Научная статья на тему 'Проблемы безопасности на автомобильном транспорте и пути ее снижения'

Проблемы безопасности на автомобильном транспорте и пути ее снижения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРАКТЕРИСТИКА / ТРАНСПОРТ / БЕЗОПАСНОСТЬ / СНИЖЕНИЕ / ПУТИ / FEATURING / TRANSPORTATION / SECURITY / LOWER / PATH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шкрабак Владимир Степанович, Григоров Петр Павлович, Шкрабак Роман Владимирович, Брагинец Юрий Николаевич, Соловьева Вера Павловна

В статье приведены результаты исследований проблем безопасности на автомобильном транспорте и пути ее решения. Уделено внимание количественным показателям проблемы по транспорту и дорогам различного назначения, плотности транспортных потоков на различных дорогах и травматизму в дорожно-транспортных происшествиях. Обозначены пути решения проблемы комплексом трудоохранных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шкрабак Владимир Степанович, Григоров Петр Павлович, Шкрабак Роман Владимирович, Брагинец Юрий Николаевич, Соловьева Вера Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Road transport safety problems featuring and reduction ways

The results of studies on safety problems featuring within road transport and its solutions. Attention is paid to quantitative important indicator of problems for transport and roads for various purposes density of traffic on various roads and injuries in road accidents. Identified ways of labour saving measures have been found out.

Текст научной работы на тему «Проблемы безопасности на автомобильном транспорте и пути ее снижения»

УДК 658.382

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

И ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ

Шкрабак Владимир Степанович, д-р техн. наук, проф. кафедры «Безопасность технологических процессов и производств» ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет».

196601, Санкт-Петербург - Пушкин, Петербургское шоссе д. 2.

Тел.: 8(812) 451-76-18.

Григоров Петр Павлович, зав. кафедрой «Организация перевозок и технический сервис» ФГБОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия», Институт управленческих технологий и аграрного рынка.

443056, Самара, проспект Масленникова, д. 37.

Тел.: 8(846) 334-11-55.

Шкрабак Роман Владимирович, канд. техн. наук, доцент, зав. кафедрой «Безопасность технологических процессов и производств» ФГБОУ «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет», член-корреспондент МАНЭБ.

196601, Санкт-Петербург - Пушкин, Петербургское шоссе, д. 2.

Тел.: 8 (812) 451-76-18.

Брагинец Юрий Николаевич, канд. с.-х. наук, докторант кафедры «Безопасность технологических процессов и производств» ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет».

196601, Санкт-Петербург - Пушкин, Петербургское шоссе д. 2.

Тел.: 8(812) 451-76-18.

Соловьева Вера Павловна, аспирант кафедры «Безопасность технологических процессов и производств» ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет».

196601, Санкт-Петербург - Пушкин, Петербургское шоссе д. 2.

Тел.: 8(812) 451-76-18.

Ключевые слова: характеристика, транспорт, безопасность, снижение, пути.

В статье приведены результаты исследований проблем безопасности на автомобильном транспорте и пути ее решения. Уделено внимание количественным показателям проблемы по транспорту и дорогам различного назначения, плотности транспортных потоков на различных дорогах и травматизму в дорожно-транспортных происшествиях. Обозначены пути решения проблемы комплексом трудоохранных мероприятий.

Обеспечение безопасности на рабочих местах во всех видах экономической деятельности -Конституционная обязанность руководителей всех уровней и исполнителей работ. Право работающих на это закреплено многими Международными документами, включая Всеобщую декларацию прав человека [1], гарантирующую каждому человеку право на жизнь, свободный выбор работы, труд, защиту от безработицы, достойные и благоприятные условия труда. Ныне право на здоровые и безопасные условия труда в соответствии с Сеульской декларацией от июня 2008 г. признано Всемирным конгрессом и саммитом по охране труда одним из фундаментальных прав человека. Это значит, что глобализация экономики должна осуществляться интегрировано со стратегией и тактикой динамичного снижения и ликвидации производственного травматизма и профессиональных заболеваний [2-4]. Руководство нашей страны считает основной ценностью жизнь человека, его достоинство и благосостояние, недопустимость экономии на здоровье работников, технике их безопасности и защите от воздействия вредных производственных факторов. Государственная политика страны в рассматриваемой области базируется на обеспечении в процессе трудовой деятельности приоритета сохранения жизни и здоровья работников. В настоящее время состояние безопасности на автомобильном транспорте таково, что практически ежедневно на дорогах страны в результате дорожно-транспортных происшествий погибает 90-93 человека и около 800 человек тяжело травмируется. Общее число таких происшествий ежегодно составляет около 200 тыс. человек.

