Научная статья на тему 'Проблемы развития эколого-курортного региона агломерации РФ'

Проблемы развития эколого-курортного региона агломерации РФ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
389
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ / ПРИОРИТЕТЫ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / РЕГИОН АГЛОМЕРАЦИИ / ЭКОЛОГО-КУРОРТНЫЙ / ПРИРОДООХРАНЯЕМЫЙ / КУРОРТНО РЕКРЕАЦИОННЫЙ / PROBLEMS / PRIORITIES / TRANSFORMATION / HUMAN-INDUCED FACTORS / METROPOLITAN REGION / ECO RESORT / PRIRODOOHRANYAEMY / RESORT RECREATIONAL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Прижигалинский Владимир Павлович

В статье рассматривается новый подход к проблемам развития экологокурортного, особо охраняемого региона агломерации в природоохраняемой рекреационной территории, повышению экономической эффективности региона агломерации Российской Федерации Кавказские Минеральные Воды. Важное место среди специальных (свободных) экономических зон занимают особые экономические зоны (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа. В условиях рекреационного региона, подобного КМВ, устойчивое функционирование экономики зависит от качества экологического состояния природной среды. Особое внимание в статье уделено влиянию антропогенных факторов на экономику исследуемого эколого-курортного региона агломерации. В статье исследуются приоритеты социально-экономического развития региона агломерации, изложены основные антропогенные факторы, влияющие на развитие эколого-курортного региона, указаны пути их устранения. В основе экономических угроз экологической безопасности региона лежит противоречие между его функциональной предназначенностью и промышленным развитием. Автор статьи, на основе собранного и исследованного материала обосновывает пути повышения эффективности использования туристско-рекреационных ресурсов курортно-рекреационного типа: комплексного развития территории региона; проведения обязательной экологической экспертизы; развития и укрепления кредитно-финансовой системы; привлечения передовых технологий; создания благоприятных условий для инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Прижигалинский Владимир Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ECOLOGY THE RESORT REGION OF THE RUSSIAN FEDERATION AGGLOMERATION

The paper deals with a new approach to development eco resort, specially protected area in metropolitan prirodoohranyaemoy recreational area, the economic efficiency of the region's metropolitan Russian KMV. An important place among the special (free) economic zones occupy a special economic zone (SEZ) for tourism and recreation. In the area of recreation, like CMS, sustainability of the economy depends on the quality of the ecological state of the environment. Special attention is paid to the influence of anthropogenic factors on the economies studied ecology the resort region of agglomeration. The article investigates the priorities of socio economic development of the region's metropolitan area, describes the main anthropogenic factors influencing the development of eco resort region, are ways to eliminate them. The economic threat to the ecological security of the region lies the contradiction between its functional mission and industrial development. The author, on the basis of collected and researched material justifies the need to address problems of efficiency of tourism and recreational resources of resort-recreational type: integrated development of the region, for mandatory environmental impact assessment, and the development and strengthening of the credit and financial system, bringing advanced technologies to create favorable conditions for investment.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития эколого-курортного региона агломерации РФ»

УДК 381 (47) 658.8

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГО-КУРОРТНОГО РЕГИОНА

АГЛОМЕРАЦИИ РФ

Прижигалинский В.П.

В статье рассматривается новый подход к проблемам развития экологокурортного, особо охраняемого региона агломерации в природоохраняемой рекреационной территории, повышению экономической эффективности региона агломерации Российской Федерации Кавказские Минеральные Воды.

Важное место среди специальных (свободных) экономических зон занимают особые экономические зоны (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа. В условиях рекреационного региона, подобного КМВ, устойчивое функционирование экономики зависит от качества экологического состояния природной среды. Особое внимание в статье уделено влиянию антропогенных факторов на экономику исследуемого эколого-курортного региона агломерации. В статье исследуются приоритеты социально-экономического развития региона агломерации, изложены основные антропогенные факторы, влияющие на развитие эколого-курортного региона, указаны пути их устранения. В основе экономических угроз экологической безопасности региона лежит противоречие между его функциональной предназначенностью и промышленным развитием.

Автор статьи, на основе собранного и исследованного материала обосновывает пути повышения эффективности использования туристско-рекреационных ресурсов курортно-рекреационного типа: комплексного развития территории региона; проведения обязательной экологической экспертизы; развития и укрепления кредитно-финансовой системы; привлечения передовых технологий; создания благоприятных условий для инвестиций.

Ключевые слова: проблемы; приоритеты; трансформация; антропогенные факторы; регион агломерации; эколого-курортный; природоохраняемый; курортно - рекреационный.

PROBLEMS OF ECOLOGY - THE RESORT REGION OF THE RUSSIAN

FEDERATION AGGLOMERATION

Prizhigalinsky V.P.

The paper deals with a new approach to development eco - resort, specially protected area in metropolitan prirodoohranyaemoy recreational area, the economic efficiency of the region's metropolitan Russian KMV.

An important place among the special (free) economic zones occupy a special economic zone (SEZ) for tourism and recreation. In the area of recreation, like CMS, sustainability of the economy depends on the quality of the ecological state of the environment. Special attention is paid to the influence of anthropogenic factors on the economies studied ecology - the resort region of agglomeration. The article investigates the priorities of socio - economic development of the region's metropolitan area, describes the main anthropogenic factors influencing the development of eco - resort region, are ways to eliminate them. The economic threat to the ecological security of the region lies the contradiction between its functional mission and industrial development.

