УДК 658.382
ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
И ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ
Шкрабак Владимир Степанович, д-р техн. наук, проф. кафедры «Безопасность технологических процессов и производств» ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет».
196601, Санкт-Петербург - Пушкин, Петербургское шоссе д. 2.
Тел.: 8(812) 451-76-18.
Григоров Петр Павлович, зав. кафедрой «Организация перевозок и технический сервис» ФГБОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия», Институт управленческих технологий и аграрного рынка.
443056, Самара, проспект Масленникова, д. 37.
Тел.: 8(846) 334-11-55.
Шкрабак Роман Владимирович, канд. техн. наук, доцент, зав. кафедрой «Безопасность технологических процессов и производств» ФГБОУ «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет», член-корреспондент МАНЭБ.
196601, Санкт-Петербург - Пушкин, Петербургское шоссе, д. 2.
Тел.: 8 (812) 451-76-18.
Брагинец Юрий Николаевич, канд. с.-х. наук, докторант кафедры «Безопасность технологических процессов и производств» ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет».
196601, Санкт-Петербург - Пушкин, Петербургское шоссе д. 2.
Тел.: 8(812) 451-76-18.
Соловьева Вера Павловна, аспирант кафедры «Безопасность технологических процессов и производств» ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет».
196601, Санкт-Петербург - Пушкин, Петербургское шоссе д. 2.
Тел.: 8(812) 451-76-18.
Ключевые слова: характеристика, транспорт, безопасность, снижение, пути.
В статье приведены результаты исследований проблем безопасности на автомобильном транспорте и пути ее решения. Уделено внимание количественным показателям проблемы по транспорту и дорогам различного назначения, плотности транспортных потоков на различных дорогах и травматизму в дорожно-транспортных происшествиях. Обозначены пути решения проблемы комплексом трудоохранных мероприятий.
Обеспечение безопасности на рабочих местах во всех видах экономической деятельности -Конституционная обязанность руководителей всех уровней и исполнителей работ. Право работающих на это закреплено многими Международными документами, включая Всеобщую декларацию прав человека [1], гарантирующую каждому человеку право на жизнь, свободный выбор работы, труд, защиту от безработицы, достойные и благоприятные условия труда. Ныне право на здоровые и безопасные условия труда в соответствии с Сеульской декларацией от июня 2008 г. признано Всемирным конгрессом и саммитом по охране труда одним из фундаментальных прав человека. Это значит, что глобализация экономики должна осуществляться интегрировано со стратегией и тактикой динамичного снижения и ликвидации производственного травматизма и профессиональных заболеваний [2-4]. Руководство нашей страны считает основной ценностью жизнь человека, его достоинство и благосостояние, недопустимость экономии на здоровье работников, технике их безопасности и защите от воздействия вредных производственных факторов. Государственная политика страны в рассматриваемой области базируется на обеспечении в процессе трудовой деятельности приоритета сохранения жизни и здоровья работников. В настоящее время состояние безопасности на автомобильном транспорте таково, что практически ежедневно на дорогах страны в результате дорожно-транспортных происшествий погибает 90-93 человека и около 800 человек тяжело травмируется. Общее число таких происшествий ежегодно составляет около 200 тыс. человек.
Одним из определяющих путей решения проблемы на современном уровне - ориентация на инновационную экономику. Применительно к безопасности на автомобильном транспорте речь идёт о новых научных разработках организационно-технического, кадрового и инженерно-технического характера, а также стратегии и тактике динамичного снижения и ликвидации дорожно-транспортных происшествий [2-5].
Как известно, в перечисленных выше работах [2-4], а также результатах исследований последних лет [5-10] этой проблеме уделено особое внимание в плане указанного выше приоритета. Поэтому характеристика проблемы безопасности на автомобильном транспорте и пути ее снижения - актуальная проблема современности.
Цель исследований - обеспечение безопасности на автомобильном транспорте для снижения аварий и дорожно-транспортных происшествий.
Задача исследований - изучить состояние проблем безопасности на автомобильном транспорте и наметить пути ее снижения; изучить динамику числа автомобильного транспорта и коэффициент использования парка; изучить динамику протяженности автомобильных дорог; изучить динамику плотности транспортного потока для дорог разного назначения, динамику ДТП и удельного числа пострадавших в них. Объектом исследований являлся автомобильный транспорт и аспекты его безопасности.
