_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
определенного отношения к информации: положительного (delish - delicious), отрицательного (simp -simpleton) или ироничного (lecky - electrician).
Таким образом, в настоящее время исследование усечений становится одной из самых актуальных проблем современной лингвистики. Важно учитывать, что в разных печатных изданиях усечения используются с различной частотностью. Так, наиболее часто данные лексические единицы встречаются в статьях "желтых" изданий, авторы которых стремятся к экспрессивности выражения, привлечению внимания читателей, и наименее часто - в статьях солидных официальных изданий, авторы которых более тщательно отбирают лексические средства. Таким образом, использование усечений в текстах СМИ отражает специфику и характер этих СМИ с точки зрения их главной коммуникативной задачи - оказания воздействия на целевую аудиторию. Список использованной литературы:
1. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Эксмо, 2008. - 944с.
2. Соловьева Н.А. Функционально-прагматическая специфика усечений в текстах печатных СМИ (на материале британской и американской прессы начала XXI века) / Н.А. Соловьева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Научный журнал. Аспирантские тетради. - СПб, 2007. - №18 (44). - с.247-255. (0,9 п.л.).
3. Алексеев Д.И. Сокращенные слова в русском языке. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1979. - с.3-40.Соловьева Н.А. Усечения в современной англоязычной прессе. Автореф. дис... канд. фил. наук. -Пятигорск: ПГЛУ, 2009. - 24 с.
4. Бондарь А.С. Усечения в языке современной американской прессы. «Взаимодействие языков и культур в современном мире»: Сборник материалов Международной студенческой научно-практической конференции, 8 апреля 2015 г. - Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2015. - с.325-331
© А.С.Бондарь, 2016
УДК 81
Ворожбитова Александра Анатольевна
д-р филол. наук, д-р пед. наук, профессор СГУ,
г.Сочи, РФ E-mail: alvorozhbitova@mail.ru
ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА КАК КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ФОРУМА ФИЛОЛОГОВ В СОЧИ
LINGUISTIC AND RHETORICAL PARADIGM AS A CONCEPTUAL BASIS FOR PHILOLOGICAL FORUM
Аннотация
Характеризуется комплексный филологический проект «Профессиональная языковая личность: форум русистов в Сочинском государственном университете (10-13 мая 2017 г.)», разработанный в русле теории и методологии Сочинской лингвориторической (ЛР) школы.
Abstract.
The article characterises a complex philological project "Professional Linguistic personality: forum of specialists in Russian philology in Sochi State University (May 10-13, 2017), which is prepared with regard to theoretical and methodological traditions of Sochi Linguistic and Rhetorical School.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
Ключевые слова
Лингвориторическая (ЛР) парадигма, Сочинская ЛР школа, профессиональная языковая личность,
речемыслительная культура.
Keywords
Linguistic and rhetorical (L&R ) Paradigm, Sochi Linguistic and Rhetorical School, professional linguistic
personality, verbal and cogitative culture.
В русле теории и методологии Сочинской лингвориторической (ЛР) школы выполнена перспективная разработка комплексного филологический проект «Профессиональная языковая личность: форум русистов в Сочинском государственном университете (10-13 мая 2017 г.)». Системообразующей для комплексного филологического проекта служит проблематика русскоговорящей профессиональной языковой личности, рассматриваемой в русле концепций лингвориторической парадигмы и непрерывного лингвориторического образования. С позиций литературоведения последняя разрабатывается в аспектах как писательского творчества («языковая и литературная личность автора»), так и научного филологического поиска («языковая личность ученого»), с позиций как формирования, так и самопроектирования профессиональной языковой личности. В результате будут сформулированы предложения по новым направлениям исследований в пограничных зонах филологических и педагогических дисциплин, предложены новые практические рекомендации для образовательной сферы. Стратегическая цель -становление, формирование и самопроектирование сильной русскоговорящей языковой личности диалогического, демократического, поликультурного типа на всех образовательных ступенях в планетарном масштабе. Для этапов высшего и поствузовского образования актуальны вопросы подготовки профессиональной языковой личности самого преподавателя русского языка и литературы, русиста-исследователя; в продуктивно-творческом аспекте - становление в образовательном процессе русского (русскоязычного) писателя как литературной личности особого типа, методы и приемы индивидуальной работы с одаренной молодежью.
