направления их согласования, могут способствовать формированию стимулирующей бюджетной политики, что позитивно отразилось бы на социально-экономическом развитии общества.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Бюджетный кодекс РФ. Собрание законодательства РФ от 08.1998. № 31. Ст. 3823. Глава 16.
2. Виркунен В. Гигантский профицит бюджета — уже не достижение, а экономический просчет// Экономические новости России и Содружества. 2005. № 19 (окт.).
3. В.П. Кохановский. Философия и методология науки. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
4. Гершкович Б.Я. Экономические интересы и их реализация. — Пятигорск. Изд-во ПГЛУ, 1999.
5. Гершкович Б.Я. Экономические интересы, стимулирование, мотивация и вопросы экономической политики в Российской Федерации. — Пятигорск, ПГЛУ, 2005.
6. Климюк С. Медведев выяснил межбюджетные отношения// Газета.Ru. 4 июля 2006 г. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.gazeta.ru/2006/07/04/oa_206665.shtml
7. Невинная И. Регионы выстроили в рейтинг// Российская газета. — № 16.- 26 января 2007 г.
8. Программа Правительства РФ «Основные направления социально-экономической политики на дол-^ госрочную перспективу» — М., 2000.
J 9. Стабилизационный фонд РФ. Официальный сайт Минфина РФ. — Электронный ресурс. — Режим ь доступа: http://www1.minfin.ru/stabfond_rus/sobj_rus.htm ш 10. Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1991.
0J
01
Z
1П -
о
о Ь
ДОВГОТЬКО Н.А.
|\ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
° ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
ги
о
I—
ф
Как известно, стратегической целью современной государственной политики в сфере природопользования является обеспечение рационального использования, охраны и оптимального воспро-
о
ф изводства природных ресурсов и окружающей среды в целом.
Однако, объективно оценивая процессы природопользования и экологическую ситуацию в регионах РФ, следует признать, что в развивающемся рыночном хозяйстве доминирует сиюминутная о экономическая целесообразность, а не стремление к экологически устойчивому развитию. Например, министерством природных ресурсов Ставропольского края в 2006 году был проведен мониторинг ^ окружающей природной среды в регионе по качеству атмосферного воздуха и водных сред, кото-g- рый показал, что предприятия региона, загрязняющие окружающую природную среду, в течение $ указанного года не увеличивали объемы финансирования природоохранных мероприятий, тогда как о в воздушный бассейн было выброшено 231,0 тысяч тонн загрязняющих веществ, что на 2,3% боль-о ше, чем в предыдущем 2005 году и, безусловно, породило дополнительные проблемы в сфере эко-2 логии. Не лучшим образом экологическая ситуация складывается и в других регионах России, вы-§ является тенденция ухудшения качества окружающей природной среды [2, с. 49]. о В экономической литературе причиной такого положения дел исследователи называют, прежде
всего, несовершенство хозяйственного механизма и системы управления в сфере природопользова-Ц ния на различных уровнях — федеральном, региональном и отдельных предприятиях [4, с. 66].
0 Разделяя точку зрения ученых (Н. Селиванова, Я. Яндыганов), которые считают, что возникла ™ настоятельная необходимость разработки концепции рационального природопользования и охраны
1 окружающей среды, соответствующей современному состоянию экономики и экологии, полагаем, что
о „
ф одним из основных составляющих элементов такой концепции может стать территориальный эколо-
| гический менеджмент, сформированный (и в последующем реализуемый) с учетом хозяйственной
§ и природной специфики регионов РФ.
