Обобщая проведенные исследования, нами был сделан вывод о том, что мы имеем дело с разными моделями содержания образования. Разработанный метод диагностики аппарата контроля
рекомендуется авторам учебников для целенаправленного конструирования модели содержания образования на основе развивающей парадигмы образования.
Список литературы
1. Перминова Л. М. Логико-дидактический подход к обучению / / Педагогика. 2004. № 1. С. 62-69.
2. Мартемьянова Т. Ю. Логико-дидактический подход к конструированию Школьного учебника : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2004. 186 с.
3. Каким быть учебнику : дидактические принципы построения / под ред. И. Я. Лернера и
Н. М. Шахмаева. Ч. 1-2. М., 1992. 388 с.
4. Теоретические основы процессов обучения в современной школе / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1989. 212 с.
5. Учебник как средство самореализации ученика и учителя (материалы методологического семинара) / / Современный учебник : проблемы проектирования учебной книги в условиях модернизации школьного образования : сб. науч. трудов / под ред. А. В. Хуторского. М. : ИСМО РАО, 2004. С. 236-240.
6. Беспалько В. П. Теория учебника : дидактический аспект. М. : Педагогика, 1988. 244 с.
7. Зуев Д. Д. Школьный учебник. М., 1983. 124 с.
8. Дурасов В. В., Дулатова З. А Дистанционный курс «Общелогические и формально-логические методы познания» для системы повышения квалификации учителей. иКЪ : http://www.ict.edu.ru/ vconf/index.php
9. Пичкуренко Е. А. Учебник нового поколения в структуре профессиональной подготовки учителей : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Пичкуренко ; Кубан. гос. ун-т; науч. рук. А. И. Архипова. Краснодар, 2006. 23 с.
10. Талызина Н. Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. М. : Знание. 2000. 45 с.
11. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981. 210 с.
УДК 370.1 ББК Ч31.24
В. Н. Димитриева
Проблема становления субъектной активности личности в контексте современных методологических подходов
В статье обосновывается значимость субъектной активности для становления личности в образовательном процессе. Обращение автора к деятельностной теории личности и ряду актуальных теоретических подходов (гуманистическому, личностно-ориентированному, акмеологическому, антропологическому, синергетическому, культурологическому, аксиологическому) приводит к выводу о необходимости исследования условий и закономерностей реализации субъектной активности в процессе становления духовно-нравственной культуры личности.
Ключевые слова: субъектная активность, становление личности, образовательный процесс, деятельность, акмеология, гуманистический подход, синергетика, антропологический подход.
V.N. Dimitrieva
The problem of formation of subject activity of the person in context of modern methodological approaches
In this article the importance of subjective activity for formation of the person in educational process is considered. The reference of the author to the active theory of the person and a number of actual theoretical approaches (humanistic, personal-focused, acmeologic, anthropological, synergetic, cultural, axiological) leads to a conclusion about necessity of the research of conditions and laws of realization of subjective activity in the process of formation of spiritually-moral culture of the person.
Key words: subject activity, formation of the person, educational process, activity, acmeology, humanistic approach, synergetics, anthropological approach.
Обозначившийся в российском о бще-стве последних десятилетий недостаток в специалистах, способных решать сложные, нестандартные профессиональные задачи в стремительно меняющихся жизненных условиях, и, как следствие, востребованность в современном образовании деятельностно-компетентностного подхода стимулируют педагогов к научному рассмотрению проблем, связанных с активностью личности в образовательном процессе. Исследуются различные виды активности учащегося - субъекта образования: интеллектуальная активность (Д. Б. Богоявленкая и др.), самообразовательная активность (О. В. Титова и др.), исследовательская активность (А. Ю. Качимская, Н. Г. Шнипа и др.), художественно-творческая активность (З. М. Ахметгалеева и И. М. Ахметгале-ев, В. К. Григорова, Л. Л. Юрова и др.), экологическая активность (А. В. Зайцев,
С. А. Золотухин, С. И. Максименко и др.), активность «сотворения личностных смыслов» в процессе ценностного освоения мира (В. И. Глухов, О. В. Лан-тикова).
