Научная статья на тему 'Проблемы гендерного воспитания в современной педагогике'

Проблемы гендерного воспитания в современной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3666
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛОРОЛЕВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ / GENDER / GENDER EDUCATION / SEX AND ROLE SOCIALIZATION OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеенко Елена Павловна

В статье обоснована актуальность изучения вопроса гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Рассматриваются особенности формирования гендерной идентичности детей. Автором представлены некоторые особенности гендерного поведения и игровой деятельности мальчиков и девочек. Описана специфика организации воспитательно-образовательного процесса с учётом половой идентичности и особенностей развития ребёнка в процессе его полоролевой социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article forms the rationale for timeliness inquiry of preschool children gender education. The special aspects of children gender identity construction are considered under the article. The author pictures idiosyncrasy of gender behavior and play activity of boys and girls. In addition, describes special features of educational process with allowances for gender identity and special needs of every child in sexrole behavior process.

Текст научной работы на тему «Проблемы гендерного воспитания в современной педагогике»

Донбасса. Их важнейшей особенностью можно считать уверенность в первостепенной значимости воспитания духовно-нравственных ценностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрей Пургин: Донбасс как фронтир России [электронный ресурс] режим доступа: https://www.novorosinform.org/articles/7550 (дата обращения - 21.12.2017).

2. Гуманистический психоанализ / Сост. и общая ред. В.М. Лейбина. - СПб.: Питер, 2002. -544 с. (Серия хрестоматии по психологии).

3. Морис Хальбвакс. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. -2005. - №2-3. [электронный ресурс] Режим доступа. -http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ha2.html (дата обращения - 12.12.2017).

4. Муза Д.Е. Путь России: от рукотворной Голгофы - к чаемому Воскресению (мои бои за историю) / Предисл. А.Ю. Минакова / [Центр стратегической конъюнктуры]. - М.: Издатель Воробьёв А.В., 2018. - 288 с.

5. Сенюшкина Т.А. Традиция и коллективные ценности поколений // Политическое пространство и социальное время / под ред. Т.А. Сенюшкиной, А.В. Баранова. -Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2016. - С. 205-208.

6. Фромм Э. Человек для себя / Пер. с англ. и послесл. Л.А. Чернышевой.- Мн.: «Коллегиум», 1992. - 253 с.

Макеенко Елена Павловна

ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 37.013.41

ПРОБЛЕМЫ ТЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

PROBLEMS OF GENDER EDUCATION IN MODERN PEDAGOGY

В статье обоснована актуальность изучения вопроса гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Рассматриваются особенности формирования гендерной идентичности детей. Автором представлены некоторые особенности гендерного поведения и игровой деятельности мальчиков и девочек. Описана специфика организации воспитательно-образовательного процесса с учётом половой идентичности и особенностей развития ребёнка в процессе его полоролевой социализации.

Ключевые слова: гендер, гендерное воспитание, полоролевая социализация детей.

The article forms the rationale for timeliness inquiry of preschool children gender education. The special aspects of children gender identity construction are considered under the article. The author pictures idiosyncrasy of gender behavior and play activity of boys and girls. In addition, describes special features of educational process with allowances for gender identity and special needs of every child in sex- role behavior process.

Key words: gender, gender education, sex and role socialization of children.

235

В современной педагогике особую актуальность приобретает проблемавоспитания ребёнка как личности определённого пола, т.е. вопрос гендерного воспитания. По мнению Н.И. Козлова, гендерные стандарты - одна из основ современной цивилизации [3, с. 26]. Процесс гендерного воспитания, как указывает ряд отечественных (В.Е. Каган, И.С. Кон, Е.Л. Кононко, И.А. Лыкова, Т.А. Репина и др.) и зарубежных исследователей (А. Бандура, Е. Берн, Л. Кольберг, Э. Маккоби и др.), является важной и неотъемлемой частью общего процесса воспитания, а дифференцировать подходы к воспитанию девочек и мальчиков необходимо уже с дошкольного возраста. К концу раннего возраста ребенок уже усваивает свою половую принадлежность. К семи годам у него формируется гендерная устойчивость, т.е. осознание того, что принадлежность к полу сохраняется независимо от ситуации и желаний ребенка. В дальнейшем возможности организованных воздействий на систему гендерной идентичности ребёнка заметно снижаются. Именно поэтому старший дошкольный возраст рассматривается сегодня как сенситивный период для формирования предпосылок и условий, способствующих принятию ребёнком своей гендерной принадлежности. Существует множество различных определений понятия «гендер». Слова «пол» и «гендер», «полоролевое» и «гендерное» воспитание и их производные часто употребляются учеными как синонимы. Так поступают, например, современные исследователи Е.Н. Каменская, О.Г. Лопухова, А.В. Мудрик, С.Л. Рыков, Э. Маккоби. Анализ и обобщение данных понятий, позволяет нам сделать вывод, что гендер - это совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Гендерная педагогика - это раздел педагогики, изучающий особенности гендерной социализации, обучения и воспитания мальчиков и девочек. Процесс гендерной социализации является важнейшим для понимания развития личности ребёнка и системы его отношений с взрослыми и сверстниками.

