Регион с рекреационно-ориентированной экономикой как пространство реализации природоохранной политики
Неровня Тамара Нигматовна Д.э.н., профессор ntn200853 @mail.ru
Аннотация. Благоприятные рекреационные условия и наличие природных рекреационных ресурсов, с одной стороны, и ограниченность рекреационной сети и уровень загрязнения окружающей среды - с другой, требуют поиска путей сохранения рекреационного потенциала и оздоровления рекреационно-ориентированных территорий в масштабе как страны, так и ее отдельных регионов.
Ключевые слова. Устойчивое развитие мезоэкономической системы; экологизация общественной жизни; рекреационно-туристский мезокомплекс; природопользование; природоресурсный потенциал.
Abstract. Favorable recreational conditions and the presence of at-home recreational resources, on the one hand, and limited-reatsionnoy river network and the level of pollution of the environment - on the other, so require searching for ways to preserve the recreational potential and improvement of recreation-oriented areas in the scale as a country, and its individual regions.
Key words. Sustainable development of meso system, the greening of public life, recreation and tourism mesocomplex; management; natural capacity.
Одной из важнейших проблем социально-экономического развития отдельных регионов и России в целом является обеспечение устойчивого экономического роста и повышение на этой основе уровня и качества жизни населения. Ускорение социально-экономического развития территорий наносит серьезный ущерб окружающей среде, поэтому экологические проблемы в последнее время в большинстве развитых стран мира существенно обостряются. Их решение на международном уровне призвано обеспечить сбалансированность социально-экономического развития при условии сохранения природноресурсного потенциала и окружающей среды с целью удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений.
Рост производства и нагрузки на природу привел к конфликтам между природопользователями и населением в целом, что породило необходимость целенаправленных мер по охране природных факторов в жизни людей. Развитие природопользования исторически шло от использования нужных свойств природных ресурсов к их охране, затем - к воспроизводству, и далее - к улучшению и совершенствованию процесса. Преодоление экологического кризиса как реальной угрозы национальной безопасности страны требует определения задач защиты окружающей среды и рационального природопользования как приоритетного направления деятельности.
Устойчивое развитие региональных экономических систем в условиях нарастания противоречий между экологическими и экономическими целями
становится все более актуальным и востребованным. Особенно сконцентрированы данные проблемы на территориях, обладающих богатыми природными ресурсами и уникальными объектами природы, сохранение которых не может быть отделено от условий развития и регламентации их хозяйственной деятельности.
Переход к стратегии устойчивого развития мезоэкономической системы должен сопровождаться усовершенствованием внутренней и внешней экологоэкономической политики, принятием эффективных решений по обеспечению национальной безопасности государства, в которой постоянно возрастает удельный вес экологической составляющей. Экологизация общественной жизни на принципах устойчивого развития и научно обоснованное использование природных ресурсов - вот что лежит в основе современной экологической концепции развития цивилизованных стран. В связи со сменой социальноэкономической модели развития и переходом к рыночным отношениям ситуация в сфере природопользования в РФ осложнена перманентными реформами системы управления.
Вследствие более жестких экологических требований, сложившихся в обществе в последнее время в связи с принятием на государственном уровне соответствующих нормативно-правовых документов, экономические агенты вынуждены отыскивать новые пути природопользования, которые не противоречили бы стратегии устойчивого развития социоэкологических систем. Власти оказались перед необходимостью срочного улучшения экологической ситуации. В то же время несовершенство рыночных отношений негативно влияет на всю систему природопользования (ее природоохранного и природоресурсного компонентов), а механизмы государственного регулирования природопользования на региональном уровне остаются недостаточно обоснованными.
Социально-экономический прогресс и качество окружающей среды - это взаимосвязанные приоритетные направления развития региона, которые дополняют и усиливают друг друга. На этой интегративной основе можно обеспечить адекватность интересов экономики и экологии при доминировании экологических критериев, требований и показателей. Перестройка общественно-природных отношений на уровне региона предусматривает, прежде всего, оценку природоресурсного потенциала, а также внедрение мероприятий по его эффективному и рациональному использованию.
