ВОПРОСЫ экономики
РОССИЯ И БЕЛОРУССИЯ: ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ
в.в. котилко,
доктор экономических наук, член-корреспондент РАЕН
Перечень договоров и соглашений о торгово-экономическом и иных видах сотрудничества берет свое начало с Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о торгово-экономическом сотрудничестве в 1993 г. Затем было принято Соглашение о межправительственном кредите по результатам торгово-эконо-мических отношений в 1992 г. и январе-июне 1993 г. Далее почти ежегодно принимались соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве (1994), об основных принципах торгово-экономического сотрудничества (1995), о направлениях торгово-экономического сотрудничества (1996), о создании равных условий субъектам хозяйствования (1998), о производственной кооперации (1999), о взаимных кооперационных поставках (1997).
Помимо соглашений о сотрудничестве заключались двусторонние договора, в том числе: Договор между РФ и Республикой Беларусь о дружбе и сотрудничестве (21.02.1995); Договор об образовании Сообщества (02.04.1996); Договор о Союзе Беларуси и России (02.04.1997); Договор между РФ и Республикой Беларусь о военном сотрудничестве (19.12.1997); Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан (25.12.1998). Все эти документы в той или иной мере затрагивали условия торгово-экономического сотрудничества.
Торгово-экономические соглашения между двумя государствами, как правило, подчеркивали необходимость:
• расширения торговых связей;
• обеспечения равных условий для конкуренции в торговле;
• поддержки предпринимательской деятельности, создания условий для эффективного функционирования и институтов рыночной инфраструктуры;
• о применении единых ставок таможенных платежей в торговле с третьими странами;
• применения режима свободной торговли без изъятий и ограничений между государствами;
• воздержания от предоставления экспортных и иных субсидий предприятиям, нарушающим условия добра совместной конкуренции:
• обмена информацией по вопросам, связанным с присоединением к ВТО;
• координации совместных действий в области предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
• развития и углубления сотрудничества в сфере координации денежной, бюджетной, кредитной, налоговой и ценовой политики.
Если сравнивать вопросы, затрагиваемые в торгово-экономических соглашениях между двумя государствами, с приоритетными направлениями, выделенными в комплексе мер по реализации Единого экономического пространства (ЕЭП), то можно сделать вывод о том, что все вопросы (кроме сотрудничества в сфере инвестиционной деятельности, услуг и социальной политики) нашли в них отражение.
Инвестиционные проблемы, а также вопросы сферы услуг и социальной политики, как правило, находят отражение в специальных соглашениях или совместных белорусско-российских программах.
Например, в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Белоруссия о предоставлении Республике Белоруссии государственного кредита в 2001 - 2002 гг. (от 30.12.2001) указана следующая цель государственного кредита - для обеспечения сбалансированности расчетов во взаимной торговле.
Аналогично со сферой услуг: так, 17 декабря 2001 г. было одобрено Правительством РФ Согла-
шение о регулировании тарифов на услуги связи. При этом в соглашении о регулировании тарифов на услуги связи подчеркивалась важность полного возмещения затрат на оказание услуг, необходимость дифференциации услуг для физических и юридических лиц, потребность в поэтапном сокращении перекрестного субсидирования убыточных услуг электрической связи за счет оказания высокорентабельных услуг.
После образования Союзного государства мероприятия по таможенному регулированию, конкурентной, налоговой, бюджетной и кредитной денежной политике, а также по вопросам сотрудничества в сфере инвестиций, услуг и социальной политики анализировались и группировались в ходе реализации Плана совместных действий Правительства РФ, Центрального банка РФ и Правительства Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь по введению единой денежной единицы Союзного государства на период 2001 - 2005 гг.
В 1996 г. было принято Соглашение между двумя государствами о ценовой политике, по которому обе стороны брали обязательства сблизить ценовую политику государств в рамках Таможенного союза, проводить курс на либерализацию цен и тарифов, осуществлять внутригосударственное регулирование цен (тарифов) на продукцию естественных монополий.
В Соглашении от 12 апреля 2002 г. между Правительством РФ и Правительством Республики Белоруссии о создании равных условий в области ценовой политики ситуация выглядит конкретнее. Здесь подчеркивается, что речь идет о создании равных условий, прежде всего на железнодорожном транспорте, в электроэнергетической и газовой промышленности. В частности, стороны договорились (ст. 2) применять внутри российский тариф на экспортно-импортные перевозки грузов железнодорожным транспортом в сообщении между железнодорожными дорогами Российской Федерации и Республики Беларусь.
Анализ соглашений стратегического (общего) и отраслевого действия позволяет сделать вывод о том, что все они были прямо или косвенно направлены на создание ЕЭП.
