УДК 373.24 НАГЕЛЬ О.П.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования, Педагогический институт Белгородского государственного национального исследовательского университета E-mail: nageloksana@mail.ru. ШАТАЛОВА Е.В.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального (дефектологического] образования, Педагогический институт Белгородского государственного национального исследовательского университета ' E-mail: shataIova@bsu.edu.ru
UDC 373.24 NAGEL O.P.
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, Department of Preschool and Special (defectology) Education, Teacher Training Institute of Belgorod State
National Research University E-mail: nageloksana@mail.ru.
SHATALOVA E.V.
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, Department of Preschool and Special (defectology) Education, Teacher Training Institute of Belgorod State
National Research University E-mail: shatalova@bsu.edu.ru
ТЕНДЕРНЫЕ ИНДИКАТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
GENDER INDICATORS OF REALIZATION OF THE FEDERAL STATE STANDARD IN PRESCHOOL EDUCATION
На становление гендерной идентичности ребенка сейчас влияют как традиционные модели поведения (религиозные, национальные, социокультурные) мужчин и женщин в обществе, так и общемировые тренды, отраженные в медиасреде. Медиасреда серьезно влияет на процесс формирования гендерной идентичности. Разработка гендерных индикаторов, позволяет оценить эффективность внедрения программ дошкольного образования. Рассматривается понятие "позитивная гендерная идентичность", позволяющая обеспечить баланс задач социализации - индивидуализации развития личности ребенка.
Ключевые слова: дошкольник, гендерная идентичность, гендерные индикаторы, детская субкультура, социализация и индивидуализации ребенка.
The gender identity of a child is influenced nowadays by a traditional behavioral model (religious, national, sociocultural) of men and women in the society as well as global trends of media environment. This media environment influences seriously the process of making up of gender identity. The influence of cartoons and advertising discourse on the sexual identity is considered very seriously. The development of gender indicators makes it possible to appreciate the effectiveness of introduction of new state standards. The conception of "positive gender identity" is considered in this article, which allows improving the balance in the tasks of socialization, the main of them is individualization of the development of children identity.
Keywords: preschooler, gender identity, gender indicators, youth subculture, socialization and the individualization of child.
Целью гендерной стратегии РФ является обеспечение развития человеческого потенциала. Решение данной цели обеспечивается путем укрепления института семьи, реформирования системы образования создания условий для наиболее полной реализации природных способностей женщин и мужчин в профессиональной, общественной и личной сферах.
Н.Л. Белопольская отмечала, что идентичность -это актуальное состояние, текущее переживание Я-цслостности на срезе жизненного пути, тогда как идентификация - процесс его формирования [1]. От 1,5 до 3 лет формируется первичная половая идентичность, проявляющаяся в четком определении ребенком своего пола и сверстников, различать мужчин и женщин. К 3-4 годам возникают полоролевые предпочтения одежды.
игрушек. Позже складываются представления о смене физического облика, социальных ролях.
Идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с человеком, «роль» которого в игре принимает на себя ребенок. Ярким примером этого является ролевая игра. В процессе ролевой игры дети демонстрируют и усваивают социально приемлемые нормы полового поведения и соответствующие их полу ценностные ориентации. Содержанием игр являются ситуации, образы, роли, в которых ребенок демонстрирует тенденции современного социума.
Через призму восприятия ребенка преломляются как традиционные поведенческие паттерны мужчин и женщин, так и общемировые тренды (активное материнство, увеличение количества женщин в управлении
© Нагель О.П., Шаталова Е.В. © Nagel О.Р.. Shatalova E.V.
государством и бизнес-структурами, акцент на эмоциональной функции отца в семье, равноправие и др.).
Медиасреда оказывает мощное влияние на формирование его тендерной идент ичности. Так, анализ подписчиков на видео-сервисе YouTube, выявили самые популярные мультсериалы у современных россиян: «Маша и Медведь» (10 млн. подписчиков). «Щенячий патруль», «Барбоскины», «Свинка Пеппа», «Фиксики». Внезависимости от пола герои мультфильмов, демонстрируют умение критически мыслить, увлекаются интересными делами, имеют свое мнение и отстаивают его. Современные мультфильмы перестали быть продолжением детских сказок, где мир упрощенно разделен на «черное» и «белое»; в них дети видят мир таким, какой он есть, с реальными сложностями и проблемами.
Целевые ориентиры стандарта также перекликаются с современными тенденциями воспитания дошкольников. описанными выше. Однако, содержание подготовки педагогов ориентировано на соблюдение традиционных тендерных стереотипов в технологии воспитании детей, при отсутствии современных отечественных исследований в этой области. Среди последних масштабных работ стоит отметить монографию Т.И.Репиной «Проблема полоролевой социализации детей» (2004), обобщающую результаты исследований лаборатории социального развития личности Центра «Дошкольное детство» им. A.B. Запорожца, выполненные в 70-90-х годах прошлого столетия | 3].
