УДК 656.1.08
ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ДОРОГАХ СТРАНЫ В 2015 ГОДУ
И ПУТИ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
© 2017 г. П.П. Григоров, Р.В. Шкрабак
В статье приводится характеристика транспортных происшествий на дорогах страны в 2015 году в сравнении с 2014 годом Приведено общее количество дорожно-транспортных происшествий с указанием процента изменения показателя относительно 2014 года, указаны сведения о числе погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях. Кроме того, приводятся аналогичные сведения в сравнительном плане с 2014 годом и указанием процентного изменения числа дорожно-транспортных происшествий, погибших и раненых в них из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств, сведения о пострадавших в ДТП пешеходах (всего), а также пострадавших детях в возрасте до 16-ти лет (всего) Рассмотрены ДТП и пострадавшие в них по видам транспортных происшествий, в чиспе которых столкновения транспортных средств, выезд на встречную полосу, наезд на стоящие транспортные средства, на пешехода, на препятствие, велосипедиста, на гужевой транспорт, на животных, Происшествия в связи с падением пассажиров, травматизм при иных видах происшествий Обращено внимание, что столкновение транспортных средств, опрокидывание их, наезд на пешеходов и препятствия занимают лидирующие позиции, обеспечивая около 90% транспортных происшествий, числа погибших и раненых в них В качестве меры противодействия изпоженному называются результаты разработок ученых-трудоохранникое кафедр БЖД различных аграрных вузов страны, где обоснованы стратегия и тактика динамичного снижения и ликвидации транспортных происшествий, осуществлено решение кадровых, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, организационно-технических и других проблем транспортных средств.
Ключевые слова транспортные происшествия, количество, последствия, причины, пути устранения
The article provides description of traffic accidents on the roads of the country in 2015 in comparison to 2014 There is presented total number of road accidents, with highlighting the percentage change in the indicator comparing to 2014, the data on the number of deaths and injuries in road accidents is indicated. Besides there is presented similar information in comparative way with 2014 and with highlighting percentage change in the number of road accidents, dead and wounded persons in them due to violation of traffic rules by drivers of vehicles, information on injured pedestrians in road accidents (total), and also affected children under the age of 16 (total). There are considered road accidents and injured persons in them according to the types of transport incidents, including collisions of vehicles, driving to the oncoming lane, collision on standing vehicles, pedestrian, obstacle, bicyclist, horse-drawn transport, animals, accidents in connection with falling passengers, injunes in other types of incidents Attention is drawn to the fact that collision of vehicles, overturning of them, hitting of pedestnans and obstacles occupy leading position, providing about 90% of traffic accidents, the number of dead and wounded persons in them As a countermeasure to the foregoing, there are presented the results of the researches of labor protection scientists of the Life safety departments of various agrarian universities of the country where there are justified strategy and tactics of the dynamic reduction and elimination of transport accidents; the personnel, engineering and technical, hygiene, organizational, technical and other issues of vehicles.
Keywords road incidents, number, consequences, causes, ways of elimination.
Различные виды экономической деятельности в стране предполагают использование разных видов наземного транспорта. Связано это с необходимостью транспортировки разнообразных фузов, перевозки пассажиров, продукции сельского хозяйства и промышленности и др. В решении транспортных проблем существенную роль играет наземный колесный транспорт в виде автомобилей, тракторов, автотракторных поездов. Это базовый транспорт для структур агропромышленного комплекса страны (АПК) по общеизвестным причинам
Практика использования автомобилей и тракторов для перевозки грузов и пассажиров богата ежегодными транспортными происшествиями с различными исходами, в числе которых аварии, травмирование людей (участников до-
рожного движения) с различными исходами (тяжелыми, летальными), повреждением транспортных средств, грузов, дорожной инфраструктуры, задержкой движения, генерированием различных источников и причин дополнительных транспортных происшествий.
Характерной особенностью транспортных ситуаций является ежегодное повторение их с незначительными колебаниями количественных показателей по причинам происшествий, последствиям и численности травмированных и погибших в транспортных происшествиях и тяжело травмированных, стоимости поврежденных транспортных средств, перевозимых ими грузов, другим социально-экономическим последствиям.
