УДК 351/354:331.538.2
О.И. Белякова
ПРОБЛЕМНО ЛИ УПРАВЛЕНЦУ ТРУДОУСТРОИТЬСЯ?
Анализируются проблемы, возникающие при обучении и последующем трудоустройстве по специальности «Государственное и муниципальное управление». Актуализирована проблема поиска заказчиков для выпускников российских высших учебных заведений.
Ключевые слова: знания, конференция, менеджер, образование, органы управления, работодатель, профессиональная ориентация, профессия, управление, успешность.
O. Belyakova
WHETHER IT IS DIFFICULT OR NOT TO FIND A JOB FOR MANAGER?
The article views the topical issues in the field of training and opportunities for jobs in a speciality "Public administration" for graduates of the Russian higher educational institutions.
Keywords: knowledge, conference, manager, education, governing bodies, employer, vocational guidance, profession, management, success.
Считаю данную тему актуальной, так как не слишком часто слышу о том, что выпускники вузов, обучавшиеся по специальности «Государственное и муниципальное управление» (ГМУ), работают затем по данной специальности. Некоторые из них сами сошли с протоптанной пятью годами дороги, а большая часть физически не смогла найти себе работу по полученной в вузе специальности. Уже сегодня я хочу знать: какая работа ждёт меня по выпуску, чтобы чётко видеть свою цель и во время учёбы предпринять необходимые усилия для её достижения.
На мой взгляд, неопределённость будущей профессии перерастает в серьёзную проблему для обучающихся. Эта проблема сложилась, в первую очередь, из-за того, что знания и навыки, полученные в вузах, не совпадают с требованиями работодателей, а факультеты продолжают выпускать зачастую не востребованных молодых специалистов. Так, по данным журнала «Русский репортёр» по специальности, записанной в дипломе, в России в настоящее время работают лишь 1,4 % математиков и статистиков, 8,1 % специалистов в области естественных и технических наук, 10,2 % специалистов в области биологических и сельскохозяйственных наук. Как оказалось, наиболее «верно трудоустраиваются» специалисты в области здравоохранения - 74,3 % [1].
На мой взгляд, зачастую сами органы управления, куда планируют идти по выпуску студенты, не знают собственных потребностей. Поэтому руководство вуза и его профессорско-преподавательский состав опираются только на требования Госстандарта, и не всегда могут конкретно ответить на вопрос: какие навыки и умения должны быть у выпускника на «выходе» для конкретных организаций, учреждений и предприятий. В вузах должны быть подразделения, которые бы постоянно корректировали учебный процесс под требования будущей профессии и будущих работодателей. Тогда проблема недостатка информации о потребностях будущих работодателей решится.
Наша Академия сама определяет программу для студентов, содержащую в себе значительный военный уклон. Это факт, обусловленный даже самим названием: «Академия гражданской защиты МЧС России», подразумевающим под собой предупреждение, спасение и помощь. Студентам и курсантам, обучающимся в нашей Академии, например, по специальности защита в
84 -
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'3
чрезвычайных ситуациях (ЧС), командная тактическая сил гражданской защиты - значительно проще понимать: к чему они готовятся. У нас учебной программой предусмотрены различные практики, выезды, секции, водолазная подготовка, занятия по медицине катастроф, где имеется соответствующее оборудование и каждый имеет возможность научиться делать искусственное дыхание, массаж сердца и перевязку, студенты проходят полосы препятствий, получают практику взрывных работ и т. д. Но от того, что человек знает как правильно надеть противогаз, он не научится управлять людьми, даже, к примеру, теми, кто их будет одевать.
