Финансовое право Financial law
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 3
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
УДК 339.54:061.1(100) Логинова А. С., Травина Л. А.
URL: http://hdl.handle.net/11435/2154 С. 255-265.
А. С. ЛОГИНОВА,
кандидат юридических наук, доцент,
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,
г. нижний новгород, россия,
Л. А. ТРАВИНА, магистрант
национальный исследовательский университет «высшая школа экономики»,
г. Москва, Россия
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВСТУПЛЕНИЯ КИТАЯ
И РОССИИ В ВТО
Цель: изучить положительный и отрицательный опыт вступления Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) на условиях, схожих с российскими, для наиболее оптимального понимания достоинств и недостатков такого присоединения и построения соответствующей политики.
Методы: цель работы достигнута посредством применения как общих, так и частных научных методов. В частности, с помощью анализа и синтеза был исследован социальный и экономический контекст государства в рамках вступления в ВТО, последствия такого присоединения, а также выявлены основные направления по совершенствованию этого пути для России. Были использованы статистические техники в процессе сбора информации об основных экономических показателях. Основополагающим методом стал сравнительно-правовой, который сделал возможным проведение параллелей в рамках вступления в ВТО разных государств.
Результаты: на основе мер, предпринятых Китаем как до, так и после вступления в ВТО, а также оценки последствий их применения, сделан вывод об удачности его опыта. Весьма результативными оказались действия, предшествующие вступлению. В частности, они применимы к отраслям сельского хозяйства, автомобильной промышленности, инвестиционной политики и пр. Реализация мер неадресного субсидирования, поддержания социально-экономической стабильности в стране, экспортной ориентации экономики наряду с учетом функционирования особых экономических зон, в условиях которых возможно создание совместных предприятий, представляется авторам статьи конструктивными мерами адаптации России к условиям ВТО.
Научная новизна: в статье впервые выдвигается тезис о схожести условий вступления в ВТО для России и Китая. Также проведен анализ комплекса мер, предшествующих и последующих вступлению. Обоснована необходимость отражения позитивного и негативного опыта Китая в политике России.
Практическая значимость: основные положения и выводы могут быть использованы в рамках исследовательской деятельности при рассмотрении вопросов экономического развития России. К тому же данная работа может лечь в основу разработки рекомендаций по совершенствованию действий России в рамках работы по направлениям ВТО.
Ключевые слова: Всемирная торговая организация; внешнеэкономическая деятельность; экспортно-импортные операции; таможенная пошлина; таможенный тариф; Китай; Россия.
Введение
В настоящее время анализу социально-экономических последствий членства России во Всемирной торговой организации (далее - ВТО) посвящено много
исследований. Так, А. П. Портанский отмечает, что, присоединившись к ВТО, мы получили мощный экономический инструмент для обеспечения наших торговоэкономических отношений, но отсутствует понимание
255
Финансовое право Financial law
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 3
его правильного использования [1, с. 5-7]. В своих работах он пишет, что отсутствуют исследования о схожести процессов и условий вступления в ВТО Китая и России. Думается, что для понимания и выработки оптимальных решений проблем, с которыми сталкивается Россия в качестве страны-участницы ВТО, целесообразно проанализировать опыт Китая, так как условия вступления, препятствия на пути к присоединению, а также геополитическая ситуация в стране по многим параметрам схожи с российскими.
Результаты исследования
Опыт Китая. В условиях социализма в Китае, как и в России, базу внешнеторговой деятельности составляли государственные предприятия, т. е. внешняя торговля в стране осуществлялась под жестким контролем государства. Очевидно, что такая система содержала в себе многочисленные изъяны. Интеграция Китая в международную торговую систему была предопределена развитием народного хозяйства, а глобализационные экономические тенденции обусловили необходимость интегрирования Китая в систему международных экономических отношений.
Переговоры по вступлению Китая в ВТО начались в 1986 г. и продолжались 15 лет. 11 декабря 2001 г. Китай стал полноправным членом Всемирной торговой организации, вступление в которую послужило для Поднебесной стимулом для дальнейшего проведения рыночных реформ, тем более что Китай получил право голоса на международной арене в экономических вопросах. Членство в ВТО позволило китайским производителям получить доступ к зарубежным рынкам на более выгодных условиях.
Отметим, что для Китая вступление в ВТО было сложным процессом. Переговоры с США и Евросоюзом носили особо напряженный характер, и Китаю пришлось принять большой набор обязательств. Тем не менее ему удалось добиться вступления в ВТО в качестве развивающейся страны, получив при этом более благоприятный режим присоединения. Китай параллельно с проведением переговоров осуществлял структурные изменения в стране и масштабную информационно-образовательную программу [2]. Китайское правительство особое внимание уделяло поддержке малого и среднего бизнеса. Таким образом, проведя внутренние реформы до вступления в ВТО и получив преференциальный режим при присоединении, Китаю удалось благополучно интегрироваться в международную экономику.
Китай принял на себя обязательства, охватывавшие практически все аспекты торговли (сельское
хозяйство, лицензирование импорта, защита прав интеллектуальной собственности, технические барьеры и инвестиционные меры). Китай был обязан постепенно отменить квоты и лицензии на сотни видов продукции, отменить монополию государства на импорт сельскохозяйственных и промышленных товаров, перестать субсидировать экспорт сельскохозяйственной продукции и промышленных товаров.
После вступления страны в ВТО было снижено около 7 000 тарифов и других торговых барьеров. Тарифы на промышленную продукцию должны были снижаться с 25 до 7 %, на сельскохозяйственную продукцию - с 31 до 14 % [3, с. 48]. Также Китай был обязан открыть направления в области страхования, банковских услуг, профессиональных услуг и телекоммуникаций.