Совершенствование механизмов государственного регулирования природопользования на региональном уровне приобретает особую актуальность, учитывая общую направленность стратегии развития государства. Его значимость возрастает в условиях децентрализации управления и повышения роли управления экономическим, социальным и экологическим благоустройством территорий. Именно на региональном уровне можно сопоставить структуру и масштабы производства со структурой и объемом интегрального природоресурсного потенциала, определить приоритеты его использования.
В этом отношении важную роль играет сфера туризма и рекреации, не только оказывающая стимулирующее воздействие на работников, но и
влияющая на функционирование ключевых секторов региональной экономики: транспорт, связь, торговлю, строительство, сельское хозяйство, производство товаров массового потребления. Развитие рекреационно-туристского ме-зокомплекса обеспечивает создание дополнительных рабочих мест, улучшение инвестиционного климата, активизацию предпринимательской деятельности.
В рекреационно-ориентированных регионах сложности экономического развития связаны, прежде всего, с отсутствием стройной, и, самое главное, надежно специфицированной научно обоснованной системы управления рекреационной отраслью экономики, которая имеет свою специфику как в плане воспроизводства общественного здоровья, так и особых требований к качеству природных ресурсов, рекреационных услуг, обеспечению экологической безопасности, эколого-экономического развития и к другим обязательным атрибутам рекреационно-ориентированного территории. Развитие рекреационноориентированного региона на современном этапе требует выработки сбалансированного подхода к решению экономических, социальных и экологических проблем, в первую очередь, проблем рационального природопользования.
Специфика рекреационно-ориентированного региона предполагает выработку особой стратегии управления развитием экономики, которая, по нашему мнению, заключается в организации эффективного взаимодействия экономических агентов, направленного на формирование единой стратегии экологического развития региона с учетом макрорыночных приоритетов, при этом, опираясь на теоретический и практический багаж стратегического менеджмента, необходимо определить пути упрочения его имиджа и повышения экологической привлекательности для рекреантов и инвесторов, а также предоставить способы эффективного функционирования всего хозяйственного мезоком-плекса, дать обоснование по привлечению капиталовложений, выработать предложения по совершенствованию системы управления развитием рекреационно-ориентированной мезоэкономической системы, элементами и подсистемами которой являются природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебная грязь, целебный климат, живописный ландшафт), растительный и животный мир, атмосфера, водные, земельные, лесные и другие ресурсы.
Природные рекреационные ресурсы определяют виды рекреационной деятельности, инициируют инновационную деятельность и технологии по извлечению наиболее высокой эффективности лечения и оздоровительного отдыха и, в конечном итоге, являются фундаментом рекреационной мощности курортов. Поскольку природные рекреационные ресурсы ограничены и весьма чувствительны к антропогенному воздействию, возникает задача постоянного мониторинга и обеспечения их эффективного использования.
Институционально задача формирования эколого-экономического механизма национального развития предусматривает его регионализацию, что означает переход к такой модели социально-экономического развития, учитывающей экономическую и экологическую специфику территории, обеспечивает баланс между темпами роста и темпами восстановления качества окружающей среды. Целью комплексного природопользования в регионе является создание организационно-правовых предпосылок для практической реализации
права граждан на благоприятную окружающую среду и переход к устойчивому экологически безопасному развитию регионов на принципах рационального, сбалансированного природопользования.
Концепция устойчивого экологического развития территории и, особенно, курортно-рекреационных территорий, базируется на следующих принципах природоохранной политики: оптимального соответствия общества и природной, среды, естественного равновесия биосферы, компенсации соответственно значениям меры производимых у природы изъятий, экологической чистоты человеческой деятельности, комплексности и экологической обоснованности принимаемых решений, обеспечения приоритета общественного интереса над частными. По сути это означает, что развитие экономики может и должно быть таким, чтобы оно не сопровождалось опасным загрязнением и разрушением природной среды.
Институциональная сложность развития рекреационноориентированного региона определяет необходимость применения системного подхода к решению проблем управления природопользованием, которое базируется на общетеоретических междисциплинарных исследованиях взаимодействия курортного и не-курортного производства, основанного на природопользовании. В теории управления существует ряд общепризнанных понятий терминов, постулатов, идентификация которых необходима для системного изучения проблемы.
