СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ЖИЛИЩНОКОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ - ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ
А.Л. КИРСАНОВ,
аспирант,
Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, 346500, Ростовская обл., г. Шахты, ул.Шевченко, д. 147;
А.В. МАРКУЛЕС,
аспирант,
Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, 346500, Ростовская обл., г. Шахты, ул.Шевченко, д. 147;
Т.П. ЕЛИСЕЕВА,
доктор экономических наук, профессор, кафедра «Организация производства и управления», ЮРГУЭС,
е-mail: [email protected]
В статье рассмотрены основные аспекты стимулирования энергосбережения в жилищно-коммунальной сфере, как важнейшее направление решения проблемы модернизации и антикризисного управления региона.
Ключевые слова: энергосбережение; жилищно-коммунальная сфера; модернизация; антикризисное управление.
In article are considered main aspects of the stimulation of energy conservation in housing and utilities sphere, as the most important direction of the decision of the problem of the modernization and crisis management of the region.
Keywords: energy conservation; housing and utilities; modernization; crisis management.
Коды классификатора JEL: P28, Q42, R11.
Социальный характер жилищно-коммунальных услуг, обусловленный их необходимостью для жизнеобеспечения, незаменимостью и масштабами потребления, в значительной мере влияет как на степень государственного управления, так и на применение рыночных регуляторов в отрасли. Активность внедрения рыночных механизмов и сохранение государственных регуляторов в отрасли требуют согласования с другими реформами, осуществляемыми в Российской Федерации. Закон «Об энергосбережении» и федеральная программа «Энергосбережение России», направленные на активизацию работы в регионах по созданию собственной нормативно-правовой базы, структуры управления, финансовых механизмов не позволили изменить проблемы кардинально: потери в сетях значительны (более 50% в водопроводных сетях и канализации); использование нормативов вместо
© А.Л. Кирсанов, А.В. Маркулес, Т.П. Елисеева, 2010
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
осуществления расчетов по фактически потребленным ресурсам; низкая заинтересованность всех участников отношений купли-продажи энергоресурсов в эффективном их использовании; незначительное использование внебюджетного финансирования и слабое развитие инвестиционной базы сберегающих технологий. Эти обстоятельства усугубляют кризисную ситуацию в регионе. Данные о динамике платных жилищно-коммунальных услуг населению представлены в табл.1.
Таблица.
Анализ уровня платных жилищно-коммунальных услуг населению
Показатели 2000 2005 2006 2006 в% к 2000
Объем платных жилищно-коммунальных услуг населению — всего, млн руб. 106205 536607 660654 6,2 р.
в том числе: жилищных 20347 120272 155606 7,6 р.
коммунальных 85858 416335 505048 5,9 р.
Объем платных жилищно-коммунальных услуг в расчете на душу населения, руб. 729,7 3779,9 4675,0 6,4 р.
Удельный вес жилищно-коммунальных услуг, % 17,6 23,6 23,6 +6,0
жилищных услуг 3,4 5,3 5,6 +2,2
коммунальных услуг 14,2 18,3 18,0 +3,8
Возмещаемые населением затраты по жилищно-коммунальным услугам, руб. в месяц 146,16 663,56 699,52 4,8 р.
Задолженность по оплате услуг: всего, млн руб. 13069,7 36121,2 42251,9 323,2
в % от начисленных платежей 12,9 7,0 6,5 -6,4
Объемы государственного финансирования воспроизводства основных фондов ЖКХ в сравнении с потребностью незначительны. Предусмотренные государственными программами суммы бюджетного финансирования на капитальный ремонт, модернизацию и реконструкцию ЖКХ в период до 2011 года составляют более 10% от потребности (240 млрд руб.— в жилищной сфере и 48,6 млрд руб.— в коммунальной, при общей сумме необходимых инвестиций в ЖКХ, оцениваемой в 2,0 трлн. руб. в соответствии с Федеральной целевой программой «Жилье» на 2002-2010 гг. и Федеральным законом РФ от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»). Число семей, получающих субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в начале 2007 года составило 5 458 тысяч, при среднемесячном размере субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на семью в сумме 675 руб.
Энергоресурсосбережение является одним из главных приоритетов реформирования ЖКХ на федеральном (региональном) уровне и антикризисного управления в отраслях народного хозяйства. Однако практическая реализация этого процесса сдерживается рядом нерешенных проблем: несовершенством нормативной правовой базы; неразвитостью рынка по инвестированию, установке и обслуживанию энергоресурсосберегающей техники; несоответствием ценовых соотношений между стоимостью энергосберегающего оборудования и ценами (тарифа-
ми) на энергоносители, приводящим к существенному снижению эффективности энергосберегающих мероприятий; несовершенством механизма стимулирования и финансирования инновационных процессов в жилищно-коммунальной сфере.