Изложенной ситуации способствует ряд обстоятельств, в числе которых основными являются: постоянный опережающий рост транспортных средств при существенном отставании расширения и развития дорожной сети; «человеческий фактор» участников дорожного движения и, в первую очередь, водителей транспортных средств; недостаточная оснащенность транспортных средств эффективными методами и средствами превентивного характера, автоматически дублирующих действия водителей в условиях управления транспортным средством при нарушении Правил дорожного движения (ПДД) в любых условиях с оповещением об этом водителя и предварительным напоминанием ему как минимум о начале действий, противоречащих ПДД (обгоны, дистанции, торможение, габариты грузов, смещение их в процессе движения, достаточная обзорность при попытках обгона на встречной и попутной полосах и расстояния свободных зон на них. скорость движения, отклонения в траектории движения транспортного средства по причине усталости или опьянения водителя, автоматическое постоянное информирование внешними, к примеру, световыми или звуковыми источниками, других участников дорожного движения и ГИБДД о нахождении за рулем нетрезвого или не пристегнутого ремнем водителя и пассажиров, о неисправностях рулевой системы - габаритных, тормозных, поворотных указателей и др.).
Вполне очевидно, что в настоящее время эти требования в части безопасности и безаварийности транспортных средств реализованы быть в полной мере не могут (за исключением тех, о которых речь дальше) по причине неразработанности их учеными и практиками, а в значительной части и по причине неиспользования разработанных решений в автотранспортных и автотракторных средствах и поездах. К примеру, до настоящего времени нет эффективного решения по автоматическому обеспечению скорости движения вообще (помимо воли водителя) и при въезде в зону действия дорожных знаков и всего времени движения в этой полосе (с информированием водителя об автоматическом поддержании указанных в названной зоне движения требований - особенно по скоростному режиму, и о завершении этих обстоятельств), не решены вопросы автоматической увязки значения скорости движения с коэффициентом сцепления колес с дорожным
покрытием, с автоматической информацией участников дорожного движения и ГИБДД о движении перегруженного против норм автомобильного транспорта и др. Кроме указанного важнейшей противоаварийной ситуацией должна стать норма оснащенности транспортных средств автоматической системой обзора дорожной ситуации каждым водителем постоянно (или по крайней мере при попытке совершить обгон, экстренное торможение или изменение направления движения - траектории и др.). При обгоне, к примеру, должно быть совершенно четко уяснено состояние на встречной полосе, по которой будет совершаться движение при обгоне, примерная длительность обгона и длина свободного пути, по которому совершается обгон, определено место транспортного средства в движущемся потоке транспорта при завершении обгона или появлении на полосе обгона встречного транспорта и др.
В части дорожного строительства отметим. что в современных условиях интенсивного развития производства и кооперативных или производственных связей (к примеру - молочный комплекс - молокозавод, мясооткормочные предприятия - комбикормовый завод - мясокомбинат, доставка плодоовощеводческой, молочной, мясной, птицеводческой продукции к пунктам реализации и др.) транспортные потоки будут нарастать. Это существенно повышает плотность движения на дорогах, что естественно осложняет условия движения и в некоторой степени способствует транспортным происшествиям. Поэтому необходимы мероприятия по приведению в соответствие наличия транспортных средств с пропускной способностью дорог. К этому надо добавить качество дорог. Это особенно касается сельских и проселочных дорог, а также дорог межрайонного сообщения. Если межобластные дороги за редким исключением страдают в большинстве случаев однополосным движением в одну и другую сторону, то сельские и проселочные - еще и качеством, включая покрытие (или его отсутствие), ухабы, разбитость дорог в сырую погоду и др.