Для конкретизации проблемы рассмотрим ее применительно к предприятиям Самары и области. Материально-техническая база автомобильного транспорта характеризуется данными о наличии машин в различных организациях и собственности граждан, включая грузовые, легковые машины, пикапы и легковые фургоны. Динамика этих сведений представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика автомобильного транспорта и коэффициента использования парка за 2001-2011 гг.
в Самаре и области
Вид автомобильного транспорта Годы
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Г рузовой (включая пикапы и грузовые фургоны), всего 96729 98194 101411 104617 104928 105918 106758 110554 106153 106315 112705
в том числе:
- транспорт общего пользования; 4133 3813 2476 1774 1154 1717 1686 1215 1243 1506 1328
- в собственности граждан 39158 40469 44223 45696 45817 48645 54838 57334 53174 53791 61372
Пассажирский - автобусы (всего) 18381 18648 20137 20338 21692 23453 25634 25717 25738 23756 21650
в том числе:
- автобусы общего пользования; 3859 3680 2805 2558 2258 1955 1531 1112 1090 984 987
- в собственности граждан; 6312 6395 7720 8181 9624 11730 13342 13218 12849 12014 11988
Автомобили легковые (всего) 572884 614019 624125 660093 691630 696313 748598 791850 802789 812737 859434
- в том числе в собственности граждан 538240 581780 589696 621816 647083 652284 699236 742324 750747 759730 819005
Коэффициент использования парка, % 63,0 64,1 63,7 63,5 62,5 62,7 66,7 66,8 72,0 69,6 80,4
Анализ данных таблицы 1 показывает, что имеет место ежегодный рост суммарного числа грузового транспорта на 1,025%. Для транспорта общего пользования характерно ежегодное осреднённое снижение на 0,84%; в собственности граждан имеет место ежегодный осредненный рост на 0,95%. Для пассажирского транспорта характерна следующая динамика. Общее его количество ежегодно возрастает в среднем на 1,02%; для автобусов общего пользования характерно ежегодное осреднённое сокращение на 0,87%. Число же автобусов в собственности граждан имеет осреднённый ежегодный рост на 1,08%.
Характерен рост числа легковых автомобилей - ежегодный осреднённый рост 1,05% в год. Осреднённый рост легковых автомобилей в собственности граждан ежегодно составляет также 1,05% (по отношению к предыдущему году).
Представляет также интерес протяженность путей сообщения. Эти сведения представлены в таблице 2 в динамике за те же 2001-2011 гг.
Таблица 2
Динамика протяженности автомобильных дорог за 2001-2011 гг.________________
Дороги Годы
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Автомобильные всего, км в том числе: 11588 11604 11495 11125 11057 10631 18354 19103 17450 17071 17605
- общего пользования, включая местные 8352 8378 8414 8456 8475 8351 16610 17429 15722 15115 15579
- ведомственные Из общей протяженности автомобильных 3236 3226 3081 2669 2582 2280 1744 1674 1728 1656 2026
дорог - дороги с твердым покрытием - всего 10333 10383 10427 10106 10051 10240 15083 15453 14154 14040 14459
в том числе общего пользования, из них: 7455 7518 7567 7617 7649 8118 13452 13923 12569 12499 12578
- федерального значения 677 672 672 672 672 672 672 672 672 672 672
- регионального или муниципального значения 6778 6846 6895 6945 6977 6942 6986 7013 7047 7047 7062
- ведомственные 2878 2865 2860 2489 2402 2122 1631 1530 1575 1511 1881
Как видно из анализа данных таблицы 2, протяженность автомобильных дорог общая, в том числе общего пользования (включая местные), ведомственные, дороги с твердым покрытием, федерального или регионального (или муниципального) значения за период с 2001 по 2006 г. включительно, меняется незначительно (в пределах 0,2-0,3%). В 2006 г. дороги местного значения приняты на баланс муниципальных образований. Динамика их протяженности в период с 2007 по 2011 г. включительно практически менялась незначительно (в пределах 1%) для всех типов дороги (за исключением ведомственных, где имела место стабильная ситуация их сокращения почти на 1000 км за период с 2001 по 2011 г.).
