Образование и наука. Том 19, № 4. 2017/The Education and Science Journal. Vol. 19, № 4. 2017
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378 DOI: 10.17853/1994-5639-2017-4-58-83
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ
Р. М. Гаранина
Самарский государственный медицинский университет, Самара (Россия).
E-mail: [email protected] Аннотация. Введение. Субъектная позиция личности - феномен, детерминирующий самоактивность, индивидуальность, суверенность, положительную динамику саморазвития, самовоспитания, самообучения и самореализации - т. е. те качества, которые необходимы современному специалисту. Поэтому разработка концепции формирования и развития субъектной позиции будущего специалиста в период его профессиональной подготовки является актуальной научно-практической задачей.
Цель описанного в публикации исследования - теоретическое осмысление закономерностей процесса становления субъектной позиции студента вуза; принципов, отражающих особенности функционирования субъектного пространства; и требований, предъявляемых к организации данного педагогического процесса.
Методология и методики исследования. В работе использовались анализ философских и психолого-педагогических источников по проблеме исследования; трансспективный феноменологический, психологический, сопоставительный, системный, структурно-функциональный виды анализа, дедуктивно-индуктивный метод, сопоставление, сравнение, обобщение, синтез, абстрагирование.
Результаты и научная новизна. Уточнено понятие «субъектная позиция обучающегося», включающее в себя такие категории, как полисистемность, многомерность, многофункциональность. Обобщены признаки носителя субъектной позиции, особое внимание уделено его личностным характеристикам. Выделены закономерности формирования и развития субъектной позиции обучающегося, обусловленные внутренними механизмами самоактуализации, самоорганизации, саморазвития и самосовершенствования. Показано, что эти закономерности проявляются в системе разнообразных социальных отношений, зависят от внешнего воздействия, целостности и единства учебно-воспитательного процесса, характеризу-
ются гетерохронностью, эмерджентностью и эволюционированием. Исследование позволяет представить общую картину проектирования, организации и реализации непрерывного дидактического процесса формирования и становления субъектной позиции.
Практическая значимость. Положения и выводы статьи могут быть использованы для совершенствования современной концепции процесса формирования субъектной позиции обучающегося в образовательном пространстве вуза.
Ключевые слова: субъектность, субъектная позиция, закономерности и принципы, педагогический процесс, стратегия личностного развития обучающегося, эмерджентность, многоуровневость образования, самостоятельная работа студентов, саморазвитие, самообразование.
Благодарности. Автор выражает признательность ректору Самарского государственного медицинского университета Г. П. Котельникову, заведующему кафедрой педагогики и психологии Башкирского государственного медицинского университета А. Ф. Амирову, а также рецензентам статьи за помощь в подготовке публикации.
Для цитирования: Гаранина Р. М. Дидактические принципы процесса формирования субъектной позиции студентов / / Образование и наука. 2017. Т. 19, № 4. С. 58-83. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-4-58-83
DIDACTIC PRINCIPLES OF THE FORMATION OF STUDENTS'
SUBJECT POSITION
R. M. Garanina
Samara State Medical University, Samara (Russia) E-mail: [email protected]
Abstract. Introduction. Subject position of a personality is the phenomenon that determines self-activity, identity, sovereignty, and positive dynamics of self-development, self-education, self-training and self-realization, i.e. those qualities which are necessary for a modern expert. Therefore, the development of the concept of formation and development of a subject position of a future expert during his/her vocational training is an urgent scientific and practical task.
The aim of the present research is to prove theoretically the following issues: regularities of a formation process of a subject position of a student of a higher education institution; principles reflecting features of functioning of subject space; and requirements shown to the organization of this pedagogical process.
Methodology and research methods. The methods involve the analysis of philosophical and psychology and pedagogical sources on the research problem;
transspective, phenomenological, psychological, comparative, system, and structure-functional types of the analysis; deductive and inductive methods; comparison, generalization, synthesis, and abstraction.