Перечисленные обстоятельства вносят свою лепту в число транспортных происшествий, их тяжесть и последствия. Вместе с тем винить дороги без учета человеческого фактора не совсем объективно. Решающим все-таки, несмотря на все изложенное выше, является поведение оператора, умение им оценить до-
рожную ситуацию и обеспечить безопасность себе, перевозимым людям, сохранность грузов и транспортного средства. Известно, что этому способствует не только твердое знание ПДД, но и обязанность их выполнять в любых условиях движения, чему способствуют профессионализм водителя, его настрой на безопасное движение, выдержка и самообладание в критических ситуациях, умение найти правильное решение в сложных, постоянно меняющихся дорожных условиях с не всегда определенным числом участников дорожного движения и непредсказуемой вероятностью не только их поведения, но и последствий этого поведения. Другими словами - события порой складываются по динамично развивающейся, не всегда предсказуемой схеме, что требует мгновенной оценки ситуации водителем и принятия им за
Здесь АППГ в процентах означает аналогичный период прошлого года.
Как видно из таблицы 1. всего за 2015 год зарегистрировано 184 тысячи дорожно-транспортных происшествий (ДТП), что на 8,2% меньше чем в 2014 году. В этих происшествиях погибло 23114 человек (на 14,7% меньше чем в
2014 году) и ранено 231197 человек (что на 8,6% меньше чем в 2014 году). Значительная часть указанных выше значений имела место по причине нарушения водителями транспортных средств правил движения. Как видно из таблицы 1, число ДТП по названной причине составило 157943 (что меньше на 9,2% по сравнению с 2014 годом), в которых погибло 19011 человек (на 16,9% меньше предыдущего года) и ранено 207985 человек (на 9,2% ниже предыдущего года). Налицо ситуация, когда в происшедших в
2015 году ДТП вина водителей транспортных средств 86%; в доле погибших - 82% и раненых
весьма ограниченное время единственно верного решения, которое позволило бы избежать транспортного происшествия. Чтобы оценить ситуацию, напомним, что постоянная времени водителя установлена в мире (включая Россию) - 0,8 секунды. Выполнению этих требований способствует профессиональный отбор водителей.
В связи с тем, что многое из изложенного выше не реализовано ни в конструкции транспортных средств, ни в дорожном строительстве, ни в информационном поле, в стране имеет место довольно высокий уровень транспортных происшествий.
Так, по статистике дорожно-транспортных происшествий в стране за 2015 год имело место значительное число их с большим числом пострадавших. Эти данные приведены в таблице 1.
- 90%. Этот факт показывает, что при разработке мер профилактики транспортных происшествий основное внимание должно быть обращено на подготовку водителей и соблюдение ими ПДД.
Из данных таблицы 1 видно, что в 58221 ДТП из перечисленных пострадали пешеходы (на 0,6% меньше чем в 2014 году). При этом 7138 человек погибло (на 4,1% меньше предыдущего года) и ранено - 51718 человек (на уровне прошлого года). Кроме того, в 19549 транспортных происшествий пострадали дети в возрасте до 16 лет (на 4,5% ниже предыдущего года); при этом 737 детей погибло (на 16,5% ниже, чем в 2014 году) и ранено 20928 детей (на 3,5% меньше 2014 года).
Представляют интерес сведения о дорожно-транспортных происшествиях и пострадавших в них по видам происшествий. Эти сведения приведены в таблице 2.
Таблица 1 - Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие в них в стране за 2015 год
Наименование показателя ДТП % АППГ погибло % АППГ ПОMPМП рапспи % АППГ
ДТП - всего 184000 -8,2 23114 -14,7 231197 -8,6
ДТП и пострадавшие из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств (всего) 157943 -9,2 19011 -16,9 207985 -9,2
ДТП и пострадавшие пешеходы (всего) 58221 -0,6 7138 41 53718 0,0
ДТП и пострадавшие дети в возрасте до 16 лет (всего) 19549 -4,5 737 -16,5 20928 -3,5
Таблица 2 - Число дорожно-транспортных происшествий в стране по их видам и погибших и раненых при этом в 2015 году
Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие по видам ДТП ДТП % АППГ погибло % АППГ ранено % АППГ
Стопкновения ТС 75266 -10,2 9447 -18,9 114710 -9,3
Опрокидывания ТС 16348 -27,2 2774 -25,1 20953 -27,0
Наезд на стоящее ТС 5578 -12,1 683 -18,5 7578 -11,0
Наезд на пешехода 56918 -0,5 7024 -4,0 53049 0,0
Наезд на препятствие 11842 -18,0 1771 -21,6 15056 -17,8
Наезд на вепосипедиста 5094 -1,3 414 -5,9 4830 -0,8
Наезд на гужевой транспорт 49 -16,9 6 -45,5 62 -18,4
Падение пассажира 5378 16,7 47 -32,9 5581 17,4
Наезд на животное 521 -3,2 65 12,1 664 -2,8
Иные виды происшествий (такие как наезд на сотрудника ГИБДД, наезд на дорожного рабочего, наезд на ребенка в коляске и т.п.) 7006 18,5 883 16,8 8714 17,8
Как видно из таблицы 2, число ДТП по причине столкновения транспортных средств составило 75266 (на 10,2% ниже предыдущего года), в которых погибло 9447 человек (на 18,9% ниже 2014 года) и ранено 114710 человек (на 9.3% ниже прошлогоднего показателя). Доля этой причины в общем числе ДТП 41%, в числе погибших также 41%, в числе раненых - 49%.