Цель статьи - раскрыть теоретические основы, на которых базируется гендерная педагогика, познакомить с подходами к гендерному воспитанию, представить результаты исследования готовности педагогов дошкольного образования Донецкой Народной Республики к учёту полоролевых особенностей детей в своей профессиональной деятельности.

Значение гендерной педагогики в решении задач формирования личности, в совершенствовании образовательного процесса обусловлено рядом факторов. У детей гендерные роли существуют не в готовом, свойственном взрослым виде, а формируются в ходе социализации. Мужчинами и

женщинами в социальном смысле не рождаются, ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое необходимо начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста» [3, с. 5]. Как показала практика, «бесполая педагогика», не учитывающая психологических особенностей мальчиков и девочек, неспособна эффективно решать задачи полоролевой социализации подрастающего поколения и подготовки к выполнению половых социальных ролей. Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и феминизация мальчиков. По мнению Е.Л. Кононко, стратегия образования в дошкольных организациях и школах обращена преимущественно на девочек. Педагоги - в основном женщины. В семьях также преобладает женское воспитание. Женщине сложно вырастить настоящего мужчину, так как у неё другая психология, другой тип мышления. Данную проблему необходимо признать как реальную, требующую своего решения [1, с. 54].

Гендерный подход в образовании, т.е. учет гендерных психологических различий (психофизиологических, личностных), позволяет обеспечить большую эффективность процессов обучения, воспитания, формирования личности. Важными проблемами, над которыми работает гендерная педагогика являются: создание концепций гендерного образования и разработка программ и технологий воспитания и обучения с учетом гендерных различий детей. Гендерная педагогика - новая развивающаяся отрасль педагогического знания, поэтому до настоящего времени ее понятийный аппарат находится в стадии формирования.Отношение исследователей к половому воспитанию детей дошкольного возраста, к используемой при этом терминологии, неоднозначно. Некоторые из них (В.Е. Каган, О.К. Лосева и др.) подчеркивают необходимость в половом воспитании сообщать ребенку информацию о половом развитии человека дозированно. Другие, прежде всего Т.А. Репина и представители ее научной школы, считают целесообразным обсуждать вопросы полоролевого воспитания, исключая сексуальное просвещение (сведения о сексуальных отношениях полов и о репродуктивных функциях человека). Но и те, и другие едины во мнении: половое воспитание - важная, неотъемлемая часть нравственного воспитания. Хотя сводить ее только к нравственному воспитанию было бы неверным.

Таким образом, гендерный подход в образовании - одна из центральных проблем современного дошкольного образования, которая возникла вследствие несоответствия результатов воспитания и обучения ребёнка в дошкольной образовательной организации социальному заказу общества.

В условиях изменения законодательства в сфере образования в Донецкой Народной Республике сделаны первые шаги для начала решения этого вопроса. Так, в Государственном образовательном стандарте дошкольного образования Донецкой Народной Республики указано, что работа каждого педагога дошкольной образовательной организации должна быть нацелена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями [2, с. 6].

Отличительной особенностью Типовой образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» является направленность на всестороннее развитие личности ребенка, моральное воспитание, воспитание уважения к традиционным ценностям, а также формирование традиционных гендерных представлений. В целевых ориентирах дошкольного образования, описанных в Типовой образовательной программе, указывается, что на этапе завершения дошкольного детства ребёнок имеет первичные представления о традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу [6, с. 230].

Можно констатировать, что вопрос гендерного воспитания нашёл своё отражение в нормативно-правовом обеспечении дошкольного образования Донецкой Народной Республики, что должно повлечь за собой работу по решению данной проблемы.