* Следует заметить, что в экономической теории и экономических прикладных дисциплинах в
настоящее время не существует концепции экологического менеджмента ни на макроуровне, или государства в целом, ни на мезоуровне, или отдельных регионов, а рассматриваются вопросы хозяйственного механизма природопользования. Исследователи полагают, что хозяйственный механизм природопользования представляет собой совокупность нормативно-законодательных, организационных и методических форм и методов (в том числе стимулирование рационального природопользования), на основе которых разрабатываются и реализовываются мероприятия по сохранению качества окружающей природной среды федерации в целом и её регионов [12, с. 114]. Поддерживая эту точку зрения, можем добавить, что подобный хозяйственный механизм не может быть стандартизирован для всех регионов России, напротив, необходим дифференцированный подход в его реорганизации с учетом как экологической обстановки в регионах, так и функциональной ориентированности последних.
Существующая теория и практика хозяйственного механизма природопользования показывает, что он не отличается целостностью, системностью, а используются лишь его отдельные элементы, экономические или управленческие [1, с. 63]. Например, в практике хозяйственного механизма природопользования применяются платежи за негативное воздействие на окружающую среду как его экономическая составляющая и система экологического контроля, как его управленческая состав- ^ ляющая, причем они носят, согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» [10] универсальный характер, без учета территориальных особенностей субъектов РФ и неоднократно подвергались критике специалистами как относительно их эффективности (см., например, [1, с. 54]).
Однако обратим внимание на то обстоятельство, что вопросы, связанные с формированием и реализацией хозяйственного механизма природопользования в современных условиях расширяют- ^
ких мер по предотвращению загрязнений, экономя при этом на платежах за загрязнение окружаю-
1П
ся в аспекте необходимости более системного и целостного подхода к проблемам рационального
природопользования и охраны окружающей среды, что, по сути, на наш взгляд, и является основной ^
идеей концепции территориального экологического менеджмента. о Итак, что же следует понимать под территориальным экологическим менеджментом?
Прежде всего, отметим, что в настоящее время об экологическом менеджмента говорят чаще всего □
применительно к микроуровню экономики, то есть по отношению к предприятиям. В этом случае под О экологическим менеджментом понимается совокупность усилий и действий фирм и предприятий,
направленных на контроль загрязнений и снижение антропогенной нагрузки, производимой пред- ^
приятием на окружающую природную среду [2, с. 28]. о
Следует заметить, что экологический менеджмент на уровне предприятий не является чем- то £
новым для науки и практики и весьма успешно применяется на западных предприятиях с 1950 года, о
а в РФ — с середины 90-годов прошлого столетия. Так, проект «PRISMA» — одна из наиболее изве- 2
стных стандартных систем экологического менеджмента — показал, что можно сократить основные i
потоки производственных отходов на 30-80% за счёт внедрения относительно простых управленчес- о
о
х
щей природной среды [3, с. 34]. Практический опыт применения экологического менеджмента пока- ф
зывает, что он позволяет интегрировать экологический фактор в деятельность промышленных пред- о
приятий, а экономический интерес предприятий, внедряющих системы экологического менеджмен- о
та, связан, прежде всего, с возможностью сокращения риска экономической и административной ¡J
о
ответственности за нанесенный экологический ущерб, экономии дорогих материалов и энергии, приобретения благоприятного имиджа «чистого» предприятия у потребителей. 2 Отметим, что если понятие «экологический менеджмент» на микроуровне экономики не вызы- о
Ш
вает дискуссий и является вполне устоявшимся, то относительно территорий оно дискуссионно,
достаточно сложное и зачастую приобретает несколько своих содержательных значений. о
Так, отечественные исследователи В. Игнатов и А. Кокин определяют экологический менедж- ^
мент как процесс управление экологическим состоянием общества, страны, города, посёлка и пред- ^
приятия [4, с. 44]. ф
Другие исследователи полагают, что экологический менеджмент — это система управленческих рычагов, включающих анализ, планирование и реализацию природоохранной деятельности, а ¡^ также контроль за природоохранными мероприятиями ради достижения определенных целей, та- ® ких, как получение прибыли и экологически безопасное развитие территорий [7, с. 39].
