Научная статья на тему 'Формирование творческой самореализации музыкантаисполнителя в процессе музыкально-теоретической и композиционной деятельности'

Формирование творческой самореализации музыкантаисполнителя в процессе музыкально-теоретической и композиционной деятельности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
592
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / МУЗЫКАНТ-ИСПОЛНИТЕЛЬ / МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПОЗИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMPOSITE ACTIVITY / ТВОРЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ / CREATIVE PRODUCTS / MUSICIAN / MUSICAL AND THEORETICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Павлов Денис Николаевич

Статья раскрывает содержание этапов формирования творческой самореализации музыкантов-исполнителей в процессе музыкально-теоретической и композиционной деятельности. Основное внимание в работе автор акцентирует на том, что в сфере исполнительской практики учащиеся не становятся авторами композиций самих произведений и в полной мере не участвуют в музыкально-теоретической деятельности. Возникает проблема реализации потенциалов художественного воображения ключевого компонента творческого мышления музыканта-исполнителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MUSICIAN''S CREATIVE SELF-REALIZATION IN THE COURSE OF MUSICAL AND THEORETICAL AND COMPOSITE ACTIVITY

The article bares the object-matter of formation of musician's creative self-realization in the course of musical and theoretical and composite activity. The author puts much attention to the question that students don't become authors of compositions and don't take part in musical and theoretical activities. Then there is a problem of potentials realization of art imagination. That is a key component of creative thinking of a musician.

Текст научной работы на тему «Формирование творческой самореализации музыкантаисполнителя в процессе музыкально-теоретической и композиционной деятельности»

YAK 377 ББК 74.4

Д.Н. ПАВЛОВ

D.N. PAVLOV

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАУИИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ В ПРОУЕССЕ

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И КОМПОЗИУИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

FORMATION OF MUSICIAN'S CREATIVE SELF-REALIZATION IN THE COURSE OF MUSICAL AND THEORETICAL AND COMPOSITE ACTIVITY

Статья раскрывает содержание этапов формирования творческой самореализации музыкантов-исполнителей в процессе музыкально-теоретической и композиционной деятельности. Основное внимание в работе автор акцентирует на том, что в сфере исполнительской практики учащиеся не становятся авторами композиций самих произведений и в полной мере не участвуют в музыкально-теоретической деятельности. Возникает проблема реализации потенциалов художественного воображения - ключевого компонента творческого мышления музыканта-исполнителя.

The article bares the object-matter of formation of musician's creative self-realization in the course of musical and theoretical and composite activity. The author puts much attention to the question that students don't become authors of compositions and don't take part in musical and theoretical activities. Then there is a problem of potentials realization of art imagination. That is a key component of creative thinking of a musician.

Ключевые слова: самореализация; музыкант-исполнитель; музыкально-теоретическая деятельность; композиционная деятельность; творческие продукты.

Key words: self-realization, musician, musical and theoretical activity, composite activity, creative products.

Формирование творческой самореализации личностей музыкантов-исполнителей осуществляется во внеурочных образовательных мероприятиях в процессе обучения композиции и дисциплинам музыкально-теоретического цикла. В сфере концертно-исполнительской практики юные музыканты реализуют свои исполнительские умения и навыки, становясь интерпретаторами каких-либо музыкальных произведений, осуществляя их фактическое звучание. Но музыкант-исполнитель не только не становится при этом автором композиции самого произведения, поскольку не создаёт музыку в качестве композитора, но и в полной мере не участвует в музыкально-теоретической деятельности, поскольку не всегда всесторонне познает творчество композитора и конкретную стилистическую эпоху, во время которой было создано то, или иное произведение. В связи с этим возникает проблема реализации музыкантом-исполнителем на определённо более высоком уровне бесконечных потенциалов художественного воображения - ключевого компонента творческого мышления музыканта.

Вне зависимости от того, раскроется ли начинающий музыкант-исполнитель в процессе формирования творческой самореализации как будущий профессиональный композитор или музыкант-теоретик, владеющий методами профессионально-технологического порядка, или достигнет определённой степени концертно-исполнительской зрелости - сами возможности сочинительского процесса и познавательно-теоретической деятельности помогают ему эволюционировать в профессиональном смысле, как исполнителю, значительно интенсивнее. Осваивая технику композиции и теоретико-исследовательские подходы, музыкант-исполнитель начинает понимать язык

музыки значительно глубже, осмыслять композиционно-логически её содержание, что становится возможным на основе постижения приёмов самого композиционного ремесла и индивидуальных творческих установок крупнейших мастеров мировой музыки.

