Г.И. Гайсина (РФ), К.К. Шалгынбаева (Казахстан)
ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ПОЗИЦИЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Ключевые слова: поликультурное воспитание, субъект межкультурных отношений, культурологический подход.
Аннотация: Представлен обобщенный анализ выполненных авторами научных исследований по проблеме реализации культурологического подхода в воспитании; раскрыты принципы культурологического подхода к задачам воспитания личности как субъекта межкультурных отношений.
В соответствии с Договором о сотрудничестве между Башкирским государственным педагогическим университетом имени М. Акмуллы и Евразийским национальным университетом имени Л.Н. Гумилева кафедра социальной педагогики (БГПУ) в лице заведующей кафедрой, доктором педагогических наук, профессором Гайсиной Гузель Иншаровной, с одной стороны, и кафедра социальной педагогики и самопознания (ЕНУ) в лице заведующей кафедрой доктором педагогических наук, профессором Шалгынбаевой Кадишой Кадыровной, с другой стороны, подписали Рабочую программу образовательного и научного сотрудничества на 2014-2016 годы. Представленная статья отражает единство научно-педагогических подходов авторов к проблеме реализации культурологического подхода в теории и практике современного образования.
Осознание культуры как важнейшего фактора становления, стимула и духовно-практического основания социального развития обусловило появление нового фундаментального метода научного познания, получившего наименование «культурологический подход». Суть метода состоит в том, что при изучении объектов, процессов и явлений общественного или личностного плана акцентированно выявляются и анализируются наиболее характерные для них культурные аспекты. Культурологический подход предполагает рассмотрение феномена культуры в качестве стержневого в понимании и объяснении особенностей человека, его сознания и жизнедеятельности. Так, данный культурологический подход в изучении человека определяет его видение через призму понятия культуры, что позволяет рассматривать человека как свободную, активную личность, способную к самодетерминации в результате общения с другими личностями, соприкосновения с иными культурами. Он позволяет трактовать усвоение культуры как процесс личностного открытия, создания собственного мира культуры, участия в диалоге культур, при котором осуществляется индивидуально-личностная актуализация заложенных в ней смыслов. Таким образом, культурологический подход - это, прежде всего, принципиальная гуманистическая позиция, признания человека субъектом культуры, ее главным действующим лицом.
Особенность культурологических моделей образования, по справедливому мнению Р. Башарулы, состоит в том, что они регулируются не тоталитарным государством и свободным рынком, а культурой. При реализации таких моделей отечественная культура рассматривается как образовательное пространство, где национальный духовный опыт есть составляющая мировой культуры; где развивается поликультурный, продуцирующий диалог народов и этносов [2, 205]. В педагогических исследованиях также наблюдается возрастающая тенденция к изучению культурологических аспектов образования. Ученые-педагоги рассматривают культуру, в том числе национальную, в качестве базовой составляющей воспитания и обучения, играющей возрастающую роль в формировании личности при угрозе нарастания бездуховности и падения нравственных устоев в обществе. Культурологический подход к образованию и воспитанию, в частности, позволяет рассматривать педагогические явления на широком социокультурном фоне, представляющем собой совокупность субъектов - носителей культуры разных уровневых организаций - от общества в целом и социальных слоев до малых контактных групп и личности. Он ориентирует образовательно-воспитательный процесс на диалог культур, их самобытную оригинальность и многообразие
педагогический журнал спшкортостпнп м з(5В), 2015 аежааз
и, в то же время, единство и равноценность в контексте развития мировой цивилизации; усиливает тенденцию гуманитаризации системы образования и воспитания.
Сущностными характеристиками культурологического подхода в образовании выступают:
- отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию;
- отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку детской личности;
- отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личностные смыслы, диалог и сотрудничество в достижении целей культурного саморазвития;
- отношение к образовательной организации как целостному культурно-образовательному пространству.
В трудах современных ученых России и Казахстана обстоятельно раскрываются идеи о культурообразующем начале личности, о воспитании субъекта культуры, которые особенно актуальны для сегодняшней системы образования и воспитания - Г.К. Ахметова, Р. Башарулы, О.С. Газман, Ж.Ж. Наурызбай, С.А. Узакбаева, Р.К. Дюсембинова, Н.Б. Крылова, Е.В. Бондаревская, Г.В. Палаткина, Н.Е. Щуркова, Ш.М. Мухтарова, С.К. Абилдина и другие ученые.