Под территориальным экологическим менеджментом также понимается самостоятельный вид §
профессионально осуществляемой деятельности в области природопользования и охраны окружаю- о
щей среды, направленной на достижение в условиях рынка целей устойчивого развития общества на основе применения существующего экономического механизма [9, с. 88].
Как видно из приведенных определений экологического менеджмента, они зачастую носят смешанных характер, не выделяя четко уровень предприятий, регионов и страны в целом.
Наше видение концепции территориального экологического менеджмента состоит в формировании и реализации системы экологического менеджмента как в целом, на уровне государства, так и на уровне отдельных регионов, причем должно произойти согласование их экономических интересов в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Практическое значение согласования экономических интересов особенно отчетливо видно, когда исследуются причины противоречий развития в системе «общество-природа», основной из них является разнонаправленность экономических интересов общества в целом, отдельных регионов и предприятий в сфере использования природных ресурсов, усугубляющаяся в настоящее отсутствием эффективного механизма регулирования отношений в сфере природопользования.
Таким образом, территориальный экологический менеджмент мы рассматриваем как совокупность экономических и управленческих воздействий на природопользователей (предприятия и учреждения различных форм собственности, население, нерезидентов территории и др.) в целях экологически устойчивого развития страны и регионов с учетом согласования их экономических интересов. Механизм территориального экологического менеджмента, его формы и методы должны служить, прежде всего, стимулированию рационального природопользования и охраны окружающей природной среды.
На наш взгляд, экологический менеджмент на уровне страны и регионов возникает в результате сочетания классического менеджмента, или управления в народном хозяйстве, и хозяйственного механизма природопользования и природоохранной деятельности. Фактически он является результатом включения в систему управления развитием территории эколого-экономического фактора в условиях роста природоохранных проблем (рис. 1):
Управление в народном хозяйстве
Экономика с 1 раны и регионов
Управление нриродополыо ванием
Внедрение систем экологического менеджмента НА МИКроурОБИС
Учет экологического фактора
Управление охраной окружающей среды
Территориальный чкомсЕюджмент ме и с джм с нт мен едж мен т
Рисунок 1. Становление экологического территориального менеджмента: модельная версии
Исходя из такого понимания становления экологического менеджмента, оно шло по следующей схеме: от управления народным хозяйством страны, регионов и управления природопользова-
нием и охраной окружающей среды — до внедрения систем экологического менеджмента на предприятиях и через усиление роли экологического фактора в экономическом механизме общества — до формирования систем территориального экологического менеджмента.
Структурно территориальный экологический менеджмент может представлять собой совокупность различных элементов. Так, учитывая уже заложенные в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» основы экономического регулирования природопользования, можно выделить его следующие основные элементы с учетом уровней реализации:
1. Федеральный уровень экологического менеджмента:
- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
- разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;
- разработка целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;
- налоговая политика в сфере природопользования, в том числе предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей
тов;
- осуществление экологического мониторинга и контроля;
N
среды. д]
2. Региональный уровень экологического менеджмента:
- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленных на охрану окружающей среды;
- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объек- ^
ь
о со
7
си
1П
- проведение мероприятий экологического маркетинга и др. о В свою очередь, задачами территориального экологического менеджмента могут являться:
- разработка целостной политики экологически устойчивого развития территории; □
□ N
- включение природоохранных задач и мероприятий в комплекс экономических и хозяйственных целей развития региона, изложение принципов и методов улучшения состояния окружающей природной среды внутри территории;
- эколого-экономический анализ состояния окружающей природной среды в регионе с целью о управления экологической ситуацией; £
- приспособление всех производств и инфраструктуры территории к требованиям обеспечения о ее экологически безопасного развития; 2
- разработка программы управления развитием территории, отражающей цели и мероприятия х по управлению эколого-экономическими процессами на предприятиях региона с учетом соблюде- о ния экологических норм и нормативов; °
- контроль и качественная оценка работы всех предприятий и учреждений, обеспечивающих ф экологическую безопасность территории; о
- информирование общественности и населения о характере производственной деятельности и о
состоянии окружающей природной среды в регионе и др. ^
о
На наш взгляд, можно различить общие и специфические задачи территориального экологического менеджмента. Так, общие задачи отражают концепцию устойчивого развития террито- ^ рий в целом, а специфические разрабатываются по отдельным отраслям экономики, видам дея- о
ш
тельности субъектов рынка, или отдельным городам, населенным пунктам. Например, общей зао
дачей территориального экологического менеджмента может являться гармоничное взаимодействие о
в рамках отдельной территории человека и природы, при котором удовлетворение жизненных ^
потребностей нынешнего поколения людей достигается без лишения такой возможности будущих ^
поколений, а специфической — экологически безопасное развитие отдельных отраслей эконо- ф мики территории.