Многоаспектность проблемы творческой самореализации личности музыканта-исполнителя объясняет неугасающий интерес представителей гуманистических наук к самому явлению самореализации. В зарубежной психологии проблемами реализации человеком своей сущности и его духовного становления занимались А. Адлер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг. В отечественной психологии теоретико-методологическую базу для разработки проблем самореализации создали Л. Выготский, Л. Рубинштейн. Разновидностью самореализации является самовыражение, особенности которого раскрыты в трудах А. Яфальян. Самореализация личности рассматривается данными учеными как самоактуализация (самоосуществление), то есть психический рост и созревание, пробуждение и проявление скрытых возможностей человека. Для музыкально-педагогической деятельности, в центре которой находится сам человек, важно найти способы раскрытия у юного музыканта-исполнителя его творческого потенциала, помочь в реализации естественной потребности к самовыражению. Это, в свою очередь, представляется возможным осуществить на основе поиска музыкально-творческих решений и их материализации в процессе сочинения музыки и музыкально-теоретической деятельности. Посредством изменения доминирующей исполнительской направленности учащегося на основе данных видов творческой деятельности, меняется и сама позиция музыканта-исполнителя - усиливается его роль музыканта-творца.

Для процесса формирования творческой самореализации музыканта-исполнителя особе значение имеет выбор педагогического подхода, расширяющего привычную форму музыкально-теоретических занятий, направленных на развитие навыков самостоятельного решения креативных задач, которые ставит перед юными музыкантами-исполнителями преподаватель; это позволяет реализовать музыкально-теоретические знания учащихся в процессе переплавки их в различные виды творческой деятельности. В силу этого в рамках среднего специального учебного заведения возрастает необходимость проведения лекций-концертов, музыкально-литературных вечеров, концертов авторской музыки (с активным участием юных музыкантов-исполнителей и включением в эту деятельность музыкантов-педагогов), направленных на формирование творческой самореализации учащихся музыкально-исполнительских отделений.

Видами таковой деятельности в Колледже русской культуры им. А.С. Знаменского г. Сургута явились: проект «Мастерская новой музыки», концерты авторской музыки, совместные проекты с иными организациями, где юные музыканты-исполнители обменивались своими творческими достижениями, исполняя и обсуждая музыкальные произведения, как крупных мастеров, так и свои собственные, создавая их в качестве композиторов. Юные участники выступали также и организаторами в рамках творческих мероприятий, обсуждая темы программ, подбирая примеры из музыки и живописи (на основе образных и стилевых ассоциаций); участвовали в созданиях документальных фильмов по творчеству отдельных композиторов и первых музыкантов-педагогов Тобольского Севера.

Для достижения результативности формирования творческой самореализации юных музыкантов-исполнителей необходимым явилось выполнение следующих задач внеурочной образовательной деятельности:

- проведение концертов-встреч по программе «Мастерской новой музыки», базирующихся на презентации новых сочинений юных музыкантов-исполнителей, а также авторской музыки профессиональных композиторов с последующим обсуждением между исполнителями, музыкантами-педагогами и слушателями продемонстрированных композиционных приёмов;

- создание документальных фильмов с привлечением учащихся-исполнителей на основе их музыкально-теоретической деятельности в процессе разработки сценариев и отбора фото- и аудиоматериалов;

- участие в конкурсах юных музыкантов-исполнителей и преподавателей, занимающихся с увлечением композиционной деятельностью;

- организация творческих встреч для юных исполнителей с музыкантами-педагогами Колледжа и артистами Сургутской Филармонии.

