УДК 373.5.013 UDC 373.5.013
И.Н. ИВАНЕНКО I.N. IVANENKO
директор муниципальной гимназии №39 г. Орла director of a municipal gymnasium No. 39
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
ОСВОЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВКС ТЕХНОЛОГИЙ - УСЛОВИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОУ
DEVELOPMENT AND USE OF VKS OF TECHNOLOGIES - A CONDITION OF FUNCTIONING OF INNOVATIVE OU
Статья посвящена освоению и использованию ВКС-технологий в базовом муниципальном общеобразовательном учреждении по гуманитарным предметам. Доказывается, что работа в режиме эксперимента на основе ФГОС НОО второго поколения есть необходимое условие формирования инновационного ОУ.
Ключевые слова: локальный эксперимент, муниципальный эксперимент, региональные экспериментальные площадки.
Article is devoted to development and use of VKS of technologies in basic municipal educational institution in humanitarian subjects. It is proved that work in an experiment mode on the basis ofFGOS NOO of the second generation is a necessary condition offormation of innovative OU.
Keywords: local experiment, municipal experiment, regional experimental platforms.
Муниципальная бюджетная гимназия № 39 имени Фридриха Шиллера города Орла - инновационное общеобразовательное учреждение гуманитарной направленности, удостоенное звания «Школа года» в 1997 и 2001 годах, « Школа века» - в 2000 году, в 2006 году - победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, обладатель премии Президента РФ в 1 миллион рублей, с 2007 года как победитель национального проекта «Образование» член «Гимназического союза России». В рамках данного проекта в 2008 г. мы признаны победителями в номинации « Лучшая региональная студия», открытая для коллег в регионе». А учитель русского языка и литературы Снегирева И.С. стала победителем муниципального и регионального этапов Всероссийского конкурса «Учитель года», учитель русского языка и литературы Савостикова А.Б успешно выступила в финале «Учитель года - 2009 года» муниципального и регионального этапов.
В 2009г. гимназия стала базовым муниципальным общеобразовательным учреждением по гуманитарным предметам.
С 2010 года в режиме эксперимента мы приступили к работе в 1-4х классах на основе ФГОС НОО второго поколения.
В 2011 году мы заняли второе место в региональном конкурсе Основных образовательных программ. В том же году учитель химии Козик Л.Н. стала лауреатом Всероссийского конкурса «Мой лучший урок». Шестеро учителей гимназии - победители национального проекта «Образование». В 2012 году учитель гимназии Дмитриева Н.А. стала финалистом муниципального и регионального этапов конкурса «Учитель года». На базе гимназии функционируют следующие
экспериментальные площадки.
1. Локальный эксперимент в рамках лаборатории анализа.
2. Муниципальный эксперимент « Использование ИКТ в подготовке к итоговой (государственной) аттестации по предметам гуманитарного цикла».
3. Региональные экспериментальные площадки:
• «Развитие сетевого взаимодействия и освоение ВКС-связи - важнейший этап деятельности инновационного образовательного учреждения».
• Академическая экспериментальная площадка «Оптимизация гуманитарного образования».
• «Введение ФГОС НОО второго поколения».
• «Развитие инновационной компетентности учителя в рамках профессионального объединения «Учительское единство».
• «Современные технологии в преподавании истории в средней и высшей школе: проблемы, взаимосвязь и преемственность».
• Федеральный эксперимент по апробации УМК С. И. Львовой по русскому языку.
Педагогический коллектив гимназии №39 в результате инновационной, научно-исследовательской и экспериментальной работы освоил современные образовательные технологии, применение которых позволяет достичь успехов в обучении: качество знаний обучающихся составляет 64%, около 20 и более гимназистов становятся победителями и призерами муниципального и от 5 до 9 - регионального этапа Всероссийской предметной олимпиады.
Около 20% выпускников оканчивают гимназию с золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении». В целом успешно сдают ЕГЭ по гуманитарным предметам, результаты ГИА свидетельствуют
© И.Н. Иваненко © I.N. Ivanenko
о достойной подготовке учащихся основной общей школы, и практически все 100% поступают в вузы, в том числе и престижные столичные вузы. Среди наших выпускников - ученые, преподаватели, артисты, работники муниципальных и областных администраций, предприниматели.
