Научная статья на тему 'Gender education of pre-school children'

Gender education of pre-school children Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
288
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ГЕНДЕР / GENDER / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ / SOCIAL ROLE / ФEМИНИЗМ / FEMINISM / ФРЕЙД / FREUD / ХОРНИ / HORNEY / СУББОТСКИЙ / ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / SEXUAL DEVELOPMENT OF CHILDREN / ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / GENDER EDUCATION OF CHILDREN / SUBBOTSKY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ilyin G.L., Salimullina A.E.

The article in question sets out the concept of gender education of pre-school children in relation to such concepts as gender and sexual development. The differences in features of development of children of different sex are singled out.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Gender education of pre-school children»

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

GENDER EDUCATION OF PRE-SCHOOL CHILDREN

Г. Л. Ильин,

А. Э. Салимуллина

Излагается понятие гендерного воспитания дошкольников в связи с понятиями «гендер» и «половое развитие». Выявляются различия в особенностях развития детей разного пола.

Ключевые слова: гендер, социальнаяроль, феминизм, Фрейд, Хорни, Субботский, половое развитие детей, гендерное воспитание детей.

G. L. Ilyin, A. E. Salimullina

The article in question sets out the concept of gender education of pre-school children in relation to such concepts as "gender" and "sexual development". The differences in features of development of children of different sex are singled out.

Keywords: gender, social role, feminism, Freud, Hor-ney, Subbotsky, sexual development of children, gender education of children.

Прежде в общественном сознании не было понятия «гендер». Было деление людей на два пола - мальчики и девочки, мужчины и женщины. И это разделение существовало всегда. Смольный институт и Царскосельский лицей - примеры раздельного воспитания в отечественном образовании. И лишь появление совместного обучения, и то не сразу, внесло смятение в умы педагогов - чем отличается или должно отличаться воспитание и обучение мальчиков от девочек?

Научное понятие «гендер» появилось сравнительно недавно - в 1960-1970 гг. и связано с появлением социологии, особенно концепции социальных ролей. Социология всерьез, то есть по-научному, занялась известной со времен Шекспира истиной - «весь мир театр и люди в нем актеры», только играют они всерьез, сами того не замечая, как г-н Журден у Мольера, а не «понарошку», как это делают в театре, кино и на телевидении.

За появлением социальной роли и осознанием ее значения в научном мышлении скрывались сложные процессы, определяющие отношение людей к миру и друг к другу. Поведение человека, выступавшее как социальная роль, означало, что, казалось бы, естественное состояние человека, способного изготавливать все необходимые вещи, «умельца-универсала», делавшего все для себя и семьи, сменялось более определенным, отвечавшим складывающемуся разделению общественного труда.

Социальная роль означала выделение занятий, которые человек выполнял лучше других - обкалывать камни, изготавливать стрелы, тачать сапоги, шить платье и т. д. Но социальная роль не могла появиться в однородной социальной среде - ей обязательно предшествовали иные роли: землепашцу предстояли скотоводы, охотники, рыболовы, кузнецы, плотники, мельники, печники, -умельцы-специалисты. Все они отличались особенностями, которые нужно было узнать, изучить и освоить, чтобы играть ее успешно или хотя бы сносно.

Мы говорим о деревенской среде, но то же самое разделение социальных ролей, только более интенсивно, про-

исходило в городской, ремесленной среде, где социальная дифференциация становилась ремесленной - каменщики, трубочисты, плотники, столяры, портные, сапожники, хлебопеки, брадобреи - все они играли роли, предписанные образом жизни горожан и все они были ремесленниками.

Внимательный читатель заметит, что все упомянутые занятия или профессии носят мужской, несемейный характер, как если бы не существовало на свете доярок, свинарок, огородниц, прях, ткачих, кружевниц и пр. Почему? Издревле существовало разделение функций между мужем и женой, с тех пор, как существует семья. Женщина была связана ведением хозяйства, беременностью и воспитанием детей, мужчина должен был обеспечивать семью необходимыми средствами существования. И вследствие этих обстоятельств только мужские внесемей-ные функции развивались, а женские если и развивались, то незначительно.

Так было в Европе до конца XIX в., когда появился феминизм (вначале суфражизм, боровшийся за право женщин голосовать наравне с мужчинами).

Феминизм, как возвращение воспоминания о матриархате, когда женщина играла главенствующую роль в семье и обществе, был тем фитилем, который озарил понятие гендера. Он означал выход женщин из семейной жизни на арену общественной деятельности со всем разнообразием занятий, свойственных общественной жизни.

