Научная статья на тему 'Проблемное поле когнитивной лингвистики как теоретической основы лингвориторического изучения текстов философии Синтеза'

Проблемное поле когнитивной лингвистики как теоретической основы лингвориторического изучения текстов философии Синтеза Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
384
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКАЯ (ЛР) ПАРАДИГМА / ДИСКУРСИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ФИЛОСОФИЯ СИНТЕЗА / ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА / МЕТАГАЛАКТИЧЕСКАЯ ЭПОХА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чернышова Вера Владимировна

В статье проанализированы некоторые терминологические проблемы когнитивной лингвистики, инструментарий которой интегрируется в концептуальные построения лингвориторической (ЛР) парадигмы, избранной для анализа текстового массива Философии Синтеза, развивающей гуманистические идеи Философии русского космизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемное поле когнитивной лингвистики как теоретической основы лингвориторического изучения текстов философии Синтеза»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№1/2016

ISSN 2410-700Х

2LVorozhbitova A.A., Issina G.I. Systemness of Terminological Triads "Mentality - Mindset - Mental Space", "Concept - Text Concept - Discourse Concept": Linguo-rhetoric Aspect // European Researcher. 2013. Vol. (47). № 4-3. P.1014-1018.

22.Vorozhbitova A.A., Potapenko S.I. Linguistic & rhetorical paradigm as innovative theoretical methodological platform of studying discursive processes of East Slavic and Western cultures // European Researcher. 2013. Vol.(61). № 10-2. S. 2536-2543.

© B.B. HepHbimoBa, 2016

УДК 81

Чернышова Вера Владимировна

аспирант СГУ, г. Сочи, РФ E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ТЕКСТОВ ФИЛОСОФИИ СИНТЕЗА

THE PROBLEMATIC FIELD OF COGNITIVE LINGUISTICS AS THEORETICAL BASIS OF LINGUISTIC AND RHETORICAL RESEARCH OF "PHYLOSOPHY OF SYNTHESIS" TEXTS.

Аннотация

В статье проанализированы некоторые терминологические проблемы когнитивной лингвистики, инструментарий которой интегрируется в концептуальные построения лингвориторической (ЛР) парадигмы, избранной для анализа текстового массива Философии Синтеза, развивающей гуманистические идеи Философии русского космизма.

The article analyzes some terminological problems of the modern cognitive linguistics, which tools we plan to integrate into conceptual development of Linguistic and Rhetorical Paradigm. The last one is chosen by us for the linguistic analysis of the "Phylosophy of Synthesis" texts, which develop the humanistic ideas of Philosophy of Russian Cosmism.

Ключевые слова

Когнитивная лингвистика, антропоцентрическая лингвистика, языковая личность, лингвориторическая (ЛР) парадигма, дискурсивные процессы, Философия Синтеза, философия русского космизма,

метагалактическая эпоха.

Cognitive lingiustics, antropocentric linguistics, linguistic personality,Linguistic and rhetorical Paradigm, discourse processes, "Philosophy of Synthesis", Philosophy of Russian Cosmism, Metagalactic epoch.

Проведённые нами предварительные исследования показали актуальность разработки новой методики словарно-дефиниционной работы на основе интегративной лингвориторической (ЛР) парадигмы [4, 5, 7-10] с применением инструментария когнитивной лингвистики, что позволит создать новый словарь-справочник определённых уровневых констант бытия человека «Иерархические Части Человека» [12, 14]. Инструменты лингвокогнитологии, будучи интегрированы в концептуальные построения ЛР парадигмы, обогатят теоретико-методологический базис языковедческого исследования избранных текстов Философии Синтеза как новой современной практической философии [21], развивающей гуманистические идеи философии русского космизма, позволят выявить принципы и закономерности речемыслительной деятельности

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

языковой личности философа-космиста [11; см. также 10] в условиях новейшей «Метагалактической эпохи», сформулировать умозаключения и выводы, которые внесут вклад в теорию языка.

При анализе инструментария когнитивной лингвистики были выявлены некоторые терминологические проблемы, учёт которых будет являться залогом качества и актуальности ведущегося исследования. Когнитивной лингвистике, ее теории и практике, посвящено множество статей и фундаментальных трудов как в России, так и за рубежом, что указывает на бурное развитие этого направления в современном языкознании. В странах Европы, России, Америке и Китае действуют национальные ассоциации лингвистов-когнитологов, издаются профильные журналы (Вопросы когнитивной лингвистики, Cognitive Linguistics, Cognitive Psychology, Language and Cognition).

