УДК 620.92
А.М.Клюкин РОЛЬ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ
В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ГОРОДА АПАТИТЫ Аннотация
Показаны цели и задачи долгосрочной целевой программы (ДЦП) по энергосбережению в муниципальном образовании г.Апатиты. Приведены первые результаты исполнения ДЦП в муниципальном жилом фонде.
Ключевые слова:
энергосбережение, повышение энергетической эффективности, муниципальное образование, удельные показатели энергопотребления
A^. Klyukin ROLE OF TARGET INDICES IN IMPLEMENTATION OF ENERGY CONSERVATION PROGRAM IN APATITY
Abstract
The goals and objectives of energy conservation long-term program in Apatity municipality are shown. The first results of program implementation for municipal housing are given.
Keywords:
energy conservation, increasing energy efficiency, municipality, specific indices of energy consumption
На встрече с работниками горно-обогатительного комбината «Апатит» 6 апреля 2012 г. во время визита в Мурманскую обл. президент России Д.А.Медведев сказал: «...У нас с энергоэффективностью все довольно плохо и в стране, и на отдельных предприятиях, и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Нам обязательно нужно этому уделять самое существенное внимание...» [1].
Последние годы проблема энергосбережения в России поднята на президентский уровень и фактически позиционирована как приоритетная цель национальной экономики. Президент России в 2008 г. в одном из первых своих указов «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» отметил, что энергосбережение является приоритетной задачей модернизации экономики страны, и определил амбициозную цель - обеспечить 40% снижения энергопотребления к 2020 году [2].
В конце сентября 2009 г. по итогам совместного заседания Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России и Президиума Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию были утверждены шесть проектов по энергоэффективности и энергосбережению:
• «Считай и плати» (связан с установкой приборов учета, которые позволят людям, занимающимся энергосбережением, платить меньше тех, кто этим не будет заниматься);
• «Новый свет» (связан с заменой световых приборов);
• «Энергоэффективный квартал» (связан с модернизацией целых микрорайонов и небольших городов, с тиражированием этого опыта в последующем на всю территорию страны);
• «Энергоэффективный социальный сектор» (энергоэффективные технологии и мероприятия в государственных учреждениях, прежде всего в поликлиниках, школах и больницах);
• «Комплексная малая энергетика» (замена неэффективных старых технологий теплоснабжения на новые небольшие объекты, связанные с применением газовых турбин);
• «Альтернативная энергия» (инновационные, прорывные проекты, в том числе связанные со сверхпроводимостью, использованием биотоплива. дополнительно будут проработаны вопросы по солнечной энергетике и по водородной энергетике) [3].
В своем Послании Федеральному Собранию 2009 г. Президент РФ обозначил пять основных стратегических направлений развития России, среди которых модернизация энергетики и повышение энергоэффективности [4].
Самым значительным событием в государственной политике энергосбережения последних лет стал подписанный президентом РФ 23 ноября 2009 г. Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон «Об энергосбережении»), который, безусловно, является существенным шагом на пути энергосбережения. Он содержит важные и даже революционные для нашей экономики нормы, в нем обозначены понятия «энергосбережение» - реализация в первую очередь организационных и правовых, а также технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования, и «энергетическая эффективность» -характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю [5]. С принятием Закона «Об энергосбережении» вырабатываются рыночные механизмы, которые смогут оказывать должное влияние на отношение общества и государства к проблеме повышения эффективности использования энергоресурсов в России и в нашем регионе в частности.
Целью политики государства в данной сфере является жесткое и безусловное достижение намеченных стратегических ориентиров роста энергоэффективности с использованием широкого спектра мер, стимулирующих потребителей энергоресурсов, обеспечивающих структурную перестройку российской экономики в пользу малоэнергоемких отраслей, сферы услуг и реализацию потенциала технологического энергосбережения.
