Научная статья на тему 'Проблемы формирования и развития рынка жилищно-коммунальных услуг'

Проблемы формирования и развития рынка жилищно-коммунальных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / УСЛУГИ / ТАРИФЫ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / HOUSING AND UTILITIES / SERVICES / ELECTRICITY TARIFFS / ENERGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирсанов А. Л.

В статье рассмотрены основные проблемы формирования и развития рынка жилищно-коммунальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of formation and development of housing and communal services

In the article the basic problems of formation and development of the housing and communal services.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования и развития рынка жилищно-коммунальных услуг»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

КИРСАНОВ А.Л.,

преподаватель, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены основные проблемы формирования и развития рынка жилищнокоммунальных услуг.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство; услуги; тарифы на электроэнергию; энергосбережение.

In the article the basic problems of formation and development of the housing and communal services.

Keywords: housing and utilities; services; electricity tariffs; energy.

Коды классификатора JEL: L85.

Социальный характер жилищно-коммунальных услуг, обусловленный их необходимостью для жизнеобеспечения, в значительной мере влияет как на степень государственного регулирования, так и на применение рыночных регуляторов в отрасли. Проводимая реформа ЖКХ, предусматривающая переход на безубыточную работу предприятий, сопровождается увеличением уровня платежей граждан до 100% от величины затрат на производство ЖКУ при удорожании энергоносителей и тарифов на жилищнокоммунальные услуги.

При проведении реформы приоритет должен отдаваться не увеличению стоимости продукции и услуг, а повышению эффективности функционирования отрасли, сокращению непроизводительных расходов. В таких условиях первоочередная роль отводится повышению эффективности использования энергоресурсов и снижению нерациональных затрат предприятий. Закон «Об энергосбережении» и федеральная программа «Энергосбережение России», направленные на активизацию работы в регионах к созданию собственной нормативно-правовой базы, структуры управления, финансовых механизмов, не позволили изменить проблемы существенно: значительные потери в сетях и канализации; использование нормативов, вместо осуществления расчетов по фактически потребленным ресурсам; низкая заинтересованность всех участников отношений купли-продажи энергоресурсов в эффективном их использовании; незначительное использование внебюджетного финансирования и слабое развитие инвестиционной базы сберегающих технологий.

Многие направления в области ресурсосбережения жилищно-коммунальной сферы остались нереализованными и не нашли поддержки в регионах и на местах из-за отсутствия комплексного подхода к решению проблемы энергосбережения в жилищно-коммунальной сфере. Исследование выполнения энергосберегающих мероприятий показывает эффективность среднесрочных направлений, к которым относятся:

♦ оснащение объектов жилищного фонда приборами учета топливно-энергетических ресурсов, а также повышение энергоэффективности реконструируемых зданий в комплексе с другими ресурсосберегающими мероприятиями, применение автоматических включателей околоподъезд-ного и внутриподъездного освещения в жилых домах;

♦ модернизация сетей уличного освещения, установка на них натриевых ламп, вместо применяемых ртутных, применение фотосенсорных автоматов включения/выключения светильников уличного освещения, переход к рациональному использованию электроэнергии — перевод уличного освещения на 30-процентное отключение светильников в ночное время.

♦ установка частотно-регулируемых электроприводов на объектах водопроводноканализационного хозяйства и тепловых сетях;

♦ применение прогрессивных материалов и технологий при ремонте коммунальных трубопроводов, а также автономных теплоисточников;

© А.Л. Кирсанов, 2011

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ... 93

♦ повышение эффективности использования энергоресурсов, внедрение механизмов стимулирования их использования (субсидирование части кредитов, процентной ставки за счет средств бюджета, предоставление муниципальных гарантий, налоговых льгот предприятиям);

♦ проведение активной информационной кампании для информирования населения о современных технологиях;

♦ снижение финансовой нагрузки на бюджет за счет уменьшения объемов потребления топлива, электрической и тепловой энергии;

♦ обеспечение условий для перехода от оплаты по нормативам потребления к оплате на основе показаний приборов учета;

♦ установка приборов учета тепловой энергии на объектах социальной сферы на основе использования современных технологий;

♦ завершение работ по установке частотно-регулируемых приводов насосов на объектах городского водоканала;

♦ ликвидация практики эксплуатации приборов учета предприятиями-поставщиками коммунальных услуг и передача их в обслуживание частным фирмам, имеющим соответствующие лицензии;

♦ разработка мероприятий по утеплению домов, введению системы учета расходов энергоресурсов, проведение энергетического аудита зданий учреждений социальной сферы, создание энергетических паспортов потребителей — учреждений социальной сферы и др.

