УДК 378:39(574)
Ш. М. Мухтарова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В СОДЕРЖАНИИ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Карагандинский государственный университет имени академика Е. А. Букетова,
г. Караганда, Казахстан
Аннотация. В статье на основе анализа исследований казахстанских ученых рассмотрен их вклад в развитие методологии этнопедагогики. Выявлен потенциал этнопедагогики в подготовке поликультурной личности будущего педагога. Определено место этнопедагогического знания в процессе формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования. Обоснован методологический принцип этнопедагогической направленности этнического компонента в содержании высшего педагогического образования.
Ключевые слова: этнопедагогика, методология, этнопсихология, этнокультура, этноме-тодология, этнический компонент, высшее педагогическое образование.
Актуальность исследуемой проблемы. В век компьютерных технологий и нарастающей глобализации образовательного пространства все более очевидной становится проблема сохранения традиционной культуры этносов. Национальная культура с ее мудрыми ненавязчивыми уроками народной педагогики широко используется педагогами в восполнении «культурного иммунитета» молодежи.
Цель статьи - на основе анализа исследовательских работ казахстанских ученых выявить их вклад в развитие методологии этнопедагогики и обосновать этнопедагогическую направленность этнического компонента в содержании высшего педагогического образования. Задачи исследования: выявить роль этнопедагогики в развитии межкультурного диалога в поликультурной среде и ее потенциал в подготовке поликультурной личности будущего педагога, определить место этнопедагогического знания в процессе формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования.
Материал и методика исследований. В контексте исследования методологии этно-педагогики были использованы методологические подходы на общенаучном и конкретно-научном уровнях. Общенаучный уровень в статье представлен акмеологическим, междисциплинарным, системным, личностным и деятельностным подходами. Конкретно-научный уровень представлен этнопедагогическим и этнопсихологическим подходами. Были использованы такие методы, как анализ и синтез научных исследований, индукция и дедукция, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.
© Мухтарова Ш. М., 2017
Мухтарова Шакира Мукашовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы и социальной педагогики Карагандинского государственного университета имени академика Е. А. Букетова, г. Караганда, Казахстан; e-mail: shak.ira.53@mail.ru
Статья поступила в редакцию 15.02.2017
Результаты исследований и их обсуждение. Классиком этнопедагогики называют чувашского ученого Г. Н. Волкова. Вместе с введением данного понятия в 60-х гг. XX в. он обосновал научно-методологические основы этнопедагогики как отрасли педагогического знания, но идеи народной педагогики использовались на всем протяжении развития человечества. Этническая педагогика стремительно получила свое развитие в постсоветский период в странах СНГ. До недавнего времени И. С. Кон, а вслед за ним и А. Г. Комарова отмечали, что все этнопедагогические исследования, во-первых, описательны и, во-вторых, посвящены, как правило, опыту какого-либо народа. А поскольку сравнительные исследования отсутствуют, педагогика разных народов выглядит порой одинаковой [10], [11]. Однако анализ современных этнопедагогических источников позволяет утверждать, что при наличии указанного учеными-психологами факта в последнее время развиваются теория и методология этнопедагогики (М. Б. Кожанова, К. Ж. Кожахметова, Ю. А. Рудь, Г. Н. Станчинский, М. И. Стельмахович, Ш. Т. Таубаева, С. А. Узакбаева, М. А. Хайруддинов, Е. Л. Христова, Ф. Г. Ялалов и др.).
По утверждению Г. Н. Волкова, развиваются следующие направления этнопедагогики: историческая (Т. Н. Петрова), региональная (Ш. М.-Х. Арсалиев, А. Л. Бугаева), аналитическая (Г. Н. Волков), дошкольная (Н. С. Александрова), этнопедагогика игры (В. М. Григорьев), афористическая (З. Б. Цаллагова), этнопедагогика семьи (Э. И. Сокольникова), этнопедагогическая антропология (Л. К. Рахлевская), этнопедаго-гическое образование (М. Г. Харитонов), этносоциальная педагогика (А. А. Григорьева-Шадрина, Д. Е. Иванов), сравнительная (Б. А. Жетписбаева, К. Ж. Кожахметова,
B. А. Иванов, Л. И. Федорова), субэтническая педагогика (А. М. Леонов) [5, с. 7]. К этому добавим, что большой вклад в изучение этнопедагогики вносят исследования народной педагогики конкретного этноса (казахского, татарского, башкирского, таджикского, русского и т. д.).