Отсюда возникает необходимость в разработке и апробации программно-методического обеспечения дошкольных программ, учитывающих процесс формирования тендерной идентичности воспитанников.
Перед коллективом региональной инновационной площадки по теме «Формирование тендерной идентичности у старших дошкольников в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Центра развития ребенка - детский сад № 75 г. Белгорода стояла задача, связанная с определением индикаторов процесса формирования тендерной идентичности современных дошкольников, гендерно-окрашенных поведенческих паттернов, которые были бы органично и осознанно присвоены детьми. Становление тендерной идентичности рассматривается как проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.
Мы трактуем тендерную идентичность дошкольника как интегративное, динамическое, структурно-уровневое образование, представленное совокупностью компонентов: познавательного («Я - знаю»), эмоционально-мотивационнош («Мне нравится / Я хочу»), коммуникативного («Я общаюсь / дружу») деятельност-ного («Я делаю»).
Под позитивной тендерной идентичностью Н.В. Дмитриева понимает такая конфигурация элементов идентичности, при которой обеспечивается баланс задач социализации-индивидуализации |2|. С одной стороны, ребенка характеризует эмоциональное благополучие и самопринятие, собственный тендерный об-
раз воспринимается им как положительный, с другой стороны, он толерантен по отношению к собственной и другим тендерным группам. Его поведение также получает положительную оценку со стороны общества.
В последние годы стало актуальным писать о тендерных индикаторах в экономической, политической и социальной сферах жизнедеятельности человека. К сожалению, подобные исследования редки, и в научных публикациях отсутствует развернутое описание тендерных индикаторов в сфере образования и воспитания детей.
В связи с этим мы разработали индикаторы, посредством которых педагоги могут осуществить полноценный тендерный анализ реализации ФГОС ДО на основе деятельностного подхода (таблица 1).
Представленные выше индикаторы легли в основу разработки модели формирования позитивной тендерной идентичности старшего дошкольника, способствующей его социализации и индивидуализации, с учетом деятельностного подхода.
Раскроем содержание модели позитивной тендерной идентичности дошкольника, которая включает 5 образовательных областей согласно ФГОС ДО и специфических для дошкольника видов деятельности (игровой, двигательной, продуктивной, познавательно-исследовательской, музыкальной и др.). Модель представлена четырьмя, поступательно осваиваемыми блоками, названия которых отражают современную российскую детскую субкультуру: «Герда и Кай», «Головоломка», «Щенячий патруль», «Кидбург» (парк профессий). Каждый блок имеет специфические задачи социализации-индивидуализации, показатели эффективности, приоритетный для формирования компонент тендерной идентичности, динамику межличностного взаимодействия (Таблица 2).
Остановимся подробнее на реализации принципа амплификации ведущей деятельности в нашей модели. Грамотным «педагогическим режимом» амплификации, по A.B. Запорожцу, являются «специфически детские виды деятельности», те, к которым ребенок может отнестись эмоционально, смысл которых он понимает и в которых действует как субъект, самостоятельно: игра, продуктивные (практические, трудовые) действия, художественная деятельность (восприятие, исполнение и творчество). По этим трем линиям (игра, продуктивная деятельность, экспериментирование) также выстроены: детское коллекционирование и собирательство, детская мода (плетение из резинок Rainbow loom) экспериментирование и конструирование (LEGO, постройка шалашей (childcare design)), восприятие музыки и элементарное музицирование, театрализованная деятельность (интерактивный театр), слушание и инсценирование сказок.
От блока к блоку идет обогащение эмоциональной (детские шутки, дразнилки, отзывалки, веселые песенки), операциональной (зазывалки, детский правовой кодекс, считалки, мирилки) и содержательной стороны игровой деятельности (свободная игра, простые дворовые, квест, игры-катастрофы, имитирующие принцип компьютерной, коллективная разновозрастная игра).
Таблица 1.