Получается некий недостаток конкретных знаний и прикладных навыков в области управления людьми и коллективами у тех, кто после выпуска из Академии действительно желает работать в органах государственной власти и управления. И по выпуску студенты сталкиваются с проблемой их трудоустройства, казалось бы, получив очень перспективную и востребованную специальность. Ведь сегодня выпускников не распределяют на конкретные рабочие места (как это было в СССР), где нужно было отработать определённый срок в обязательном порядке. Для кого-то это было в тягость, а для большинства, полагаю, это было большим опытом, первой ступенью серьёзной карьеры. Диплом высшего учебного заведения давал им уважение, престижную работу, хорошую должность. Но в последнее время он перестал быть простым пропуском в мир больших возможностей.
Для лучшего понимания данной проблемы я сама провела опрос (не репрезентативный пока, т. к. было опрошено всего 20 человек) среди выпускников 2011 года нашей Академии по специальности ГМУ. По данным опроса, в структуре МЧС работают четыре человека (в ВНИИ ГОЧС), один человек в мобилизационном органе и один - в муниципальном органе в Строгино. Своей заработанной платой довольна только одна выпускница 2011 года, работающая в мобилизационном органе, остальные ответили, что от зарплаты они ожидали большего, что работают за счёт премиальных, которые выплачиваются не регулярно. При этом часть опрошенных выпускников, работающих в коммерческих организациях, не жалуются ни на зарплату, ни на график работы. Большинство из них пытались устроиться по своей специальности после выпуска, но не прошли собеседование, оказались «не подходящими». Фраза «выпускников ГМУ никто не ждёт» присутствовала в ответах почти каждого опрашиваемого, даже среди тех, кто по специальности всё-таки устроился. Только одни терпеливо ждут и идут по карьерной лестнице медленно, но верно, другие же переквалифицировались на другую специальность.
Также я решила опросить студентов специальности ГМУ, которым до выпуска остался один год, чтобы понять: видят ли они к концу своего учебного пути перспективы своей специальности, и волнует ли вообще их данный вопрос. Опрошено было девятнадцать человек, из них семь человек и не собирались связывать свою дальнейшую жизнь с органами государственной власти и управления. Почему? Дело в том, что их поступление на эту специальность было вызвано желанием получить диплом такого престижного вуза, как наша Академия. То есть и проблема трудоустройства их не волнует. Они знают, что с полученными в Академии гражданской защиты знаниями, они смогут легко трудоустроиться в коммерческую организацию любой области, а на специальность акцент не ставили ещё с самого начала, считая, что такая низкооплачиваемая работа им не нужна, и вообще устроиться работать в государственные учреждения без связей невозможно.
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'3
Четыре студента нынешнего 4-го курса (из девятнадцати) поступали на ГМУ осознанно и в будущем хотят работать по своей специальности, так как считают ситуацию в нашей стране неутешительной, и как будущие чиновники хотят привести в порядок страну, в которой мы живём, хотя бы на местном уровне. При ответе этих людей невольно вспоминается повесть М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», в которой чётко прослеживается мысль о нужности чиновников, которые возьмут в свои руки бразды управления и наведут в стране порядок. Во всех произведениях этого русского сатирика описывался народ, который был до жути ведомым, им управляли, как пешками сменяющие друг друга градоначальники. Счастья это никому не приносило, однако никто не стремился что-то менять. Люди сидели и ждали, когда очередной начальник придумает себе ещё какую-нибудь забаву в своём управлении страной.
Остальные опрашиваемые мною студенты ответили, что было бы неплохо направить полученные знания в практическое для себя русло. Они не хотят работать по специальности другой отрасли, ведь это значило бы, что время обучения в Академии гражданской защиты прошло зря. Но они обозначили существующую проблему непонимания их будущей профессии и по большей части отсутствие интереса к ней. Возможно, это вызвано тем, что при поступлении этого потока студентов был ограниченный выбор - или ГМУ или ЗЧС. И те, кто просто хотел учиться именно в этой Академии, имел интерес к военной специфике или просто не успел поступить куда-то ещё, просто пробовали поступить на одну из имеющихся специальностей. Сейчас, на мой взгляд, эта проблема решена тем, что выбор специальностей значительно вырос. И те, кто ставил перед собой цель закрепить свою будущую профессию престижностью вуза Академии гражданской защиты, достиг этого, не ущемляя своих интересов и предпочтения будущей карьеры. Тем самым студенты, обучающиеся по специальности ГМУ, уже более осознанно и целеустремлённо получают соответствующие знания и навыки.