Касаясь безопасности движения и числа дорожно-транспортных происшествий, отметим, что на указанные обстоятельства определенное влияние оказывает и плотность транспортного потока. Данные таблиц 1 и 2 позволяют определить этот показатель.
Результаты исследований по определению плотности транспортных потоков для названных выше типов автомобилей и протяженности дорог приведены в таблице 3.
Таблица 3
Динамика плотности транспортного потока для автомобилей и дорог различного назначения за 2001-2011 гг.
Виды автомобилей и дорог Годы и плотности транспортных потоков (число автомобилей, приходящихся на 1 км дороги)
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Для грузового транспорта (отношение общего количества его к общей протяженности дорог) 8,4 8,46 8,82 9,4 9,5 9,96 5,82 5,79 6,08 6,23 6,4
Для транспорта общего пользования на дорогах общего пользования, включая: - местные 0,49 0,455 0,3 0,21 0,14 0,20 0,10 0,07 0,08 0,1 0,08
- ведомственные 30,0 30,4 32,9 39,2 40,6 46,5 61,0 66,0 61,0 64,2 55,6
Для транспорта в собственности граждан - на дорогах всего: 3,4 3,5 3,85 4,1 4,14 4,56 3,0 3,0 3,28 3,15 3,48
- на дорогах общего пользования, включая: - местные 4,7 4,83 5,26 5,4 5,4 5,82 3,3 3,2 3,4 3,5 4,0
- ведомственные 12,0 12,54 14,35 14,83 17,74 21,3 20,43 34,2 30,8 32,5 30,3
Для пассажирского транспорта - автобусы (всего) 1,6 1,6 1,75 1,83 1,96 2,2 1,4 1,35 1,5 1,4 1,23
на автомобильных дорогах всего: 0,33 0,32 0,24 0,23 0,2 0,18 0,08 0,06 0,06 0,06 0,06
в том числе: - автобусы общего пользования 0,54 0,55 0,67 0,74 0,87 1,1 0,73 0,7 0,74 0,7 0,68
- в собственности граждан 2,22 2,22 2,4 2,4 2,56 3,07 1,54 1,48 1,63 1,54 1,4
Тоже на дорогах общего пользования, включая: - местные (для автобусов) 5,68 5,78 6,53 7,62 8,4 10,2 14,7 15,4 14,9 14,31 10,7
Автомобили легковые (всего) -на автомобильных дорогах, 49 52,9 54,3 59,3 62,5 65,5 40,8 41,45 46 47,6 48,8
в том числе: - общего пользования, включая местные 68,6 73,3 71,2 78 81,6 83,4 45 44 51 52,7 55,2
- ведомственные 177 190 202 247 268 305 429 473 464 490 424
Анализ данных таблицы 3 показывает, что плотность транспортного потока в различных проанализированных ситуациях различна. Отметим, что плотность потока существенно влияет на скорость движения, дистанцию между транспортными средствами, нервно-психологическое состояние водителей и вынуждает водителей в ряде случаев нарушать Правила безопасности дорожного движения. Это одно из обстоятельств (причем существенное), приводящее к дорожно-транспортным происшествиям и вносящее свою долю в число ежедневных летальных травм на дорогах страны (ежесуточно погибает около 90 человек и тяжело травмируется около 800).
Как видно из таблицы 3, плотность транспортного потока различна. С точки зрения безопасности для нас представляют непосредственный интерес ситуации с максимальной плотностью потока. Как видно, она достигается на ведомственных дорогах, хотя и бывает это редко (трудно представить ситуацию, когда весь транспорт общественный, грузовой и легковой в одно время будут пользоваться ведомственной дорогой). Однако такие ситуации часто бывают и не на ведомственных дорогах, а на обычных (к примеру - «пробки»). Этим обстоятельствам должно быть уделено особое внимание (в отдельной работе).
Сейчас остановимся на количественной оценке этих и других ситуаций, которые приводят к дорожнотранспортным происшествиям.
Фактические данные по проблеме представлены в таблице 4.
Изложенная динамика происшествий, погибающих и раненых в них людей, далека от желаемой.
