Е.Луцкая
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ И БЕЛАРУСИ
Перспективы развития России и всего региона СНГ в значительной мере зависят от рационального использования странами - бывшими республиками СССР преимуществ глобализации и регионализации, в том числе «субрегионализации», в постсоветском ареале. Последнее во многом связано с продвижением в этом ареале интеграционного процесса путем нового механизма его эффективного стимулирования - механизма, вобравшего в себя как общемировой опыт, так и опыт взаимодействия в рамках СССР и СЭВ, адаптированный к реальностям открытой рыночной экономики.
Приоритетной целью на постсоветском пространстве для России объективно выступает формирование Союзного государства с Беларусью. Союз России и Беларуси, созданный в апреле 1997 г. и преобразованный в 2000 г. в Союзное государство России и Беларуси, представляет собой наиболее продвинутое по степени интеграции объединение среди всех стран Содружества. В данном региональном союзе предусматриваются единые наднациональные органы, единое гражданство, единая финансово-экономическая политика, единая торговля и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран и другие функции, присущие Союзному государству.
В развитии процесса белорусско-российской экономической и валютной интеграции отмечались периоды ускорения и замедления, хотя тема интеграции никогда не теряла своей актуальности. В настоящее время ей уделяется повышенное внимание в связи с намерением Беларуси осуществить переход на российский рубль с перспективой создания к 2008 г. единой валюты Союзного государства. В связи с незавершенностью первоочередных шагов по формированию единого экономического пространства президентами обоих государств осенью 2004 г. было принято решение о
22
перенесении даты введения российского рубля в Республике Беларусь (РБ) - вместо 1января 2005 г. намечено 1 января 2006 г. В оставшиеся месяцы предстоит проделать большую работу по сближению экономик обоих государств.
Важнейшими предпосылками экономического взаимодействия Беларуси и России является территориальное разделение труда и сложившиеся в течение многих десятилетий в рамках бывшего СССР специализация и интеграция экономических связей. Экономики обеих стран как были, так и остались взаимодополняемыми. Россия традиционно являлась главным поставщиком энергоресурсов в Беларусь, тогда как основная статья поставок Беларуси - различное технологическое оборудование и машины. Многие российские и белорусские предприятия связаны взаимными технологическими цепочками. Обе страны уже прошли в направлении интеграции большой путь и достигли заметных успехов даже при том значительном различии, которое существует в их экономических потенциалах (см. табл. 1).
Таблица 1
Экономические потенциалы Беларуси и России в 2002 г.
Показатель Россия Беларусь Беларусь к России
Территория, млн. кв. км 17,1 0,2 1:85,5
Номинальный ВВП, млрд. долл. США 345 14,3 1:24,1
Население, млн. человек 145,2 9,9 1:14,6
Доходы консолидированного бюджета, млрд. долл. США 112 4,9 1:22,8
Расходы бюджета, млрд. долл. США 108 4,9 1:22,0
Профицит (дефицит) бюджета, млрд. долл. США 3,6 -0,1
Баланс товаров и услуг 37,2 -0,5
Международные резервы, млрд. долл. США 48 0,5 1:96,0
Денежная масса М2, млрд. долл. США 67 1,0 1:67,0
Средняя заработная плата, долл. США 141 107 1:1,31
Источник: Банк. Весн. = Bank bull. mag. - Минск, 2003. - №28. - С.17.
23
Само по себе многократное отставание от России по абсолютным размерам территории, населения и производства конечной продукции не является негативным фактором для Беларуси. Скорее наоборот. Экономика Беларуси почти в два раза более ориентирована на экспорт, чем российская (экспорт продукции в Россию составляет почти 1/3 ВВП Беларуси). Поэтому выигрыш Беларуси от получения свободного доступа на более обширный рынок сбыта продукции будет явно большим, чем аналогичное открытие белорусского рынка для России. А с учетом того, что спрос на продукцию перерабатывающих отраслей промышленности (главный предмет экспорта Беларуси) более эластичен, чем на сырьевые товары российского экспорта, положительный эффект увеличения рынка сбыта лишь возрастет. Таким образом, с развитием белорусско-российской интеграции есть основания рассчитывать на заметное увеличение потенциала экономического роста Беларуси.