Объектами внимания ученых становятся предпосылки активности: мотивация деятельности (З. М. Ахметгалеева и И. М. Ахметгалеев, С. В. Кирдянки-на), субъектно-рефлексивная позиция
(Е.В. Глухих), готовность к деятельности (И. М. Арапко, М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович, Л. В. Кондрашова, Е. Н. Шиянов), творческий потенциал личности (В. В. Безденежных).
Определяются педагогические условия формирования субъектной активности: достижение учащимися высокого уровня воспитанности (Е. О. Бабич), становление качеств личности, обеспечивающих ее активность (В. Г. Маралов), развитие нравственных качеств, необходимых для активного самосози-дания (А. В. Задорожная), реализация педагогических технологий, инициирующих учащихся к получению жизненно важных знаний (В. Н. Артемьев, М. Н. Шабарова), создание педагогических условий для исследовательской деятельности, активизирующей профессиональное становление (Г. В. Митина, И. А. Протопопова).
Предпринимаются попытки обнаружения методологических оснований для изучения феномена субъектной активности в различных философских и психологопедагогических подходах - антропологическом (Н. А. Ананьева), деятельностном (Е. Н. Марагина, О. В. Титова), личностно-ориентированном (И. М. Арапко,
В. В. Безденежных, Е. Н. Марагина, Н. Г. Шнипа), синергетическом (В. В. Без-
денежных), гуманистическом (А. В. Задорожная), гуманитарном (Л. Л. Юрова), культурологическом (С. И. Максименко). Вместе с тем, анализ работ, авторы которых обращаются к вопросам, связанным с субъектной активностью в образовательном процессе, показывает недостаточность теоретико-методологического осмысления феномена субъектной активности в современных педагогических исследованиях.
Основу методологии исследования субъектной активности как фактора становления личности составляют научные труды психологов. В отечественной психологии субъектная активность является одной из основных категорий в деятельностной теории личности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К. А. Абуль-ханова-Славская, А. В. Брушлинский, А. К. Осницкий и др.).
Согласно позиции А. Н. Леонтьева, свойства личности субъекта - «активного человека» формируются в деятельности - способе его взаимодействия с миром. Эта точка зрения на деятельность обнаруживается и в трудах
С. Л. Рубинштейна: «Личность формируется во взаимодействии, в которое человек вступает с окружающим миром. Во взаимодействии с миром, в осуществляемой им деятельности человек не только проявляется, но и формируется» [8, с. 245]. В работах А. К. Осницкого субъектная активность также связывается преимущественно с деятельностью человека. Существенно, что А. К. Осниц-кий фиксирует внимание на важности субъектной активности для личностного самоопределения. Ученый признает субъектную активность стержнем структуры личности, ее базовым компонентом [7].
Серьезный вклад в научную разработку понятий «субъект активности», «субъектная активность» и в обоснова-
ние принципиальной значимости этих категорий для определения сущности феномена личности внес В. А. Петровский. Вводя в исследование понятие «самодвижение деятельности», В. А. Петровский обосновывает концепцию «над-ситуативной активности», проявляющейся в случаях полагания индивидом своего Я за пределы освоенного и познанного, когда личность как бы преодолевает себя, поднимаясь над ситуацией. Из подобных актов надситуативной активности складываются, в трактовке В.
А. Петровского, самодвижение деятельности и субъектная активность как таковая. Показательно, что в способности к надситуативной (неадаптивной) активности В. А. Петровский видит одно из важнейших условий становления личности.
