УДК 331.108.4
Бондаренко Е.В., студентка ЮРИУ РАНХиГС
Зинченко Г.П. д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой социологии, ЮРИУ РАНХиГС
Bondarenko E.V. student of The South Russian Institute of Management of RANEPA Zinchenko G.P. Doctor of Philosophy, Professor, Head of Department of Sociology, SRIoM RANEPA
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ» (НА ПРИМЕРЕ ЮРИУ РАНХИГС) FEATURES OF FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF
STUDENTS ENROLLED IN THE SPECIALTY «STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT» (ON EXAMPLE OF SRIOM RANEPA)
В данной статье рассматриваются проблемы профессионального самоопределения в вузовской среде студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление». Представлен анализ содержания профессиональных ориентаций студентов 2 и 3 курсов, на примере учащихся Южно-Российского Института Управления РАНХиГС. Определены мотивы выбора специальности и видение будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональные ориентации, студенты, государственное и муниципальное управление, высшее образование, специальность.
This article discusses the problems of professional self-determination in the university environment of students enrolled in the specialty "State and municipal management". The analysis of the content ofprofessional orientation of students 2 and 3 courses on the example of the students of the SRIoM RANEPA. Determined motives of choice specialty and vision of the future professional activity.
Keywords: professional orientation, students, state and municipal administration, higher education, specialty.
В настоящее время российское общество переживает период активной социально-экономической модернизации. Преобразования порождают все новые общественные потребности, которые вызывают изменения и в системе высшего образования. Рыночные структуры в российской экономике на данный момент требуют от выпускников вузов глубокой теоретической подготовки, готовности к деловому сотрудничеству, высокой личной ответственности, навыков управления коллективом, умение предложить свои знания и навыки [1]. Такие требования к подготовке студентов предполагают усовершенствование современной системы образования и ее ориентацию на новое качество.
В связи с этим одной из основных задач российского высшего образования стало создание условий для профессионального самоопределения, которое способствует эффективному становлению будущего специалиста, обеспечивает его самореализацию в обществе и раскрытие творческого потенциала.
Это обусловлено тем, что именно в период студенчества закладывается основа будущего профессионализма, осуществляется приобщение к
профессии. Выбор профессии уже совершен, но это не уменьшает значения дальнейшей профориентации студента. Он может быть переосмыслен, тем более что дальнейший профессиональный путь личности не всегда связывается с избранной специальностью. В период обучения в ВУЗе студент накапливает стартовый профессиональный капитал, получает первый опыт профессиональной деятельности [2]. С расширением представлений о получаемой профессии образуется и более четкое представление о ее содержании, социальной роли, престиже и т.д. Таким образом, в центре нашего исследования самоопределяющийся субъект - студент находится на пути между уже осуществленным выбором специальности и будущим выбором места работы.
Отметим, что на сегодняшний день наибольший интерес для молодежи представляют различные юридические, экономические и управленческие программы. Одним из лидеров рейтинга самых популярных специальностей является «Государственное и муниципальное управление» («ГМУ»). Что же привлекает в данной специальности молодых людей? Чего они ожидают от нее? Планируют ли они в будущем связать свою судьбу с государственной службой или же для них главное - получить всего лишь диплом о высшем образовании? На эти и некоторые другие вопросы мы постараемся ответить в данном исследовании.
С целью выявления профессиональных ориентаций студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», нами был проведен социологический опрос среди студентов 2 и 3 курсов ЮРИУ РАНХиГС.
Особое место занимает исследование мотивов выбора специальности и определение того, как студенты видят свою будущую профессиональную деятельность после окончания вуза.
В фокусе данного исследования 120 опрошенных студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» (по 60 студентов со 2 и 3 курсов).
Исходным пунктом анализа профессиональных ориентаций на этапе студенчества является определение мотивов выбора специальности.
Самым распространенным мотивом при выборе будущей профессии среди респондентов являются соответствующие специальности интересы и способности. Этот мотив отметили 17,4% опрошенных студентов. Такие варианты, как «Престижность будущей профессии», «По совету родителей или знакомых» и «Считаю, что после обучения смогу устроиться на хорошую работу» набрали примерно одинаковое количество процентов и распределили между собой большинство ответов среди опрошенных - 16,5, 16,4, 14,8% соответственно. Это может свидетельствовать о том, что при поступлении в ВУЗ студенты ориентируются, главным образом, на собственные интересы и способности. Однако престижность и перспективность специальности также играют весомую роль. Среднюю позицию среди мотивов заняли такие варианты, как «Это случайное стечение обстоятельств» и «Мои результаты по ЕГЭ соответствовали проходному баллу на бюджетную основу» (они получили по 13,8 и 11,9 % соответственно). Это говорит об отсутствии каких-либо профессиональных установок у выпускников школ. Такая ситуация связана, прежде всего, с плохой профориентационной работой в общеобразовательных учреждениях. Также 8,3 % выбрали данную специальность из-за престижности ВУЗа. Наименьшее число студентов отдали свое предпочтение такому варианту, как «На этой специальности легче учиться» - всего 0,9 % респондентов.
В ходе исследования мы выявили, планируют ли студенты продолжать обучение после окончания бакалавриата. Положительно на данный вопрос ответили 86,6 % опрошенных. 56,5% из них планируют учиться в
магистратуре, 11,9 % в дальнейшем собираются поступить в аспирантуру,15,2% предполагают получить второе высшее образование. Не планируют в дальнейшем продолжать обучение всего лишь 3,3 % студентов. Это свидетельствует о популярности тенденции непрерывного образования, которое в ситуации неопределенности и нестабильности рынка труда является необходимым для повышения шанса на успешную карьеру. Стоит также отметить, что 13,1 % респондентов еще не определились с данным вопросом.