В рамках обязательств по присоединению страны к Всемирной торговой организации было необходимо провести реформы в области законодательства и осуществления правосудия. Необходимость реформ была обусловлена повышением уровня прозрачности и единообразного применения норм китайского права, а также процесса осуществления судебного надзора.
Наибольшие опасения при вступлении Китая в ВТО (следует заметить, что так же, как и России) вызывали сельское хозяйство, автомобилестроение и банковский сектор. В стране обострилась ситуация в сельском хозяйстве, но благодаря специальным государственным программам стимулирования данная проблема была преодолена. Государственные меры были направлены на переориентацию рабочих с сельского хозяйства на легкую промышленность, тем самым блокировав предстоящую безработицу в данной отрасли вследствие сокращения организаций, занимающихся сельским хозяйством. Иные сектора сельского хозяйства китайское правительство защитило неадресным субсидированием. Для поддержки этой отрасли Китай использовал меры «зеленой корзины». С согласия ВТО были введены импортные квоты на кукурузу, хлопок, рис, пшеницу [4].
Особые проблемы в автомобилестроении связаны с тем, что Китай получает наименьшие преимущества в этой отрасли. Поэтому китайские компании стали создавать общие предприятия с иностранными инвесторами, которые имели право максимум на 50 % доли. Например, Volkswagen создал совместные предприятия с Shanghai Automotive Industry (SAIC) и First Automotive Works (FAW). SAIC также создал совместное предприятие с GM, а FAW - с Toyota. Honda и PSA Peugeot Citroen создали совместные производства с Dongfeng Motor ^ф. Тем не менее
256
Финансовое право Financial law
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 3
иностранные инвесторы не были заинтересованы в развитии китайских технологий и переориентировали свои компании на сборку автомобилей из готовых комплектующих, эффективно защищая таким образом собственные технологии от распространения в Китае.
Проблема либерализации банковского сектора была смягчена эволюционным привлечением иностранных банков. Изначально появились банки из Тайваня, Южной Кореи и Гонконга, а уже потом на рынок стали приходить крупные международные банки. Китай установил ограничение в размере 25 % на долю иностранного капитала в банках. Благодаря этому иностранные банки открывали свои дочерние подразделения и в дальнейшем проводили слияния с китайскими банками [5, с. 8].
Особо острой проблемой отношений Китая со своими торговыми партнерами является недостаточная защита интеллектуальной собственности. Следует отметить, что проблема защиты объектов интеллектуальной собственности в Китае сильно влияет на экономику других стран на макроуровне. Объемы производства контрафактной продукции и масштабы пиратства в Китае постоянно увеличиваются. Из-за недостаточной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности первоначально страдает налоговая система и рынок труда многих развитых стран, а за ними и публичные организации.
Международная торговая палата по итогам 2013 г. выявила, что около 7 % всей продукции в мире является контрафактной, что в стоимостном выражении составляет примерно 350 млрд долларов [6, с. 132].
Вследствие произведенных преобразований китайская экономика стала соответствовать международным стандартам, что привлекло иностранных инвесторов. Китайский внутренний рынок увеличил приток прямых иностранных инвестиций, а это, в свою очередь, поспособствовало созданию рабочих мест и повышению уровня доходов населения [7, с. 321]. Благодаря притоку иностранных компаний расширились международные связи Китая. Однако не стоит забывать об обратном эффекте прямых иностранных инвестиций, которые нередко предполагают использование исключительно дешевой рабочей силы и направлены в отрасли с низкой добавленной стоимостью.
На основе данных портала внешнеэкономической информации составим сводную таблицу динамики экспортно-импортных операций Китая с 2001 по 2013 гг.
Анализируя показатели табл. 1, следует отметить, что после вступления Китая в ВТО произошло увеличение экспорта/импорта в мировой торговле. Произведенный анализ статистики внешней торговли Китая
за период с 2001 по 2013 гг. показал рост внешней торговли в целом. До вступления Китая в ВТО (2000 г.) его доля в мировом экспорте составляла 3,9 %, а в импорте 3,3 %. За рассматриваемый период в 13 лет данные показатели существенно изменились, и составляли на 2013 г.: экспорт - 10,7 % от мирового показателя, а импорт - 9,8 %. Как следствие, внешнеторговый оборот Китая за период 2001-2013 гг. вырос с 509,8 до 4 588,68 млрд долларов. На 2013 г. доля физических объемов в международной торговле выросла в Китае на 10 %. Проведя анализ роста внешнеторгового оборота Китая с 2001 по 2013 гг., можно утверждать, что вступление Китая в ВТО простимулировало дальнейшее открытие и либерализацию китайской экономики.
Таблица 1
Динамика экспортно-импортных операций Китая в 2001-2013 гг.*
Table 1. Dynamics of export-import operation of China in 2001-2013*
Год/ Year Экспорт, млрд долл./ Export, bln dollars Импорт, млрд долл./ Import, bln dollars Всего, млрд долл./ Total, bln dollars
2001 266,20 243,60 509,80
2002 325,20 295,20 620,40
2003 438,60 412,80 851.40
2004 593,40 561,40 1 154,80
2005 762,0 660,40 1 422,40
2006 969,10 791,60 1 760,70
2007 1 218,0 955,80 2 173,80
2008 1 430,70 1 132,60 2 563,30
2009 1 201,70 1 005,60 2 207,30
2010 1 577,90 1 394,80 2 972,70
2011 1 898,60 1 743,40 3 642,00
2012 2 048,93 1 817,83 3 866,76
2013 2 485,56 2 103,12 4 588,68
* Источник: Обзор внешнеэкономической деятельности Китая1.
