Г.А. АРЫНОВА, ЖАНАДИЛ А.К., А.К. ТЕКМАНОВА, А.Д. ИЛИЯСОВА
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШКОЛЬНЫХ ПАРТ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Резюме: При не соблюдении гигиенических правил рассаживания учеников начальных классов на школьные парты возникает увеличение искривления позвоночника, их асимметрия, увеличивается нагрузка на мышцы туловища, смещение центра тяжести, которое приводит к вынужденному положению.
Ключевые слова: Гигиенические требование к школьным партам, школьники, дистанция, дифференция, рассаживание учеников.
G.A. ARYNOVA, A.K.JANADYL, A.K. TEKMANOVA, A.D. ILYASOVA
HYGIENIC ASSESSMENT OF PUPIL SEATS OF INITIAL CLASSESS ON SCHOOL
Resume: At not observance of hygienic rules to seat pupils of initial classes on school desks, there is an increase in a curvature of backbones, there is their asymmetry, load of trunk muscles, shift of the center of gravity increases, brings to not compelled situation.
Keywords: Hygienic requirement to school desks, school students, distance,differential, to seat pupils.
УДК 617.7.078-96
А.Ж. АУБАКИРОВА, З.Т. УТЕЛЬБАЕВА, О.Г.УЛЬДАНОВ КазНМУим.С.Д.Асфендиярова, кафедра офтальмологии
ОРГАНИЗАЦИЯ СРСП НА КАФЕДРЕ ОФТАЛЬМОЛОГИИ КАЗНМУ ИМ. С.Д.АСФЕНДИЯРОВА
Происходящая в настоящее время реформа высшего образования требует от преподавателя разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов. На практических и семинарских занятиях различные виды самостоятельной работы позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе. В статье описываются методы проведения самостоятельной работы под контролем преподавателя на кафедре офтальмологии.
Ключевые слова: самообразование, электронный компьютерный атлас, клинические ситуационные задачи.
Основная задача высшего образования на современном этапе заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности [1]. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.
Одной из главных составляющих учебного процесса является обучение, представляющее собой совместную или самостоятельную деятельность студентов и преподавателей по достижению определенных знаний, умений и навыков, результат которой проявляется качеством подготовленности студентов [2]. Важная роль в процессе обучения отводится самостоятельной работе студентов над учебным материалом на фоне усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов [3].
В образовательном процессе высшего профессионального образовательного учреждения
выделяется два вида самостоятельной работы студентов: в учебное и внеучебное время [4]. Аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя реализуется:
1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий -на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.
2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.
Целью самостоятельной работы являются: осмысление, углубление, расширение знаний по программе изучаемой дисциплины и овладение необходимыми умениями самостоятельной работы с различными источниками знаний, формирование исследовательских навыков с учетом индивидуальных особенностей студента.
Руководящая роль профессорско-преподавательского состава является обязательным условием оптимальной организации самостоятельной работы студентов. Задачи преподавателя при контроле за СРС сводятся к правильной постановке конкретных учебных целей, формированию у студентов соответствующей мотивации, необходимости заинтересовать студента, предъявлению заданий разного типа с учетом индивидуальных особенностей студента, обеспечению обратной связи между каждым студентом и преподавателем,
использованию современных инновационных технологий [5].
Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки. Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом "вообще", а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации. На практических и семинарских занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе. На кафедре офтальмологии для проведения самостоятельной работы под контролем
преподавателя используются: электронный компьютерный атлас по офтальмологии по всем темам практических занятий, демонстрационные видеофильмы по разным разделам офтальмологии, по видам оперативного лечения больных с офтальмопатологией (катаракта, глаукома и т.д.), компьютерный учебный атлас «Методы исследования органа зрения», позволяющий самостоятельно отрабатывать практические навыки с использованием видеоматериалов, методические рекомендации и пособия, электронные учебники. Остановимся на некоторых из них. Компьютерный учебный атлас по офтальмологии выполнен ТОО «Институт профилактической медицины» совместно с кафедрой глазных болезней Саратовского государственного медицинского университета. Построен по иллюстративному принципу с использованием компьютерной шиИлтеШа-технологии и содержит 12 уроков. Учебный материал атласа содержит основные разделы офтальмологии. Каждый раздел представляет собой последовательность экранных страниц, состоящих из иллюстративного материала и текстовой поясняющей информации. При описании сложных процессов предусмотрено использование средств компьютерной графики и мультипликации, облегчающих восприятие материала. Пользователь может переходить по страницам атласа, на многих страницах для улучшенного восприятия воспроизведена реальная мультипликация того или иного процесса. Существует возможность поиска в уроках. Одним из достоинств организации компьютерного учебного атласа по офтальмологии является наличие на страницах уроков ссылок, позволяющих быстро перейти на страницу в уроке с
объяснением термина. Создан офтальмологический глоссарий, содержащий более 2000 терминов. Работа студентов с атласом показала, что активное использование мультимедийных технологий повышает интерес к дисциплине и логическое восприятие.
В процессе обучения преподаватели используют 19 клинических задач по разным разделам, поскольку студент должен не только получать знания, но и уметь использовать их для решения типовых профессиональных задач (диагностики, лечения, профилактики болезней).
Цель - в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения. Учебные клинические задачи имеют очень важную функцию, особенно в тех случаях, когда работа с тематическими больными сложна. Задачи составлены в виде моделей клинических ситуаций, а вопрос задачи обычно соответствует вопросам, возникающим во врачебной практике: поставьте диагноз, поставьте предварительный диагноз, составьте план дополнительных исследований, составьте план лечения. Варьирование этих моментов в задачах, различных по содержанию, создает условия для отражения реальных клинических ситуаций, решение которых необходимо при обучении профессиональным навыкам. Схема задач представлена 5 этапами,
соответствующими этапам клинического мышления и принятия решения, в виде разветвлено-мозаичной формы алгоритма:
На первом этапе студентам представляются данные жалоб пациента и анамнеза, на основании которых выстраивается предполагаемая гипотеза диагноза - 2 этап.
На третьем этапе в зависимости от предполагаемой гипотезы выстраивается схема обследования пациента, в которой выделяют обязательные для освоения студентами методы обследования (перечень обязательных практических навыков) и методы, которые студент должен На четвертом этапе в результате сопоставления и анализа жалоб, анамнеза пациента, результатов офтальмологического и лабораторных исследований, дифференциальной диагностики заболеваний выставляется окончательный диагноз той или иной нозологической группы.
На пятом этапе согласно целям и задачам обучения дисциплине «Офтальмология» определяется стратегия лечения пациента: назначение лечения, первая медицинская помощь и срочная госпитализация, направление к другим специалистам на консультацию.
Наш анализ работы показал, что студенты с удовольствием работают с задачами на основе моделей клинических ситуаций, предложенная методика обучения позволяет оптимизировать формирование клинического мышления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Плотникова О. Самостоятельная работа студентов: деятельностный подход // Высшее образование в России. -2005. - № 1 - С. 178-179.
2 Алханов А. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. - 2005. - № 11. - С. 6-89.
3 Портных В. О воспитании самостоятельности студентов // Высшее образование в России. - 2006. -№ 7. - С. 155157.
4 Морозова Л.А. Особенности самообразовательной деятельности в условиях вуза // Проблемы уч.-метод. и воспитательной работы в вузе: материалы III межрегион. науч.-практ. конф. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. - Т. 2. - С. 124-130.
5 Шамов И.А., Гаджиев Г.Э. Деловая игра в медицинском ВУЗе: пособие для преподавателей. - Махачкала: ИПЦ ДГМА, 2008. - 56 с.