Современный период, характеризуемый простой декларацией приоритетов сохранения целостности эколого-природных комплексов в сочетании с несовременными методами ведения хозяйства, неизбежно приводит к столкновению экономических интересов с экологическими требованиями. В целях разрешения существующих противоречий требуются комплексный анализ и оценка рациональности хозяйственной деятельности; разработка механизма регулирования устойчивого развития, направленного на сбалансированное с возможностями окружающей природной среды развитие экономики и достижение эколого-экономического благополучия.
Основной проблемой субъектов РФ, обладающих рекреационным потенциалом, является то, что большая часть этого потенциала используется в настоящее время с низкой эффективностью, так как рекреационная услуга является продукцией с незначительной долей добавленной стоимости, а, следовательно, и невысоким уровнем оплаты труда и бюджетных поступлений. Это связано с тем, что предприятия курортно-рекреационных комплексов оснащены физически и морально устаревшим оборудованием, а коэффициент выбытия и обновления основных фондов за годы рыночных реформ сократился в несколько раз по сравнению с дореформенным периодом. И этот фактор -фактор старения активной части основных производственных фондов, - стал серьезной угрозой экономической безопасности рекреационноориентированных регионов России, а также существенным препятствием модернизации территорий.
Конкурентоспособность региона обусловливается не только присутствием конкурентоспособных отраслей или сегментов отрасли, но и способностью
региональных органов власти создать региональным экономическим субъектам условия для достижения и удержания конкурентного преимущества в определенных областях. Основная роль в достижении конкурентоспособности и ее устойчивости предприятиями региона относится к группам (выделенным по географическому признаку) взаимосвязанных между собой предприятий, специализированных поставщиков услуг и связанных с их деятельностью некоммерческих организаций и учреждений, конкурирующих друг с другом и одновременно дополняющих друг друга.
При модернизации государственно-территориального устройства для субъектов РФ, являющихся ядром природоресурсного рекреационного потенциала страны, следует предусмотреть возможность, в случае превышения норм антропогенного прессинга на рекреационные ресурсы, создание федеральными и территориальными органами власти информационных баз с учетом перспектив прироста их запасов (например, лечебные грязи, минеральные воды и т.д.) и установления годовых квот на объем извлекаемого ресурса.
В плане поиска направлений экологизации менеджерских рычагов развития курортно-рекреационных территорий необходима оценка резервов привлечения дополнительных финансовых источников в направлении развития курортно-рекреационных территорий. Одновременное создание на уровне федеральных и региональных органов власти эффективных косвенных и прямых экономических инструментов и регуляторов для развития экологически ориентированных видов деятельности, предпринимательства будет способствовать привлечению инвестиций в эту сферу и, в конечном счете, поможет сформировать в рекреационно-ориентированных регионах более благоприятные условия осуществления рационального природопользования.
Регулирование природопользования, или экологическое регулирование, представляет собой систему способов и мер государственного воздействия на экологизацию общественного развития посредством гармоничного сочетания механизмов административного управления (нормативно-правовых и организационно-хозяйственных) и экономического стимулирования. Только такое сочетание экономических и административных методов управления, исключающее прежнюю «сверхрегламентацию» природоохранной деятельности, позволит создать действенный хозяйственный механизм природопользования.
Поэтому появилась необходимость создания таких условий, при которых стало бы экономически невыгодным отрицательное воздействие на природу и нерациональное природопользование, тем самым, расширилась бы сфера применения экономических методов управления. Эти методы объединяют механизмы регулирования процессов природопользования, создающие материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в рациональном использовании и охране богатств природы. Экономические методы управления предполагают использование стоимостных рычагов, побуждающих все хозяйственные звенья к реализации государственной экологической политики.
Причинами недостаточного развития сферы рационального природопользования является несовершенная законодательно-нормативная база и отсутствие действенных финансовых рычагов регулирования развития курортно-
рекреационных территорий, что требует углубления теоретико-прикладных подходов к экологизации организационно-экономического механизма рекреационного рационального природопользования. С позиций системного подхода может быть определена сущность понятия экологизации механизма развития курортно-рекреационных территорий.