В 90-е годы наиболее активные шаги в направлении интеграции предпринимала Беларусь. Руководство страны выдвигало различные интеграционные предложения: рублевая зона, создание финансово-промышленных групп, таможенного союза и др. Все эти действия были направлены прежде всего на обеспечение льготного доступа белорусских производителей на российский рынок и на обеспечение поставок российского сырья (в первую очередь энергоносителей) в Беларусь. Так или иначе эти схемы были реализованы. При этом белорусским производителям удалось вернуть позиции, утраченные в процессе распада СССР, и потеснить российских конкурентов в их же технологических нишах. Например, в начале 2001 г. белорусская компания «Интеграл» производила около 95% всех микросхем на постсоветском пространстве, МАЗ - более 60% всех грузовых автомобилей стран СНГ. Более 8 тыс. белорусских и российских предприятий сегодня связаны взаимными поставками продукции (1, с.14-15).
Как считает белорусский специалист А.Зайцев, успешная внешнеэкономическая политика Беларуси на российском направлении стала возможной отчасти по причине установившегося между двумя странами неэквивалентного обмена (4). Так, по оценкам Ассоциации содействия экономическим реформам, ежегодно из российской в белорусскую экономику перетекало в 90-е годы порядка 3-4 млрд долл. США. Это и списание долгов за топливо, и бартер, и отдача от таможенного союза, а также эффект от более полной загрузки белорусских производственных мощностей (там же, с.173). Однако к настоящему времени указанные факторы экспансии белорусских производителей на российском рынке исчерпаны. Для придания устойчивости и нового импульса развития белорусской экономике требу-
24
ются более тесные отношения с Россией, что даст возможность белорусским производителям приобрести также новых стратегических партнеров за рубежом.
В научной экономической литературе обсуждаются две возможные модели развития интеграционного процесса между Беларусью и Россией. Первая модель предполагает поэтапное выравнивание экономической базы двух государств. Это имеет целью повышение эффективности сотрудничества, что, в свою очередь, будет способствовать введению в итоге единой валюты. Вторая модель означает введение с самого начала общей денежной единицы, что создает единые условия экономического развития.
Несмотря на тот факт, что в межправительственных соглашениях России и Беларуси декларируется второй вариант, многие российские и белорусские исследователи, в частности А.Терещенко, В.Дроздов и К.Рудый, отдают предпочтение первой - эволюционной модели интеграции, считая ее жизнеспособной и наиболее приемлемой для обеих стран. Введение единой валюты потребует решения ряда проблем, наиболее важные из которых следующие:
- разработка механизма компенсации потерь бюджета Беларуси, связанных с использованием в России отличного от белорусского принципа взимания налога на добавленную стоимость - принципа страны происхождения (ежегодные потери бюджета Беларуси по этой причине в 2001-2003 гг. составили, по различным оценкам, от 150 млн. до 200 млн. долл. США);
- преодоление препятствий на пути расширения взаимной торговли между двумя странами, связанных с существованием таможенного контроля и таможенного оформления товаров;
- унификация налогового законодательства (в Беларуси из-за иной структуры доходов бюджета сложился более высокий уровень налоговой нагрузки);
- обеспечение равных условий в области ценовой политики (в первую очередь это касается цен на энергоносители);
- создание единого эмиссионного центра Союзного государства (5, с.32).
Кроме того, как отмечают В.Дроздов и К.Рудый, одномоментное введение наличного российского рубля на территории Беларуси значительно повлияет на внутреннюю и внешнюю политику страны. Во-первых, такое введение приведет к неизбежной переориентации бюджетной политики (3). При сравнении структуры расходов бюджетов двух стран видно, что Беларусь значительно уступает России в финансировании обороны,
25
промышленности, энергетики, строительства и обслуживания государственного долга. Сближение с российской структурой бюджета потребует урезания таких статей расходов, как охрана природы, целевые бюджетные фонды, социальные выплаты и т.д. Прекращение или резкое снижение субсидирования со стороны государства приведет к падению ВВП, а соответственно к необходимости сжатия денежной базы. Во-вторых, введение единой валюты повлечет за собой изменение направлений внешней политики Беларуси. После объединения она станет по аналогии с российской политикой в основном прозападной; новые политические приоритеты потребуют изменений в торговых связях, что обострит проблему конкурентоспособности белорусских товаров на рынках западных стран. В-третьих, в результате ускоренной валютной интеграции в стране практически исчезнет национальное денежно-кредитное и валютное регулирование, и, следовательно, белорусская банковская система с несопоставимо малой капитализацией (в 1,7 раза меньшей, чем в РФ) просто растворится в российской (3, с.16).
