Научная статья на тему 'Проблемы адаптации России к условиям ВТО (экономико-правовой аспект)'

Проблемы адаптации России к условиям ВТО (экономико-правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
575
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РОССИИ К УСЛОВИЯМ ВТО / WORLD TRADE ORGANIZATION / LEGAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF ADAPTATION TO THE CONDITIONS OF RUSSIAN WTO

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Логинова Анастасия Сергеевна

Настоящая статья посвящена выделению правовых и экономических проблем адаптации России к условиям ВТО. Автор проводит обобщающий анализ очерченных проблем и предлагает некоторые рекомендации по процессу адаптации России к условиям ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of adaptation to the conditions of Russian WTO (economic and legal aspects)

This article deals with the isolation of legal and economic problems of adaptation to the conditions of Russian WTO. The author also conducts a comprehensive analysis outlined problems and offer some advice on the process of adaptation to the conditions of Russian WTO.

Текст научной работы на тему «Проблемы адаптации России к условиям ВТО (экономико-правовой аспект)»

Логинова А.С. Проблемы адаптации России к условиям ВТО (экономико-правовой аспект)

УДК 33:34

Логинова Анастасия Сергеевна Loginova Anastasiya Sergeevna

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права

Нижегородский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (603155, Нижний Новгород, ул. Б. Печерская, 25/12)

candidate of sciences (law), senior lecturer constitutional and administrative law

Nizhny Novgorod branch of the National research university «The Higher school of economics» (25/12 Bol-shaya Pechorskaya str., Nizhny Novgorod, 603155)

E-mail: [email protected]

Проблемы адаптации России к условиям ВТО (экономико-правовой аспект)

Problems of adaptation to the conditions of Russian WTO (economic and legal aspects)

Настоящая статья посвящена выделению правовых и экономических проблем адаптации России к условиям ВТО. Автор проводит обобщающий анализ очерченных проблем и предлагает некоторые рекомендации по процессу адаптации России к условиям ВТО.

Ключевые слова: Всемирная торговая организация, правовые и экономические проблемы адаптации России к условиям ВТО.

This article deals with the isolation of legal and economic problems of adaptation to the conditions of Russian WTO. The author also conducts a comprehensive analysis outlined problems and offer some advice on the process of adaptation to the conditions of Russian WTO.

Keywords: World trade organization, legal and economic problems of adaptation to the conditions of Russian WTO.

Вступление России в ВТО является актуальной и дискуссионной темой, поскольку возникает множество спорных моментов в разных сферах деятельности российского государства. Теоретики и практики в области права и экономики не могут прийти к единому мнению о положительном либо отрицательном влиянии ВТО.

Для выполнения поставленных задач после глубокого теоретического исследования автор определил круг реальных проблем, влияющих на процесс адаптации России к условиям ВТО.

Наиболее острая проблема, препятствующая адаптации, — это проблема имплементации норм права ВТО в российскую правовую систему. По оценкам отечественных специалистов в области права, России необходимо пересмотреть около 100 законодательных актов и 1000 ведомственных инструкций для того, чтобы она могла выполнить свои обязательства по приведению своего законодательства в соответствие с правом ВТО. Эксперты компании «Гарант» подготовили общую таблицу, отражающую внесенные изменения в российское законодательство для вступления России в ВТО [1]. При анализе табличных данных становится очевидным, что основные изменения произошли в сфере правового регулирования фармацевтического рынка; интеллектуальной собственности;таможенного

регулирования; в области регулирования торговли услугами; банковской сфере; в области государственной поддержки сельского хозяйства и др. Также большие изменения претерпевают технические регламенты касательно качества и безопасности продукции.

Некоторые теоретики выделяют понятие «право ВТО», под которым понимают систему принципов и норм ВТО, устанавливают правила торговли товарами и услугами. С.Н. Овчинников определяет термин «право ВТО» «как нормы внутренних регламентов, определяющих порядок и прочие вопросы функционирования органов ВТО, а также как нормы национальных органов ВТО для обеспечения целей организации в соответствии с ее правосубъектностью» [2, с. 12].

Необходимо сказать о том, что нормы ВТО идут вразрез со статьей 7 Конституции РФ. Статья 7 определяет Российскую Федерацию как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,

развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Таким образом, при определенных условиях вступление России в ВТО может стать препятствием на пути формирования социально ориентированной экономики. Под социально ориентированной экономикой в научной литературе принято понимать особый вид хозяйственной системы, адекватный потребностям формирования и развития творческого потенциала современного работника [3, с. 6] или «хозяйство, сознательно направленное на развитие человека, его созидательных творческих способностей и социального прогресса» [4, с. 34].