На сегодняшний день в гимназии обучаются 790 учащихся, 31 класс -комплект, 5 групп продленного дня.
В гимназии работают 62 учителя: 25 - высшей категории , 19 - первой, 3 - заслуженных учителя РФ, 12 - отличников и почетных работников образования, 4 - молодых учителей Дюканова В.В., Петракова Т.В., Михайлова Ю.И., Рыбина Д.Г., 1 доктор наук и 5 кандидатов наук, 2 аспиранта.
Гимназия располагается в двух зданиях: учебный корпус и плавательный бассейн, оборудовано 39 учебных кабинетов, из них 2 компьютерных класса, всего в гимназии - 80 компьютеров и ноутбуков, 3 интерактивных комплекса, медицинский кабинет, школа имеет два спортивных зала: один большой (604 м2) и малый, столовая на 240 мест, актовый зал, бассейн, тир и укрытие. Во дворе школы построен спортивный городок, состоящий из футбольного поля, двух баскетбольных и волейбольных площадок, гимнастического городка.
В рамках реализации национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» особую значимость приобретает деятельность участников образовательного процесса в области инновационного развития.
В ходе создания, освоения и распространения инноваций в нашей гимназии формируется современная образовательная система гибкого, открытого, индивидуализированного, опережающего, непрерывного образования. Эта система представляет собой единство современных образовательных технологий, новых методов и приемов обучения, новых организационных структур и инновационных форм в образовании.
Именно инновационная деятельность гимназии позволяет нам сформировать инициативных, креативных, самостоятельных учеников, способных к постоянному обновлению знаний, вооруженных технологиями получения - добывания знаний.
Прежде всего, мы применяем проектные и исследовательские технологии, они перерастают из формы работы с мотивированными детьми в одну из ключевых компетенций. Данная работа стала основой предметного образования и системы дополнительного образования. Проектная и исследовательская деятельность предоставляют ученику гораздо большую свободу мыслительной деятельности, чем репродуктивная деятельность. Овладение проектной методикой позволяет учителям и ученикам создавать проекты.
Информационно-коммуникационные технологии помогают проводить уроки интересно, динамично и убедительно, сделать поток обильной информации легкодоступным, обеспечивают техническую и технологическую поддержку учителю, высвобождают время учителя для непосредственного общения с учениками.
Как показывает наша практика, ИКТ (информаци-
онные коммуникационные технологии) - это принципиально новое средство обучения, призванное изменить роль и функции участников процесса, развивать способности учащихся к творчеству в учебной деятельности.
Сочетание цифровых средств связи и компьютерной техники позволяет нам осуществлять принципиально новые подходы к организации процесса обучения. Педколлектив подключился к разработке проекта «Школа информатизации».
Мы приступили к работе с программой «Виртуальная школа».
Продуктивность обучения обеспечивается применением ИКТ- технологий, электронных средств обучения, а также ВКС (спутниковых) технологий.
В июне 2007 года гимназия №39 как победитель нацпроекта «Образование» была первой в Орловской области принята в «Гимназический Союз России».
Цели создания союза инновационных образовательных учреждений страны следующие.
1. Использовать кадровый образовательный потенциал инновационных образовательных учреждений для повышения квалификации учителей путем электронного обмена интеллектуальными ресурсами.
2. Способствовать созданию нового качественного, доступного и мобильного образования путем объединения гимназий и лицеев единой информационно-коммуникационной сетью.
3. Сделать гимназии региональными центрами общего образования по внедрению новейших образовательных технологий.
Уже в первый год работы в формате «Гимназический Союз России» мы провели семь семинаров по вопросам работы с одаренными детьми, работы по авторским курсам «Литература Орловского края», «История Орловского края», по истории России, русской литературе. Участвовали в обсуждении положения о гимназии, положения о библиотеке - медиатеке, а по инициативе Фонда поддержки образования, учредителя «Гимназического Союза России», - в обсуждении проекта национальной образовательной стратегии «Наша новая школа». Кроме того, мы приняли участие в проекте «Библиотека - медиатека».
С 2007 по 2009 год коллектив гимназии успешно освоил ВКС (внешняя конференцсвязь)-технологии, что позволило нам сформировать в формате «Гимназического Союза России» гуманитарное пространство.