Исследования и анализ развивающей предметно-пространственной среды дошкольных образовательных организаций Донецкой Народной Республики, проведенный в 2016 году в рамках работы республиканской творческой группы по проблеме «Развивающая предметно-пространственная среда как важный фактор формирования личности ребёнка в условиях ДОО (У)» выявил отсутствие в групповых помещениях дошкольных образовательных организаций необходимой дифференцированной среды, инициирующей гендерную идентификацию детей. Для исследования особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольных образовательных организаций и учёта полоролевой специфики при её создании, нами были использованы следующие методы: анализ Типовой образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»; анкетирование педагогов; беседы с педагогами и родителями; изучение документации, анализ продуктов детской деятельности; наблюдение в группах детей дошкольного возраста; статистические методы обработки результатов и др. было выявлено, что:

- предметные уголки (центры, зоны) групп преимущественно ориентированы на игровую деятельность девочек;

- в группах отсутствуют инструменты (игрушечные детские отвёртки, молоток, тиски, дрель и т.п.);

- практически не изготавливаются рукотворные игрушкидля мальчиков;

- крайне редко создаются условия для проведения сюжетно-ролевых игр мальчиков («Слесарная мастерская», «Автосервис», «АЗС» и др.).

Это же подтвердили и результаты проведенного анкетирования среди слушателей курсов повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Донецкий Республиканский институт дополнительного педагогического образования». Педагоги составляли список игрушек с учётом их полоролевой специфики. Было выявлено, что 85% (из числа опрошенных воспитателей) в список значимых игрушек для мальчиков внесли «спокойные» и «тихие» игрушки: машинки, кубики, конструктор, солдатики, иногда мячи (использование которых в групповых комнатах не приветствуется самими педагогами). Вместе с тем не были внесены в список значимых игрушек для мальчиков:

- инструменты, материалы;

- предметы мужского туалета и гигиены (игрушечные электробритвы, «туалетная вода» и т.п.);

- бинокль, компас, рюкзак;

- спортивные атрибуты (маты для борьбы, груша для боксирования, эспандеры).

В ходе бесед педагоги с удивлением констатировали, что организованная ими развивающая предметно-пространственная среда ориентирована в основном на девочек, по отзывам самих воспитателей: «хоть сама играй в каждом уютном уголке группы: кухне, парикмахерской, магазине, «Салоне красоты».

Данные результаты свидетельствовали о недостаточной гендерной компетентности педагогов, необходимости пересмотра и дополнения развивающей предметно-пространственной среды, изучении и внедрении гендерных технологий в целостный педагогический процесс. В связи с этим, были разработаны и включены в программы курсов повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций следующие модули: «Возрастные и индивидуальные особенности развития личности. Создание благоприятных условий развития детей в условиях реализации новых Государственных образовательных стандартов», «Гендерное воспитание как важная составляющая образования». В ходе прохождения педагогами данных модулей (в очном и дистанционном формате) исследовался вопрос готовности

педагогов к учёту полоролевых особенностей детей в профессиональной деятельности. Из методов исследования были применены следующие методы: анкетирование, опрос, открытая групповая дискуссия. В дистанционном формате (http://www.moodle.donippo.org/) прохождения курсов повышения квалификации 448 слушателей (15 учебных групп) приняли активное участие в открытой групповой дискуссии, посвящённой проблеме взаимодействия педагогов и родителей в процессе полоролевого воспитания детей (февраль -декабрь 2017 г.). Свой опыт работы, пути и формы взаимодействия с родителями дошкольников раскрывали заведующие, старшие воспитатели, воспитатели, педагоги-психологи, музыкальные руководители дошкольных образовательных организаций. Анализ высказываний слушателей курсов в ходе открытой дискуссии выявил, что: 97% педагогов убеждены, что учёт гендерных особенностей необходим при организации воспитательно-образовательного процесса; 3% педагогов убеждены, что в ДОО (У) воспитывать детей необходимо без учёта пола ребёнка («дети ещё малы», «в детстве все равны, подходы и воспитательное воздействие должны быть одинаковыми и для девочек, и для мальчиков»). 67% слушателей не смогли аргументировать свои убеждения, испытывали затруднения при описании конкретных шагов по учёту данных индивидуальных особенностей. Педагоги признают дисбаланс в созданной ими развивающей предметно-пространственной среде групповых помещений и отмечают ориентацию созданных «игровых уголков (зон)» преимущественно на игровую деятельность девочек. 98% слушателей успешно выполнили практическое задание - разработали и разместили в «Родительских уголках» консультации по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста. Воспитатели не только готовы осуществлять изменения в развивающей среде групп (с привлечением к данной работе родителей), но и активно включились в данный процесс, сразу же после анализа содержания игровых центров групп.