The author, on the basis of collected and researched material justifies the need to address problems of efficiency of tourism and recreational resources of resort-recreational type: integrated development of the region, for mandatory environmental impact assessment, and the development and strengthening of the credit and financial system, bringing advanced technologies to create favorable conditions for investment.

Keywords: problems; priorities; transformation; human-induced factors; metropolitan region; eco - resort; prirodoohranyaemy; resort - recreational.

Введение

Современный этап развития России требует адекватной социальноэкономической политики, которая соответствовала бы рыночным законам и специфики реализации их в агломерациях.

В субъектах России, между центром и субъектами, созданы принципиально новые отношения, что обусловило особую роль и место регионов-агломераций в их жизнедеятельности. Передача части функций социальноэкономических проблем на агломерационный уровень, распределение полномочий между центром и субъектами РФ предопределили необходимость включения последних в контекст социально-экономической политики страны [1, с. 135]. Возникла необходимость исследования не только самого содержания региона, но и современного управления, как возможного регулятора территориальных образований.

Специального исследования заслуживают проблемы развития эколого -курортного региона агломерации в природоохраняемой рекреационной территории Российской Федерации Кавказских Минеральных Вод.

Дальнейшего научного анализа требует усложнение рыночных отношений на уровне региона и расхождения в понимании теоретиками и практиками сущности социально-экономической политики, механизма её реализации.

Одним их приоритетных условий устойчивого функционирования российских регионов в ситуации возрастающей межрегиональной конкуренции и асимметрии является полное использование всех факторов социальноэкономического развития территории.

Анализ проблем рассматриваемых в статье свидетельствует о наличии исходных концептуальных «заделов» и о неразработанных многих её значительных экономических аспектов. Отсутствуют специальные исследования по реализации влияния антропогенных факторов на экономику эколого - курортных регионов в интересах сбалансированного развития рекреационных территорий, включая и приоритетный, проблемный регион КМВ.

Достижение поставленной цели предполагает необходимость решения ряда задач. Статья написана на основе теоретических положений и научной позиции автора, согласно которой, в условиях рыночной трансформации, одним из приоритетных факторов сбалансированного социально-экономического развития регионов, с рекреационной специализаций оказывают влияние антропогенные факторы на экономику эколого - курортного региона агломерации Р Ф Кавказские Минеральные Воды. Развитие последнего сопряжено с формированием адекватных экономических условий, включая становление соответствующего механизма стимулирования и мотивации, объективно нуждающейся в постоянной «настройке» складывающей макроэкономической ситуации и структурно-воспроизводственной динамики рекреационного региона.

Проведённое исследование особого региона, Кавказские Минеральные Воды, свидетельствует о том, что на этапе реструктуризации и структурного спада развития региона в природоохраняемой рекреационной территории РФ КМВ являются значительной «точкой роста», фактором преодоления складывающихся в воспроизводственной системе региона диспропорций и противоречий (между спросом и предложением на рынках товаров, рабочей силы и услуг; между экологической ситуацией и тенденциями природопользования; между бюджетными расходами и налоговым потенциалом территории).

Значение статьи определяется актуальностью поставленных задач и достигнутым уровнем разработанности проблемы, применением аналитического и модельного подхода к определению направлений влияния антропогенных факторов на экономику в различных сферах, разработкой конкретных условий его совершенствования с учётом экономической специфики рекреационного региона. Это позволит углубить научное познание и способствовать формированию новой парадигмы развития экономики эколого - курортного региона агломерации РФ Кавказские Минеральные Воды.

1. Влияние антропогенных факторов на экономику экологокурортного региона агломерации РФ Кавказские Минеральные Воды

В условиях рекреационного региона Кавказские Минеральные Воды (КМВ) устойчивое функционирование экономики зависит от качества экологического состояния природной среды.

В основе экономических угроз экологической безопасности региона КМВ лежит важнейшее региональное противоречие между его функциональной предназначенностью и промышленным развитием. Только в Пятигорске в настоящее время функционирует около 1200 малых, 300 крупных и средних, а также ряд предприятий различных отраслей промышленности. В итоге в этом городе с начала 2000г. объем промышленной продукции, в стоимостном выражении, превысил производство санаторно-курортных учреждений в 15 раз. Экологическая ситуация усугубляется тем, что значительная часть предприятий (1500 реальных источников загрязнения) расположена в первом и втором округах санитарной охраны курортов, что согласно курортному законодательству совершенно недопустимо [2, с. 27].

Особую угрозу экологической безопасности региона КМВ представляет деятельность агропромышленного комплекса, поскольку 1/3 пашенных площадей Предгорного района находится во второй охранной зоне курортов, что ведёт, с одной стороны, к интенсивному разрушению почвенного покрова, с другой, - к ухудшению качественного состава минеральных вод.