Усиление роли энергосбережения во всех областях экономики, в том числе и в области предоставления и потребления жилищно-коммунальных услуг, связано с объективной тенденцией повсеместного увеличения спроса на энергетические ресурсы при их недостатке и неэффективном использовании, а также постоянным ростом стоимости энергоносителей. В жилищнокоммунальном хозяйстве на протяжении последних десятилетий поддерживались низкие цены на услуги, в результате чего снизился потенциал энергосбережения в данной отрасли не только в Мурманской обл., но и
по всей России. Федеральным законом «Об энергосбережении» предусмотрено, что во всех муниципальных образованиях должны быть разработаны муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которые, с одной стороны, являются инструментом реализации региональных программ, а с другой - определяют основные направления по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в муниципальном образовании.
Постановлением Администрации гАпатиты от 02.07.2010 г. № 665 в целях оперативного взаимодействия по сопровождению разработки проекта долгосрочной целевой программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в муниципальном образовании город Апатиты создана рабочая группа. Поскольку несколько ранее - в ноябре 2009 г. был утвержден состав рабочей группы для разработки пилотного проекта «Энергоэффективный квартал», так как г.Апатиты был включен в состав четырех городов (Тюмень, Апатиты, Казань, Воркута), которые выбраны Комиссией при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России и Президиума Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию в качестве площадки для реализации пилотного проекта «Энергоэффективный квартал». Подготовленные материалы и наработки легли в основу проекта долгосрочной целевой программы. Кроме этого, в программе учтен накопленный опыт реализации действовавших ранее городских целевых программ по энергосбережению.
При подготовке проекта программы в качестве основных были поставлены следующие цели:
• обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счёт реализации энергосберегающих мероприятий на основе внедрения энергоэффективных технологий, повышения энергетической эффективности по всем направлениям деятельности в муниципальном образовании;
• создание правовых, экономических и организационных стимулов энергосбережения и повышения энергетической эффективности в том числе за счет создания благоприятной инвестиционной среды в городе Апатиты;
• обеспечение к 2020 г. жителей муниципального образования коммунальными услугами нормативного качества при доступной стоимости коммунальных услуг и обеспечении надежной и эффективной работы коммунальной инфраструктуры;
• обеспечение снижения к 2020 г. удельных показателей энергоемкости и энергопотребления экономики и организаций на 40%, создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы города Апатиты на энергосберегающий путь развития.
Для реализации указанных в программе целей и с учётом имеющейся бюджетной и социальной нагрузки на органы местного самоуправления определены следующие основные направления реализации программных мероприятий:
• энергосбережение и повышение энергетической эффективности
в жилищном фонде;
• энергосбережение и повышение энергетической эффективности
в системах коммунальной инфраструктуры;
• энергосбережение и повышение энергетической эффективности
в бюджетном секторе.
Долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании город Апатиты с подведомственной территорией» на 2011-2015 годы утверждена постановлением Администрации г.Апатиты от 30.07.2010 г. № 795 [6].
Основной целью муниципальной программы является повышение энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов и оптимизация потребления энергоресурсов всеми группами потребителей за счет снижения к 2020 г. удельных показателей энергоемкости и энергопотребления, создание условий для перевода экономики города и бюджетной сферы на энергосберегающий путь развития. Система важнейших целевых показателей и индикаторов энергосбережения и повышения энергетической эффективности сформирована на основании Указа Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» [7]. Расчет целевых показателей и индикаторов по муниципальному образованию проводился в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 1225 [8].
Одним из важнейших целевых показателей являются удельные величины потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах и в учреждениях бюджетной сферы (табл.1).
