Научная статья на тему 'Проблема трудоустройства выпускников вуза'

Проблема трудоустройства выпускников вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / РЫНОК ТРУДА / МОНИТОРИНГ / ПРОДУКТИВНОСТЬ / ПОПУЛЯРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимошенко Галина Александровна, Чернуха Валентина Владимировна, Кравцова Олеся Николаевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы по трудоустройству выпускников вуза на примере Оренбургского государственного медицинского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимошенко Галина Александровна, Чернуха Валентина Владимировна, Кравцова Олеся Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF EMPLOYMENT OF GRADUATES

The article considers topical issues on employment of graduates of higher education institution on the example of Orenburg state medical University.

Текст научной работы на тему «Проблема трудоустройства выпускников вуза»

УДК 331.5:378.225:378.661(470.56)

Г. А. ТИМОШЕНКО, В. В. ЧЕРНУХА, О. Н. КРАВЦОВА

ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА

Оренбургский государственный медицинский университет G. A. TIMOSHENKO, V. V. CHERNUKHA, O. N. KRAVTSOVA

THE PROBLEM OF EMPLOYMENT OF GRADUATES

Orenburg state medical University

РЕЗЮМЕ.

В статье рассматриваются актуальные вопросы по трудоустройству выпускников вуза на примере Оренбургского государственного медицинского университета.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ТРУДОУСТРОЙСТВО, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, РЫНОК ТРУДА, МОНИТОРИНГ, ПРОДУКТИВНОСТЬ, ПОПУЛЯРНОСТЬ.

SUMMARY.

The article considers topical issues on employment of graduates of higher education institution on the example of Orenburg state medical University.

KEY WORDS: EMPLOYMENT, HEALTH, PROFESSION, LABOR, MONITORING, PRODUCTIVITY, POPULARITY.

Еще в XIX в. Карл Маркс и Фридрих Энгельс рассматривали молодежь как каждое новое поколение, наследующее и продолжающее традиции старшего поколения. По их мнению, молодежь, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность, а, с другой стороны, благодаря трудовой деятельности видоизменяет старые условия.

В настоящее время одной из главных проблем всех уровней профессионального образования является его недостаточная адекватность потребностям рынка труда. Как отмечают ряд экспертов, в связи со слабой мобильностью рабочей силы и относительной изолированностью региональных рынков труда данная проблема в перспективе будет обостряться. В особой степени это относится к высшей школе. Вузы готовят, как правило, специалистов по традиционным для каждого учебного заведения специальностям, удовлетворяя возрастающие потребности в большей мере населения, а не экономики. Следствием этого является тот факт, что в це-

Тимошенко Галина Александровна — ассистент кафедры истории Отечества; 89228818594; е-mail: [email protected] Чернуха Валентина Владимировна — ассистент кафедры истории Отечества; 89198639318; е-mail: Valher [email protected] Кравцова Олеся Николаевна — к. м. н., ассистент кафедры поликлинической терапии, руководитель Центра практической подготовки и трудоустройства выпускников; 89058439206; e-mail: [email protected]

лом по стране некоторые выпускники вуза работают не по специальности, где на переподготовку тратится ежегодно несколько сотен миллиардов рублей.

Вместе с тем в 2003 г. Россия присоединилась к Бо-лонской декларации, одним из важных положений которой является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и практически использованы. В этой связи проблемы качества подготовки специалистов высшей квалификации и их дальнейшее трудоустройство приобретают особое значение [1].

Окончив вуз, десятки тысяч молодых людей терзаются, задаются вопросом: куда пойти работать? Получение образования — это только первый, хотя и трудный этап взрослой жизни. Однако он уже пройден. Что же делать дальше? Тяжело в учении, легко ли станет в бою? Как искать работу современному молодому специалисту?

Сохраняя темп социально-экономического развития, оренбургское здравоохранение диктует необходимость подготовки конкурентоспособных работников, совершенствование системы образования и регулирования занятости специалистов, достижения баланса взаимодействия рынка труда и образовательных услуг.

В целом образовательная деятельность в регионе обладает четко выраженной новаторской направленностью на формирование единого, открытого, личностно-ориентированного образовательного пространства. Основные принципы формирования политики образования области — это:

- создание системы непрерывного образования;

- сохранение доступности образования для всех слоев населения;

- увеличение многоуровневости образования и разнообразия образовательных услуг;

- повышение качества получаемого образования на всех уровнях;

- достижение высокой конкурентоспособности специалистов, прежде всего, на рынке труда;

- социальная защита работников образования [2].