Во время исследования нам также было интересно узнать, какие направления подготовки наиболее предпочтительны для студентов при поступлении в магистратуру. Большинство опрошенных отдают преимущество направлению «Юриспруденция» (28,7% студентов). Следующими по предпочтительности являются такие направления подготовки, как «Государственное и муниципальное управление», «Экономика», «Управление персоналом». Они набрали по 19,2 % ответов. Меньше всего студенты заинтересованы в поступлении на «Политологию» и «Менеджмент» - 4,3 и 3,2 % соответственно. 6,4 % опрошенных еще не определились с выбором направления подготовки.
Подавляющее большинство респондентов (47,8 %) планируют работать в будущем по специальности. Интересно то, что среди студентов 2 курса желающих связать свою жизнь с государственной службой больше (51 %), нежели среди обучающихся на 3 курсе (37,5 %). Старший курс, главным образом, ориентирован на работу в частном секторе (18,7 %) и основание собственного дела (25 %). На 2 курсе эти показатели значительно меньше -6,6 и 16,1 % соответственно. Стоит также отметить, что как на 2, так и на 3 курсе у достаточно большого количества студентов этот вопрос вызвал затруднение - 26,3 и 18,8 % опрошенных соответственно. Это
свидетельствует, прежде всего, о слабой профориентационной работе в нашем ВУЗе.
Дальнейший анализ позволил выявить особенности субъективного представления сложности трудоустройства будущих специалистов. 52,7 % респондентов считают, что данный процесс сложный, но трудоустройство по специальности возможно. 39,8 % отмечают возникновение ряда сложностей при трудоустройстве. Всего лишь 3,2 % опрошенных полагают, что специальность «ГМУ» востребована на рынке и будет достаточно легко трудоустроиться. Немного больше (4,3%) студентов считают эту специальность никому ненужной. Вероятно, подобные предположения основаны на информации о реальной ситуации на рынке труда, что, безусловно, вызывает интерес у будущих участников этого рынка.
Условием получения хорошего места работы по специальности «ГМУ» большинство студентов считают стаж работы. Этот вариант получил 34,7 % ответов. Немного меньше ответов набрали такие варианты, как «Связи и деньги» и «Умение реализовать полученные в ВУЗе знания», - 20,8 и 19,8 % соответственно. Среднее положение заняли «Инициативность и творчество» и «Умение налаживать деловые связи» - 10,9 и 7,9 % соответственно. Всего лишь 5,9 % опрошенных отдали свое предпочтение такому ответу, как «Диплом об окончании ВУЗа». Это говорит о том, что при устройстве на работу по данной специальности для студентов приоритетнее связи и деньги, нежели наличие диплома.
В ходе дальнейшего анализа выявлен ряд гендерных особенностей восприятия будущей профессии. Так, для женщин работа на госслужбе представляет больший интерес (54,3 % среди опрошенных женщин), чем для мужчин (27,3 % среди опрошенных мужчин). Также 27,3 % мужчин ответили, что хотят открыть собственное дело. Среди женщин этот ответ менее популярный - всего 15,7 %. Более интересным для мужчин, нежели
для женщин, представляется и вариант работы в частном секторе (22,7 и 4,3 % соответственно). Это показывает, что большинство мужчин не удовлетворены выбором специальности и не хотят посвящать свою жизнь данной профессии. Можно также предположить, что женщины более осознанно делают выбор профессии.
Главным условием получения хорошего места работы по данной специальности как для мужчин, так и для женщин является стаж (25,8% и 38,5 % соответственно). Однако второе и третье место мужчины отдают таким условиям, как «Инициативность и творчество» (22,6 %) и «Умение налаживать деловые связи» (19,4 %). Женщины наоборот отдают приоритет таким ответам, как «Связи и деньги» (22,9 %) и «Умение реализовать полученные в ВУЗе знания» (21,4 %).
В ходе исследования нам было интересно также узнать, как студенты оценивают профессиональную подготовку в ЮРИУ РАНХиГС. На вопрос «Согласны ли вы с утверждением: «Профессиональная подготовка в нашем ВУЗе является эффективной»?» абсолютное большинство опрошенных (61,1 %) отметили вариант ответа «Скорее согласен». 7,7 % респондентов выбрали «Скорее не согласен», 6,8 % - «Полностью согласен», 3,3 % - «Совершенно не согласен». Однако среди студентов есть и те, кто не смог оценить эффективность профессиональной подготовки в нашем ВУЗе (21,3 % опрошенных). Такая ситуация может свидетельствовать о том, что практически 1/5 часть студентов не понимает, какие знания и навыки необходимы для их будущей профессии. Это лишний раз показывает несоответствие профориентационной деятельности в нашем ВУЗе должному уровню.
Исходя из полученных в ходе нашего исследования показателей, можно утверждать о необходимости:
во-первых, эффективной профориентационной работы среди преподавателей, что позволит студентам сформировать свои ориентации, а самим преподавателям совершенствовать читаемые курсы и разработать новые;
во-вторых, увеличения количества производственных практик и стажировок;
в-третьих, проведения ознакомительных мероприятий в органах власти уже с первого курса;
в-четвертых, проведения встреч с действующими госслужащими.
Список литературы
1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010.
2. Вишневский Ю.Р., Дидковская Я.В., Певная М.В. Проблемы профессионального самоопределения молодежи: анализ ценностных ориентаций и профессиональных стратегий. Информационно-аналитический отчет. Екатеринбург: УрФУ, 2011.