Таблица 1
Целевые показатели энергосбережения по муниципальному образованию г.Апатиты
Индикатор Базовое значение (2009) 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Энергоемкость валового муниципального продукта (ВМП), кг у.т/тыс. руб. 17.3 13.57 12.78 11.92 11.24 10.59
Динамика энергоемкости ВМП, кг у.т/тыс. руб. - -3.73 -0.78 -0.86 -0.69 -0.65
Доля энергоресурсов, расчеты за потребление которых осуществляются на основании показаний приборов учета, % 62.8 72.7 84.8 100 100 100
Удельная величина потребления энергоресурсов в МКД кВт-ч в год/чел. Г кал в год/ м2 л хол. воды/чел. в сут. л гор. воды/чел. в сут. 962 947 942 937 933 928
0.4 0.395 0.387 0.374 0.362 0.36
273 265 256 249 241 234
120 119 118 117 116 115
Доля расходов бюджета на реализацию ДЦП, % 90 27.6 23.5 22.0 22.6 27.1
Удельная величина потребления энергоресурсов в бюджетных учреждениях кВт-ч в год/чел. Гкал в год/ м2 л хол. воды/чел. в сут. л гор. воды/чел. в сут. 2439 2319 2289 2259 2230 2201
0.35 0.225 0.22 0.215 0.21 0.205
46.3 44.8 44.6 44.5 44.4 44.2
220 217 214 212 211 210
Для реализации потенциала энергосбережения и выполнения всех мероприятий программы по всем указанным направлениям необходимы огромные финансовые вложения как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников. Согласно оценкам, приведенным в ДЦП, эта величина составляет 2085.7 млн руб. на период до 2015 г. Для сравнения: основные параметры утвержденного городского бюджета на 2012 г. определены в следующих размерах: доходная часть - 1405.2 млн руб., расходная часть - 1513.5 млн руб., т.е. дефицит бюджета составляет почти 15%. На 2011 г. на реализацию комплексных работ по энергосбережению в масштабах города программой предусматривалось финансирование за счет городского бюджета в объеме 135.7 млн руб., внебюджетных источников - 349.6 млн руб. Однако из 95 запланированных мероприятий только 2 получили частичное финансирование, а отдельные мероприятия профинансированы в рамках других программ. Сумма финансирования из городского бюджета составила 232.1 тыс. руб. (оплата по обязательствам 2010 г. за установку 23 светодиодных светильников по ул.Северная). Кроме этого в 2011 г. в рамках ДЦП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Мурманской области» на 2010-2015 гг. муниципальное образование город Апатиты являлось получателем гранта из областного бюджета на реализацию двух пилотных проектов на сумму 5615.0 тыс. руб. (замена дверных и оконных проемов в ДОУ № 46 и утепление фасада жилого дома по ул.Ленина, 14). Сумма софинансирования из городского бюджета указанных мероприятий составила 295.5 тыс. руб. Таким образом, из предусмотренных программой на 2011 г. финансовых затрат обеспечено лишь около 1%. Учитывая такой низкий уровень финансирования и долю выполненных мероприятий, для успешной реализации поставленных программой задач необходима или поддержка государства в решении данной проблемы, что маловероятно, или активное привлечение средств из внебюджетных источников.
Общая численность проживающих в муниципальном образовании город Апатиты составляет 62591 чел. (2009 г.). Жилой фонд состоит из 405 домов, большую часть которых (71%) составляют дома панельной застройки. Общая площадь жилых помещений - 1450 тыс. м2, в среднем на одного жителя приходится чуть более 22 м2 общей площади. В основном городской жилой фонд старый, около 70% зданий построены более 30 лет назад (табл.2), изношенность жилищного фонда, в частности крыш, достигает 65%. То же можно сказать и о состоянии инженерных коммуникаций. Капитальный ремонт жилых зданий в большинстве своем не проводился с момента их ввода в эксплуатацию. В настоящее время в городе существует несколько управляющих компаний, однако 80% всех домов находится в управлении одной компании (рис. 1).
