Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive16/16-05/ Дата публикации: 1.11.2016 № 5 (23). С. 31-35. УДК 372.8
А. Н. Добрачева
Применение ситуационных задач в преподавании общетехнических дисциплин будущим бакалаврам профиля «Технология»
В данной статье рассматриваются методические вопросы профессиональной подготовки будущих бакалавров профиля «Технология» на занятиях общетехнических дисциплин. Выделяются основные компоненты и функции процесса обучения специальным и общетехническим предметам.
Указывается что на занятиях по общетехническим дисциплинам у студентов профиля «Технология» в процессе решения реальных профессиональных задач может успешно формироваться готовность к будущей профессиональной деятельности. Также автором приводятся типы ситуационных задач по общетехническим дисциплинам, которые могут быть использованы на занятиях как способ заключительного этапа освоения учебного материала.
Ключевые слова: общетехнические дисциплины, ситуационные задачи, специальные технологическое образование, готовность к будущей профессиональной деятельности
компетенции,
Perspectives of Science & Education. 2016. 5 (23)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive16/16-05/ Accepted: 1 October 2016 Published: 1 November 2016 No. 5 (23). pp. 31-35.
A. N. Dobrach eva
Application of situational tasks in teaching all-technical disciplines to future bachelors of the Technology profile
In this article methodical questions of professional training of future bachelors of the Technology profile on occupations of all-technical disciplines are considered. The main components and functions of training process are allocated to special and all-technical objects.
It is specified that on classes in all-technical disciplines at students of the Technology profile in the course of the solution of real professional tasks readiness for future professional activity can successfully be created. Also the author gives types of situational tasks on all-technical disciplines which can be used on occupations as a method of the final stage of development of a training material.
Keywords: all-technical disciplines, situational tasks, special competences, technological education, readiness for future professional activity
Общетехнические дисциплины занимают значительную долю от общего количества часов, изучаемых студентами профиля «Технология». Цели осуществления общетехнической подготовки будущих бакалавров профиля «Технология» определяются требованиями к квалификационной характеристике специалиста и устанавливаются ФГОС. Общетехническая подготовка будущих бакалавров профиля «Технология» предполагает изучение таких дисциплин как «Теоретическая механика», «Сопротивление материалов», «Детали машин», «Теория машин и механизмов», «Гидравлика», «Теплотехника».
Отмечая роль общетехнических дисциплин в профессиональном становлении студентов, Ж.В.Бондарь указывает на то, что те студенты, которые быстро и успешно адаптируются к процессу обучения, раньше входят в контекст освоения специальных знаний и умений своей будущей профессии [6].
В. А. Скакун выделяет основные компоненты процесса обучения специальным и общетехническим предметам, такие как преподавание и учение. При этом преподавание понимается как обучающая деятельность педагога, которая заключается в постановке цели, мотивировании,
стимулировании и руководстве познавательной деятельностью учащихся, а также в контроле и оценке учебных достижений учащихся.
Учение понимается как учебная деятельность учащихся - это целенаправленный процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков для осуществления последующей практической деятельности.
Также он выделяет основные функции процесса обучения специальным и общетехническим предметам такие как:
- образовательная функция понимается как формирование у учащихся системы научных, технических, технологических, производственных знаний, умений применять эти знания для решения учебных и производственных задач;
- воспитательная функция понимается как формирование у учащихся основ научного мировоззрения, убеждений, уважительного отношения к труду, высоких нравственных качеств, готовности к социальному общению;
- развивающая функция понимается как формирование у учащихся рацио-нальных приемов и способов мышления, развитие познаватель-ной активности и самостоятель-ности, внимания, памяти, речи, культуры учебного труда.
Также автор указывает на то, что в процессе обучения общетехническим дисциплинам, учащиеся проходят определенные уровни усвоения учебного материала, такие как:
- ознакомительный;
- репродуктивный;
- уровень умений;
- творческий.
На уровне ознакомления у учащихся формируются общие представления об изучаемом материале (задачи предмета, класси-фикация и описание общего устройства, назна-чения и применения ма-шин, механизмов, прибо-ров).
