Научная статья на тему 'Оценкасоциальнойэффективностиуправления профессиональным развитием студентов'

Оценкасоциальнойэффективностиуправления профессиональным развитием студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ СТУДЕНТОВ / VOCATIONAL GUIDANCE / STUDENTS VOCATIONAL GUIDANCE / SOCIAL MANAGEMENT EFFICIENCY / INDICATIONS AND CRITERIA OF MANAGEMENT EFFICIENCY IN STUDENTS VOCATIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забнева Э. И.

Рассмотрена профессиональная ориентация молодежи как управляемый социальный процесс. Выделены критерии и показатели социальной эффективности управления профессиональным развитием студентов. Представлены результаты аналитического сравнительного социологического исследования эффективности вузовской модели управления профориентацией молодежи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUATION OF SOCIAL MANAGEMENT EFFICIENCY IN STUDENTS VOCATIONAL DEVELOPMENT

Students vocational guidance as controlled social process is considered in this article. Indications and criteria of social management efficiency in students vocational development are marked here out. Analytical comparative sociological research of vocational guidance management model in the higher educational institutions is done. Its results are set out in the work.

Текст научной работы на тему «Оценкасоциальнойэффективностиуправления профессиональным развитием студентов»

УДК 37.013.78

Zabneva E.I. VALUATION OF SOCIAL MANAGEMENT EFFICIENCY IN STUDENTS VOCATIONAL DEVELOPMENT.

Students vocational guidance as controlled social process is considered in this article. Indications and criteria of social management efficiency in students vocational development are marked here out. Analytical comparative sociological research of vocational guidance management model in the higher educational institutions is done. Its results are set out in the work.

Key words: vocational guidance, students vocational guidance, social management efficiency, indications and criteria of management efficiency in students vocational development.

Э.И. Забнева, соискатель АГПА, г. Новокузнецк, E-mail: fgo@kuzstu-nf.ru

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ СТУДЕНТОВ

Рассмотрена профессиональная ориентация молодежи как управляемый социальный процесс. Выделены критерии и показатели социальной эффективности управления профессиональным развитием студентов. Представлены результаты аналитического сравнительного социологического исследования эффективности вузовской модели управления профориентацией молодежи.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное развитие студентов, социальная эффективность управления, критерии и показатели эффективности управления профессиональным развитием студентов.

Профессиональная ориентация молодежи является управляемым социальным процессом [1]. В содержание данного понятия мы включаем управление формированием профессионального выбора, профессионального развития и профессионального становления личности, проявляющихся на поведенческом и ценностном уровне.

Профессиональный выбор рассматривается нами как социальный процесс, предполагающий в результате готовность учащихся к реализации обоснованного профессионального плана, построенного на их информированности о рынке образовательных услуг и современных требованиях рынка труда, о выбранной профессии и путях ее получения, о своих склонностях и способностях, а также на сформированном позитивном отношении к труду как к жизненной ценности.

Под профессиональным развитием понимается процесс формирования потребности личности в получении профессиональных знаний, устойчивых познавательных интересов, наличие интереса к избранной профессии в системе ценностных ори-ентаций. Профессиональное становление трактуется как социальный процесс, результатом которого является готовность молодого специалиста к адаптации в реальных социально-экономических условиях рынка и успешная профессиональная идентификация

Актуальность исследования процесса управления профориентацией молодежи связана с рядом обстоятельств.

Сегодня в регионах, как правило, нет социального института, наделенного соответствующими полномочиями и координирующего профориентационные процессы на рынке труда, управление профориентацией осуществляется преимущественно на уровне отдельных субъектов [2]. Ситуация неинтегрированного управления профориентацией требует обеспечения планомерного ее проведения, координации действий различных социальных институтов, участвующих в ее решении, разграничения функций между ними, своевременного решения организационных вопросов.

Помимо этого до сих пор остаются дискуссионными вопросы социальной эффективности профориентации молодежи [3]. Практически отсутствует апробированная диагностическая и нормативно-правовая база для организации и проведения систематического изучения социальной эффективности профессиональной ориентацией молодежи.

В качестве одного из способов решения актуальных задач управления этой сферой мы предлагаем реализацию модели управления профориентацией молодежи в системе работы вуза. Нами предложено оценивать эффективность управления процессом профессиональной ориентации молодежи по результату профессионального выбора, развития и становления личности.