* Source: Review of foreign trade activity of China2.
На основе анализа зарубежных исследований практики вступления Китая в ВТО можно выделить как положительные, так и отрицательные эффекты членства Китая в ВТО на протяжении 1-3 лет (табл. 2).
1 Обзор внешнеэкономической деятельности Китая 20012013 гг. // Министерство экономического развития РФ: портал внешнеэкономической информации. URL: http://www.ved.gov.ru/ exportcountries/cn/about_cn/ved_cn/ (дата обращения: 22.10.2014)
2 Review of the Chinese foreign trade in 2001-2013 // Ministry of Economic Development in RF: portal of foreign economy information. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/ about_cn/ved_cn/ (accessed: 22.10.2014)/
257
Финансовое право Financial law
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 3
Таблица 2
Положительные и отрицательные эффекты членства Китая в ВТО*
Table 2. Positive and negative effects of China’s membership in the WTO*
Положительные эффекты / Positive effects Отрицательные эффекты / Negative effects
Высокие темпы роста экономики (ВВП Китая выросло с 10 трлн юаней в 2001 г. до 47,29 трлн юаней в 2011г.) / High growth rate of economy (Chinese GDP grew from 10 trillion yuans in 2001 to 47.29 trillion yuans in 2011) Высокая зависимость внешней торговли от мировой экономики и политической конъюнктуры / High dependence of foreign trade on the world economy and political conjuncture
Стремительный рост внешней торговли страны (объем экспорта и импорта увеличился с 509,80 до 4 588,68 млрд долл.) / Rapid growth of foreign trade of the country (volume of export and import grew from 509.80 to 4 588.68 bln dollars) Экономический рост поддерживаемый экспортом происходит за счет использования дешевой рабочей силы и истощения природных ресурсов / Economic growth supported by export takes place due to the use of cheap labor and deterioration of natural resources
Выход в лидеры по производству и реализации отдельных видов товаров (например, автомобилей, бытовой техники) / Leadreship in production and marketing of certain goods (e.g., automobiles, household utensiles) Ухудшение экологической обстановки / Deterioration of ecological conditions
Расширение емкости внутреннего рынка потребительских товаров (объем розничной торговли вырос с 3,76 до 17, 1 трлн юаней) / Expanding of the internal market of consumer goods (volume of the retail trade grew from 3.76 to 17.1 trillion yuans) Возникновение споров в отношениях с внешним миром из-за сокращения рабочих мест в странах-импортерах в силу притока дешевых китайских товаров и сокращение отечественных производств / Disputes with other countries relating to the reduction of jobs in the importing countries due to the inflow of cheap Chinese goods and reduction of domestic production
Колоссальный рост промышленного производства (совокупная добавленная стоимость промышленности Китая выросла с 4,26 до 18,85 трлн юаней) / Colossal growth of industrial production (total added value of the Chinese industry grew from 4.26 to 18.85 trillion yuans) Необходимость взять на себя обязательства, связанные с отказом от протекционистских мер в отношении неконкурентоспособной китайской продукции, что сдерживает развитие производства в ряде отраслей экономики / Necessity to take up the liabilities related to the refusal from protectionist measures against uncompetitive Chinese production, which hinders the development of industry in various sectors
Активизация иностранного инвестирования Китая (за 13 лет темпы роста инвестиций увеличились на 40 %) / Activization of foreign investment in China (in 13 years, the investment growth rate was 40%)
Снижение ставок таможенных пошлин (с 15,3 до 9,8 %) без ущерба для национального производителя / Reduction of customs tariffs (from 15.3 to 9.8%) without hurting the domestic producers
* Источник: составлено авторами на основе исследования Чжан В., Люй К. и Razeen S. [8, 9].
* Source: TOmpiled by the authors basing on the research by Chzhan, V., Lyui, K. and Razeen S. [8, 9].
Исследовав опыт членства Китая в ВТО, можем сказать, что в настоящее время происходит активный процесс роста роли Китая в меняющемся мировом сообществе. Страна становится серьезным центром влияния на мировую экономику.
Отметим, что с 2010 г. Китай является первым торговым партнером России. Внешнеторговый оборот России и Китая на 2013 г. составил 89 212,69 млн долларов3 Россия в рейтинге основных торговых партнеров Китая сохранила за собой в 2013 г. 9 место (табл. 3).
3 Федеральная таможенная служба (2014) Таможенная служба РФ в 2013 г: справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. URL: http://www.customs.ru/images/stories/Yury/sbornik%202013.doc (дата обращения: 12.12.2014).
