ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
КИРСАНОВ А.Л.,
преподаватель, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены основные проблемы формирования и развития рынка жилищнокоммунальных услуг.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство; услуги; тарифы на электроэнергию; энергосбережение.
In the article the basic problems of formation and development of the housing and communal services.
Keywords: housing and utilities; services; electricity tariffs; energy.
Коды классификатора JEL: L85.
Социальный характер жилищно-коммунальных услуг, обусловленный их необходимостью для жизнеобеспечения, в значительной мере влияет как на степень государственного регулирования, так и на применение рыночных регуляторов в отрасли. Проводимая реформа ЖКХ, предусматривающая переход на безубыточную работу предприятий, сопровождается увеличением уровня платежей граждан до 100% от величины затрат на производство ЖКУ при удорожании энергоносителей и тарифов на жилищнокоммунальные услуги.
При проведении реформы приоритет должен отдаваться не увеличению стоимости продукции и услуг, а повышению эффективности функционирования отрасли, сокращению непроизводительных расходов. В таких условиях первоочередная роль отводится повышению эффективности использования энергоресурсов и снижению нерациональных затрат предприятий. Закон «Об энергосбережении» и федеральная программа «Энергосбережение России», направленные на активизацию работы в регионах к созданию собственной нормативно-правовой базы, структуры управления, финансовых механизмов, не позволили изменить проблемы существенно: значительные потери в сетях и канализации; использование нормативов, вместо осуществления расчетов по фактически потребленным ресурсам; низкая заинтересованность всех участников отношений купли-продажи энергоресурсов в эффективном их использовании; незначительное использование внебюджетного финансирования и слабое развитие инвестиционной базы сберегающих технологий.
Многие направления в области ресурсосбережения жилищно-коммунальной сферы остались нереализованными и не нашли поддержки в регионах и на местах из-за отсутствия комплексного подхода к решению проблемы энергосбережения в жилищно-коммунальной сфере. Исследование выполнения энергосберегающих мероприятий показывает эффективность среднесрочных направлений, к которым относятся:
♦ оснащение объектов жилищного фонда приборами учета топливно-энергетических ресурсов, а также повышение энергоэффективности реконструируемых зданий в комплексе с другими ресурсосберегающими мероприятиями, применение автоматических включателей околоподъезд-ного и внутриподъездного освещения в жилых домах;
♦ модернизация сетей уличного освещения, установка на них натриевых ламп, вместо применяемых ртутных, применение фотосенсорных автоматов включения/выключения светильников уличного освещения, переход к рациональному использованию электроэнергии — перевод уличного освещения на 30-процентное отключение светильников в ночное время.
♦ установка частотно-регулируемых электроприводов на объектах водопроводноканализационного хозяйства и тепловых сетях;
♦ применение прогрессивных материалов и технологий при ремонте коммунальных трубопроводов, а также автономных теплоисточников;
© А.Л. Кирсанов, 2011
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ... 93
♦ повышение эффективности использования энергоресурсов, внедрение механизмов стимулирования их использования (субсидирование части кредитов, процентной ставки за счет средств бюджета, предоставление муниципальных гарантий, налоговых льгот предприятиям);
♦ проведение активной информационной кампании для информирования населения о современных технологиях;
♦ снижение финансовой нагрузки на бюджет за счет уменьшения объемов потребления топлива, электрической и тепловой энергии;
♦ обеспечение условий для перехода от оплаты по нормативам потребления к оплате на основе показаний приборов учета;
♦ установка приборов учета тепловой энергии на объектах социальной сферы на основе использования современных технологий;
♦ завершение работ по установке частотно-регулируемых приводов насосов на объектах городского водоканала;
♦ ликвидация практики эксплуатации приборов учета предприятиями-поставщиками коммунальных услуг и передача их в обслуживание частным фирмам, имеющим соответствующие лицензии;
♦ разработка мероприятий по утеплению домов, введению системы учета расходов энергоресурсов, проведение энергетического аудита зданий учреждений социальной сферы, создание энергетических паспортов потребителей — учреждений социальной сферы и др.