В муниципальных образованиях Ростовской области существует недостаточно эффективный механизм планирования расходов на оплату коммунальных услуг в учреждениях социальной сферы и оплату потребленной электрической энергии сетями уличного освещения. Основные затраты по экономической статье расходов бюджетной классификации «Коммунальные услуги» у бюджетных учреждений формируются за счет оплаты тепловой энергии и горячего водоснабжения и в значительно меньшей степени за счет холодного водоснабжения и канализации. В настоящее время система формирования тарифов на водоснабжение построена таким образом, что внутридомовые утечки в сетях холодного и горячего водоснабжения учитываются при расчете норматива потребления, а не тарифов, что негативно сказывается на мотивации населения по их сокращению в случае применения индивидуальных поквартирных счетчиков. Фактически, в этом случае утечки перекладываются на горожан, не пользующихся счетчиками, — это не стимулирует пользователей бережно расходовать воду и тепло.

Несмотря на признание энергоресурсосбережения одним из главных приоритетов реформирования ЖКХ на федеральном и региональном уровнях, имеет место несогласованность нормативных, информационных и институциональных положений, обеспечивающих проведение в жизнь мероприятий по ресурсосбережению. Практическая реализация этого процесса сдерживается рядом нерешенных проблем: несовершенством нормативной правовой базы; неразвитостью рынка по инвестированию, установке и обслуживанию соответствующей техники; искажением ценовых соотношений между стоимостью энергосберегающего оборудования и ценами (тарифами) на энергоносители, приводящим к существенному снижению эффективности энергосберегающих мероприятий; несовершенством механизма стимулирования и финансирования инновационных процессов в ЖКХ, в том числе возврата кредитов.

Следует отметить значительный потенциал энергосбережения. Опыт многих предприятий показывает, что расходы на электроэнергию можно сократить на 5% всего лишь за счет реализации практически беззатратных организационных мер. К основным мероприятиям стимулирования энергоресурсосбережения следует отнести: оставление в распоряжении организаций ЖКХ и социальной сферы экономии, полученной в результате реализации мер по ресурсосбережению; осуществление дополнительных мер социальной защиты малообеспеченных граждан путем установки приборов учета в их квартирах за счет бюджетных средств и др.

Жилищно-коммунальному хозяйству следует осуществить переход к экономической модели реформы, направленной на создание реальной системы экономической мотивации сокращения затрат ресурсов и повышение эффективности деятельности предприятий комплекса, привлечение частных инвестиций для реконструкции объектов ЖКХ, обеспечение государственной поддержки процесса их модернизации на основе современных технологий и материалов путем предоставления бюджетных средств, государственных и муниципальных гарантий по привлекаемым инвестициям. Повышение эффективности управления ЖКХ должно базироваться на развитии института собственности, институциональном взаимодействии собственников жилья, субъектов управления жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры и также органов местного самоуправления.

Мероприятия по модернизации системы функционирования сферы жилищно-коммунальных услуг, предусматривающие постепенное внедрение рыночных принципов хозяйствования и перевод отрасли на самоокупаемость путем повышения платежей населения до полного возмещения стоимости услуг, не преодолели кризисную ситуацию в отрасли. Сфера жилищно-коммунальных услуг продолжает оставаться проблемным сектором экономики, с большими задолженностями, несовершенной системой тарифного регулирования, в связи со значительным износом непривлекательной для инвестиций, приводящим к сни-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

94

А.Л. КИРСАНОВ

жению качества услуг и неустойчивости функционирования важнейших систем жизнеобеспечения населения. Показатели финансирования жилищно-коммунальной сферы по регионам Российской Федерации представлены в табл. 1.

