Научная статья на тему 'Проблемы администрирования региональных и местных налогов в Российской Федерации'

Проблемы администрирования региональных и местных налогов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2114
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ / НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ / VEHICLE TAX / PROPERTY TAX / TAX ON GAMBLING / ON THE PERSONAL PROPERTY TAX / LAND TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булкаева Р. А., Болатаева А. А., Джагаева В. С.

В данной статье предпринята попытка раскрыть основные проблемы администрирования и пути совершенствования региональных и местных налогов в Российской Федерации. Авторы отмечают, что на протяжении всей истории реформирования системы налогообложения не уделялось должного внимания построению логичной, проработанной и, прежде всего, применимой на практике концепции регионального и местного налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ADMINISTRATION OF REGIONAL AND LOCAL TAXES IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article attempts to reveal the basic problems of administration and ways to improve regional and local taxes in the Russian Federation. The authors point out that throughout the history of tax reform has been neglected the construction of logical, developed and, above all, applicable in practice, the concept of regional and local taxation.

Текст научной работы на тему «Проблемы администрирования региональных и местных налогов в Российской Федерации»

92

Экономические науки

УДК 336.2

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Булкаева Р.А., магистрант 2-го года обучения, программа подготовки «Налоги и налоговое консультирование», ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им г. Владикавказ

E-mail: [email protected] Болатаева А.А., магистрант 2-го года обучения, программа подготовки «Налоги и налоговое консультирование», ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им г. Владикавказ

E-mail: [email protected] Джагаева В.С., магистрант 2-го года обучения, программа подготовки «Налоги и налоговое консультирование», ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им г. Владикавказ E-mail: [email protected]

В данной статье предпринята попытка раскрыть основные проблемы администрирования и пути совершенствования региональных и местных налогов в Российской Федерации. Авторы отмечают, что на протяжении всей истории реформирования системы налогообложения не уделялось должного внимания построению логичной, проработанной и, прежде всего, применимой на практике концепции регионального и местного налогообложения.

Ключевые слова: транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, налог на имущество физических лиц, земельный налог.

PROBLEMS OF ADMINISTRATION OF REGIONAL AND LOCAL TAXES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Bulkayeva R.A., undergraduate of the 2nd year of training, program of preparation "Project management and programs",

FSBEI HE "North Ossetian state university named after K. L. Khetagurov", city of Vladikavkaz Bolatayeva A.A., undergraduate of the 2nd year of training, program of preparation "Project management and programs",

FSBEI HE "North Ossetian state university named after K. L. Khetagurov", city of Vladikavkaz Dzhagayeva V.S., undergraduate of the 2nd year of training, program of preparation "Project management and programs",

FSBEI HE "North Ossetian state university named after K. L. Khetagurov", city of Vladikavkaz

This article attempts to reveal the basic problems of administration and ways to improve regional and local taxes in the Russian Federation. The authors point out that throughout the history of tax reform has been neglected the construction of logical, developed and, above all, applicable in practice, the concept of regional and local taxation. Key words: vehicle tax, property tax, tax on gambling, on the personal property tax, land tax.

Налоговая система Российской Федерации обложения. Рассмотрим некоторые проблемы по постоянно подвергается всевозможным изме- региональным и местным налогам [2]. нениям, которые влияют на всю систему налого- Так, при администрировании транспортного

. К. Л. Хетагурова»,

. К. Л. Хетагурова»,

. К. Л. Хетагурова»,

налога имеются определенные проблемы, связанные с недостоверной информацией о владельцах автотранспортных средств, уклонением от уплаты транспортного налога в основном физическими лицами, предоставлением налоговых льгот (собираемость транспортного налога в России составляет около 50 %).

Имеются недоработки при определении налоговой базы. В большинстве стран при принятии ставок транспортного налога на большегрузный транспорт в первую очередь учитываются вес автомобиля и нагрузка на ось, так как эти факторы напрямую связаны с затратами на обслуживание данного транспортного средства дорожной сетью. Предлагаем адаптировать обозначенный опыт зарубежных стран в российскую практику. Российская система налогов на автотранспорт, в отличие от подобных налогов в других странах, не обеспечивает поступлений, необходимых для финансирования дорожного хозяйства.

Субъекты федерации вправе увеличить или уменьшить установленные Налоговым кодексом РФ ставки, но не более чем в десять раз. Законодатели иногда пользуются этим правом и слишком увеличивают ставки. Но повышение ставок транспортного налога в первую очередь отражается на стоимости пассажирских и грузовых перевозок, а также на показателях его собираемости.