По числу ДТП на втором месте находится опрокидывание транспортных средств - причина. приведшая в 2015 году к 16348 ДТП (на 27,2% ниже, чем в 2014 году) и гибели 2774 человек (на 25,1% ниже, чем в 2014 году) и ранению 20953 человек (на 27% ниже прошлогоднего). Доля этой причины в общем числе ДТП -8,9%, погибших -12% и раненых - 9%.
Следующей причиной ДТП является наезд на транспортное средство. Число ДТП в 2015 году по этой причине составило 5578 (на 12,1% ниже прошлогоднего и составляет 3% от общего числа ДТП в 2015 году), в которых погибло 683 человека (2,9% от общего числа погибших) и ранено 7578 человек (на 11% ниже прошлогоднего и составляющее 3,3% от общего числа раненых в 2015 году).
Значительное число ДТП произошло в 2015 году в связи с наездами на пешеходов. Число их было 56918 (на 0,5% ниже прошлогоднего и составляет 31% от общего числа ДТП в 2015 году). При этом погибло 7024 человека (на 4% меньше прошлогоднего, составляя 30,4% от числа погибших в 2015 году) и ранено 53049 человек (на уровне прошлого года, составляя 22,9% от общего числа раненых в 2015 году).
Большое число ДТП имело место в 2015 году в результате наезда на препятствие. Число их составило 11842 (на 18% меньше прошлого года, составило в 2015 году 6,4% от общего числа ДТП). В результате этих ДТП погиб 1771 человек (на 21,6% меньше 2014 года, составляя 7,6% от общего числа погибших в 2015 году) и ранено 15056 человек (на 17,8% меньше предыдущего года, составляя в доле раненых в 2015 году 6,5%).
Имели место и наезды на велосипедистов. Число таких ДТП 5094 (на 1,3% меньше предыдущего года, составляя в общей доле числа ДТП за 2015 год 2,7%). При этом погибло 414 человек (на 5,9% меньше, чем в 2014 году, составляя в общем числе погибших 1,8%) и ранено 4830 человек (на 0,8% меньше чем в предыдущем году, составляя в общем числе раненых в 2015 году 2%).
ДТП происходили и в результате наезда на гужевой транспорт; таких было 49 случаев (0,02% от общего числа ДТП в 2015 году). Однако и при них погибло 6 человек (на 45,5% меньше предыдущего года) и ранено 62 человека (на 18,4% меньше прошлогоднего).
С падением пассажиров связано 5378 ДТП, что меньше чем в 2014 году на 16,7%. При этом погибших 47 человек (на 32,9% меньше прошлогоднего, составляя 0,2% от общего числа погибших) и раненых 5581 человек (на 17,4% меньше прошлогоднего, составляя 2,4% от общего числа раненых в 2015 году).
ДТП происходили и в результате наезда на животное. Таких было в 2015 году 521 (на 3,2% меньше прошлогоднего, составляя 0,3% от общего числа ДТП). При этом погибло 65 человек (рост произошел на 12,1% по сравнению с 2014 годом, составляя 0,3% от общего числа погибших) и ранено 664 человека (это 2,8% относительно 2014 года, составляя 0,3% от общего числа раненых).