В целом систему территориального экологического менеджмента можно отразить посредством ^
следующей схемы (рис. 2): ?
ш
л ь
0 со
7
си
01
г
1П
о
ь
N □
□
N о
I—
ф
I—
^
о а ф
ш
X
X >
0
1_
О х
X ф
ш
I—
О
а
о <
>
о
0
1_
0
1_
о о
ш
о
I—
о о о.
о
X
о О
Рисунок 2. Система территориального экологического менеджмента: концептуальная версия
Поясним подобную концептуальную версию территориального экологического менеджмента. Так, необходимость развития территориального экологического менеджмента обусловлена тем, что приоритет экономических целей развития общества, известные «провалы рынка» в экологической сфере привели государства и территории к опасному рубежу экологических кризисов и обострению угрозы экологических катастроф. Стало очевидным, что дальнейший социально-экономический прогресс в значительной степени определяется эффективностью применяемых экономических и управленческих воздействий по прогнозированию, выявлению и минимизации экологического ущерба.
Закономерность территориального экологического менеджмента определяется, прежде всего, тенденциями развития современных государств и территорий, такими как экологическая дифференциация регионального производства, увеличение потребности территорий в новых экологически безопасных технологиях, обострение влияния региональных производства не только на природу собственной территории, но и сопряженных регионов и даже стран, а также развитие экологического мировоззрения как жизненной концепции населения.
По нашему мнению, в экономике современных территорий проявилось действие разнообразных причин, обусловивших возникновение идеи территориального экологического менеджмента. Во-первых, это тенденция учета экологических факторов и ограничений в процессе инвестирования, проектирования, строительства, эксплуатации и ликвидации региональных производства. Во-вторых, государственно-административное регулирование отношений предприятий с окружающей средой на мезоуровне и, наконец, в-третьих, мнение населения, все чаще предпочитающего экологически чистую продукцию и экологически чистые территории.
Прогнозируемые функции территориального экологического менеджмента многоаспектны и представлены на рис. 3:
Ф) II к ци и пдр ри I ори иль л и 10 J Кожин чески I то ме цсдж мел га
Учи н и-^лсллс кидай рпи прироли их р^урион
I ]ро1"ист^ироилни-и н н;|<о троим мне нснольшекшшг и о\р<шы нриролны* _ресурсов_
Реализация -жон омического н хозяйственного меманизмов рационального
природопользования в регионе
Контроль га использованием и охраной природных ресурсов и качество кг
природных условии
__Мониторинг •экологической ситуации_
Рисунок 3. Функции территориального экологического менеджмента
Как видно из рис. 3, функции территориального экологического менеджмента многоаспектны и выступают как конкретные функции государственного и муниципального управления эколого-эко-номическими процессами на территориях.
В целом становление территориального экологического менеджмента в РФ требует разностороннего учёта складывающихся эколого-экономических реалий. Действительно, в рыночных условиях территории и регионы РФ предстают как предельно сложные, вмещающий в себя природную и экономическую компоненты, относительно самостоятельные субъекты, выстраивающие свою эколого-экономическую политику, исходя из складывающейся конъюнктуры, локальных экономических интересов, а также полномочий, предоставляемых Конституцией РФ, договорами о разграничении полномочий между субъектом федерации и Россией в целом и иными действующими нормативно-правовыми актами.