Решить проблему собираемости транспортного налога можно следующим путем. В соответствии с Налоговым кодексом налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. При этом отчетные периоды по транспортному налогу предусмотрены только для налогоплательщиков - юридических лиц. Таким образом, налогоплательщиками - физическими лицами сумма транспортного налога уплачивается только по окончании налогового периода. С учетом того, что основную группу плательщиков транспортного налога представляют физические лица, установление сроков уплаты налога в течение налогового периода позволило бы равномерно распределить налоговую нагрузку и снизить задолженность по данному налогу. В связи с этим было бы целесообразно внести изменения в гл. 28 Налогового кодекса, предоставляющие право субъектам Российской Федерации уста-

навливать для налогоплательщиков - физических лиц сроки уплаты транспортного налога в течение налогового периода. Кроме того, необходимо было бы индексировать базовую ставку транспортного налога в соответствии с ежегодным изменением индекса инфляции.

Относительно поступления транспортного налога в бюджет, основные поступления по нему осуществляются по месту регистрации транспорта, а транзитные перевозки по территориям субъектов РФ не учитываются. Таким образом, налоговые средства поступают в бюджет одного региона, а дороги изнашиваются в другом. Так, отмена транспортного налога и введение налога на реализацию горюче-смазочных материалов обеспечит поступление средств в бюджеты именно тех субъектов, на территории которых используются автомобили.

Все перечисленные проблемы должны решаться не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ. Во-первых, необходимо обеспечить качественное и полное информационное взаимодействие территориальных налоговых органов с органами ГИБДД, поскольку эффективность администрирования транспортного налога напрямую зависит от качества и полноты информации, поступающей в налоговые органы.

Во-вторых, в целях повышения эффективности мер принудительного взыскания задолженности по транспортному налогу, целесообразно организовывать работу по участию налоговых инспекторов в ежемесячных рейдах совместно с органами ГИБДД и службой судебных приставов, целью которых является работа с лицами, уклоняющимися от уплаты транспортного налога.

Большой проблемой является то, что на территории Российской Федерации введен запрет на азартные игры. Однако создано 6 игорных зон: в Приморском крае, Алтайском крае, Калининградской области, Краснодарском крае, Республике Крым и в Сочи. С выводом игорного бизнеса в специальные зоны, российские регионы лишились значительной части доходов. На практике же, зачастую, игорные заведения продолжают обслуживать клиентов, хотя при этом не платят налоги. Так, месячный доход игрового зала колеблется от 3 до 25 млн руб., а налагаемые штрафы в размере 30-50 тыс. руб., что не останавливают

подпольных крупье. Налоговые органы испытывают определенные трудности при препятствова-нии незаконной игорной деятельности в связи с запретом. Кроме того, отсутствие у организаторов азартных игр статуса налоговых агентов создает благоприятные условия для уклонения от уплаты налогов.

Наиболее существенным региональным налогом является налог на имущество организаций. Размер этого налога зависит от балансовой стоимости основных средств и увеличивается после каждого приобретения новых активов. Поэтому для многих предприятий достаточно сложно соблюдать срок уплаты налога и перечислять огромные платежи в бюджет без ущерба для своего бизнеса. Сложность оптимизации данного налога состоит в том, что он является «прямым» налогом, то есть обложение им не предусматривает возможности уменьшения его на суммы каких-либо вычетов, и список льготников по налогу незначителен.

Использование льгот по налогу на имущество организаций представляется одним из наиболее сложных и редко применяемых способов оптимизации данного налога. Связано это с тем, что абсолютное большинство льгот обусловлено либо наличием у организации определенных видов имущества, либо осуществлением определенных видов деятельности и использованием имущества для ведения этих видов деятельности. Поэтому такая оптимизация, как правило, носит предварительный и долгосрочный характер. Кроме того, при выборе сферы деятельности на первый план выступают все же производственные и общеэкономические вопросы, а возможность налоговой оптимизации рассматривается только как некое приложение к ним [7].

По налогу на имущество организаций необходима разработка законодательных инициатив по отмене льгот на федеральном уровне, установленных Налоговым кодексом РФ либо по компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ от применения существующих льгот.

Также, в целях обеспечения эффективности налогового контроля над правильностью исчисления и полнотой и своевременностью уплаты налога на имущество организаций необходимо

наладить информационное взаимодействие налоговых органов со службами БТИ. Только строгий государственный учет способен обеспечить налоговые органы достоверной информацией об имуществе [8].