Results and scientific novelty. The concept «student's subject position» is redefined; the concept includes such features as polysystemacity, multidimensiona-lity, and multi-functionality. The characteristics of a person with a subject position are summarized; special attention is paid to his/her personal characteristics. The regularities of formation and development of the subject position of the student caused by internal mechanisms of self-updating, self-organization, self-development and self-improvement are found out. It is testified that these regularities are shown in the system of various social relations; depend on external impact, integrity and unity of a teaching and educational process; those regularities are characterized by heterochronism, emergence, and evolving. The research enables to present an overall picture of design, organization and realization of the continuous didactic process of a subject position formation.
Practical significance. The thesis and conclusions of the article can be used to improve the modern concept of the subject position formation of students in the university educational space.
Keywords: subjectivity, subject position, laws and principles, pedagogical process, student personal development strategy, emergence, multi-level system of education, students' independent work, self-development, self-education.
Acknowledgements: The author expresses her deep appreciation and sincere gratitude to G. P. Kotelnikov, Rector of Samara State Medical University; A. F. Amirov, Head of the Department of Pedagogy and Psychology of Bashkir State Medical University. Also, the author would like to thank all the reviewers for sparing their valuable time and effort in reviewing the present publication.
For citation.: Garanina R. M. Didactic principles of the formation of students' subject position. The Education and Science Journal. 2017. Vol. 19, № 4. P. 58-83. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-4-58-83
Введение
Образовательная программа высшего учебного заведения предполагает подготовку высококвалифицированного субъекта профессиональной деятельности, носителя профессиональной культуры, специалиста, способного к самоидентификации и самоопределению в профессиональном сообществе. Актуальной научно-практической задачей является разработка концепции становления и развития субъектной позиции студента, обновление требований к его уровню профессионального развития, создание оптимальной учебно-профессиональной среды, поддержка соответствующего концептуального, теоретического, практического и технологи-
ческого обеспечения данного процесса. Высшая школа должна способствовать осознанному проектированию жизнедеятельности человека, его стремлению к социальному эталону в профессии.
Субъектность человека формируется в процессе онтогенеза, адаптации, постижения и освоения социального опыта (социализации), роста самосознания. Процесс становления субъектной позиции как процесс осознания смысла собственной жизни постепенно трансформируется и приобретает целенаправленный характер самоопределения и самореализации в социуме и профессии. Субъектная позиция личности - феномен, детерминирующий самоактивность, индивидуальность, суверенность, положительную динамику саморазвития, самовоспитания, самообучения и самореализации.
Проблема педагогических законов, закономерностей и принципов обучения многократно подвергалась обсуждению, однако и сегодня она является одной из наиболее актуальных в педагогической науке.
Задача данной статьи - выяснить степень разработанности вопроса о закономерностях и принципах обучения, воспитания в современной высшей школе, определить состав, содержание, типологию и взаимосвязь закономерностей и принципов формирования субъектной позиции обучающегося. С этой целью нами было проанализировано содержание различных учебников и учебных пособий по педагогике и научных статьей соответствующей тематики.
Обзор литературы
Формирование субъектной позиции - целостный, динамичный процесс развития и саморазвития обучающегося, направленный на раскрытие его личностных качеств и свойств, самодетерминацию его личности в образовательном и профессиональном пространстве.
Дефиницию «субъектная позиция» рассматривали философы (Л. М. Архангельский! и др.); психологи (В. Н. Мясищев2 и др.); социальные психологи (Б. Д. ПарыгинЗ и др.). По мнению С. Л. Рубинштейна, только активная субъектная позиция по отношению к окружающему миру позволяет человеку быть личностью4. Данное положение развивается в работах А. Н. Леонтьева
1 Архангельский Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. Москва: Знание, 1978. 63 с.
2 Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Ленинград: ЛГУ, 1960. 224 с.