Учитывая значение творческой самореализации музыкантов-исполнителей и возможности современной педагогической технологии как - метод проектов, может быть разработан и проведён проект, аналогичный «Мастерской новой музыки», ориентированный на самостоятельную работу учащихся, выявление их личной инициативы, и реализован в форме лекций-концертов, музыкально-литературных вечеров с применением различных методов обучения. Одним из целесообразных является творческий метод «свободных ассоциаций», свойственный в целом искусствоведению, что даёт возможность проведения параллелей, нахождения взаимосвязей между различными видами искусств, связанных в определённом контексте с музыкой. А также исследовательские методы - «мозговой атаки», «круглого стола» с целью выдвижения гипотез решения поставленных задач, анализа полученных данных, подведения итогов в рамках внеурочных образовательных мероприятий «Мастерской новой музыки». Новизна музыки, представленной в рамках внеурочной образовательной деятельности, проявляется в следующем:

- произведения крупных композиторов ХХ века - К. Дебюсси, И. Стравинского, Д. Шостаковича, включённые в программы «Мастерской», являются примерами индивидуальных реформаторских стилей в контексте эволюции классико-романтической музыки Запада и России;

- вокальные сочинения конца ХХ века - М. Таривердиева, А. Петрова, и ещё более новые - С. Слонимского, Д. Павлова (включённые в программу по музыкальному воссозданию поэзии Б. Ахмадулиной) - раскрывают возможные новые композиционные подходы в работе со словом и сопровождением;

- мюзикл «Серебряное копытце», написанный для учащихся по мотивам сказов П. Бажова - пример музыкально-композиционного монтажа классической арии, речитатива, романса и современной эстрадно-джазовой песни; классико-романтических приёмов оркестровки и возможностей современной аранжировки на основе музыкально-компьютерных технологий; новой лейтмотивной техники, когда персонажные мотивы могут переосмысляться и переиначиваться ритмически и интонационно;

- сочинения, включённые в авторский концерт «Свет из окна» -примеры поисков новых форм звучностей на основе: выведения мелодии как ключевого музыкально-содержательного элемента, повышения интонационно-фактурного своеобразия сопровождения, развития гармонической и ритмической сторон музыкальной ткани за счёт опоры на современные музыкальные жанры;

- сочинения юных музыкантов-исполнителей (как продолжение композиционно-педагогических накоплений) - итог переосмысления всех обретённых представлений в процессе музыкально-теоретической и композиционной деятельности;

- авторская электроакустическая композиция «Другая планета» -свидетельство новых темброво-технических решений при звучании акустической скрипки и фортепиано на фоне музыкальной фактуры из синтезированных тембров.

Данные понятия - «Мастерская» и «новая» - послужили основой для названия цикла лекций-концертов «Мастерская новой музыки». Здесь юные музыканты-исполнители под руководством педагогов приняли участие с исполнением собственной музыки и профессиональной академической

(относящейся к недавнему прошлому); рассказами о ней и музыкальных инструментах; художественно-иллюстративными работами; презентацией документальных фильмов о музыке, музыкантах-педагогах и композиторах ХХ века. «Мастерская новой музыки» - это внеурочная форма обучения, которая создаёт условия для восхождения каждого учащегося - музыканта-исполнителя к новому знанию и опыту путём самостоятельных и коллективных поисков в сфере теории музыки и композиции. В процессе выработки новых знаний у юных музыкантов-исполнителей их творческая деятельность в рамках «Мастерской» выстраивается следующим образом:

- творческий процесс (отбор музыкально-выразительных средств, их систематизация, композиционная проработка - при сочинении музыки; отбор сценарно-текстовой информации, фото-, видеофрагментов, аудиозаписей, раскрывающих творчество конкретного композитора - при создании документальных фильмов);

- творческий продукт (собственное музыкальное сочинение или коллективно созданный фильм);

- осознание зависимости качества полученного результата от интеллектуально-творческих вложений (насколько тщательно прорабатывался те-матизм при воссоздании художественного образа музыкального сочинения; качество интеллектуально-поисковой работы в отборе сценарно-текстовых, видео-, аудиоматериалов при создании документального фильма);

- соотнесение достигнутого собственного результата с результатами других участников (обсуждение работ участников «Мастерской» на основе их прослушивания или просмотра);

- коррекция творческой деятельности (переосмысление учащимися собственного композиционного и музыкально-теоретического опыта с помощью педагогов);

- новый творческий результат (индивидуальное создание учащимися новых сочинений и фильмов в коллективном участии).