258
Финансовое право Financial law
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 3
Таблица 3
Товарооборот Китая с основными внешнеторговыми партнерами в 2013 г.* Table 3. Goods turnover of China and its main foreign trade partners in 2013*
Страна/Country Стоимость, млн долл./ Value, mln dollars Прирост, %/Growth, %
Товарооборот/ Commodity turnover Экспорт/ Export Импорт / Import Товарооборот / Commodity turnover Экспорт/ Export Импорт / Import
Всего/ Total 3 866 760,33 2 048 934,76 1 817 825,57 6,2 7,9 4,3
1. США/ USA 484 682,52 351 796,17 132 886,35 8,5 8,4 8,8
2. Япония/Japan 329 451,38 151 642,64 177 808,74 -3,9 2,3 -8,6
3. Гонконг/Hong Kong 341 487,08 323 526,89 17 960,19 20,5 20,7 15,9
4. Корея/Korea 256 329,18 87 681,37 168 647,81 4,4 5,7 3,7
5. Тайвань /Taiwan 168 962,98 36 779,08 132 183,90 5,6 4,8 5,8
6. Германия/Germany 161 129,72 69 217,53 91 912,19 -4,7 -9,4 -0,9
7. Австралия/Australia 122 300,65 37 740,11 84 560,54 4,9 11,3 2,3
8. Малайзия/Malasiya 94 813,05 36 518,02 58 295,03 5,3 31,0 -6,2
9. Россия/Russia 89 212,69 45 155,16 44 057,53 11,2 13,2 9,2
10. Бразилия/Brazil 85 715,69 33 414,89 52 300,80 1,8 5,0 -0,2
*Источник: Справка о торгово-экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Китаем4. * Source: Report on trade-economic cooperation between Russia and China5.
На долю России приходится 2,3 % китайского внешнеторгового оборота. По данным официальной статистики федеральной таможенной службы России, доля китайского экспорта в общем товарообороте России составляет 35,6 %, а импорта 53,2 %6.
Присоединение к ВТО Китая и России было сложным и долгим процессом. Поскольку Китай является
нашим основным торговым партнером, а также в силу схожести процесса и условий вступления в ВТО, важно оценить применимость опыта Китая для нашей страны.
Для начала обозначим отличия обеих стран по степени готовности к членству в ВТО (табл. 4).
Таблица 4
Отличия уровня готовности Китая и России к вступлению в ВТО*
Table 4. Differences of the levels of preparedness of China and Russia to joining the WTO*
Китай / China Россия / Russia
Вступал в ВТО как развивающаяся страна и получил пакет преференций / China joined the WTO as a developing country and obtained a package of preferences Вступила как развитая страна, не получив тех преференций, которые были предоставлены Китаю / Russia joined as a developed country withut the preferences frendered to China
Переговоры по вступлению проходили параллельно интенсивному проведению реформ и модернизации экономики в соответствии с условиями мировой торговли / Negotiations on joining took place parallel to intensive reforms and modernization of economy in accordance with the requirements of the world trade Реформирование и модернизацию своей экономики начала осуществлять после присоединения к ВТО / Russia began reforming and modernization of its economy after joining the WTO
4 Справка о торгово-экономическом сотрудничестве между Российской федерацией и Китаем // Альфа-софт: ведущий информационный оператор, обеспечивающий передачу данных в системе электронного таможенного декларирования. URL: http:// www.alta.ru/images/news/30868/ros_chin_apr.pdf (дата обращения: 10.12.2014)
5 Report on trade-economic cooperation between Russia and China // Alfa-soft: leading informational operator proviing data transfer in the system of digital customs declaring. URL: http://www.alta.ru/images/news/30868/ros_chin_apr.pdf (accessed: 10.12.2014).
6 федеральная таможенная служба (2014). Таможенная служба Рф в 2013 г: справочные материалы к заседанию коллегии фТС России. URL: http://www.customs.ru/images/stories/Yury/sbornik%202013.doc (дата обращения: 12.12.2014).
259
Финансовое право Financial law
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 3
Продолжение табл. 4
Осуществлял активные мероприятия по адаптации малого и среднего бизнеса. Изначально делал ставку на малый и средний бизнес / China took active measures to adapt the small and medium business, originally placing stake on it На уровне малого и среднего бизнеса заметных усилий по адаптации к условиям ВТО не осуществляется. Малый и средний бизнес не рассматриваются как серьезная составляющая российской экономики / Russia does not make special effort to adapt the small and medium business to the WTO conditions. The small and medium business is not considered to be a serious constituent of the Russian economy
Проводил масштабную информационно-образовательную программу для государственных служащих, предпринимателей и студентов вузов / China carried out a large-scale informational-educational program for state officials, entrepreneurs and university students Подобной программы не проводилось / In Russia there has been no such program
Мощная финансовая система / Strong financial system В настоящее время начинается разработка мер по укреплению национальной финансовой системы / In Russia it is only recently that the measures are elaborated to strengthen the national financial system
Наличие огромных трудовых ресурсов, дешевой рабочей силы / Large labor resources, cheap labor force Отсутствует необходимое количество трудовых ресурсов и низкий трудовой потенциал / In Russia there is not enough labor resources and low labor potential
* Источник: составлено авторами.
* Source: compiled by the authors.
Из табл. 4 видно, что степень готовности и продуманности в мелочах по присоединению к ВТО больше у Китая. Россия вступала в ВТО на протяжении 18 лет (Китай 15 лет), но тем не менее готовность экономики России к выходу на международный рынок оставляет желать лучшего.
На основе Приложения 1 к Протоколу «О присоединении Российской федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» от 16.12.2011 (перечень тарифных уступок) можно составить обобщающую таблицу по условиям и уступкам вступления в ВТО Китая и России (табл. 5).
