УДК 373.51.162
UDC 373.51.162
И.Н. ИВАНЕНКО I.N. IVANENKO
директор, муниципальная гимназия №39 (Орел) Director, Municipal gymnasium № 39 (Orel)
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО И ООО
NEW EDUCATIONAL TECHNOLOGIES FOR MANAGEMENT OF INNOVATIVE PROCESSES IN THE CONDITIONS OF INTRODUCTION OF FGOS NOO AND LTD COMPANY
В статье представлены новые образовательные технологии в условиях введения ФГОС НОО и ООО на примере муниципальной гимназии №39 города Орла.
Ключевые слова: образовательные технологии, инновационные процессы, ФГОС НОО и ООО, гимназия №39 (Орел).
In the article new educational technologies in the conditions of introduction of FGOS NOO and Ltd company on the example of municipal gymnasium № 39 of the city of the Orel are provided.
Keywords: educational technologies, innovative processes, FGOS NOO and Ltd company, gymnasium № 39 (Orel).
Общеизвестно, что участие в региональной инвестиционной программе «Развитие сетевого взаимодействия и освоение формата видеоконференцсвязи как важнейший этап деятельности инновационных образовательных учреждений» тому, кто сознательно и осмысленно работает в рамках Программы «Гимназический союз России», приносит ощутимые результаты в реализации Основных образовательных программ, в освоении современных образовательных технологий по управлению инновационными процессами введения ФГОС второго поколения, в совершенствовании профессионального мастерства и инновационной компетентности учителя.
Программа «Гимназического союза России» носит инновационный характер. Новые образовательные технологии, которые мы применяем при проведении ВКС-уроков, позволяют нам управлять инновационными процессами при реализации ФГОС НОО и ООО второго поколения в системе аналитико-диагностической и прогностической работы.
ВКС-оборудование - огромная привилегия и преимущество и в то же время ответственность: имеется большая возможность приобщения к передовому опыту лучших школ страны, но и обязательство работать в инновационном режиме, управлять инновационным процессом на основе освоения новых образовательных технологий.
Седьмой год наша гимназия работает в условиях реализации ФГОС НОО и ООО второго поколения, и эта работа идет успешно. Седьмой год мы проводим уроки в формате ВКС по внедрению ФГОС второго поколения прежде всего в рамках межрегионального проекта Всероссийской национальной обра-
зовательной Программы «Гимназический союз России» «Текстовое пространство как методология гуманитарного образования».
Программа проекта направлена на обеспечение системно- деятельностного подхода к обучению, интерактивна, нацелена на интеграцию и систематизацию изучения учебного материала от начальной школы до 11 класса. Это обеспечило выстраивание сквозной вертикальной системы развития речи с начальной школы, которая в течение всех лет обучения готовит учащихся к творческим заданиям. Педагогический коллектив гимназии сумел реализовать следующие задачи проекта: создать систему современных интерактивных уроков по всем предметам школьного цикла, освоить современные образовательные технологии, обеспечивающие системно-деятельностный подход, позволяющие управлять инновационным процессом на основе научных концепций современного образования. Кроме того, представлена система уроков развития речи как методики обучения высказыванию, рассуждению в устной и письменной формах.
В 2014-2015 учебном году учителя начальных классов формировали и совершенствовали навыки сочинения-описания с элементами рассуждения по картине. Учителя применяют проектные методики и мини-исследования, организуют работу в микрогруппах и группах, парах, успешно осваивают технологии личностно-ориентированного обучения и игровые технологии.
Опыт проведения ВКС-уроков развития речи по формированию навыков написания сочинения-рассуждения с применением современных образовательных технологий накоплен и представлен учителями Русановой Е.Н.,
© И.Н. Иваненко © I.N. Ivanenko
13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES
Сафоновой М.Н., Звековой С.В., Дмитриевой Н.А.
Обеспечивая преемственность обучения, учителя русского языка и литературы, работающие в 5-х классах, совершенствуют заложенные в начальной школе навыки написания сочинений-описаний по картине с элементами рассуждения. Так, например, учителями Савостиковой А.Б. и Портновой Е.Н. проведен ВКС-урок по описанию картины И.И. Левитана «Золотая осень» (6 «Б» класс) и картины В.М. Васнецова «Аленушка» (5 «А» класс). Интерактивные уроки русского языка в 6-7-х классах в режиме ВКС проведены на основе анализа текста с применением исследовательских и проектных методик, личностно-ориентированных, диалоговых технологий, работы в малых группах, обсуждения сложных рисунков, бортовых журналов, стратегии зигзагов, моделирования сочинений. В методический арсенал учителей 1-4-х классов и русского языка входят: урок-деловая игра, урок-экскурсия, театральное представление.
Учителя истории и обществознания успешно освоили опыт проведения интерактивных ВКС-уроков в 5 классах, овладели приемами моделирования сочинений, составления и применения алгоритмов, в 6-х классах органично и умело используются тексты учебника, диаграммы, таблицы, персонификации, драматизации, мини-сочинения.
Учителя начальных классов умело совершенствуют универсальные учебные действия:
регулятивные: на основе таких видов деятельно -сти, как преднамеренные ошибки, поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, заучивание материала наизусть, диспут;
познавательные: действия «найди отличия» (можно задавать их количество); «на что похоже?»; поиск лишнего, лабиринты, упорядочивание, составление схем-опор, работа со словарями, с разного вида таблицами;
коммуникативные: составление заданий, отзыв на работу товарища, диалоговые ситуации.
В нашей гимназии накоплен опыт работы по текстовому пространству учителями математики в формате ВКС-уроков в условиях внедрения ФГОС ООО второго поколения. Учителя совершенствуют УУД, обеспечивая
метапредметность на основе работы с математическими текстами. Управляя инновационными процессами, учителя математики используют мозговые штурмы, блиц-опросы, уроки-соревнования, уроки-консилиумы.
Работа на основе анализа текста, которую мы осуществляем в образовательном пространстве гимназии на ВКС-уроках (и в учебном процессе в нашей образовательной организации), обеспечивает метапредметность обучения и достижение метапредметных результатов. Практика работы в рамках РИП позволяет нам применять современные технологии-инновации, в том числе по новым ФГОС: дифференцированное обучение, предметно-ориентированные технологии, личностно-ориентированное обучение, диалоговые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технологии критического мышления, через чтение и письмо, игровые технологии.
О пользе проведения бинарных и интерактивных уроков говорилось на недавно проведенной в режиме ВКС научно-практической конференции РАНХ и ГС совместно с Фондом поддержки образования по правовому просвещению и образованию, а также медиации. Благодаря ВКС-аппаратуре и компьютерам можно слушать лекции, проводить уроки и участвовать в них, выступать на конференциях. Применение ВКС-технологий позволило школам управлять качеством образования, добиваться повышенного и высокого уровня предметных результатов в начальной школе и 5-6-х классах в условиях освоения ФГОС НОО и ООО второго поколения, добиваться высоких результатов в балльном исчислении в период итоговой аттестации.
Однако отметим, что проведение ВКС-уроков не позволяет осуществлять письменные самостоятельные работы, так как паузы невозможны, к тому же требуется серьезная подготовительная работа, что накладывает дополнительные эмоциональные и психологические нагрузки на учителя.
Конечно, необходима детальная корректировка планов работы с целью консолидированного участия в РИП гимназий Ливен и Болхова, а так же Покровского и Мезенского лицеев.