Мы выделяем следующие критерии эффективности управления профориентацией молодежи:

- потребность как определенное состояние, стимулирующее деятельность, направленную на восполнение недостатка в обоснованном выборе профессии, в получении профессиональ-

ных знаний, в самореализации личности в профессиональной деятельности;

- информированность как обобщенную в сознании индивида субъективную оценку накопленных сведений и знаний в области профессионального самоопределения;

- готовность как активное состояние личности, установку на определенное поведение, положительную мотивацию к реализации личностного профессионального плана;

- отношение как эмоционально-волевую установку личности на позитивное восприятие себя в профессиональной деятельности, выраженное в определенной жизненной позиции;

- удовлетворенность как объединенную в сознании индивида совокупность его восприятия и оценок профессиональной самореализации, состояние сбалансированности желаемого и достигнутого результата;

- успешность как определенный уровень достижений в профессиональном самоопределении.

Данные критерии выбраны, исходя из того, что в совокупности отражают результат профориентации молодежи на поведенческом и ценностном уровне.

Исходя из критериев эффективности, разработан комплекс показателей, включающий в себя показатели профессионального выбора, показатели профессионального развития и показатели профессионального становления.

В данной статье рассматривается оценка социальной эффективности управления профессиональным развитием студентов как основного этапа профессиональной ориентации молодежи. В качестве показателей социальной эффективности управления этим процессом в соответствии с выделенными критериями были предложены следующие.

С целью выявления эффективности вузовской модели управления профориентацией молодежи было проведено аналитическое сравнительное социологическое исследование, которое позволило сопоставить результаты, полученные до реализации модели управления профессиональным развитием студентов (2007-2008 гг.), и результаты, полученные вследствие ее внедрения (2009—2011 гг.). В исследовании приняли участие студенты 1-5 курсов филиала Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева в г. Новокузнецке, а также руководители предприятий, предоставляющие места практики студентам вуза. Объем выборочной совокупности в 2007—2008 гг. составил 1288 студентов, в 2009—2011 — 916 студентов.

Исследование проводилось методами группового и индивидуального анкетирования и анализа документов (студенческие эссе, данные вузовской статистики). В инструментарий входили: анкета для студентов 1-3 курса «Что я ценю в жизни», эссе на тему «Я в мире получаемой профессии», предложенное написать студентам 3 курса, анкета для 3 курса «Мое отношение к избранной профессии», анкета для студентов 4 курса «Мое видение себя в профессии после прохождения практики», анкета для 5 курса «Пути трудоустройства», анкета «Обобщающая оценка профессиональной подготовки студентов 5 курса», анализ отчетов успеваемости, отчетов НИР, составляемых ежегодно в вузе.

Таблица 1

Критерии и показатели социальной эффективности управления профессиональным развитием студентов

Критерии социальной эффективности Содержание критериев Эмпирические показатели

Потребность - в получении профессиональных знаний ценностные ориентации студентов, целесообразность получения высшего образования

Информированность - о способах самодиагностики и саморазвития степень сформированности знаний о собственных профессиональных возможностях

- о предметной стороне избранной профессиональной деятельности уровень знаний об особенностях получаемой профессии

- об общих и специальных профессионально важных качествах соотнесение ожиданий от профессии с реализацией себя на практике

Готовность - к проявлению своего творческого потенциала, коммуникативных качеств и самостоятельности в достижении наивысших учебных результатов по специальности качество обученности, овладение выпускниками современными методами и способами трудоустройства

- к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере участие студентов в НПК различного уровня, олимпиадах, конкурсах, грантах

- к проявлению волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей дополнительная занятость студентов, сформированность профессиональных планов у студентов 4 курса

Отношение - позитивное отношение к избранной профессиональной деятельности желание трудоустроиться по полученной специальности

- присутствие интереса к избранной профессии в системе ценностных ориентаций занятость студентов в профессиональной сфере

Удовлетворенность - выбранным учебным заведением наличие или отсутствие желания изменить свой выбор в момент обучения в вузе

- качеством получаемых профессиональных знаний обобщающая самооценка профессиональной подготовки студентов 5 курса

Успешность - высокий уровень профессиональной подготовки сформированность дальнейших профессиональных планов, оценка потенциала молодых специалистов работодателями

Сопоставительный анализ уровня профессионального развития студентов по выдвинутым критериям и показателям представлен ниже. При анализе такого критерия, как потребность в получении профессиональных знаний, результаты исследования 2008 года показали, что в ценностных ориентациях студентов 1 курса профессионализм занимает последнее, седьмое место, уступая при этом как ценностям морального плана - дружная семья, верные друзья, так и материального - высокий достаток.