Одним из определяющих путей решения проблемы на современном уровне - ориентация на инновационную экономику. Применительно к безопасности на автомобильном транспорте речь идёт о новых научных разработках организационно-технического, кадрового и инженерно-технического характера, а также стратегии и тактике динамичного снижения и ликвидации дорожно-транспортных происшествий [2-5].

Как известно, в перечисленных выше работах [2-4], а также результатах исследований последних лет [5-10] этой проблеме уделено особое внимание в плане указанного выше приоритета. Поэтому характеристика проблемы безопасности на автомобильном транспорте и пути ее снижения - актуальная проблема современности.

Цель исследований - обеспечение безопасности на автомобильном транспорте для снижения аварий и дорожно-транспортных происшествий.

Задача исследований - изучить состояние проблем безопасности на автомобильном транспорте и наметить пути ее снижения; изучить динамику числа автомобильного транспорта и коэффициент использования парка; изучить динамику протяженности автомобильных дорог; изучить динамику плотности транспортного потока для дорог разного назначения, динамику ДТП и удельного числа пострадавших в них. Объектом исследований являлся автомобильный транспорт и аспекты его безопасности.

Для конкретизации проблемы рассмотрим ее применительно к предприятиям Самары и области. Материально-техническая база автомобильного транспорта характеризуется данными о наличии машин в различных организациях и собственности граждан, включая грузовые, легковые машины, пикапы и легковые фургоны. Динамика этих сведений представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика автомобильного транспорта и коэффициента использования парка за 2001-2011 гг.

в Самаре и области

Вид автомобильного транспорта Годы

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Г рузовой (включая пикапы и грузовые фургоны), всего 96729 98194 101411 104617 104928 105918 106758 110554 106153 106315 112705

в том числе:

- транспорт общего пользования; 4133 3813 2476 1774 1154 1717 1686 1215 1243 1506 1328

- в собственности граждан 39158 40469 44223 45696 45817 48645 54838 57334 53174 53791 61372

Пассажирский - автобусы (всего) 18381 18648 20137 20338 21692 23453 25634 25717 25738 23756 21650

в том числе:

- автобусы общего пользования; 3859 3680 2805 2558 2258 1955 1531 1112 1090 984 987

- в собственности граждан; 6312 6395 7720 8181 9624 11730 13342 13218 12849 12014 11988

Автомобили легковые (всего) 572884 614019 624125 660093 691630 696313 748598 791850 802789 812737 859434

- в том числе в собственности граждан 538240 581780 589696 621816 647083 652284 699236 742324 750747 759730 819005

Коэффициент использования парка, % 63,0 64,1 63,7 63,5 62,5 62,7 66,7 66,8 72,0 69,6 80,4

Анализ данных таблицы 1 показывает, что имеет место ежегодный рост суммарного числа грузового транспорта на 1,025%. Для транспорта общего пользования характерно ежегодное осреднённое снижение на 0,84%; в собственности граждан имеет место ежегодный осредненный рост на 0,95%. Для пассажирского транспорта характерна следующая динамика. Общее его количество ежегодно возрастает в среднем на 1,02%; для автобусов общего пользования характерно ежегодное осреднённое сокращение на 0,87%. Число же автобусов в собственности граждан имеет осреднённый ежегодный рост на 1,08%.

Характерен рост числа легковых автомобилей - ежегодный осреднённый рост 1,05% в год. Осреднённый рост легковых автомобилей в собственности граждан ежегодно составляет также 1,05% (по отношению к предыдущему году).

Представляет также интерес протяженность путей сообщения. Эти сведения представлены в таблице 2 в динамике за те же 2001-2011 гг.

Таблица 2

Динамика протяженности автомобильных дорог за 2001-2011 гг.________________

Дороги Годы

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Автомобильные всего, км в том числе: 11588 11604 11495 11125 11057 10631 18354 19103 17450 17071 17605

- общего пользования, включая местные 8352 8378 8414 8456 8475 8351 16610 17429 15722 15115 15579

- ведомственные Из общей протяженности автомобильных 3236 3226 3081 2669 2582 2280 1744 1674 1728 1656 2026

дорог - дороги с твердым покрытием - всего 10333 10383 10427 10106 10051 10240 15083 15453 14154 14040 14459

в том числе общего пользования, из них: 7455 7518 7567 7617 7649 8118 13452 13923 12569 12499 12578

- федерального значения 677 672 672 672 672 672 672 672 672 672 672

- регионального или муниципального значения 6778 6846 6895 6945 6977 6942 6986 7013 7047 7047 7062

- ведомственные 2878 2865 2860 2489 2402 2122 1631 1530 1575 1511 1881

Как видно из анализа данных таблицы 2, протяженность автомобильных дорог общая, в том числе общего пользования (включая местные), ведомственные, дороги с твердым покрытием, федерального или регионального (или муниципального) значения за период с 2001 по 2006 г. включительно, меняется незначительно (в пределах 0,2-0,3%). В 2006 г. дороги местного значения приняты на баланс муниципальных образований. Динамика их протяженности в период с 2007 по 2011 г. включительно практически менялась незначительно (в пределах 1%) для всех типов дороги (за исключением ведомственных, где имела место стабильная ситуация их сокращения почти на 1000 км за период с 2001 по 2011 г.).