Этому способствовали ВКС-конференции, проводимые учителями русского языка и литературы гимназии, кандидатом филологических наук Снегиревой И.С., кандидатом педагогических наук Гуровой В.Я. и Савостиковой А.Б., а также Абрамян Л.Н., учителями истории и обществознания Зелениной Л.Г., Поздняковой О. А. (учителя высшей категории), учителями иностранных языков Шабалиной Г.М. и Бойцовой М.Р. (учителя высшей категории).
С сентября 2008 года научный руководитель экспериментальной и научно-исследовательской деятельно-
сти гимназии, доктор филологических наук, профессор кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе ОГУ Беднарская Лариса Дмитриевна проводит ВКС-конференции по подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе, гуманитарным предметам. Лариса Дмитриевна создала ядро, алгоритм подготовки к ЕГЭ по всем учебным предметам. Она провела ВКС-уроки, семинары, лекции для всех регионов страны. Свои конференции мы проводили в качестве активной студии, и вместе с тем мы принимаем участие в конференциях, организуемых студиями других регионов страны. Мы установили профессиональные связи со школами региона - участниками «Гимназического Союза России», и в первую очередь с Покровским лицеем, лицеем и гимназиями городов Ливны и Болхова, Мезенским лицеем.
Проведение ВКС-конференций, инициируемых нами, и участие в конференциях, которые организовывали студии других регионов, позволило нам приобщиться к инновационному опыту школ различных регионов страны, поделиться опытом гуманитаризации образования, интеграции гуманитарного образования; внедрение методов развивающего обучения на основе анализа текста способствовало совершенствованию профессионального мастерства учителей, обеспечению диссеминации опыта работы с обучающимися, имеющими повышенную мотивацию.
В 2009 году на базе гимназии открыта региональная экспериментальная площадка «Развитие сетевого взаимодействия и освоение форматов ВКС-связи как важнейший этап деятельности инновационного образовательного учреждения »; куратор - Савченко Лариса Викторовна, заведующая отделом инновационно-информационных образовательных технологий, научный руководитель - доктор филологических наук, профессор ОГУ Беднарская Л.Д.
Открытие данной площадки стало возможным благодаря успешному освоению нашим коллективом технологий видео-конференцсвязи с целью повышения качества образования, инновационной компетенции учителей, дистанционного обучения, совершенствования работы с одаренными детьми, научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся.
Мы определили замысел эксперимента: эффективное использование ВКС (спутниковых)-технологий в образовательной деятельности, предоставление новых возможностей для выхода на инновационные направления развития общего образования.
Цели эксперимента таковы.
1. Разработка и опытная проверка нового содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий.
2. Разработка и опытная апробация новых механизмов, направленных на совершенствование компетенции учителя.
3. Разработка и апробация систем оценки качества образования.
Идея эксперимента: повышение уровня профессионализма учителей и качества знаний обучающихся на
основе ВКС-технологий.
В ходе реализации эксперимента на первом этапе был составлен план работы, Программа исследования выявила степень готовности педагогического коллектива к экспериментальной работе.
Среди учителей гимназии проведены микроисследования «Использование новых образовательных технологий в учебном процессе», «Использование ИКТ в работе учителя», «Использование ВКС в работе учителя». Результаты исследования показали, что учителя поддерживают освоение и применение ВКС-технологий, ибо спутниковые технологии делают урок динамичным, насыщенным, интересным и результативным, повышают ответственность учащихся за результат обучения, помогают понять значимость труда педколлектива. Оформлены инструкции «Техническая справка», «Психолого-педагогические и методические основы использования системы ВКС в образовательном процессе». Методическая тема гимназии: «Внедрение методов развивающего обучения на основе анализа текста, внедрения ИКТ, ВКС» перекликается с темой экспериментальной деятельности. Ход эксперимента отслеживается и рассматривается на заседаниях педагогического и методического советов, научно-методических кафедр и предметно-методических объединений, на совещаниях при директоре. Промежуточные результаты эксперимента отслеживаются и анализируются специалистами Орловского института усовершенствования учителей и учеными Орловского государственного университета.
ВКС-конференции проводятся с учениками и для обучающихся всех участников ВКС-конференции.