Обратимся к Соглашению ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами), основной принцип которого — это непрерывная либерализация, то есть доступ иностранных фирм на рынок с предшествующей приватизацией секторов. ГАТС провозглашает «открыть рынки» образования, здравоохранения, транспорта, водоснабжения, культуры, ЖКХ. Полагаем, что это может привести к коммерциализации общественных благ и разрушению модели социального государства. Кроме того, ГАТС лоббирует социальный демпинг, то есть позволяет нанимать на работу в России работников из стран с более низкой зарплатой и оплачивать их не в соответствии с уровнем зарплат и тарифными соглашениями в России, а значительно ниже.

С присоединением России к ВТО национальные правовые нормы претерпевают изменения. Отметим, что многие нормы российского права не соответствуют принципам ВТО. Национальные правовые нормы с учетом внесенных в них изменений не смогут являться инструментом защиты национального производителя.

Второй выделяемой нами проблемой является качество юридического образования, предлагаемого высшей школой, и конкурентоспособность отечественных юристов на международном рынке. В настоящее время российское образование постепенно включается в международное образовательное пространство. В преддверии вступления в ВТО Россия перешла на Болонский процесс образования в целях повышения конкурентоспособности российских вузов на международной арене. Подобный процесс был обусловлен необходимостью, так как ВТО включает образование в список услуг, торговля которыми осуществляется в случае заключения Генерального соглашения по торговле услугами. Нормы ВТО оговаривают также процедуру международного экспорта и импорта образовательных услуг. Образовательная услуга становится товаром. Студенты рассматриваются как заказчики и потребители образовательных услуг. Таким образом, процесс получения высшего образования предполагает формирование экономической модели взаимоотношений студентов с образовательным учреждениями.

Утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая

2010 года № 464 и от 14 декабря 2010 года № 1763 федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция» по программам бакалавриата и магистратуры третьего поколения определяют четкий круг компетенций для бакалавров и магистров. Они призваны создать систему знаний и компетенций юриста, а также обеспечить получение учащимися надлежащего уровня профессиональной подготовки. Стандарты изменяют традиционную направленность образовательного процесса. Наблюдается отход от принципа фундаментальности образования и подготовки в высшей школе специалиста широкого профиля. Однако острым вопросом является сам учебный план, а именно его дробление на базовую часть и вариативную. Полагаем, что это может привести к тому, что бакалавр получит «рецептурные знания», которые применительны к очень узкой сфере деятельности, и в этом случае окажется неспособным продуцировать новые знания и вести творческий поиск решения стоящих перед ним задач.

Проблемой для высшей школы станет также финансовый, кадровый и методические вопросы обеспечения всех программ базовой и вариативной части. Ведь на практике происходит так, что один или несколько студентов выбирают определенную дисциплину по выбору, а образовательное учреждение им отказывает в изучении данного курса.

Е.И. Кабанова поднимает вопрос о конкурентоспособности отечественных выпускников-юристов по отношению к своим иностранным коллегам. Она видит проблему в необходимости реформировать именно практику преподавания правовых дисциплин в рамках выхода на международную арену [5, с. 19—20]. С автором сложно не согласиться, так как изданный 29 мая 2009 года Указ Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» не принес ощутимого эффекта.

Полагаем, что для повышения качества юридического образования необходимо увеличение количества дисциплин, ориентированных на нормы международного права, активное привлечение зарубежных профессоров и практиков в учебный процесс. Также необходимо учитывать Стандарты и критерии для признания профессиональных квалификационных признаков юристов, принятых Международной ассоциацией юристов в июне 2001 года, и ввести единый квалификационный экзамен.

Следующей проблемой является проблема конкурентоспособности отечественных юристов. С присоединением к ВТО Российская Федерация приняла на себя обязательства по доступу на рынок иностранных фирм, оказывающих юридические услуги. Для этого необходимо, чтобы у принимающего государства наличествовали профессиональные стандарты, на основании которых происходят признание квалификации и допуск иностранных юристов к осуществлению юридической практики.