При сопоставлении роли мужчины и женщины стало ясно, особенно феминисткам,

• что в семейной жизни женщины ничуть не хуже мужчин и что мужчины третируют женщин в своих интересах, взваливая на них всю тяжелую семейную работу, прикрываясь общественной деятельностью;

• что в общественной жизни, если ей удается пробиться, женщина способна достичь не меньших, а то и больших успехов, чем мужчины;

• что вся общественная история написана с мужской точки зрения и должна быть переписана, поскольку женщины в истории имели не меньшее значение, чем мужчины.

Начав с возвышения значения женского пола, феминистки пришли к необходимости устранения дискриминации, к полному уравниванию, как им казалось, отношений между полами (право на образование, на голосование, право не только избирать, но и быть избранными, право собственности и др.).

Но постепенно выяснилось, что главное - не пол, а та роль, которую выполняет человек, те социальные функции, задачи, цели, которые он на себя берет, то есть осознает и выполняет, неважно, какого он пола. Профессия, занятие не имеет пола. Соответственно изменилось отношение к полу: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся», - провозглашала Симона де Бовуар, французская писательница, философ, идеолог феминистского движения. То же можно сказать и о мужчине: это не просто биологическая или семейная, но социальная роль. Но в то же время стало очевидно, что эти социальные роли выполняются по-разному мужчинами и женщинами.

Так пришли к понятию гендера.

Гендер - социальный пол индивида, в отличие от биологического понимания пола как совокупности морфологических и физиологических особенностей. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями, -это означает выполнять те или иные предписанные им тендерные роли, связанные с положением в обществе.

Половое развитие дошкольников

Половая идентификация (самоопределение) человека может длиться едва ли не всю жизнь. Она может меняться в периоды возрастных или жизненных кризисов. Либидо может усиливаться, угасать или менять свою направленность. Особенно важным для формирования половой идентичности является период раннего детства. Половая идентичность детей в раннем возрасте проходит несколько этапов.

Первая идентификация осуществляется родителями, которые решают, какого пола их ребенок, обращаются с ним и воспитывают его соответствующим образом. При этом важное значение имеет желание родителей иметь ребенка определенного пола. Расхождение желания с действительностью может влиять на половую идентификацию ребенка, поскольку родители сознательно или подсознательно стремятся видеть в ребенке личность желаемого пола.

Вторая идентификация производится ребенком самостоятельно. Именно в детском возрасте дети устанавливают различия между мальчиками и девочками, самоидентифицируются и, хотя ведут себя в соответствии с указаниями родителей, но все же следуют и собственным интересам, не слишком заботясь о половых различиях и выбирая те или иные занятия и формы общения со сверстниками.

Несмотря на то, что развитие ребенка от «сосцов материнских» было открыто родителям непосредственно, воочию, его половое развитие находилось как бы под влиянием общественного табу, его не замечали или воспринимали без связи с полом. И здесь особенно важны работы З. Фрейда. Половым развитием детей до Фрейда никто не занимался. Открытые им факты детской сексуальности шокировали общество. Фрейд установил, что либидо детей в процессе развития изменяется в зависимости от пола ребенка и в связи с полом родителей («комплекс Эдипа», «комплекс Электры») [1].

Несмотря на критику, особенно со стороны антропологического направления, исследования ранних культур, позволивших изменить европоцентричную точку зрения на развитие детей на точку зрения, представленную Фрейдом, эти мифологические понятия вошли в комплекс современных европейских понятий психологии детского развития [2] .

Рассмотрим подробнее период формирования представлений у детей, связанных с половым развитием. Сошлемся на исследователей-психоаналитиков в этой области.

«В первые годы жизни у ребенка отсутствуют какие-либо представления о различиях между полами. Вначале даже

Таблица 1

Современные научные взгляды на женское развитие

«Представления мальчиков» «Научные взгляды» («представления девочек»)

Наивное предположение, что у девочек тоже есть пенис Оба пола придают важное значение только мужскому половому органу

Узнают, что у девочек нет пениса Печальное открытие девочки: у меня нет пениса

Идея: девочки — изувеченные, кастрированные мальчики Вера девочки: у меня раньше был пенис, он утрачен вследствие кастрации

Вера в то, что девочки перенесли наказание, которое угрожает и им Кастрация понимается девочкой как наказание

Девочки — низшие существа Отношение к себе как к низшему существу. Зависть к пенису

Мальчик не может себе представить, как же это девочка когда-нибудь сможет пережить свою утрату и преодолеть свою зависть Девочка так никогда и не может преодолеть чувство своей неполноценности и униженности своего положения и должна постоянно бороться с желанием быть мужчиной

Мальчик боится ее зависти Девочка всю жизнь хочет отомстить мужчине за то, что он обладает чем-то, чего она лишена

собственное тело не идентифицируется и не выделяется ребенком из одушевленных или неодушевленных предметов окружающего мира (собственный палец, соска и грудь матери доставляют практически одинаковое удовольствие). Затем, вслед за оральной фазой психосексуального развития, наступает анальная фаза, которая сменяется фаллической -периодом половой идентификации, одним из первых признаков которой является особое внимание детей того и другого пола к собственной генитальной сфере. В этот же период, наблюдая взрослых и сверстников, а затем путем изучения собственного тела, ребенок впервые обращает внимание на наличие или отсутствие у него пениса и "открывает" для себя анатомическую дифференциацию полов» [3].