Чрезвычайно важно отметить, что конструируемая система территориального экологического менеджмента должна быть регионально адаптированной. Последнее, в частности, означает:
- необходимость соответствующего учёта в регулировании природопользования экологической ёмкости отдельных территорий, её сопоставления с уровнем техногенного «прессинга»;
- целесообразность оценки степени благоприятности (неблагоприятности) экологической ситуации в регионах, их ранжирование с точки зрения общефедеральной приоритетности экологических проблем;
- определение для каждого конкретного субъекта федерации «болевых точек» в эколого-эко-номической сфере, проблем, которые можно решить на региональном уровне и ситуаций, которые требуют вмешательства федерального центра;
- оценка существующих в регионе финансово-экономических и институционально-организационных предпосылок для реализации действенной природоохранной политики и др.
Считаем, что постановка вопроса о региональной адаптации систем экологического менеджмента предполагает учёт четырёх основных аспектов:
1. Адаптация к темпам, условиям и следствиям рыночных реформ в регионе.
2. Адаптация к природно-экологической, демографической и социально-экономической специфике регионов.
3. Адаптация к отношениям в системе «центр-регионы».
4. Адаптация к финансово-экономической, организационной и нормативно-правовой специфике регионов (рис. 4):
Региональная адаптации экологичеекО!о менеджмента
+ +
Адаптация к темпам. Адаптация к
уелокиям н ОТНОШСН НИМ я
следствиям рыночных системе «центр-
реформ регионы»
1 К 1 г
cu
л i-
ü со
7
CU
OI
z
Ю
o IN □
□ CU
D l— Ф l—
X
o a ф
Ш
X
X >
0
1_
O x
X
Ф
Ш l—
O
a
a <
>
o
0
1_
0
1_
o o
ш O i—
O
o
CL
o
x O
O
АдЕПГШЦИН к ириродно-
гжологичсекой, демографической и с о и и а л ьно-экон ом и чес кой специфике pet ионпн
Адаптации к фи на н coro-экономической, организационной и нор MÍ1TII в но- прав овой специфике регионов
Рисунок 4. Основные составляющие региональной адаптации экологического менеджмента
Считаем, что особое место в регионально адаптированных системах экологического менеджмента должны занимать рекреационные регионы (Большие Сочи, Кавказские Минеральные Воды), функциональная ориентированность которых состоит в сохранении и воспроизводстве здоровья населения страны. Это требует, в свою очередь, обеспечения устойчивого социально-экономического развития рекреационного региона, улучшения эколого-санитарной обстановки в нем, сохранения и рационального использования природных лечебных ресурсов, развития санаторно-курортного комплекса.
Исходя из такой постановки вопроса, система экологического территориального менеджмента в рекреационных регионах, на наш взгляд, должна обеспечивать эффективное исполнение следующих основных функций:
1) координация и эффективная реализация действий федеральных ведомств, органов местного самоуправления и санаторно-курортных учреждений на территории региона в аспекте управления рациональным природопользованием;
2) формирование и реализация механизма экономики природопользования и охраны окружающей среды;
3) действенный мониторинг природопользования и экологии на территории региона;
4) стимулирование, развитие и продвижение санаторно-курортного и туристического потенциала территории.