Методология этнопедагогики, по мнению М. А. Хайруддинова, «это целостная система знаний об истоках, основах и структуре этнопедагогики, о принципах подхода, мировоззренческих позициях и способах добывания знания, образующих педагогическую действительность конкретного народа, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы» [18].
В развитии методологии этнопедагогики огромную роль сыграли труды педагогов Казахстана и стран СНГ: Г. Н. Волкова, К. Б. Жарикбаева, С. К. Калиева, К. Ж. Кожахметовой, Ж. Ж. Наурызбая, В. Н. Николаева, Г. А. Станчинского,
C. А. Узакбаевой, М. Г. Харитонова и др., в которых содержится анализ сущности данного понятия.
Этнопедагогика как культурно-образовательный феномен составляет ядро этнического компонента в содержании педагогического образования и национального образования в целом. К основным принципам этнопедагогики как науки, помимо принципов куль-туросообразности, народности, природосообразности, следует отнести принципы инте-гративности, практико-ориентированности и субъектности [2, с. 8]. Эти принципы этнопедагогики важны в профессиональной деятельности учителя.
Этнопедагогика, являясь межотраслевой педагогической дисциплиной, использует методы педагогики, этнографии, этнопсихологии и свои собственные методы. К ним М. А. Хайруддинов относит научный анализ взаимосвязи и взаимодействия педагогики с народными образовательно-воспитательными традициями, обобщение конкретного
педагогического опыта, сравнительный анализ педагогических достижений. Специфические методы этнопедагогического исследования - это способы добывания информации с целью установления закономерностей отношений и зависимостей в этнопедагогическом процессе. Они включают методы изучения фольклорных, археологических материалов, письменных памятников, полевые исследования, метод историко-педагогического анализа, социологический метод, метод сравнения, педагогический эксперимент, методы теоретического исследования народно-педагогических явлений и др. [18]. Акцентируя внимание на позитивности выделения специфических методов этнопедагогического исследования, заметим, что некоторые из них (социологический метод, полевые исследования) заимствованы из этносоциологии, этнопсихологии, что еще раз подтверждает принцип интегративности этнопедагогики.
Неоднозначность терминов присуща многим гуманитарным наукам, однако это не мешает их развитию. То же происходит и с этнопедагогикой.
В развитие методологии этнопедагогики внесла значимый вклад казахстанский ученый Ш. Т. Таубаева. В своем исследовании она рассматривает методологические знания, необходимые исследователю для преобразования этнопедагогической деятельности. Ученый раскрывает структуру этнопедагогического знания: законы и закономерности, концепции, факты, теории, принципы, гипотезы, методы, категории, понятия, термины. Методологическое оснащение понятий, характеризующих процесс восприятия, освоения и оценки этнопедагогического знания, приводит в систему понятийно-терминологическую базу эт-нопедагогики и создает возможности для расширения сферы этнопедагогического знания в изучении этнопедагогической неологии, аксиологии, праксиологии [15, с. 150-153].
Весомый вклад в разработку научных основ казахской этнопедагогики, ее структуры внесли отечественные ученые Ж. Асанов, К. Б. Болеев, Ш. И. Джанзакова, К. Б. Жарикбаев, Е. О. Жуматаева, С. Габбасов, К. Калиев, К. Ж. Кожахметова, А. С. Магауова, К. А. Оразбекова, А. Табылдиев, С. А. Узакбаева и др.