3 Парыгин Б. Д. Социальная психология: учебное пособие. С.-Петербург: СПбГУП, 2003. 616 с.
4 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. Санкт Петербург: Питер, 2003. 512 с.
и Б. Г. Ананьева. А. Н. Леонтьев утверждал, что именно позиция является предпосылкой и условием развития личности!. Б. Г. Ананьев понятие «позиция личности» дополняет понятием «статус личности», основой которого является деятельностная функция личности в социальной структуре: любая деятельность осуществляется в соответствии с ролевой установкой человека в определенной системе отношений и в конкретной ситуации2.
Интерес к различным аспектам феномена «субъектная позиция» проявляли многие исследователи: Г. И. Аксенова (особенности формирования субъектной позиции студентов) [1], Ю. Л. Блинова (психолого-акмеологическое сопровождение субъектной позиции будущего специалиста) [2], Е. В. Бондарев-ская (анализ структуры субъектной позиции) [3], А. В. Брушлинский (социальная активность человека, становление его субъектности в обществе) [4], Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков (становление субъектной позиции будущих специалистов) [5], Д. В. Митячкин (становление профессионально-субъектной позиции государственных служащих) [6], В. А. Петровский (сущность феномена субъектности) [7], А. М. Трещев (аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты субъектной позиции) [8] и др.
В психолого-педагогической литературе субъектная позиция традиционно определяется как сложная, комплексная, интегративно-устойчи-вая к различным сторонам окружающей действительности система отношений личности, предоставляющая субъекту возможность рассматривать мир как совокупность событий, которые можно осознавать, прогнозировать, анализировать, мониторировать и контролировать.
Большинство исследователей предполагает наличие у носителя субъектной позиции потенциальной способности совершенствовать себя в деятельности, проявляя такие качества, как рефлексивность (К. А. Абульха-нова-Славская [9] и др.), автономность (А. В. Брушлинский [4] и др.), адаптивность к внешним условиям (Н. М. Борытко [10]), инициативность (И. А. Зимняя [11] и др.), самостоятельность (А. К. Осницкий [12] и др.), де-ятельностное отношение к себе и окружающей действительности (С. Л. Рубинштейн3 и др.), способность к саморазвитию (В. И. Слободчиков [5] и др.), целеполагание (М. Б. Туровский4), ответственность (В. Л. Хайкин [13] и др.).
1 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 1977. 320 с.
2 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Ленинград: ЛГУ, 1968. 339 с.
3 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. Санкт Петербург: Питер, 2003. 512 с.
4 Туровский М. Б. Философские основания культурологии. Москва: Наука, 1977. 118 с.
При этом одни авторы рассматривают позицию как отношение одного человека к другому как к субъекту (Б. Г. Ананьев, И. А. Зимняя). Другие полагают, что субъектная позиция есть совокупность внутренних движущих сил личностной активности, общая способность человека к творческому самопреобразованию (В. А. Сластенин, В. П. Каширин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов [14, 15]). Третьи накладывают ее на конкретные условия: субъектная позиция ученика, студента, преподавателя и т. д. (Т. А. Ольховая [16], А. М. Трещев [17]).
Педагог-исследователь Н. М. Борытко, изучая проявление субъектной позиции в учебном процессе, трактовал ее как осмысленное и сознательное отношение к учебной деятельности посредством функций самопонимания, самоосознания, самопроектирования, саморазвития, самоутверждения, самореализации [10]. Согласно Н. М. Борытко и О. А. Мац-кайловой, субъектная позиция студента проявляется в профессиональной активности, стремлении к профессионально-личностному саморазвитию и представляет собой наиболее целостную характеристику человека, личности и индивидуальности.
