УДК 331.5:378.225:378.661(470.56)
Г. А. ТИМОШЕНКО, В. В. ЧЕРНУХА, О. Н. КРАВЦОВА
ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА
Оренбургский государственный медицинский университет G. A. TIMOSHENKO, V. V. CHERNUKHA, O. N. KRAVTSOVA
THE PROBLEM OF EMPLOYMENT OF GRADUATES
Orenburg state medical University
РЕЗЮМЕ.
В статье рассматриваются актуальные вопросы по трудоустройству выпускников вуза на примере Оренбургского государственного медицинского университета.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ТРУДОУСТРОЙСТВО, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, РЫНОК ТРУДА, МОНИТОРИНГ, ПРОДУКТИВНОСТЬ, ПОПУЛЯРНОСТЬ.
SUMMARY.
The article considers topical issues on employment of graduates of higher education institution on the example of Orenburg state medical University.
KEY WORDS: EMPLOYMENT, HEALTH, PROFESSION, LABOR, MONITORING, PRODUCTIVITY, POPULARITY.
Еще в XIX в. Карл Маркс и Фридрих Энгельс рассматривали молодежь как каждое новое поколение, наследующее и продолжающее традиции старшего поколения. По их мнению, молодежь, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность, а, с другой стороны, благодаря трудовой деятельности видоизменяет старые условия.
В настоящее время одной из главных проблем всех уровней профессионального образования является его недостаточная адекватность потребностям рынка труда. Как отмечают ряд экспертов, в связи со слабой мобильностью рабочей силы и относительной изолированностью региональных рынков труда данная проблема в перспективе будет обостряться. В особой степени это относится к высшей школе. Вузы готовят, как правило, специалистов по традиционным для каждого учебного заведения специальностям, удовлетворяя возрастающие потребности в большей мере населения, а не экономики. Следствием этого является тот факт, что в це-
Тимошенко Галина Александровна — ассистент кафедры истории Отечества; 89228818594; е-mail: [email protected] Чернуха Валентина Владимировна — ассистент кафедры истории Отечества; 89198639318; е-mail: Valher [email protected] Кравцова Олеся Николаевна — к. м. н., ассистент кафедры поликлинической терапии, руководитель Центра практической подготовки и трудоустройства выпускников; 89058439206; e-mail: [email protected]
лом по стране некоторые выпускники вуза работают не по специальности, где на переподготовку тратится ежегодно несколько сотен миллиардов рублей.
Вместе с тем в 2003 г. Россия присоединилась к Бо-лонской декларации, одним из важных положений которой является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и практически использованы. В этой связи проблемы качества подготовки специалистов высшей квалификации и их дальнейшее трудоустройство приобретают особое значение [1].
Окончив вуз, десятки тысяч молодых людей терзаются, задаются вопросом: куда пойти работать? Получение образования — это только первый, хотя и трудный этап взрослой жизни. Однако он уже пройден. Что же делать дальше? Тяжело в учении, легко ли станет в бою? Как искать работу современному молодому специалисту?
Сохраняя темп социально-экономического развития, оренбургское здравоохранение диктует необходимость подготовки конкурентоспособных работников, совершенствование системы образования и регулирования занятости специалистов, достижения баланса взаимодействия рынка труда и образовательных услуг.
В целом образовательная деятельность в регионе обладает четко выраженной новаторской направленностью на формирование единого, открытого, личностно-ориентированного образовательного пространства. Основные принципы формирования политики образования области — это:
- создание системы непрерывного образования;
- сохранение доступности образования для всех слоев населения;
- увеличение многоуровневости образования и разнообразия образовательных услуг;
- повышение качества получаемого образования на всех уровнях;
- достижение высокой конкурентоспособности специалистов, прежде всего, на рынке труда;
- социальная защита работников образования [2].
Одним из ведущих учебных заведений Оренбургской области является ОрГМУ
В образовательном процессе Оренбургского государственного медицинского университета участвуют более 500 преподавателей, в числе которых
93 доктора наук, профессоров — 62, кандидатов наук -326 человек, имеющих звание доцента -150 человек. В вузе сложился ряд авторитетных научных школ, ведущих работ по широкому спектру социально-экономических и инновационных программ, в т. ч. ориентированных на решение проблем области.