Таблица 2
Участие УК в управлении городским жилищным фондом по муниципальному
образованию г.Апатиты
Управляющая компания Количество домов Доля, %
Первая управляющая 17 4.5
Вторая управляющая 6 1.6
Апатиты-Комфорт 308 80.8
Наш дом 13 3.4
Аккорд 20 5.2
Юния 16 4.5
бол ьше 10 лет
больше 20 лет
Рис.1. Диаграмма ввода в эксплуатацию жилых зданий
больше 30 лет
Основные мероприятия по энергосбережению в городском жилом фонде осуществлялись в рамках реализации муниципальных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов с привлечением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, областного и городского бюджетов, а также средств собственников помещений в МКД. На данный момент работы проведены в 83 многоквартирных домах. Основными видами работ являлись: ремонт и утепление крыши зданий, утепление и ремонт фасада, ремонт и реконструкция внутридомовых инженерных коммуникаций с установкой общедомовых приборов учета потребления энергоресурсов.
Установка приборов учета осуществлялась в рамках муниципальной программы «Адресная программа по поэтапному переходу на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов на 2009-2011 годы», которая являлась частью одноименной региональной программы. В результате реализации указанной адресной программы, а также других программ, в рамках которых проводилась мероприятия по энергосбережению, по состоянию на начало 2012 г. общедомовые приборы учета были установлены: по учету тепловой энергии - в 131 доме (доля домов с установленными общедомовыми приборами учета по сравнению с 2008 г. возросла с 13.6 до 32.3%), горячей воды -в 77 домах (рост с 0 до 19%), холодной воды - в 88 домах (рост с 3 до 21.7%), электрической энергии - в 129 домах (рост с 3.7 до 31.9%).
Реальным результатом участия одного из многоквартирных жилых домов в адресной городской программе по проведению капитального ремонта стало снижение потребления энергетических ресурсов, что не могло не сказаться на расходах жильцов по оплате коммунальных услуг. Выполнение стандартного комплекса энергосберегающих мероприятий (реконструкция общедомовой системы отопления и горячего водоснабжения, установка автоматизированного узла учета тепловой энергии, утепление кровли и фасада здания, замена оконных блоков в подъездах на стеклопакеты, замена внутридомовой распределительной электросети, осветительной сети подвала и подъездов, установка современных электросчетчиков нового класса точности) позволило оценить через показатели удельных величин потребления энергетических ресурсов результат выполненной работы. Так, за 2010 г. водопотребление составило 84 м3/чел., что в 1.7 раза ниже аналогичного показателя городской
программы по энергосбережению; электропотребление - 863 кВт ч/м2 или на 10% ниже нормируемого показателя; теплопотребление - 0.224 Гкал/м2 против
0.4 Гкал/м2 (рис.2) [9].
А 143,4 м3/чел 0,4 Гкал/м2 962 кВтч/м2
84 м3/чел 0,22 Гкал/м2 863 кВтч/м2
водопотребление тепло электроэнергия
Рис.2. Удельные показатели потребления энергетических ресурсов многоквартирным домом после выполнения капитального ремонта
За последнее десятилетие существенно подорожали услуги ресурсоснабжающих организаций. Более чем в 3 раза выросли тарифы на отопление и электроэнергию, почти в 6 раз - на холодное водоснабжение и водоотведение, в 6.5 раза - на горячее водоснабжение, значительный рост тарифов отмечен в газоснабжении - в 16.5 раза (рис.3, табл.3). По предварительным прогнозам, рост тарифов ожидается и с 1 июля 2013 г. на 15-20%.