Успешным примером организации подобной деятельности является система работы воспитателя Горловского дошкольного образовательного учреждения № 91 «Орленок» Калинкиной Натальи Михайловны, победителя Республиканского конкурса педагогического мастерства для воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Наставница года» (2017 г.). Педагогом разработана дополнительная образовательная программа по полоролевому развитию «Красота и сила», накоплен уникальный опыт работы с родителями по формированию гендерных качеств через нравственное воспитание дошкольников. Данный опыт распространяется в рамках курсовой и межкурсовой работы среди воспитателей Донецкой Народной Республики.

Воспитывая ребёнка дошкольного возраста, педагогам необходимо способствовать формированию таких важных показателей нормального развития личности как: осознание ребёнком своей половой принадлежности, умение различать представителей мужского и женского пола, знание полоролевых стандартов поведения. Данную работу с детьми необходимо производить в интеграции всех образовательных областей, комплексно, используя нравственные беседы, игровые занятия, прогулки, жизненные ситуации и специально организованные занятия.

Поддерживаем мнение Л.Г. Мухомориной, что целью гендерного воспитания должны стать:

- овладение культурой в сфере взаимоотношения полов;

- формирование определённой модели поведения;

- правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе.

Исследователь подчеркивает, что воспитывая детей как представителей

определённых полов, педагоги должны руководствоваться следующими основными принципами в этой работе: духовная направленность; комплексность, систематичность и постоянство воспитательных воздействий; перманентность полового воспитания; опережающий характер воспитания; учет круга общения детей и источников информации;оптимальное использование всех возможностей, в том числе создание необходимого образовательного пространства [4, с. 8].

На наш взгляд, трудности создания здоровьесберегающего пространства с гендерной составляющей связаны, прежде всего, с относительной новизной гендерного подхода в образовательной практике, неоднозначной трактовкой как гендерной терминологии, так и ее содержательного наполнения. В то же время воспитательно-образовательный процесс в дошкольной образовательной организации призван обеспечить здоровьетворение и успешную социализацию представителей разных полов: личностно - валеологическую компетентность педагогов; подачу образовательного материала как средства и инструмента, создающего условия для полноценного проявления и развития личностных качеств девочек и мальчиков-субъектов воспитательно-образовательного процесса; раскрытие внутренних ресурсов самооздоровления; стимулирование дошкольников к здоровому образу жизни и социальной активности; обсуждение проблемы взаимоотношений полов, подчеркивание их равенства с целью построения демократического содружества «разных, но равных»; социальное партнерство родителей и дошкольной образовательной организации; сотрудничество и сотворчество обучающихся, педагогов и родителей.

Таким образом, главной фигурой осуществления гендерного подхода в дошкольном образовании является воспитатель. Именно педагоги как представители гендерной культуры общества будут способствовать успешной гендерной социализации дошкольников, формированию у воспитанников полоролевых ценностей и полоролевого поведения. Результатом гендерного воспитания должна стать гендерная воспитанность дошкольников -интегральное качество личности, в обобщенной форме отражающее систему социальных, личностных представлений и опыта в выполнении гендерных ролей на основе эмпатии, самоуважения и взаимоуважения.

Перспективу дальнейшего исследования проблемы видим в поиске педагогических условий, необходимых для построения оптимального воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях с учетом специфики гендерного подхода. Реализация гендерного подхода в образовании, отвечающая современным тенденциям развития научной теории и запросам педагогической практики должна стать одной из важнейших составляющих воспитательно-образовательной работы современной дошкольной образовательной организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воспитываем социально компетентного дошкольника: уч.-метод. пособ. / Под редакцией Е Л. Кононко.- К.: Свитич, 2009. - 208 с.

2. Государственный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mondnr.ru/programmy-do/send/4-prikazy/900-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj -standart-doshkolnogo-obrazovaniya-na-2015 -2017^

3. Козлов НИ. Как относиться к себе и людям / НИ. Козлов. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 1999. - 336 с.

4. Мухоморина Л.М. Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста / Л.М. Мухоморина. - Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2001.- 92 с.

5. Лыкова И.А. Играют мальчики: гендерный подход в образовании: учебно-методическое пособие / И.А. Лыкова, Е.И. Касаткина, С.Н. Пеганова. - М.: Издательский дом «Цветочный мир», 2014. - 96 с.

6. Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mondnr.ru/?cat=76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.