Условия и уступки для вступления Китая и России в ВТО*
Таблица 5
Table 5. Conditions and concessions for China and Russia joining the WTO)*
Китай / China Россия / Russia
Снижение тарифов: / Tariffs reduction: - на промышленную продукцию с 27 до 7 %; / - for industrial production from 27 to 7 %; - на сельскохозяйственную продукцию с 31 до 14 % / - for agricultural production from 31 to 14 % Снижение тарифов: / Tariffs reduction: - на промышленные товары с 11,23 до 7,57 % / - for industrial production from 11,23 to 7,57 %; - на сельскохозяйственную продукцию с 18,18 до 14,6 % / - for agricultural production from 18,18 to 14,6 %. По всей номенклатуре товаров в среднем с 11,233 до 7,57 % / For all categories of goods on average from 11,233 to 7,57 %
Открытие банковского, страхового секторов, телекоммуникационных и профессиональных услуг / Opening of the banking and insurance sectors, telecommunication and professional services Ограничение субсидирования сельскохозяйственного сектора / Limiting subsidizing of the agricultural sector
Проведение реформы по вопросам прозрачности, уведомления о готовящихся законодательных мерах и их разъяснение. Единообразное применение законов и судебного надзора / Reforming for transparency, informing about the coming laws and their interpretation. Uniformed law application and court observation Постепенная отмена квотирования на определенные группы товаров (например, свинину и мясо птицы) / Gradual elimination of quoting for certain types of goods (e.g., pork and poultry)
260
Финансовое право Financial law
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 3
Продолжение табл. 5
Китай / China Россия / Russia
Аспекты по защите интеллектуальной собственности / Aspects of intellectual property protection «Связывание» и сокращение ставок экспортных таможенных пошлин (около 700 тарифных линий) / “Bounding” and reduction of export customs rates (about 700 tariff lines)
Право прямого экспорта и импорта в Китай и из него в течение 3-х лет / Right of direct export and import to China and out of it during 3 years Доступ на рынок иностранных услуг и поставщиков услуг на уровне национального режима (около 155 секторов услуг) / Access to te market of foreign services and service providers on the level of national regime (about 155 sectors of services)
Право на экспорт в Китай без создания инвестиционного присутствия в этой стране / Right to export to China without investment in the country Приведение законодательной базы в соответствие с нормами и условиями ВТО (изменения в части регулирования фармацевтического рынка; интеллектуальной собственности; таможенного регулирования; банковской сфере; государственной поддержке сельского хозяйства и др. Примерно около 700 законодательных актов будут пересмотрены и дополнены)7 / Bringing the legal base in compliance with thenorms and conditions of the WTO (changes in the sphere of pharmaceutics; intellectual property; customs regulation; banking sphere; state support of agriculture, etc. About 700 legislative acts will be redesigned and amended)8
Постепенная отмена мер нетарифного регулирования / Gradual elimination of measures of non-tariff regulation Особенности по регулированию деятельности особых экономических зон / Features for regulation of the special economic zones activity
Отмена субсидий на экспорт сельскохозяйственной продукции и устранение замены импорта и субсидирование экспорта промышленных товаров / Elimination of subsidies for agricultural production export and elimination of import substitution and subsidizing export of industrial goods Соглашение по государственным закупкам / Agreement on state purchases
Отмена монополии государства на импорт сельскохозяйственных и промышленных товаров / Elimination of the state monopoly on import of agricultural and industrial goods Санитарные, фитосанитарные меры и технические барьеры в торговле / Sanitary, phytosanitary measures and technical barriers in trade
Торговые аспекты защиты прав интеллектуальной собственности / Trade aspects of intellectual property protection
* Источник: Перечень тарифных уступок9.
* Source: List of tariff concessions10.
7 Вступление России в ВТО: изменение российского законодательства // СПС «Гарант» (дата обращения: 20.12.2014).
8 Russia joining the WTO: changing the Russian legislation // Access from the reference-legal system “Garant” (accessed: 20.12.2014).
9 Перечень тарифных уступок: Приложение 1 к Протоколу «О присоединении Российской федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» от 16.12.2011 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 37. Ст. 4986 (Протокол), Собрание законодательства РФ. 2012. № 37 (ч. 1) (прил. к Протоколу - начало), Собрание законодательства РФ. 2012. № 37 (ч. 2) (прил. к Протоколу - продолжение).
10 List of tariff concessions: Appendix 1 to Protocol of 16.12.2011 “On the Russian Federation joining the Marakesh Agreement on establishing the World Trade Organization of April 15, 1994” // Collection of Laws of the RF. 2012. No. 37. Art. 4986 (Protocol), Collection of Laws of the RF. 2012. No. 37 (part 1) (App. to Protocol - beginning), Collection of Laws of the RF. 2012. N 37 (part 2) (App. to Protocol - continuation).
261
Финансовое право Financial law
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 3
Несмотря на существующие отличия по степени готовности вступления в ВТО и состоянию экономик, условия вступления в ВТО России и Китая сходны. В обеих странах в XX в. основу внешней торговли составляли государственные предприятия. И в Китае, и в России как существовали, так и существуют в настоящее время проблемы с охраной интеллектуальной собственности, прозрачностью политики государства, законодательства, техническими стандартами и регламентами, а также с системой государственных закупок11.
До вступления в ВТО экономики обоих государств характеризовались высокой степенью зависимости от внешней торговли. Только в Китае внешнеэкономический обмен ограничивался областью экспорта, реэкспорта и заимствования технологий, т. е. китайская внутренняя экономика была изолирована от внешнего мира [10, с. 434-435].
