внутренних и внешних взаимосвязей. Соблюдение системности в образовательном процессе предполагает вычленение в изучаемом материале ведущих содержательных понятий, ключевых знаний, установление их связей с другими понятиями и раскрытие наи-
более общих закономерностей их развития. Данный подход способствует глубине осмысления, скорости и прочности усвоения материала, поэтому его применение перспективно в разных областях образования, в том числе и в педагогике искусства.
Музыкальный стиль - это исторически сложившееся явление в истории музыкальной культуры, которое обладает качеством системности, объединяет разные направления на основе общности средств выражения содержа-
ния, приемов письма. Категория «стиль» включает в себя оригинальные «подсистемы» на основе смены «интонационного словаря эпохи» (Б. В. Асафьев). Ученый употреблял это понятие в разных вариантах: «бытующий словарь интонаций», «устный словарь интонаций», «звукос-мысловые накопления», «звукословарь», «интонационный словарь своего времени» [1, с. 201]. Этот словарь исторически обусловлен характерными особенностями бытовавших в каждую эпоху «эстетических норм» (вкусы, традиции, средства музыкального языка).
Ознакомление студентов с разными музыкальными стилями, в том числе и современными, важно для их музыкально-культурного развития. Но в педагогической практике явно преобладает репертуар, ограниченный традиционными стилевыми направлениями. Так, по мнению А. И. Щербаковой, «мы вынуждены констатировать, что существующие в современной педагогике музыкального образования рамки стали тормозом для становления личности, стремящейся к постижению музыкального художественного пространства как целостной системы, включающей в себя множество оригинальных художественных миров» [2, с. 14].
В педагогических исследованиях подчеркивается, что «музыкальная культура человека формируется при познании ("и присвоении") ценностного культурного опыта, где культурные ценности являются ядром структуры личности, определяющие уровень ее социальной направленности.
Накопление этого опыта (включающего ценностный тезаурус музыкальных впечатлений, разнообразие исполняемого репертуара, исторические и методические знания, творческие умения работы над произведениями разных стилей и др.) напрямую связано с проявлениями эмоционально-оценочного отношения в процессе восприятия, исполнения музыкальных произведений (яркой мотивацией, эстетическими чувствами, интересами, вкусами, творческой волей). В процессе накопления этого опыта развиваются музыкальные и творческие способности, креативность личности» [3, с. 226].
Категория «стиль», являясь одной из ключевых в процессе подготовки музыканта-педагога и исполнителя, присутствует в современ-
ных образовательных стандартах высшего образования среди компетенций, необходимых для развития профессиональной культуры студентов музыкальных вузов на занятиях фортепиано.
Выпускник бакалавриата по направлению подготовки «Музыкально-инструментальное искусство» должен обладать «способностью и готовностью совершенствовать культуру исполнительского интонирования, мастерство в использовании комплекса художественных средств исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения (ПК-7)» [3, с. 228].
Системность знаний - необходимое для каждого музыканта качество, создающее на основе всего запаса знаний представление о музыке как о целостной системе, включенной в систему художественной культуры. Это качество базируется на синтезе логического и эмоционально-образного восприятия искусства и интегрирует представления о многогранности и многообразии художественных явлений, способствуя пониманию культуры как целостности и осознанию исторических закономерностей ее развития. Профессиональная подготовка студентов-музыкантов, нацеленная на гармоничное развитие личности и раскрытие ее творческого потенциала, должна включать в себя формирование системы знаний о музыке в синтезе с практическими инструментально-исполнительскими навыками, что подразумевает взаимосвязь исторических, культурологических, специальных музыкально-теоретических знаний и творческой интерпретаторской деятельности, стимулируемой образным содержанием изучаемых произведений.
В музыкальном обучении принцип системности выводит педагога и студента на уровень постижения духовной сути культуры, нравственного смысла музыки, освоения богатого спектра художественно-творческой деятельности, обусловленной гуманистическими целями воспитания. Необходимо учитывать, что знания частного характера, получаемые на уроках вне какой-либо системы, не могут создать целостного представления об искусстве. Если же знания о музыке, практические умения и навыки студентов объединить и организовать в систему, выстроенную в соответствии с существенными закономерностями развития искусства,
это даст представление о генезисе и жизненных связях музыкально-культурных явлений, обогатит духовный мир студентов и позволит им свободно ориентироваться во всем разнообразии произведений искусства.