Многие направления в области ресурсосбережения остались нереализованными и не нашли поддержки в регионах и на местах из-за отсутствия комплексного подхода к решению проблемы энергосбережения. Исследование выполнения энергосберегающих мероприятий показывает эффективность среднесрочных направлений, к которым относятся:
• оснащение объектов жилищного фонда приборами учета топливно-энергетических ресурсов, а также повышение энергоэффективности реконструируемых зданий в комплексе с другими ресурсосберегающими мероприятиями;
• модернизация сетей уличного освещения;
• установка частотно-регулируемых электроприводов на объектах водопроводно-канализационного хозяйства и тепловых сетях;
• применение прогрессивных материалов и технологий при ремонте коммунальных трубопроводов, а также автономных теплоисточников;
• повышение эффективности использования энергоресурсов, внедрение механизмов стимулирования их использования;
• проведение активной информационной кампании для информирования населения о современных технологиях;
• снижение финансовой нагрузки на бюджет за счет уменьшения объемов потребления топлива, электрической и тепловой энергии;
• обеспечение условий для перехода от оплаты по нормативам потребления к оплате на основе показаний приборов учета;
• установка приборов учета тепловой энергии на объектах социальной сферы на основе использования современных технологий;
• завершение работ по установке частотно-регулируемых приводов насосов на объектах городского водоканала;
• разработка мероприятий по утеплению домов, введению системы учета расходов энергоресурсов, проведение энергоаудита зданий учреждений социальной сферы, создание энергетических паспортов потребителей — учреждений социальной сферы и др.
В муниципальных и территориальных образованиях Ростовской области существует недостаточно эффективный механизм планирования расходов на оплату коммунальных услуг в учреждениях социальной сферы и оплату потребленной электрической энергии сетями уличного освещения. Основные затраты по экономической статье расходов бюджетной классификации «Коммунальные услуги» у бюджетных учреждений формируются за счет оплаты тепловой энергии и горячего водоснабжения и в значительно меньшей степени за счет холодного водоснабжения и канализации.
Например, расходы на эти затраты по учреждениям социальной сферы города Волгодонска в 2006 г. составили 66,2 млн руб. Практика установки специального оборудования на основе использования современных технологий с применением автоматической схемы работы по графику, в зависимости от погодных условий, а также ограничение подачи теплоносителя в ночные часы, когда отсутствуют посетители и персонал учреждений, позволяет получить экономию в потреблении ресурсов до 20%. Аналогичная ситуация наблюдается и с планированием расхо-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
дов на оплату потребления электрической энергии сетями уличного освещения — внедрять энергосберегающие технологии здесь невыгодно, так как вся экономия будет изъята на следующий год при формировании коллегией администрации Ростовской области лимитов потребления электрической энергии сетями уличного освещения. Нередко встречается ситуация, когда учреждениям приходится увеличивать потребление энергоресурсов для того, чтобы завышенное фактическое потребление не привело к сокращению лимитов потребления энергоресурсов.
Система формирования тарифов на водоснабжение построена таким образом, что внутридомовые утечки в сетях холодного и горячего водоснабжения учитываются при расчете норматива потребления, а не тарифов, что негативно сказывается на мотивации населения по их сокращению в случае применения индивидуальных поквартирных счетчиков. В данном случае, утечки перекладываются на горожан, не пользующихся счетчиками, что не стимулирует пользователей бережно расходовать воду и тепло.
Следует отметить значительный потенциал энергосбережения. Опыт многих предприятий показывает, что расходы на электроэнергию можно сократить на 5% всего лишь за счет реализации беззатратных организационных мер. К основным мероприятиям по стимулированию энергосбережения следует отнести: оставление в распоряжении организаций ЖКХ и социальной сферы экономии, полученной в результате реализации мер по ресурсосбережению; осуществление дополнительных мер социальной защиты малообеспеченных граждан путем установки приборов учета ресурсов в их квартирах за счет бюджетных средств и др.
Экономические рычаги энергосбережения должны действовать на разных уровнях. Применение ускоренной амортизации, наличие таможенных льгот для импортного энергосберегающего оборудования и материалов могло бы способствовать более широкому применению современных технологий. Для стимулирования инвестиций в энергосбережение необходимо реализовать льготное налогообложение в регионе по НДС, налогу на прибыль и имущество. В ЖКХ следует осуществить переход к новой экономической модели реформы, направленной на создание реальной системы экономической мотивации сокращения затрат ресурсов и повышение эффективности деятельности предприятий комплекса, привлечение частных инвестиций для реконструкции объектов, обеспечение государственной поддержки процесса их модернизации на основе современных технологий и предоставления бюджетных средств, государственных и муниципальных гарантий по привлекаемым инвестициям.