При прохождении репродуктивного уровня учащиеся должны прочно и осознанно усвоить учебный материал и четко его воспроизводить (характерный учебный материал: общая технология произ-водства, свойства и спосо-бы получения материалов, обоснования конструкций, процессов, функций).
На уровне умений у учащихся учатся применять получен-ные знания в типичных учебных и учебно-производ-ственных ситуациях (характерный учебный материал: способы разборки, сборки, ремонта, наладки и испыта-ний оборудования, правила управления и обслуживания, способы выполнения элементов типовых техноло-гических процессов).
Творческий уровень предполагает, что учащиеся свободно самостоятельно применяют полученные знания в разнообразных учебных и учебно-производствен-ных ситуациях, деятель-ность их может носить поисковый характер (характерный учебный материал: теоретические основы производственных процессов,
принципы и общие правила, лежащие в основе построения техно-логических процессов) [9].
По мнению А.А.Андреева: «сложности, которые возникают у студентов, в изучении общетехнических дисциплин имеют как минимум две причины. Первая - межпредметные связи внутри одной кафедры. Вторая - вооруженный знаниями преподаватель чаще всего, сам не представляет где и в каких устройствах применяется тот или иной механизм, который предлагается студенту для анализа» [5].
Решением этих проблем может стать методически грамотное преподавание общетехнических дисциплин, которые и представляют собой интегративные учебные предметы, отражающие возможности технического и технологического приложения естественнонаучных знаний. Общетехнические дисциплины определяют связь отраслей производства и профессиональных направлений подготовки специалистов в вузах и предполагают наличие возможности использования готовых научных знаний в создании механических, гидравлических, аэродинамических, пневматических, электрических, электронных и других технических устройств. Разработку, которых будущие бакалавры профиля «Технология» могут осуществлять при изучении курса «Основы творческо-конструкторской деятельности», в частности при написании курсового проекта, который предполагает разработку готовых технических устройств.
Источником содержания технологического образования, на сегодняшний день, является профессионально-педагогическая деятельность будущего бакалавра профиля «Технология», другими словами состав профессионально значимых задач, решение которых направлено на формирование готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.
Готовность самостоятельно решать профессионально значимые задачи, может формироваться при решении реальных профессиональных ситуаций, возникающих как в учебном процессе, так и при подготовке творческих проектов с учениками. Таким образом, перед нами встала задача разработки ситуационных задач в рамках изучения общетехнических дисциплин студентами профиля «Технология».
Исходя из этого, мы предлагаем, что разработанные нами, ситуационные задачи могут быть использованы как способ заключительного этапа освоения учебного материала.
Как утверждает Б.Ц. Бадмаев, «человек лучше всего запоминает те знания, которые использовал в каких-то собственных действиях, практически опробовал, применил к решению каких-то реальных задач. Всё остальное, не нашедшее практического применения, обычно рано или поздно забывается» [2, С. 13].
Если обратиться к энциклопедическому словарю М.Ю. Кондратьева, то здесь «ситуация» -
Perspectives of Science & Education. 2016. 5 (23)
Таблица 1
Перечень планируемых результатов обучения при изучении будущими бакалаврами профиля «Технология» модуля «Машиноведение»
Результаты освоения ООП Перечень планируемых результатов обучения
СК-1: способен, прогнозировать тенденции развития техники и технологий, проектировать простые Выпускник должен знать: основы проектно-конструкторской деятельности; основные понятия и законы технической термодинамики и теплообмена, основные понятия и законы гидростатики и гидродинамики, технически грамотно объяснять эти закономерности применительно для реальных гидравлических систем.
технические устройства с применением знаний основ общетехнических дисциплин Выпускник должен уметь: выполнять проектные и конструкторские расчеты для объектов учебного, бытового и производственного назначения; формулировать основные законы термодинамики и теплопередачи, производить общие расчеты по тепловым установкам; формулировать основные законы гидростатики и гидродинамики, производить расчеты трубопроводов.