Цель проекта - организация, дискуссионное стимулирование, синергетическое развитие и популяризация результатов эффективной коллегиальной речемыслительной деятельности участников форума - специалистов в области русской филологии, литературоведения, языковедения, речеведения, преподавания русского языка, риторики, русской литературы - представителей России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Новый проект Сочинского госуниверситета включает цикл филологических мероприятий и, тем самым, формирует многомерный исследовательский континуум ментального пространства коллегиальной языковой личности отечественных и зарубежных русистов. Вкратце охарактеризуем каждое мероприятие.
- II Стратегическая сессия «Совещание экспертов-филологов российских и зарубежных вузов по проблемам формирования речемыслительной культуры в высшей школе» выполняет установочно-идеологическую функцию. Концептуальная идея «Русскому миру - непрерывное лингвориторическое образование» на первом уровне детализации включает следующие направления разработки: 1) универсальные алгоритмы лингвориторики и преемственность ступеней обучения в области формирования прагматикона, тезауруса, ассоциативно-вербальной сети профессиональной языковой личности; 2) интегральная лингвориторическая компетенция (языковая, текстовая, коммуникативная, этнокультурно-речевая субкомпетенции) и механизмы ее реализации как ядро системного применения компетентностного подхода ФГОС в практике формирования речемыслительной деятельности обучающегося; 3) высшая школа как плацдарм для системной разработки резервов повышения эффективности русскоязычной социальной коммуникации: оратория, полемика, дискуссия, беседа, семинар, мозговой штурм; литературная рецепция, репродукция, творческая продукция; институциональные виды дискурса (общественно-политический, педагогический, журналистский, PR, рекламный и др.).
- Международная научно-методическая конференция «Лингвориторические основы самопроектирования сильной языковой личности диалогического типа (русский язык как родной, как
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№1/2016
ISSN 2410-700Х
государственный, как иностранный)» базируется, в том числе, на концепции непрерывного лингвориторического образования Сочинской школы. Полученные в ходе обсуждения результаты, концептуальные обобщения и выводы, выдвинутые и обоснованные положения теоретико-методологического характера и практико-ориентированные разработки позволят решать новые задачи в области изучения и формирования оптимальной речемыслительной деятельности сильной русскоговорящей языковой личности, как «первичной», так и «вторичной», а также в сферах филологических исследований, педагогических изысканий, образовательной практики и воспитательного процесса.
- На форуме продолжится разработка проблематики успешно проведенной в СГУ 23-25 мая 2015 г. Международной научно-методической конференции «Творчество русскоязычных писателей, покинувших Россию в 80-90-е годы ХХ века: проблемы системного научного осмысления и популяризации». Ее участники справедливо подчеркивали особую роль данного проекта в обобщении исследовательских работ по детерминантам научного осмысления творчества российских писателей в общемировом контексте. Это продиктовало необходимость проведения такой конференции на регулярной основе (через два года). Основными объектами изучения являются: 1) третья и четвертая волны русской литературной эмиграции, их специфика (тематическое и жанровой своеобразие); 2) творчество писателей-эмигрантов 80-90-х годов ХХ века в общем контексте русского литературного зарубежья постсоветского периода, включая современность; 3) «белые пятна» в изучении литературного процесса русского зарубежья предшествующего периода (в том числе творчества русских и русскоязычных писателей стран СНГ).
Таким образом, гости «летней столицы России» станут участниками специфических и в то же время взаимосвязанных научных конференций, согласно главным отраслям филологической науки: 1) языковедение (включая речеведение) и методика преподавания русского языка; 2) литературоведение и методика преподавания русской литературы. При частично пересекающемся составе филологов первая конференция консолидирует усилия прежде всего лингвистов и методистов, специалистов по теории языка, текста и дискурса, по риторике, по методике преподавания русского языка в трех его лингводидактических ипостасях: родной, государственный, иностранный. Во второй конференции смогут в большей степени принять участие литературоведы, литературные критики, методисты в области преподавания литературы, зарубежные русскоязычные авторы. Материалы сессии и конференций будут опубликованы в выпусках журнала «Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты», № 22 (1, 2) за 2017 г.
© А.А. Ворожбитова, 2016
УДК 81
Ворожбитова Александра Анатольевна
д-р филол. наук, д-р пед.наук, профессор СГУ,
г.Сочи, РФ E-mail: alvorozhbitova@mail.ru
ПРОБЛЕМА ПИСАТЕЛЬСКОЙ ДИСКУРСИВНОЙ СТРАТЕГИИ В ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ
THE PROBLEMATICS OF A DISCOURSE STRATEGY OF A WRITER IN THE LINGUISTIC AND
RHETORICAL PARADIGM
Аннотация
Теоретическая проблема научной интерпретации писательской дискурсивной стратегии раскрывается с позиций Сочинской лингвориторической (ЛР) школы.