Современная российская когнитивная лингвистика получила название когнитивно-дискурсивной парадигмы, которая, как неоднократно отмечает Е.С. Кубрякова, наследует, наряду с общими установками когнитивизма, традиции отечественного языкознания и отечественной психологии, во многом продолжает идеи ономасиологического направления в анализе языковых явлений [17, с. 11-24]. Как ни странно (при обилии публикаций), достаточно непросто описать основные тенденции, которые сформировались в развитии когнитивной лингвистики на данный момент, поскольку они достаточно разнообразны, отличны по своим установкам и средствам анализа. Сложность реализации подобной задачи отягощается тем обстоятельством, что и в западной, и в отечественной традиции отсутствует единое и общепринятое определение некоторых терминов, начиная с основного - «когнитивный». С этим фактом столкнулись многие исследователи, среди которых А.А. Залевская, Е.С. Кубрякова, З.Д. Попова, И.А. Стернин, Р.М. Фрумкина. В частности, Р.М. Фрумкина отмечает: «к сожалению, термин «когнитивный» размыт и почти пуст» [22, с. 55], а Е.С. Кубрякова говорит о «некоторой неясности и расплывчатости самого термина «когнитивный» или даже понятия когнитивной лингвистики» [17, с. 4]. В итоге многие из «когнитивных» лингвистических исследований вполне могут не быть таковыми, в то время как многие семантические исследования, в прямую не ставя когнитивных задач, выполняют именно их (см. работы Ю.Д. Апресяна, Т.В. Булыгиной и А.Д. Шмелева, Н.Д. Арутюновой, И.Б. Левонтиной и др.).

Среди попыток, ставящих целью сопоставить практические и теоретические результаты деятельности различных школ, перевести на один язык их терминологический аппарат, выявить различия и сходства, можно назвать публикацию Е.В. Рахилиной, посвященную «переводу» основных терминов и задач когнитивного направления на язык Московской семантической школы [20]. Подобные исследования имеют несомненное значение, т. к. позволяют эксплицировать общность многих аспектов лингвокогнитологии и российских семантических направлений, до этого невидимых за специфичной терминологией каждого из подходов. Синергия достижений отечественной лингвистической традиции и западной когнитивистики способна обогатить любое исследование. Наличие указанной проблемы дает возможность Е.С. Кубряковой и В.З. Демьянкову утверждать, что область когнитивных исследований еще окончательно не сложилась [15, с. 54].

В рамках когнитивной лингвистики можно наблюдать изучение разных областей языкознания -словообразования, синтаксиса, морфологии. Большое внимание уделяется разработке разных видов семантики: концептуальной, прототипической, фреймовой (подробнее о развитии когнитивной семантики см.: [1; 23]). Е.С. Кубрякова, анализируя современное состояние когнитивной науки, отмечает, что на сегодняшний день можно говорить «о двух противопоставленных ветках когнитивизма - «машинной» и лингво-психологической, между которыми располагаются направления, тяготеющие к одному из названных полюсов» [16, с. 23]. В компьютерной (машинной) версии когнитивной науки преимущественно прослеживается связь основных проблем и достижений с электронно-вычислительной техникой.

Впрочем, не все когнитивные процессы возможно воспроизвести на компьютере, и для исследователя в первую очередь важны особенности, отличающие человека и машину. В познавательных процессах велико значение интуиции, фантазии, воображения, чего у машины нет; также необходим учет этнических и культурологических факторов. Обозначенным особенностям уделяется внимание во втором подходе. В лингвопсихологическом направлении в основном используются «данные естественной категоризации мира и изучаются особенности наивной картины мира, обыденного сознания» [16, с. 23].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

Достаточно подробно круг проблем, требующих рассмотрения в когнитивном аспекте, описывает Е.С. Кубрякова. Это проблема соотношения концептуальных систем с языковыми, научной и обыденной картин мира - с языковой, проблемы соотношения когнитивных или концептуальных структур нашего сознания с объективирующими их единицами языка, проблемы роли языка в осуществлении процессов познания и осмысления мира, в процессах его концептуализации и категоризации [17, с. 4-5].

Взаимосвязь процессов концептуализации и категоризации действительности демонстрируется в «Кратком словаре когнитивных терминов». Данные процессы представляют собой классификационную деятельность, но различаются по результату и/или цели деятельности: «первый направлен на выделение неких минимальных единиц человеческого опыта в их идеальном содержательном представлении, второй -на объединение единиц, проявляющих в том или ином отношении сходство или характеризуемых как тождественные, в более крупные разряды» [15, с. 93]. Под процессом концептуализации понимается «определенный способ обобщения человеческого опыта, который говорящий реализует в данном высказывании. Ситуация может быть одна и та же, а говорить о ней человек умеет по-разному, в зависимости от того, как он ее в данный момент представляет - и вот эти представления как раз и называются концептуализацией» [20, с. 7]. Как отмечает Е.В. Рахилина, данное понятие когнитивной лингвистики не является неожиданным, так как в Московской семантической школе и в Школе логического анализа языка достаточно широко используется термин «наивная картина мира», который служит неким посредником между действительностью и смыслом.