Выпускник должен владеть: навыками конструирования и проектирования технических объектов и технологических процессов, анализом тепловых процессов, происходящих при выработке тепловой энергии.
ПК-11: готов использовать систематизированные Выпускник должен знать: теоретические основы общетехнических дисциплин, методы и способы их использования при решении профессионально-педагогических и исследовательских задач.
теоретические и практические знания для поста- Выпускник должен уметь: анализировать и использовать прогрессивные научные знания в области общетехнических дисциплин, выявлять общее и частное при решении профессионально-педагогических и исследовательских задач.
новки и решения исследовательских задач в области образования Выпускник должен владеть: навыками практического использования теоретических знаний общетехнических дисциплин при решении профессионально-педагогических и исследовательских задач.
это система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его ак-тивность[10].
В свою очередь Конюхов Н.И. рассматривает ситуацию (от франц. situation - положение, обстановка) - как систему внешних условий, факторов, действующих на субъект и детерминирующих его деятельность наряду с субъективными, внутренними условиями, факторами [7].
Из этого можно сделать вывод, что ситуация определяет действия субъекта, активизирует его деятельность, а значит способна формировать устойчивую мотивацию учебно-познавательной деятельности студента.
Описание конкретной ситуации, более или менее типичной для определенного вида деятельности, представляет собой ситуационную задачу.
Как показывает анализ проведенных исследований, в учебном процессе школы на уроках технологии ситуационные задачи предлагает к использованию Насипов А.Ж., который рассматривает их как средство формирования универ-
сальных учебных действий и излагает способ реализации ситуационного подхода в познавательной деятельности учащихся [8].
Основные принципы разработки ситуационных задач, рассмотрены в работах Л.С. Илюшина, О.В. Акуловой, С.А. Писаревой, Е.В. Пискуновой [4,1].Решение ситуационных задач при изучении общетехнических дисциплин направлено на формирование рефлексии профессионально-педагогического опыта будущего бакалавра профиля «Технология». В результате самостоятельного решения таких задач у студентов происходит активизация познавательной деятельности, благодаря которой формируются мотивация к профессионально-педагогической деятельности, профессиональные навыки, уверенность в своих знаниях, адекватная самооценка, накапливается профессионально значимый опыт.
Ситуационные задачи, по общетехническим дисциплинам, могут быть использованы для формирования общепрофессиональных и специальных компетенций бакалавра профиля «Технология»[3]. (см. табл.1)
Таблица 2
Типы ситуационных задач применяемых на занятиях по общетехническим дисциплинам
Тип задачи Дисциплина Тема
Создание объекта с заданными свойствами Основы творческо-кон-структорской деятельности Разработка модели технического устройства «Гидравлический экскаватор»
Гидравлика Гидравлические машины и механизмы
Разработка технологии (метода) создания объекта с заданными свойствами или выполнения деятельности с определенными объектами в определенных условиях Основы творческо-кон-структорской деятельности Технологические особенности разработки модели технического устройства «Гидравлический кран»
Гидравлика Эксплуатация гидравлических машин и механизмов
Устранение отклонений от нормы значений параметров состояния объектов. Гидравлика Температурное расширение Вязкость жидкости Число Рейнольдса Изучение режимов течения жидкости Уравнение Бернулли
Теплотехника Первый закон термодинамики Термодинамические процессы в газах Второй закон термодинамики
Теоретическая механика Работа при поступательном и вращательном движении, сила трения.
Нахождение или оценка значений физических величин, описывающих свойства объекта в определенном состоянии. Гидравлика Температурное расширение Вязкость жидкости Число Рейнольдса Изучение режимов течения жидкости. Уравнение Бернулли
Теплотехника Первый закон термодинамики Термодинамические процессы в газах. Второй закон термодинамики
Теоретическая механика Центр тяжести.