В настоящее время федеральный центр проводит политику снижения налоговой нагрузки на бизнес и население, поэтому возникает такая проблема регионального и местного налогообложения, как компенсация выпадающих доходов региональных и местных бюджетов. Региональные власти начинают испытывать недостаток финансовых ресурсов, что обуславливает проблему финансовой зависимости региональных и местных властей от федерального центра.

Для местных бюджетов основным доходным источником служит земельный налог, а налог на имущество физических лиц обладает самой низкой фискальной емкостью, т.к. он не покрывает величину расходов по организации его взимания.

Одна из основных проблем, стоящих перед органами местного самоуправления - это ограниченность бюджета в денежных ресурсах, что не только замедляет развитие муниципалитета, но и зачастую не позволяет покрывать текущие нужды в полном объеме [4].

В Российской Федерации планируется введение налога на недвижимость, который будет полностью зачисляться в местные бюджеты. Цели введения нового налога абсолютно очевидны: создание реальной базы для формирования достаточного уровня местных бюджетов. В условиях экономической нестабильности и увеличения социальной нагрузки на региональные и местные бюджеты новый налог призван существенно повысить доходную часть муниципальных бюджетов. Кроме этого, налог на недвижимость предполагает создание более справедливой системы налогообложения имущества путем выравнивания налоговой нагрузки на разные слои населения, при которой малоимущие граждане смогут платить меньше или будут освобождены от налога.

Необходимо сразу же отметить, что введение данного налога откладывалось уже несколько лет, что свидетельствует о сложностях, с которыми придется столкнуться при его применении [6].

Основной проблемой технического характера, несомненно, будет являться проблема расчета на-

логовой базы. Дело в том, что налогооблагаемой базой по новому налогу предполагается определить кадастровую стоимость недвижимости. Данная стоимость будет приближена к рыночной. На сегодняшний день кадастровая стоимость в качестве налогооблагаемой базы применяется по земельному налогу и налогу на имущество организаций.

Основная трудность заключается в том, что в России до сих пор не создана единая база кадастра жилой и нежилой недвижимости с указанием ее стоимости. Более того, нет четкой методики определения налогооблагаемой базы, что приводит к постоянным судам, которые в основном принимают решения не в пользу налогового органа. Как уже говорилось выше, сегодня базой для земельного налога является кадастровая стоимость участка. Однако различные изменения на участке не влияют на его кадастровую стоимость.

Не меньше вопросов вызывает и само понятие кадастровой стоимости. Данное понятие можно определить следующим образом: кадастровая стоимость объекта недвижимости - это расчетная величина, отражающая представление о ценности объекта недвижимости при существующем его использовании. Уже из самого определения становится ясно, что кадастровая стоимость не является рыночной, так как не формируется сама по себе в результате поведения рынка, а устанавливается различными расчетными моделями и регламентируется правилами.

Современной отечественной системе регионального и местного налогообложения присущ целый ряд недостатков и недоработок. На протяжении всей новейшей истории реформирования системы налогообложения в России государство не уделяло должного внимания построению логичной, проработанной и, прежде всего, применимой на практике концепции регионального налогообложения [9].

Совершенствование действующего бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации в области региональных налогов позволит существенно увеличить собираемость налогов на различных территориях.

Для достижения экономического роста важным условием является реализация такой налоговой политики, которая окажет непосред-

ственное влияние на экономическую активность предпринимателей. Здесь решаются одновременно две задачи. Первая - это рост налоговых доходов бюджета, вторая - повышение доли негосударственных инвестиций,благоприятных для региона.

Таким образом, можно сделать вывод, что региональная налоговая политика является действенным инструментом достижения стабильного экономического роста региона.

Актуальность применения местных налогов в той или иной местности зависит в большей степени от размера той доли в местном бюджете, которую составляют собственные доходы того или иного муниципалитета. Чем больше указанная доля и меньше доля дотаций из других бюджетов, тем очевидно большее влияние оказывают местные налоги на благополучие муниципального образования.

Местное налогообложение наряду с мобилизацией финансовых ресурсов в бюджет должно обеспечить в условиях рыночной экономики достижение поставленных экономических и социальных целей в процессе местного развития.

Действующее федеральное законодательство чрезмерно ограничивает налогово-бюджетные полномочия органов власти субъектов РФ. Региональные и местные налоги и сборы покрывают лишь 15 % расходных потребностей региональных и местных бюджетов. В настоящее время имеется три региональных и три местных налога. Причем регионам остаются наиболее трудно собираемые налоги.

