Научная статья на тему 'Проблемы формирования эстетической культуры младших школьников на уроках музыки'

Проблемы формирования эстетической культуры младших школьников на уроках музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / AESTHETIC CULTURE / ДУХОВНЫЙ КРИЗИС / SPIRITUAL CRISIS / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CREATIVE THINKING / ПЕРЕЖИВАНИЕ И СОЗИДАНИЕ ПРЕКРАСНОГО / EXPERIENCE AND CREATION OF THE BEAUTIFUL / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС / AESTHETIC TASTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланцова Т. И., Писарюк А. В.

В статье рассматриваются потенциальные возможности уроков музыки в процессе формирования эстетической культуры младших школьников. Проблемы современного общества заключаются в наличии духовного кризиса, на системный характер которого указывают философы, социологи, педагоги, религиозные деятели, представители различных конфессий. Существующее противоречие в практике формирования эстетической культуры на уроках музыки в начальной школе обусловили наше обращение к теме, рассмотренной в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ланцова Т. И., Писарюк А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with potential possibilities of music lessons in the process of formation of aesthetic culture of junior schoolchildren. The problems of modern society are the presence of a spiritual crisis, the systematic character of which is indicated by philosophers, sociologists, teachers, religious figures, representatives of various faiths. The existing contradiction in the practice of the formation of aesthetic culture in music lessons in primary school determined our appeal to the topic considered in this article.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования эстетической культуры младших школьников на уроках музыки»

УДК 37. 013.46

Т.И. Ланцова, А.В. Писарюк

Филиал Ставропольского государственного педагогического института

в г. Железноводск г. Железноводск, Россия

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ

МУЗЫКИ

Аннотация: В статье рассматриваются потенциальные возможности уроков музыки в процессе формирования эстетической культуры младших школьников. Проблемы современного общества заключаются в наличии духовного кризиса, на системный характер которого указывают философы, социологи, педагоги, религиозные деятели, представители различных конфессий. Существующее противоречие в практике формирования эстетической культуры на уроках музыки в начальной школе обусловили наше обращение к теме, рассмотренной в данной статье.

Ключевые слова: эстетическая культура, духовный кризис, творческое мышление, переживание и созидание прекрасного, эстетический вкус.

Современное общество переживает духовный кризис, на системный характер которого указывают философы, социологи, педагоги, религиозные деятели, представители различных конфессий. Одним из проявлений указанного кризиса является неразвитость у человека эстетической культуры. Между тем потребность в эстетическом, переживании и созидании прекрасного, которая относится к потребностям духовного уровня, - одна из базовых потребностей человека. Эстетическая культура тесно связана с возможностью творческой самореализации в разных сферах жизни и деятельности на ценностной основе, с потребностью в понимании другого человека и во взаимодействии с другим человеком, а значит, предполагает развитие эмпатии и рефлексии. Решение значимой для каждого человека проблемы во многом зависит от корректной деятельности учителей [4].

В педагогической теории и практике не рассматривается вопрос формирования эстетической культуры младших школьников как специфической возрастной группы; данная проблема находит отражение, в основном, применительно к системе дополнительного образования детей.

Вместе с тем можно утверждать, что в науке сложились теоретические предпосылки для решения проблемы формирования эстетической культуры младших школьников. Наиболее полно эстетическая категория как часть культуры человека была рассмотрена ISSN 2411-2550 130 www.poiournal.ru

как на философском уровне в исследованиях Ф. Хатчесона, И. Канта, Г. Гегеля, Н.Г. Чернышевского, Н.Ф. Федорова, Х.Г. Гадамера, Ю.Б. Борева, О.В. Буткевича, В.В. Бычкова, П.С. Гуревича, В.П. Крутоуса, P.A. Куренковой, Е.А. Маймина, Л.К Столовича, A.M. Федя и др. Результаты фундаментальных исследований психологической специфики эстетической культуры нашли отражение в разработках Л.С Выготского, A^. Гройсмана, Б.Д. Карвасарского, Т. Липпсаидр. Исследованию его отдельных аспектов как неотъемлемой части духовного мира человека посвящены работы B.C. Мухиной, Е.И. Исаева, И.С. Кона, В.И. Слободчикова, Э. Шпрангера, Э. Эриксона и др. Проблема формирования эстетической культуры средствами искусства освещалась в педагогических исследованиях Н.И. Киященко, H.JI. Лейзерова, Б.М. Неменского, И.П. Подласого, И.Ф. Харламова и др. Большое значение для изучения вопроса о формировании эстетической культуры имеют исследования, где рассматривалась связь нравственного и эстетического (например, в работах, которые сделали И.А. Баглай, С.Г. Ваниева, Б.Т. Лихачёв, Ф.Ф. Пошнагиди, В.Л. Скворцов, В.А. Сухомлинский). В фундаментальных исследованиях, посвящённых методологии формирования эстетической культуры (Н.М. Борытко, И.А. Колесникова, Л.М. Лузина, И.А. Соловцова, Н.Е. Щуркова и др.), с позиций гуманитарной педагогической парадигмы рассматриваются такие важнейшие проблемы, как: воспитание человека в контексте культуры, эмоциональный характер воспитания, приобщение человека к духовным ценностям, диалогичность воспитания, которые являются ключевыми в решении проблемы формирования эстетической культуры [1].