В ходе подготовки к конференции они анализируют, изучают, исследуют, создают проекты, что в немалой степени обеспечивает системно-деятельностный подход, развивает универсальные учебные действия гимназистов. Разработаны интернет-проекты: «Душа и дух русской поэзии» (Гурова В.Я.), «Скола - 21» (Бойцова М.Н.), «Памятник истории и культуры - ландшафтный сквер «Дворянское гнездо» (Козик Л.Н.).
Системная работа старшеклассников в процессе подготовки и проведения ВКС-конференций повышает их образованность, компетентность, креативность, умение применять знания в нестандартных ситуациях.
Мониторинг самостоятельных, проверочных, контрольных работ, ГИА и ЕГЭ, поступления в вузы показывает, что использование ВКС-технологий способствует повышению качества знаний старшеклассников. ВКС-технологии применяются и в работе по выявлению и поддержке одаренных детей. Всего в гимназии функционирует 7 научных обществ учащихся:
• «Мир текста - текст мира» (научный руководитель - кандидат педагогических наук, учитель гимназии Гурова В.Я.)
• «Любители русской словесности» (научный руководитель - доктор филологических наук, профессор ОГУ и учитель гимназии Беднарская Л. Д.)
• «Основы проектной деятельности и искусства анализа художественного текста» (научный руководи-
тель - кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы гимназии Снегирева И. С.)
• «Интегрированный подход к анализу художественного текста» (научный руководитель - кандидат педагогических наук, учитель русского языка и литературы гимназии Савостикова А.Б.)
• «Особенности анализа аутентичного текста на немецком языке» (руководитель - учитель высшей категории гимназии Бойцова М.Н.)
• «Анализ аутентичного текста на английском языке» (руководитель - учитель английского языка высшей категории Шабалина Г.М.)
• «Юный краевед» (руководитель - учитель истории и обществознания высшей категории Зеленина Л.Г.)
Систематически проводятся ВКС-конференции -заседания научных обществ учащихся, в ходе которых к исследованиям и открытиям привлекаются ученики школ Орловской области и различных регионов страны.
Участие в ВКС-уроках совершенствует навыки исследовательской деятельности старшеклассников, работы с цифровыми и электронными средствами, первоисточниками, кроме того развивается речь, логическое мышление, умение спорить, оппонировать и доказывать. Гимназисты очень серьезно и усиленно готовятся к ВКС-урокам, читают, анализируют, готовят выступления по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, иностранным языкам, в центре их внимания - текст, т. к. мы работаем по текстовому пространству.
Положительными итогами использования ВКС-технологий в данной работе можно считать успешное участие в различных международных и Всероссийских конкурсах проектных и исследовательских работ. В муниципальном этапе Всероссийских предметных олимпиад 2013 г. гимназия №39. г Орла имеет 24 победителя и призера в основном по гуманитарным предметам, в региональном этапе 2012 года - 9 победителей и призеров.
Ученик 11 «А» класса Шепель Андрей два года становился призером заключительного этапа по литературе. Ученик 11 «Б» класса Никифоров Святослав в муниципальных олимпиадах стал призером и победителем 4-х предметных олимпиад: по истории, обществоз-нанию, праву и мировой художественной культуре. Трое старшеклассников являются губернаторскими стипендиатами.
Системная работа старшеклассников в процессе подготовки и проведении ВКС-конференций повышает их образованность, компетентность, креативность, умение применять знания в нестандартных ситуациях.
Эффективное использование ВКС-технологий позволило поднять качество знаний гимназистов на более высокий уровень; об этом свидетельствует мониторинг результатов выполнения проверочных и контрольных работ, ГИА, ЕГЭ, поступление в вузы. 64 % гимназистов учатся без троек.
С 2008 года Л.Д. Беднарская начала проводить лекции, семинары, уроки, практические занятия по подготовке к ГИА и ЕГЭ. В ее ВКС-конференциях
принимают участие практически все школы - члены «Гимназического Союза России». ВКС-технологии с целью подготовки к ГИА и ЕГЭ используют учителя русского языка и литературы Савостикова А.Б., Снегирева И.С., истории и обществознания Позднякова О.А., Зеленина Л.Г., иностранных языков Шабалина Г.М., Бойцова М.Н., химии Козик Л.Н., физики Санчук Н.С.