На основе анализа казахстанских работ в области этнопедагогических и этнокультурных исследований мы выделили четыре основные направления, отражающие: 1) теорию и методологию этнокультуры и этнопедагогики (К. Б. Жарикбаев, Р. К. Дюсембинова, Ш. И. Джанзакова, Ж. Ж. Наурызбай, С. К. Калиев, К. К. Кожахметова, К. А. Оразбекова, С. А. Узакбаева и др. ); 2) воспитание и обучение детей и молодежи средствами этнопедагогики и этнокультуры (С. К. Абильдина, А. К. Айтпаева, Г. Р. Бахтиярова, К. К. Болатбаев, Б. Е. Каирова, С. С. Кулмагамбетова, Р. Б. Маженова, М. С. Нурмакова, Г. К. Тлеужанова, Т. М. Шакирова, Л. В. Колесникова, Ш. М. Мухтарова, Р. А. Джанаева, Г. Н. Жолтаева, К. А. Сарбасова, Б. К. Шаушекова и др.); 3) этнопедагогическую подготовку учителя (Ж. Асанов, К. Ф. Аубакирова, К. Б. Болеев, Л. К. Болеева, Ж. Н. Шайгозова, Л. А. Булетова, К. Е. Ибраева, Н. М. Кошеров, А. С. Магауова, Б. Ж. Муканова, А. Табылдиев и др.); 4) сравнительные аспекты этнопедагогики (Б. А. Жетписбаева, Г. Н. Рамашова и др.).
В контексте нашего исследования более пристального внимания требует анализ эт-нопедагогических работ, направленных на подготовку будущего учителя. Проблемное поле этнопедагогического образования в учебно-воспитательном процессе вуза конкретно очерчивает «Концепция этнопедагогического образования студентов высшей школы» С. А. Узакбаевой и К. Ж. Кожахметовой (1998), в которой раскрываются цель, задачи, содержание, условия и перспективы развития этнопедагогического образования как основы гуманизации в подготовке будущих учителей. Целью этнопедагогического образования в
подготовке учителя должно быть формирование национального самосознания, ответственного, неотчужденного отношения к истории, языку, культуре и традициям своего народа [17, с. 31]. В работе А. С. Магауовой народная педагогика рассмотрена как компонент общечеловеческой культуры, и на этой основе выделены ее структурные компоненты [14, с. 11]. Проблему дидактических основ формирования системы этнопедагогических знаний и умений у студентов рассматривает Ж. Асанов. Им разработана модель построения процесса обучения на этнопедагогической основе [1]. Концептуальные основы внедрения казахской этнопедагогики в учебно-воспитательный процесс школы исследованы Р. К. Дюсембиновой. В диссертации обоснованы педагогические условия исследуемого процесса на основе эффективного использования возможностей казахской этнопедагогики [8]. В диссертации К. Б. Болеева исследовано этнопедагогическое наследие казахских просветителей и педагогов как теоретическая основа подготовки будущих учителей к национальному воспитанию учащихся [4]. Процесс этнопедагогической подготовки учителей средней общеобразовательной школы стал объектом исследования Л. К. Болеевой. В работе раскрыты возможности учебного процесса института усовершенствования учителей и предложена методика этнопедагогической подготовки [3]. Разработке содержания и методики этнопедагогической подготовки будущих учителей начальных классов посвящена работа Н. М. Кушерова. На основе теоретического анализа состояния и путей совершенствования изучаемого процесса разработаны критерии этнопедагогической готовности будущих учителей к воспитанию учащихся младшего школьного возраста [12].
Из фундаментальных работ по казахской этнопедагогике выгодно отличается монография К. Ж. Кожахметовой «Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика», в которой ученый обосновывает научный статус казахской этнопедагогики, анализирует эт-нопедагогические исследования в Казахстане. В ее понимании «казахская этнопедагогика -самостоятельная учебная дисциплина, представляющая собой целостное образование, сформировавшееся в лоне педагогической науки на стыке казахской философии, этнопсихологии, теории этноса, этнографии, теории культуры, предметом которой являются система казахского этнического воспитания, осуществляемая непрерывно в течение всей человеческой жизни в семье и в учреждениях системы образования» [9, с. 238-239]. Научный категориальный аппарат казахской этнопедагогики раскрывается в структурно-логической модели, разработанной К. Ж. Кожахметовой. Обоснование статуса казахской этнопедагогики как самостоятельной учебной дисциплины и разработка совместно с С. А. Узакбаевой «Концепции этнопедагогического образования студентов высшей школы» [17] способствовали решению многих проблем в преподавании данного курса в педагогических вузах республики.