Психологами - представителями деятельностной теории личности разработаны основы системного подхода к субъектной активности. К. А. Абуль-хановой-Славской введен термин «интегративная активность», предполагающий активную позицию личности во всех проявлениях от осознанного целеполагания до оперирования и конструктивной корректировки способов деятельности. А. В. Петровским и М. Г. Ярошевским субъектная активность охарактеризована со стороны внутренних и внешних проявлений: во внутренней организации активности выделяются мотивационная, потреб-ностная, целевая и инструментальные основы; во внешней организации активности - целостный смысловой акт поведения и предметное действие.
Для разработки модели системного анализа субъектной активности в процессе становления личности представляют интерес психолого-педагогические исследования, посвященные готовности человека к деятельности. М. И. Дьяченко
и Л. А. Кандыбович считают личностные предпосылки (осознание личностью своих потребностей и требований общества) наиболее значимыми для формирования психологической готовности индивида к деятельности и видят в готовности к деятельности сложное личностное образование, многоуровневую структуру качеств, свойств и состояний, которые в своей совокупности позволяют субъекту успешно осуществлять деятельность. В. Н. Мясищев рассматривает готовность к деятельности в контексте отношения личности к деятельности и утверждает, что функциональные возможности человека в любом направлении деятельности зависят от уровня его активно-положительного отношения к задаче. А. Г. Асмолов в ряду значимых факторов деятельности личности отмечает активное отношение субъекта к продуктам своей деятельности и к собственным качествам, проявляющимся в деятельности.
Положения, продуктивные для исследования роли субъектной активности в становлении личности, содержатся в работе Б. Б. Коссова [5]. Согласно концепции Б. Б. Коссова, механизм формирования личностных свойств включает следующие этапы: приобретение человеком жизненного опыта; дифференциацию и обобщение конкретных видов жизнедеятельности, ситуаций с учетом успеха в них; психическое отражение положительного опыта на том или ином уровне (сознательном, подсознательном, неосознанном).
В педагогической науке и практике деятельностная теория личности находит отражение в личностно-ориентированном (личностно-центрированном) подходе к образованию. Современная отечественная педагогика ориентирует образование на целостное развитие обучающегося как личности, субъекта жизнедеятельности, способного ответить на вызовы современной цивили-
зации и культуры (Е. В. Бондаревская, А. В. Мудрик, Л. Н. Куликова, В. В. Сериков, Л. А. Степашко и др.).
Согласно позиции Е. В. Бондарев-ской, основным условием личностноориентированного образования является вовлеченность ученика в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания образования, то есть личностно-ориентированное образование невозможно без активности самого учащегося как субъекта образовательного процесса. Существенно, что при таком подходе свойства личности не «задаются» педагогом в соответствии с образовательными стандартами, а «востребуются», будучи изначально заложены природой в ученика в качестве потенциала. Соответственно, и роль педагога определяется не как обучение и воспитание ученика - объекта педагогического воздействия, а как педагогическая поддержка процесса са-мостроительства личности учащегося.
Л. Н. Куликова полагает главной задачей современной образования создание условий для саморазвития личности учащегося, состоящего в самостоятельной, целостной, ценностно-ориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению индивидуального опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям.
В. Г. Маралов также относит субъектную активность учащихся к важнейшим характеристикам личностно ориентированного подхода, определяя модель взаимоотношений педагога и учащегося при личностно-ориентированном подходе как сотрудничество с опорой педагога на качества, характеризующие активность личности учащегося [6].
Организация педагогического процесса с учетом личностной активности
учащихся опирается на гуманистический подход, тесно связанный с другими актуальными методологическими подходами, в частности - с антропологическим и акмеологическим. Главными принципами гуманистического, антропологического и акмеологического подходов являются, соответственно:
- уважение права личности быть субъектом процесса собственного становления, гуманистическое признание ценности личности каждого учащегося с присущими этой личности индивидуальными свойствами;
- антропоцентрическое отношение к образованию как к процессу, нацеленному на развитие и становление сущностных качеств человека;
- создание условий для личностного роста, восхождения субъекта образования - ученика («акме» - от греч. «высшая точка», «вершина»).