Культурологический подход, являясь системообразующим фактором интеграции социально-гуманитарного образования, становится доминирующим при построении научных гуманитарных систем современности. Это относится ко всей образовательной системе в общем и к воспитанию личности как субъекта межкультурных отношений в частности. На современном этапе развития мирового сообщества особую значимость в межнациональном и межкультурном общении приобрели такие ценностные основания культуры, как культура межэтнических отношений, этнотолерантность, межкультурный полилог (диалог). Межкультурные отношения представляют собой междисциплинарный феномен, являющийся объектом многих гуманитарных наук: политологии, культурологии, социологии, этнографии, педагогики, психологии и других. К сожалению, в педагогической науке данное понятие находится лишь на начальной стадии разработки, что значительно затрудняет решение проблемы воспитания личности как субъекта данных отношений. Педагогическое значение культурологического подхода к воспитанию культуры межнациональных отношений заключается в том, что межнациональное общение людей, в соответствии с ним, рассматривается как способ и средство восприятия, познания, передачи и усвоения нравственно-культурных достижений разных народов, в результате чего и происходит взаимопроникновение культур.
Актуальность проблемы воспитания личности как субъекта межкультурных отношений обусловлена усиливающимися в настоящее время такими тенденциями, как процессы глобализации и информатизации; увеличение миграционных потоков; расширение международных контактов на разных уровнях носителей различных культур; формирование единого мирового экономического, информационного, культурного и образовательного пространства. Усиление культурного многообразия общества потребовало пересмотра глобальных человеческих ценностей, необходимости разработки продуктивных способов обучения и воспитания молодого поколения, в том числе и в области межкультурных отношений. Способность личности выступать субъектом межкультурных отношений рассматривается нами как социальная компетентность, которая может рассматриваться в качестве одного из критериев социальной зрелости, в основе которой - осознанно усвоенные социальные знания, воспитанные социальные чувства и сформированные социальные компетенции. В широком понимании социальная компетентность определяется как корректная деятельность в социальном пространстве; отстаивание собственных прав и интересов; следование правилам совместного функционирования; толерантное отношение к социальным и культурным различиям.
педагогический журнал спшкортостпнп м з(5В), 2015 аежааз
На поведенческом уровне социальная компетентность может выражаться в таких составляющих, как позитивное мышление; способность конструктивно решать проблемы; способность действовать гибко и конструктивно; способность разрешать конфликты цивилизованными способами; способность к межкультурной и межгендерной коммуникации; способность к групповому сотрудничеству и другие. В связи с этим необходимо отметить, что решение проблемы формирования социальной компетентности учащейся молодежи требует расширения традиционного перечня направлений воспитательной работы за счет достаточно новых, но весьма актуальных сегодня видов воспитания, а именно: психологического, правового, поликультурного, профилактического.
Воспитание межкультурных отношений школьников в поликультурном образовательном пространстве охватывает широкий спектр направлений работы педагога: развитие аксиологических установок личности посредством обогащения ее сознания этноспецифическими ценностями различных культур; этнопедагогическое просвещение с целью углубления этнокультурных представлений; формирование этнотолерантности, мировоззренческих установок в области межкультурных и межнациональных взаимоотношений, направленных на создание гармонии в межкультурном взаимодействии. Однако в практике воспитания эти вопросы часто решаются бессистемно, без достаточного научного и методического обоснования, что актуализирует использование системного и целостного подходов к решению проблемы воспитания личности как субъекта межкультурных отношений.
Результаты научно-педагогических исследований последних лет свидетельствуют о том, что культурологический подход к проблеме воспитания личности как субъекта межкультурных отношений является основой наиболее конструктивной теоретическо-методологической концепции, отличающейся своей культурно-ценностной ориентацией; основой для построения аксиологической модели приобщения молодого поколения к общечеловеческим и этнокультурным ценностям. При этом культурологическое осмысление человеческих отношений исходит не только из понимания культуры как результата материальной и духовной деятельности, но и доминирующего признания культуры как преобразующей силы, изменяющей, совершенствующей, преобразующей человеческие отношения и поведение. Подобное понимание культуры наиболее адекватно соотносится с сущностью воспитательной деятельности, так как само воспитание выступает выразителем соционормативной культуры общества.