С монографией К. Ж. Кожахметовой перекликается диссертация Ш. И. Джанзаковой «Научные основы построения этнопедагогики как самостоятельной учебной дисциплины». Ш. И. Джанзаковой предложена структура общих разделов этнической педагогики как научной дисциплины, включающая историю этнической педагогики (общие вопросы истории, историю по периодам и этапам развития, персоналии в истории, этнопедагогические историко-научные исследования), методологию этнической педагогики (методологические основы, этнопедагогическое науковедение, научно-преобразовательную деятельность, научно-образовательную деятельность), сравнительную этническую педагогику (мировую этнопедагогическую мысль, развитие этнопедагогики по регионам, научные исследования по этнопедагогике за рубежом, подготовку этнопедагогов) [7].
На основе анализа этнопедагогических работ отмечаем, что в научной литературе последних лет этнопедагоги и этнопсихологи выделяют два подхода к исследованию народного опыта воспитания: эмик (специфический) и этик (общий). Их сущность заключается в различиях воспитательного опыта этнических групп (культурно-специфический подход - внутри этносистемы) и универсального подхода, изучающего общее и частное в воспитании в культуре разных этносов [2], [13].
Все национальные системы воспитания, устанавливая разные приоритеты в его целях и средствах, являются неравноценными, но одинаково необходимыми для развития всего социума через оптимизацию отношений личности и общества. История неоднократно демонстрировала миру, что попытки игнорирования национально-этнических различий имеют обратное действие, приводя к возрастанию этноцентрических тенденций в обществе, формированию обостренного чувства национального самосознания и акценту на национально-культурных составляющих этнической общности.
Изучение национальных традиций воспитания разных народов приводит к заключению об общечеловеческих его основаниях, построенных на диалектике «общее - особенное». В данной антитезе одно без другого существовать не может. Ведь только многообразие особенного в совокупности порождает общее. В этом плане интересна мысль Б. Ф. Поршнева о том, что всякое противопоставление объединяет, всякое единение - противопоставляет. Таким образом, этнопедагогика - это не только своеобразно-специфический опыт определенного этноса, имеющий национальные формы выражения, но и общечеловеческие традиции воспитания, содержание которых довольно сходно. Г. Н. Волков отмечает универсализм этнопедагогики (дисперсная этнопедагогика), ее общечеловеческие основы. Он подчеркивает ее «пансофизм», обобщение человеческой мудрости о воспитании: «Этнопедагогический диалог, диалог культур подчеркивает межнациональное, общечеловеческое в духовно-нравственных ценностях народа» [5].
Мы убеждены, что и как наука, и как предмет (учебный курс) этнопедагогика сегодня может не только служить целям национального образования, по выражению Г. Н. Волкова, но и выступать в роли «педагогики национального спасения» и спасения всего человечества. Эти требования выдвигают социально-политические условия полиэтнических сообществ, т. к. этническая неоднородность состава населения многих государств мира обусловлена стремлением к адекватному мирному сосуществованию и взаимодействию людей, разных по этнической, конфессиональной и культурной принадлежности.
Таким образом, в условиях вхождения Республики Казахстан в мировое образовательное пространство возникает потребность в теоретическом освещении проблемы формирования поликультурной личности будущего педагога на основе толерантности и практических разработок данной технологии, чему могут способствовать не только этнопсихология, но и этнопедагогика, ибо их межпредметные связи очевидны. В данном случае аргументом выступает диалектическое единство общего и особенного в этнопедаго-гике. Общими в ней являются общечеловеческие нравственные ценности, а особенное отражают этнопедагогические частности конкретной этнической группы. Плюралистический подход к народной педагогике предполагает исследования уникальности педагогической культуры каждого народа.
Педагогическая ценность прогрессивных национальных особенностей воспитания -в их содействии преодолению национальной обособленности. Современная этнопедаго-гика, ориентированная на инновационные процессы общественного развития, располагает огромными возможностями в деле воспитания толерантности, ненасилия, культуры
межнационального общения. Особенно важна в этом плане этнопедагогическая подготовка будущих учителей, профессиональная значимость которых в трансляции толерантного отношения в обществе весьма ощутима.
