УДК 34
ББК 67 © С.В. Бубнов, Э.В. Маркина, 2018
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ:
ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
Сергей Владимирович Бубнов, кандидат юридических наук
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: sergey.bybnov@mail.ru
Элеонора Викторовна Маркина, кандидат юридических наук
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: office@unity-dana.ru
Аннотация. Рассматриваются некоторые вопросы, посвященные нормативно-правовой системе, регламентирующей критерии оценки деятельности органов внутренних дел.
Ключевые слова: нормативно-правовая система, критерии оценки, деятельность органов внутренних дел.
ASSESSMENT OF THE ACTIVITY OF TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA: HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS
Sergey V. Bubnov, candidate of legal sciences
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow,
ul. Akademika Volgina, d. 12)
E-mail: sergey.bybnov@mail.ru
Eleonora V. Markina, candidate of legal sciences
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: office@unity-dana.ru
Annotation. The article discusses some issues related to the legal system governing the criteria for assessing the activities of the internal Affairs bodies.
Keywords: legal system, evaluation criteria, activity of internal Affairs bodies.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Бубнов С.В., Маркина Э.В. Оценка деятельности территориальных органов МВД России: историко-правовой анализ. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(5):240-243.
Для того чтобы функции контроля и надзора в ОВД в полной мере выполнялись, необходимо постоянно совершенствовать старые и разрабатывать новые критерии оценки деятельности органов внутренних дел. Без данных критериев оценка деятельности не будет объективной, а, следовательно, будет отражать лишь внешнюю стороны все работы проведенной ОВД, но, в свою очередь, игнорировать реальную ре-сурсозатратность и продуктивность данной работы [6].
Итак, для того чтобы объективно проводить оценку деятельности ОВД, нужно использовать такие критерии оценки, которые смогут в полной мере передать всю внутреннюю составляющую данной деятельности.
В первую очередь при решении проблемы критериев оценки деятельности ОВД необходимо опре-
делить объект оценки. Например, для того чтобы оценить работу уголовного розыска необходимо учитывать значение уровня преступности, раскрываемости преступлений, состояния преступности среди лиц, не достигших 18 лет, числа заведенных дел оперативного учета, соблюдения законности и другим показателям.
При проведении оценки деятельности ОВД необходимо четко разграничивать критерии, оценивающие состояние общественного порядка и раскрываемости преступлений и административных правонарушений, и критерии, оценивающие различные, отдельные мероприятия, проводимые сотрудниками ОВД, тем самым сравнивая затраченные различными подразделениями ОВД ресурсы для осуществления своих служебных обязанностей.
Количество раскрытых преступлений, зарегистрированных заявлений и обращений граждан, количество проведенных сотрудниками уголовного розыска оперативно-разыскных мероприятий — все данные показатели относятся к критериям оценки деятельности ОВД в целом, в количественном показателе, а эффективности служебной деятельности, в свою очередь, зависит от качества проведенной работы — мероприятия, проводимые для раскрытия преступлений, время, затраченное на проведение данных мероприятий, качество следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий.
Также, при оценке деятельности ОВД следует учитывать такие показатели, как количество отмененных прокурором постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела; количество отмененных прокурором постановлений о прекращении уголовного дела; количество незаконных арестов и задержаний; количество нарушений сотрудниками законности, в том числе превышение полномочий при выполнении служебных обязанностей [8].
При проведении оценки деятельности ОВД, можно выделить три уровня работы в данном направлении. Служебная деятельность ОВД оценивается по:
1) показателям состояния преступности и общественного порядка;
2) качественным и количественным характеристикам отдельных направлений деятельности сотрудников ОВД;
3) внутриорганизационному управлению ОВД.
Между данными уровнями существует прямая
зависимость и последовательное изучение деятельности сотрудников ОВД, в конечном итоге, позволит произвести объективную оценку реально проведенной ОВД работы за определенный промежуток времени.
В результате анализа практики, можно сделать вывод о том, что многие ученые, изучающие такую проблематику, как «Критерии оценки деятельности ОВД», имеют совершенно разные точки зрения.
