УДК 378.02
ИНТЕГРАТИВНО-ФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА
В.В. Гладких
В статье рассматриваются проблемы формирования личности на основе интегративно-факторной модели гражданско-патриотического воспитания в личностно-ориентированном обучении с позиций культурологической концепции образования
Ключевые слова: поликультурное воспитание, образовательная среда, информационная культура
Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой сложный педагогический процесс формирования и развития государственно-патриотических, интеллектуально-нравственных, художественно-творческих и других качеств личности, организации досуга с целью снятия отрицательных эмоциональных и физических нагрузок, приобщения ее к отечественным, мировым культурным ценностям. Особую значимость имеет направленность гражданско-патриотического
воспитания на формирование истинного, гуманистического патриотизма, уважающего патриотизм других наций, предполагающего межнациональную и межэтническую солидарность внутри государства, противостоящего
распространению шовинизма, национализма и этноцентризма. Следовательно, гражданско-патриотическое воспитание должно дополняться межэтническим воспитанием, включающим поликультурное воспитание на основе гуманистической парадигмы с максимальным учетом развития индивидуальности личности.
Понятие поликультурное воспитание восходит к понятиям «педагогическая среда» и «поликультурная среда».
Педагогическая среда рассматривается нами как целенаправленно создаваемая система условий организации жизнедеятельности воспитанников, совокупность воспитательных процессов и социально-культурных институтов,
осуществляющих воспитание, направленное на личностное развитие и становление личности, формирование ее отношений к миру, людям и друг другу. Педагогическая среда также понимается как гуманистическая система социокультурных, психолого-педагогических, этнокультурных
взаимовлияний и условий, возможностей, максимальным образом способствующих творческому саморазвитию ее членов и предполагает взаимовлияние и взаимодействие субкультур, функционирующих на уровне вуза, студенческой группы, семьи.
Поликультурная среда - это сосуществование и взаимодействие в конкретном социальном пространстве разнообразных, равноправных и
Гладких Валентина Владимировна - ВУНЦ ВВС «ВВА им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», д-р пед. наук, профессор, e-mail: voenprof.gv@yandex.ru
равноценных культур и их представителей, подразумевающее определенное отношение личностей к этому многообразию. Поликультурная среда учреждения культуры и образования - это духовно насыщенная атмосфера разноплановых контактов; пространство позитивного
взаимодействия индивидов, групп, культур, представляющих разные этносы, культуры и т. п.; учреждение с многокультурным контингентом, призванным удовлетворить образовательные, социокультурные и адаптивные потребности воспитанников.
Эффективная поликультурная среда характеризуется открытостью личности к иным культурным ценностям, уважительным и толерантным отношением к представителям иного образа жизни и поведения, видением в культурном многообразии источника для взаимообогащения и взаиморазвития, направленностью и умением субъектов взаимодействовать с представителями различных культур и готовностью участвовать в разрешении межкультурных конфликтов.
Поликультурная внутренняя среда учреждения образования в качестве структурных компонентов включает обучающую, воспитывающую,
развивающую среды, для реализации которых в качестве вспомогательной среды используется информационная среда, обеспечивающая получение личностно значимой информации с помощью традиционных и информационно-
коммуникационных технологий. При этом важным компонентом становится формирование
информационной среды социально-культурной деятельности.
Информационная среда позиционируется как компонент социокультурной среды,
представляющий собой внешнее по отношению к индивиду информационное окружение,
совокупность условий, в которых непосредственно протекает многоплановая коммуникационная деятельность индивида. Информационная среда рассматривается как системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов
взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения,
ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах. Являясь специфической средой коммуникации, она оказывает непрерывное влияние на сферу социально-культурной деятельности в
целом и на каждого субъекта педагогической системы в частности. В структуре информационной среды выделяют технологическую и педагогическую составляющие. Технологическая составляющая является инструментом
формирования информационной и социально-культурной сред и отражает адекватное современному уровню технического развития оснащение учреждений образования и культуры современными средствами информатизации. Педагогическая составляющая предполагает педагогическую направленность внедрения информационно-коммуникативных технологий, открывающих новое магистральное направление просветительной деятельности, способствующих распространению новых форм социально-культурной деятельности и новых видов досуговых услуг (интернет-конференции, виртуальные выставки и музейные экспозиции, удаленный доступ к информации о культурных ценностях и т. п.). Креативная информационная среда предоставляет возможность каждому потребителю социально-культурных услуг развить исходный творческий потенциал, стимулирует потребность в дальнейшем самопознании и творческом
саморазвитии.