В этой связи, целесообразно пересмотреть нормативы отчислений некоторых налогов. Учитывая мировой опыт, а также большую долю налоговых поступлений, основным доходным источником муниципалитетов должен стать налог на доходы физических лиц, который целесообразно также отнести к местным налогам. При этом необходимо, чтобы этот налог платился по месту жительства граждан, то есть по месту получения ими бюджетных услуг. Многие проблемы взаимоотношения муниципалитетов, когда гражданин работает на территории одного муниципалитета, а живет на территории другого, в этом случае будут решены [5].

За местными бюджетами закреплены налоги,

не имеющие существенного фискального значения для соответствующих бюджетов. Это вызывает необходимость в регулировании бюджетов путем межбюджетных трансфертов и отчислений от федеральных и региональных налогов. Основополагающей частью доходов местных бюджетов продолжают оставаться межбюджетные трансферты, которые предоставляются в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.

Вместе с тем проблема обеспечения самостоятельности местных бюджетов не может быть решена без существенного повышения доли в доходах этих бюджетов собственных источников налоговых доходов.

Перспективным источником формирования доходов местных бюджетов считается налог на недвижимость, так как поступления от него должны составлять основную статью доходов местных бюджетов [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. АгузароваЛ.А., АгузароваМ.Т. Обзор основных изменений налогового законодательства в 2016 году // Научные Известия. - 2016. - № 4. - С. 25-28.

2. АгузароваЛ.А., Агузарова Ф.С. Имущественные налоги как основной источник формирования налоговых доходов бюджетов субъектов РФ // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - № 3. - С. 9-11.

3. АгузароваЛ.А., Бестаева З.У. Земельный налог с физических лиц в Российской Федерации: пути оптимизации // Аудит и финансовый анализ. - 2016. - № 4. - С. 9-11.

4. Агузарова Ф.С. Транспортный налог: современное состояние, проблемы и повышение его роли в Российской Федерации // Экономическая политика. - 2015. - Т. 10. - № 1. - С. 149-158.

5. Агузарова Ф.С. Местные налоги как источник формирования доходов бюджетов муниципальных образований в Российской Федерации // Налоги и налогообложение. - 2015. - № 7. - С. 548-555.

6. Агузарова Ф.С. О повышении роли региональных налогов в российской федерации // Налоги и налогообложение. - 2015. - № 9. - С. 674-679.

7. БалаеваД.А. К вопросу совершенствования налогового механизма в РФ // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2015. - № 5-1. - С. 90-92.

8. БалаеваД.А., ДзарасоваА.К. К вопросу взаимосвязи налоговой политики и налогового механизма // В сб.: Управление экономическими и социальными системами региона. Сборник научных трудов / Под ред. С.Ф. Дзагоева. - Владикавказ, 2015. - С. 6-11.

9. Брызгалин А.В., ИльиныхД.А., АверинаЛ.В. Региональные налоги и налогообложение // Налоги и финансовое право. -2013. - № 10.

10. ДжусоеваЛ.Х., Зангионов А.Н. Теоретические и практические аспекты использования налогового потенциала региона в планировании налоговых поступлений / В сб.: Экономические основы налоговых отношений: Сб. науч. трудов. - Владикавказ, 2011. - С. 124-130.

11. Карташов С.В. Проблемы развития регионального и местного налогообложения в Российской Федерации // Современные аспекты регионального развития: Сб. статей. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2014. - Вып. 3.

12. Тадтаева В.В. Налогообложение физических лиц: анализ и пути оптимизации (на примере Республики Северная Осетия - Алания) // В сборнике: Актуальные проблемы современной науки: теория и практика: Материалы I Международной заочной научно-практической конференции (отв. ред. З.Н. Зангиева. - 2013. - С. 49-59.

13. Тадтаева В.В. Преимущества и недостатки планируемого налога на недвижимость // Финансы и управление. - 2013. - № 2. - С. 45-50.

14. Токаева С.К., Туаева В.Ю. Роль налогового потенциала в формировании доходов региональных и местных бюджетов / В сб.: Актуальные вопросы социально-экономического развития регионов России. Сб. трудов. - Владикавказ, 2016. - С. 132-137.

15. Хапсаева Р.Б., Каряева С.Т., Циноева Д.Р. Об итогах функционирования стабилизационного фонда РФ // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2014. - № 17. - С. 159-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.