Другие виды происшествий (наезд на сотрудника ГИБДД, наезд на дорожного рабочего, наезд на ребенка в коляске и др.) составили 7006 случаев (на 18,5% ниже прошлогоднего, составив 0,38% в общей доле ДТП). При этом погибло 883 человека (на 16,8% больше по сравнению с 2014 годом, составляя 3,8% в общем числе погибших) и ранено 8714 человек (на 17,8% больше предыдущего года, составляя 3,77% в общем числе раненых).
Данные таблицы 2 показывают, что лидирующими причинами ДТП являются столкновение транспортных средств, опрокидывание их, наезд на пешехода, наезд на препятствие. Это не значит, что не надо уделять внимания ДТП, связанным с наездом на стоящие транспортные средства, с наездами на велосипедистов, падением пассажиров, наездами на животных, на гужевой транспорт, другим видам происшествий. Однако доля названных первых четырех причин в общем числе ДТП составляет 160374 (87% от общего числа ДТП); число погибших при этом 21016 человек (90,8% от общего числа погибших), а число раненых при этом 203768 человек (88% от общего числа раненых в ДТП в 2015 году). Эти данные являются убедительным вектором первоочередных усилий по профилактике транспортных происшествий в превентивном порядке (об этом речь дальше).
Обратим внимание на транспортные происшествия и число пострадавших в них с участием автомобильного транспорта общего пользования и наземным электротранспортом по видам сообщений в 2015 году в целом по стране. Эти данные приведены в таблице 3.
Анализ данных таблицы 3 показывает, что в рассматриваемых вопросах ДТП с участием автотранспорта общего пользования, осуществляющего автобусные перевозки в 2015 году, составляли в общей сумме 8752 (0,8% роста по сравнению с 2014 годом), в которых погиб 621 человек (на 16,2% меньше, чем в 2014 году), в том числе 120 пассажиров автобусов, троллей-
бусов, трамваев (на 10,1% больше чем в 2014 году). При этом ранено 12785 человек (рост на 0,8% по сравнению с 2014 годом), в том числе 7943 пассажиров автобусов, троллейбусов и трамваев (на 3,1% больше чем в прошлом году). Детализация рассматриваемого материала приведена в пунктах 1-10 таблицы 3.
Подробный анализ материалов таблицы 3 показывает, что по рассматриваемой проблеме имеет место недопустимо большое число ДТП, составляющее 4,75% от общего их числа в стране, унося при этом жизни 2,7% участников дорожного движения от общего числа погибших в ДТП в 2015 году и причиняя ранения 5,5% в общей сумме раненых в ДТП в рассматриваемом году.
Изложенная в статье ситуация повторяется из года в год с небольшими колебаниями количественных показателей по проблеме. На нее десятилетие назад обратил внимание Президент страны в целях улучшения ситуации. Результатом этого было постановление Правительства РФ № 100 [2]. Выполнение основных положений указанного постановления, а также интенсивная работа специалистов трудоохран-ной науки [3-8] и частичное (ограниченное) использование этих результатов в практике позволили снизить смертельный травматизм от ДТП за десятилетие практически на 10000 случаев. Уменьшилось также число ДТП и раненых в них.
Однако анализ возможностей дальнейшей профилактики ДТП показывает, что имеют место существенные резервы в указанном направлении. В числе их весомыми являются разработки трудоохранной научной школы СПбГАУ в указанном направлении [1, 3, 4, 7, 8], Южно-Уральского, Брянского госагроуниверситетов. Орловского ВНИИ охраны труда в сельском хозяйстве [6], Самарской госсельхозакадемии [5] и других организаций.
Касаясь предельно кратко этих разработок, отметим, что в СПбГАУ решена проблема подготовки с 1996 года дипломированных специалистов по проблемам безопасности технологических процессов и производств в АПК.
Кроме того, с 1982 года по настоящее время готовятся научно-педагогические кадры через аспирантуру и докторантуру (подготовлено 105 кандидатов и 32 доктора технических наук) по проблеме охраны труда в отрасли, успешно решаются проблемы инженерно-
технического и санитарно-гигиенического обеспечения безопасности и безвредности работ (новизна решения подтверждена 230 патентами
на изобретения). Известны работы в этом направлении указанных выше учебных заведений и учреждений.