В целом, анализ современной практики формирования эстетической культуры младших школьников на уроках музыки позволяет констатировать следующие противоречия:

- между необходимостью законосообразного построения процесса формирования эстетической культуры младших школьников и фрагментарностью в обосновании основных характеристик данного процесса;

- между спецификой деятельности по формированию эстетической культуры младших школьников как деятельности, имеющей ценностно -смысловую направленность, и недостаточной обоснованностью педагогических средств, учитывающих названную специфику;

- между необходимостью формирования эстетической культуры младших школьников на уроках музыки и недостаточной разработанностью этой проблемы в условиях реализации ФГОС.

Существующее противоречие в практике формирования эстетической культуры на уроках музыки в начальной школе

«Профессиональная ориентация»

2017, №1

Электронный

научный журнал

обусловили наше обращение к теме исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы особенности формирования эстетической культуры младших школьников на уроках музыки?

Целью исследования был анализ наиболее эффективных путей формирования эстетической культуры младших школьников средствами уроков музыки.

Проведённый нами анализ психолого-педагогической литературы позволил сформулировать следующие выводы:

1. Младший школьный возраст является уникальным периодом для возможности развития эмоциональной сферы ребёнка. Эмоциональное развитие младшего школьника определяется тем, что начало школьной жизни расширяет восприятие внешнего мира, изменяет и увеличивает опыт, приобретаемый ребёнком вне семьи, расширяет коммуникативную сферу.

2. Формирование эстетической культуры младших школьников является одной из основных целей образовательного процесса. Вместе с тем многие учёные продолжают сегодня исследовать вопросы сущности эстетического, ещё не в полной мере выявлены и раскрыты содержание, структура, значимость феномена «эстетическая культура», взаимосвязь его с понятиями, входящими в категориальный аппарат педагогики.

3. Формирование эстетической культуры неразрывно связано с эстетической функцией музыки. Данная функция, подобно этической, неотъемлема от музыки как вида искусства. Красивое, Доброе, Прекрасное, соразмерное всегда были важнейшими критериями музыкального сочинения, целью композиционного ремесла, руководящей задачей теории музыки.

4. Уроки музыки, направленные на формирование эстетической культуры младших школьников, дают возможность многосторонности освоения музыки; деятельностного разнообразия; глубокого постижения сущности музыки как вида искусства; слушание музыки способствует целостному развитию личности, эмоциональному и интеллектуальному развитию, обогащению духовного мира, развитию потребностно -мотивационной сферы учащихся, интегрированному освоение искусства.

5. Из теоретического анализа проблемы формирования эстетической культуры младших школьников на уроках музыки мы пришли к необходимости проведения экспериментального исследования.

«Творчество педагога есть деятельность по созданию нового. Условием творческого отношения к педагогической деятельности опиралось на необходимость создания атмосферы тепла, искренности,

построение взаимоотношений» [2, С. 92]. После анализа теоретической литературы по изучаемой проблеме мы провели экспериментальное исследование, которое включило в себя три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, итоговый этап эксперимента.

Целью констатирующего этапа эксперимента было изучение исходного уровня сформированности эстетической культуры младших школьников.

Вывод по констатирующему этапу эксперимента опирался на результаты, полученные после проведения диагностик и привел нас к пониманию о необходимости формирующего этапа эксперимента.

Для повышения уровня формирование эстетической культуры младших школьников мы разработали и реализовали программу музыкальных занятий «Семь прекрасных нот».

Цель данной программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие повышение уровня эстетической культуры младших школьников посредством реализации современных концепций развивающего обучения на уроках музыки. Достижение поставленной цели стало возможным при решении следующих задач:

- расширять познавательный музыкальный горизонт учащихся -знакомить с разножанровыми произведениями в оригинальном исполнении;

- развивать и обогащать чувственную сферу (богатство чувств) детей, их фантазии и воображения на основе освоения музыкального мира;

- расширять музыкальную палитру восприятия ребёнка и обогащать его представления об эстетическом в музыке;

- включать в обучение на уроках музыки творческие задания, позволяющие расширять спектр собственно музыкально-эстетических задач, помогающих знакомить младших школьников с творчеством композиторов разных стран, работающих в разных жанрах музыкальной деятельности, в том числе с классической и компьютерной музыкой;

- способствовать быстрому нахождению музыкального ряда по изучаемой теме, расширению диапазона музыкально -культурологических данных;

- развивать интерес к исполнительским формам работы по музыке.