Касаясь безопасности движения и числа дорожно-транспортных происшествий, отметим, что на указанные обстоятельства определенное влияние оказывает и плотность транспортного потока. Данные таблиц 1 и 2 позволяют определить этот показатель.

Результаты исследований по определению плотности транспортных потоков для названных выше типов автомобилей и протяженности дорог приведены в таблице 3.

Таблица 3

Динамика плотности транспортного потока для автомобилей и дорог различного назначения за 2001-2011 гг.

Виды автомобилей и дорог Годы и плотности транспортных потоков (число автомобилей, приходящихся на 1 км дороги)

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Для грузового транспорта (отношение общего количества его к общей протяженности дорог) 8,4 8,46 8,82 9,4 9,5 9,96 5,82 5,79 6,08 6,23 6,4

Для транспорта общего пользования на дорогах общего пользования, включая: - местные 0,49 0,455 0,3 0,21 0,14 0,20 0,10 0,07 0,08 0,1 0,08

- ведомственные 30,0 30,4 32,9 39,2 40,6 46,5 61,0 66,0 61,0 64,2 55,6

Для транспорта в собственности граждан - на дорогах всего: 3,4 3,5 3,85 4,1 4,14 4,56 3,0 3,0 3,28 3,15 3,48

- на дорогах общего пользования, включая: - местные 4,7 4,83 5,26 5,4 5,4 5,82 3,3 3,2 3,4 3,5 4,0

- ведомственные 12,0 12,54 14,35 14,83 17,74 21,3 20,43 34,2 30,8 32,5 30,3

Для пассажирского транспорта - автобусы (всего) 1,6 1,6 1,75 1,83 1,96 2,2 1,4 1,35 1,5 1,4 1,23

на автомобильных дорогах всего: 0,33 0,32 0,24 0,23 0,2 0,18 0,08 0,06 0,06 0,06 0,06

в том числе: - автобусы общего пользования 0,54 0,55 0,67 0,74 0,87 1,1 0,73 0,7 0,74 0,7 0,68

- в собственности граждан 2,22 2,22 2,4 2,4 2,56 3,07 1,54 1,48 1,63 1,54 1,4

Тоже на дорогах общего пользования, включая: - местные (для автобусов) 5,68 5,78 6,53 7,62 8,4 10,2 14,7 15,4 14,9 14,31 10,7

Автомобили легковые (всего) -на автомобильных дорогах, 49 52,9 54,3 59,3 62,5 65,5 40,8 41,45 46 47,6 48,8

в том числе: - общего пользования, включая местные 68,6 73,3 71,2 78 81,6 83,4 45 44 51 52,7 55,2

- ведомственные 177 190 202 247 268 305 429 473 464 490 424

Анализ данных таблицы 3 показывает, что плотность транспортного потока в различных проанализированных ситуациях различна. Отметим, что плотность потока существенно влияет на скорость движения, дистанцию между транспортными средствами, нервно-психологическое состояние водителей и вынуждает водителей в ряде случаев нарушать Правила безопасности дорожного движения. Это одно из обстоятельств (причем существенное), приводящее к дорожно-транспортным происшествиям и вносящее свою долю в число ежедневных летальных травм на дорогах страны (ежесуточно погибает около 90 человек и тяжело травмируется около 800).

Как видно из таблицы 3, плотность транспортного потока различна. С точки зрения безопасности для нас представляют непосредственный интерес ситуации с максимальной плотностью потока. Как видно, она достигается на ведомственных дорогах, хотя и бывает это редко (трудно представить ситуацию, когда весь транспорт общественный, грузовой и легковой в одно время будут пользоваться ведомственной дорогой). Однако такие ситуации часто бывают и не на ведомственных дорогах, а на обычных (к примеру - «пробки»). Этим обстоятельствам должно быть уделено особое внимание (в отдельной работе).

Сейчас остановимся на количественной оценке этих и других ситуаций, которые приводят к дорожнотранспортным происшествиям.

Фактические данные по проблеме представлены в таблице 4.