Управление технологическим процессом, работой технического объекта. Гидравлика Температурное расширение Вязкость жидкости Число Рейнольдса Изучение режимов течения жидкости Уравнение Бернулли
Теплотехника Первый закон термодинамики Термодинамические процессы в газах. Второй закон термодинамики
Проведя анализ работы Акуловой О. В., Писаревой С.А., Пискуновой Е.В. [1], мы сделали вывод, что при разработке ситуационных задач по общетехническим дисциплинам для студентов
профиля «Технология», наиболее подходящими, по нашему мнению, могут стать следующие типы задач. (см. табл.2).
ЛИТЕРАТУРА
1. Акулова О. В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: уч.-метод. Пособие для педагогов школ. СПб, КАРО, 2008. 96с.
2. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 272 с.
в Добрачева А.Н. Определение состава необходимых компетенций при изучении модуля «Техническая механика» // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. 2012. Т.2. 3 1(8). С. 52-54
4. Илюшин Л.С. Разработка урока с использованием «Конструктора задач» // Народное образование. 2013.№2. С. 159-167.
5. Андреев А.А., Ермаков С.В. Математическое моделирование процесов восприятия учебного материала/ZMaterialy VMiedzynarodowei naukovi-praktycznejkonferencoj«Aktualne problemy nowoczesnych nauk-2009».-v.13.-Przemysl,-2009.-p.45-49.
6. Бондарь Ж.В. Роль общетехнических дисциплин в профессиональном становлении и адаптации студентов к будущей профессии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №5-3.
7. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы: справочное издание. - М., 1992. - 182 с.
8. Насипов А.Ж Ситуационная задача как средство формирования универсальных учебных действий на уроках технологии //Школа и производство. 2013. № 8. С. 39-42.
9. Скакун В. А. Методика преподавания специальных и общетехничес-ких предметов (в схемах и таблицах): Учеб. пособие для нач. проф. образования / Владислав Александрович Скакун. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 128 с.
10. Словарь / ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.
REFERENCES
2.
3.
4.
5.
7.
8.
10.
Akulova O. V., Pisarev S.A., Piskunova E. V. Designing of situational tasks for competency evaluation of pupils: уч. - a method. Benefit for teachers of schools. SPb, KARO, 2008. 96 pages.
Badmayev B. Ts. Psychology and a technique of the accelerated training. - M.: Gumanit. prod. VLADOS center, 1998. - 272 pages. Dobracheva A. N. Determination of structure of necessary competences when studying the Technical Mechanics module// Technological formation and sustainable development of the region. 2012. T.2. 3 1(8). Page 52-54 Ilyushin L. S. Development of a lesson with use of "The designer of tasks"//National education. 2013.№2. Page 159-167. Andreyev A. A., Ermakov S. V. Mathematical modeling of processes of perception of a training material//Materialy VMiedzynarodowei naukovi-praktycznej konferencoj of "Aktualne problemy nowoczesnych nauk-2009".-v.13. - Przemysl,-2009. - p.45-49.
The cooper Zh. V. Rol of all-technical disciplines in professional formation and adaptation of students to future profession// Urgent problems of humanitarian and natural sciences. 2015. No. 5-3.
N. I. grooms. Applied aspects of modern psychology: terms, laws, concepts, methods: reference media. - M, 1992. - 182 pages. Nasipov A. Zh the Situational task as means of forming of universal educational actions at technology lessons//School and production. 2013. No. 8. Page 39-42.
Skakun of V. A. Metodik of teaching special and the obshchetekhnicheskkikh of objects (in schemes and tables): Studies. benefit for the head prof. Education / Vladislav Aleksandrovich Skakun. — M.: Publishing center "Akademiya", 2005. — 128 pages. Dictionary / edition of M. Yu. Kondratyev//Psychological lexicon. The encyclopedic dictionary in six volumes / edition - сост. L. A. Karpenko; under a general edition of A. V. Petrovsky. - M.: PER SE, 2006. - 176 pages.
Информация об авторе
Добрачева Анна Николаевна
(Россия, Воронеж) Преподаватель кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин Воронежский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
Information about the author
Dobracheva Anna Nikolaevna
(Russia, Voronezh) Teacher of department of technological and natural-science disciplines Voronezh State Pedagogical University E-mail: [email protected]