Таблица 3 - Число транспортных происшествий в стране и пострадавших в них
с участием автотранспорта общего пользования и наземного автотранспорта по видам сообщений в 2015 году
Погибло Ранено
№ п/п Наименование показателя ДТП ±%к АППГ всего ±%к АППГ пассажиров автобусов, троллейбусов, трамваев ± % к АППГ всего ± % к АППГ пассажиров автобусов, троппейбусов, трамваев ±%к АППГ
ДТП с участием автомобильного
транспорта обще-
1 го пользования, осуществляющего автобусные перевозки, в том числе 8752 0.8 621 -16,2 120 10.1 12785 0,8 7943 3.1
регулярные пере-
2 возки в городском сообщении с высадкой пассажиров в установленных остановочных пунктах 5062 -6,8 184 -26,1 15 7.1 6627 ■7,8 4428 •2.9
регулярные пере-
возки в городском сообщении с вы-
3 садкой пассажиров в любом не за- 728 171,6 36 227,3 4 о.о 1111 171,0 689 160,0
прещенном ПДД
месте
4 перевозки в городском сообщении по заказам 23 43,8 4 300,0 1 о.о 29 26,1 9 28,6
5 регулярные перевозки в пригородном сообщении 456 157,6 84 154,5 14 0,0 957 149,2 603 133,7
6 перевозки в пригородном сообщении по заказам 5 о.о 0 -100,0 5 •28,6 2 -50,0
регулярные
7 перевозки в междугородном (международном) сообщении 523 -38,8 185 -26,9 50 22,0 1361 -31,7 902 -30,5
перевозки в меж-
8 дугородном (международном) сообщении 28 21.7 11 10,0 5 66,7 89 97,8 68 134,5
9 ДТП с участием троллейбусов 961 6,4 30 15,4 3 50,0 1133 5,0 727 12,0
10 ДТП с участием трамваев 558 4.7 44 46,7 1 0,0 638 9,4 328 30,2
Особенностью работ СПбГАУ в направлении профилактики транспортных происшествий является глубина анализа проблемы, теоретическое ее обоснование и новизна решений в направлении стратегии и тактики динамичного снижения и ликвидации травмирования в результате ликвидации транспортных происшествий путем комплексного обеспечения безопасности в системе «водитель - транспортное средство - дорога - среда». Часть из этих направлений была изложена в начальной части статьи, а решение их - в ряде патентов [4], учитывающих человеческий фактор, конструктивные особенности транспортных средств, дорожную обстановку и окружающую среду. Проверка предложенных решений в лабораторных условиях подтвердила возможность динамичного снижения, а в дальнейшем и ликвидации транспортных происшествий и связанных с этим гибели и ранений людей.
Широкое использование обоснованных рядом теоретических и практических исследований профилактических решений позволило бы в ближайшие 4-5 лет в два раза снизить ДТП, а в последующие 3-4 года приблизиться к практической ликвидации их.
Литература
1. Шкрабак. В В Стратегия и тактика динамичного снижения и ликвидации производственного травматизма в АПК. Теория и практика монография I В В. Шкрабак. -Санкт-Петербург: СПбГАУ. 2007. - 580 с.
2. Постановление Правительства РФ от 20.02 2006 года № 100 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».
3. Шкрабак, B.C. Теория и практика обеспечения безопасности дорожного движения в агропромышленном комплексе: монография / В С. Шкрабак, Е.Н Христофоров, Н Е Сакович - Брянск: БГСХА, 2008 -282 с.
4 Шкрабак В С Биобиблиографический указатель трудов Библиотека С.-Петербургского гос. аграрн университета / сост Н В. Кубрицкая. - Изд. 2-е, перераб и доп - Санкт-Петербург - Пушкин: СПбГАУ, 2012.-315 с.
5. Григоров, П.П Организация и безопасность перевозок пассажиров и грузов / П.П. Григоров, А А Горбунов. - Самара: ООО «Книга», 2013. - 520 с.