В Китае, как и в России, наибольшую обеспокоенность вызывали сельское хозяйство, отрасль автомобилестроения, банковский и страховой секторы. Банковский сектор Россия во время переговоров смогла защитить, поэтому особых изменений в нем не произойдет. Россия отстояла запрет на деятельность филиалов иностранных банков. Допуск в Россию «прямых» филиалов страховых компаний возможен только через длительный переходный период и при условии соблюдения требований в области лицензирования и финансовой устойчивости и сохранение 50 % квоты (Китай - 25 %) на участие в совокупном капитале российских банков и страховых компаний. Однако важно понимать перспективы развития рынка банковских услуг в условиях членства России в ВТО. Вступление в ВТО побуждает государство менять национальное законодательство под потребности международного финансового рынка. Недавно гражданское законодательство РФ претерпело значительные изменения, которые, среди прочего, коснулись банковских услуг, связанных с осуществлением расчетов, открытием и ведением банковских счетов, банковских вкладов, ряд новаций коснется кредитования. В связи с этим Е. Б. Лаутс верно отмечает, что национальный финансовый рынок пока не готов конкурировать на должном уровне [11, с. 60-61]. Вопрос повышения конкурентоспособности россий-
11 Rao S. (2012) Analysis: Russia and China in WTO - a world apart // Reuters. 22.08.2012. URL: http://www.reuters.com/ article/2012/08/22/us-trade-russia-idUSBRE87L03Q20120822 (дата обращения: 29.11.2014).
ского банковского сектора заключается не только в сфере совершенствования правового регулирования, а в необходимости расширения перечня услуг, применения новейших технологий, а также наращивания капитализации и в ряде случаев ее укрупнения.
Уроки для России. Опыт вступления Китая в ВТО и те меры, которые предприняло государство для своей адаптации в рамках членства в ВТО, позволяют выделить те моменты, которые, возможно, полезно позаимствовать России для успешного выхода на мировой рынок в качестве страны-участницы ВТО:
- проблемы адаптации российского сельскохозяйственного сектора следует решать аналогично опыту Китая путем использования неадресного субсидирования, «меры зеленой корзины» и переориентации людей из убыточных секторов11;
- автомобильная промышленность Китая мало конкурентоспособна на внешнем и внутреннем рынках так же, как и российская, в силу низкого качества выпускаемой продукции. Но Китай не пытался всеми силами поднять свое автомобилестроение, вкладывая впустую денежные средства, а сделал ставку на заимствование технологий и партнерство крупных госкомпаний с автохолдингами [12, с. 13-14]. В Китае - высокие налоги на автомобили, пошлины и льготный режим для иностранных инвестиций. Для России возможно использование подобных механизмов только при условии резкой смены экономической политики; для России, как и в свое время для Китая, членство в ВТО служит сигналом для зарубежных инвесторов. Однако Рф следует по опыту Китая проводить активную национальную инвестиционную политику. В рамках ВТО действует Соглашение по связанным с торговлей инвестиционными мерами (далее - ТРИМС). ТРИМС - это специальный документ, который касается инвестиционных мер, он затрагивает вопросы торговли товарами и требует отмены мер, установленных для иностранных инвесторов и не совместных с обязательством предоставления национального режима, а также отмены количественных ограничений. Преимущества, которые предоставляет членство в ВТО, способствуют улучшению инвестиционного климата в стране, поскольку ведение бизнеса становится более предсказуемым и прозрачным. Имеющиеся инструменты ВТО при их грамотном
8 ВТО - шанс для рывка // Крестьянин. 2012. 26 июля. URL: http://www.kr-news.ru/articles/32713.php (дата обращения: 10.10.2014).
262
Финансовое право Financial law
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 3
использовании обеспечивают интересы России как в сфере притока иностранных инвестиций и увеличения товарооборота, так и в сфере защиты отечественных товаропроизводителей, уравнивая их права и условия доступа на зарубежные рынки.
Для России с учетом имеющихся отличий от Китая и своих особенностей наиболее актуальными являются меры, связанные с функционированием особых экономических зон и возможностью продолжения защиты рынка при вступлении в ВТО, а также созданием совместных предприятий с зарубежными компаниями [13, с. 71-72].
Таким образом, положительный опыт Китая необходим для детального изучения и применения отдельных успешных адаптационных мер в России. Он показывает, как членство в ВТО может способствовать продвижению товаров на мировых рынках и вместе с тем оставляет возможность различными, не противоречащими праву ВТО, инструментами и средствами защищать внутренний рынок. Для России и Китая членство в ВТО - это в большей мере стимул для проведения рыночных реформ и возможность получения права голоса на международной арене. Эксперты выделяют следующие составляющие успеха [15, с. 19-22]:
- поддержание социально-экономической стабильности в стране;
- экспортная ориентация экономики;
- развитие и поддержка малого и среднего бизнеса;
- емкий внутренний рынок;
- дешевая рабочая сила;
- проведение активной национальной инвестиционной политики;
- постоянное совершенствование юридической основы.
Возможность применения Россией основных составляющих успеха Китая, вероятно, скажется положительно на процессах адаптации России к условиям ВТО.
Выводы
Таким образом, полагаем, что для России в условиях членства в ВТО полезен положительный опыт Китая, который можно вполне взять на вооружение. Особенно те меры, которые Китай принял до вступления в ВТО. Полагаем, что Россия сможет эффективно провести социально-экономические реформы и доступ к международным рынкам будет являться значительным плюсом присоединения к ВТО.
Список литературы
1. Портанский А.П. Россия ВТО: время подводить итоги еще не пришло // Деньги и кредит. 2013. № 8. С. 5-7.
2. Kanungo A.K. China’s Process of Accession to WTO: Obstacles and Challenges. F.R.E.I.T. Working paper 510. 2009. URL: http://www.freit.org/WorkingPapers/Papers/TradePoli-cyMultilateral/FREIT510.pdf (дата обращения: 13.12.2014)
3. Понкратова Л.А., Чжао Синь. Внешняя торговля Китая: особенности динамики и оценка структурных сдвигов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 2 (95). С. 44-53.