Содержание программы и заложенные в ней педагогические

возможности потребовали переноса акцента с обычного слушания музыки на восприятие её с позиции получения удовольствия, наслаждения музыкальными произведениями.

Адресатами программы стали обучающиеся экспериментального четвертого класса. Работа на формирующем этапе велась в трёх направлениях: с учителем, младшими школьниками и родителями.

При организации работы с семьями четвероклассников учитывалось, что, прежде всего, родители должны обеспечивать поддержку эмоционально-положительного отношения ребёнка к восприятию музыкальных произведений:

- разделять желание ребёнка посещать концертные представления, музыкальную школу;

- поощрять позитивные переживания в процессе музыкально-эстетической деятельности, уверенность в успехе, получении положительных эмоций от слушания музыкальных произведений;

- одобрять адекватную эмоциональную реакцию ребёнка на ошибки и неуспех в процессе музыкально-эстетической деятельности своей (товарища);

- поддерживать желание ребёнка предлагать другим свою помощь в процессе музыкально-эстетической деятельности и принимать помощь от других.

Работу с учителем вели в следующих направлениях:

- повышение эффективности использования ИКТ на уроках музыки;

- применение интегрированного подхода в рамках инновационной образовательной деятельности;

- оптимизация взаимодействия с родителями и создания благоприятных условий для организации музыкально-эстетического образования в школе. Именно от учителя зависело, как будет младший школьник воспринимать музыкальное искусство, знать и понимать его виды и жанры, овладевать навыками восприятия музыки и развивать музыкально-эстетический вкус.

В блоке работы с четвероклассниками экспериментальной группы были выделены следующие принципы реализации программы формирующего этапа исследования:

а) доступности, который проявляется в соответствии возрастным нормам уровня сложности заданий, ориентировка на ведущий вид деятельности - музыкально-игровую;

б) принцип системности предполагает проведение занятий по определённому графику (дважды в неделю);

в) единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Занятия с одной стороны исправляют неравномерность в музыкально-эстетическом развитии ребёнка, с другой стороны, помогают предотвратить появление искажений в восприятии музыкальных произведений;

г) единства диагностики и коррекции. По результатам диагностики уровня музыкально-эстетического развития обучающихся формируется группа, с которой проводятся коррекционно-развивающие занятия. Эти

«Профессиональная ориентация»

2017, №1

Электронный

научный журнал

занятия на протяжении реализации программы могут выступать диагностическими данными протекания периода формирования эстетической культуры младших школьников;

д) учёта возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников. Развивающие занятия программы учитывают особенности музыкально-эстетического восприятия обучающихся. На всех занятиях ориентировались на ребёнка: его эстетические способности, тип темперамента, особенности в сфере навыков слушания музыкальных произведений и другие индивидуальные особенности;

е) комплексности методов психологического воздействия. На каждом занятии предполагается использование в комплексе методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка. Это позволяет охватить все сферы личности ребёнка (личностную, познавательную, социальную);

ж) принцип закрепления усвоенного. На каждом последующем занятии повторялся и обобщался пройденный материал через вопросы: «Что мы делали на прошлом занятии? В какие музыкальные игры играли? Какие музыкальные произведения слушали?». При затруднениях детям предлагался использованный на предыдущем занятии стимульный материал (аудиозаписи музыкальных произведений). Предполагалось также повторение музыкально-игровых упражнений.

Планируемый результат предполагал повышение уровня музыкально-эстетической культуры младших школьников.

Основными показателями повышения уровня сформированности эстетической культуры младших школьников были:

- благоприятное эмоциональное состояние (эмоции удовольствия, релаксация во время слушания музыки);

- активизация музыкально-эстетического восприятия действительности;

- высокий уровень учебной мотивации на уроках музыкального искусства;

- поддержание контакта с одноклассниками, родителями и учителем;

- адекватное поведение на уроках музыки;

- овладение навыками слушания и исполнения музыки.

Индикатором трудности процесса сформированности

эстетической культуры младших школьников является негативные проявления в поведении ребёнка:

- чрезмерное возбуждение, проявления агрессивности или, наоборот, заторможенности, депрессивности во время слушания музыки;

- неадекватные выборы объектов прекрасного в музыкальных произведениях;

- низкий уровень мотивации при организации слушания музыки

[3].