Поликультурная среда - это сосуществование и взаимодействие в конкретном социальном пространстве разнообразных, равноправных и равноценных культур и их представителей, а также подразумевающее определенное отношение личностей к этому многообразию.
Любую образовательную среду можно характеризовать двумя показателями:
насыщенностью образовательной среды (ресурсный потенциал) и ее структурированностью (способ ее организации). Мы считаем, что сказанное можно отнести и к поликультурной образовательной среде.
Поликультурная образовательная среда как подсистема образовательной среды имеет свои качественные особенности. Внутри нее имеется своя иерархия, она представляет собой систему развивающихся и изменяющихся норм, ценностей, социальных институтов данного общества (семьи, учебного коллектива, разнообразных (этнос, среда сверстников и т. п.) общностей людей, т.е. факторов, в ходе взаимодействия, которых люди приобретают необходимый гражданский опыт, осмысливают окружающую их жизнь, соизмеряют свои теоретические знания и практические умения и навыки.
Формирование поликультурной
образовательной среды в России должно строиться на основе факторной модели демократических ценностей и приоритете правового, гражданского общества. Должно быть создано поликультурное общество, основанное на социальном разнообразии, в котором представители различных этнических групп сохраняют и развивают свои традиции и культурные особенности, при одновременном сотрудничестве друг с другом в укреплении общественного единства.
Как требование времени встает необходимость разработки адекватных педагогических систем, моделей для внедрения такой педагогической теории, в основе которой лежит идея единства воспитания и обучения, сочетание
общечеловеческих, национальных и
индивидуальных ценностей, а также понимание человека как духовно-нравственного феномена с ориентацией на Абсолютные ценности: Красоту, Добро, Любовь, Истину.
Общая тенденция, наблюдаемая в настоящее время в Российском педагогическом процессе, состоит во внедрении личностно ориентированного, личностно деятельностного, интегрированного, дифференцированного и других подходов к организации образования, преодолевающего технократические тенденции, внедряющего гуманистическую парадигму образования с максимальным учетом
развития индивидуальности личности.
Современная модель формирования личности как субъекта профессиональной деятельности может быть построена с учетом принципов синергетического мировоззрения, системного подхода в подготовке специалиста. Использование эволюционно-синергетической парадигмы для построения качественно нового уровня образовательного процесса, возможно на основе интегративно-факторной модели научно-педагогического обеспечения подготовки будущих специалистов.
В соответствии с синергетическим подходом наиболее адекватными принципами построения модели формирования личности специалиста являются принципы открытости, дополнительности, субъектности. При этом принцип субъектности наблюдается в реализации способности личности к самоорганизации, самообразованию, самоанализу и контролю своей деятельности в процессе обучения. Системно-синергетический подход позволяет выявить признаки модели формирования личности как субъекта будущей профессиональной деятельности. По этой причине, системно-синергетический подход является основным общенаучным подходом к решению проблемы педагогического обеспечения личностно
ориентированного обучения, как к учету взаимодействия факторов - социального, культурного, методологического, психологического и личностно-профессионального.
Отсутствие социокультурного аспекта образования, как фактора педагогического обеспечения личностно ориентированного обучения, и малой изменяемостью содержания академического образования, которое по-прежнему ориентировано на информационно-знаниевую парадигму и, практически, не содержит личностных и ценностно-смысловых компонентов, приводит к рассогласованности личностного и
профессионального факторов, а иногда даже к конфликту между личностными качествами будущего специалиста и характером его профессиональной деятельности.