Существуют и другие формулировки толкований субъектной позиции: интегративная характеристика личности, проявляющаяся в профессиональной деятельности и социальном поведении, отражающая всю систему ценностно-смыслового отношения человека к окружающему миру во всем его многообразии и неоднозначности [16]; результат самоопределения [17]; «интеграция доминирующих избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе»1; фундаментальная основа внутреннего мира личности, ядро ее структурной интеграции [18]; «психологическая готовность к определенному поведению, деятельности, конкретным актам, реакциям, понимаемая через систему установок, смыслов, отношений, направленности» [19].
В. И. Слободчиков указывает на такие значимые составляющие субъектной позиции, как целенаправленность действий, осознанность, свобода выбора, самостоятельность, продуктивность, культуросообраз-ность, коммуникативность, самоидентификация себя в деятельности [5].
В исследованиях В. А. Петровского и А. Г. Асмолова особое внимание уделяется надситуативной активности как весомой сущностной характеристике субъекта [7], которая направлена на формулирование смысловой деятельности, совершение самостоятельных и осознанных дейст-
1 Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Ленинград: ЛГУ, 1960 с. 112. Образование и наука. Том 19, № 4. 2017/The Education and Science Journal. Vol. 19, № 4. 2017
вий, постижение нового и проявляется в «творческом преобразовании ситуации, в саморазвитии личности» [20].
На становление и развитие субъектной позиции будущего специалиста значительное влияние оказывают закономерности и принципы обучения и воспитания, актуализация которых позволяет осознать взаимообусловленность и взаимодействие всех элементов, структур исследуемого процесса, направленного на реализацию потенциальных возможностей и способностей субъекта.
Первые попытки обоснования принципов обучения были предприняты Я. А. Коменским, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинским, И. Г. Песталоцци. Отражение закономерностей обучения находим в работах Ю. К. Бабанского, выделившего девять закономерностей обучения1, и И. П. Подласого, обозначившего и систематизировавшего 83 закономерности2.
П. И. Пидкасистый отмечает, что «закономерности обучения, рассматриваемые как выражение действия законов в конкретных условиях, это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения»3
В учебнике под редакцией В. А. Сластенина сформулирован основной закон педагогического процесса (обязательное присвоение подрастающими поколениями социального опыта старших поколений) и представлены две группы педагогических закономерностей: внешние и внутренние [9].
Существенный вклад в исследование проблемы закономерностей обучения внесли работы С. И. Архангельского, С. Я. Батышева, И. Я. Лер-нера, М. И. Махмутова, А. М. Новикова, М. Н. Скаткина4. Проблема закономерностей обучения в высшей школе нашла отражение в публикациях В. И. Загвязинского, В. А. Попкова, А. В. Коржуева и др. [21-23].
1 Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. Москва: Просвещение, 1988. 479 с.
2 Подласый И. П. Педагогика. 2-е изд., доп. Москва: Юрайт, 2011. 574 с.
3 Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. Москва: Педагогическое общество России, 2002. С. 197.
4 Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Москва: Высшая школа, 1980. 368 с.; Профессиональная педагогика: учебник / под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. Издание 3-е, перераб. Москва: Профессиональное образование, 2010. 456 с.; Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. Москва: Знание, 1980. 96 с.; Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. Москва: Педагогика, 1975. 367 с.; Новиков А. М. Основания педагогики. Москва: Эгвес, 2010. 208 с.; Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. Москва: Педагогика, 1986. 152 с.
По мнению И. П. Подласого, «в закономерностях отражаются объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи. Педагогический процесс, представляющий собой достаточно сложную, большую и динамичную систему, характеризуется большим количеством разнообразных связей и зависимостей»1.
Исследование проблемы закономерностей и принципов обучения, как считает Г. И. Ибрагимов, - одна из сложных методологических задач педагогической науки. «Установление закономерностей позволяет раскрыть сущность, наиболее общее и устойчивое в дидактических системах и процессах, межнаучные связи и взаимодействия, проектировать пути совершенствования педагогической практики, осуществлять обоснованное управление познавательной деятельностью обучаемых» [24, с. 10].