Перечисленные этапы музыкально-теоретической и композиционной деятельности ведут учащихся музыкантов-исполнителей к формированию их творческой самореализации. Данная деятельность имитирует метод «проб и ошибок», но реализуется по конкретным правилам «Мастерской»; хотя внутри установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора. Другой особенностью «Мастерской» является реализация идеи диалога между участниками: обмен мнениями, знаниями, творческими находками, чему содействует чередование индивидуальной, коллективной деятельности и работы в парах. Возможно появление внутреннего диалога каждого учащегося с самим собой, что позволяет углубить и расширить образно-художественное видение в процессе написания музыкальных произведений. На пути к художественному результату ученик оценивает как свою точку зрения, так и другие.

Для исполнения музыкальных произведений, кроме юных музыкантов, приглашаются также музыканты-педагоги Колледжа, артисты Сургутской Филармонии. Эмоциональное воздействие через «Мастерскую» на духовный мир учащихся способствует созданию целостного представления о возможных путях и перспективах развития современной музыки и современного искусства. Известный отечественный музыкант-педагог и композитор - Д. Кабалевский считал, что искусство в воспитании играет особую роль, поскольку любое произведение искусства содержит в себе нравственное начало. В музыке нравственное содержание является - её душой, смыслом существования, основной силой воздействия на человека, преобразующим фактором в жизни общества [3]. Музыка всегда являлась отражением эпохи, и, в этом смысле, примечательно высказывание крупнейшего отечественного композитора ХХ столетия Д. Шостаковича: «Каждое большое музыкальное произведение -это свидетельство дум и чувств не только одного человека, но множества людей» [4, с. 11].

В современном мире технологий число открытий в науке растёт прогрессивно, настолько, что порой сложно за ними успевать. Принципиально меняется и содержание академической музыки, поскольку меняется поле информации, круг интересов и принцип мышления современных композиторов. Современная академическая музыка, звучащая в «Мастерской», знакомит учащихся с разнообразными инновационными композиторскими находками, приёмами отображения окружающей действительности через новые звуковысотные организации музыкальной ткани.

План-проект по формированию творческой самореализации музыкантов-исполнителей в процессе музыкально-теоретической и композиционной деятельности включает в себя ряд творческо-педагогических мероприятий. В музыкально-концертной программе «Свет из окна» в исполнении артистов Сургутской Филармонии, музыкантов-педагогов, учащихся исполнительских отделений Колледжа были представлены камерно-инструментальные сочинения, а также сольная и ансамблевая вокальная музыка. В ходе подготовки данного мероприятия у юных музыкантов-исполнителей были выработаны подходы к индивидуальной трактовке современной музыки и импульс к собственному сочинительскому творчеству.

Лекции-концерты «Мастерской новой музыки» на темы: «Тайны и загадки импрессионизма», «Поэзия Б. Ахмадулиной в творчестве современных композиторов», «Игорь Стравинский и его время», организованные совместными творческо-педагогическими усилиями трёх отделений Колледжа (инструментальное исполнительство, декоративно-прикладное искусство и социально-культурная деятельность), предполагали активное участие юных музыкантов-исполнителей с исполнением собственных музыкальных эскизов, рассказами о музыкальном импрессионизме, исполнением музыки профессиональных композиторов. В процессе знакомства с сочинениями И. Стравинского учащиеся выступили создателями документального фильма, посвящён-ного творчеству этого композитора (на основе музыкально-теоретической деятельности в подготовке сценарно-текстовой информации, видеооформления и отборе аудиозаписей).

Совместно с Сургутским краеведческим музеем был создан документальный фильм «Струны памяти» (посвящённый П.И. Кучкову - первому учителю музыки Тобольского Севера); музыкальным оформлением послужило сочинение «Хантыйская сюита», которую исполнили учащиеся инструментального отделения Колледжа, - в результате чего была выявлена их личностная творческая инициатива по интерпретации и воспроизведению современной академической музыки.

Мюзикл-феерия «Серебряное копытце» по мотивам сказа П. Бажова подготовлен и представлен в рамках «Мастерской новой музыки» учебным театром Колледжа. С учащимися вокального и театрального отделений проводилась активная работа профессионально-технологического порядка по изучению сольных и ансамблевых партий через осмысление композиционно-монтажных приёмов общей формы Мюзикла. Юные участники обрели возможность самовыражения, выявления большей творческой инициативы по исполнению музыкальных сцен, - что позволило расширить границы привычной учебной деятельности и способствовало формированию их творческой самореализации.