В муниципальных образованиях Ростовской области существует недостаточно эффективный механизм планирования расходов на оплату коммунальных услуг в учреждениях социальной сферы и оплату потребленной электрической энергии сетями уличного освещения. Основные затраты по экономической статье расходов бюджетной классификации «Коммунальные услуги» у бюджетных учреждений формируются за счет оплаты тепловой энергии и горячего водоснабжения и в значительно меньшей степени за счет холодного водоснабжения и канализации. В настоящее время система формирования тарифов на водоснабжение построена таким образом, что внутридомовые утечки в сетях холодного и горячего водоснабжения учитываются при расчете норматива потребления, а не тарифов, что негативно сказывается на мотивации населения по их сокращению в случае применения индивидуальных поквартирных счетчиков. Фактически, в этом случае утечки перекладываются на горожан, не пользующихся счетчиками, — это не стимулирует пользователей бережно расходовать воду и тепло.
Несмотря на признание энергоресурсосбережения одним из главных приоритетов реформирования ЖКХ на федеральном и региональном уровнях, имеет место несогласованность нормативных, информационных и институциональных положений, обеспечивающих проведение в жизнь мероприятий по ресурсосбережению. Практическая реализация этого процесса сдерживается рядом нерешенных проблем: несовершенством нормативной правовой базы; неразвитостью рынка по инвестированию, установке и обслуживанию соответствующей техники; искажением ценовых соотношений между стоимостью энергосберегающего оборудования и ценами (тарифами) на энергоносители, приводящим к существенному снижению эффективности энергосберегающих мероприятий; несовершенством механизма стимулирования и финансирования инновационных процессов в ЖКХ, в том числе возврата кредитов.
Следует отметить значительный потенциал энергосбережения. Опыт многих предприятий показывает, что расходы на электроэнергию можно сократить на 5% всего лишь за счет реализации практически беззатратных организационных мер. К основным мероприятиям стимулирования энергоресурсосбережения следует отнести: оставление в распоряжении организаций ЖКХ и социальной сферы экономии, полученной в результате реализации мер по ресурсосбережению; осуществление дополнительных мер социальной защиты малообеспеченных граждан путем установки приборов учета в их квартирах за счет бюджетных средств и др.
Жилищно-коммунальному хозяйству следует осуществить переход к экономической модели реформы, направленной на создание реальной системы экономической мотивации сокращения затрат ресурсов и повышение эффективности деятельности предприятий комплекса, привлечение частных инвестиций для реконструкции объектов ЖКХ, обеспечение государственной поддержки процесса их модернизации на основе современных технологий и материалов путем предоставления бюджетных средств, государственных и муниципальных гарантий по привлекаемым инвестициям. Повышение эффективности управления ЖКХ должно базироваться на развитии института собственности, институциональном взаимодействии собственников жилья, субъектов управления жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры и также органов местного самоуправления.
Мероприятия по модернизации системы функционирования сферы жилищно-коммунальных услуг, предусматривающие постепенное внедрение рыночных принципов хозяйствования и перевод отрасли на самоокупаемость путем повышения платежей населения до полного возмещения стоимости услуг, не преодолели кризисную ситуацию в отрасли. Сфера жилищно-коммунальных услуг продолжает оставаться проблемным сектором экономики, с большими задолженностями, несовершенной системой тарифного регулирования, в связи со значительным износом непривлекательной для инвестиций, приводящим к сни-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
94
А.Л. КИРСАНОВ
жению качества услуг и неустойчивости функционирования важнейших систем жизнеобеспечения населения. Показатели финансирования жилищно-коммунальной сферы по регионам Российской Федерации представлены в табл. 1.