Наибольшую экономическую угрозу экологической безопасности региона представляет стремительное развитие транспортного комплекса. За последние годы количество автотранспортных средств на КМВ возросло в четыре раза (составляет почти 220 тыс. единиц), что вызвало без соответствующих экологических регламентаций не только превышение ПДК по некоторым загрязняющим веществам в атмосфере в 10-100 раз, но и рост доли автотранспортных средств, в валовых выбросах по региону КМВ от 68.0 % в Георгиевске, до 90.0 % в городах Ессентуки и Железноводске [3, с. 13].

Угрозой региону является демографическая ситуация, связанная с ростом численности населения, более чем в два раза, за последние 25 лет, обострившаяся в результате притока беженцев и вынужденных переселенцев, из соседних очагов межэтнических конфликтов. Плотность населения в регионе КМВ превышает 150 человек на кв. км, выше среднего показателя по Ставропольскому краю в 4 раза. Это привело к росту антропогенных нагрузок на экологическую систему региона КМВ, обусловленных необоснованным и неконтролируемым отводом земель под частное строительство.

Регион КМВ в экономико-функциональной структуре его субъектов неоднороден (в него входят некурортные города - Минеральные Воды и Георги-евск и четыре сельских района) еще одна из его специфических особенностей состоит в избирательном подходе к формированию экономической структуры его субъектов, но при непременном условии учета их принадлежности к эколо-го-курортному региону.

Развитие сельского хозяйства должно быть ориентировано не только на удовлетворение потребностей в сельскохозяйственной продукции, определенной численности людей, как это имеет место во всех других случаях. Оно должно учитывать, что значительную часть потребителей составляют люди с заболеваниями ЖКТ, почек и стать источником диетических мясных и молочных продуктов, а также большего, чем во всех других случаях, производства фруктов и овощей.

Поскольку сельскохозяйственное производство служит одним из источников загрязнения в зонах санитарной охраны курортов КМВ, необходима такая структура сельского хозяйства и такие технологии, которые бы минимизировали эти негативные явления.

Это относится и к городам некурортного профиля (Минеральные Воды и Георгиевск), промышленные и транспортные предприятия которых служат местом приложения труда вторых и третьих членов семей, живущих в городах-

курортах, а также обеспечению современных транспортных коммуникаций, столь необходимых курортно-рекреационному комплексу.

Поскольку функционирование таких предприятий является источником загрязнения территорий, рек опасными стоками и выбросами в атмосферу, которые не совместимы с рекреационно-курортной деятельностью, индивидуализация развития вне курортных субъектов региона, должна быть ориентирована на учет экономического и экологического воздействия на регион в целом.

В статье акцент делается на экологический фактор, поскольку он в таких регионах играет особую роль, а механизм рационального природопользования приобретает значение регулятора экосистем.

Курортно-рекреационная отрасль хозяйства, относится к видам деятельности, которые имеют ярко выраженную природно-ресурсную ориентацию. Используемые здесь ресурсы относятся, преимущественно, к не воспроизводимым. Ресурсы, которые позволяют использовать возможности региона по его прямому назначению, применяются нерационально, а в ряде случаев, деградируют вместе с экологической средой.

Для реализации приоритетной функции региона, пагубны негативные явления в сфере природопользования, которые сложились в минувшие десятилетия. Не только промышленно-хозяйственная, аграрная и другие виды вне курортной деятельности влияют на углубление противоречий между человеческой деятельностью и природой. Само развитие курорта также небезразлично для экологии. Рост рекреационной нагрузки на природные лечебные ресурсы, в условиях экстенсивного развития курортов, создали угрозу истощения запасов минеральной воды, деградации курортных парков и природных ландшафтов. Хозяйство курортных городов влачит жалкое существование, в связи с недостаточными финансовыми вложениями, для поддержания, в необходимом состоянии санаторно-курортной инфраструктуры.

Спад промышленного производства, в период вхождения в рынок, привёл к сокращению уровня промышленного производства на 43,0 %, резкое сокра-

щение инвестиционной активности, в производственной сфере (капитальные вложения сократились на 72,2 %), однако, экологическая ситуация в регионе не улучшилась. Поскольку природоохранные мероприятия осуществляются не в должной мере, а ассимиляционная среда сохранила «прошлые» антропогенные» нагрузки [5, с. 116].

Рациональное природопользование есть процесс взаимоотношений природы и общества, когда обеспечивается сохранение и воспроизводство природных ресурсов, высокий уровень жизни человека с позиции устойчивого развития.

В связи с этим для стабильного эколого-экономического развития необходима развитая законодательная база в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов.

В последние годы в Российской Федерации издано около 100 законодательных, нормативно-правовых и иных актов, направленных на совершенствование отношений природопользования. Среди них Закон РСФСР «О плате за землю» (1992г.), Закон РФ «О недрах» (1995г.), Закон РФ «Об особо охраняемых территориях» (1995г.) и другие.

Основным документом, регламентирующим механизм природопользования на территории России, является Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», принятый Верховным Советом 19.12.1991 г. В действующем Законе «Об охране природной среды» предусматриваются методы поощрения и ответственность за нарушение требований сохранения окружающей среды. Методами поощрения является установление налоговых и других льгот, предоставляемых государственным и иным предприятиям при внедрении малоотходных и безотходных технологий. Использование вторичных ресурсов; установление повышенных норм амортизации основных производственных фондов; применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; применение льготного кредитования предприятий и учреждений, незави-

симо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.