Основы современного понимания ЕЭП закладывались еще в 1990-е гг., что находило отражение в различных правовых документах.
В 1996 г. велась разработка Концепции по унификации законодательства в сфере регулирования экономики на 1996 - 1997 гг. в Сообществе России
и Белоруссии. Опираясь на подписанный 2 апреля 1996 г. Договор, который предусматривал создание единого экономического пространства, эффективное функционирование общего рынка и свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, была сформулирована задача. Она предусматривала до конца 1997 г. реализовать следующие мероприятия:
• синхронизовать этапы, сроки и глубину проводимых экономических реформ;
• создать единую нормативно-правовую базу для устранения любых межгосударственных барьеров и ограничений;
• обеспечить равные возможности для свободной экономической деятельности;
• унифицировать систему антимонопольного законодательства, налогов, государственной поддержки производства, режима инвестиционных норм и правил труда, завершить создание общего таможенного пространства. Анализ нормативно-правовых актов, принятых впоследствии, подтвердил, что до 2000 г. реа-лизовывались следующие мероприятия, которые укрепляли единое экономическое пространство России и Беларуси:
♦ разрабатывались договора по формированию правовых условий свободной экономической деятельности хозяйствующих субъектов;
♦ рассматривалась структура Таможенного кодекса, унифицированных законодательных актов в части:
- единой таможенной территории и создании самостоятельной таможенной системы управления;
- единых принципов осуществления таможенными службами валютного и товарного контроля;
- внешнеторговой политики государств-участников Договора в отношении третьих стран;
♦ вырабатывались новые направления унифицированного законотворчества по сближению национальных законодательств в сфере антимонопольного регулирования, налогов, государственной поддержки производства, режима инвестиции;
♦ принято решение о разработке нормативно-правовых актов, касающихся защиты экономической конкуренции, национализации, Налогового кодекса, естественных монополий, финансово-промышленных групп, инвестиционной деятельности, свободных экономических зон,лицензирования;
♦ особое внимание уделено подготовке законодательных актов в транспортной сфере - по железнодорожному, воздушному, трубопроводному и автомобильному видам транспорта;
♦ активизировалось оформление правовой базы в таких областях, как:
- топливно-энергетический и сырьевой комплексы;
- экспортный потенциал машиностроения;
- агропромышленный комплекс и функционирование единого аграрного рынка.
Реализация этих нормативно-правовых направлений создала предпосылки к новым направлениям законотворчества, которые связаны с подписанием соглашения о формировании ЕЭП (от 19.09.2003) между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Россией и Украиной.
Подавляющая часть направлений в рамках ЕЭП четырех государств в прямой или косвенной форме отражена в действующих соглашениях и договорах России и Беларуси, однако нельзя считать, что существует полная гармонизация и синхронизация имеющихся нормативно-правовых актов между двумя государствами.
Документы о сотрудничестве в развитии отдельных отраслей экономики
Среди документов, отражающих двусторонние отношения отраслевого характера, следует выделить соглашения по транспортным проблемам, в частности: между министерствами транспорта двух государств (1992), об условиях взаимоотношений в области транспортировки нефти (1992), о транспортировке природного газа через территорию Республики Беларусь и поставках его потребителям Беларуси (1992), о координации деятельности железнодорожного транспорта (1992), о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта (1992), о сотрудничестве в области воздушного транспорта (1992), о цене на газ природный и стоимости услуг по его транспортировке (1993), о поставке российского природного газа в Республику Беларусь и создании системы транзитных газопроводов на территории Республики Беларусь(1994)и др.
Соглашения между двумя государствами охватывали также отрасли промышленности, например: соглашение между Советом Министров - Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в развитии нефтяной и газовой промышленности России (1993), об ис-
пользовании мощностей Мозырского нефтеперерабатывающего завода (1993), о сотрудничестве в области переработки нефти (1993 и 1994), о сотрудничестве в области развития топливно-энергети-ческих комплексов(1994).
Наиболее типичными для отраслевых соглашений являются те из них, которые посвящены влиянию ценовой политики на поставки газа, поставкам нефти и нефтепродуктов; регулированию цен на продукцию (услуги) в сфере транспорта, связи, электроэнергетики газовой промышленности, а также российско-белорусским финансово-промышленным группам.
В 1995 г. было принято Соглашение об основных принципах создания финансово-промышлен-ных групп (ФПГ). С 1997 г. начали приниматься соглашения о создании конкретных ФПГ.