Также я считаю, что студентам не просто осознать специфику специальности ГМУ, так как одних теоретических знаний недостаточно. На мой взгляд, должна быть сформирована программа обучения, развивающая в студентах навыки, которые они смогут применить в дальнейшем на работе по их специальности. Нужно держать их в полной информированности по всем вопросам, касающимся работы в государственных органах и коммерческих структурах. Понятно, что невозможно устроить выезд на какие-то собрания и совещания чиновников, но показывать, например, видео- и документальные фильмы с различными встречами и проведением круглых столов, где обсуждаются вопросы управления, было бы очень полезным.
Я обратила внимание на то, что нынешнему первому курсу, обучающемуся уже в рамках ГОС третьего поколения, читается дисциплина «Введение в специальность». Полагаю, что это очень хорошо прямо с первого курса «погружать» студентов в будущую профессию, так как эта дисциплина содержит в себе изучение профессиональной деятельности людей. То есть - описание будущей профессии, основные требования, предъявляемые к специалисту и его психофизиологическим качествам, выявление факторов, обусловливающих успешность специальности. Также следует с первого курса предлагать им на практических занятиях участвовать в профессиональной подготовке сотрудников Академии. Ими должны быть изучены условия и процесс будущей работы, её результаты, степень ответственности, система оплаты труда, перспективы карьерного роста, привлекательные стороны работы и её трудности, чтобы выпускники были к ним готовы и не бро-
86 _
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'3
сали всё на полпути, встретившись с проблемой трудоустройства. Можно, наверно, всё это разбить на несколько дисциплин.
Мне известно, что нынешней первый курс будет изучать документооборот, что, на мой взгляд, - значительный шаг вперёд на пути совершенствования программы обучения студентов. Ведь эта дисциплина направлена на изучение документации, на овладение навыками составления письменного обращения, отчёта. Я считаю, что такие изменения снижают описанную мной проблему трудоустройства молодых специалистов и повышают степень их подготовленности к будущей профессии. На мой взгляд, следующим шагом совершенствования программы обучения специальности «государственное и муниципальное управление» было бы создание в нашей Академии центра профессиональной ориентации. Суть в том, что у каждого человека есть и гуманитарные наклонности, и технические. У кого-то они выражены сильнее, а у кого-то могут быть не выражены совсем. В последнем случае обучаемый не может объективно оценить свои возможности при выборе будущей профессии, соответственно делает неправильный выбор учебного заведения. В нашей Академии, как и в любом другом вузе, данная проблема решается исходя из оценок студента, путём, как правило, отчисления. К примеру, человек, учащийся на математическом факультете и не сдавший математику или физику, вынужден покинуть Академию. И это логично, но только в определённой мере. Человек не умеющий сориентироваться и показать свои знания на экзамене, вряд ли сможет работать в сфере, где ему эти знания будут необходимы, хотя бы на начальном этапе.
Но важно исходить и из личностных качеств человека, его психологии, что, так же как и знания, является составляющей успеха в его карьере. На мой взгляд, эту функцию должен в себя включать центр профориентации. Чем он должен заниматься? Полагаю, что, в первую очередь, специалистам этого центра следует оценить возможности студентов овладеть той или иной профессией, помочь им выбрать правильную профессию, расширять общий и профессиональный кругозор обучаемых, подготавливать их к полноценной жизни и работе в современном обществе по соответствующей специальности. В данный момент я рассматриваю конкретно специальность ГМУ, однако считаю, что данный центр может охватывать все специальности Академии.