Одним из ведущих учебных заведений Оренбургской области является ОрГМУ

В образовательном процессе Оренбургского государственного медицинского университета участвуют более 500 преподавателей, в числе которых

93 доктора наук, профессоров — 62, кандидатов наук -326 человек, имеющих звание доцента -150 человек. В вузе сложился ряд авторитетных научных школ, ведущих работ по широкому спектру социально-экономических и инновационных программ, в т. ч. ориентированных на решение проблем области.

Однако одной из серьезных проблем здравоохранения Оренбуржья является вопрос обеспечения квалифицированными медицинскими кадрами области, согласно потребностям рынка труда. К сожалению, наблюдается по разным регионам избыток в кадрах одной специальности и недостаток в другой, а также неравномерное возрастное (в городах — молодые специалисты, а в отдаленных сельских районах — преимущественно специалисты пожилого и пенсионного возраста) распределение. К сожалению, приходится констатировать, что молодые специалисты не желают работать в сельской местности: обеспеченность врачами сельского здравоохранения остается низкой.

Учитывая ситуацию, которая складывается на текущий момент с трудоустройством молодых медиков, а также проблемы медицины в сельской местности, правительство еще в 2012 году запу-

Таким образом, можно говорить о 100% трудоустройстве выпускников-целевиков за указанный период практически по всем специальностям, кроме клинической психологии, где наблюдается снижение вдвое этого показателя в 2014-2015 учебном году. По этой специальности в целом происходит снижение трудоустройства выпускников среди рассматриваемых категорий студентов в 2014-2015 учебном году. На высоком уровне (100%) сохраняется трудоустройство по специальностям «медико-профилактическое дело» и «фармация». Наблюдается некоторое снижение трудоустройства

стило программу «Земский доктор». Программа «Земский доктор» была запущена российским правительством для того, чтобы в сельской местности появились специалисты общего профиля по наиболее востребованным направлениям. Как стало известно, программа будет действовать и в 2016 году. Молодые специалисты, окончившие вуз (при соблюдении ряда условий), имеют возможность переехать в сельскую местность. При этом им выделяется субсидия в размере 1 миллиона рублей, которая должна компенсировать затраты на переезд и обустройство на новом месте. Израсходовать подъемные можно на то, чтобы купить жилье или построить дом [3].

За время реализации данного проекта ситуация начала заметно улучшаться. Сегодня во многих регионах в сельской местности стали открываться врачебные амбулатории, и работает около 500 врачей-терапевтов. Начиная с 2012 года, благодаря этой федеральной программе, сельские больницы получили приток свежих кадров.

Результаты трудоустройства выпускников Оренбургского государственного медицинского университета за два года представлены в таблице.

коммерческих студентов в 2015 году, по специальностям «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология» при небольшом увеличении трудоустройства бюджетных студентов за последний год.

Большая часть выпускников остается работать в нашем регионе — около 80%, менее 10% уезжают в республику Башкортостан, менее 5% трудоустраиваются в другие субъекты Российской Федерации, около 7% пытаются найти место работы самостоятельно [4].

Учитывая опыт ряда стран, хотелось бы, чтобы разрабатывались и внедрялись единые по всей области информационные системы кадрового аудита, где

Таблица — Трудоустройство выпускников по специальностям за 2013-2015учебные годы

———Категория Специальность выпускников —-—— Результаты трудоустройства (%)

Целевики Бюджетные Коммерческие Итого

«Лечебное дело» 2013-2014 100% 77,8% 84,2% 84,1%

2014-2015 100% 90% 83,8% 90,9%

«Педиатрия» 2013-2014 100% 73,2% 100% 83,3%

2014-2015 100% 90% 87,5% 92%

«Медико-профилактическое дело» 2013-2014 100% 100% 100% 100%

2014-2015 100% 100% 100% 100%

«Стоматология» 2013-2014 100% 100% 100% 100%

2014-2015 100% 100% 80% 90%

«Фармация» 2013-2014 100% 100% 100% 100%

2014-2015 100% 100% 100% 100%

«Клиническая психология» 2013-2014 100% 35,3% 100% 54,2%

2014-2015 50% 31% 44% 38%

отражалась бы вся информация о трудоустройстве всех выпускников в то или иное лечебно-профилактическое учреждение. С целью повышения конкурентоспособности выпускников вуза следует корректировать учебные программы больше под реальные практические навыки и умения в той специальности, которой обучаются студенты. Эффективная система прогнозирует потребность в специалистах по области.