Итак, вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что акцент на общности педагогических культур не обезличивает этническую педагогику, а обогащает ее сравнительно-сопоставительным анализом, тем самым способствуя развитию глобального сознания у молодого поколения. В эпоху глобализации этнопедагогика своим общечеловеческим содержанием нравственности должна внести вклад в воспитание человечества. Большим потенциалом в выявлении общности национальных культур обладают такие научные направления этнопедагогики, как этнопедагогическая аксиология и этнопедагогическая эпистемия.
Фундаментом, объединяющим традиционные ценности педагогических культур разных народов, выступает нравственность. В духовно-нравственном здоровье общества, народа и личности огромная роль принадлежит средствам национальной культуры, существенными элементами которой являются фольклор, музыка, декоративно-прикладное искусство и др. В стремлении человечества к совершенству нравственность порождает пути взаимодействия и сближения народов на основе их национальных различий и является залогом решения многих глобальных проблем современности. Задача сохранения уникальности каждого этноса, его оригинальной национальной культуры в полиэтническом государстве и обращения к мировому культурному наследию сегодня решается посредством введения в систему образования этнического компонента.
Этнический компонент в содержании высшего педагогического образования представляет собой гуманитарный комплекс знаний, генетически обусловленный развитием самосознания этноса. Как часть содержания высшего педагогического образования, он представлен набором дидактических единиц, основанных на совокупности принципов его структурирования.
Специфика профессии учителя в условиях полиэтнического общества направлена на использование гуманного опыта воспитания предшествующих поколений, реализацию идей народной педагогики, этнического начала в формировании личности, которые служат основой гуманистической парадигмы этнического компонента в содержании образования, который сегодня должен выступать фактором и условием формирования не только национального самосознания личности, но и гражданского самосознания и планетарного мышления, не только этнопедагогической, но и региональной и межкультурной компетенции подрастающего поколения.
Интегративность этнопедагогики предусматривает ее взаимодействие с обширной областью научного методологического знания - с этнологией, этнопсихологией, этнополитологией, этносоциологией, этноконфликтологией, религиоведением, историей, этноэкологией, но более тесные связи у нее проявляются с этнокультурологией, культурными традициями народов.
Считаем важным определение места этнопедагогического знания в процессе формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования. В связи с этим на основе анализа научной литературы по этнической проблематике нами выявлены уровни структурирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования.
Уровень I порядка - методологический, содержащий этносоциальные знания: этнофилософию, этнополитологию, этносоциологию, этнопсихологию, этнологию,
этнографию, конфликтологию и др. Интеграция этносоциальных знаний и методов их добывания сформировала новое научное направление междисциплинарного взаимодействия - этнометодологию. Различают этнометодологию и методологию этнопедагогики. Этнометодология рассматривается как теоретическое и методологическое направление в социологии, трансформирующее методы этнографии и социальной антропологии в методологию социальных наук, исследующих этнические процессы. У истоков этнометодологии как интегративной отрасли знания стоит Г. Гарфинкель.
Методологию этнопедагогики, как один из компонентов этнометодологии, относят к более частному явлению. Казахстанский ученый-этнопедагог С. А. Узакбаева считает, что «методология этнопедагогики интегрирует основополагающие теоретические положения из таких отраслей современного научного знания, как этнофилософия, культурология, этнопсихология, этносоциология, общая педагогика» [16, с. 10].
Уровень II порядка - системообразующий. Сюда мы относим этнокультурные знания, представляющие целостную систему в этнокультурном образовательном пространстве. Иначе говоря, этнокультура включает систему знаний о жизнедеятельности этноса, все элементы национального своеобразия - от социально-экономических до духовно-нравственных ценностей. В то же время этнокультура питает такие отрасли научного знания, как этнопедагогика и этнопсихология, этнология, этнография, этнолингвистика и др., входящие в состав этнического компонента в содержании образования в качестве учебных курсов. Таким образом, этнокультура также выполняет методологическую функцию и играет основную системообразующую роль в структурировании этнического компонента в содержании высшего педагогического образования. Нами выделены три основные функции этнокультурного образования:
- сохранение, трансляция и развитие национально-культурного своеобразия этносов и этнической идентификации личности как субъекта определенного этноса;
- духовно-нравственная позиция личности, ее установки и убеждения;
- решение проблемы межкультурного общения народов и их представителей.