Россия дальше других стран продвинулась, в практическом использовании нового экономического инструмента охраны окружающей природной среды, платежи за её загрязнение. Действующие платежи носят, в основном, характер штрафов и никак не соответствуют реальному доходу, который может обеспечить колоссальный ассимиляционный потенциал национальных экосистем. У России есть шанс восстановить и сберечь это национальное достояние, стать примером для других стран в переходе к практической защите природы. Необходимо внедрение экологического налога на пользование ассимиляционного потенциала окружающей среды. Как и другие природно-ресурсные платежи, данный налог не требует общего повышения налогового бремени на народное хозяйство, но приведет к его перераспределению в интересах экологически безопасных и природосберегающих видов деятельности.

Необходимо иметь в виду, что «шоковый» переход к рассматриваемой системе недопустим. Налогоплательщики должны иметь время, чтобы подготовиться к глобальной «переоценке ценностей», диктуемой новыми условиями налогообложения. Нужна поэтапная стратегия постепенного переноса налогового бремени на природопользование.

При этом предприятия региона Кавказских Минеральных Вод, особенно малые, надо поставить в такие экономические условия, при которых они ощущали бы выгоду от деятельности по охране окружающей природной среды. По своей природе подобный механизм должен быть гибким и динамичным, отдельные его элементы должны применяться в соответствии с реальными экономическими, социальными условиями жизни региона.

Основными действующими элементами экономического стимулирования рационального природопользования является плата за природные ресурсы и за загрязнение окружающей природной среды.

Плата за природные ресурсы стала внедряться в практику хозяйствования в основном с 1992г., после принятия правовых актов: Закон РФ «О плате на землю», Закон РФ «О недрах» и других [6, с. 35].

В качестве форм платы за природные ресурсы установлен обширный перечень отчислений и платежей: лесные подати, отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов, плата за землю, плата за право пользования недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду.

В соответствии с механизмом взимания ресурсных платежей (кроме платы за землю) объектом налогообложения выступает объём потребленных или добытых ресурсов. При определении платы за воду объектом налогообложения является её объем, полученный предприятиями из водохозяйственных систем; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы осуществляются с учетом объёма добытого минерального сырья или стоимости первого товарного продукта из этого сырья. При отчислениях на воспроизводство, охрану и защиту лесов учитывается объём древесины, заготовленной или переработанной лесопользователем. При увеличении объёма промышленного потребления и добычи природных ресурсов возрастает сумма уплачиваемых ресурсных налогов. Вместе с этим отсутствует реальный механизм стимулирования рационального природопользования. Но это предусматривается в федеральном Законе «О системе платежей за пользование природными ресурсами». Из прибыли взимаются только штрафные платежи, дифференциальная рента, а плату за природные ресурсы следует включать в издержки производства.

Думается, что отнесение платежей на издержки создаёт объективные предпосылки для стимулирования рационального природопользования. Одновременно с этим следовало бы увеличивать штрафные санкции.

Другим методом экономической ответственности предприятий являются платежи за загрязнение окружающей природной среды, размещении отходов, другие виды вредного воздействия. Введены базовые нормативы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду.

2. Пути повышения эффективности эколого-курортного региона агломерации в природоохраняемой территории РФ КМВ

Несмотря на введение механизма платности за загрязнение окружающей природной среды, в регионе улавливается и обезвреживается незначительное количество вредных веществ. По нашей оценке, от общего объёма выбросов, в Пятигорске улавливается около 30 % вредных веществ, в Ессентуках до 10 %, в Кисловодске 28%. Штрафы, за загрязнение окружающей природной среды, незначительные, а их увеличение не оказывает стимулирующего воздействия на природоохранную деятельность предприятий и в ближайшее время не отразятся на экологическом состоянии региона [7, с. 3]. Причиной этому являются недостатки в механизме их взимания:

- платежи в пределах допустимых нормативов включаются в издержки производства, следовательно, их стимулирующее воздействие может проявляться лишь в том случае, если уровень будет достаточно высок, приведёт к значительному удорожанию продукции, снизит её конкурентоспособность, это заставит производителей внедрять экологически безопасные технологии, природоохранное оборудование, снижать объемы загрязняющих выбросов;

- источник платежа, за сверхлимитное загрязнение, прибыль, на практике платежи относят и к издержкам производства, что нежелательно, поскольку это ведёт к обесцениванию стимулирующей функции платежей;

- платежи за загрязнение окружающей среды не являются налогами, поэтому экономические санкции, за их несвоевременную уплату, в законодательном порядке не установлены, это позволяет природопользователям нарушать сроки уплаты и в ряде случаев вообще их игнорировать.