То есть данный центр должен выполнять свои функции ещё при поступлении студентов в Академию. Например, с помощью тестов или беседы, которые определяли бы, склонен ли человек к специальности ГМУ, осознан ли его выбор. Примерно такие тесты получили название профотбор и проводятся с поступающими в нашу Академию курсантами. Целью данного отбора является определение готовности абитуриента к такой важной и ответственной профессии, как спасатель, определить степень его стрессоустойчивости, быстроту реакции. У студентов данный отбор не проводится. А, на мой взгляд, это во многом сократило бы число отчисленных после сессии или тех, кто ещё во время учёбы понял, что «это не его» и покидал Академию по своему желанию. А такие обучаемые, как мне известно, были ранее, есть они и сейчас.
На мой взгляд, в программе обучения студентов и слушателей по ГМУ должно быть чёткое разграничение на три группы. Первую группу составят теоретические знания, полученные студентами на лекциях и проверенные на семинарах. Вторую группу - практические навыки и умения, получаемые в ходе нескольких практик и посещений органов государственной власти и местного самоуправления, центров и организаций МЧС России. И, наконец, третья группа творческих зна-
_ 87
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'3
ний, навыков и умений это - ориентированные на психологическое сознание студента, проводимые центром профориентации и получаемые во время занятий в научных кружках, на научных семинарах и конференциях.
Соответственно, предлагаемый мной центр профориентации должен реализовывать свои функции и во время обучения, должен быть направлен на формирование в голове обучаемого его карьерной лестницы и на помощь в развитии недостающих способностей. Для этого центр профориентации должен располагать информацией о трудоустройстве студентов и иметь контакт с организациями и органами государственной службы, чтобы проводить необходимые мероприятия с центрами занятости (например, Московской области и г. Москвы). Эти мероприятия должны включать в себя различные тренинги, где будут описаны методы эффективного руководства, то есть, как грамотно преодолевать сложные ситуации, разрешать конфликты, как найти правильный подход к подчинённым. Проводить их должны приглашённые специалистами центра профориентации директора подразделений, руководители и менеджеры отделов, связанных с госслужбой. То есть полученные на лекции знания (скажем, на таком предмете, как управление персоналом) студент может закрепить тренингом по действиям в реальной, а не в придуманной, ситуации из опыта различных органов и организаций.
Исходя из названия тренинга, работники центра смогут проводить тесты и беседы, где студент ставит себя на место руководителя и планирует свои действия. Это может быть реализовано ещё с помощью проведения круглых столов, деловых игр. В центре профориентации могут проводиться семинары, например о развитии харизмы руководителя. Семинары должны проводить приглашённые сотрудники компаний, чья деятельность связана с публичными выступлениями. То есть, прослушав лекцию о том, как важна грамотность и личный стиль руководителя, студент закрепляет свои знания детальным рассмотрением секретов эффективного управления. Сюда могут входить занятия по формированию визуального имиджа, где имиджмейкеры учат правильно производить первое впечатление на окружающих посредством одежды, аксессуаров, мимики, жестов. На мой взгляд, такие мероприятия центра профориентации будут очень интересны студентам и полезны для осознания их будущей профессии и приведут к большему пониманию требований организаций и органов управления при устройстве к ним на работу.
Эффективность обучения и подготовки специалистов в Академии повышается из года в год. Установление сотрудничества между Академией и работодателями государственных учреждений только повысит эту эффективность, а соответственно и количество выпускаемых востребованных специалистов.
Предложенный мной центр профориентации помогал бы и не определившимся абитуриентам разобраться в своих предпочтениях, и уже обучающимся студентам развивать их навыки и способности, связанные с будущей профессией.
В Академии гражданской защиты с каждым годом растёт профессионализм научно-педагогического состава, уровень технической оснащённости подразделений, но ведь на достигнутом никогда нельзя останавливаться.
Литература
1. Золотухина Д., Скарлош С., Тарасевич Г. Выбрать себе жизнь // Русский репортёр. 2012. № 21. С. 52.
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'3