Полагаем, что в курортных регионах осуществлять реализацию указанных функций должен единый орган, поскольку, если для государственного регулирования и контроля в большинстве отраслей экономики можно обойтись универсальными федеральными и региональными органами, то совершенствование системы управления в курортном регионе, в силу сложности, многогранности и специфики объекта управления, требует формирования целостной системы управления. Именно исходя из этих предпосылок, еще в 1992 г. на Кавказских Минеральных Вод был образован особо охраняемый эколого-курортный регион и создана администрация Кавказских Минеральных Вод [8]. Перечень полномочий, предоставленных администрации КМВ, достаточно широк и включает в себя вопросы экономического и социального развития территории, в том числе в области эколого-эконо-мического развития, однако, к сожалению, деятельности по созданию регионально адаптированной системы экологического менеджмента администрацией в настоящее время не ведется. Полагаем, что разработка Сратегии развития Кавказских Минеральных Вод на период до 2020 года и образование
особой экономической зоны рекреационно-туристского типа могут послужить отравной точкой в формировании и эффективной реализации системы территориального экологического менеджмента в рекреационном регионе.
Обобщая изложенное в данной статье, сформулируем следующие основные выводы:
1. Приоритетным условием экологически устойчивого функционирования страны в целом и ее территорий является разработка и реализация концепции территориального экологического менеджмента на основе сочетания экономических и управленческих форм и методов рационального природопользования и охраны окружающей среды.
2. Представляя собой итог сочетания классического менеджмента (управления в народном хозяйстве) и хозяйственного механизма природопользования и природоохранной деятельности, территориальный экологический менеджмент является результатом включения в систему управления развитием страны и территорий эколого-экономического фактора в условиях роста природоохранных проблем.
3. Становление территориального экологического менеджмента в современной России протекает в ситуации, когда территории и регионы предстают не только предельно сложными (вмещающим в себя и природную и экономическую свою компоненты) объектами экологического менеджмента. Конструируемая на мезоэкономическом уровне система экологического менеджмента (равно как и экологический менеджмент в масштабе Российской Федерации в целом) с учётом объективно складывающейся территориальной природно-экологической и социально-экономической стратифициро-ванности должна быть регионально адаптированной.
4. Полномасштабное внедрение концепции территориального экологического менеджмента ^ сопряжено с формированием целостной системы экономических и управленческих форм и методов ^ воздействия на природопользователей, необходимых для стимулирования их эколого-ориентирован- ^ ного поведения. о
5. Модельная версия территориального экологического менеджмента должна выстраиваться с учётом целей, задач, принципов и функций рационального природопользования, причём, как на фе- □
деральном, так и региональном уровнях.
□ ГУ
ЛИТЕРАТУРА. ^
1. Акимова Т.А., Коновалов С.М., Хаскин В.В. О функциональной структуре управления природополь- о
зованием в России (концептуальные положения) // Проблемы окружающей среды и природных £
ресурсов. 2004. № 6. о
2. Богданов С.В. Оптимизация решения задач экологического менеджмента // Менеджмент в России ^ и за рубежом. 2006. № 5. i
3. Бронштейн А.М., Литвин В.А., Русин И.И. Экологизация экономики: методы регионального управ- о ления. М.: Наука, 2000. £
4. Игнатов В.Г., Кокин А.В. Экологический менеджмент. Ростов н/Д: Феникс, 1997. ф
5. Коротков Э.М. Концепции экологического менеджмента // Проблемы окружающей среды и при- о
родных ресурсов. 2005. Вып. 4. ö
^
о о
6. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (mpr.Stavkray.ru).
7. Пахомова Н., Эндарс А., Рихтер К. Экологический менеджмент. СПб.: Питер, 2003.
8. Положением об особо охраняемом эколого-курортном регионе и его администрации, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 462 от 6 июля 1992 г.
9. Селиванова Н.В. Экологический менеджмент. М.: Академический проект, 2005. о
10. Федеральный закон «Об охране окружающей среды». М.: Инфра-М, 2004. ^
11. Цхай А.А. Информационные системы в экологическом менеджменте. Ч. 1. Экологический менед- i жмент. Барнаул: Издательство АлтГТУ, 2002. ф
12. Яндыганов Я. Экономика природопользования. М.: Кнорус, 2005.
13. Cramer I. The Bygone Illusion. TNO Policy Research. TNO report. Apeldoorn, 1998. g
0
1_
о
ô m О