Система взимания таких платежей, как нам видится, неэффективна, это связано с тем, что суммы платежей в пределах допустимых нормативов не отражают объективное воздействие на окружающую природную среду, а отнесение их на себестоимость продукции значительного воздействия на цену товара не оказывает. Поэтому, к рациональному природопользованию, отсутствуют

стимулы хозяйствующих субъектов, особенно малых. В связи с этим увеличение платежей будет оказывать стимулирующее воздействие на внедрение экологически безопасных технологий, ресурсосберегающего оборудования и снижения объёмов выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Оживление эколого-экономического развития страны можно реализовать путем налогового стимулирования. Грамотная налоговая политика государства, в сложившихся условиях, может оказаться катализатором экономической активности хозяйствующих субъектов по охране окружающей экологической среды. На наш взгляд целесообразно вести следующие налоговые льготы. Снизить налог с прибыли до 15 %, для предприятий производящих товары народного потребления, первой необходимости и продукты питания (это показал экономический кризис 1998 года). Налог за загрязнение окружающей среды должен быть достаточно высоким, чтобы предприятиям было выгоднее охранять окружающую среду, а не загрязнять её. Экономические рычаги должны стимулировать предприятия на поиск, разработку и установку очищающих устройств. Налог может устанавливаться пропорционально объёму выбросов или количеству загрязняющих веществ.

Сопоставление общественного ущерба и затрат на очистку с учётом сложившейся экологической ситуации позволяет выработать концепцию для системы налогообложения (рис. 1).

Затраты, руб. / ед.

S 1 S S2 Масштаб загрязнений

Рис. 1. Связь ущерба на очистку с масштабами загрязнений

В точке Б уменьшение загрязнения на единицу снижает наносимый ущерб намного больше, чем затраты на её устранение. В точке Б 1 ситуация обратная.

Ускоренная амортизация природоохранного и ресурсосберегающего оборудования один из основных методов стимулирования антропогенных факторов на экономику и перехода к устойчивому развитию, который уже много лет применяется во многих западных странах.

В регионах с ярко выраженной рекреационной направленностью, следует разрешить 100 % списание оборудования в первый год. Это позволит не только стимулировать рациональное природопользование, но и сможет обеспечить смену производственной базы предприятий соответственно НТП. Альтернативой государственного регулирования экономики является рыночное, которое базируется на праве собственности.

Исходя из вышеизложенного, целесообразным является применение процедуры лицензирования вредных веществ и стимулирование их сокращения или продажи прав на загрязнение окружающей среды. Отмеченные недостатки антропогенных факторов, влияющие на экономику, в значительной степени обусловлены отсутствием единого механизма стимулирования, включающего административные и экономические методы, учитывая специфику регионов России. Практически возникает опасность того, что хозяйствующие субъекты могут отдать предпочтение наращиванию объёмов производства (получению дополнительной прибыли) за счёт увеличения нагрузок на окружающую природную среду в ущерб природоохранным мероприятиям.

Для решения обозначенных нами проблем, необходимо определить экономическую ценность природы. Важным фактором является концепция «готовность платить». Отражением готовности платить является величина спроса или предложения DD1 [4, с. 32]. Она показывает, каким был бы спрос при различных уровнях цен и факторов ценообразования (рис. 2).

D

Р

S

О

величина спроса или предложения

>

Q

D1

Рис. 2. Концепция “готовность платить”

В точке Р1 потребитель платит за товар стоимостью Р Q (прямоугольник ОРР^). Для нас, при оценке природных благ, важен треугольник DP1P, отражающий дополнительную величину, которую согласен заплатить потребитель за товар сверх уплаченной суммы. Стоимость определенного экологического блага можно рассчитать путем сложения суммы рыночной стоимости (ОРР^) и дополнительной выгоды потребителя.

Продажа прав на загрязнение, в этом случае, с точки зрения ожидаемого результата, представляется весьма перспективной, особенно в рекреационных территориях. Права на загрязнение могут продаваться государственными органами предприятиям и хозяйствующими субъектами между собой. Такой порядок передачи прав может быть эффективно использована при выдаче разрешений на размещение новых предприятий на территориях с неудовлетворительной экологической обстановкой или в рекреационных регионах, каким является регион Кавказские Минеральные Воды. Документом, закрепляющим получение прав, является лицензия. В сфере экологической деятельности применяют лицензии на право выбросов в окружающую среду и на право разработки месторождения природных ресурсов.

Экологическая лицензия на выбросы - ценная бумага, дающая право на выбросы конкретного загрязняющего вещества на определённый срок. Количество экологических лицензий предприятия должно соответствовать фактическому уровню совокупных выбросов. На одно загрязняющее вещество цена

экологической лицензии изменяется в зависимости от сезона, времени суток и ситуации в регионе. Экологическая лицензия, вместо налогов, позволяет систему государственного регулирования перевести в систему рыночного управления. Рынок экологических лицензий, определяя их цены, управляет интересами предприятий по составу продукции.

Продавая и покупая, подобно другим товарам и услугам, права на загрязнения, хозяйствующие субъекты могут иметь право:

- предприятия, у которых издержки на утилизацию отходов ниже плановых, могут достичь стандарта, покупая права на выбросы, не производя инвестиции в природоохранное оборудование, минимизируя свои издержки на требуемое сокращение выбросов;

- организациям, выставляющим права на загрязнение, на продажу предоставляется возможность использовать средства от продажи лицензии на собственное развитие. В процессе купли-продажи лицензий согласовываются экономические интересы предприятий-природопользователей, которые стимулируются к процессу проведения природоохранных мероприятий.