В рамках двусторонних договоров, соглашений и протоколов реализуются взаимные обязательства между Республикой Беларусь и субъектами Российской Федерации. Подписано примерно 200 договоров и соглашений между администрациями регионов России и Белоруссии. В Минске действуют представительства 13 российских регионов.
Нормативно-правовые действия, выполнение которых содействует формированию ЕЭП
На заседаниях Совета Министров Союзного государства ежегодно рассматривались документы о ходе выполнения следующих соглашений:
• о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нефтяного регулирования, в том числе информации о ходе присоединения Российской Федерации и Республики Беларусь к ВТО (принято решение о продолжении работы в этом направлении);
• об обеспечении единого информационного пространства Союзного государства (признано, что не завершена процедура внутри государственного согласования);
• об образовании единого информационно-правового фонда гармонизированных правовых актов Союзного государства (принято решение о необходимости создания единого координирующего центра этой работы);
• о мерах по обеспечению защиты товаропроизводителей Беларуси и России от недобросовестной конкуренции на рынках двух государств товаров из третьих стран (ведется работа об унификации ставок таможенных пошлин);
• о статусе, задачах и функциях единого эмиссионного центра Союзного государства на период использования российского рубля в качестве единой валюты, а также в качестве единственного законного платежного средства, Союзного государства и его хождении на территории Республики Беларусь до введения союзной валюты (создана совместная рабочая группа);
• о создании Объединенной электроэнергетической системы (созданы условия для акционирования объектов госсобственности в Беларуси, активизирована работа по поэтапному созданию оптового рынка электрической энергии в Республике Беларусь);
• о ходе реализации совместных балансов топливно-энергетических ресурсов и состоянии взаиморасчетов за поставляемые энергоресурсы (информация предоставляется ежемесячно).
Нормативно - правовые акты и ход их использования с позиций основных направлений формирования ЕЭП
Ход реализации Плана совместных действий двух государств в 2001 - 2005 гг. в разрезе задач и основных направлений с позиций формирования Единого экономического пространства выглядит следующим образом:
Задача, сроки | Мероприятия | Ход исполнения
По таможенно-тарифному регулированию
Проведение единой торговой таможенно-тарифной политики в отношении третьих стран, международных организаций (2002-2003 гг.) Проведение работы по унификации торговых режимов с третьими странами и отношений с международными организациями, координация переговоров о присоединении к ВТО В 2002 г. были проведены консультации между РФ, Беларусью и Казахстаном по вопросам координации переговоров с ВТО. Белорусская сторона обязалась выявить расхождения и передать их Российской стороне
Унификация таможенных тарифов Выполнено
Унификация принципов предоставления льгот Выполняется в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь (от января 2003 г.)
Унификация правил и критериев определения страны происхождения товаров и их таможенной стоимости Осуществлено
Завершение формирования единого таможенного пространства. Не применение таможенного контроля за товарами во взаимной торговле Отмена соответствующих правовых актов Работа не завершена
Контрольная политика, естественные монополии
Унификация законодательства в области антимонопольного регулирования Унификация законодательства в сфере: естественных монополий, госрегулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, природный газ, защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынках товаров и услуг Белорусская сторона подготовила законопроект, учитывающий нормы российского антимонопольного законодательства. Работа также ведется в рамках Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП) в СНГ, отвечающего за антимонопольное регулирование и гармонизацию конкурентного законодательства
Унификация нормативно-правовых актов в области ценообразования на транспорте, в связи Железнодорожные администрации с 1 июля 2002 г. перешли на расчет провозимых платежей за перевозки грузов в соседском сообщении по внутрироссийским тарифам. Унификация отраслевых нормативных актов проводилась Минсвязи России совместно с Минсвязи Беларуси
Заключены соглашения о расширении сотрудничества в газовой отрасли и о транзите природного газа через территорию Республики Беларусь в третьи страны Подписан закон «О внесении изменений в закон Республики Беларусь «Об объектах, находящихся в собственности государства» (декабрь 2002 г.). Республиканское унитарное предприятие по транспортировке и поставке газа преобразовано в АО «Белтрансгаз»
Налоговая политика и кредитно-денежные отношения
Осуществление перехода к единой налоговой политике, единым принципам взимания налогов на территории Союзного государства Законодательное закрепление невозможности предоставления индивидуальных налоговых льгот и отмена ранее предоставленных налоговых льгот 19 апреля 2002 г. принят Декрет Президента Республики Беларусь «Об отмене индивидуальных льгот по налогам, сборам и таможенным платежам и о совершенствовании государственной поддержке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
Окончание табл.