Результаты, полученные при анкетировании студентов 3 курса, которым было предложено ответить на вопрос «Зачем Вы получаете высшее образование?», свидетельствуют о том, что высшее образование студентами вуза трактуется, прежде всего, как инструмент для получения работы (31%), выстраивания карьеры (17%) и престижа (13%). При этом только 11% от числа опрошенных считают высшее образование возможностью стать профессионалом. Можно предположить, что высшее образование трактуется как статусность, наличие диплома является для студентов более важным показателем, нежели стоящие за ним знания. Таким образом, критерий «потребность в профессиональных знаниях» до внедрения модели управления профессиональным развитием студентов не был приоритетным.

Анализ показателей такого критерия эффективности, как информированность, показал, что в 2008 году студенты 3 курса были слабо информированы о способах самодиагностики и саморазвития, о предметной стороне избранной профессиональной деятельности, об общих и специальных профессионально важных качествах, необходимых для реализации себя в получаемой профессии. Например, эссе на тему «Я в мире получаемой профессии» продемонстрировало лишь частичное совпадение ожиданий студентов с тем, что они получили во время прохождения производственной практики. И если абсолютно разочаровались в получаемой профессии только 2% студентов, то ошибочным свое видение

профессии признали более 20%. На взгляд более половины опрошенных студентов вуз недостаточно уделяет внимания профессиональной направленности будущих специалистов. Студенты отметили недостаток встреч с работодателями, сложность трудоустроиться с целью подработки по специальности, формальность организации практики со стороны работодателей.

Среди студентов 4 курса, ответивших на вопрос «Совпали ли Ваши представления о будущей работе с тем, что Вы увидели во время производственной практики?», лишь только 30% указали на полное совпадение, у половины студентов они не совпали частично, а у 20% не совпали совсем, что еще раз подтверждает слабую информированность студентов о предметной стороне избранной профессиональной деятельности. Данные результаты свидетельствуют о недостаточной информированности студентов вуза, как о предметной стороне избранной профессиональной деятельности, так и о способах самореализации в профессии.

Анализируя такой критерий, как готовность к самостоятельности в достижении поставленной профессиональной цели, в 2008 году было проведено анкетирование студентов 5 курса на предмет овладения современными методами и способами трудоустройства. Результаты анкетирования показали следующее. Опыт самостоятельного поиска имеется у 57% выпускников, 19% указали на недостаток подобного опыта, 33% выпускников данного опыта не имеют.

Из наиболее активно используемых методов поиска работы были выделены по степени популярности ответа:

- обращение к родным и друзьям по поводу трудоустройства,

- через интернет,

- по объявлениям в местной печати,

- через частные фирмы по найму.

Данные исследования показывают, что 74% выпускников нуж-

даются в помощи вуза при поиске работы, 69% из них хотели бы поместить свое резюме в банке данных выпускников вуза, все нуждающиеся в помощи студенты выразили желание стать участниками организованных вузом встреч с работодателями. Можно сделать вывод, что выпускники не совсем готовы к самостоятельному поиску работы, в большей степени они рассчитывают на помощь близкого окружения, а также нуждаются в дополнительных действиях со стороны вуза в вопросах трудоустройства.

Продолжая рассматривать такой критерий как готовность, были проанализированы статистические данные вуза. Анализ успеваемости студентов за 2008 год показал, что при общей качественной успеваемости в 38%, качество успеваемости выросло от первого к четвертому курсу от 21% к 54%. Однако, при этом, анализ участия студентов вуза в научно-исследовательских конференциях различного уровня за 2007-2008 годы, участия в профессиональных олимпиадах и конкурсах демонстрирует снижение заинтересованности старшекурсников в подобного рода мероприятиях (студенты 3 курса - 61%, 4 курса - 46%, 5 курса -28%). К старшим курсам слабеет готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере.

Связано это, на наш взгляд, с двумя факторами: дополнительной занятостью студентов и неспособностью вуза сохранить у студентов заинтересованность и готовность к проявлению волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей. К четвертому курсу около 30% студентов создают семьи, почти 60% совмещают работу с учебой, однако в основном это временная работа и не по специальности. В то же время, отвечая на вопрос «Каковы Ваши профессиональные планы после окончания вуза?», почти 20% студентов 4 курса указывают на то, что еще не имеют определенных планов на будущее. Данные результаты свидетельствуют о слабой сформированнос-ти такого критерия как готовность к проявлению усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.