Таблица 4
Динамика дорожно-транспортных происшествий и удельного числа пострадавших в них в Самарской области __________________________за 2001-2011 гг. (в расчете на 100 тыс. населения)__________________
Параметр Годы
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Число происшествий 113 112,6 113,1 112,9 139,4 162,6 161,1 145,2 136,1 132,7 131
Число погибших в них 22,4 22,6 22,6 22,5 23,2 22,1 182 18,2 18,0 16,5 15,3
Число раненых в них 125 126,3 126,8 126,9 161,2 198,6 203,2 180,8 171,6 169,9 169
Поэтому необходим комплекс профилактических мероприятий по ее улучшению. Анализ работ [2-10] показывает, что такая возможность динамичного снижения и ликвидации дорожно-транспортных происшествий, гибели и ранения в них людей имеется. В комплексе их особого внимания заслуживают вопросы так называемого дорожного обеспечения безопасности. Интенсивный рост автомобильного парка существенно превышает пропускную способность ряда дорог, особенно в населенных пунктах. Поэтому развитию дорожного строительства в ближайшее время необходимо уделить самое пристальное внимание.
Кроме того, учитывая определяющую роль личности в обеспечении транспортной безопасности, необходимо совершенствовать методы и средства подготовки водителей и обеспечения безопасности и безвредности при выполнении транспортных работ. Речь идет о профессиональной ориентации и профессиональном отборе кадров. Практика показывает, что самое пристальное внимание должно быть уделено инженерно-техническому обеспечению безопасности как автотракторных поездов, так и транспортных средств в целом. Речь идет о средствах предотвращения засыпания за рулем, об оперативном восстановлении работоспособности, определения профессиональной пригодности, противоопрокидывающих устройствах, устройствах против запуска на скорости, устройствах, предотвращающих придавливание кузовами самосвалов и прицепов, безопасной сцепке-расцепке машин и др. [3-5].
Приведенный в статье материал позволяет уяснить вопросы взаимосвязи и взаимовлияния параметров транспортной безопасности и служит основой для теоретического обоснования ряда вопросов проблемы и в первую очередь плотности транспортных потоков на дорогах федеральных, муниципальных и ведомственных, а также его влияние на динамику дорожно-транспортных происшествий.
Библиографический список
1. ООН. Всеобщая декларация прав человека : принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) 10 декабря 1948 г. // Российская газета. - 1998. - 10 дек.
2. Шкрабак, В. С. Пути дальнейшего совершенствования стратегии и тактики снижения и ликвидации производственного травматизма в АПК / В. С. Шкрабак, В. В. Шкрабак, Р. В. Шкрабак // Международные проблемы экологической безопасности : сб. тр. Международной научно-практической конференции / СНАУ ; МАНЭБ. - СПб., 2002. - Т. 2. - С. 48-50.
3. Шкрабак, В. В. Стратегия и тактика динамичного снижения и ликвидации производственного травматизма в АПК (теория и практика) : монография. - СПб. : СПбГАУ, 2007. - 580 с.
4. Шкрабак, В. С. Библиографический указатель трудов. - СПб., 2012. - 315 с.
5. Шкрабак, В. С. Теория и практика обеспечения безопасности дорожного движения в АПК : монография / В. С. Шкрабак, Е. Н. Христофоров, Н. Е. Сакович. - Брянск : Изд-во Брянской ГСХА, 2008. - 285 с.
6. Шкрабак, В. С. Методологические аспекты теоретического обоснования безопасности транспортных работ и
технические средства ее реализации / В. С. Шкрабак, Е. Н. Христофоров, Р. В. Шкрабак // Вестник Саратовского
госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. - 2009. - №3. - С. 55-64.
7. Шкрабак, В. С. Теоретический анализ обеспечения безопасности транспортных работ в АПК / В. С. Шкрабак, Е. Н. Христофоров, Р. В. Шкрабак // Тракторы и сельхозмашины. - 2009. - №5. - С. 46-48.
8. Шкрабак, В. С. Обеспечение безопасности перевозок в агропромышленном комплексе / В. С. Шкрабак, Ю. Н. Баранов, А. Н. Загородних // Вестник ОрелГАУ. - 2011. - №2 (24). - С. 129-131.
9. Христофоров, Е. Н. Безопасность транспортных работ в АПК // Тракторы и сельскохозяйственные машины. - 2007. -№6. - С. 55-56.
10. Горбунов, А. А. Транспортная безопасность объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта / А. А. Горбунов, П. П. Григоров. - Самара : OOO «Книга», 2013. - 152 с.