Каково же проявление системности в процессе освоения музыкальных стилей на практических занятиях фортепиано?
Ответ на этот вопрос следует искать на стыке проблем педагогики, инструментального исполнительства, теории музыки и истории искусства. Как отмечают исследователи, «одной из самых важных задач педагога-пианиста является формирование у учащегося системы понятий, воспроизводящей развитие изучаемой области музыкального искусства, т. е. усвоение закономерностей исполнения произведений различных фортепианных стилей» [4, с. 97]. Практическое овладение музыкальным стилем в процессе работы в исполнительском классе должно происходить вместе с изучением исторической эпохи и обязательно с выяснением роли и места данного этапа в развитии истории искусства. Каждое исполняемое студентом произведение вписывается в определенный историко-художественный контекст, выстраиваются разветвленные связи различных явлений в рамках одной эпохи. Общехудожественные знания усваиваются на основе обобщений, интегрирующих связи элементов и служащих системообразующим фактором. Категория стиля выступает такого рода обобщающим, стержневым, базовым понятием, позволяющим структурировать слушательский и исполнительский опыт студентов и связать воедино разные виды их деятельности (восприятие, анализ, атрибуцию, осмысление, исполнение, интерпретацию музыкальных произведений). Дидактическими предпосылками подобного подхода служат теория обобщения в обучении (В. В. Давыдов), теория межпредметных связей (Ю. К. Бабан-ский, И. Д. Зверев, В. Н. Максимова, М. Н. Скат-кин, Г. Ф. Федорец) и теория интеграции в педагогике (М. Н. Берулава, А. Я. Данилюк).
Начало теоретическому осмыслению стиля положено еще античной эстетикой, но понятие это продолжает развиваться в науке и поныне, приобретая все большую глубину и многоаспектность. Важным достижением оте-
чественного искусствознания стало понимание стиля как системы (Б. В. Асафьев). На сегодняшний день эта идея значительно обогатилась; существует множество дефиниций, отражающих все многообразие подходов к данной сложнейшей категории. Однако можно считать уже устоявшимся взгляд на стиль как иерархически организованную многоуровневую систему (М. К. Михайлов), определяющую все средства музыкального языка, представляющую собой синтез материального и духовного и существующую в неразрывном единстве формы и содержания (В. Н. Холопова).
Явление стиля содержит в себе как дифференцирующие, так и интегрирующие черты. Объединяя некоторое множество художественных явлений, он, в то же время, противопоставляет их другим. Стиль трактуется как то, благодаря чему «можно отличить сочинения одного композитора от другого или произведения одного исторического периода... от другого» (Б. В. Асафьев) [5, с. 43] и вместе с тем как «высший вид художественного единства» (С. С. Скребков) [6, с. 10]. Понимание музыкального стиля как иерархически организованной системы позволяет рассматривать категорию стиля на разных уровнях: исторический стиль, стиль направления, стиль индивидуальный. Отметим, что при всем своеобразии индивидуальный композиторский стиль всегда является частным проявлением стиля эпохи [7, с. 56].
В 1950-1980-х гг. проводилась активная разработка понимания стиля на уровне музыкального мышления в фортепианном исполнительстве. Это отражено в трудах корифеев отечественного пианизма Л. А. Баренбойма, А. Д. Алексеева, Я. И. Мильштейна, Г. М. Когана, А. Б. Гольденвейзера, С. Е. Фейнберга и др. Осознавая неоднократно подчеркнутую исследователями «необходимость в поиске дополнительных форм и методов работы, направленных на систематизацию знаний студентов» [4, с. 99], можем предложить некоторые практические решения. Постижение стиля в процессе занятий в исполнительском классе требует, прежде всего, овладения методикой стилевого анализа (М. К. Михайлов, А. И. Николаева). Согласно теории М. К. Михайлова, данный вид анализа базируется на выявлении стилевых признаков - общих закономерностей, лежащих
в основе музыкального мышления, таких как система логической организации музыкально-звукового материала, склад, принципы развития, закономерности формообразования, ме-лодико-тематическое начало, метроритм, динамика, артикуляция, тембр [5, с. 120].