6 Повышение эффективности и безопасности движения колесных машин в условиях сельского хозяйст-
ва монография / Ю Г. Горшков, С В. Золотых, И Н Ста-рунова, А.А. Калугин - Челябинск, 2016. - 484 с
7. Шкрабак, Р.В Способ и устройство для предотвращения гибели людей при столкновении с транспортными средствами / Р.В. Шкрабак II Тракторы и сельхозмашины - 2007. - № 12. - С. 36-38.
8 Савельев, П.А Обеспечение безопасности транспортных работ в АПК путем инженерных и организационно-технических мероприятий диссертация кандидата технических наук I П.А. Савельев - Санкт-Петербург. 2015. - 224 с.
References
1. Shkrabak V.V. Strategija i taktika dinamtchnogo snizhenija i likvidacii proizvodstvennogo travmatizma v APK Teorija i praktika. Monografija [Strategy and tactics of dynamic reduction and elimination of industnal injunes in the agro-industrial complex. Theory and practice: monograph], Saint-Petersburg. SPbGAU, 2007, 580 p.
2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20.02.2006 goda № 100 «О federal'noj celevoj programme «Povyshenie bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija v 2006-2012 godah» [Decree of the Government of the Russian Federation No. 100 on February 20,2006 «On the federal target program «Improving Road Safety in 2006-2012»].
3. Shkrabak V S., Hristoforov E.N.. Sakovich N.E. Teorija i praktika obespechenija bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija v agropromyshlennom komplekse monografija fTheory and practice of road safety insurance in the agro-industrial complex: monograph], Bryansk. BGSHA 2008.282 p.
4. Shkrabak V S. Biobibliograficheskii ukazatel' trudov [The biobibliographic index of worfcs], S.-Peterb gos agr.un-t, Biblioteka: sost N.V. Kubntskaya, 2-е izd., pererab i dop., St.-Petersburg - Pushkin, 2012, 315 p
5. Grigorov P.P., Gorbunov A.A. Organizacija i bezo-pasnost' perevozok passazhirov i gruzov [Organization and safety of passenger and cargo transportation]. Samara. ООО «Kniga», 2013, 520 p.
6. Gorshkov Ju.G., Zolotyh S.V., Starunova I.N , Ka-lugin A.A, Povyshenie jeffektivnosti i bezopasnosti dvizhenija kolesnyh mashin v uslovijah sel'skogo hozjajstva monografija [Increasing efficiency and safety of movement of wheeled machines under the agriculture conditions monograph], Chelyabinsk, 2016, 484 p.
7. Shkrabak R.V. Sposob i ustrojstvo dlja predot-vrashhenija gibeli ljudej pn stolknovenii s transportnymi sredstvami [The method and device for preventing the death of people in collision with vehicles], Traktory i sel'skoho-zjajstvennye mashmy, 2007, No 12, pp. 36-38
8. Savel'ev P A Obespechenie bezopasnosti trans-portnyh rabot v APK putem inzhenernyh i orgamzacionno-tehnicheskih meroprijatij: dis kand. tehn. nauk [Ensuring the safety of transport operations in the agro-industnal complex by means of engineenng and organizational-technical measures author's thesis], Saint-Petersburg, 2015, 224 p
Сведения об авторах
Григоров Петр Павлович - доктор технических наук, профессор кафедры «Организация перевозок и технического сервиса», ФГБОУ ВО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» (Россия). Тел . +7-927-605-99-45
Шкрабак Роман Владимирович - кандидат технических наук, доцент кафедры «Профессиональная аттестация и внедрение инноваций», ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» (Пушкин, Россия) Тел. 8 (812) 451-76-18. E-mail: shkrabakrv@mail.ru.
Information about authors
Grigorov Petr Pavlovich - Doctor of Technical Sciences, professor of the Organization and transportation and technical service department, FSBEI HE «Samara State Agricultural Academy» (Russia). Phone: +7-927-605-99-45.
Shkrabak Roman Vladimirovich - Candidate of Technical Sciences, associate professor of the Professional certification and innovation implementation department, FSBEI HE «St.-Petersburg State Agrarian University» (Pushkin, Russia) Phone 8 (812) 451-76-18 E-mail shkrabakrv@mail.ru.