Таким образом, по мнению указанных выше специалистов, ускоренный вариант введения единой валюты является нерациональным и экономически необоснованным. Первоочередной задачей в настоящее время является сближение основных макроэкономических показателей, так называемых критериев конвергенции.
Вопросы синхронизации экономического реформирования и сближения систем хозяйствования обеих стран занимают важное место среди проблем интеграции двух стран. Этим проблемам посвящено, в частности, исследование российского экономиста А.Шурубовича (6). Анализируя различия в экономической политике России и Беларуси, он отмечает, что если в первой был избран вариант форсированного перехода к рынку, предполагающий максимальное ограничение хозяйственной роли государства, то белорусское руководство предпочло путь плавной, эволюционной рыночной трансформации при активной регулирующей роли государства в экономике. Отсюда и сегодняшние различия в экономических системах двух стран.
В России весьма высока степень либерализации и открытости основных отраслей экономики. Ведущую роль в ней играют негосударственные формы собственности, на долю которых приходится более двух третей производимого ВВП и численности занятых. Приватизировано более 70% госимущества; в собственности государства остаются главным образом лишь некоторые стратегически важные предприятия. Цены на большинство товаров и услуг не контролируются государством (регулируются лишь тарифы естественных монополий). Проводится жесткая монетарная политика,
26
направленная на сдерживание инфляции путем рестрикций денежного предложения.
В Беларуси под контролем государства функционирует большая часть экономики; на долю госпредприятий приходится около 60% численности занятых в экономике и почти 2/3 ВВП. Приватизация идет относительно медленными темпами и под жестким контролем государства. О роли государства в экономике можно судить по степени перераспределения ВВП через госбюджет (отношению бюджетных расходов к ВВП). В Беларуси в 1999 г. этот показатель составил 39,4%, тогда как в РФ - 28% ( 6, с.47).
Различия в экономических системах двух стран нашли отражение в законодательных нормах, регулирующих отношения собственности. Если в РФ (ст. 9 Конституции РФ) земля и другие природные ресурсы находятся в государственной, частной, муниципальной и иных формах собственности, то в ст. 13 Конституции Республики Беларусь зафиксировано: недра, вода, леса, равно как и земля сельскохозяйственного назначения, составляют исключительную собственность государства.
Доля акционированных предприятий в общем количестве последних составляет в Беларуси лишь около 30% (в России - 70%), причем с 1 января 1998 г. в акционерных обществах с участием государства действует правило «золотой акции» (ни одно решение не может быть принято вопреки воле представителя госсобственности).
Как считает А. Шурубович, асинхронность экономических реформ не является непреодолимым препятствием для интеграционных процессов, тем более что и российский, и белорусский пути к рыночной экономике имеют свои достоинства и недостатки. Белорусский «эволюционистский» подход в целом представляется данному автору более предпочтительным, чем «шоковый» российский, поскольку первый позволяет сохранить значительную часть производственного потенциала, избежать резкого падения производства и снижения жизненного уровня населения.
Избранный белорусским руководством вариант «мягкого» вхождения в рынок дал возможность сохранить сложившуюся структуру экономики, ориентированную преимущественно на выпуск готовых изделий обрабатывающей промышленности. «Шоковая терапия», несомненно, разрушила бы эту структуру, учитывая, что у Беларуси в отличие от России нет значительных природных ресурсов, экспорт которых способен смягчить негативные последствия такого курса. Экономический рост в Беларуси осуществляется прежде всего за счет интенсификации использования имеющегося потенциала с помощью активного государственного регулирования экономики.
27
Больший, чем в России, учет социальных аспектов рыночных реформ позволил Беларуси осуществить системную трансформацию с меньшими социальными издержками. Уровни безработицы составляют соответственно в Беларуси и РФ - 2 и 8,8% ( 6, с.48).
По показателю «качество жизни», ежегодно подсчитываемому экспертами ООН и интегрирующему несколько составляющих, таких как покупательная способность национальной валюты, уровень безработицы, стабильность цен, долги по зарплате и пенсиям, внешнеторговый баланс и др., Беларусь опережает Россию и другие страны СНГ, уступая только странам Балтии.
Индекс «качества государственного управления», разработанный специалистами Всемирного банка, в РБ выше, чем во всех остальных странах СНГ, причем здесь самый низкий среди экс-республик СССР и стран Восточной Европы уровень коррупции.