Рис. 3. Диаграмма роста тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций
Тарифы на услуги ресурсоснабжающих организаций (2013 год - по состоянию на 1 января)
Комму- нальная услуга Отоп- ление, руб/Гкал Эл. энергия, руб/кВт-ч ХВС, руб/м3 ГВС, руб/чел. Водоот- ведение, руб/м3 Газо- снабжение, руб/кг
2002 г. 2013 г. 419.3 0.6 2.5 66.14 2.3 3.36 1526.77 2.02 14.25 431.18 13.51 55.46
В заключение хотелось обратить внимание, что потенциал энергосбережения в жилищно-коммунальной сфере может быть оценен при помощи известных статистических данных: в среднем по России расходы на отопление в натуральном выражении составляют 55 кг топлива (условного) на в год, на горячее водоснабжение - 19 кг топлива (условного), т.е. суммарный расход теплоэнергии равен 74 кг на 1 м2 площади в год. Для сравнения: в соседних странах Скандинавии суммарный расход тепловой энергии составляет 18 кг у.т., т.е почти в 4 раза меньше. В муниципальном образовании г. Апатиты в бюджетной сфере на сегодняшний день этот показатель равен 36 кг, а к 2015 г. должен составить 32.8 кг топлива (условного).
Выводы
1. Усиление роли энергосбережения в области предоставления и потребления жилищно-коммунальных услуг является наиважнейшей и приоритетной задачей на ближайшую перспективу.
2. Недостаточный уровень финансового обеспечения предусмотренных долгосрочной целевой программой мероприятий по энергосбережению в 20112012 гг. ставит под сомнение выполнение обозначенных целей и задач, достижение запланированных программой целевых показателей.
3. Участие МКД в адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов с привлечением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, областного и городского бюджетов позволило снизить показатели удельных величин потребления энергетических ресурсов.
Литература
1. Отчёт о встрече с работниками горно-обогатительного предприятия «Апатит». Режим доступа: http: //www .kremlin.ru/news/14955
2. О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики: указ Президента РФ. Режим доступа: http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PILOT/main.htm
3. Комментарий помощника президента А. Дворковича по итогам совместного заседания Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики и Президиума Совета по науке, технологиям и образованию. Режим доступа: http://www.energosovet.ru/bul stat.php?num=3
4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации: [12.11.2009 г.] // Российская газета: федер. вып. 2009. № 5038, 13 нояб.
5. Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон // Российская газета: федер. вып. 2009. № 5050, 27 нояб.
6. Долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение
энергетической эффективности в муниципальном образовании город Апатиты с подведомственной территорией» на 2011-2015 годы: [утв.
постановлением Администрации города Апатиты от 30.07.2010 № 795]. Режим доступа: http ://www .apatitv-citv.ru/
7. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: указ Президента РФ. Режим доступа: http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PILOT/main.htm
8. О требованиях к муниципальным и региональным программам энергосбережения и
повышения энергетической эффективности: постановление Правительства РФ. Режим доступа: http://правительство ^/gov/results/9298/
9. Коновалова О.Е. Опыт реализации энергосберегающих мероприятий в многоквартирном жилом доме г.Апатиты // Труды Кольского научного центра РАН. 2011. №2 (5). С.213-219.
Сведения об авторах Клюкин Александр Михайлович
заместитель директора Центра физико-технических проблем энергетики Севера КНЦ РАН Россия, 184209, Мурманская область, г. Апатиты, Академгородок, д. 21А эл. почта: kluk@ien.kolasc.net.ru
УДК 620.311 А.В. Бежан
ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ТЕПЛА СТОЧНЫХ ВОД В МНОГОКВАРТИРНЫХ ЖИЛЫХ ЗДАНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА АПАТИТЫ)
Аннотация
Исследован вопрос о потенциале тепла сточных вод в многоквартирных жилых зданиях. Представлена динамика их поступления в зависимости от времени суток и дней недели, а также взаимосвязь температуры и расхода сточных вод с потреблением горячей и холодной воды.
Ключевые слова:
утилизация тепла, канализационные стоки
A.V. Bezhan
ASSESSING THE POTENTIAL OF SEWAGE HEAT IN APARTMENT BUILDINGS (FOR EXAMPLE APATITY)
Abstract
The question of the potential of sewage heat in apartment buildings. The dynamics of their admission to the time of day and days of the week, and the relationship of temperature and flow of waste water to the consumption of hot and cold water.
Keywords:
heat recovery, sewage