А. М. Новиков предлагает новый взгляд на проблему закономерностей обучения и собственную классификацию законов педагогики, основанную на объектах/ субъектах - источниках жизненного опыта обучающегося [25].
В работах А. В. Батаршева «закономерности профессионального и личностного развития актуализируются в продуктивной самореализации, мотивации к творческому самосовершенствованию, формировании высокого уровня ответственности как показателе социальной зрелости» [26, с. 17].
Материалы и методы
Объективные законы и закономерности, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения и воспитания, являются теоретической основой для разработки и совершенствования технологии формирования личности обучающегося. Они позволяют понять общую картину развития процессов обучения и воспитания, а при комплексном применении обеспечивают успешный выбор содержания, методов, средств, форм обучения и воспитания и позволяют эффективно решать задачи современной высшей школы по формированию субъектной позиции личности.
Осознанный и целенаправленный характер самоопределения и самореализации в социуме и профессии в значительной степени оказывает влияние на процесс становления субъектной позиции, который подчиняется общим, частным и специфическим закономерностям, а его результативность проявляется в приобретении индивидуально-оригинального внутреннего качества - неповторимости, уникальности, исключительнос-
1 Подласый И. П. Педагогика. 2-е изд., доп. Москва: Юрайт, 2011. С. 105. Образование и наука. Том 19, № 4. 2017/The Education and Science Journal. Vol. 19, № 4. 2017
ти, социальной направленности и творческом подходе к решению профессиональных задач.
Объект нашего исследования - личностно-профессиональная, субъ-ектно-ролевая и мотивационно-ценностная сферы деятельности обучающегося; предмет - субъектная позиция студента по отношению к учебной деятельности на разных ступенях обучения.
В соответствии с целью исследования определялись виды, типы позиций, изучалась динамика их становления, проводился анализ субъектной позиции обучающегося по отношению к учебной, учебно-исследовательской и учебно-профессиональной деятельности, а также условий, способствующих становлению субъектной позиции. В результате удалось выявить ряд закономерностей и принципов данного процесса.
Для решения поставленных задач использовались анализ философских и психолого-педагогических источников по проблеме исследования; трансспективный, феноменологический, психологический, сопоставительный, системный, структурно-функциональный виды анализа, дедуктивно-индуктивный метод, сопоставление, сравнение, обобщение, синтез, абстрагирование.
Выявленные закономерности и принципы позволили разработать концепцию модели педагогического содействия становлению субъектной позиции студента. Реализация теоретической модели происходила в ходе эксперимента в Самарском государственном медицинском университете (2012-2017 гг.). Результаты внедрения модели, оцененные по мотивацион-ному, когнитивному, регулятивно-волевому, эмоционально-рефлексивному и деятельностному критериям (всего 10 показателей), подтвердили ее эффективность.
В ходе исследования были отобраны психодиагностические методики определения уровня развития субъектной позиции обучающегося.
Для изучения интегративной характеристики параметров субъектной позиции использовались методики ценностных ориентаций1 и смыс-ложизненных ориентаций2 Д. А. Леонтьева; для оценки способности к саморазвитию, самообразованию - тест В. И. Андреева3; для выявления сти-
1 Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. Москва: Смысл, 1992. 17 с.
2 Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. Москва: Смысл, 2000. 18 с.
3 Андреев В. И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. 470 с.
ля саморегуляции поведения - опросник В. И. Моросановой1; для выявления степени выраженности влияния самоэффективности на становление субъектного статуса - тест на определение общей и социальной самоэффективности М. Шеера и Дж. Маддукса в адаптации А. В. Бояринцевой2; для определения степени личностного фактора на принятие решения -опросник Т. В. Корниловой3; для характеристики волевой сферы человека и определения уровня его интернальности и, следовательно, уровня ответственности, социальной зрелости и самостоятельности личности - тест-опросник, разработанный Е. Ф. Бажиным на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера4; для определения уровня субъективного контроля - опросник Е. Г. Ксенофонтовой5; для изучения направленности на саморазвитие - методика Т. А. Ратановой и Н. Ф. Шляхта6; для оценки мотивации достижения целей - методика А. Мехрабиана, модифицированная М. Ш. Магомед-Эминовым7.