Уровень III порядка - предметно-специфический, представляющий
этнопедагогические знания. Под этнопедагогическими знаниями нами понимается система интегрированных знаний об особенностях педагогических традиций этноса, направленных на формирование национального самосознания личности, а в профессионально-педагогическом образовании - и на этнопедагогическую компетентность будущих учителей. Этнопедагогические знания в системе «знания, умения, навыки» составляют начальное звено в этнопедагогическом образовании учителя и студента высшей школы (Ж. Асанов, Л. К. Болеева, К. Ж. Кожахметова, С. А. Узакбаева и др.). Однако содержание этнопедагогического образования, по мнению ученых, не должно сводиться к знаниецентризму, а, согласно антропологическому подходу, -ориентироваться на формирование целостной личности педагога-профессионала.
Этнопедагогические знания включают в себя и этнорегиональные знания, которые отражают своеобразие природно-климатических особенностей и национально-культурную, историческую самобытность региона, их содержание направлено на воспитание гражданского, патриотического и национального самосознания подрастающего поколения.
Указанный подход к структурированию этнического компонента в содержании высшего педагогического образования позволяет рассматривать его как систему, обладающую многоуровневой интеграцией знаний, и сделать вывод, что этнокультурное образование гораздо шире этнопедагогического. В то же время этнокультура является основным источ-
ником этнопедагогики. Несмотря на то что этнопедагогические знания находятся в методологической зависимости от уровней первого и второго порядка, а в иерархии структурирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования занимают уровень третьего порядка, они представляют его сердцевину, что определяется их педагогической направленностью. Итак, изучение сущности этнического компонента в содержании высшего педагогического образования позволило выявить его этнопедагогическую направленность на формирование личности будущего педагога.
Резюме. В нашем исследовании обоснован принцип этнопедагогической направленности этнического компонента в содержании высшего педагогического образования. Обоснованию данного принципа отвечают следующие теоретические положения:
1. Интегративные свойства этнопедагогики, обоснованные Г. Н. Волковым, свойственны и этническому компоненту содержания высшего педагогического образования. Они определяются его антропологической сущностью, а этнопедагогическая направленность этнического компонента в содержании высшего педагогического образования определена воспитательным потенциалом его базисных элементов, а именно языка, истории, традиций, фольклора, религии и др., которые в то же время составляют средства и факторы этнопедагогики. Структурные элементы этнического компонента образования (форма и содержание) содержат гуманистические идеи и обладают действенным воспитательным потенциалом в формировании личности как субъекта этноса.
2. Благодаря этнопедагогической направленности этнический компонент содержания педагогического образования в вузе призван воспитывать духовно богатую личность, умеющую ценить культурное наследие родного этноса, способную понимать и жить с другими народами в мире и согласии, уметь находить мирное решение в любой конфликтной ситуации, зная и понимая язык, традиции, менталитет других этносов в условиях поликультурной среды.
3. В своем утверждении принципа этнопедагогической направленности этнического компонента в содержании высшего педагогического образования мы также опираемся на золотое правило этнопедагогики, обоснованное Г. Н. Волковым: «Без памяти исторической - нет традиций, без традиций - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа» [6].
Таким образом, определенный нами принцип этнопедагогической направленности этнического компонента в содержании высшего педагогического образования позволяет выявить его аксиологический и образовательно-воспитательный потенциал. Данный принцип указывает на специфику педагогической деятельности и определяет функции этнического компонента в содержании высшего педагогического образования.
Перспективы развития области этнопедагогического знания в межкультурном аспекте весьма рельефно вырисовываются на фоне глобализационных процессов. Развитие методологии этнопедагогики в Казахстане связывается исследователями с рассмотрением ее роли в механизме формирования национального самосознания, патриотизма, культуры межнационального общения, толерантности, а также больших возможностей ее использования в современной социализации личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асанов Ж. Студенттердщ этнопедагогикальщ бшмдер1 мен икемдЫктер1 жуйесш калыптастырудыц дидактикалы; непздер1 : пед. тыл. д-ры ... дис. : 13.00.01. - Алматы, 2004. - 331 с.