Программа рассчитана на учащихся четвертого класса и включает в себя 10 уроков музыки.

Целью итогового этапа эксперимента стало изучение эффективности реализованной нами программы по повышению уровня сформированности эстетической культуры младших школьников. Для реализации данной цели мы применили те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента, и в тех же опытно -экспериментальных условиях.

После вторичного (итогового) среза были получены следующие результаты: по данным проведения всех трёх методик мы зафиксировали изменения, доказывающие, что уровень формирования эстетической культуры младших школьников экспериментальной группы повысился, чему способствовала работа по реализации концепций развивающего обучения в начальной школе.

Таким образом, предложенная нами и реализованная на формирующем этапе исследования программа повышения уровня формирования эстетической культуры младших школьников «Семь прекрасных нот» оказалась эффективной.

Результаты опытно-экспериментального исследования доказали:

1.На констатирующем этапе исследования у большинства испытуемых был выявлен недостаточный уровень сформированности эстетической культуры младших школьников.

2. Экспериментальной группе было предложено посещение занятий по программе повышения уровня формирования эстетической культуры с целью создать условия, обеспечивающие повышение уровня сформированности эстетической культуры младших школьников посредством реализации современных концепций развивающего обучения на уроках музыки и в тех случаях, когда:

- повышение уровня формирования эстетической культуры младших школьников осуществляется с учётом целей эстетического воспитания;

- созданы условия для формирования эстетической культуры младших школьников средствами музыкального образования;

- проводятся мониторинг и корректировка процесса формирования эстетической культуры младших школьников на уроках музыки.

3. После вторичного (итогового) среза были получены следующие результаты: по данным проведения всех трёх методик наблюдаются изменения, доказывающие, что уровень формирования эстетической

культуры младших школьников экспериментальной группы повысился, чему способствовала работа по реализации концепций развивающего обучения на уроках музыки в начальной школе.

4. Таким образом, предложенная нами и реализованная на формирующем этапе исследования программа повышения уровня формирования эстетической культуры младших школьников «Семь прекрасных нот» оказалась эффективной.

На основе результатов теоретического анализа проблемы и выводов по итогам эксперимента были сформулированы рекомендации для учителей музыки в начальной школе:

- учитывать, что уроки музыки не только формируют эстетический уровень познания, но и психический мир личности, помогая включить чувство прекрасного и другие субъективные эстетические ценности в формирующиеся социально-значимые ценности, а это - основная задача личностно-ориентированного обучения;

- оптимизировать организацию уроков музыки посредством введения ИКТ в качестве условия повышения уровня взаимодействия учителя и учащихся;

- при выборе путей осуществления учебного процесса следует помнить, что нет универсальных методов и приёмов обучения, нет сверх эффективного способа, которым можно заменить все остальные;

- обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель -отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик - учитель, помогающий ребёнку сформулировать свой вопрос и найти на него ответ»;

- помнить, что эмоциональное отношение обучащихся к музыке -значимый фактор, на который должен опираться преподаватель в обучении этому предмету.

Мы полагаем, что наша работа даёт новые ориентиры для формирования эстетической культуры младших школьников на уроках музыки.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ильинская И.П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника // Начальная школа. 2009. № 1. С. 20-25.

2. Ланцова Т.И. Влияние игровой деятельности на развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста // Социально-гуманитарные знания. 2016. №12. 205 с.

3. Стражникова Т.И., Грошева В.Г. Теоретическая модель формирования художественно-эстетических потребностей у младших школьников на уроках музыки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskaya-model-formirovaniya-hudozhestvenno-esteticheskih-potrebnostey-u-mladshih-shkolnikov-na-urokah-muzyki

«Профессиональная ориентация» Электронный

2017, №1 ПАРОЛИIЩИ научный журнал

4. Тагильцева Н.Г. Эстетическое восприятие музыкального искусства и самосознание ребёнка. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2008. 101 с.

T.I. Lantsova, A.V. Pisarjuk

Problems of formation of aesthetic culture of younger schoolchildren in music lessons

Abstract. The article deals with potential possibilities of music lessons in the process of formation of aesthetic culture of junior schoolchildren. The problems of modern society are the presence of a spiritual crisis, the systematic character of which is indicated by philosophers, sociologists, teachers, religious figures, representatives of various faiths. The existing contradiction in the practice of the formation of aesthetic culture in music lessons in primary school determined our appeal to the topic considered in this article.

Keywords: Aesthetic culture, spiritual crisis, creative thinking, experience and creation of the beautiful, aesthetic taste.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.