Экологизация механизма развития курортно-рекреационных территорий должна опираться на комплексный подход, основанный на принципах партнерства и комбинирования источников финансирования при условии гибкого регулирования и возможности рационального распределения рентной платы за использование курортно-рекреационных территорий между уровнями власти. Для повышения действенности модели партнерства, с одной стороны, необходимы расширение прав и делегирование полномочий местным органам власти, с другой - предоставление соответствующих стимулирующих льгот природо-пользователям, что приведет к улучшению состояния окружающей среды не только на региональном, но и федеральном уровнях.
Особо охраняемая эколого-рекреационно-ориентированная территория РФ - рекреационно-ориентированный регион Кавказских Минеральных Вод -крупнейшая и одна из самых уникальных в РФ. Причина популярности КМВ -уникальные природно-климатические и бальнеологические факторы и географические свойства, разнообразие, компактность размещения и комплексность лечебно-оздоровительных факторов, к которым относятся минеральные воды, лечебные грязи, климат, ландшафт.
Императив управления экономикой рекреационно-ориентированного региона заключается в организации эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках единой научно-обоснованной эколого-социально-экономической стратегии региона с учетом макрорыночных приоритетов гуманизации экономического роста. Одним из наиболее важных требований к разработке стратегии управления экономикой региона является безусловная ориентация на её эколого-социально-экономическую эффективность, что может быть обеспечено только при условии широкого участия высококвалифицированных специалистов в области экологии и менеджмента, маркетинга и права, а также органов власти всех уровней и ветвей, представителей основных отраслей социально-экономической сферы, бизнес-окружения, СМИ и общественности. При реализации стратегии следует учитывать институциональные потенциалы развития мезоэкономики Кавказских Минеральных Вод и ее несомненные конкурентные преимущества.
Регион Кавказских Минеральных Вод обладает исключительными рекреационными ресурсами и развитой на их основе рекреационной деятельностью, которая создает условия для устойчивой специализации и конкурентных преимуществ региона. Владение исключительными рекреационными ресурсами порождает региональную монополию и целый ряд вытекающих из нее подходов, методов и механизмов управления устойчивым развитием региона.
Учитывая, что основная миссия региона Кавказских Минеральных Вод связана с приоритетным курортно-рекреационным развитием, представляет актуальность разработка стратегии совершенствования системы управления
природопользованием рекреационно-ориентированных территорий, а в качестве модели будет использоваться регион с рекреационно-ориентированной экономикой Кавказские Минеральные Воды. По своим уникальным природноресурсным комплексам и по состоянию рекреационной инфраструктуры этот регион оптимален для использования его в качестве объекта исследования, после которого можно будет эффективно разрешить многие проблемы в управлении природопользованием в регионе Кавказских Минеральных Вод.
Исходя из функциональной ориентированности региона Кавказских Минеральных Вод как курортно-рекреационной местности, можно говорить о мультипликационном эффекте в результате негативного воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Уникальный курортный регион при существующих антропогенных нагрузках может потерять свое оздоровительное значение, так как воздействию неблагоприятных факторов подвергаются люди с ослабленным здоровьем. Управление природопользованием рекреационного региона - сложная и многоаспектная задача, охватывающая многочисленные объекты и субъекты управления, находящиеся в сложной иерархической взаимосвязи. Совершенствование системы управления экологорекреационной сферой связано, прежде всего, с правильным выбором целей, принципов и методов управления природопользованием, что выдвигает задачу построения системы оценок производственной деятельности хозяйствующих субъектов как главных природопользователей рекреационного региона.
Выбор общей концепции эффективного управления экономикой региона является важнейшей проблемой дальнейшего развития региона Кавказских Минеральных Вод как региона с достаточно высоким потенциалом развития рекреационно-ориентированной индустрии при соблюдении основных приоритетов - гуманизации и экологической направленности региональной политики.
Литературные источники
1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». №12-ФЗ. 05.02.2007.
2. Стратегия развития региона Кавказских Минеральных Вод. //
Официальный Сервер Администрации КМВ.
http://www.region.kmv.ru/.