2. Бережнова Л. Н., Набок И. Л., Щеглов В. И. Этнопедагогика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М. : Академия, 2007. - 233 с.
3. Болеева Л. К. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителей общеобразовательной средней школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Тараз, 2006. - 27 с.
4. Бвлеев К. Б. Болашак M¥Fалiмдердi окушыларга :ллтык тэрбие беруге дайындаудьщ теориясы мен практикасы : пед. f^lt. д -ры ... дис. автореф. : 13.00.01. - ^араFанды, 2002. - 52 б.
5. Волков Г. Н. Универсализм этнопедагогики (дисперсная этнопедагогика) // Этнопедагогика в системе образования: опыт, проблемы и перспективы : материалы Международной научно-практической конференции. - Атырау, 2005. - С. 7-12.
6. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1974. - 362 с.
7. Джанзакова Ш. И. Этнопедагогиканы жеке оку пэне ретшде курудыц Fылыми негiздерi : пед. f^it. д-ры ... дис. автореф. : 13.00.01. - ^араFанды, 2007. - 43 б.
8. ДYсембинова Р. К. ^азак этнопедагогикасын мектептщ оку-тэрбие процесше ендiрiдщ Fылыми-педагогикалык негiздерi : пед. f^it. д-ры ... дис. : 13.00.01. - Алматы, 2001. - 289 б.
9. Кожахметова К. Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. - Алматы : Еылым, 1998. - 317 с.
10. Комарова А. Г. О понятии «этнопедагогика» в советской этнографической и педагогической науке // Изучение преемственности этнокультурных явлений. - М. : Иэ АН СССР, 1980. - С. 203-212.
11. Кон И. С. Проблема имплицитной теории личности в этнокультурных исследованиях. - Ереван : Б. и., 1978. - 124 с.
12. Кошеров Н. М. Болашак бастауыш сынып мралмдерш этнопедагогикалык дайындау жуйеа : пед. Frn. канд. ... дис. : 13.00.01. - Тараз, 2000. - 124 б.
13. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию : учебное пособие. - М. : Ключ-С, 1999. - 224 с.
14. Магауова А. С. Этнопедагогика в системе профессиональной подготовки учителя. -Семипалатинск : СГУ им. Шакарима, 2001. - 77 с.
15. Таубаева Ш. Т. Научные основы формирования исследовательской культуры учителя общеобразовательной школы : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - Алматы, 2000. - 358 с.
16. Узакбаева С. А. Методологические основы этнопедагогики // Этнопедагогика и проблемы одаренных детей в системе образования : материалы Международной научно-педагогической конференции. -Алматы, 2000. - С. 7-13.
17. Узакбаева С. А., Кожахметова К. Ж. Концепция этнопедагогического образования студентов высшей школы. - Алматы : Онер, 1998. - 45 с.
18. Хайруддинов М. А. Методология и методы этнопедагогических исследований [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http//www. nbuv. dov.na/Articles/kultnarknp37_84-39.
UDC 378:39(574)
Sh. M. Mukhtarova
METHODOLOGICAL JUSTIFICATION OF ETHNOPEDAGOGICAL ORIENTATION OF ETHNIC COMPONENT IN HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION
E. Buketov Karaganda State University, Karaganda, Kazakhstan
Abstract. Basing on the analysis of research works of the Kazakhstan scientists, the article reveals their contribution to the development of methodology of ethnopedagogics and also ethnopedagogical potential in training of a polycultural teacher-to-be; presents the importance of ethnopedagogical knowledge
© Mukhtarova Sh. M., 2017
Mukhtarova, Shakira Mukashovna - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Social Work and Social Pedagogics, E. Buketov Karaganda State University, Karaganda, Kazakhstan; e-mail: shak.ira.53@mail.ru
The article was contributed on February 15, 2017
in the formation of an ethnic component in higher pedagogical education; substantiates the methodological principle of ethnopedagogical orientation of the ethnic component in higher pedagogical education.