Следует отметить, что актуальные в современных условиях гуманистический, антропологический и акмеологи-ческий подходы начали складываться в отечественной педагогике в XIX - начале ХХ вв. Признать необходимость обращения педагога к внутренним потребностям и интересам воспитуемого непреложным законом педагогики требовал, например, П. П. Блонский: «Кто навязывает личности чуждое ей, тот строит свое здание на песке, а там воспитания, в смысле реального воздействия на развитие воспитанника, нет» [2, с. 41]. Важной предпосылкой для введения антропологического подхода в отечественную педагогику послужили педагогические работы К. Д. Ушинского, который акцентировал внимание на воспитании «человека во всех отношениях». Значительный вклад в оформление антропологического подхода внесли отечественные педагоги
С. И. Гессен, П. Ф. Каптерев, М. М. Рубинштейн. В ходе широкой дискуссии о
том, какой должна быть русская школа, они высказывали мнение, что противопоставление национального образования ценностям общечеловеческой культуры неправомерно и опасно.
По убеждению педагогов и философов, ориентированных на христианские, религиозные традиции отечественной воспитательной системы (Н. А. Бердяев, В. В. Зеньковский, Л. Н. Толстой и др.), объединяющим общечеловеческим началом, задающим идеал образования, являются евангельские заповеди. Обращение религиозно-ориентированной педагогики к Евангелию как к «учебнику жизни», который задает идеал развития личности - личность Бога-Сына Иисуса Христа и Бога-Отца («Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный» [1, с. 1017] - в Евангелии от Матфея) позволяет, на наш взгляд, говорить о становлении акмеологическо-го подхода в отечественной педагогике XIX - начала ХХ вв.
С признанием образа Бога-Творца целью духовно-нравственного совершенствования человека связана концепция личности в христианской педагогике, в частности - в педагогической теории В. В. Зеньковского. Обращает на себя внимание то, что В. В. Зеньковский определяет задачи педагога-воспитателя как раскрытие и развитие личности воспи-туемого, предполагая активное участие личности в воспитательном процессе: «Следить за ростом и ритмом внутренней жизни в детях, видеть во всем внешнем воспитательном и образовательном материале лишь средства раскрытия и укрепления духовных сил в ребенке - таков путь школы» [4, с. 38-39].
Существенно, что в основе христианского учения о человеке, на которое опирались В. В. Зеньковский и другие педагоги-«провиденциалисты», лежит идея синергии Бога и человека. Соглас-
но трудам апостола Павла («Мы сора-ботники Бога» [1, с. 1246] - в первом послании коринфянам), святых отцов христианской Церкви (Иоанна Кассиана, Максима Исповедника, Григория Па-ламы) и русских богословов (о. Георгия Флоровского, В. Н. Лосского, о. Иоанна Мейендорфа и др.), синергетический подход должен быть понят как подход, учитывающий «соработничество» Бога и человека в деле восхождения человека к идеалу Божьего подобия. Несомненно, этот подход гуманистичен, поскольку он не умаляет, но, напротив, подчеркивает важность активности человеческой личности в деле ее духовно-нравственного преображения.
В современной педагогике синергетический подход основывается на рассмотрении субъекта образовательного процесса как системы, способной к самоорганизации и развитию при условии создания активного образовательного пространства (среды), в котором интеллектуально и эмоционально насыщенное взаимодействие участников процесса создает атмосферу «стимулирования вопросительного отношения к миру и творческого поиска ответов на возникающие вопросы» [9, с. 26]. Заключение о первостепенной роли субъектной активности для становления личности в образовательном процессе непосредственно вытекает из следующего положения: «Основу нового ми-ровидения, новой идеологии, которую имплицирует синергетическая наука, составляет идея о том, что в самоорганизующихся системах основным фактором развития выступает внутренний. Самоорганизация как обязательное условие развития не может быть навязана системе извне. Она инициируется внешними воздействиями, но ведущая роль принадлежит внутреннему источнику» [9, с. 26].
