Научная статья на тему 'Проблемы администрирования региональных и местных налогов'

Проблемы администрирования региональных и местных налогов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1006
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ / ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ / REGIONAL AND LOCAL TAXES / ADMINISTRATION PROBLEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Турбина Наталия Михайловна, Шепелев Олег Михайлович

В статье определена необходимость совершенствования администрирования региональных и местных налогов. Выявлены проблемы администрирования региональных и местных налогов в Тамбовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ADMINISTRATION OF REGIONAL AND LOCAL TAXES

In article need of improvement of administration of regional and local taxes is defined. Problems of administration of regional and local taxes in the Tambov region are revealed.

Текст научной работы на тему «Проблемы администрирования региональных и местных налогов»

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ

И МЕСТНЫХ НАЛОГОВ

Н. М. ТУРБИНА, О. М. ШЕПЕЛЕВ

В статье определена необходимость совершенствования администрирования региональных и местных налогов. Выявлены проблемы администрирования региональных и местных налогов в Тамбовской области.

Ключевые слова: региональные и местные налоги, проблемы администрирования.

В сегодняшней экономической ситуации администрирование региональных и местных налогов имеет важное значение, поскольку их величина практически не зависит от условий деятельности налогоплательщиков.

Налог на имущество организаций и транспортный налог дают региону около 15 % от поступлений всех налоговых доходов в консолидированные бюджеты субъектов РФ. А значение региональных налогов в бюджете Тамбовской области еще больше.

В то же время земельный налог и налог на имущество физических лиц являются основой бюджетов многих муниципальных образований (в структуре налоговых доходов консолидированных местных бюджетов доля налога на имущество физических лиц в 2009 г. составила 2,8 %, а доля земельного налога 10,6 % (это третий по уровню источник доходов после налога на доходы физических лиц и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а в бюджетах поселений - это второй основной налоговый источник доходов)).

Именно поэтому администрирование региональных и местных налогов приобретает в настоящее время особую актуальность.

Выделим проблемы администрирования региональных и местных налогов:

1. Порядок информационного обмена с регистрирующими органами. Базу данных для исчисления имущественных налогов налоговые органы вынуждены были формировать по сведениям разных информационных ресурсов (ГИБДД, Росрее-стра, Земельной кадастровой палаты, БТИ, органов местного самоуправления) и многократно вводить в свою информационную систему разные сведения об одном и том же налогоплательщике, в том числе и в ручном режиме. Учитывая объем

поступающих данных, данный процесс является достаточно трудоемким.

Ведение баз данных в подразделениях ГИБДД и налоговых инспекциях различно. Следствие этого - несовместимость их программного обеспечения. Адреса в базе данных ГИБДД во многих случаях не соответствуют местожительству граждан в настоящее время. Поэтому много налоговых уведомлений возвращается в инспекции с отметкой «адресат выбыл». Налоговики разыскивают налогоплательщиков через паспортновизовую службу. Все это приводит к дополнительным затратам бюджетных средств, несвоевременному привлечению налогоплательщиков к уплате налога, а следовательно и несвоевременному поступлению платежей в областной бюджет [1].

По состоянию на 1 января 2011 г. недоимка по начисленным платежам составляет 11 %. Недоимщикам направлены требования об уплате транспортного налога на сумму 51 млн руб. При их невыполнении материалы направляются в суд на принудительное взыскание налога.

С целью эффективного администрирования транспортного налога налоговыми органами субъектов Российской Федерации заключены соглашения о взаимодействии с органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств и их владельцев, по представлению в налоговые органы информации, необходимой для исчисления транспортного налога.

2. Проблема исключения «затратности» администрирования региональных и местных налогов. В силу сложившегося механизма администрирования региональных и местных налогов затраты на администрирование могут превышать сумму налога по отдельным налогоплательщикам [2]. В связи с окончательным решением данной проблемы необходимо ввести минимальный

пороговый уровень суммы земельного налога и налога на имущества физических лиц (например, по аналогии с упрощенной системой налогообложения - ст. 346.18 части второй НК РФ).

3. Проблема налогообложения паевых земель из-за отсутствия информации о собственниках земельных долей. В настоящее время существуют (остаются до конца не решенными) определенные проблемы по привлечению к уплате земельного налога собственников земельных паев, получивших их при приватизации в начале 90-х гг.

Решением проблемы является законодательное изъятие невостребованных земельных участков после истечения нормативного срока в упрощенном виде.