Результаты исследования
Рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд, закономерности становления субъектной позиции студента в образовательном пространстве вуза. Данный педагогический процесс, безусловно, представляет собой сложную, динамичную систему, как направляемую извне (подверженную внешнему влиянию), так и самонаправляемую, самоизменяемую, подчиняющуюся как общим, так и частным, специфическим закономерностям.
Субъектная позиция характеризуется нами как индивидуально-оригинальное, самоформируемое внутреннее качество, которое в своих проявлениях неповторимо, уникально и исключительно, а процесс его станов-
1 Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. Москва, 2010. 519 с.
2 Психологические практики диагностики и развития самоэффективности студенческой молодежи: учебное пособие. Томск: ТГУ, 2014. 274 с.
3 Корнилова Т. В. Психология риска и принятия решений. Москва: Аспект Пресс, 2003. 286 с.
4 Основы психологии. Практикум / ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Ростов-н/Дону: Феникс, 2009. 672 с.
5 Елисеев О. П. Локус контроля. Практикум по психологии личности. Санкт-Петербург. 2003. 672 с.
6 Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: учебное пособие. Москва: МПСИ; Флинта, 2003. 320 с.
7 Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие. Москва: ВЛАДОС, 1999. 384 с.
ления подчиняется законам философии, педагогики, психологии и конкретизируется рядом закономерностей и принципов.
Во-первых, закономерность процесса становления субъектной позиции объективно прослеживается в его формирующем движении от чувственного к логически осмысленному, от конкретного к абстрактному. В процессе осознанной самостоятельной деятельности и формирования субъектной позиции происходит постепенный переход от чувственного восприятия и образно-понятийного мышления к визуально-объективному, информативно-избирательному восприятию, объективно-конкретному и научно-понятийному мышлению. Закономерность единства чувственного, логического и практического детерминирует принцип научности, в соответствии с которым прочному и основательному усвоению научных понятий и закономерностей способствует использование научных методов познания, подкрепляемых научными концепциями, теориями, объективными научными фактами, законами, логикой, знакомством с новейшими разработками ученых [27]. Данная закономерность в педагогическом процессе становления субъектной позиции обучающегося предполагает глубину и качество перцепции, логическое постижение воспринятого и практическое использование осмысленного, что приводит к объединению эмоционального, рационального и действенного начал, обеспечивающих освоение матрицы компетенций, повышение эффективности учебно-профессиональной деятельности студента, актуализации его собственного «Я».
Являясь ведущим ориентиром при определении стратегии личностного развития обучающегося, принцип научности требует своевременной педагогической адаптации и социализации личности, активизации внутренних механизмов самоформирования субъекта, приведения содержания образования в соответствие с уровнем развития современной науки, техники и технологий, изменения методов обучения с целью вовлечения обучающихся в решение задач постепенно возрастающей сложности, формирование у них не только алгоритмоподобного стереотипа профессиональной деятельности, но и творческого подхода к решению профессиональных задач.
В соответствии с принципом научности процесс становления субъектной позиции выстраивается на основе эффективного педагогического взаимодействия преподавателя со студентами, формирования у них стремления к самостоятельному научному поиску, постижению основ научного анализа и синтеза, развитию креативного и дивергентного мышления, к выработке механизмов научной организации труда в ходе выполнения учебно-исследовательских работ. Последовательная реализация
принципа научности ориентирует учебно-воспитательный процесс на развитие у обучающихся способности осмысления действительности, целостного, концептуального представления о мире как об адекватной, реалистичной и взаимосвязанной системе образов.