Кроме того, ВКС-технологии активно используются при проведении муниципального эксперимента «ИКТ в подготовке к ГИА по предметам гуманитарного цикла». В подготовке к итоговой аттестации мы проводим уроки с выходом в интернет, с использованием интерактивных комплексов, ученики старших классов активно работают в компьютерных классах.
С сентября 2010 года в экспериментальном режиме в гимназии осуществляется переход к ФГОС НОО второго поколения. В ВКС - конференциях участвуют учителя и ученики начальной школы. Мы имеем опыт проведения ВКС - уроков литературного чтения. Ученики младших классов в ходе таких уроков совершенствуют навыки речи, чтения, умения формулировать проблему и раскрывать ее. Учителям предоставляется возможность результативно осуществлять системно-деятельностный подход к обучению учащихся, совершенствовать универсальные учебные действия.
Совершенствование ВКС-технологий способствует результативному участию наших учителей в региональной экспериментальной площадке « Совершенствование инновационной компетентности учителя в рамках профессионального объединения «Учительское единство». Руководитель данной РЭП - заведующая отделом инновационно-информационных образовательных технологий ОИУУ Савченко Л. В. Участники этого эксперимента - Снегирева И.С., Савостикова А.Б., Козик Л.Н., Дмитриева Н. А. имеют значительный опыт проведения ВКС-конференций. Руководитель РЭП Савченко Л.В. сама неоднократно проводила и участвовала в ВКС-конференциях, совершенствует методы их проведения. Результатом активного участия в экспериментальной деятельности является тот факт, что за последние годы трое учителей защитили кандидатские диссертации, шестеро стали победителями национального проекта «Образование»; повышают свою профессиональную компетентность и категорийность. Участие в работе РЭП «Развитие сетевого взаимодействия и освоение форматов ВКС-связи как важнейший этап деятельности инновационного образовательного учреждения» повышает инновационную компетентность и профессиональное мастерство учителей.
ВКС-технологии применяются и в других региональных экспериментальных площадках, функционирующих на базе гимназии №39 города Орла.
• «Оптимизация гуманитарного образования» (руководитель - доктор педагогических наук, профессор, проректор ОГУ Пузанкова Е.Н.).
• «Современные технологии в преподавании истории в средней и высшей школе: проблемы, взаимосвязь и преемственность» (руководитель - доктор исторических наук Гранина Л. В.).
Экспериментальная деятельность в рамках этих РЭП опирается на наш опыт гуманитаризации образования, осуществляемой на основе интеграции учебных дисциплин по текстовому пространству.
Учителя гимназии освоили формы проведения ВКС-конференций: урок, конференции, практикум, семинар, круглый стол, лекции.
Результативность и эффективность ВКС-конференций возрастает, когда они проводятся в интерактивном режиме: активными участниками ВКС-сеанса становятся не только ученики и учителя студии организатора, но и все студии -участники конференций.
Проведение ВКС-конференции в интерактивном режиме - это наиболее эффективная и продуктивная ВКС-технология, которая способствует освоению учащимися методов получения - добывания знаний, формирования универсальных учебных действий.
ВКС-обучение требует не только использования ИКТ, но и учет важных составляющих: выражение лица и мимики учителя, взгляд, голос, выразительность речи, жесты рук. Мы делаем ставку на компетентность учителей, которые соединяют в себе профессионализм, личностные, импровизационные, организаторские качества.
Такие учителя работают продуктивно, они эмоциональны, подвижны, аналитически и технологически подкованы, способны быстро и гибко реагировать на поведение участников обучения, изменять свою методику, подходить к обучению позитивно, ориентировано. Они не выдают готовую информацию, обеспечивают деятельностное обучение, побуждая мыслить, рассуждать, выступать, спорить, доказывать, отстаивать свою точку зрения.
За годы участия в «Гимназическом Союзе России» нами проведено более 100 ВКС-сеансов, более 80 в качестве активной студии. Наш опыт освоения и применения ВКС-технологий полезен школам города, региона и страны. Материалы конференций мы размещаем на своем сайте.
Инновационная деятельность гимназии носит выраженный творческий характер, повышает уровень педагогического мастерства, профессиональную культуру и качество образования.
Муниципальная бюджетная гимназия №39 имени Фридриха Шиллера г.Орла стала лидером Союза, признана Фондом поддержки образования ресурсным центром по апробации и внедрению ВКС-технологий.