Изложенная динамика происшествий, погибающих и раненых в них людей, далека от желаемой.

Таблица 4

Динамика дорожно-транспортных происшествий и удельного числа пострадавших в них в Самарской области __________________________за 2001-2011 гг. (в расчете на 100 тыс. населения)__________________

Параметр Годы

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Число происшествий 113 112,6 113,1 112,9 139,4 162,6 161,1 145,2 136,1 132,7 131

Число погибших в них 22,4 22,6 22,6 22,5 23,2 22,1 182 18,2 18,0 16,5 15,3

Число раненых в них 125 126,3 126,8 126,9 161,2 198,6 203,2 180,8 171,6 169,9 169

Поэтому необходим комплекс профилактических мероприятий по ее улучшению. Анализ работ [2-10] показывает, что такая возможность динамичного снижения и ликвидации дорожно-транспортных происшествий, гибели и ранения в них людей имеется. В комплексе их особого внимания заслуживают вопросы так называемого дорожного обеспечения безопасности. Интенсивный рост автомобильного парка существенно превышает пропускную способность ряда дорог, особенно в населенных пунктах. Поэтому развитию дорожного строительства в ближайшее время необходимо уделить самое пристальное внимание.

Кроме того, учитывая определяющую роль личности в обеспечении транспортной безопасности, необходимо совершенствовать методы и средства подготовки водителей и обеспечения безопасности и безвредности при выполнении транспортных работ. Речь идет о профессиональной ориентации и профессиональном отборе кадров. Практика показывает, что самое пристальное внимание должно быть уделено инженерно-техническому обеспечению безопасности как автотракторных поездов, так и транспортных средств в целом. Речь идет о средствах предотвращения засыпания за рулем, об оперативном восстановлении работоспособности, определения профессиональной пригодности, противоопрокидывающих устройствах, устройствах против запуска на скорости, устройствах, предотвращающих придавливание кузовами самосвалов и прицепов, безопасной сцепке-расцепке машин и др. [3-5].

Приведенный в статье материал позволяет уяснить вопросы взаимосвязи и взаимовлияния параметров транспортной безопасности и служит основой для теоретического обоснования ряда вопросов проблемы и в первую очередь плотности транспортных потоков на дорогах федеральных, муниципальных и ведомственных, а также его влияние на динамику дорожно-транспортных происшествий.

Библиографический список

1. ООН. Всеобщая декларация прав человека : принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) 10 декабря 1948 г. // Российская газета. - 1998. - 10 дек.

2. Шкрабак, В. С. Пути дальнейшего совершенствования стратегии и тактики снижения и ликвидации производственного травматизма в АПК / В. С. Шкрабак, В. В. Шкрабак, Р. В. Шкрабак // Международные проблемы экологической безопасности : сб. тр. Международной научно-практической конференции / СНАУ ; МАНЭБ. - СПб., 2002. - Т. 2. - С. 48-50.

3. Шкрабак, В. В. Стратегия и тактика динамичного снижения и ликвидации производственного травматизма в АПК (теория и практика) : монография. - СПб. : СПбГАУ, 2007. - 580 с.

4. Шкрабак, В. С. Библиографический указатель трудов. - СПб., 2012. - 315 с.

5. Шкрабак, В. С. Теория и практика обеспечения безопасности дорожного движения в АПК : монография / В. С. Шкрабак, Е. Н. Христофоров, Н. Е. Сакович. - Брянск : Изд-во Брянской ГСХА, 2008. - 285 с.

6. Шкрабак, В. С. Методологические аспекты теоретического обоснования безопасности транспортных работ и

технические средства ее реализации / В. С. Шкрабак, Е. Н. Христофоров, Р. В. Шкрабак // Вестник Саратовского

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. - 2009. - №3. - С. 55-64.

7. Шкрабак, В. С. Теоретический анализ обеспечения безопасности транспортных работ в АПК / В. С. Шкрабак, Е. Н. Христофоров, Р. В. Шкрабак // Тракторы и сельхозмашины. - 2009. - №5. - С. 46-48.

8. Шкрабак, В. С. Обеспечение безопасности перевозок в агропромышленном комплексе / В. С. Шкрабак, Ю. Н. Баранов, А. Н. Загородних // Вестник ОрелГАУ. - 2011. - №2 (24). - С. 129-131.

9. Христофоров, Е. Н. Безопасность транспортных работ в АПК // Тракторы и сельскохозяйственные машины. - 2007. -№6. - С. 55-56.

10. Горбунов, А. А. Транспортная безопасность объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта / А. А. Горбунов, П. П. Григоров. - Самара : OOO «Книга», 2013. - 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.