Для реализации потенциала энергосбережения и создания стимулов для эффективного использования энергоресурсов необходима действенная система мер поддержки внедрения и использования энергосберегающих технологий, их финансирования, разработки и реализации областных и муниципальных программ энергосбережения. Следует отметить, что действующая система государственного регулирования тарифов в жилищно-коммунальном комплексе до вступления в действие с января 2006 года нового Федерального закона № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» не имела отраслевого законодательного регулирования. В последние годы начаты изменения в организации системы регулирования и контроля тарифообразования, взаимодействия субъектов коммунального комплекса и органов исполнительной власти. Изменение потребительских цен и тарифов на отдельные виды жилищно-
коммунальных услуг для населения представлено в табл. 2.
Таблица 2
Анализ потребительских цен и тарифов на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг для населения (на конец года), руб.
Показатели 2000 2005 2006 2006 в% к 2000
Оплата за жилье, за м2 общей площади 1,30 7,50 8,87 6,8 р.
Стоимость электроэнергии, за 100 кВт-ч 39,16 110,62 129,87 331,6
Водоснабжение и канализация* 3,58 15,86 112,29 7,1 р.
Отопление, за м2 общей площади 1,61 9,77 11,39 7,1 р.
Горячее водоснабжение* 18,00 110,08 129,37 7,2 р.
Газ сетевой* 5,66 18,08 20,63 3,6 р.
Газ сжиженный * 21,09 60,46 71,53 3,4 р.
Примечание: * за месяц с человека
Рост коммунальных тарифов и их реальная себестоимость не соизмеряется с ростом доходов большей части населения. В 2008 году доля расходов коммунальных услуг в потребительских расходах домашних хозяйств составляет от 12,1% в среднем по России до 33,9% по группе хозяйств с низкими доходами. В результате более 10% семей с наименьшими доходами получают коммунальные субсидии и около 40% населения страны пользуется льготами по оплате услуг коммунального комплекса. Применяемое тарифное регулирование носит затратный характер и не стимулирует предприятия к повышению эффективности деятельности, и приводит к росту тарифов на коммунальные услуги.
Переход к инновационной экономике и ее модернизации невозможен без стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает с 2010 г. стимулирование компаний. Новые правила энергосбережения затронут отечественных производителей и импортеров некоторых групп товаров. Так, производимые на территории России и импортируемые для оборота энергопотребляющие товары в прилагаемой технической документации должны будут содержать информацию о классе энергетической эффективности. С 1 января 2011 г. начнут действовать новые требования энергетической эффективности в отношении зданий, строений и сооружений. Они будут включать критерии, которым здание, строение, сооружение должны соответствовать при вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации, с указанием лиц, обеспечивающих выполнение требований (застройщик, собственник здания, строения, сооружения), и сроков их выполнения. Собственникам зданий, строений, сооружений и иных объектов до 1 января 2011 г. необходимо обеспечить оснащение объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии.
Кроме того, для ряда организаций Закон вводит обязательное энергетическое обследование. Помимо государственных и муниципальных организаций, его обязаны проходить все компании, деятельность которых связана с производством и (или) транспортировкой воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычей природного газа, нефти, угля, производством нефтепродуктов,
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
а также организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают за год 10 млн руб.
Закон предусматривает несколько налоговых льгот для компаний, внедряющих и использующих энергоэффективные объекты. Уже в 2010 году организации, осуществляющие инвестиции в создание объектов наивысшего класса энергетической эффективности, относящихся к возобновляемым источникам энергии, объектам по производству тепловой и электрической энергии, получат право на инвестиционный налоговый вычет (п. 1 ст. 67 НК РФ). Кроме того в п. 1 ст. 259.3 НК РФ в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к объектам с высокой энергетической эффективностью, установлена возможность применять коэффициент к норме амортизации. В соответствии со ст. 9.16 «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» в Законе вводится административная и материальная ответственность.
Существует тесная взаимосвязь между антикризисным управлением, энергоэффективностью, богатством государства и благосостоянием народа. Мероприятия по модернизации системы функционирования сферы жилищно-коммунальных услуг, предусматривающие постепенное внедрение рыночных принципов хозяйствования и перевод отрасли на самоокупаемость путем повышения платежей населения до полного возмещения стоимости услуг, не преодолели кризисную ситуацию в отрасли. Сфера жилищно-коммунальных услуг продолжает оставаться проблемным сектором экономики, с большими задолженностями, несовершенной системой тарифного регулирования и в связи со значительным износом фондов является непривлекательной для инвестиций, что приводит к снижению качества услуг и неустойчивости функционирования важнейших систем жизнеобеспечения населения. Основной резерв и главное направление роста энергоресурсоэффек-тивности составляет работа с потребителями (на их долю приходятся две трети потенциала энергосбережения). Антикризисное управление в регионе целесообразно осуществлять на принципах проблемно-ориентированного подхода и постоянной готовности предприятий к восприятию, трансформации, взаимной адаптации антикризисных нововведений во всех сферах деятельности на основе альтернативного подхода инвестиционных стратегий, модернизации и энергоресурсосбережения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997.
2. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009.
3. Черняк, В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: Развитие, управление, экономика: Учебное пособие / В.З. Черняк. — М.: Кнорус, 2009.