4. РЭШ, «Эрнст энд Янг». ВТОрична для России? Вступление России в ВТО: аналитический обзор. 2012. URL: www.slideshare.net/NewEconomicSchool/ss-12725248 (дата обращения: 23.11.2014).
5. He L., Fan X. Foreign Banks in Post-WTO China An Intermediate Assessment // China & World Economy. 2004. Vol. 12. No. 5. Pp. 3-16.
6. Pelicci Jr. L.J. China and the Anti-Counterfeiting Trade Agreement - ACTA Faith, or ACT Futility?: An Exposition of Intellectual Property Enforcement in the Age of Shanzhai (ДШ) // Penn. St. J.L. & Int'l Aff. 2012. Vol.1 (1). Pp. 121-156.
7. Ianchovichina E., Martin, W. Economic Impacts of China’s Accession to the World Trade Organization // European Review of Agricultural Economics. 2008. Vol. 35 (3). Pp. 303-330.
8. Чжан В., Люй К. Анализ влияния вступления Китая в ВТО для экономики страны и мировой экономики // Проблемы инновационно-инвестиционного развития Дальнего Востока России: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А.Е. Зубарева, И.В. Брянцевой. Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2013. 67 с.
9. Razeen S. Chinese Trade Policy after (almost) Ten Years in the WTO: A Post-Crisis Stocktake // Ecipe occasional paper.
2011. No. 2.
10. Ianchovichina E., Martin W. Trade liberalization in China’s accession to WTO // Journal of Economic Integration. 2001. Vol. 16. No. 4. Pp. 421-445.
11. Лаутс Е.Б. Правовое регулирование рынка банковских услуг: от антикризисных мер к ВТО // Банковское право.
2012. № 4. С. 59-62.
12. Woitzik M. Pure Business, Law Enforcement or Sheer Politics? The EU’s WTO Complaints against Chinese Export Restrictions on Raw Materials. College of Europe. Department of EU International Relations and Diplomacy Studies. EU Diplomacy Papers 6/2013. 35 p.
13. Yin J. Z. Can Russia Learn from China in Its Quest for WTO Entry? // The Chinese Economy. 2009. No. 3. Pp. 69-74.
14. Sachs, Jeffrey D., Woo W.T. China's Economic Growth After WTO Membership // Journal of Chinese Economics and Business Studies. 2002. Vol. 1. No. 1. Pp. 1-33.
В редакцию материал поступил 14.04.15 © Логинова А.С., Травина Л.А., 2015
263
Финансовое право Financial law
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 3
Информация об авторах
Логинова Анастасия Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» - Нижний Новгород Адрес: 603155, г Нижний Новгород, ул. Б. Печерская, 25/12, тел.: (831) 416-96-45 E-mail: [email protected]
Травина Лилия Андреевна, магистрант факультета права, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва
Адрес: 123022, г Москва, Б. Трехсвятительский пер., 3, тел.: (495) 772-95-90 E-mail: [email protected]
Как цитировать статью: Логинова А.С., Травина Л.А. Сравнительный анализ практики вступления Китая и России в ВТО // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3. C. 255-265.
A. S. LOGINOVA,
PhD (Law), Associate Professor,
National Research University “Higher School ofEconomics”, Nizhniy Novgorod, Russia,
L. A. TRAVINA,
student
national research University “Higher school of economics”, Moscow, russia COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PRACTICE OF CHINA AND RUSSIA JOINING THE WTO Objective: to examine the positive and negative experience of China's joining the World Trade Organization (WTO), that joined it on terms similar to the Russian ones, for the best understanding of the advantages and disadvantages of joining and building the appropriate policy.
Methods: the objective of the work has been achieved through the application of both general and specific scientific methods. In particular, the analysis and synthesis allowed to study the social and economic context of the state in the framework of joining the WTO, the consequences of such membership, and to identify the key areas for improvement of this step for Russia. Statistical techniques were used in the process of gathering information about the key economic indicators. The fundamental method was comparative-legal, which made it possible to draw parallels in joining the WTO by various states.
Results: basing on the measures taken by China, both before and after joining the WTO, as well as evaluation of their implication, the conclusion was made about its successful experience. The actions before joining were very effective. In particular, they are applicable to the fields of agriculture, automotive industry, investment policy, etc. The measures of non-address subsidizing, maintaining the socio-economic stability in the country, the export orientation of the economy, along with functioning of special economic zones with joint ventures, are, in the authors' opinion, constructive actions for Russia’s adaptation to the WTO.
Scientific novelty: for the first time, the thesis is put forward about the similarity of the Russia and China conditions when joining the WTO. The analysis is made of the complex measures preceding and following the joining. The necessity is grounded of reflecting the China's positive and negative experiences in the Russian policy.
Practical significance: the main provisions and conclusions can be used in the research activity, in addressing the issues of Russia’s economic development. Moreover, this work can form the basis for the development of recommendations for improving the actions of Russia in the framework ofjoining the WTO.
Keywords: World Trade Organization; foreign trade; export-import operations; customs duty; customs tariff; China; Russia.
References
1. Portanskii, A.P. Rossiya VTO: vremya podvodit' itogi eshche ne prishlo (Russia WTO: time to sum up the results has not come yet). Den'gi i kredit, 2013, no. 8, pp. 5-7.