После реформы Министерства внутренних дел в 2011 г., старый приказ МВД от 5 августа 2005 г. № 650 «Вопросы оценки деятельности ОВД РФ, отдельных подразделений криминальной милиции, МОБ, органов предварительного следствия и органов внутренних дел на транспорте» был упразднен.
Изучение данного приказа позволяет выделить в нем такие критерии оценки деятельности ОВД, как:
♦ рассмотрение обращений и заявлений граждан, иной информации о преступлениях и административных правонарушениях;
♦ пресечение и предотвращение преступлений и административных правонарушений;
♦ выявление преступлений и административных правонарушений;
♦ раскрытие преступлений и административных правонарушений;
♦ результаты работы органов предварительного следствия;
♦ результаты работы органов дознания;
♦ состояние общественного порядка и общественной безопасности на обслуживаемой территории [7].
В целом, данный приказ был ориентирован на повышение доверия граждан РФ к ОВД, путем ужесточения нормативно-правовой урегулированности деятельности органов внутренних дел, и повышения контроля за данной деятельностью.
В данном нормативно-правовом акте присутствуют некоторые новшества, по сравнению с более ранней нормативной базой, например, такие как: отсутствие в перечне критериев оценки деятельности ОВД такого критерия как «процент раскрываемости преступлений», признание главным критерием «количество тяжких и особо тяжких преступлений в сравнении с общим количеством совершенных преступлений».
Значительную роль, как и ранее, в данном приказе играл «Аналогичный показатель прошлого года», или АППГ, что, в частности вызывало некоторое снижение продуктивности деятельности ОВД, так как сотрудники территориального органа стремились лишь к тому, чтобы превысить показатель прошлого года, но у них отсутствовало стремление к дальнейшему повышению показателей, так как в следующем году их пришлось бы повышать еще больше [9].
После упразднения приказа № 650 и проведения реформы МВД был принят приказ МВД от 29 июня 2011 г. № 735 «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел», данный приказ практически дословно повторял приказ МВД № 650 и не нес в себе каких-либо разительных отличий.
Приказу МВД № 735 на смену пришел Приказ МВД России от 26 декабря 2011 г. № 1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов МВД РФ», в данном приказе, в отличии от преды-
дущего присутствовал ряд существенных отличий от приказа МВД № 650, а также прослеживалась другая тенденция оценки деятельности ОВД.
Основными критериями оценки деятельности ОВД стали:
♦ анализ общественного мнения о деятельности ОВД;
♦ анализ ведомственных показателей деятельности ОВД;
♦ анализ аналитических справок и иных документов, относящихся к деятельности ОВД;
♦ проведение проверок деятельности ОВД.
Статистические показатели деятельности ОВД
также претерпели некоторые изменения. Появился новый показатель: «Регистрация и рассмотрение сообщений о преступлениях», упразднился «аналогичный показатель прошлого года».
Проанализировав приказ МВД № 1310, можно сделать вывод о том, что основная его идея заключается в стремлении убрать из системы оценки и контроля за деятельностью ОВД так называемую «Палочную» систему. Теперь территориальным органам внутренних дел приходилось постоянно следить за статистикой иных территориальных органов и стремиться быть не хуже остальных [10].
Следующим приказом, регламентирующим критерии оценки деятельности ОВД, стал приказ МВД от 31 декабря 2013 г. № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов МВД РФ». В данном приказе большое внимание было уделено анализу общественного мнения о деятельности ОВД. АППГ хоть и не упоминается в данном приказе как статистическая характеристика, но все равно при анализе можно проследить зависимость критериев оценки деятельности ОВД от показателей за сходный прошлогодний период, что, на мой взгляд является ошибочной тенденцией, так как при учете аналогичного показателя прошлого года в учет берется только числовая статистика, например, не будет разницы между раскрытием серии квартирных краж, совершенных организованной преступной группой от раскрытия одно эпизодной кражи из дамской сумочки в общественном транспорте. Данные преступления требуют для своего раскрытия совершенно разного количества ресурсов и не должны при оценке деятельности ОВД сводиться к равнозначным показателям.