В ключе решаемой проблемы мы рассматриваем соотношение образования, воспитания и культуры через сохранение культурно-образовательных традиций этноса, нации и воспитание личности как субъекта межкультурных отношений. Культурологический подход способствует пониманию этнопедагогических явлений как совокупности культурных компонентов на широком социокультурном фоне (с учетом культурной ситуации), а изучаемые объекты - как феномены этнокультуры. В тесной взаимосвязи с системным, этнопедагогическим, этнопсихологическим, личностно-деятельностным, аксиологическим и средовым методологическими подходами культурологический подход образует основание для разработки комплексной программы воспитания личности как субъекта межкультурных отношений. Концептуальной основой разработки такой программы являются стратегия, определенная в Послании Главы государства НА Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050»: «Единая цель, единые интересы, единое будущее» - национальная идея нашего общеказахстанского дома» [4]; а также философские, социологические, культурологические и психолого-педагогические теории, выбор которых обусловлен социокультурной ситуацией в стране и современными подходами к решению данной проблемы.
На основе анализа проблемы, изучения трудов российских и казахских ученых, а также современного состояния практики воспитания личности как субъекта межкультурных отношений были выработаны ведущие теоретические положения комплексной программы воспитания личности как субъекта межкультурных отношений:
педагогический журнал спшкортостпнп м з(5в), 201 s äogsSas
- воспитание реализуется в рамках комплексной программы на основе интеграции межкультурного потенциала воспитательных мероприятий с содержанием образования школьников;
- в содержание образования вводится поликультурный компонент (этно- и поликультурные знания, компетенции, кросс-культурная грамотность и т. д.);
- воспитание строится на основе технологии формирования культуры межнационального взаимодействия, толерантности, интеллекта межнациональных отношений, межкультурных компетенций;
- развитые значимые личностные качества способствуют формированию культуры понимания, толерантности, готовности к плодотворному межкультурному диалогу.
Предложенная программа опирается на идею поликультурности в воспитании и основывается на следующих принципах: культуросообразности, природосообразности, этнопреемственности поколениями культурных ценностей семьи и общества, этнокоммуникативной потребности, этнотолерантности, инкультурации, аккультурации, интеллекта межнациональных отношений, полиязычия. Рассмотрим в общих чертах сущность и пути реализации указанных принципов.
Принцип культуросообразности в соответствии с целями воспитания и с позиций культурологического подхода становится определяющим для современных концепций развития личности. Под культуросообразностью понимается эффект соотнесенности и соотносимости образования с культурой как множеством социальных пространств, его включенности в разнообразные текущие культурные процессы (и соответствие их особенностям). Современная интерпретация принципа культуросообразности воспитания в педагогике определяет не только отношение между воспитанием и культурой как средой, влияющей на развитие личности, но и отношение воспитания к человеку как носителю этнической культуры.
Принцип природосообразности как этнопедагогическая закономерность рассматривается в трудах многих ученых: Г.Н. Волкова, Р.К. Дюсембиновой, С. Габбасова, Ш.И. Джанзаковой, А.С. Магауовой, М.Б. Кожановой, С.А. Узакбаевой, К.Ж. Кожахметовой, Ш.М. Мухтаровой, К.К. Шалгынбаевой, С.К. Абильдиной, П.П. Козловой, К.А. Оразбековой, С.А. Узакбаевой, Ф.Г. Ялалова, А.В. Мудрика. Так, последний из вышеупомянутых предложил современную трактовку принципа природосообразности, основанную на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, связи ноосферы и жизнедеятельности сообществ [3]. Природосообразное воспитание в условиях глобализации должно способствовать тому, чтобы человек не замыкался на частных случаях гармонии с природой, а осознавал себя гражданином Вселенной, понимал происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы.
Принцип этнопреемственности поколениями культурных ценностей семьи и общества. Он является системообразующим, с ним соотносятся и координируются другие принципы, раскрывающие и обеспечивающие его реализацию. Принцип связан с необходимостью сохранения культуры и передачи культурной информации последующим поколениям.
Принцип этнокоммуникативной потребности. Данный принцип требует учета характера мотивации и потребности личности при ее включении в процесс межкультурных отношений в поликультурном пространстве. При этом в широком понимании он опирается на идею, что ни один народ не может полноценно развиваться без общения и многостороннего взаимодействия с другими народами.