М.В. Пименова так видит соотношение понятий концептуализации действительности и наивной картины мира: «В современной лингвистике под языковой картиной мира традиционно понимается совокупность знаний о мире, которые отражены в языке, а также способы получения и интерпретации новых знаний» [19, с. 9]. В частности, она отмечает, что «наивные представления народа - это не что иное, как сложившаяся давно и сохранившаяся доныне национальная картина мира, дополненная ассимилированными знаниями, отражающая мировоззрение и мировосприятие народа, зафиксированная в языке, ограниченная рамками консервативной... культуры этого народа» [Там же, с. 10-11]. «При таком подходе язык может рассматриваться как определенная концептуальная система и как средство оформления концептуальной системы знаний о мире» [Там же, с. 9].

Таким образом, для решения общих задач, которые стоят перед языкознанием, современная когнитивная лингвистика предлагает комплексную программу, предназначенную для исследования сознания человека через призму языка, берется за основу рассмотрение знаний о мире и человеке, языка о языке, знания о знаниях, процессы концептуализации действительности, механизмы формирования картины мира и/или ее фрагментов, а также их объективации в языке.

Проанализированные проблемы, а также выявленные принципы, методы и приемы выделения и описания когнитивных структур, видение и подходы к конституированию знания посредством концептов, предлагаемые когнитивной лингвистикой, будут применены нами в запланированном исследовании. Хотя в формальном прочтении различные когнитивные структуры, являющиеся инвариантами познавательной деятельности индивида, отражают разного рода стереотипные ситуации, в нашем исследовании планируется экстраполировать данную методологическую базу для анализа речемыслительной деятельности, оформленной текстовым массивом Философии Синтеза. Главенствующим аспектом избран анализ определений новой терминологии, предлагаемой Философией Синтеза, прежде всего - при постулировании и характеризации такого антропоцентрического феномена, как «Части Человека» в «Метагалактическую эпоху» развития планеты Земля. В прикладном аспекте данная проблематика пересекается с концепцией ЛР образования как инновационной педагогической системы [2; 6], которая, в свою очередь может быть обогащена новыми синтез-философскими конфигурациями смыслов.

Список использованной литературы 1. Баранов А.Н. Постулаты когнитивной семантики / А.Н. Баранов, Д.О. Добровольский // Известия РАН. Сер. лит. и яз. 1997. т. 56. № 1. С. 11-21.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

2. Бурукина О.А., Ворожбитова А.А. Образовательные стратегии в условиях глобализации: лингвориторический аспект // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2014. № 19. С. 59-67.

3. Васильева Н.Д., Ворожбитова А.А. Дискурсивные процессы гносеологически ориентированной коммуникации как объекты лингвориторического исследования: алгоритмы и перспективы // Известия Сочинского государственного университета. 2014. №1 (29). С. 155-159.

4. Ворожбитова А.А. Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты: Монография. Сочи: РИО СГУТиКД, 2000. 319 с.

5. Ворожбитова А.А. Лингвориторическая системность парадигматики, синтагматики, эпидигматики дискурсивных процессов в аспекте категорий «концепт дискурса», «ментальное пространство», «возможный мир», «вариативная интерпретация действительности» // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2013. №18. С. 50-55.

6. Ворожбитова А.А. Лингвориторическое образование как инновационная педагогическая система (принципы проектирования и опыт реализации) [Электронный ресурс]: монография / А.А. Ворожбитова; под науч. ред. Ю.С. Тюнникова. 3-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2015. 312 с.

7. Ворожбитова А.А. Сочинская лингвориторическая школа: программа и некоторые итоги // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 1. С. 77-83.

8. Ворожбитова А.А. Теория текста: Антропоцентрическое направление: учеб. пособие. 3-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2014. 367 с.

9. Ворожбитова А.А. Алгоритмы и перспективы лингвориторического исследования аксиологической прагматики в динамике дискурсивных процессов // Известия Сочинского государственного университета. 2013. №1 (23). С. 177-181.

10. Ворожбитова А.А., Романенко Л.Л. Эзотерический дискурс-ансамбль в системе дискурсивных процессов гносеологически ориентированной коммуникации российского социкультурно-образовательного пространства // Известия Сочинского государственного университета. 2013. №3 (26). С. 189-193.

11. Ворожбитова А.А., Тихонова А.Б. Философия русского космизма в системе дискурсивных процессов: лингвориторическая специфика поэтически-художественного направления // Известия Сочинского государственного университета. 2013. №2 (25) С. 179-183.