4. Еще одна проблема налогообложения паевых земель из-за отсутствия долей в праве собственности. При регистрации права долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения или выделения такой доли в отдельный земельный участок в сведениях, предоставляемых органами Росреестра, указывается размер доли (земельного участка) в бал-логектарах [1].

Данные сведения не проходят форматнологический контроль и не принимаются на региональном уровне налоговых органов, соответственно, не передаются в территориальные налоговые органы для исчисления земельного налога. Необходимо решить вопрос о передачи сведений по таким участкам органами Росреестра с указанием доли в виде правильной дроби.

Эта проблема должна найти решение на федеральном уровне в виде методики расчета Рос-реестром доли в праве собственности по собственникам, у которых в свидетельствах и реестрах указаны баллогектары.

5. Незаинтересованность граждан и хозяйствующих субъектов в оформлении своих прав на объекты недвижимости и отсутствие у исполнительных органов власти инструментов для понуждения к регистрации объектов недвижимости, земельных участков. Проблемы возникают из-за существенных затрат на кадастровый учет объектов недвижимости, а также непрозрачности и сложности самой процедуры оформления соответствующих документов.

Негативное влияние на состояние налоговой базы имущественных налогов оказывает отсутствие обязанности собственника недвижимого имущества оценить принадлежащее ему имущество, т. е. имея информацию о собственнике, налоговый орган не имеет возможности исчислить налог.

Решением подобных проблем может стать визуальная оценка недвижимости и на ее основе -начисление соответствующих налогов.

Необходимо изменить законодательство и предусмотреть возможность исчисления налога на имущество физических лиц, по которым отсутствует инвентаризационная стоимость, по визуальной оценке строений утвержденной муниципальным образованием.

Помимо этого для увеличения собираемости налога на имущество физических лиц следует закрепить положения Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» максимальные предельные сроки подачи документов для проведения государственной регистрации права собственности на домовладения. В настоящий период ввиду отсутствия таких норм складывается ситуация, когда отдельные домовладения не регистрируются в течение целого ряда лет, следовательно, по ним не уплачивается налог на имущество физических лиц.

6. Проблемы направления уведомлений гражданам. В случае если объекты недвижимого имущества и земельные участки располагаются на территории иного налогового органа (не по месту проживания физического лица), возникает проблема установления места жительства физического лица, которую можно решить путем создания электронной адресной базы Федеральной миграционной службы на федеральном уровне и доступа к ней налоговым органам.

7. Значительный размер льгот по региональных и местным налогам, установленные федеральным законодательством. Так, согласно отчету по форме 5-МН за 2011 г. сумма местных налогов, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением льгот на федеральном уровне, составила:

- по земельному налогу - 22 338 тыс. руб. или 2,7 % от объема, поступившего в 2011 г. налогу;

- по налогу на имущество физических лиц -272 276 тыс. руб. или 65,8 % от объема налога, поступившего в 2011 г.

Основную долю льготников составляют пенсионеры.

Решение в изменении Налогового кодекса РФ в сторону сокращения льгот по местным налогам. Например, при наличии в собственности нескольких строений, освобождать пенсионера по одному строению, в котором он проживает.

8. Информационный обмен. По закону, Рос-недвижимость, Росрегистрация и муниципаль-

ные образования должны представлять в налоговые органы полную и верную информацию о земельных участках и их правообладателях. До сих пор те или иные сведения неточны: где-то не хватает адреса правообладателя земли, его ИНН, КПП, или один и тот же кадастровый номер земельного участка указан с различной кадастровой стоимостью.

9. Отсутствие в муниципальных образованиях программного обеспечения. Муниципальные образования не имеют одноименное специальное программное обеспечение ПК, которое позволяло бы вести оперативную обработку сведений о земельных участках и их законных владельцах. Чтобы улучшить ситуацию, необходимо сотрудничество, оперативный обмен информацией

и, конечно, внедрение программного обеспечения для обработки сведений о земельных участках.

Литература

1. Лазова Г. Н. Современные проблемы налогового администрирования // Финансы. 2009. № 4. С. 73.

2. Романцов А. А. Межбюджетные отношения и формирование доходов территориальных бюджетов // Финансы. 2011. № 9. С. 32.

* * *

PROBLEMS OF ADMINISTRATION OF REGIONAL AND LOCAL TAXES

N. M. Turbina, O. M. Shepelev

In article need of improvement of administration of regional and local taxes is defined. Problems of administration of regional and local taxes in the Tambov region are revealed.

Key words: regional and local taxes, administration problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.