Все это, однако, не означает, что белорусская система хозяйствования во всех отношениях лучше российской. В России более зрелая финансовая сфера и более развитая институциональная структура рынка. К числу достижений российского пути реформирования можно отнести и более жесткую, чем в Беларуси, кредитно-денежную и бюджетную политику. Проводившаяся в Беларуси вплоть до недавнего времени чрезмерно мягкая политика, направленная на стимулирование развития приоритетных отраслей и решение социальных проблем путем наращивания денежной массы, имела своим следствием высокий уровень инфляции. На протяжении всего периода реформ потребительские цены в Беларуси росли значительно быстрее, чем в России.
Жесткий государственный контроль за предпринимательской деятельностью в РБ сковывает развитие бизнеса (хотя имеет и положительные стороны, например, более низкий уровень экономической преступности). Выдачу лицензий осуществляют более 50 министерств и других госучреждений, между которыми нет четкой координации. Регистрация частного предприятия требует семи трудоемких процедур и длится в среднем 120 дней (для сравнения: в Канаде приняты две процедуры, весь процесс регистрации занимает два дня). Все это, естественно, не способствует улучшению инвестиционного климата в Беларуси; по привлекательности для капиталовложений республика находится приблизительно на 135-м месте в мире (6, с.50).
Различие моделей экономических реформ в России и Беларуси, как уже отмечалось, не является непреодолимым препятствием для экономической интеграции двух стран.
28
Существенный импульс сближению систем хозяйствования придало подписание руководителями России и РБ в 1999 г. Договора о создании Союзного государства. Предусмотренная договором программа действий включает в себя следующие меры: 1) проведение единой структурной политики, связанной с реформированием производственной, бюджетной и налоговой сфер, решением проблемы неплатежей и с реструктурированием банковской системы; 2) осуществление единой налоговой политики на основе унифицированного законодательства; 3) унификация политики в области ценообразования; 4) формирование единой торговой и таможенно-тарифной политики в отношении третьих стран, международных организаций и объединений.
В последние годы в Беларуси предприняты практические усилия для приближения экономической политики к российской. С осени 1999 г. реализуется новая концепция денежно-кредитной политики, предусматривающая ужесточение последней ради обуздания инфляции. Произошла определенная либерализация ценообразования. В 2001 г. вступил в силу Инвестиционный кодекс РБ, регламентирующий, в частности, гарантии сохранности имущества инвесторов (в том числе зарубежных) и предусматривающий возможность предоставления госпредприятий в концессию иностранцам на срок до 99 лет. Принятие нового кодекса диктовалось не только необходимостью интенсифицировать процесс сближения белорусской экономики с российской, но и решить проблему острого инвестиционного голода в республике. В ситуации, когда износ активной части производственных фондов достигает 76% (а критическим считается уровень в 60%), нехватка инвестиций ставит под сомнение саму возможность устойчивого экономического роста в Беларуси. Современный стандарт ежегодного обновления оборудования должен составить не менее 10%, тогда как фактически в РБ обновляется вчетверо меньше, а в промышленности - всего 1,6% (6, с.52).
Как отмечает белорусский специалист А. Терещенко, поставленная руководством обоих государств задача введения единой валюты явилась непосредственным стимулом проведения ряда значимых шагов на пути интеграции. К числу позитивных изменений последних лет он относит следующие:
- принят единый курс белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка;
- обеспечена конвертируемость белорусского рубля по текущим операциям платежного баланса;
29
- Национальный банк РБ прекратил эмиссионное финансирование дефицита госбюджета, а также покупку государственных ценных бумаг при их первичном размещении;
- прекращено целевое кредитование экономики со стороны Национального банка РБ;
- улучшен контроль над темпами роста монетарных агрегатов благодаря проведению согласованной с ЦБ России денежно-кредитной программы;
- существенно сблизились количественные параметры денежно-кредитной политики, такие как ставки по операциям центральных банков, нормативы обязательного резервирования. К настоящему времени первоочередные задачи сближения основных инструментов и параметров денежно-кредитной политики в основном решены;
- Национальным банком и правительством РБ получены кредиты Центрального банка и правительства России для обеспечения стабилизации курса белорусского рубля и платежного баланса РБ;
- в значительной степени унифицированы принципы монетарного и валютного регулирования, банковского надзора, бухгалтерского учета в банковских системах РБ и РФ.
В результате всего перечисленного существенно сблизились темпы инфляции, уменьшились процентные ставки по кредитам (5, с.35).