Логинова А.С. Проблемы адаптации России к условиям ВТО (экономико-правовой аспект)

Логинова А.С. Проблемы адаптации России к условиям ВТО (экономико-правовой аспект)

Вступление России в ВТО затрагивает экономическую и профессиональную деятельность российских и иностранных лиц как во внутрироссийском, так и международном торговом и гражданском обороте. Это связано с тем, что российские лица получили дополнительные возможности импортировать товары и услуги в государства — члены ВТО, оказывать услуги лицам из таких государств, а иностранные лица из государств — членов ВТО получили соответствующие возможности применительно к российскому рынку. Полагаем, что вступление России в ВТО может повлечь усиление конкуренции между российскими и иностранными лицами, что потребует особого внимания к нейтрализации юридических рисков при осуществлении экономической деятельности и обусловит необходимость все более частого обращения за юридическими услугами.

А.И. Муранов отмечает, что вопрос о последствиях вступления России в ВТО является актуальным для всех юристов, осуществляющих или намеренных осуществлять свою деятельность. По его мнению, в наибольшей степени самый серьезный профессиональный интерес к нему должны испытывать:

— российские адвокаты (особенно те, кто предоставляет услуги коммерческим организациям);

— иностранные адвокаты, желающие осуществлять профессиональную деятельность в России;

— российские коммерческие организации, оказывающие в России платные юридические услуги;

— иностранные юридические фирмы, оказывающие или намеренные оказывать платные юридические услуги лицам, находящимся в России;

— индивидуальные предприниматели, оказывающие в России юридические услуги за плату;

— российские и иностранные аудиторские и консалтинговые фирмы;

— юристы, работающие по найму в российских адвокатских образованиях, российских и иностранных юридических фирмах, российских и иностранных аудиторских и иных консалтинговых фирмах;

— российские нотариусы [6].

В этой связи не менее значим этот вопрос и для юристов, обеспечивающих деятельность государственных структур, компетенция которых тесно связана с международным торговым и гражданским оборотом.

А.И. Муранов объясняет данную проблему тем, что «вопрос о тех последствиях, которые вступление России в ВТО повлечет для российской сферы оказания платных юридических услуг, обладает уникальной особенностью потому, что речь идет не просто о праве и законе (появлении в российском праве новых норм), но и о праве и законе «в квадрате». Поскольку юристы неразрывно связаны со всей правовой системой, то и ВТО и ГАТС будут воздействовать на юридическую систему России и российское право в целом» [6]. С автором сложно не согласиться, но стоит и отметить, что юристы государств — членов ВТО, желающие практиковать

в России, могут столкнуться с проблемой отсутствия единого профессионального стандарта для юристов. В нормативных актах и кодексах профессиональной этики сформулированы требования к представителям юридической профессии, но они неодинаковы и закреплены в актах различной юридической силы.

Следующей выделяемой нами проблемой адаптации России к условиям ВТО является снижение роли Евразийского экономического пространства (Таможенного союза) в рамках действия ВТО. В мае 2011 года было принято решение о том, что правила ВТО будут иметь приоритет над правилами Таможенного союза. Согласно названному Договору страны — участницы Таможенного союза полноправно могут вступать в ВТО. Исходя из этого, делаем вывод, что роль Таможенного союза как международной экономической организации постепенно будет снижаться и в итоге растворится в ВТО как объективно более слабая организация.

Полагаем, что для Казахстана и Белоруссии вступление России в ВТО даст положительные результаты. Россия выступила в роли первопроходца, и поможет Казахстану и Белоруссии присоединиться к ВТО. Объяснить данное предположение можно тем, что при приведении в соответствие с принципами и требованиями ВТО правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства сведутся к нулю возможные претензии членов ВТО к законодательной базе Казахстана и Белоруссии. В случае вступления в ВТО Казахстана для России могут возникнуть новые негативные последствия. Например, таможенный контроль на границе Китая и Казахстана недостаточно эффективен. Товар ввозится в Казахстан и по территории России он распространяется фактически бесконтрольно, а это проблема для индустрии товарных знаков и их защиты и как следствие проблема низкого качества продукции. Второй возможной проблемой станет то, что у Казахстана отсутствует машиностроение и производство сельскохозяйственной техники в отличие от России. Поэтому логично предположить, что они снизят ставки таможенных пошлин, чтобы завозить западную технику, что крайне не выгодно России.