Далее Хорни в соответствии со своей установкой, направленной на устранение неравенства полов, анализирует взгляды мальчиков-дошкольников, связанных с различием полов, сравнивая их с «научными взглядами», которые лучше было бы назвать «представлениями девочек». Хорни сопоставляет эти взгляды, чтобы подчеркнуть их идентичность или сходство, которое тем самым проявляется с раннего детства и является свидетельством изначального доминирования мужского начала над женским, а следовательно, показывает мужской (маскулинный) характер науки и современной цивилизации в целом, в полном соответствии со взглядами феминисток (табл. 1).

Точно так же «представления мальчиков» и «научные представления» о половых органах следует признать недостаточно обоснованными, более того, надуманными. И дело вовсе не в забывании взрослыми воспоминаний детства, свойственного всем людям, и не в реакции общества на запретные, неприятные идеи, связанные с детской сексуальностью («вытеснение»), на которые ссылался Фрейд, защищая свою теорию. Дело в пансексуализме Фрейда, который Хорни в данном тексте, относящемся к началу 1920-х гг., полностью разделяла.

Пансексуализм означает признание ведущей роли полового влечения во всех проявлениях человеческой жизни, от рождения до смерти. От контакта с материнской грудью или ее заменителем (младенцы), первым поцелуем в губы с лицом противоположного пола (подростки), стремлением к сексуальным контактам, даже вопреки социальным запретам (юноши, девушки и взрослые люди), до старческого влечения к молодым, проявляющим уважение и заботу, влечения, вплоть до готовности отдать им все нажитое.

Гендерное воспитание дошкольников

Проблему гендерного воспитания породила практика совместного воспитания и обучения, существующая с начала ХХ в. и поныне в отечественном образовании, прерывавшаяся только в годы отечественной войны, а ныне существующая разве что в военных кадетских и частных образовательных учреждениях. С одной стороны, исторически воспитание детей, особенно в многосемейных, патриархальных семьях способствовало совместному обучению, а с другой - известные со времен Квинтиллиана (I в. н. э.) недостатки общественного воспитания вынуждали искать иные формы обучения.

Говоря о дошкольниках, следует иметь в виду, что речь должна идти прежде всего не о половом, а о гендер-ном воспитании, поскольку вопросы полового развития, связанные с анатомическими различиями девочек и мальчиков, выявляются, на наш взгляд, в этом возрасте несущественным образом, на уровне простого любопытства, познавательного интереса ко всему окружающему, в том числе и к собственным органам и членам, и даже собственным выделениям. Мы не считаем столь значимыми рассуждения о наличии или отсутствии пениса у детей («комплекс кастрации») и связанные с ним переживания -они, несомненно, раздуты психоаналитической теорией и ее последователями.

Фрейд считал познавательные интересы производными от сексуального влечения: «Когда сексуальная жизнь ребенка достигает своего первого расцвета, от 3-го до 5-го года, у него появляются также зачатки той деятельности, которой приписывают стремление к познанию или исследованию. Влечение к познанию не может быть причислено к элементарным компонентам влечений, но подчинено исключительно сексуальности. Его деятельность соответствует сублимированному способу овладевания, с другой стороны, оно работает на основе энергии влечения к подглядыванию» [1].

С этими утверждениями вряд ли согласится гуманистическая психология и педагогика, для которых познание и особенно творчество - высшие проявления человека, а стало быть, сведение их к сексуальным способам «овладения» и «подглядывания» сильно их обесценивает. В объяснении Фрейда видна та же идея - пансексуализм, который он стремился распространить на все проявления психической жизни. Ввиду невнятности объяснений Фрейда связи познавательных интересов с сексуальным влечением, оставим их без внимания.

Будем исходить из того, что мотивами поведения детей дошкольников выступают не эротические, а познавательные интересы. И утолив сексуальное любопытство с помощью взрослых «детскими» объяснениями, вроде аиста и капусты, дети обычно легко переключаются на что-то другое. Конечно, современные дети стали иными. Может быть, аист и капуста не удовлетворят любопытства современного ребенка, но объяснения не должны быть «правдой-маткой», а должны иметь игровой, символический характер, соответствующий уровню развития ребенка и кругу его представлений, может быть, например, связанных с животным миром. Роль родителей, матери, отца или воспитательницы, знающих об особенностях полового развития ребенка, особенно важна - она должна быть не запрещающей, а скорее отвлекающей или объясняющей на доступном ребенку уровне.