Таблица 1

Анализ показателей финансирования жилищно-коммунальной сферы в Южном федеральном округе

Федеральный округ Объем платных жилищнокоммунальных услуг населению Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ на ЖКХ Объем инвестиций в основной капитал (в жилища и коммунальную инфраструктуру)

млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. %

Российская Федерация 660,6 100,0 579,0 100,0 657,5 100,0

Центральный 194,5 29,4 246,6 42,5 245,6 37,3

Южный 67,8 10,3 37,9 6,5 73,5 11,2

Государственное финансирование воспроизводства основных фондов ЖКХ в сравнении с потребностью является незначительным. Предусмотренные государственными программами объемы бюджетного финансирования на капитальный ремонт, модернизацию и реконструкцию ЖКХ в период до 2011 г. составляют более 10% от потребности (240 млрд руб. — в жилищной сфере и 48,6 млрд руб. — в коммунальной, при общей сумме необходимых инвестиций в ЖКХ, оцениваемой в 2,0 трлн руб. в соответствии с Федеральной целевой программой «Жилье» на 2002-2010 гг. и Федеральным законом РФ от 21.07.07 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства).

Несмотря на то, что в 2008 г. объем средств федерального бюджета на финансирование ЖКХ был увеличен до 294,9 млрд руб., доля убыточных предприятий в коммунальной сфере на начало года составила 49,0%, а в жилищной — 47,7%, что соответственно на 4,3 и 21,5% меньше по сравнению с 2000 годом. Более чем в 2 раза возросла дебиторская задолженность предприятий ЖКХ, которая составила 333 млрд руб; кредиторская задолженность увеличилась в 1,5 раза, ее сумма достигла 324 млрд руб. Функционирующая система государственного регулирования тарифов в жилищно-коммунальном комплексе, до вступления в действие с января 2006 г. нового Федерального закона № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» не имела отраслевого законодательного регулирования. В последние годы начаты изменения в организации системы регулирования и контроля, тарифообразовании, взаимодействии субъектов коммунального комплекса и органов исполнительной власти. Применяемое тарифное регулирование носит затратный характер и не стимулирует предприятия к повышению эффективности деятельности, и приводит к росту тарифов на коммунальные услуги.

Переход к инновационной экономике и ее модернизации невозможен без стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает с 2010 г. стимулирование компаний.

Новые правила энергосбережения затронут отечественных производителей и импортеров некоторых групп товаров. Так, производимые на территории России и импортируемые для оборота энергопотребляющие и электронные товары должны будут содержать информацию о классе энергетической эффективности в прилагаемой технической документации, маркировке и на этикетках. На бытовые энергопотребляющие устройства такую информацию производители и импортеры должны наносить с 1 января 2011 г., на компьютеры, другие компьютерные электронные устройства и оргтехнику — с 1 января 2012 г.

Новые требования энергетической эффективности в отношении зданий, строений и сооружений начали действовать с 1 января 2011 г. Они включают критерии, которым здание, строение, сооружение должны соответствовать при вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации, с указанием лиц, обеспечивающих выполнение требований (застройщик, собственник здания, строения, сооружения), и сроков их выполнения. Собственникам зданий, строений, сооружений и иных объектов до 1 января 2011 г. требовалось оснащение объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также их ввод в эксплуатацию.

Закон предусматривает несколько налоговых льгот для компаний, внедряющих и использующих энергоэффективные объекты. Для нарушителей правил, предусмотренных ст. 9.16 Закона «О нарушении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», вводится административная ответственность за выпуск производителем или ввоз в Россию импортером товара без

проблемы формирования и развития рынка жилищно-коммунальных... 95

информации о классе его энергетической эффективности и иной обязательной информации, а также за реализацию товаров без указанной информации.

Актуальность решения проблем жилищно-коммунального хозяйства обусловлена особым социальным значением этой сферы и является одним из необходимых условий социально-экономического развития региона. Важнейшей стратегической целью повышения эффективности управления жилищно-коммунальной сферой является повышение качества жизни населения путем улучшения жилищных условий, а также уровня оказываемых жилищно-коммунальных услуг. Активность внедрения рыночных механизмов и сохранение государственных регуляторов в жилищно-коммунальной отрасли требуют согласования с другими реформами, осуществляемыми в стране: реформой естественных монополий в сфере энергетики, реформой местного самоуправления, налоговой реформой и реформой межбюджетных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента Российской Федерации от 28.04.1997 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997.

2. Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009.

3. Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: Развитие, управление, экономика: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2009.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.