С присоединением России к ВТО возникла проблема способности адаптации российского бизнеса к условиям ВТО. По нашему мнению, она возникла из-за отсутствия постоянно действующих двусторонних каналов для диалога бизнеса и власти, с недостатком инициативы со стороны бизнеса и неимения разработанной единой стратегии адаптации России к условиям ВТО, так как существуют только программы развития различных отраслей до 2020 года.

Социологические опросы показали, что большинство российских компаний к проблемам адаптации к условиям ВТО не проявляют особого интереса. По данным опроса, проведенного издательским домом «Коммерсантъ», лишь 6% компаний разработали стратегию адаптации к ВТО. При этом 48%

опрошенных предположили, что, возможно, примут отдельные меры, а 34% заявили о том, что никакую стратегию разрабатывать не собираются [7]. Из данных опроса вытекает вывод, что мало кто из российских бизнесменов готовит адаптационную программу к условиям ВТО. Полагаем, что причина такого подхода кроется в нестабильной обстановке в России. Все стремительно меняется, и мало кто из российских предпринимателей озадачен разработкой перспективного плана на несколько лет вперед.

Эксперты агентства Grayling говорят о том, что к членству России в ВТО гораздо лучше подготовились иностранные компании-конкуренты. Например, Министерство торговли США подготовило отдельный блок на своем сайте, где проанализированы условия вступления России в ВТО для своего бизнеса и дан краткий аналитический обзор вновь открывающихся перспектив для бизнеса в плане улучшения доступа на российский рынок. Выделены 17 наиболее приоритетных отраслей. Подобный анализ проведен не только в отраслевом разрезе, но и в разрезе потенциальной применимости для каждого из 50 штатов [8].

Полагаем, что разработку стратегии по адаптации своего бизнеса каждой российской компании необходимо провести до 2015 года. Поскольку именно с 2015 года иностранные организации и компании начнут приходить на российский рынок. Говорить о разработке подобной стратегии целесообразно при наличии согласованных действий таможенных, налоговых органов и Министерства финансов с представителями бизнеса, поскольку посредством именно согласованных действий и продуманных мер со стороны государства и при условии активного участия представителей бизнеса можно разработать адаптивную стратегию, которая будет работать на практике. Например, разработать концепцию постоянного, продуктивного взаимодействия государства и предпринимателей и закрепить ее в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Весьма положительный эффект окажет взаимодействие российских компаний с иностранными компаниями, а также привлечение консультантов в сфере права и плотная связь с государственными органами при разработке адаптивной стратегии бизнеса к условиям ВТО. Полагаем, что это позволит более эффективно управлять рисками в предпринимательской деятельности. Это также позволит заложить прочный фундамент создания благоприятных условий для ведения бизнеса как с точки зрения соответствия будущим требованиям законодательства, так и в плане построения долгосрочных отношений с ключевыми представителями органов власти, отвечающих за торговые отношения и инвестиции.

Считаем, что для успешного процесса адаптации российского бизнеса в рамках ВТО необходимо развитие двух направлений взаимодействия бизнеса и государства:

1) сотрудничество государства и бизнеса в условиях присоединения к ВТО (например Программа «Дорожная карта бизнеса 2020», реализуемая в настоящее время);

2) усиление роли саморегулируемых организаций в сфере бизнеса, что позволит снизить уровень коррупции, выявить недобросовестных контрагентов, а также позволит сформировать профессиональные сообщества по наиболее важным вопросам.

Реализация подобного сотрудничества при условии активного взаимодействия могла бы стать опорой для плавного вхождения малого и среднего бизнеса в мировое торговое пространство.

Следующим наиболее опасным экономическим последствием вступления России в ВТО является сокращение производства во многих отраслях промышленности. Считаем, что ВТО окажет негативное влияние на легкую промышленность, сельское хозяйство, тяжелое машиностроение и трубопро-кат. Но В. Пронин, заместитель руководителя Аналитического центра «ВТО-Информ», считает, что «есть сектора, которые и не проиграют: это нефте-газ, промышленность, производящая продукцию первичного передела, химия. Исследования показали, что лишь 10% региональных предприятий положительно восприняли вступление в ВТО. 90% отрицательно, в силу высокой изношенности оборудования, отсутствия опыта и возможной своей непригодности. Основное опасение российских промышленников — не выдержать конкуренции» [9, с. 22].