В последние годы в психологии, социологии, философии, педагогике значительное внимание уделяется проблеме социализации личности (А. В. Мудрик, Т. В. Склярова, М. И. Шилова и др.). Данная тенденция проявляется в том, что, обращаясь к феномену субъектной активности, исследователи ставят акцент на социальной активности личности, на ее жизненной реализации в рамках общества. Несомненно, задача социализации не может быть осуществлена без учета всех подходов к становлению личности, и, в первую очередь, без учета деятельност-но-компетентностного подхода, который в последнее десятилетие закономерно становится ведущим образовательным подходом, поскольку предполагает сознательное участие учащихся в процессе становления собственной личностно-профессиональной компетентности, призванной обеспечить выпускникам образовательных учреждений успешную личностную реализацию в социально-профессиональной деятельности.
Многие авторы особо выделяют среди важных личностно-профессиональных качеств состоявшееся ценностно-нравственное самоопределение (А. В. Афанасенко, П. В. Бурдуковская, Н. А. Ень-шина, Н. А. Коваленко, О. Н. Кравченко, Л. Ф. Михальцова, Е. А. Никитина, Т. Н. Синенко), сформированную мотивацию личности к активному духовному росту (А. В. Афанасенко, М. А. Пазенко, Л. А. Степашко), к осмыслению духовной жизни, к воспитанию благородства духа (В. В. Быстрова), к развертыванию духовного потенциала (Т. С. Курьякова), владение духовно-личностным опытом (В. В. Сериков), духовной саморегуляцией (К. А. Морнов), готовность к духовно-нравственному развитию личности (В. В. Михалева), готовность и способность духовно-нравственной личности целесообразно действовать (О. Н. Крав-
ченко). Это свидетельствует о необходимости введения в сферу исследования категорий «духовно-нравственное становление личности», «духовно-нравственная культура личности», и, соответственно, таких методологических подходов, как гуманитарный, культуро-
логический, аксиологический, онтологический, позволяющих уточнить содержание названных категорий, а также определить условия и закономерности реализации субъектной активности в становлении духовно-нравственной культуры личности.
Список литературы
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В русском переводе с параллельными местами и приложениями. М. : Российское Библейское общество. 2000. 137б с.
2. Блонский П. П. Свободное воспитание и свободная школа 11 Педагогика. 1995. № 4-5. С. 8б-89.
3. Зеньковский В. В. История русской философии : в 2 т. М. : Феникс, 2004. Т. 2. 544 с.
4. Зеньковский В. В. Русская педагогика в XX веке II Педагогика. Клин : Фонд «Христианская жизнь», 2002. 222 с.
5. Коссов Б. Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода II Вопросы психологии. 1997. № б. С. 59-б9.
6. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. М. : Академия, 2004. 25б с.
7. Осницкий А. К. Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека 11 Психологические исследования : электронный научный журнал. 2009. № 5(7), б(8). URL: http: II psystudy.ru (дата обращения: 12.09.2010).
8. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М. : Педагогика, 197б. 41б с.
9. Теоретико-методологические основы развития профессиональной деятельности учителя: монография I О. П. Морозова, В. А. Сластенин, Ю. В. Сенько [и др.]. Барнаул : Изд-во БГПУ, 2004. 54б с.
УДК 378 ББК Ч 481.42
Н. И. Козлова
Системообразующая роль педагогических знаний в профессиональной подготовке преподавателя высшей школы
В статье раскрывается роль педагогических знаний в профессиональной подготовке преподавателя высшей школы и обосновывается ее системообразующий характер. Автором актуализируется проблема воспроизводства кадров профессорско-преподавательского состава в системе высшего профессионального образования. Выявлена специфика научно-педагогической деятельности преподавателя высшей школы и определены показатели его профессиональной компетентности.
Ключевые слова: педагогические знания, подготовка преподавателя высшей школы, профессиональная компетентность, теория профессионального образования.