Отношения купли-продажи должны опосредоваться двумя условиями: экологической допустимостью и экономической выгодой от сделки. Экологическая допустимость сделки рассчитывается при помощи следующего уравнения:

______________п______________

X (ху + хі|1)+ X ^у+Ху) < $у, (1)

к=1 к=1

где, хі|, Yij - объем выбросов і - го вещества на | - ой территории по всем источникам выбросов у предприятия-продавца и предприятия-покупателя, соответственно;

хі| 1 - объем выбросов і - го вещества на |- ой территории, предлагаемых к продаже предприятием- продавцом;

Sij - допустимый показатель ПДК для і - го вещества на | - ой территории.

Но предприятие заинтересовано в заключении сделки, только в том случае, если она экономически выгодна:

F(d(yij)) > D(xij)), (2)

где F(d(yij)) - функция затрат предприятия-покупателя на снижение выбросов ьго вещества на j-ой территории;

D(xij)) - затраты предприятия-покупателя по покупку лицензий на объём выбросов ху.

При несоблюдении условий, право на получение лицензии будет сомнительным. Хозяйствующие субъекты не будут стимулироваться к снижению выбросов загрязняющих веществ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме указанной схемы уместным представляется создание ипотечной системы природных ресурсов. Эта система могла бы позволить владельцам природных ресурсов закладывать их для получения инвестиций, что позволило бы создать дополнительные резервы для развития производства. Естественно, необходимо жёстко контролировать используемые, получаемые подобным методом финансовые потоки.

Дополнением к экологической лицензии является страхование экологической неопределённости. Денежная сумма страхователя условно депонируется на счёте страхового хозяйствующего субъекта. В случаях, когда хозяйствующий субъект в течение оговоренного срока не причинил ущерба окружающей среде, то его платёж возвращаются с выплатой процентов. В другом случае ликвидация последствий ущерба будет происходить за счёт страховой фирмы. У фирмы, в этом случае, появляется дополнительный стимул к использованию более надёжных технических систем и предотвращению случайных выбросов.

При стимулировании рационального природопользования, предусмотрены и такие формы, как предоставление целевой финансовой помощи на проведение природоохранных мероприятий, за счёт средств бюджетов различных уровней. Субсидии могут предоставляться в виде инвестиций направленных на

покрытие части расходов технологий, снижающих загрязнение окружающей среды.

В настоящее время, в России, финансовый дефицит является основным сдерживающим фактором осуществления подобного рода субсидий и субвенций. В рекреационном регионе КМВ на средства из федерального бюджета осуществляются лишь природоохранные мероприятия, включённые в состав федеральной программы "Развитие особо охраняемого эколого - курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды ".

В рекреационных регионах, каким является эколого - курортный регион агломерации Российской Федерации Кавказские Минеральные Воды целесообразны следующие виды субсидий, стимулирующие природоохранную деятельность:

- прямые инвестиционные, субсидии покрывающие часть расходов на разработку экологически надёжных технологий и борьбу с загрязнением;

- ссуды на установку оборудования по борьбе с загрязнениями;

- субсидии на ресурсосберегающие (имеются в виду ресурсы рекреационного характера) технологии санаторно - курортного сектора.

Учитывая ярко выраженную функциональную ориентированность региона Кавказские Минеральные Воды, местным органам власти следует активно привлекать на природоохранную деятельность, как средства местных бюджетов, так и общественных организаций, коммерческих структур, меценатов.

Помимо налоговых форм, предусмотрены кредитные формы стимулирования, которые, не нашли применения в практике природопользования в силу отсутствия заинтересованности финансово - кредитных учреждений в таком кредитовании. Кроме того, стимулировать банки, кредитовать природопользо-вателей можно с помощью экологических проектов, гарантированных экономической эффективностью. Перспективным является внедрение механизма межбанковского сотрудничества в форме совместного кредитования подобных проектов для разделения рисков предоставляемых ссуд. В городе-курорте Пя-

тигорск таким банками могли быть: "СевКавИнвестБанк", отделение "Сберегательного банка России", "Кузбасбанк", "Промстройбанк".

В рекреационных регионах целесообразно ввести рейтинг банковского процента в зависимости от экологической надёжности предприятия. Упрощающим обстоятельством введения такого рейтинга является отсутствие принимать законодательные акты, изменив условия выдачи лицензий Центральным банком России на банковскую деятельность коммерческих банков, действующих на территории этих регионов.

Сократить влияние антропогенных факторов на экономику эколого - курортного региона агломерации Р Ф Кавказские Минеральные Воды можно внедрив принцип "кредитной нейтральности". Этот принцип предполагает экономические санкции, в виде повышенного процента при кредитовании экологически ненадёжных хозяйствующих субъектов, которые должны компенсироваться льготным кредитованием экологически надёжных предприятий, включая тех, которые выполняют рекреационные функции. Промышленные предприятия, функционирующие с более высокой антропогенной нагрузкой, могли бы кредитоваться по более высокой ставке, хозяйствующие субъекты туристско рекреационного типа (включая санаторно - курортный сектор, по более низкой ставке.

Система кредитования экологическими банками хозяйствующих субъектов, осуществляющих природоохранные мероприятия, должна затрагивать экономические интересы предприятий и банков. Для хозяйствующих субъектов это первоочерёдное получение льготных кредитов, а для банков - в полной компенсации средств, затраченных на выдачу льготных кредитов, в получении дополнительной маржи.