6 Нейман, Е.Г., Прокопцева, Н.Л., Шитьковская, Е.П. / Методы и формы занятий на кафедре детских болезней с использованием компьютерных технологий // Вузовская педагогика. Инновационные методы, используемые в образовательном процессе Красноярской государственной медицинской академии. Сб. науч. трудов. - Красноярск, 2007. - С. 77-81.
А.Ж. АУБАКИРОВА, З.Т. УТЕЛЬБАЕВА, О.Г.УЛЬДАНОВ С.Д.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАГЫ Ц¥МУ ОФТАЛЬМОЛОГИЯ КАФЕДРАСЫНДА СО0ЖД1 ¥ЙЫМДАСТЫРУ
Тушн: Ks3ipri кездеп жогаргы оку орнындагы реформалар о;ытушыдан жаца эдютер жэне аудиториялы; саба;тар TypiH жацадан жасауды кажет етедi, б^л саба;тар студенттердщ жогаргы децгейдеп езшдшпн камтамасыз етедi. Тэжiрiбелiк жэне семинар саба;тарында эр TYрлi езiндiк ж^мыстар о;ыту процессiн ;ызы;ты етуi жэне студенттердщ белсендiлiгiн жогарылатуга тиiс. Статьяда офтальмология кафедрасында студенттердщ о;ытушымен бiрге езiндiк ж^мыстарын еткiзу эдiстерi каралган.
ТYЙiндi сездер: езiндiк бiлiм алу, электронды компьютерлiк атлас, клиникалы; ситуациялы; есептер.
A.ZH. AUBAKIROVA, Z.T. UTELBAYEVA, O.G. ULDANOV ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AND TEACHERS OF THE DEPARTMENT OF OPHTHALMOLOGY Resume: The ongoing reform of higher education require that teachers develop the methods and forms of organization of classes that can provide a high level of autonomy of students. On practical and seminars various kinds of independent work permit to make the learning process more interesting and raise the activity of a large part of the students in the group. This article describes the methods of independent workunder the supervision of a teacher at the department of Ophthalmology . Keywords: self-education, electronic computer atlas, clinical case studies.
УДК 616-053.2:61:88.4
Ф.А. БАГИЯРОВА, А.О. КУРБАНОВА Кафедра коммуникативных навыков основ психотерапии, общей и медицинской психологии КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Формирование коммуникативных навыков в педиатрической практике и пути их реализации в процессе обучение будущего врача -педиатра. Возможные пути совершенствования коммуникативной компетентности молодых врачей -педиатров на уровне резидентуры и магистратуры. Особенности и стратегии коммуникации в педиатрии. Ключевые слова: педиатрия, коммуникативные навыки, резидентура, магистратура.
Формирование коммуникативных навыков в педиатрической практике и пути их реализации в процессе обучение будущего врача -педиатра.Возможные пути совершенствования коммуникативной компетентности молодых врачей -педиатров на уровне резидентуры и магистратуры. Ключевые слова: педиатрия, коммуникативные навыки, резидентура, магистратура. Данная статья об актуальности проблемы формирования коммуникативных навыков в педиатрической практике и пути их
совершенствования в процессе обучение будущего врача -педиатра в КазНМУ.
Врачи-педиатры являются самой значимой и наиболее ценной частью ресурсов медицинских учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь детям. При этом именно
активная статусная позиция врача, его поведенческие установки и реальные действия являются, определяющими в вопросах качества оказываемых медицинских услуг и обеспечения
функционирования системы здравоохранения в новых условиях развития отечественного здравоохранения.
В прошлом, когда родители приводили своих детей к доктору, было достаточно осмотреть и выписать рецепт. И не было необходимости объяснять родителям, зачем выписано то или иное обследование и лечение, эмпатии и коммуникативной компетентности никто от врача не ожидал.
Времена изменились. Сегодня пациенты являются потребителями здравоохранения, а врачи предоставляют услуги. И традиционные отношения