В целом, отмечает А.Терещенко, развитие обеих экономик в последние два года является достаточно сбалансированным; динамика экономических показателей имеет высокую степень сходства. При этом экономика Беларуси растет несколько более высокими темпами, чем российская (см. табл. 2).
Таблица 2
Основные макроэкономические показатели* России и Беларуси в первом полугодии 2004 г.
В процентах к соответствующему периоду предыдущего года Россия Беларусь
1 2 3
Валовой внутренний продукт 107,3 110,3
Объем промышленной продукции 107,4 114,4
Объем сельскохозяйственной продукции 98,8 105,7
Инвестиции в основной капитал 112,6 121,7
Розничный товарооборот через все каналы реализации 111,1 113,0
30
Продолжение табл. 2
1 2 3
Грузооборот транспорта 107,4 104,0
Индекс потребительских цен 106,1 108,1
Индекс цен производителей промышленной продукции 117,8 112,4
Реальные располагаемые денежные доходы** 109,8 112,9
Экспорт** 125,4 128,5
Импорт** 123,4 126,5
* Макроэкономические показатели взяты в сопоставимых ценах. ** За январь-май 2004 г.
Источник: Банк. Весн. = Bank bull. mag. - Минск, 2004. - №25 .— С.33.
Таким образом, постепенное выравнивание макроэкономических показателей создает более благоприятиные условия для введения единой денежной единицы. Например, в связи с тем что сократился разрыв в темпах инфляции в Беларуси и России, уменьшилась необходимость в проведении девальвации белорусского рубля относительно российского, что дает возможность Беларуси проводить собственную курсовую политику. Достаточно стабилен двусторонний реальный обменный курс, усилилась синхронизация динамики экономических показателей.
В то же время некоторые предпосылки валютного союза все еще не созданы. Работа по формированию общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы Союзного государства идет медленнее, чем это было запланировано. Банковский кризис в России летом 2004 г. и последовавшее за ним двукратное снижение норматива обязательного резервирования свидетельствовали о том, что по-прежнему не исключены так называемые политические шоки денежно-кредитной системы, которые могут быть асимметричными в двух странах.
Насущными практическими задачами продвижения двух стран по пути интеграции экономик в настоящее время являются следующие.
1. Устранение существующих проблем двусторонних отношений, таких как: а) завершение перехода на принцип страны назначения при взимании НДС во взаимной торговле между РБ и РФ; б) ликвидация таможенного оформления и таможенного контроля во взаимной торговле; в) выработка согласованных механизмов определения цен на газ и электроэнергию и тарифов на транзит газа через территорию РБ с учетом роста стоимости продукции естественных монополий; г) поиск взаимоприемлемого решения по вопросу единого эмиссионного центра Союзного государства.
31
2. Дальнейшее сближение важнейших макроэкономических показателей, в первую очередь темпов инфляции.
3. Ускорение структурных преобразований в РБ и повышение инвестиционной привлекательности экономики.
4. Снижение в Беларуси уровня налоговой нагрузки на предприятия и население (5, с.36).
По мнению А.Терещенко, последний пункт в приведенном выше списке, возможно, является главным для Беларуси. Решение всех других задач не обеспечит равные условия конкуренции белорусских и российских предприятий, если в РБ будет по-прежнему сохраняться намного более высокий уровень налогов. Особенно актуальными являются отмена в стране чрезвычайного налога и оборотных налогов, а также снижение нормы отчислений в фонд социальной защиты населения. Кроме того, с учетом реформ в налогово-бюджетной политике РФ может потребоваться также снижение ставок налога на добавленную стоимость и подоходного налога.
Бюджетом РБ на 2005 г. предусматривается уменьшение ставки чрезвычайного налога с 4 до 3% и оборотных налогов - с 4,15 до 3,9%. Как считает А.Терещенко, эти шаги нельзя признать достаточными. Проведение ограничительной политики в области бюджетных расходов позволило бы активнее снижать налоги, а также препятствовало бы «перегреву» экономики.
При сохранении благоприятных тенденций в экономике Беларуси возможны два сценария уменьшения налоговой нагрузки: быстрое снижение, при котором выпадающие доходы бюджета будут каким-либо образом компенсированы, либо постепенное и поэтапное, с оптимизацией расходной части бюджета и без использования внешних источников финансирования дефицита. При первом сценарии задача выравнивания уровня налогов в Беларуси и России может быть решена в течение двух лет, т.е. при разработке проекта бюджета на 2006-2007 гг. Во втором случае добиться этого ранее 2008 г. будет затруднительно.