Принцип толерантности. Он гласит, что в системе ценностно-целевых приоритетов социального образования важнейшее место по праву принадлежит толерантности. В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО (1995), подчеркивается, что конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностными, религиозными и политическими ориентирами может быть достигнуто путем выработки норм толерантного
педагогический журнал спшкортостпнп м з(5в), 2015 аежааз
поведения и формирования навыков межкультурного взаимодействия. Так, формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им приобрело для многонациональной и многоконфессиональной России особую актуальность (это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе; продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами; ростом национального экстремизма, всплесками ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма). Согласно документам ООН и ЮНЕСКО, обучение культуре мира означает построение и развитие социальных отношений, основанных на принципах свободы, справедливости, демократии, терпимости и солидарности, отказа от любых видов насилия. При этом толерантность выражает активную нравственную позицию и психологическую готовность к взаимопониманию, позитивному взаимодействию с людьми иной культуры, национальной, религиозной и социальной среды. Реализация данного принципа предполагает воспитание толерантного отношения к человеку другой национальности, которое выражается в принятии и понимании представителей иных культур; воспитании индифферентности / терпимости к чужому мнению и верованию; формировании культуры межнациональных отношений.
Принцип инкультурации предполагает процесс вхождения человека в культуру своего народа (который начинается с момента рождения), с постепенного освоения ценностей национальной культуры, включения в окружающий мир культуры (и продолжается всю жизнь).
Принцип аккультурации представляет процесс вхождения человека в иную культуру и реализуется в контексте воспитания личности как субъекта межкультурных отношений; способствует формированию умений понимать, принимать и уважать культурные различия; развитию культурного плюрализма.
Принцип интеллекта межнациональных отношений раскрывается через гармонию взаимодействия субъектов разных национальностей. Межнациональные отношения включают «интеллект отношений» - совокупность благоразумия, рациональности и осмотрительности, которые толерантная личность использует в поведении, межкультурных отношениях и межнациональном общении. Такие личности способны увлекать и мотивировать людей благодаря опыту поведения, так как «интеллект отношений» - это готовность и способность обеих сторон к конструктивному межнациональному общению.
Принцип полиязычия в Республике Казахстан реализуется в рамках стратегического проекта - триединства языков, инициированного Президентом страны Н.А. Назарбаевым. Реализация полиязычного образования осуществляются в процессе воспитания поликультурной личности; полиязычие создает плодотворную среду в процессе воспитания личности как субъекта межкультурных отношений, обеспечивая не только развитие гуманистических общечеловеческих качеств личности, но и возможность реализации ее этнокультурных потребностей.
Ведущая идея концепции предложенной для разработки комплексной программы культуросообразного воспитания заключается в том, что воспитание личности как субъекта межкультурных отношений должно представлять собой целостную систему, цели, задачи, содержание, принципы и технологии которой отличаются интегративным и гуманно-личностно-ориентированным характером. Структурные компоненты программы воспитания влияют на сознание воспитуемых, формируя позитивный опыт культуросообразного и куль-туротворческого поведения на высоком уровне межкультурных отношений, толерантности, межкультурной компетентности, сформированности личностных качеств человека культуры. Единство и целостность комплексной программы воспитания личности как субъекта межкультурных отношений обеспечиваются многофункциональностью и вариативностью ее структуры; взаимосвязанные компоненты (цель, задачи, содержание, средства, методы, принципы, ожидаемые результаты) позволяют проектировать и корректировать процесс воспитания, прогнозировать конечный результат и корректировать промежуточные этапы.
педагогический журнал Башкортостана м з(5В), 2015 аеЖааз
Таким образом, ведущие положения культурологического подхода в образовании позволяют теоретически обосновать пути решения актуальной проблемы воспитания личности как субъекта межкультурных отношений и реализовать программу его реализации.
1. Асанова, Ч.А. Научно-педагогические основы формирования культуры межнационального общения школьников. Монография / Ч.А.Асанова. - Бишкек : Издательство «Ишим», 1994. -108 с.
2. Башарулы, Р. Методология развития поликультурного образования в Казахстане. Монография / Р.Башарулы. - Алматы: Гылым, 2002. - 236 с.
3. Мудрик, А.В. Теоретические основы процесса социализации личности / А.В.Мудрик // Социализация личности в процессе обучения и воспитания. Матер. Международ. научно-практ. конф. - Ульяновск, 2007. - С. 4-12.
4. Назарбаев, Н.А. «Казахстанский путь - 2050: «Единая цель, единые интересы, единое будущее». Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г. - http://www.akorda.kz.