Принимая во внимание подвижность и неустойчивость спроса-предложения не только в профессионально-квалификационном разрезе, но и в изменении требований работодателей к личности молодого специалиста, нужно учесть множество не только объективных факторов — экономических, социальных, демографических, — но и субъективных — выбор самих выпускников и их родителей.

Раньше диплом высшего учебного заведения давал выпускнику уважение, престижную работу, высокую занимаемую должность. Но в последнее время «корочка» перестала быть простым пропуском в мир больших возможностей. Для того чтобы реализовать себя в послевузовской жизни, нынешним студентам уже на первых курсах необходимо строить карьеру, и это касается не только полученных знаний.

Медицина не стоит на месте, она активно развивается. Появление новых болезней, природные катаклизмы, войны, бедствия провоцируют поиск новых решений и методов борьбы с проблемами. Поэтому гибкость и восприимчивость к новым знаниям — это главные качества, которым должен обладать врач.

Профессия врача предусматривает постоянные повышения знаний, умений и навыков в своей нелегкой профессии.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Сенашенко, В. Болонский процесс и качество образования / В. Сенашенко, Г. Ткач // Вестник высшей школы. — 2003. — № 8. — С. 8-10.

2. Шереги, Ф. Э. Социальные проблемы вузовской науки / Ф. Э. Шереги, В. Г. Харчева // СОЦИС. — 1996. — № 6. — С. 76-81.

3. Проект «Земский доктор» на село с миллионом. — Медицинский портал «МЕД-инфо» http:// med-info.ru/content/view/890

4. Отчет о трудоустройстве выпускников ГБОУ ВПО ОрГМУМинздрава России (Электронный ресурс) http://orgma.ru/internu-i-ordinatoru/trudoustrojstvo.html

ПЕДИАТРИЯ

УДК 613.22; 616.6-002-053.2

Л. С. ЗЫКОВА, А. А. ВЯЛКОВА, О. В. МОТЫЖЕНКОВА, О. К. ЛЮБИМОВА

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБИОТИЧЕСКОГО КИСЛОМОЛОЧНОГО ПРОДУКТА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ ТЕРАПИИ ПИЕЛОНЕФРИТА У ДЕТЕЙ

Оренбургский государственный медицинский университет

L. S. ZYKOVA, A. A. VYALKOVA, O. V. MOTYGENKOVA, O. K. LUBIMOVA

APPLICATION OF PRO-BIOTIC FERMENTED MILK PRODUCT OF FUNCTIONAL FOOD IN COMPLEX THERAPY OF PYELONEPHRITIS AT CHILDREN

Orenburg State Medical University

РЕЗЮМЕ.

Нарушение состава кишечной микробиоты является ведущим источником инфицирования органов мочевой системы у детей. Поэтому применение кисло-

Зыкова Лидия Сергеевна — д. м. н., профессор кафедры факультетской педиатрии; 89619296149; е-mail: [email protected] Вялкова Альбина Александровна — З. вр. РФ, д. м. н., профессор, зав. кафедрой факультетской педиатрии; 89226258875; е-mail: [email protected]

Мотыженкова Ольга Валентиновна — к. м. н., доцент кафедры факультетской педиатрии; 89128448756; е-mail: [email protected] Любимова Ольга Константиновна — к. м. н., доцент кафедры факультетской педиатрии; 89033205296; е-mail: [email protected]; 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, д. 2, кв. 23

молочных продуктов, обогащённых пробиотическими культурами, — важное направление функционального питания детей, страдающих пиелонефритом.

В статье представлены клинико-микробиоло-гические данные, подтверждающие способность за-квасочного штамма Bifidobaсterium \ongum В 379 М подавлять маркер персистенции «антиинтерфе-роновую» активность копроштаммов кишечной палочки, выделенных у детей при эшерихиозном пиелонефрите. Клиническая апробация применения кисломолочного бифидумбактерина на основе штамма В. \ongum В 379, подавляющего персистентный потенциал возбудителя во входных воротах — кишечной экосистеме, — в комплексной терапии пиело-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.