В рамках деятельности «Мастерской новой музыки» было создано авторское сочинение в жанре электроакустической музыки - «Другая планета», партию акустической скрипки, фортепиано и голоса которого исполнили учащиеся инструментального отделения. Данная композиция, в качестве апробации, была предложена слушательскому вниманию широкой аудитории юных музыкантов-исполнителей, положительно воспринявшим новизну - темброво-техническое решение её содержания, получившим в результате более широкое представление о возможных путях и перспективах развития современной музыки.

В осуществлении данного плана-проекта по формированию творческой самореализации музыкантов-исполнителей в процессе музыкально-

теоретической и композиционной деятельности, материально-творческие результаты были достигнуты на основе следующих этапов внеурочных образовательных мероприятий:

- проблематизация - выделение и формулировка творческо-образо-вательной проблемы;

- целеполагание - формулирование цели и названия лекции-концерта, музыкально-литературного вечера, авторского концерта, создание ожидаемого образа будущего материально-творческого результата (документального фильма, музыкального сочинения);

- планирование - определение сроков выполнения и выбор способов работы, распределение последовательности музыкально-творческой деятельности между учащимися;

- реализация - проведение внеурочных образовательных мероприятий: «Мастерская новой музыки», концерты авторской музыки «Свет из окна» и Мюзикл-феерия «Серебряное копытце», смежные проекты с иными общественными организациями - «Струны памяти», «Поклонимся тем великим временам»;

- рефлексия - систематизация накопленного педагогического опыта и опубликование его в виде научно-методических статей, распространение его в форме лекции-семинаров для музыкантов-педагогов г. Тарко-Сале и на Международной научной конференции «Философия и искусство» в РАМ им. Гнесиных.

В ходе осуществления плана-проекта появились следующие материально-творческие продукты:

- авторский нотный материал музыкальных произведений (партитура и клавир Мюзикла «Серебряное копытце», партитуры «Хантыйская сюита» и «Другая планета», дуэтные и сольные пьесы для фортепиано, сочинения для скрипки и фортепиано, детская вокальная музыка);

- документальные фильмы - «Струны памяти», «Тропа жизни А.С. Знаменского», «И. Стравинский и его время», «Ленинградская симфония»;

- видеозаписи концертных выступлений учащихся и преподавателей Колледжа в рамках концертов авторской музыки, а также аудиозаписи «Хантыйская сюита» и «Другая планета».

Результатами формирования творческой самореализации учащихся явились следующие:

- активное участие музыкантов-исполнителей, занимающихся с увлечением композиционной деятельностью в Открытых конкурсах юных дарований им. А.С. Знаменского (номинация «Юный композитор», 2010 и 2012 гг.);

- успешное выполнение музыкально-творческих заданий по созданию документальных фильмов, исполнению современной музыки, в том числе и собственной, на основе самостоятельной поисковой и учебно-исследовательской работы.

В процессе осуществления плана-проекта юные музыканты-исполнители проявили значительную активность, что свидетельствует об их заинтересованности в реализации и дальнейшем развитии собственных творческих потенциалов. Несмотря на добровольный характер участия во внеурочной учебной деятельности, - в ней приняли участие музыканты-исполнители различных возрастных категорий: учащиеся начального звена (8-10 лет), среднего (11-18 лет), студенты (15-20 лет), а также музыканты-педагоги Коллежа и артисты Сургутской филармонии.

Формирование творческой самореализации музыкантов-исполнителей в процессе музыкально-теоретической и композиционной деятельности является необходимой частью системы музыкального образования. Оно призвано обеспечить развитие максимально творческой личности, стремящейся к самосовершенствованию, умеющей применять и ценить духовно-материальные богатства общества, а на основе этого - развивать и продвигать музыкальное искусство нового времени.

Литература

1. Кабалевский, Д.Б. Избранные статьи о музыке [Текст] / Д.Б. Кабалевский. -М. : Советский композитор, 1963. - 364 с.

2. Шостакович, Д.Д. Знать и любить музыку [Текст] / Д.Д. Шостакович. - М. : Молодая гвардия, 1957. - 16 с.

3. Яфальян, А.Ф. Школа самовыражения [Текст] / А.Ф. Яфальян. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 444 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.