Однако одной из серьезных проблем здравоохранения Оренбуржья является вопрос обеспечения квалифицированными медицинскими кадрами области, согласно потребностям рынка труда. К сожалению, наблюдается по разным регионам избыток в кадрах одной специальности и недостаток в другой, а также неравномерное возрастное (в городах — молодые специалисты, а в отдаленных сельских районах — преимущественно специалисты пожилого и пенсионного возраста) распределение. К сожалению, приходится констатировать, что молодые специалисты не желают работать в сельской местности: обеспеченность врачами сельского здравоохранения остается низкой.
Учитывая ситуацию, которая складывается на текущий момент с трудоустройством молодых медиков, а также проблемы медицины в сельской местности, правительство еще в 2012 году запу-
Таким образом, можно говорить о 100% трудоустройстве выпускников-целевиков за указанный период практически по всем специальностям, кроме клинической психологии, где наблюдается снижение вдвое этого показателя в 2014-2015 учебном году. По этой специальности в целом происходит снижение трудоустройства выпускников среди рассматриваемых категорий студентов в 2014-2015 учебном году. На высоком уровне (100%) сохраняется трудоустройство по специальностям «медико-профилактическое дело» и «фармация». Наблюдается некоторое снижение трудоустройства
стило программу «Земский доктор». Программа «Земский доктор» была запущена российским правительством для того, чтобы в сельской местности появились специалисты общего профиля по наиболее востребованным направлениям. Как стало известно, программа будет действовать и в 2016 году. Молодые специалисты, окончившие вуз (при соблюдении ряда условий), имеют возможность переехать в сельскую местность. При этом им выделяется субсидия в размере 1 миллиона рублей, которая должна компенсировать затраты на переезд и обустройство на новом месте. Израсходовать подъемные можно на то, чтобы купить жилье или построить дом [3].
За время реализации данного проекта ситуация начала заметно улучшаться. Сегодня во многих регионах в сельской местности стали открываться врачебные амбулатории, и работает около 500 врачей-терапевтов. Начиная с 2012 года, благодаря этой федеральной программе, сельские больницы получили приток свежих кадров.
Результаты трудоустройства выпускников Оренбургского государственного медицинского университета за два года представлены в таблице.
коммерческих студентов в 2015 году, по специальностям «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология» при небольшом увеличении трудоустройства бюджетных студентов за последний год.
Большая часть выпускников остается работать в нашем регионе — около 80%, менее 10% уезжают в республику Башкортостан, менее 5% трудоустраиваются в другие субъекты Российской Федерации, около 7% пытаются найти место работы самостоятельно [4].
Учитывая опыт ряда стран, хотелось бы, чтобы разрабатывались и внедрялись единые по всей области информационные системы кадрового аудита, где
Таблица — Трудоустройство выпускников по специальностям за 2013-2015учебные годы
———Категория Специальность выпускников —-—— Результаты трудоустройства (%)
Целевики Бюджетные Коммерческие Итого
«Лечебное дело» 2013-2014 100% 77,8% 84,2% 84,1%
2014-2015 100% 90% 83,8% 90,9%
«Педиатрия» 2013-2014 100% 73,2% 100% 83,3%
2014-2015 100% 90% 87,5% 92%
«Медико-профилактическое дело» 2013-2014 100% 100% 100% 100%
2014-2015 100% 100% 100% 100%
«Стоматология» 2013-2014 100% 100% 100% 100%
2014-2015 100% 100% 80% 90%
«Фармация» 2013-2014 100% 100% 100% 100%
2014-2015 100% 100% 100% 100%
«Клиническая психология» 2013-2014 100% 35,3% 100% 54,2%
2014-2015 50% 31% 44% 38%
отражалась бы вся информация о трудоустройстве всех выпускников в то или иное лечебно-профилактическое учреждение. С целью повышения конкурентоспособности выпускников вуза следует корректировать учебные программы больше под реальные практические навыки и умения в той специальности, которой обучаются студенты. Эффективная система прогнозирует потребность в специалистах по области.