Данная проблема существует в силу того, что Россия на протяжении длительного времени применяла политику жесткого протекционизма и эскалации, защищая тем самым отечественных производителей от иностранной конкуренции. В условиях членства в ВТО это привело к необратимой гибели многих секторов российской промышленности. Считаем, что при подготовке вступления в ВТО нужно было не защищать национального производителя посредством установления высоких ставок таможенных пошлин, а делать их конкурентоспособными на мировом рынке. Еще двадцать лет назад было необходимо произвести переоборудование техники, закупить необходимые новейшие технологии производства, произвести переобучение персонала и увеличить экономическую эффективность производительности труда.

Наиболее острой проблемой для России и до и после вступления в ВТО остается безработица. По подсчетам аналитиков членство в ВТО принесет России 30 млн безработных и 40 тысяч закрытых предприятий. Данные подсчеты весьма правдоподобны из-за разорения отечественных промышленников. Исследование Всемирного банка и общественных групп БАР^Ы показало, что либерализация торговли разоряет национальное производство и приводит к безработице. По данным Международной организации труда (МОТ) ООН, безработица в странах — участницах ВТО выросла с 1990 года по 2002 год в 6 из 9 регионов мира,

Логинова А.С. Проблемы адаптации России к условиям ВТО (экономико-правовой аспект)

Логинова А.С. Проблемы адаптации России к условиям ВТО (экономико-правовой аспект)

только в Южной Азии и ЕС она понизилась, а в США осталась на том же уровне [9].

Наиболее острой из перечисленных является проблема продовольственной безопасности. До присоединения к ВТО Россия имела право посредством своих технических регламентов и нормативных правовых актов обозначать, а порой и запрещать ввоз в страну генно- модифицированных продуктов. Продукты питания, содержащие ГМО, оснащались соответствующими маркировками, информирующими, что продукт является генно- модифицированным. ВТО, созданная по инициативе США и в защиту транснациональных корпораций США, квалифицирует продукты ГМО как «эквивалентные» обычным продуктам и борется за их распространение, налагая штрафы на страны, запрещающие их ввоз, и вводя запрет на маркировку ГМО-продукции. Это связано с тем, что под нажимом транснациональных корпораций и без необходимых всесторонних биохимических и токсикологических исследований самих США ГМО были признаны эквивалентными обычным продуктам. Согласно пункту 2.2 статьи 2 Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле: «члены обеспечивают, чтобы технические регламенты не разрабатывались, не принимались или не применялись таким образом, чтобы создавать или приводить к созданию излишних препятствий в международной торговле. С этой целью технические регламенты не оказывают на торговлю более ограничивающее воздействие, чем это необходимо для достижения законных целей, с учетом рисков, которые возникали бы, когда такие цели не достигаются» [10, с. 122]. Иными словами, в рамках членства в ВТО Россия не имеет права на запрет ввоза генно-модифицированных продуктов. Маркировка ГМО рассматривается как дискриминация ГМО-фирм. В последние годы в России были также закрыты научные институты, исследовавшие опасность ГМО. Кроме того, следует отметить, что применение системы сертификации со стороны России рассматривается так же как дискриминационная мера иностранных импортеров.

Правовые нормы ВТО ослабляют нормы национального законодательства в области экологической безопасности, не признавая международные договоры по защите окружающей среды. Нарушение международных соглашений по защите природы не карается санкциями, и поэтому международные соглашения по защите окружающей среды не имеют фактической силы. Права же транснациональных корпораций на «свободную торговлю» и эксплуатацию природы защищены через Суд ВТО.

Последнее, выделяемое нами и весьма немаловажное последствие присоединения к ВТО, влияющее на процессы адаптации к условиям ВТО, — это снижение поступлений в бюджет за счет снижения таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары.

В сентябре 2012 года таможенно-тарифная политика претерпела изменения, что связано с присоединением России к ВТО и имплементаци-

ей взятых тарифных обязательств. В рамках Евразийской экономической комиссии утвержден и вступил в действие новый уровень ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа и новая редакция Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. После сентября 2012 года и до сентября 2013 года величина средневзвешенной ввозной пошлины составляла 7,36%. Скорректированные с учетом обязательств по ВТО недополученные доходы от ввозных таможенных пошлин в 2012 году по сравнению с планировавшимися поступлениями в течение всего 2012 года по ставке 9,5% составили 48,3 млрд рублей. Впоследствии выпадающие доходы бюджета от снижения ввозных пошлин до уровня ВТО от планировавшихся составили в 2013 году 187,7 млрд рублей, в 2014 году предположительно составят минус 256,8 млрд рублей.