В период дошкольного детства у детей происходит принятие гендерной роли:

• к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и определяют себя соответствующим образом;

• в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не

Таблица 2

Различие и сходство в поведении мальчиков и девочек

Девочки Мальчики

Превосходят мальчиков в вербальных способностях Сильнее девочек в визуальных и пространственных способностях

Больше развито слуховое восприятие Более развито зрительное восприятие

Лучше справляются с простыми, рутинными задачами Справляются с более сложными познавательными процессами

«Социальнее» и более внушаемы Менее социальны

Испытывают большее влияние наследственности Испытывают большее влияние среды

изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами, и эта принадлежность к полу впредь не изменится.

По мере взросления, особенно после 5 лет, основными для детей становятся особенности социального поведения, - как может и должен вести себя мальчик или девочка определенного пола, интересы, вкусы и пристрастия, занятия в группе, будущие виды деятельности, которые воображает ребенок и стремится реализовать доступными ему средствами.

Это происходит путем подражания взрослым и сверстникам, в частности, в процессе ролевых или сюжетно-ролевых игр. И не только. Подражание может определяться и случайными людьми, с которыми встречается ребенок - мимика, жесты, слова, речевые обороты, интонация, произношение, походка. Образы взрослых - пример для подражания детей, неважно какого они пола. Подражание - способ усвоения социального поведения, осознаваемый или неосознаваемый, который формирует личность ребенка в соответствии с его интересами, пристрастиями и потребностями.

В полоролевом отношении можно наблюдать значительные различия. Приведем факты, связанные с различиями и сходством в поведении детей разного пола (табл. 2).

Можно добавить, что у мальчиков выше, чем у девочек, математические способности и они более агрессивны, чем девочки.

Сверстники определяют нарушение неписаного тендерного кода поведения и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своем обществе поведенческих отклонений и нарушений в полоролевой идентификации. Причем женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот - маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.

Воспитание дошкольников в совместном образовании проходит в основном под женским влиянием в семье (мать или няня) и в дошкольном учреждении (воспитательницы). Это обстоятельство, как считают исследователи, влияет на выявляющуюся феминность мальчиков, а впоследствии будущих мужчин, наблюдающуюся в современном европейском обществе. Впрочем, это не объясняет столь непосредственно маскулинизацию будущих женщин под влиянием дошкольного воспитания, разве что под влиянием женщин-воспитательниц дошкольных образовательных учреждений, приобретших маскулинные черты, то есть обретшие особенности мужского поведе-

ния и использующих методы мужского воздействия на воспитанников. Но скорее всего, причиной следует назвать общий процесс феминизации, возвышения значения женщин в общественной и семейной жизни, приведший к демаскулинизации мужчин.

В последнее время в РФ появляется достаточно большое количество теоретических разработок по гендерному подходу. Но на практике дело обстоит иначе. В основном большинство современных воспитателей детских садов имеют представление о сути гендерного подхода, но не все осознают необходимость данного подхода. На вопрос, нужно ли мальчиков и девочек воспитывать по-разному, более 60% из числа опрошенных ответили отрицательно. Для большинства привычнее традиционное воспитание, а не раздельное, и конечно, легче применять традиционные подходы, чем переходить на что-то новое, незнакомое, неизученное. В целом опрошенные воспитатели не поддерживают раздельного обучения, хотя и признают необходимость дифференцированного гендерного воспитания с учетом индивидуальных особенностей и пола ребенка, несмотря на то что в условиях современного образования не всегда есть возможности для полной реализации этого подхода.

Таким образом, мнения преподавателей расходятся. Одни выступают против, аргументируя это тем, что детям дошкольного возраста необходимо разнополое окружение и общение с противоположным полом. Другие считают, что за последнее время роли мужчин и женщин сильно смешались (мужчины перенимают женские черты, и наоборот, что не всегда приводит к хорошим результатам), поэтому желательно уделять внимание специфичным чертам ребенка. Третьи мыслят стереотипно, рассматривая возможность раздельного обучения только в религиозных семьях. В смешанных детских садах большинство воспитателей используют основные подходы, применяемые как для мальчиков, так и для девочек, но среди них есть и те, кто проводит занятия и игры в соответствии с интересами, способностями и гендерными особенностями детей. Хотелось бы отметить, что среди опрошенных есть и те, кто положительно относится и считает наиболее важным учитывать гендерные особенности не в дошкольном, а в подростковом возрасте. Несмотря на то, что совместное воспитание является наиболее привычным, педагоги выделяют и его недостатки тоже:

1. Усваиваются роли, не свойственные своему полу.

2. Не учитываются индивидуальные склонности и особенности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.