Актуально развитие экологических банков в рекреационных регионах, где льготные кредиты являлись основным источником финансирования природных мероприятий.

В регионе КМВ целесообразно было бы совершенствовать деятельность внебюджетного экологического фонда в части оказания им ряда банковских услуг, а по мере появления благоприятных экологических условий - создавать специализированные коммерческие банки, позволяющие хозяйствующим субъектам инвестировать средства в природоохранную деятельность.

Местным органам власти, с учётом выраженной функциональной ориентации региона Кавказские Минеральные Воды, следует активно привлекать на природоохранную деятельность не только средства местных бюджетов, но и общественных организаций, коммерческих структур, меценатов.

Пути решения проблем развития эколого - курортного региона агломерации в природоохраняемой рекреационной территории РФ КМВ изложенные в статье направлены на повышение эффективности управления сферой природопользования, могут способствовать улучшению экологической ситуации в регионе Кавказские Минеральные Воды.

Заключение

Анализ проблем развития эколого-курортного региона агломерации в природоохраняемой рекреационной территории РФ КМВ позволил сделать следующие выводы:

1. Поскольку перспективы развития экономики эколого-курортного региона во многом связаны с состоянием его природно-экологической базы, приоритетное значение приобретает «экология региона». Действующий в рекреационном регионе механизм природоохраны должен быть более действенным по сравнению с его аналогами, а практика предпринимательских структур - более «экологизированной», что предопределило целесообразность дополнить систему мер стимулирующего воздействия рядом природоохранных стимулов (льготы по ряду налогов, использование инструмента экологического лицензирования, субсидирование природоохранной деятельности, развитие экологических банков и др.)

2. В условиях перехода российской экономики к рыночной модернизации,

туристско-рекреационному комплексу необходима большая гибкость, в производственно-хозяйственной деятельности, внося существенный вклад в формирование конкурентной среды, активно участвуя в решении разнообразных социальных проблем. Регионализация российской экономики предполагает и соответствующую региональную стратификацию факторов, особенностей и следствий развития туристско-рекреационного комплекса, требуя адаптивного (учитывающего специализацию территории, существующие на ней экономические диспропорции и проблемы) подхода к его регулированию и поддержке. На уровне конкретного региона устойчивое развитие института туристско-рекреационного комплекса (предопределяемое совокупно-

стью макроэкономических, региональных и микроэкономических факторов) предполагает создание действенной, регионально адаптированной системы стимулирования и мотивации, призванной обеспечить наиболее полную реализацию и согласование экономических интересов государственных и муниципальных органов управления, собственников средств производства и наемных работников.

3. Стимулирование и мотивация представляют собой форму согласования интересов субъектов рынка, продавцов и покупателей ресурсов, товаров и услуг потребительского назначения, разрешения между ними противоречий. Специфичность его в условиях рыночных отношений состоит в том, что стимулирующий субъект создает у контрагентов материальную заинтересованность в той активной деятельности, которая направлена на реализацию своих интересов и интересов контрагентов. На рекреационных территориях стимулирование и мотивация приобретают и свою специфику:

- способствуют развитию сферы обращения, повышая качество рекреационных услуг;

- повышают уровень жизни населения, оптимизируют социальную среду;

- содействуют наращиванию рекреационного блока в отсутствии экономической неопределенности, инвестирования, непоследовательной государственной структурной политики;

- участвуют в решении социальных проблем населения рекреационных регионов, содействуют их занятости;

- активизируют природоохранную деятельность при условии общего соблюдения экологических приоритетов.

4. Оценка сложившейся в регионе КМВ практики стимулирования и мотивации развития туристско-рекреационного комплекса свидетельствует о неадекватности ситуации, практическом отсутствии как общей стратегии развития, так и селективной поддержки его приоритетных сфер. В специфически мезоэкономических условиях, рекреационного региона, к последней категории, следует отнести малые предприятия рекреационного комплекса (частные гостиницы, турагентства, размещение отдыхающих в частном секторе, торговля, общественное питание и др.), а также структуры природоохранного профиля (по утилизации отходов, озеленению территорий и т.п.). Развитие предпринимательства, как нам представляется, должна носить системный характер и предусмотреть:

- стимулирование общих институциональных рыночных изменений;

- стимулирование социально-экономической ситуации в регионе, включая и его инвестиционный климат;

- стимулирование малого предпринимательства как особой составляющей рыночной экономики;

- внедрение инновационных подходов в стимулировании и мотивации на внутрифирменном уровне.

5. В современных условиях практические шаги, в сфере стимулирования и мотивации развития туристско-рекреационного комплекса (реализацию целесообразно осуществлять в рамках единой региональной политики) призваны обеспечить формирование системы мер законодательного, исполнительного и

контролирующего характера, осуществляемых государством, способствовать приспособлению хозяйствующих субъектов к изменяющейся экономической среде с учётом региональных условий и интересов, ограничивать действие фактора «теневого» предпринимательства. Реализация эффективных государственных усилий в сфере стимулирования и мотивации малого предпринимательства рекреационного региона сопряжена с определением оптимальных границ вмешательства в механизмы рыночной саморегуляции, чётким распределением функций между государством, регионом, муниципалитетами и предпринимателями, выбором наиболее действенных инструментов регулирования. Меры регулирующего воздействия определяются необходимостью стимулировать предпринимательскую активность, обеспечивая устойчивость мотивации предпринимателей на расширение адекватного приоритетам специализации и комплексности экономики региона, производства товаров, благ, услуг, технологий и информации, сохранение благоприятной природно-экологической основы функционирования рекреации.