12.Ворожбитова А.А., Чернышова В.В. Теоретико-методологическая основа исследования текстов «Философии Синтеза» в лингвориторической парадигме // Известия Сочинского государственного университета. 2015. №3-1 (36). С. 218-221. 0,16/0,16 п.л.

13.Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. 1994. № 4. С. 17-32.

14.Захарина О.А. Иерархия Человека // Экология сознания: Межотраслевой альманах. 2014. №2(45). С. 5455.

15.Краткий словарь когнитивных терминов / Сост. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. / Под общ. ред. Кубряковой ЕС. М., 1996. 248 с.

16. Кубрякова Е.С. Язык пространства и пространство языка (к постановке проблемы) / Е.С. Кубрякова // Известия РАН. Сер. лит. и яз. т. 56. 1997. № 3. С. 22-31.

17.Кубрякова Е.С. Семантика в когнитивной лингвистике (о концепте контейнера и формах его объективации в языке) // Известия РАН. Сер. лит. и яз. 1999. т. 58. № 5-6. С. 3-12.

18.Кубрякова Е.С. В поисках сущности языка: Вместо введения // Когнитивные исследования языка. Вып. IV. Концептуализация мира в языке: коллектив. моногр. М.; Тамбов, 2009. С. 11-24.

19.Пименова М.В. Этногерменевтика языковой наивной картины внутреннего мира человека: монография. Кемерово: Кузбассвузиздат, Landau: Verlag Empirische Pädagogik, 1999 (Серия «Этно-герменевтика и этнориторика». Вып. 5).

20.Рахилина Е.В. О тенденциях в развитии когнитивной семантики // Известия РАН. Сер. лит. и яз. 2000. т. 59. № 3. С. 3-15.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№1/2016

ISSN 2410-700Х

21.Сердюк В.А. Метагалактический Манифест. М.: ООО "Ваш полиграфический партнер", 2012. 88 с.

22.Фрумкина Р.М. Самосознание лингвистики - вчера и завтра // Известия РАН. Сер. лит. и яз. 1999. т. 58. № 4. С. 21-28.

23.Ченки А. Современные когнитивные подходы к семантике: Сходства и различия в теориях и целях // Вопросы языкознания. 1996. № 2. С. 68-78.

© В В. Чернышова, 2016

УДК 378

Шильникова Ирина Сергеевна

канд. филол. наук, доцент МИЭЛ ИГУ

г. Иркутск, РФ E-mail: [email protected]

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕМЬЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОГО ТИПАЖА THE MAN OF PROPERTY НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЖОНА ГОЛСУОРСИ

Аннотация

В статье описываются лексические и стилистические средства репрезентации одной из базовых ценностей лингвокультурного типажа THE MAN OF PROPERTY на материале произведений Дж. Голсуорси.

Ключевые слова

Лингвокультурный типаж, концептуализоровать, ценностная доминанта, стилистические средства.

Экономические, политические и исторические события, происходившие в Великобритании конца XIX - начала XX веков, позволяют говорить о том, что знаковой фигурой английской лингвокультуры исследуемого периода является лингвокультурный типаж THE MAN OF PROPERTY, который представляет собой важный источник информации о фундаментальных ценностях национальной культуры исследуемого социального класса.

Лингвокультурный типаж THE MAN OF PROPERTY - обобщенный образ личностей, чьё поведение и чьи ценностные ориентации существенным образом влияют на лингвокультуру исследуемого периода и являются показателями этнического и социального своеобразия общества.

Жизненный стиль людей, определяемый ценностной доминантой собственности, предполагает расширенные семьи-кланы и особую власть старших членов семьи (распорядителей собственности). Браки совершаются не только по взаимному выбору супругов, но представляют собой, прежде всего, символическую инкорпорацию в большую семью-клан. Оптимальным периодом жизни считается период позднего среднего возраста [5, с. 11]. Семья исследуемого лингвокультурного типажа состоит из супругов и детей. Многочисленные близкие родственники, объединенные линией родства, стремлением сохранить капитал внутри ядерной семьи и часто профессиональными интересами образуют закрытые клановые отношения. Между поколениями существует авторитарное общение, при котором зрелость представителей мужского пола наступает после достижения определенной материальной независимости и приобретения умения извлекать выгоду из унаследованного капитала. Для женщин период зрелости наступает после вступления в брак и появления детей. Существенную роль играют портреты предков, родовые поместья, передающиеся от отцов к сыновьям личные имена.

Основной лексической единицей номинирующей семейные отношения является лексема family - 'a group of individuals living under one roof and usually under one head' [10]. Наряду с ней в оценочных высказываниях собственников употребляются слово people и сочетание слов kith and kin, вербализующие клановость отношений:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.