Практическими шагами в области освоения стилевого анализа, в первую очередь, следует считать:
• определение метроритмических, ладово-гармонических, фактурных и прочих особенностей музыкального языка конкретного произведения;
• изучение целого ряда сочинений автора, как фортепианных, так и созданных для других инструментов и составов; выявление в них характерных черт;
• знакомство с проявлениями художественного стиля в духовной культуре породившей его эпохи, постижение его идейно-концептуальных оснований.
Преподавателю предстоит направить учебную работу студента в русло интеллектуального, слухового и эмоционального постижения музыкального произведения или же целого ряда произведений, на основе чего делаются обобщающие выводы о специфике данного стиля и выбираются соответствующие исполнительские приемы, позволяющие достичь стилевой адекватности.
Не подлежит сомнению, что применение указанных приемов и методов «должно находиться в зависимости от уровня индивидуальных возможностей студентов, их базисных знаний, исполнительского опыта и особенностей изучаемого репертуара» [8, с. 100]. Тем не менее только целенаправленная, систематическая работа, стимулирующая самостоятельные художественные и технические поиски студента [8, с. 101], может привести к овладению музыкальным стилем на занятиях фортепиано.
Репрезентантом или фреймом музыкального стиля является конкретное музыкальное произведение. Творческое воображение учащегося развивается в ходе накопления им знаний и выработки в процессе музыкальных занятий «стилевого фрейма» - целостно-художественного объекта, содержащего достаточный набор необходимой информации о данном стиле [9, с. 52].
Выбор фрейма для введения ученика в «стилевое поле» - важная и ответственная задача для педагога. Как предстанет перед студентом новый для него стиль, часто зависит его последующее исполнительское отношение и познавательный интерес к нему. Поэтому педагогу следует осознанно и целенаправленно отнестись к выбору репертуара, дабы он был ярким, высокохудожественным, нравился учащемуся, являлся характерным воплощением стиля данного композитора или музыкального направления. Важным способом практической реализации этого, по мнению Г. М. Цыпина, может стать приобщение учащегося-исполнителя к пристальному, неотрывному «вслушиванию» в свою игру. Музыкант, стилистически-осознанно слушающий себя и контролирующий тем самым свою игру, не останется пассивным, индифферентным, эмоционально и интеллектуально бездеятельным. Преподаватель должен всю работу в классе направить на активизацию потенциала учащегося, сформировать познавательную мотивацию к изучаемому предмету, научить его слушать себя, переживать совершающиеся в музыке процессы. Таким образом, углубляя и дифференцируя способность учащегося-исполнителя вслушиваться в собственную игру, переживать и осмысливать разнообразные звуковые модификации, находить штриховые и звуковые краски, педагог получает возможность формировать у студента самостоятельное, творческое, инициативное мышление.
В соответствии с предложенной схемой понимание стиля будет расширяться от стиля индивидуального произведения - к стилю композитора, затем - к стилю музыкального направления и, наконец - к художественному стилю эпохи. Закономерным итогом подобного подхода должно стать восприятие, изучение и исполнение студентом музыкальных произведений в контексте всей художественной культуры [10, с. 49]. Таким образом, системность в сочетании с творческим подходом обеспечит в процессе изучения музыкальных стилей научность, осмысленность и прочность знаний и умений, будет способствовать гармоничному развитию личности студента, воспитанию его эстетического вкуса, приобретению им эрудиции, формированию художественной и исполнительской культуры.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б. В. Асафьев. - Кн. 2. - Л., 1971.
2. Щербакова, А. И. Философия музыкального искусства [Текст]: учеб. пособие / А. И. Щербакова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: РГСУ, 2013. - 574 с.
3. Радынова, О. П., Развитие профессиональной культуры студентов музыкальных вузов на занятиях фортепиано: компетентностный подход [Текст] / О. П. Радынова, П. А. Хаза-нов, А. Б. Печерская // Преподаватель XXI век. - 2016. - № 2. - С. 224-231.
4. Антонова, М. А. К вопросу развития самостоятельности студентов на уроках фортепиано [Текст] / М. А. Антонова, А. Б. Печер-ская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 4-4. -С. 96-99.
5. Михайлов, М. К. Стиль в музыке: исследование [Текст] / М. К. Михайлов. - Л.: Музыка, 1981. - 264 с.