Тендерные индикаторы реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования
№ Компоненты образовательной среды и жизнедеятельности мальчиков и девочек Тендерные индикаторы Диагностический инструментарий
1. Социокультурная среда 1.1 .Амплификация средствами полоориентиро-ванной детской субкультуры 1.2. Поддержка интересов, самостоятельного жизненного опыта мальчиков и девочек 1.3.Активизация сотрудничества между полами 1.4. Позитивная гендерная социализация, ориентированная на выравнивание возможностей мальчиков и девочек 1.1 Методика «Изучение основ тендерного эмоционального интеллекта дошкольников» 1.2. Наблюдение «Виды любимых игр мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста»
2. Коллективная деятельность в процессе культурных практик, игр, занятий и др. 2.1 .Активизация взаимодействия между полами. 2.2.Полоролевая дифференциация педагогического сопровождения. 2.3. Гендерная окрашенность взаимодействия 2.4. Тендерное содержание игр, занятий 2.1. Карта наблюдения «Виды и характеристики деятельности мальчиков и девочек в детском саду» 2.2.Методика «Распределение обязанностей между отцом и матерью в семье» 2.3. Дидактический анализ игр, видеозаписей
3. Взаимоотношения: «ребенок-воспитатель-родитель-другой взрослый» 3.1 Компенсация феминного стиля воспитания в семье и детском саду 3.2. Особенности гендерной структуры семьи, актуализация роли мужчины в воспитании детей 3.3. Гендерная компетентность взрослого (представления, стереотипы и др.) 3.4.Принцип половой паритетности при выборе игр, занятий и др. 3.1.Анкета для воспитателя «Какой вы воспитатель?» 3.2.Тестирование родителей «Нормы поведения мужчины и женщины» 3.3. Карта наблюдения «Характер взаимодействия воспитателя с мальчиками и девочками»
4. Репрезентированность поведенческих паттернов ребенка - соответствие поведения ребенка современным характеристикам популяции 4.1. Тендерное поведение мальчиков и девочек 4.2. Многообразие предъявляемых образцов традиционного поведения мужчин и женщин (исторический, религиозный, национальный профессиональный, семейный контекст) 4.3. Многообразие каналов получения информации о традиционных тендерных ролях и поведенческих паттернах (детская литература, изобразительное искусство, культурные практики, медиа-ресурсы и др.) 4.4.Соблюдение принципа активности в присвоении ребенком полоролевых идеалов (свободное удовлетворения своего интереса, хобби, сознательное участие в реализации интересов другого) 4.1. Интервью полоролевой идентификации для 5-11-летнего возраста 4.2. Наблюдение за тендерными поведенческими паттернами
5 Гендерная окрашенность развивающей предметно-пространственной среды детского сада 5.1. Гендерная сензитивность содержания методического материала, книг, пособий 5.2.Гендерная ориентированность иллюстративного материала 5.3.Принцип пропорциональности при определении количества игрушек для мальчиков и девочек 5.4.Доступность удовлетворения физиологических потребностей (раздельные туалеты, гигиенические комнаты) 5.1. Тендерный анализ методического материала 5.2. Тендерный анализ пособий и книг для дошкольников
Концепции амплификации соответствует идея использования детской субкультуры для обогащения игровой деятельности и общения. Содержание детской субкультуры, наполняемое на протяжении всего социо-генеза, составляют детский фольклор, детский юмор, детское словотворчество, детский правовой кодекс, традиционные игры, детское философствование, эстетические и религиозные представления, детская магия и мифотворчество. Помимо социализирующей, куль-туроохранительной, субкультура выполняет функции экспериментальной площадки (определение границ
своих возможностей, опыт решения проблемных задач в нестандартных ситуациях), психотерапевтически) функцию (создавая «психологическое укрытие» от неблагоприятных воздействий взрослого мира), прогностическую (формируют алгоритм адекватного действия при решении проблем, которые на следующей фазе его развития). Для использования детской субкультуры воспитателю необходимо обладать такими качествами как спонтанность, интимность, н сот чу ждс н но ст ь. понимание самобытности внутреннего мира детей.
Таблица 2.
Модель формирования позитивной тендерной идентичности старшего дошкольника при решении задач социализации-индивидуализации
Название блоков Компонент тендерной идентичности дошкольника Задачи социализации-индивидуализации Результат (показатель эффективности модели) Динамика межличностного в заимо действия
«Герда и Кай» Познавательный «Я - знаю» Организация гендерно-ориентированного содержание НОД и проектирование гендерно-ориентированного занятия Позитивное представление о традиционных тендерных ролях Я-идентификация, индивидуализация
2. «Головоломка» Эмоционально-мотивационный «Мне нравится/я хочу» Развитие доброжелательного отношения к собственной и другой тендерной группе Способность понять представителей своего и противоположного ген-дера, принять сходства и различия друг друга Пара постоянного и сменного составов
3. «Щенячий патруль» Коммуникативный «Я общаюсь/ дружу >>■ Сформировать навыки взаимодействия девочек и мальчиков при решении проблемных задач Инициативность детей обоих полов в межличностных контактах Малая группа
4. «КидБург» Деятельно стный «Я делаю» Организация социально оправданной коллективной и трудовой деятельности и разновозрастного общения детей Способность реализовать свою тендерную идентичность в деятельности и в свободном общении Деловое межполовое и разновозрастное общение
Опишем механизм социализации-
индивидуализации дошкольника средствами субкультуры. Индивидуальная потребность ребенка по решению коммуникативных затруднений объединяются в результирующий вектор коллективного социального запроса, реализующегося через способы самоорганизации детской игровой группы и регуляцию совместных действий. Информационным источником, к которому детям легче всего адресовать этот запрос, является детская традиция, т.е. принципы и способы решения значимых для ребенка проблем, заложенные в опыте предыдущих поколений, решавших в соответствующем возрасте сходные психологические проблемы.