Задача, сроки Мероприятия Ход исполнения
Сокращение категориальных налоговых льгот Продолжаются совместные российско-белорусские консультации
Разработка налогового кодекса Союзного государства. Подготовка его к применению Разработана 1-я часть кодекса, принятие 2-ой части сдерживается отсутствием Конституционного Акта и Основ гражданского законодательства Союзного государства
Урегулирование правоотношений в области косвенного налогообложения во взаимной торговле Согласован текст соглашения и принципах взимания косвенных налогов. Продолжается согласование по вопросам механизма компенсации потерь бюджетов в условиях создания ЕЭП
Укрепление правовой основы независимости ЦБ РФ И НБ Республики Беларусь в проведении денежно-кредитной политики путем унификации законодательства Унификация белорусского и российского законодательства Принят ФЗ «О ЦБ Российской Федерации» от 10 июля 2002 г.
Подготовка соглашения об использовании российского рубля в качестве единственного законного платежного средства и его хождения на территории Республики Беларусь до формирования единого эмиссионного центра Союз! юго государства (2004 г.) Создание совместной рабочей группы. Внесение на рассмотрение Совета Министров Союзного государства и Высшего Государственного Совета проекта соглашения Выполнено
Сотрудничество в сфере бюджетного регулирования и инвестиционной деятельности
Повышение эффективности государственных расходов (2002-2004 гг.) Сокращение субсидирования предприятий и организаций Появление в ФЗ статей, предусматривающих снижение в номинальном выражении расходов по статьям: промышленность, энергетика и строительство; сельское хозяйство и рыболовство; транспорт, связь, информатика
Переход к реализации принципа совокупного покрытия расходов доходами (2002 - 2003 гг.) Максимальная консолидация ресурсов внебюджетных и целевых бюджетных фондов в государственном бюджете, отказ от их целевого статуса В целом выполнено
Минимизация масштабов предоставления государственных гарантий при реализации коммерческих проектов (2002 - 2003 гг.) Поэтапное сокращение государственных гарантий при ежегодной разработке и реализации государственного бюджета Республики Беларусь и РФ Объем гарантий предоставляемых бюджетом ежегодно сокращается. Согласно ФЗ «О федеральном бюджете 2003 г.» объем гарантий сократится с 2,6 млрд дол. США до 2,3 млрд дол. США на 01.01.2004
Прекращение целевого кредитования со стороны НБ Республики Беларусь предприятий и организаций любых отраслей экономики и обеспечение предоставления кредитов коммерческим банкам только на рыночных условиях (2004 г.) Отмена действий Временного положения «О порядке предоставления НБ Беларуси банкам централизованных ресурсов» Не позднее сроков разработки закона о бюджете на очередной год
Проведение единой политики Республики Беларусь и РФ в отношении международных финансовых и нефинансовых организаций и сотрудничества с центральными банками третьих стран, а также согласованной политики на всех международных переговорах, затрагивающих интересы сторон, включая вопросы вступления в ВТО (2001 - 2005 гг.) Выполняется в соответствии с планом совместных действий. На VI заседании МВС 30 марта 2001 г. обсужден вопрос о координации работы НБ Республики Беларусь и ЦБ РФ с Международным валютным фондом. Оба банка проводят согласованную политику по отношению к международным финансовым организациям
Оказание ЦБ РФ поддержки курса белорусского рубля к российскому, в том числе посредством предоставления НБ Беларуси кредитов в российских рублях (2001 - 2004 гг.) Выполнение НБ Беларуси условий предоставления кредита в сумме 1,5 млрд российских рублей в целях оказания поддержки курса белорусского рубля к российскому рублю в соответствии с Договором № 1 на -открытие кредитной линии Выполнено
Нерешенные проблемы торгово-экономического сотрудничества и нормативно-правового характера между Россией и Беларусью
Общественность Белоруссии выступает против предлагаемого Россией варианта «шоковой интеграции» или «шокового присоединения», со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Белорусские ученые предлагают объединиться на базе создания общего образовательного пространства, общего пространства научных исследований, создания общих инновационных венчурных фондов, транспортной логистики, обустройства границ и расширения дорог (см. «Материалы I Международного экономического форума Собора славянских народов, Белгород 3-5 ноября 2002 г.).
В рамках документов, обосновывающих создание Союзного государства (договор о создании Союзного государства - ст. 18, Программа действий РФ и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства) в качестве важнейшего направления рассматривается гармонизация (сближение и унификация) законодательных и иных нормативно-правовых актов государств-участников. Необходимость этого процесса обусловлена необходимостью сближения законодательств Беларуси и России, а также приведения их в соответствие с межгосударственными, межправительственными и межведомственными договорами в целях всемерного развития интеграционных процессов. Это предполагает не только регулирование правоотношений в рамках принятого договора, но и создание условий для установления единообразного (унифицированного) порядка и единой юридической интерпретации положений заключенных международных договоров.