Во-вторых, на становление субъектной позиции обучающегося значительно влияет гуманная социальная среда. Пребывание в ней обеспечивает усвоение гуманного социального опыта, расширяет и укрепляет коммуникативные связи, благоприятствует развитию компенсаторно-преобразовательных механизмов поведения, росту самосознания и повышению продуктивности обучения. Нахождение в такой среде приумножает эффективность взаимодействия педагога и обучающихся, помогает преодолению психологических кризисов, активизирует учебно-профессиональную деятельность, социально-профессиональное саморазвитие и тем самым способствует успешной социализации и приобретению собственного стиля в учебно-профессиональной и далее в профессиональной деятельности [17, 18]. Учет социально-психологической закономерности становления субъектной позиции в гуманной социальной среде позволяет педагогу более результативно осуществлять мониторинговое сопровождение и коррекцию процесса становления личности субъекта. Наиболее важным принципом, который базируется на указанной закономерности, является гуманистическая направленность формирования субъектной позиции, значимость которой проявляется в детерминации цивилизованного, целеустремленного, всестороннего и гармоничного развития личности в интересах самой личности. Данный принцип выражает необходимость органичного бифункционального сочетания целей социального общества и субъекта, оптимизации образовательно-воспитательного процесса в соответствии с задачами воспитания гражданина, высоконравственной, всесторонне развитой личности, способной к самореализации в условиях профессионального сообщества. Этот принцип является следствием основного содержания педагогической цели и сущности гуманистического воспитания, он проявляется в уважении к личности, в сочетании разумной требовательности и гуманного отношения к ней как главного критерия социальной адаптации.
В-третьих, закономерность обусловленности педагогического процесса становления субъектной позиции уровнем эффективности управления учебно-воспитательной деятельностью выражается в интенсивности взаимодействия субъектов образовательного процесса, их сотворчестве, реализации индивидуального подхода, непрерывности деятельности по формированию субъектной позиции, своевременном мониторинге и кор-
ректирующем педагогическом воздействии, учитывающем возможность неоднородного, неритмичного, но всегда поступательного развития субъектной позиции.
Гетерохронность становления субъектной позиции может быть связана с неравномерным развитием психических функций, опережающим развитием одних личностных свойств и образований по сравнению с другими. Этапы творческого подъема вполне могут чередоваться с явлениями спада, сопровождающимися эмоциональными переживаниями, которые можно объяснить воздействием реальных объективных и субъективных факторов. Гетерохронность рассматриваемого процесса может носить характер циклических изменений, имеющих разную направленность, протекающих с разной скоростью и различных по времени, в течение которого происходит переход к следующему этапу качественного преобразования, направленного на приращение личностного потенциала.
Значимой закономерностью является наличие внутренних закономерных связей между функциональными компонентами учебно-воспитательного процесса, соответствие его содержания, форм и методов поставленным задачам [28, 29]. Логичное подтверждение данной закономерности - проектирование процесса формирования субъектной позиции на основе принципа связи обучения с жизнью, наукой и практической деятельностью. Как известно, ведущий принцип гносеологии гласит, что практическая деятельность - опорная точка процесса познания, а согласно главному положению классической философии практика выступает критерием истины.
Если познание - это процесс получения объективного научного знания, в котором закономерно отражается действительность, то процесс обучения есть процесс передачи истинных знаний об окружающем мире и его сущности, а процесс воспитания есть процесс педагогического воздействия на систему взаимоотношений субъекта с окружающей действительностью. В соответствии с положениями психологии важен опыт общения с людьми, занимающими в организации разное иерархическое положение, что облегчает межличностное взаимодействие при решении многих профессиональных, организационных и личных вопросов.
При формировании субъектной позиции особого внимания требует проблема стимулирования студентов к разумному применению полученных научных знаний в практической деятельности. Именно в ходе этой деятельности актуализируется и реализуется связь теории с практикой, происходит индикация качества подготовки специалиста, успешнее осу-
ществляется адаптация к условиям и особенностям профессиональной среды, реализуется явление эмерджентности, приводящее к синтезу принципиально новых личностных свойств и качеств, сублимации и оперативной мобилизации внутренних ресурсов субъекта.