Таким образом, представляется разумным создание иного, более сложного критерия оценки дея-
тельности каждого сотрудника и ОВД в целом, который, не смотря на свою сложность и многострук-турность, мог бы в полной мере анализировать всю трудозатратность проведенной деятельности и таким образом более объективно проводить оценку деятельности. Такой показатель должен включать в себя все ресурсы, затраченные сотрудником на выполнение своих служебных обязанностей, непосредственные мероприятия, проводимые сотрудником, количество раскрытых преступлений и административных правонарушений, и иные, менее широкие, но не менее важные элементы деятельности каждого сотрудника. Данный критерий оценки деятельности ОВД, позволит в дальнейшем проводить реальный анализ деятельности отдельных территориальных органов внутренних дел и по результатам анализа осуществлять необходимые управленческие решения для повышения показателей конкретного территориального органа внутренних дел.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ).
2. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 5 августа 2005 г. № 650 «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, органов предварительного расследования и органов внутренних дел на транспорте».
3. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 735 «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».
4. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации».
5. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2013 г. № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации».
6. Арестова Е. Дознание в органах внутренних. М.: КноРус медиа, 2014.
7. Афанасьев Д.В. Административно-правовая деятельность штабных подразделений органов внутренних дел: Моногр. М.: Юнити-Дана, 2014.
8. Афанасьев Д.В., Хазов Е.Н. Административно-правовая деятельность штабных подразделений органов внутренних дел. М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2017.
9. Барсуков С.И., Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный). М.: Деловой двор, 2014.
10. Демидов Ю.Н., Костенников М.В., Куракин А.В. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник. В 2 ч. Ч. 1. Домодедово: ВИПК МВД России, 2016.
References
1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vse-narodnym golosovaniyem 12 dekabrya 1993 g.) (s uche-tom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30 dekabrya 2008 g. № 6-FKZ, ot 30 dekabrya 2008 g. № 7-FKZ, ot 5 fevralya 2014 g. № 2-FKZ, ot 21 iyulya 2014 g. № 11-FKZ).
2. Prikaz Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii ot 5 avgusta 2005 g. № 650 «Voprosy otsenki deyatel'nosti organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii, otdel'nykh podrazdeleniy kriminal'noy militsii, militsii obshchestvennoy bezopasnosti, organov pred-
varitel'nogo rassledovaniya i organov vnutrennikh del na transporte».
3. Prikaz Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii ot 29 iyunya 2011 g. № 735 «Voprosy otsenki deyatel'nosti organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii».
4. Prikaz Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii ot 26 dekabrya 2011 g. № 1310 «Voprosy otsenki deyatel'nosti territorial'nykh organov Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii».
5. Prikaz Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii ot 31 dekabrya 2013 g. № 1040 «Voprosy otsenki deyatel'nosti territorial'nykh organov Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii».
6. Arestova E. Doznaniye v organakh vnutrennikh. M.: KnoRus media, 2014.
7. Afanas'yev D.V. Administrativno-pravovaya deya-tel'nost' shtabnykh podrazdeleniy organov vnutrennikh del: Monogr. M.: Yuniti-Dana, 2014.
8. Afanas'yevD.V., KhazovE.N. Administrativno-pravovaya deyatel'nost' shtabnykh podrazdeleniy organov vnutrennikh del. M.: Yuniti-Dana, Zakon i pravo, 2017.
9. Barsukov S.I., Borisov A.N. Kommentariy k Fe-deral'nomu zakonu «O sluzhbe v organakh vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii i vnesenii izmeneniy v ot-del'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii» (postateynyy). M.: Delovoy dvor, 2014.
10. Demidov Yu.N., Kostennikov M.V., Kura-kin A. V. Administrativnaya deyatel'nost' organov vnutrennikh del: Uchebnik. V 2 ch. Ch. 1. Domodedovo: VIPK MVD Rossii, 2016.