Признание необходимости когнитивного обеспечения личностно ориентированного обучения, которое заключается в знании того, что его организация обусловлена взаимодействием указанных факторов, учет социокультурных оснований педагогического обеспечения личностно ориентированного обучения, свидетельствует о том, что на смену термина «личностно ориентированное обучение» приходит составной термин «социокультурное и личностно ориентированное обучение».
Однако не все концепции культуры, развиваемые мировой научной мыслью, могут быть использованы в качестве методологических оснований гуманистической парадигмы
образования. Наиболее адекватной гуманистической сущности педагогической культуры, возникающей и реализующейся в процессе педагогического взаимодействия, является гуманистическая концепция М.М. Бахтина - B.C. Библера. В свете названной концепции, возможность обеспечения подготовки выпускника вуза к решению задач личностно ориентированного обучения,
обнаруживается в рамках социокультурного подхода к организации профессионального образования, основанного на культивировании личностного (творческого) потенциала человека, способного к самодетерминации; на установлении субъект-субъектных отношений в обучении; на определении содержания, форм и целей педагогического процесса, в котором культура предстает как антропологический феномен.
Мы исходим из того, что процесс профессиональной подготовки представляет собою многофакторное явление, эффективность которого существенно зависит от характера взаимодействия действующих в нем факторов (социального, культурного, психологического и личностно-профессионального) и субъектов (студентов, педагогов, методистов, психологов и др.). Механизмами целостности процесса
профессиональной подготовки специалистов является интеграция действующих в нем факторов и интерактивное взаимодействие его субъектов. Познание закономерностей указанного
взаимодействия и достижение необходимого уровня их интеграции может быть осуществлено при условии создания интегративно-факторной модели профессиональной подготовки.
Интегративно-факторная модель может быть использована в личностно ориентированном обучении с позиций культурологической концепции образования, в основе которой лежат гуманистические традиции отечественной педагогической культуры если:
- культурологическая концепция образования служит основой педагогического обеспечения личностно ориентированного обучения;
- системообразующими компонентами являются такие личностные качества, как мировоззрение, убеждение, нравственность, ценностные ориентации, духовность, смыслы, идеалы;
- в процессе построения интегративно-факторной модели должное внимание уделяется способности к самооценке и саморазвитию; субъектной позиции личности как позиции личностного и профессионального саморазвития.
Признание личности человека высшей ценностью в обществе вносит существенные изменения и в формы, и в содержание учебной деятельности: динамично меняются ценностные ориентиры, формируется новая образовательная культура, активно развивается интегративная образовательная среда, аккумулирующая новый тип ресурсов - ресурс самообразования.
Саморазвитие, самообразование - это особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, направленной на интенсификацию и повышение эффективности таких процессов как: самопознание, самоуправление, творческое самоопределение, творческая самореализация и самосовершенствование личности. Саморазвитие -процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием, выбору целей, путей и средств самосовершенствования соответственно своим жизненным ценностям и установкам. Ключевыми механизмами этого процесса являются самопринятие и самопрогнозирование, в психологии и педагогике формами проявления этого феномена признаны самоутверждение,
самоусовершенствование, самоактуализация. В то же время исследователи отмечают значительное многообразие форм и проявлений саморазвития для разных направлений профессионального образования,
В этой связи задача преподавателя заключается в том, чтобы попытаться смоделировать образовательную среду всеми имеющимися в его распоряжении способами, опираясь на целостное универсальное понимание человеческой личности, на гармоническое развитие ее интеллектуального, духовно-нравственного и культурного потенциала.
В рамках развития современного образования на принципах поликультурализма ведущая роль принадлежит государству и его институтам. При этом интересам этноса, государства и всего мирового сообщества соответствует поликультурное воспитание, интегрирующее представителей всех -социальных, культурных, гендерных, расовых, этнических и других групп. Поликультурное воспитание нацелено на укрепление межнационального мира и сотрудничества народов, на формирование психологии толерантности и в то же время на удовлетворение национально-культурных потребностей каждой из этнических общностей, живущих в данной стране.