Анализируя отношение к избранной профессиональной деятельности и степень удовлетворенности выбранным учебным заведением и качеством получаемых профессиональных знаний, студентам 3 курса в 2008 году был задан вопрос «Насколько Вы удовлетворены выбором вуза и специальности?». В ответе на него 80% указали на удовлетворенность как вузом, так и специальностью; 10% удовлетворены вузом, но не удовлетворены специальностью; на взгляд 3% студентов они неправильно выбрали вуз, но правильно выбрали специальность; 7% ответивших на вопрос не удовлетворены и вузом и специальностью. Из чего следует, что 20% студентов уже на 3 курсе ощущают некую ошибочность своего выбора, что в дальнейшем может привести к значительным личностным и социальным издержкам.

Анализируя такой критерий как успешность, в 2008 году было проведено исследование, целью которого была обобщающая оценка профессиональной подготовки студентов 5 курса. Для самооценки выпускников 2008 года (по 10-балльной) шкале был предложен набор знаний, умений, навыков, имеющий универсальный характер для любого вида профессиональной деятельности, а также набор специфических признаков, характеризующий ту или иную специальность.

Средний балл, отражающий самооценку уровня профессиональной подготовки выпускников, составил 7,5. Наивысший балл респонденты поставили навыкам самообразования, коммуникативным способностям, владению информационными технологиями (8-9 баллов). Недостаточно высоко оценены основы экономических и правовых знаний (6-7 баллов). Самый низкий балл получили показатели, характеризующие практические навыки выпускников, их объем и качество (4-5 баллов). Средний балл, отражающий оценку потенциала молодого специалиста на рынке труда, составил 6 баллов.

Мнение опрошенных руководителей предприятий, на которых студенты проходили преддипломную практику, практически совпало. Более 70% респондентов указали на то, что их устраивают личностные качества студентов, их способность достаточно легко адаптироваться на рабочем месте, уверенность в себе. При этом 90% опрошенных считают, что качество, объем, практическая направленность полученных в вузе знаний оставляет желать лучшего. На противоречие между практической и теоретической подготовкой будущих специалистов указали 100% руководителей.

Данные выводы закономерны. Развитие профессиональных навыков и умений, адекватных требованиям работодателей, решается отчасти самими студентами через совмещение учебы

с работой. Однако занятость студентов нерегулярна, краткосрочна и зачастую не связана с выбранной специальностью. На момент опроса 63% респондентов совмещали учебу с работой. Из них 38% имели постоянную работу, 25% временную. При этом только 21% из числа работающих студентов работали по специальности, приобретая при этом опыт и усовершенствуя профессиональные навыки.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что вуз готовит специалиста, который не в полной мере отвечает требованиям рынка труда, что свидетельствует о необходимости усовершенствования системы управления профессиональной ориентацией молодежи в деятельности вуза.

Данный вывод также подтверждают результаты социологического анализа такого критерия, как удовлетворенность профессиональным выбором выпускников вуза. К окончанию вуза у студентов достаточно сформировано представление о полученной специальности. В целом чуть больше половины опрошенных выпускников (61%) подтвердили правильность профессионального выбора, 39% считают, что недостаточно обдуманно подошли к выбору профессии. На данный момент треть из них выбрала бы другой факультет в этом же вузе, 15% поступили бы в вуз другой направленности, 11% вообще бы не пошли в высшее учебное заведение, а стали бы работать, организуя свой бизнес.

Исходя из этого, закономерным видится результат, полученный при ответе на вопрос «Какой Вы видите работу после окончания вуза?». Среди опрошенных 56% считают, что это «работа только по специальности», 33% - «не обязательно по специальности», 11% - «любая работа, но только не по специальности».

Таким образом, на данном этапе сложно говорить об успешности студентов в их профессиональной ориентации. Исследование показало некоторое смещение акцента с получения профессиональных знаний на наличие диплома, недостаточную информированность о предметной стороне избранной профессиональной деятельности, невысокий уровень самостоятельности в достижении профессионально-ориентированных целей.

Подобной ситуации, на наш взгляд, можно избежать путем усовершенствования профессиональной ориентации молодежи на вузовском этапе, на что и было направлено внедрение модели управления профессиональной ориентацией молодежи в деятельность вуза [4].

Управление вузовской профориентацией при апробации предложенной модели осуществлял отдел маркетинга и трудоустройства при участии факультетов и кафедр.

В течение трех лет вуз решает задачи по обеспечению ско-ординированности действий вуза и работодателей по профориентации для повышения качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, созданию гибкой, вариативной и мобильной системы профессиональной ориентации в вузе с учетом быстро меняющегося рынка труда.