6. В контексте формирования единого подхода к стимулированию и мотивации туристско-рекреационного комплекса, в условиях курортного региона, необходимо усилить партнерство между малыми и крупными фирмами и организациями коллективной инфраструктуры, включая аспект его безопасности (это позволит стимулировать создание бизнес - центров).

Представляется необходимым образование финансируемого, за счет бюджета, специального, ориентированного на селективную поддержку туристско-рекреационного комплекса; применение пакета льгот для приоритетных отраслей малого бизнеса в виде освобождения (полного или частичного) на различные сроки от налогов, уплачиваемых в местные бюджеты или отсроченные бюджетные платежи (своего рода налоговая рассрочка).

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации "Об особо охраняемом эколо-го-курортном регионе Российской Федерации", № 309, от 27 марта 1992г.: Сб. законодательства РФ по региону КМВ. Ессентуки: Адм. КМВ, 1995. С. 303.

2. Довготько Н.А. Проблемы эколого-экономического развития региона Кавказских Минеральных Вод.// Сборник научных работ. Ессентуки: Изд-во ЕИУБиП, 2008. С. 27-29.

3. Отчёт «О необходимости разработки территориальных схем сбора, транспортировки и обезвреживания ТБО на КМВ». Ессентуки, 2009. 13с.

4. Свиридов О.Ю. Экономические интересы и формы их реализации в условиях перехода к рыночной экономике. Автореф. канд. дис. Ростов-на-Дону, 1995. С. 12.

5. Прижигалинский В. П. Экономика и финансы Ставропольского края: Учебное пособие. Ставрополь: ООО «Мир данных», 2011. 266с.

6. Прижигалинский В. П. Пути повышения эффективности использования инвестиций в туристско-рекреационной и природоохраняемой среде особого региона Кавказских Минеральных Вод. Ставрополь: ООО «Мир данных», 2007. 50с.

7. Яшкин C.B. Охрана рекреационных регионов // Ставропольская правда. 1999. 26 октября. С. 3.

References

1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ”Ob osobo okhranyaemom ekologo-kurortnom regione Rossiyskoy Federatsii”, № 309, ot 27 marta 1992 [Presidential Decree "On specially protected eco-resort region of the Russian Federation", № 309, dated March 27, 1992.]: Sat. legislation of the Russian Federation in the region of CMS. Essentuki: Adm. CMS, 1995. p. 303.

2. Dovgot'ko N.A. Problemy ekologo-ekonomicheskogo razvitiya regiona Kavkazskikh Mineral'nykh Vod [Problems of ecological and economic development of the region Caucasian Mineral Waters]. Essentuki: Izd EIUBiP, 2008. pp. 27-29.

3. Otchet «O neobkhodimosti razrabotki territorial'nykh skhem sbora, transportirovki i obezvrezhivaniya TBO na KMV» [Report "on the need for regional schemes for the collection, transportation and disposal of solid waste on the CMS"]. Yessentuki, 2009. 13 p.

4. Sviridov O.Yu. Ekonomicheskie interesy i formy ikh realizatsii v usloviyakh perekhoda k rynochnoy ekonomike [Economic interests and forms of their realization in the transition to a market economy]: Author. Candidate. dis. Rostov-on-Don, 1995. p. 12.

5. Prizhigalinskiy V.P. Ekonomika i finansy Stavropol'skogo kraya [Economy Stavropol]. Stavropol: LLC "World Data", 2011. 266 p.

6. Prizhigalinskiy V.P. Puti povysheniya effektivnosti ispol'zovaniya investitsiy v turistsko-rekreatsionnoy i prirodookhranyaemoy srede osobogo regiona Kavkazskikh Mineral'nykh Vod [Ways to improve the efficiency of investment in tourism and recreation and the environment prirodoohranyaemoy distinct region Caucasian Mineral Waters]. Stavropol: LLC "World Data", 2007. 50 p.

7. Yashkin C.B. Okhrana rekreatsionnykh regionov [Protection of recreational areas]. Stavropol'skaya pravda. 1999. October 26. p. 3

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Прижигалинский Владимир Павлович, профессор, доктор экономических наук, профессор

Российский государственный бюджетный торгово-экономический университет, Пятигорский филиал

ул. Кучуры, 8, г. Пятигорск, Ставропольский край, 357502, Россия Prijigalinski@yandex. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Prizhigalinsky Vladimir Pavlovich, professor, doctor of economic sciences, professor

Russian State Budget Trade-Economic University, Pyatigorsk branch

8, Kuchura str., Pyatigorsk, Stavropol Territory, 357502, Russia Prijiqalinski@yandex. ru

Рецензент:

Банникова Н. В., заведующая кафедрой предпринимательства, доктор экономических наук, профессор, Ставропольский государственный бюджетный аграрный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.