Под поликультурным воспитанием мы понимаем образовательно-воспитательную систему, направленную на нахождение верного соотношения между культурным многообразием и социальными связями, переведенного на языки образования и культуры, на сохранение и развитие многообразия культурных реалий с целью прогрессивного развития личности в поликультурном социуме. Оно
направлено на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном обществе и на передачу этого наследия молодому поколению.
Для поликультурного воспитания и образования важна организация общения, предполагающая наличие у его субъектов ментального взаимодействия ума, терпимости, сочувствия, доброжелательности, альтруизма, знаний о менталитете, ментальных ценностях и приоритетах как своего народа, так и других народов.
Важнейшей целью поликультурного воспитания является формирование Человека Культуры с глобальным мышлением, многогранной полнотой интеллектуального, культурного, психологического и социального развития и способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде.
Эта цель обусловливает ряд конкретных педагогических задач:
- формирование знаний о менталитете, ментальных ценностях и приоритетах как своего народа, так и других народов, ментального взаимодействия, терпимости, сочувствия, доброжелательности, альтруизма;
- формирование идентичностей как индивидуальных, так и коллективных (этнических, национальных, религиозных, социальных) с их отношением к обществу и общинам, с их сознательной и свободной встроенностью в социум; понимания культурной идентичности других людей;
- глубокое и всестороннее овладение культурой своего народа, что является непременным условием интеграции с другими народами;
- воспитание уважения к истории и культуре других народов, формирование кросс-культурной грамотности;
- развитие этнотолерантности, чувства понимания и уважения других культур, умения жить в мире с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий;
- развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур, межкультурной компетентности, культуры национального и межнационального общения в полинациональной социальной среде;
- создание в системе образования равных для всех этносов возможностей реализации своих культурных потребностей;
- создание поликультурной образовательной среды как основы для взаимодействия личности с ценностями других культур.
Поликультурное воспитание и образование формирует чувство солидарности и взаимопонимания, противостоит дискриминации, национализму, расизму. Оно призвано заложить гражданское начало в человеке, сформировать у него умение жить в гармонии с другими народами и нациями, выработать стремление к саморазвитию и самообразованию, к обогащению своего духовного
и морального статуса. Поликультурное воспитание на государственном уровне направлено на достижение политической и социальной стабильности, мира и согласия между народами; установление паритета между национальными, общенациональными и общечеловеческими ценностями; обеспечение равного доступа к образованию на родном языке представителям всех национальностей. Поликультурное воспитание на уровне социума способствует повышению интеллектуального, духовно-нравственного
потенциала народов; открытости; преодолению замкнутости, изолированности; повышению гуманитарного и культуротворческого потенциала гражданского общества. На этническом уровне поликультурное воспитание выступает гарантом выживания этносов; фактором гармонизации межэтнических отношений.
На личностном уровне поликультурное воспитание и образование обеспечивает формирование творческой личности, реализации гуманистических развивающих педагогических технологий; воспитание толерантной,
бесконфликтной, коммуникабельной личности, способной воспринимать национальные и общечеловеческие ценности.
Главной задачей поликультурного воспитания является оказание помощи человеку в обретении себя как гражданина в поликультурном мире, не мешая при этом самореализации других личностей, культур, цивилизаций; формирование ценностей и удовлетворение соответствующих интересов и потребностей.
По мнению Р.Г. Макарова поликультурное воспитание способствует формированию гражданских ценностей, а также идей, взглядов, концепций, опыта, способствующих формированию гражданской позиции и обеспечивающих успешную адаптацию и самоактуализацию личности. В условиях поликультурного воспитания формируется чувство патриотизма, гражданская позиция, толерантное отношение к своей стране, населенной разными этносами, а также ее проблемам.
Гражданское поликультурное воспитание в качестве одного из своих компонентов имеет эстетическое восприятие жизни, формирование художественно-эстетических ценностей в процессе воспитания гражданина. Этнологический аспект гражданского воспитания предполагает знакомство с этнической историей, традициями народной культуры, на основе чего происходит переосмысление этнического прошлого и перспектив развития страны.