Принимая во внимание подвижность и неустойчивость спроса-предложения не только в профессионально-квалификационном разрезе, но и в изменении требований работодателей к личности молодого специалиста, нужно учесть множество не только объективных факторов — экономических, социальных, демографических, — но и субъективных — выбор самих выпускников и их родителей.
Раньше диплом высшего учебного заведения давал выпускнику уважение, престижную работу, высокую занимаемую должность. Но в последнее время «корочка» перестала быть простым пропуском в мир больших возможностей. Для того чтобы реализовать себя в послевузовской жизни, нынешним студентам уже на первых курсах необходимо строить карьеру, и это касается не только полученных знаний.
Медицина не стоит на месте, она активно развивается. Появление новых болезней, природные катаклизмы, войны, бедствия провоцируют поиск новых решений и методов борьбы с проблемами. Поэтому гибкость и восприимчивость к новым знаниям — это главные качества, которым должен обладать врач.
Профессия врача предусматривает постоянные повышения знаний, умений и навыков в своей нелегкой профессии.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Сенашенко, В. Болонский процесс и качество образования / В. Сенашенко, Г. Ткач // Вестник высшей школы. — 2003. — № 8. — С. 8-10.
2. Шереги, Ф. Э. Социальные проблемы вузовской науки / Ф. Э. Шереги, В. Г. Харчева // СОЦИС. — 1996. — № 6. — С. 76-81.
3. Проект «Земский доктор» на село с миллионом. — Медицинский портал «МЕД-инфо» http:// med-info.ru/content/view/890
4. Отчет о трудоустройстве выпускников ГБОУ ВПО ОрГМУМинздрава России (Электронный ресурс) http://orgma.ru/internu-i-ordinatoru/trudoustrojstvo.html
ПЕДИАТРИЯ
УДК 613.22; 616.6-002-053.2
Л. С. ЗЫКОВА, А. А. ВЯЛКОВА, О. В. МОТЫЖЕНКОВА, О. К. ЛЮБИМОВА
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБИОТИЧЕСКОГО КИСЛОМОЛОЧНОГО ПРОДУКТА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ ТЕРАПИИ ПИЕЛОНЕФРИТА У ДЕТЕЙ
Оренбургский государственный медицинский университет
L. S. ZYKOVA, A. A. VYALKOVA, O. V. MOTYGENKOVA, O. K. LUBIMOVA
APPLICATION OF PRO-BIOTIC FERMENTED MILK PRODUCT OF FUNCTIONAL FOOD IN COMPLEX THERAPY OF PYELONEPHRITIS AT CHILDREN
Orenburg State Medical University
РЕЗЮМЕ.
Нарушение состава кишечной микробиоты является ведущим источником инфицирования органов мочевой системы у детей. Поэтому применение кисло-
Зыкова Лидия Сергеевна — д. м. н., профессор кафедры факультетской педиатрии; 89619296149; е-mail: [email protected] Вялкова Альбина Александровна — З. вр. РФ, д. м. н., профессор, зав. кафедрой факультетской педиатрии; 89226258875; е-mail: [email protected]
Мотыженкова Ольга Валентиновна — к. м. н., доцент кафедры факультетской педиатрии; 89128448756; е-mail: [email protected] Любимова Ольга Константиновна — к. м. н., доцент кафедры факультетской педиатрии; 89033205296; е-mail: [email protected]; 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, д. 2, кв. 23
молочных продуктов, обогащённых пробиотическими культурами, — важное направление функционального питания детей, страдающих пиелонефритом.
В статье представлены клинико-микробиоло-гические данные, подтверждающие способность за-квасочного штамма Bifidobaсterium \ongum В 379 М подавлять маркер персистенции «антиинтерфе-роновую» активность копроштаммов кишечной палочки, выделенных у детей при эшерихиозном пиелонефрите. Клиническая апробация применения кисломолочного бифидумбактерина на основе штамма В. \ongum В 379, подавляющего персистентный потенциал возбудителя во входных воротах — кишечной экосистеме, — в комплексной терапии пиело-