Анализ соответствия законопроектов двух государств требованиям, сформулированным в Комплексе основных мер по формированию ЕЭП, позволил выявить следующие проблемы: • принципы налогообложения, принятые в Беларуси и России, не в полной мере соответствуют налогообложению, действующему в мировой практике, в частности при применении принципов взимания косвенных налогов во взаимной торговле (различие принципов в российско-белорусских актах привело к тому, что при взимании косвенных налогов не действует ни принцип страны назначения, ни принцип страны происхождения, а это приводит в
ряде случаев к двойному налогообложению экспортно-импортных поставок);
• формирование объединенной транспортной системы Беларуси и России сдерживается наличием существенных различий в методах государственного регулирования деятельности транспорта, в формах преобразования собственности на транспорте, а также требованием унификации нормативно-правовой базы применительно к европейской транспортной системе;
• сдерживает равноправное сотрудничество субъектов хозяйствования существование различий в национальных системах таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (особенно в уровнях ввозных и вывозных таможенных пошлин), недостаточно полно унифицирована торговая и та-моженно-тарифная политика в отношении третьих стран и международных организаций;
• процесс унификации могбы быть ускорен, если к нему подключились бы акты двух президентов и ведомственные нормативно-правовые документы, что не требует длительных согласований при принятии оперативных решений. Кроме того, унификация законодательства
идет в направлении изменения белорусских документов в сторону российских, что не всегда продуктивно, особенно когда это касается спорных проблем. Выход из этого положения видится на путях разработки общей концепции и программы унификации законодательств двух государств. Аналогичному, как это было сделано в Программе гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов государств-участников Евразийского экономического сообщества (26.10.1999).
На сегодняшний момент нельзя считать решенными в полном объеме следующие проблемы, связанные с таможенно-тарифным регулированием:
• формирование полноценного режима таможенного союза;
• обустройство внешних таможенных границ;
• координация действий государств-участников договора по вступлению в ВТО в едином формате.
В ближайшее время предстоит устранить следующие различия в рамках завершения формирования режима таможенного союза Союзного государства:
• полной отмены в Беларуси практики предоставления индивидуальных таможенных льгот хозяйствующим субъектам;
• пересмотра расхождений в действующих в России и Беларуси мерах нетарифного регулирования, а также в перечнях товаров, являющихся объектами экспортного контроля;
• формирования импортных и экспортных тарифов;
• устранения существующих различий в налогообложении товаров, перевозимых физическими лицами, не позволяющих перейти к единым правилам пропуска товаров и транспортных средств;
• унификации системы таможенно-банковско-го контроля и устранения различий в уровне ставок налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов;
• скоординированной защиты товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции. Следует продолжить работу по вопросам тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Важнейшими задачами, направленными на формирование ЕЭП, вытекающими из российско-белорусских договоров на ближайшую перспективу, являются:
• унификация законодательства по государственному регулированию, приватизации госсобственности, внешнеэкономической деятельности и страхового законодательства;
• продолжение разработок по созданию в Беларуси условий для акционирования объектов электроэнергетики, а также по порядку установления регулируемых государством цен и тарифов;
• ускорения рассмотрения межправительственных соглашений о регулировании двусторонних отношений собственности;
• решение торгово-экономических проблем, включая вопросы использования портов России для перевозки калийных удобрений и снятия ограничений для белорусских перевозчиков на осуществление перевозок в (из) третьих стран;
• содействие расширению торгово-экономичес-кого, научно-технического и культурного сотрудничества Российской Федерации с Республикой Беларусь, используя при этом развитие межгосударственной специализации и кооперации, формирование системы межгосударственного лизинга и системы кредитования совместных проектов, создание единой информационной системы внешнеэкономической деятельности товаропроизводителей России и Беларуси.
ЛИТЕРАТУРА
1. Документы, регламентирующие деятельность органов союзного государства. - М.: 2000.
2. Союз Беларуси и России. - М.: Исполком Союза Беларуси и России, 1997.
3. Шелег Н.С., Тукаев Р.К., Дубинский Ю.М. Основные результаты деятельности органов Союзного государства в 2002 г. и российско-белорусские международные договора и соглашения по вопросам интеграции (1992 - 2002 гг.). - М.: - Минск: СИА, 2003.
4. Состояние перспективы экономической интеграции Беларуси, России, Украины: Материалы I Международного экономического форума Собора славянских народов. - Белгород: изд. БелГУ, 2003. Ч. I. - С. 50 - 55.