6. Скребков, С. С. Художественные принципы музыкальных стилей [Текст] / С. С. Скребков. - М.: Музыка, 1973. - 448 с.
7. Князева, Г. Л. Освоение художественных стилей на занятиях фортепиано в системе дополнительного образования [Текст] / Г. Л. Князева // Искусствознание: теория, история, практика. - 2016. - № 1 (15) Март. - Челябинск, 2016. - С. 55-59.
8. Радынова, О. П. Воспитание самостоятельного творческого мышления у студентов в классе фортепиано [Текст] / О. П. Радынова, А. Б. Печерская, Г. Л. Князева // Новая наука: опыт, традиции, инновации. - 2016. - № 3-2 (71). - С. 98-102.
9. Печерская, А. Б. Полифункциональная подготовка будущих учителей музыки (на материале работы в концертмейстерском классе) [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / А. Б. Печерская. - М., 2009. - 167 с.
10. Князева, Г. Л. Категория художественного стиля как системообразующий фактор знаний будущих педагогов-музыкантов [Текст] / Г. Л. Князева, И. А. Белоконь // Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 6. - С. 48-51.
REFERENCES
1. Asafiev B. V. Muzykalnaya forma kak protsess. Kn. 2. Leningrad, 1971.
2. Shcherbakova A. I. Filosofiya muzykalnogo iskusstva: ucheb. posobie. Moscow: RGSU, 2013.574 p.
3. Radynova O. P., Khazanov P. A., Pecherskaya A. B. Razvitie professionalnoy kultury studen-tov muzykalnykh vuzov na zanyatiyakh fortepiano: kompetentnostnyy podkhod. Prepodavatel XXI vek. 2016, No. 2, pp. 224-231.
4. Antonova M. A., Pecherskaya A. B. K voprosu razvitiya samostoyatelnosti studentov na uro-kakh fortepiano. Aktualnye problemy gumani-tarnykh i estestvennykh nauk. 2015, No. 4-4, pp. 96-99.
5. Mikhaylov M. K. Stil v muzyke: issledovanie. Leningrad: Muzyka, 1981. 264 p.
6. Skrebkov S. S. Khudozhestvennye printsipy muzykalnykh stiley. Moscow: Muzyka, 1973. 448 p.
7. Knyazeva G. L. Osvoenie khudozhestvennykh stiley na zanyatiyakh fortepiano v sisteme dopolnitelnogo obrazovaniya. Iskusstvoznanie: teoriya, istoriya, praktika. 2016, No. 1 (15) Mart. Chelyabinsk, 2016. Pp. 55-59.
8. Radynova O. P., Pecherskaya A. B., Knyazeva G. L. Vospitanie samostoyatelnogo tvorchesk-ogo myshleniya u studentov v klasse fortepiano. Novaya nauka: opyt, traditsii, innovatsii. 2016, No. 3-2 (71), pp. 98-102.
9. Pecherskaya A. B. Polifunktsionalnaya podgo-tovka budushchikh uchiteley muzyki (na mate-riale raboty v kontsertmeysterskom klasse). PhD dissertation (Education). Moscow, 2009. 167 p.
10. Knyazeva G. L., Belokon I. A. Kategoriya khu-dozhestvennogo stilya kak sistemoobrazuyush-chiy faktor znaniy budushchikh pedagogov-muzykantov. Srednee professionalnoe obra-zovanie. 2016, No. 6, pp. 48-51.
Радынова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой эстетического воспитания детей дошкольного возраста Московского педагогического государственного университета e-mail: olgaradynova@mail.ru
Radynova Olga P., ScD in Education, Professor, Chairperson, Aesthetic Education of Preschool Children Department, Moscow State University of Education e-mail: olgaradynova@mail.ru
Князева Галина Львовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования, музыковедения и инструментального исполнительства Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета e-mail: tsourkis@bk.ru
Kniazeva Galina L., PhD in Education, Associate Professor, Musical Education, Musicology and Instrumental Performing Department, Institute of Culture end Arts, Moscow City Teacher Training University e-mail: tsourkis@bk.ru
Печерская Александра Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры фортепиано Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке e-mail: surok1208@rambler.ru
Pecherskaya Aleksandra B., PhD in Education, Associate Professor, Piano Department, A. Schnittke Moscow State Music Institute
e-mail: surok1208@rambler.ru