Ученые записки Орловского государственного университета. №5 (68), 2015 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 5 - no. 68. 2015
УДК 373.51.162
UDC 373.51.162
И.Н. ИВАНЕНКО I.N. IVANENKO
директор, муниципальная гимназия №39, г. Орел Director, Municipal gymnasium № 39, Orel
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
PROBLEMATIC ISSUES OF IMPLEMENTATION OF FSES OF PES OF THE SECOND GENERATION
AND WAY OF THEIR OVERCOMING
В статье представлены проблемные вопросы реализации ФГОС ООО второго поколения и формулируются пути их преодоления.
Ключевые слова: ФГОС ООО, методическая работа, ВКС-технологии.
In the article problematic issues of implementation of FSES of PES of the second generation are provided and ways of their overcoming are formulated.
Keywords: FSES of PES, methodical work, VSC-technologies.
Вызовы современности обнажили перед учителем проблему воспитания человека коммуникабельного, способного овладеть технологиями получения знаний и применить их на практике. На достижение этого и направлены ФГОС второго поколения.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт освоен школами России. С 1.09.2013 г. ученики пятых классов гимназии №39 перешли на эти стандарты, что во многом изменило школьную жизнь учащихся и учителей: активно и системно применяются современные образовательные технологии, новые формы организации обучения, внеурочной деятельности.
Внедрение стандартов ООО потребовало работы со всеми участниками образовательного процесса на основе разработанной дорожной карты. Это организация обучения и повышение профессиональной компетенции учителей, совершенствование научно-методического сопровождения, многоаспектная работа с родителями и учениками.
Основные направления реализуются в таких формах, как:
- стажировочные площадки;
- ежемесячные совещания;
- педагогические мастерские;
- открытые уроки с последующим анализом;
- трансляция опыта работы Всероссийских, региональных, муниципальных и локальных площадок.
Как член Программы «Гимназический Союз России», гимназия наработала позитивный опыт проведения ВКС - конференций - интерактивных уроков в формате ФГОС ООО. На таких уроках, проводимых учителями русского языка и литературы, истории и обществознания, математики, реализуется системно-деятельностный подход, обеспечивается метапредмет-
ность, совершенствуются УУД учащихся.
Сложность в том, что часть учителей не готова самостоятельно конструировать содержание обучения по предмету, ведь в примерных рабочих программах представлен весь курс основной школы. Эта проблема снимается благодаря консультациям и индивидуальной работе, осуществляемым на курсах в ООИУУ а также заведующими научно-методическими кафедрами и предметными методическими объединениями гимназии.
Сегодня дать объективную оценку качества учебников сложно: любой можно назвать как соответствующим, так и не соответствующим ФГОС. В результате в процессе формирования федерального перечня учебников 2014г. исчезли многие отлично зарекомендовавшие себя пособия, например, учебники русской словесности Р.И. Альбетковой, русского языка С.И. Львовой, английского языка под редакцией М.З. Биболетовой, УМК Л.Г. Петерсон.
Остается надеяться, что в 2015г. УМК С.И. Львовой, М.З. Биболетовой, Л.Г. Петерсон займут своё достойное место в федеральном перечне.
Стремясь обеспечить преемственность УМК при переходе выпускников первого уровня образования в 5-ый класс, учителя начальной школы работают с УМК «Гармония», «Перспективная начальная школа» и «Школа России», которые составляют основу углубленного изучения русского языка, литературы, русской словесности.
Разработчикам УМК следует:
- уменьшить число репродуктивных заданий, которые пока превалируют;
- увеличить число учебных задач, требующих ответа на вопрос «как делать»;
© И.Н. Иваненко © I.N. Ivanenko
13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES
- раскрыть в учебниках алгоритмы пошаговых действий ученика.
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и в ФГОС понятие базисного плана отсутствует, содержится лишь перечень учебных предметов, без четкого определения, с какого класса начинается изучение предмета и сколько учебных часов на него отводится. В стране десятки тысяч школ, и в каждой свой учебный план. Большим подспорьем для школ нашей области явились разработанные управлением образования Департамента образования Орловской области для реализации ФГОС ООО второго поколения региональные учебные планы.
Отметим, что учебные планы должны учитывать возрастные и психологические особенности детей, способствуя реализации концепции каждой школы. В 20152016 учебном году пилотные школы при составлении учебных планов 7-х классов, на наш взгляд, должны ориентироваться на специфику ранней профилизации.
Опыт организации внеурочной деятельности в гимназии №39 высветил ряд вопросов. Так, ученики 5-6-х классов углубленно изучают русский язык, русскую и зарубежную литературу, словесность, иностранные языки. С целью обеспечения гуманитаризации образования, метапредметности, системно-деятельностного, развивающего и личностно-ориентированного обучения организуется внеурочная деятельность на основе
проектных и исследовательских технологий по лингвистическим и филологическим предметам. В то же время урочная и внеурочная деятельность может вызвать перегрузку учащихся. В связи с этим первостепенное значение отводится внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления. К этой работе привлекаются как учителя физической культуры гимназии, так и специалисты ДЮСШ города Орла.
Эффективность здоровьесбережения учащихся обеспечивается современной спортивной материально-технической базой: гимназия располагает двумя спортивными залами, бассейном. Школьный стадион включает футбольное поле, две баскетбольных и волейбольных площадки, гимнастический городок.
Проведенное анкетирование показало устойчивый интерес учащихся и их родителей к изучению китайского языка, поэтому в новом учебном году в рамках внеурочной деятельности планируется организовать изучение китайского языка с привлечением специалистов ОГУ
В завершение отметим, что все внимание и усилия должны быть направлены на решение следующих вопросов: мониторинг урочных и внеурочных достижений, стартовая и итоговая диагностика уровня сформированности УУД, система оценки качества образования.