В период апробации модели управления была разработана комплексная целевая программа по профессиональному развитию студентов, организована работа по профориентации на всех факультетах и кафедрах на основе единого плана вуза, организована система работы по профессиональному развитию и становлению будущих специалистов в учебном процессе вуза.

Повторное исследование с использованием идентичного инструментария было проведено в 2009-2011 годах, в период внедрения внутривузовской модели управления. Повторное исследование показало, что, прежде всего, изменились такие показатели, как удовлетворенность процессом обучения и обоснованность выбора профессии. Сравнительные данные представлены в табл. 2.

Из таблицы видно, что только 6% третьекурсников 2011 года испытывают состояние неудовлетворенности профессиональным выбором.

Изменилось и отношение к получению высшего образования. Анализ данных показал, что 61% студентов считают, что высшее образование делает человека высококвалифицированным специалистом, 38% предполагают, что оно позволит им найти работу, 35% надеются благодаря высшему образованию сделать карьеру.

Комплексный анализ данных указывает на масштабные изменения, произошедшие в профессиональном развитии студентов. За время обучения на 3 и 4 курсах 82% выпускников приобрели опыт самостоятельного поиска работы. 76% выпускников указали на достаточную степень овладения технологиями и методами трудоустройства. Более 50% на данный момент поместили свое резюме в банке данных выпускников вуза. Системати-

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос «Насколько Вы удовлетворены вузом и специальностью», в % от числа ответивших

Насколько Вы удовлетворены вузом и специальностью? 2008 2011

да 80 94

вузом - да, специальностью - нет 10 3

вузом - нет, специальностью - да 3 2

нет 7 1

чески организованные вузом встречи с работодателями позволили определиться с местом работы по специальности 32% выпускников. Средний балл, отражающий самооценку уровня профессиональной подготовки студентов 5 курса, составил 8,6 по сравнению с 7,5 в 2008 году, увеличился балл по показателям, характеризующим практические навыки выпускников (с 4-5 до 6-7). Средний балл, отражающий оценку потенциала молодого специалиста на рынке труда, составил 7,5, но по-прежнему в качестве недостатка работодатели, предоставляющие преддипломную практику, указывают на невысокую практическую направленность подготовки студентов. Увеличилось количество студентов, имеющих постоянное место работы (с 38% до 42%), при этом увеличилось число студентов, работающих по специальности (с 21% до 36%). Снизился процент выпускников, считающих свой профессиональный выбор недостаточно обдуманным (с 39% до 18%). Увеличилось число выпускников КузГТУ, желающих работать толь-

Библиографический список

ко по специальности (с 56% до 69%), положительным видится факт снижения процента обучающихся, не желающих работать по полученной специальности (с 11% до 7%).

Из полученных данных видно, что в результате реализации модели управления профориентацией молодежи в системе работы вуза скорректирована потребность студентов вуза в получении профессиональных знаний, сформировано позитивное отношение к избранной профессиональной деятельности, обеспечен высокий уровень профессиональной подготовки студентов.

Таким образом, можно утверждать, что апробация внутриву-зовской модели управления профессиональной ориентацией молодежи позволила эффективно воздействовать на профессиональное развитие студентов на этапе реализации образовательных планов, что в дальнейшем обеспечит готовность молодежи к профессиональной самореализации в условиях рыночной неопределенности.

1. Макарова, С.П. Проблемы совершенствования социального управления профориентацией оптантов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 110.

2. Матвеева, Н.А. Инерционность системы образования в России (теория, методология и опыт социологического исследования). -Барнаул, 2004.

3. Педагогические кадры - основа инновационного развития образования: монография / под ред. Л.М. Растовой. - Барнаул, 2006.

4. Забнева, Э.И. Модель управления профориентацией молодежи в системе работы вуза // Образование и общество. - 2011. - № 3 (68).

Bibliography

1. Makarova, S.P. Problemih sovershenstvovaniya socialjnogo upravleniya proforientacieyj optantov // Izvestiya Rossiyjskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. - 2009. - № 110.

2. Matveeva, N.A. Inercionnostj sistemih obrazovaniya v Rossii (teoriya, metodologiya i opiht sociologicheskogo issledovaniya). - Barnaul, 2004.

3. Pedagogicheskie kadrih - osnova innovacionnogo razvitiya obrazovaniya: monografiya / pod red. L.M. Rastovoyj. - Barnaul, 2006.

4. Zabneva, Eh.I. Modelj upravleniya proforientacieyj molodezhi v sisteme rabotih vuza // Obrazovanie i obthestvo. - 2011. - № 3 (68).

Статья поступила в реакцию 02.12.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.