Подлинное гражданское воспитание мы рассматриваем как целостный, системный процесс разнохарактерных и специфических факторов, влияющих на поликультурное воспитание личности.
Таким образом, общей целью гражданско-патриотического воспитания в поликультурной среде является формирование личности, владеющей культурой гражданского достоинства, эффективно функционирующей в условиях демократического общества, многонациональной и поликультурной
среды, мировой социальной и культурной интеграции, информатизации цивилизации, понимающей и уважающей ценности других культур, умеющей жить в мире и согласии с представителями различных национальностей, рас и верований.
Гражданско-патриотическое воспитание в поликультурной среде направлено на формирование личности, обладающей глобальным мышлением; способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде; утверждающей и развивающей гармоничные отношения с представителями различных этнических групп на основе взаимной открытости, интереса, терпимости и социальной поддержки; реализующую систему знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную
самостоятельную коммуникацию с использованием современных информационных технологий.
Обновление содержания и технологий высшего образования с учетом потребностей инновационных видов деятельности, использование в научных разработках информационного подхода, уже выступающего в роли фундаментального метода научного познания трех важнейших информационных систем современного мира: природы, человека и общества заставляют в процессе обучения позволяет не только использовать высокотехнологичные инновационные
образовательные ресурсы, но и выявлять возможные пути развития информационной культуры будущего специалиста в условиях модернизации высшего образования. Информационная культура
представляет собой явление многоаспектное и реализуется как один из компонентов в структуре личностно-ориентированного обучения современного специалиста.
Информационную культуру следует рассматривать как один из важнейших аспектов культурной деятельности вообще. Так же, как и культура, она неразрывно связана со «второй природой» (социальной) человека, являясь продуктом его мыслительной способности, выступая содержательным аспектом субъект-объектных и субъект-субъектных отношений, зафиксированных при помощи различных материальных носителей. Информационная культура выступает одновременно и необходимым эффективным фактором в освоении человеком культурной реальности, овладении всем тем богатством, которое выработало человечество, и самой реальностью, ценностью, появившейся в результате культурно-созидающей деятельности, и
атрибутом непосредственного культурного бытия, личностных проявлений (поведения, различных форм общения и т. п.).
Активное внедрение во все сферы деятельности человека новых информационно-коммуникационных технологий требует решения проблемы подготовки специалистов, способных эффективно работать в условиях становления информационного общества, когда информация, знания становятся важным ресурсом, а также подлинной движущей силой социально-экономического, технологического и культурного развития. В этой связи непременным признаком высокого профессионализма будущего специалиста выступает именно информационная культура.
Являясь, как отмечалось выше, интегральным звеном общей культуры личности, информационная культура может и должна формироваться и развиваться системой образования на всех ее этапах, в том числе и в системе высшего профессионального образования. В этом случае она оказывается включенной в структуру профессиональной компетентности специалиста. Более того, информационная компетентность является необходимым условием успешной социализации личности в информационном обществе, в котором формируется определенная гражданская позиция, гражданское сознание, в котором заложены наиболее объективные и адекватные критерии - нравственность, культура и профессионализм, которые готовят специалиста к активной жизнедеятельности на основе общечеловеческих ценностей и служат прообразом новых состояний моделируемого объекта, отражая в себе структуру того, чего еще нет в объективной реальности.
Литература
1. Куропятник А.И. Мультикультурализм: Идеология и политика социальной стабильности полиэтнических обществ: диссертация ... доктора социологических наук. Санкт-Петербург, 2000.
2. Палаткина. Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01. Москва, 2003.
3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Педагогика, 1966.
4. Миронов С.М, Российское образование - путь в будущее // Право и образование. 2007. №7.
5. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999.
ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж
INTEGRATIVE-FACTOR MODEL OF CIVIL-PATRIOTIC UPBRINGING IN MULTYCULTURAL MILITARY EDUCATIONAL ENVIRONMENT
V.V. Gladkih
This paper deals with the problems of formation of personality on the bases of civil-educational integrative-factor model in multicultural educational environment
Key words: multicultural education, educational environment, information culture