В сентябре 2013 года произошел следующий этап корректировки ставок ввозных таможенных пошлин в рамках имплементации обязательств перед ВТО. Для значительного числа тарифных линий 2014—2015 года будут являться годами окончания периода имплементации.

По сравнению с начальным уровнем связывания к 2015 году будут снижены ставки пошлины до 6,5% — 3% на шерсть, рыбу, спирт, полиамиды, с 20% до 15% — на шины, покрышки, шинные протекторы, с 20% до 10% — на предметы одежды из натурального меха, электронные игры, с 20% до 7—12% — на часы наручные, с 10% до 0% — на некоторые приборы.

К 2015 году будут существенно снижены (примерно в три раза) экспортные пошлины на отходы и лом из нелегированного никеля и никелевых сплавов, на отходы и лом циркония, на семена рапса.

Анализируя данные, публикуемые ежегодно Федеральной таможенной службой на официальном сайте, мы составили небольшую таблицу.

Таблица

Перечисления в бюджет 2010—2013 годах [11]

2010 г 2011 г. 2012 г. 2013 г.

4330,1 млн руб. 5826,5 млн руб. 6581,10 млн руб. 6460 млн руб.

Таким образом, мы можем сказать, что доходы, перечисляемые в бюджет таможенными органами в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, после образования Таможенного союза возросли на 1496,4 млн руб.; в 2011 году — на 754,6 млн руб.; в 2013 году, после вступления в ВТО в 2012 году, сумма таможенных платежей, перечисленная в бюджет страны, снизилась на 131,10 тыс. рублей. Мы полагаем, что это связано со снижением ставок экспортных и импортных таможенных пошлин.

Итак, России после присоединения к ВТО предстоит разрешить ряд серьезных проблем. Следует помнить, что присоединение России к ВТО должно

соответствовать задачам экономического развития нашей страны и более успешной интеграции в мировую экономику и торговлю и соответствовать социально-экономическому состоянию государства и общества.

Примечания

1. URL: http:base.garant.ru/58045577/

2. Овчинников С.Н. Соотношение права ВТО и международного таможенного права // Право ВТО. 2012. № 2.

3. Демичева Т.Н. Формирование социально ориентированной экономики: теоретические аспекты: дис. ... канд. экон. наук. Н. Новгород, 2003.

4. Демичева Т.Н. Формирование социально ориентированной экономики: теория и практика: монография.

Н. Новгород, 2005.

5. Кабанова И.Е. Болонский процесс и вступление в ВТО: перспективы и проблемы высшего юридического образования в Российской Федерации и Республике Беларусь // Юридическое образование и наука. 2012. № 4.

6. Муранов А.И. Актуальность и уникальность вопроса о последствиях вступления России в ВТО // СПС «Кон-сультантПлюс». 2008.

7. Портанский А.П. Россия должна стать активным игроком в ВТО // Промышленник России. 2012. № 12.

8. ВТО бизнесу не указ. URL: http://wtotorg.com

9. Восприятие последствий присоединения России к ВТО бизнесом и экспертным сообществом. Подготовлено и опубликовано Grayling. М., 2013.

10. URL: http://wto-inform.ru

11. URL: http://www.customs.ru

Notes

1. URL: http:base.garant.ru/58045577/

2. Ovchinnikov S.N. Ratio of WTO law and international customs law // WTO rules. 2012. № 2.

3. Demicheva T.N. Developing a socially oriented economy: theoretical aspects: dissertation... candidate of economical sciences. Nizhny Novgorod, 2003.

4. Demicheva T.N. Developing a socially oriented economy: theory and practice: a monograph. Nizhny Novgorod, 2005.

5. Kabanova I.E. Bologna process and the accession to the WTO: Opportunities and Challenges of higher legal education in the Russian Federation and the Republic of Belarus // Legal education and Science. 2012. № 4.

6. MuranovA.I. Relevance and uniqueness on the consequences of Russia’s accession to the WTO // ATP «ConsultantPlus». 2008.

7. PortanskyA.P. Russia must become an active player in the WTO // Russian industrialist. 2012. № 12.

8. WTO business does not decree. URL: http://wtotorg. com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Perception of the consequences of Russia’s accession to the WTO and business experts. Prepared and published Grayling. Moscow, 2013.

10. URL: http://wto-inform.ru

11. URL: http://www.customs.ru

Логинова А.С. Проблемы адаптации России к условиям ВТО (экономико-правовой аспект)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.