Итак, по мнению большинства специалистов, анализирующих проблему экономической интеграции России и Беларуси, синхронизация развития экономик двух стран достигла такого уровня, при котором уже можно говорить о введении единой валюты как мере, подытоживающей определенный этап объединения и одновременно дающей толчок дальнейшему развитию интеграционных процессов.
Рассматриваются два варианта введения единой валюты Беларуси и России. Первый вариант сводится к следующему.
В РБ ускоренно, в течение 2005-2006 гг., осуществляется реформа бюджетной политики и радикальное снижение налоговой нагрузки. РФ
32
оказывает поддержку этим преобразованиям, компенсируя выпадающие доходы РБ. В короткие сроки завершается выполнение мероприятий по формированию единого экономического пространства Союзного государства. Не позднее 1 января 2005 г. осуществляется подписание проекта Соглашения об использовании рубля РФ в качестве единственного законного платежного средства на территории РБ. А с 1 января 2006 г., после внесения соответствующих изменений в законодательство обеих стран, российский рубль становится единым платежным средством. Расходы РФ при этом будут компенсированы за счет таких геополитических преимуществ, как: облегчение условий для деятельности российского бизнеса в РБ; увеличение международного авторитета Банка России и в целом РФ; расширение сферы использования российского рубля, в том числе в межгосударственных расчетах; создание предпосылок для введения рубля в качестве законного платежного средства в других странах СНГ.
Согласно второму варианту, РБ осуществляет самостоятельное реформирование налогово-бюджетной политики и другие преобразования, при этом вопрос о компенсациях со стороны РФ не ставится. Стороны согласовывают статус, задачи и функции единого эмиссионного центра Союзного государства и вносят соответствующие изменения в конституции двух стран. Сроки введения единой денежной единицы Союзного государства, а также необходимость промежуточного этапа использования в этом качестве рубля РФ определяется Высшим государственным советом Союзного государства исходя из динамики совместной работы правительств и центральных банков.
Специалисты полагают, что дальнейшая работа по созданию условий для введения единой денежной единицы Союзного государства с течением времени приведет к существенным положительным результатам развития экономики, банковской системы и политического взаимодействия двух стран. Причем, как и ранее, будет наблюдаться синергетический эффект взаимного усиления этих последствий.
Развитие экономической интеграции России и Беларуси является взаимовыгодным процессом для обоих государств. Главная цель объединения - это реализация общих стратегических и текущих интересов в решении проблемы повышения уровня жизни населения на основе эффективного использования преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства, создания благоприятных условий для экономического роста.
Создание общего экономического пространства Союзного государства позволит:
33
- повысить эффективность функционирования реального сектора экономики обеих стран на основе роста конкурентоспособности товаропроизводителей;
- обеспечить выход на мировые рынки с новой продукцией высокого качества и технического уровня;
- обеспечить эффективное использование природных ресурсов;
- скоординировать социально-экономическую, научно-техническую и экологическую политику обоих государств для достижения конечной цели - устойчивого роста экономики, повышения уровня и качества жизни народов (1, с.15).
Успешное становление Союзного государства России и Беларуси, как считают исследователи, даст мощный импульс более широким интеграционным процессам на многосторонней основе в рамках СНГ, в частности, на Евразийском пространстве.
Список литературы
1. Богданович А.В. Экономическая интеграция Беларуси и России // Региональное сотрудничество России и СНГ / Под. ред. Вашанова В. А. - М., 2004. - С. 14-24.
2. Быков А. Глобализация и регионализация: Российские интересы и перспективы евразийской интеграции // Рос. экон. журн. - М., 2001. - №7. - С.59-74.
3. Дроздов В., Рудый К. Союз Беларуси и России: Объединение двух валют? // Банк. Весн. - Минск, 2003. - № 28. - С.15-21.
4. Зайцев А. Экономический потенциал Беларуси и ее стратегические интересы в Евразийском экономическом сообществе // Центр. Азия и Кавказ. - Ьи1еа, 2001. -№1. - С. 169 - 177.
5. Терещенко А. Валютная интеграция Беларуси и России: Переломный момент // Банк. Весн. - Минск, 2004. - №25. - С. 32-37.
6. Шурубович А. К синхронизации рыночных реформ и сближению экономических систем России и Беларуси // Рос. экон. журн. - М., 2002. - №3. - С. 46-54.
34