Модели эффективного поведения транслируются субкультурой по двум каналам: через тексты детского фольклора и поведенческие паттерны - устойчивых образцов «правильных» действий и невербального поведения. Так, считалка входят в игровой репертуар детей именно между 5 и 6 годами, как социальный инструмент для решения личных интересов в группе. Для детей принципиально важно, что считалка ни от кого не зависит, она объективна, надличностна. Интересно, что регуляторная функция считалки усваивается детьми раньше, чем они научаются ее правильно употреблять.
Детская субкультура снабжает ребенка «социальными костылями», при помощи которых он переживает трудные ситуации и накапливает собственный опыт. Затем «костыли» становятся уже ненужными, и ребенок вырабатывает индивидуализированные способы действия. В эмоционально напряженных ситуациях, требующих быстроты реакции, для ребенка важно наличие опор в виде поведенческих или словесных клише («как надо делать»). Благодаря им, ребенок экономит силы и сосредотачивается на решении главных проблем (например, не расплакаться). Ребенок знает, что в ответ
на обзывание или дразнилку надо громко и смело выкрикнуть отговорку. Ему надо немедленно действовать и «отбить обзывание» собственным ответным словом. Обзывание - это испытание детского «Я» на психологическую прочность, стрессовая психодиагностика, придуманная самими детьми (М.В. Осорина). Поэтому оно, так же, как и дразнение, бывает особенно в ходу в процессе формирования детской группы, в отношении новичков. Джордж Мид рассматривал детскую шалость как механизм собирания своего «я», мощнейшую сферу самовыражения. самопроверки, самореабилитации и пр.
Еще один вид детской субкультуры - коллекционирование и собирательство. Они социальны по своему характеру. Коллекционировать можно игрушки из киндер-сюрпризов, вкладыши от жевательных резинок и т.д. Любая детская коллекция ориентирована на группу сверстников, в основе ее составления лежат мотивы моды, престижа, меновые отношения. Создание коллекций даёт возможность каждому ребёнку взаимодействовать с миром вещей и миром людей, завоевать авторитет среди сверстников и приобрести уверенность в своих силах. Время собирания коллекции в дошкольном детстве не должно быть продолжительным (от недели до 2-3 месяцев).
Только среди детей разного возраста ребенок полноценно и гармонично переживает свое взросление. Поэтому необходимо определить пары групп с разницей в возрасте два-три года. Мероприятия по разновозрастному общению включить в планирование воспитательно-образовательной работы детского сада. Отсутствие возможности для дворового общения российских детей приводит к необходимости создания в детском саду предпосылок для появления дворовых игр. Простые дворовые игры являются самостоятельными. возникают по инициативе детей и не требуют
участия взрослых; посильны, имеют простой сюжет и правила, что позволяет ребенку погрузиться в мир общения и эмоций; активны (подвижны) поэтому их «заразительный» потенциал очень высок. На современном этапе носителем и хранителем дворовых игр является
не детское сообщество, а взрослый (воспитатель).
Таким образом, детская субкультура является реально действующим средством формирования позитивной гендерной социализации дошкольников.
Библиографический список
1. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. Изд. 2-е испр. М.: Когито-Центр, 1998. 24 с.
2. Дмитриева Н.В. Типология формирования и классификации видов постмодернистской гендерной идентичности // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть I. Новосибирск: СибАК, 2010. С.79-86.
3. Репина ТА. Проблема полоролевой социализации детей. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. 288с.
References
1. Natalia Belopolskaja (1998) Age and gender identity.Exploratory procedure of child self-examination. 2nd ed. correct. Moscow: Kogito-Center Publ.
2. Natalja Dmitrieva (2010) Typology of forming and classification of types of post-modernist gender identity. Actual problems of psychology of personality. Proceedings of the 2nd International Conference № 2. Part I. Novossibirsk: SibAK Publ. pp 79-86
3. Tatjana Repina (2004) Problem of age and gender socialization of children. Moskow: Moscow psycho-social institute Publ.; Voronezh: NPO Modek Publ. p. 288.