2. Kanungo, A.K. China’s Process of Accession to WTO: Obstacles and Challenges. F.R.E.I.T. Working paper 510. 2009, available at: http:// www.freit.org/WorkingPapers/Papers/T radePolicyMultilateral/FREIT510.pdf (accessed: 13.12.2014)
3. Ponkratova, L.A., Chzhao Sin'. Vneshnyaya torgovlya Kitaya: osobennosti dinamiki i otsenka strukturnykh sdvigov (Foreign trade of China: features of dynamics and evaluation of structural shifts). natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost', 2011, no. 2 (95), pp. 44-53.
4. vstuplenie rossii v vto: analiticheskii obzor (Russia joining the WTO: analytical review). 2012, available at: www.slideshare.net/New-EconomicSchool/ss-12725248 (accessed: 23.11.2014).
5. He, L., Fan, X. Foreign Banks in Post-WTO China An Intermediate Assessment. china & World economy, 2004, vol. 12, no. 5, pp. 3-16.
6. Pelicci, Jr. L.J. China and the Anti-Counterfeiting Trade Agreement - ACTA Faith, or ACT Futility?: An Exposition of Intellectual Property Enforcement in the Age of Shanzhai (|il^). penn. st. J.L. & Int'lAff, 2012, vol. 1 (1), pp. 121-156.
7. Ianchovichina, E., Martin, W. Economic Impacts of China’s Accession to the World Trade Organization. europeanreview of agricultural
264
Финансовое право Financial law
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 3
Economics, 2008, vol. 35 (3), pp. 303-330.
8. Chzhan, V, Lyui, K. Analiz vliyaniya vstupleniya Kitaya v VTO dlya ekonomiki strany i mirovoi ekonomiki (Analysis of the influence of Chinajoining the WTO on the country’s economy and world economy). Problemy innovatsionno-investitsionnogo razvitiyaDal'nego VostokaRossii: mat-ly mezhdunar. nauch.-prakt. konf. /podred. A.E. Zubareva, I.V. bryantsevoi. Khabarovsk: Izd-vo Tikhookeanskogo gos. un-ta, 2013, 67 p.
9. Razeen, S. Chinese Trade Policy after (almost) Ten Years in the WTO: A Post-Crisis Stocktake. ecipe occasional paper, 2011, no. 2.
10. Ianchovichina, E., Martin, W. Trade liberalization in China’s accession to WTO. Journal of economic integration. 2001, vol. 16, no. 4, pp. 421-445.
11. Lauts, E.B. Pravovoe regulirovanie rynka bankovskikh uslug: ot antikrizisnykh mer k VTO (Legal regulation of the banking services market: from anticrisis measures to WTO). bankovskoe pravo, 2012, no. 4, pp. 59-62.
12. Woitzik, M. Pure Business, Law Enforcement or Sheer Politics? The EU’s WTO Complaints against Chinese Export Restrictions on Raw Materials. College of Europe. Department of EU International Relations and Diplomacy Studies. EUdiplomacy papers, 6/2013, 35 p.
13. Yin, J.Z. Can Russia Learn from China in Its Quest for WTO Entry? The chineseeconomy, 2009, no. 3, pp. 69-74.
14. Sachs, J.D., Woo, W.T. China's Economic Growth After WTO Membership. Journal of chinese economics and business studies, 2002, January, vol. 1, no. 1, pp. 1-33.
received 14.04.15
Information about the authors
Loginova Anastasia Sergeyevna, PhD (Law), Associate Professor of the Chair of Constitutional and Administrative Law, National Research
University “Higher School of Economics” - Nizhniy Novgorod
Address: 25/12 B.Pecherskaya Str., 603155, Nizhniy Novgorod, tel.: (831) 416-96-45
E-mail: [email protected]
Travina Liliya Andreevna, undergraduate of the Law Faculty, the department of financial, tax and customs law, National Research University Higher School of Economics, Moscow
Address: 3 B.Trehsvyatitelskiy alleyway, Moscow, 123022, Russia, tel.: (495) 772-95-90 E-mail: [email protected]
For citation: Loginova A. S., Travina L. A. Comparative analysis of the practice of China and Russia joining the WTO. aktual'niye problemy ekonomiki iprava, 2015, no. 3, pp. 255-265.
V____________________________________________________________________________________________________________________J
© Loginova A. S., Travina L. A., 2015. Originally published in Actual problems of economics and law (http://apel.ieml.ru), 15.09.2015; Licensee Tatar Educational Centre «Taglimat». This is an open-access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License (http://creativecommons.org/licenses/by/2.0/), which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work, first published in Actual problems of economics and law, is properly cited. The complete bibliographic information, a link to the original publication on http://apel.ieml.ru, as well as this copyright and license information must be included.
ПОЗНАНИЕ
Яковлева, Е. Л.
Проникая в миры инклюзии / Е. Л. Яковлева. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2015. - 224 с. (Серия «Секреты развития»)
В монографии впервые с точки зрения философии осуществляется попытка многогранного осмысления инклюзии и вводится новое понятие - инклюзивный подход к бытию. Подобная ситуация обусловлена появлением огромного количества Других, рождаюшдх множество проблем, связанных с эффективной адаптацией, социализацией и самореализацией, пониманием и интепретацией. Неслучайно инклюзивный подход к бытию и инклюзивное образование можно назвать аксиосферой современности, формирующей внутри своего пространства ключевые ценности человеческого бытия, в том числе толерантность, гуманизм и творчество. Автор считает, что благодаря формированию и распространению инклюзивного подхода к бытию возможно решение огромного количества проблем, связанных с социальным и метафизикой человека.
Рассчитана на специалистов в области педагогики, психологии и образования, социальной философии и культурологии, а также адресована всем, кто интересуется вопросами инклюзивного образования и трансформациями социального.
265