Таблица 1
Анализ показателей финансирования жилищно-коммунальной сферы в Южном федеральном округе
Федеральный округ Объем платных жилищнокоммунальных услуг населению Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ на ЖКХ Объем инвестиций в основной капитал (в жилища и коммунальную инфраструктуру)
млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. %
Российская Федерация 660,6 100,0 579,0 100,0 657,5 100,0
Центральный 194,5 29,4 246,6 42,5 245,6 37,3
Южный 67,8 10,3 37,9 6,5 73,5 11,2
Государственное финансирование воспроизводства основных фондов ЖКХ в сравнении с потребностью является незначительным. Предусмотренные государственными программами объемы бюджетного финансирования на капитальный ремонт, модернизацию и реконструкцию ЖКХ в период до 2011 г. составляют более 10% от потребности (240 млрд руб. — в жилищной сфере и 48,6 млрд руб. — в коммунальной, при общей сумме необходимых инвестиций в ЖКХ, оцениваемой в 2,0 трлн руб. в соответствии с Федеральной целевой программой «Жилье» на 2002-2010 гг. и Федеральным законом РФ от 21.07.07 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства).
Несмотря на то, что в 2008 г. объем средств федерального бюджета на финансирование ЖКХ был увеличен до 294,9 млрд руб., доля убыточных предприятий в коммунальной сфере на начало года составила 49,0%, а в жилищной — 47,7%, что соответственно на 4,3 и 21,5% меньше по сравнению с 2000 годом. Более чем в 2 раза возросла дебиторская задолженность предприятий ЖКХ, которая составила 333 млрд руб; кредиторская задолженность увеличилась в 1,5 раза, ее сумма достигла 324 млрд руб. Функционирующая система государственного регулирования тарифов в жилищно-коммунальном комплексе, до вступления в действие с января 2006 г. нового Федерального закона № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» не имела отраслевого законодательного регулирования. В последние годы начаты изменения в организации системы регулирования и контроля, тарифообразовании, взаимодействии субъектов коммунального комплекса и органов исполнительной власти. Применяемое тарифное регулирование носит затратный характер и не стимулирует предприятия к повышению эффективности деятельности, и приводит к росту тарифов на коммунальные услуги.
Переход к инновационной экономике и ее модернизации невозможен без стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает с 2010 г. стимулирование компаний.
Новые правила энергосбережения затронут отечественных производителей и импортеров некоторых групп товаров. Так, производимые на территории России и импортируемые для оборота энергопотребляющие и электронные товары должны будут содержать информацию о классе энергетической эффективности в прилагаемой технической документации, маркировке и на этикетках. На бытовые энергопотребляющие устройства такую информацию производители и импортеры должны наносить с 1 января 2011 г., на компьютеры, другие компьютерные электронные устройства и оргтехнику — с 1 января 2012 г.
Новые требования энергетической эффективности в отношении зданий, строений и сооружений начали действовать с 1 января 2011 г. Они включают критерии, которым здание, строение, сооружение должны соответствовать при вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации, с указанием лиц, обеспечивающих выполнение требований (застройщик, собственник здания, строения, сооружения), и сроков их выполнения. Собственникам зданий, строений, сооружений и иных объектов до 1 января 2011 г. требовалось оснащение объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также их ввод в эксплуатацию.
Закон предусматривает несколько налоговых льгот для компаний, внедряющих и использующих энергоэффективные объекты. Для нарушителей правил, предусмотренных ст. 9.16 Закона «О нарушении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», вводится административная ответственность за выпуск производителем или ввоз в Россию импортером товара без
проблемы формирования и развития рынка жилищно-коммунальных... 95
информации о классе его энергетической эффективности и иной обязательной информации, а также за реализацию товаров без указанной информации.
Актуальность решения проблем жилищно-коммунального хозяйства обусловлена особым социальным значением этой сферы и является одним из необходимых условий социально-экономического развития региона. Важнейшей стратегической целью повышения эффективности управления жилищно-коммунальной сферой является повышение качества жизни населения путем улучшения жилищных условий, а также уровня оказываемых жилищно-коммунальных услуг. Активность внедрения рыночных механизмов и сохранение государственных регуляторов в жилищно-коммунальной отрасли требуют согласования с другими реформами, осуществляемыми в стране: реформой естественных монополий в сфере энергетики, реформой местного самоуправления, налоговой реформой и реформой межбюджетных отношений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Указ Президента Российской Федерации от 28.04.1997 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997.
2. Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009.
3. Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: Развитие, управление, экономика: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2009.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2