Keywords: ethnopedagogics, methodology, ethnopsychology, ethnoculture, ethnomethodology, ethnic component, higher pedagogical education.
REFERENCES
1. Asanov Zh. Studentterdirç jetnopedagogikaly^ bilimderi men ikemdilikteri zhYjesin K;alyptastyrudyR did-aktikaly^ negizderi : ped. Fyl. d-ry ... dis. : 13.00.01. - Almaty, 2004. - 331 s.
2. Berezhnova L. N., Nabok I. L., Shheglov V. I. Jetnopedagogika : uchebnoe posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij. - M. : Akademija, 2007. - 233 s.
3. Boleeva L. K. Teorija i praktika jetnopedagogicheskoj podgotovki uchitelej obshheobrazovatel'noj srednej shkoly : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Taraz, 2006. - 27 s.
4. Beleev K. B. Bolasha^ mralimderdi o^ushylarra ^llty^ tarbie beruge dajyndaudyrç teorijasy men prakti-kasy : ped. ryl. d -ry ... dis. avtoref. : 13.00.01. - ^ararandy, 2002. - 52 b.
5. Volkov G. N. Universalizm jetnopedagogiki (dispersnaja jetnopedagogika) // Jetnopedagogika v sisteme obrazovanija: opyt, problemy i perspektivy : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -Atyrau, 2005. - S. 7-12.
6. Volkov G. N. Jetnopedagogika. - Cheboksary : Chuvash. kn. izd-vo, 1974. - 362 s.
7. Dzhanzakova Sh. I. Jetnopedagogikany zheke o^u pane retinde K^rudyrç Fylymi negizderi : ped. ryl. d-ry ... dis. avtoref. : 13.00.01. - ^ararandy, 2007. - 43 b.
8. DYsembinova R. K. ^aza^ jetnopedagogikasyn mektepti^ oK^-tsrbie procesine endiridirç rylymi-pedagogikaly^ negizderi : ped. Fyl. d-ry ... dis. : 13.00.01. - Almaty, 2001. - 289 b.
9. Kozhahmetova K. Zh. Kazahskaja jetnopedagogika: metodologija, teorija, praktika. - Almaty : Fylym, 1998. - 317 s.
10. Komarova A. G. O ponjatii «jetnopedagogika» v sovetskoj jetnograficheskoj i pedagogicheskoj nauke // Izuchenie preemstvennosti jetnokul'turnyh javlenij. - M. : Ije AN SSSR, 1980. - S. 203-212.
11. Kon I. S. Problema implicitnoj teorii lichnosti v jetnokul'turnyh issledovanijah. - Erevan : B. i., 1978. -
124 s.
12. Kesherov N. M. Bolasha^ bastauysh synyp m^ralimderin jetnopedagogikaly^ dajyndau zhYjesi : ped. Fyl. kand. ... dis. : 13.00.01. - Taraz, 2000. - 124 b.
13. Lebedeva N. M. Vvedenie v jetnicheskuju i kross-kul'turnuju psihologiju : uchebnoe posobie. - M. : Kljuch-S, 1999. - 224 s.
14. Magauova A. S. Jetnopedagogika v sisteme professional'noj podgotovki uchitelja. - Semipalatinsk : SGU im. Shakarima, 2001. - 77 s.
15. Taubaeva Sh. T. Nauchnye osnovy formirovanija issledovatel'skoj kul'tury uchitelja obshheobrazovatel'noj shkoly : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.08. - Almaty, 2000. - 358 s.
16. Uzakbaeva S. A. Metodologicheskie osnovy jetnopedagogiki // Jetnopedagogika i problemy odarennyh detej v sisteme obrazovanija : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-pedagogicheskoj konferencii. - Almaty, 2000. -S. 7-13.
17. Uzakbaeva S. A., Kozhahmetova K. Zh. Koncepcija jetnopedagogicheskogo obrazovanija studentov vysshej shkoly. - Almaty : Oner, 1998. - 45 s.
18. Hajruddinov M. A. Metodologija i metody jetnopedagogicheskih issledovanij [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa : http//www. nbuv. dov.na/Articles/kultnarknp37_84-39.