Эффективность связи обучения с жизнью, научной теории с практикой определяется содержанием и направленностью всех видов образовательной деятельности и, конечно, качеством управления учебно-воспитательным процессом: чем лучше организована учебная и учебно-исследовательская работа студентов, тем значительнее результаты их обучения и воспитания.
В-четвертых, закономерность становления студента как субъекта непрерывного профессионального образования предполагает освоение научно-профессионального базиса знаний в рамках университетской программы, многоуровневость образования с соблюдением преемственности в обучении, систематическое самообразование. Непрерывное образование относительно обсуждаемой проблемы понимается нами как процесс трансформации потенциальных способностей студента в актуальные, переход от конкретных установок к саморазвитию и осознанному построению своей жизненной траектории, обеспечение оптимальной жизнедеятельности субъекта в соответствии с индивидуальной программой эволюции. Из данной закономерности следует принцип непрерывности процесса совершенствования субъектной позиции в течение всей жизни. Этот принцип требует логически выверенного построения всей работы по формированию субъектной позиции студента на каждом этапе и при переходе от одного этапа развития к другому с решением конкретных задач и непременным закреплением достигнутых результатов. Принцип подразумевает поступательное движение субъекта от простого к более сложному, от предыдущего к последующему, более высокому уровню развития.
В-пятых, закономерность стимулирования развития субъектной позиции обусловливается качеством педагогического процесса, продуктивность которого зависит от внутренних потребностей обучающегося, уровня интеллектуальной деятельности, структуры сознания, степени социального развития и наличия системы морального и материального поощрения достижений студента. Своевременное и справедливое стимулирование успешных действий усиливает мотивацию и стремление студента улучшить показатели в учебе, придает уверенности в своих действиях, приводит к подъему творческих сил. На старших курсах обучение становится все более сложным и трудоемким, а значит, чтобы актуализировать
процессы саморазвития субъекта, необходимо увеличивать объем самостоятельной работы и использовать более значительные и действенные виды стимулирования и поощрения (в том числе социальные, функциональные, социально-психологические, творческие). Критерием актуальности закономерности стимулирования развития является принцип организации педагогического управления развитием инициативы и самостоятельности студентов. Своевременное поощрение стимулирует самостоятельную деятельность, ускоряет процессы самоформирования, самообразования и становления субъектной позиции.
В-шестых, закономерность развития студента как носителя субъектной позиции актуализируется в мотивации к творческому самосовершенствованию, в высоком уровне ответственности как показателе социальной зрелости, способности к надситуативным активности и мышлению, следствием которых становятся надситуативное поведение, умение мобилизовать внутренние резервы для организации и совершенствования своей деятельности, формирование внутреннего цельного «Я». Морфологическое множество характерных признаков приобретенной субъектной позиции содержит оптимальную, на наш взгляд, информацию о ее обладателе как о человеке с устойчивой внутренней системой ценностей, представлений, установок, совокупностью компетенций, осознанной потребностью в самовыражении, стремлением к самосовершенствованию и продуктивной самореализации при погружении в профессиональную среду.
Показателями наличия субъектной позиции являются такие качества, как рефлексивность, психологическая адаптивность и мобильность. Рефлексивность, согласно исследованиям А. В. Карпова, влияет на способность субъекта координировать и интегрировать свои качества для эффективной организации деятельности [30]. Из закономерности развития вытекает принцип сознательности и активности: студент должен стать активным субъектом учебно-профессиональной деятельности, т. е. осознавать цели, уметь планировать, проявлять интерес к будущей профессии и стремиться к приобретению компетенций, выявлять и формулировать проблемы и искать пути их решения. Данный принцип в целостном педагогическом процессе становления субъектной позиции студента отражает его личную активную роль и меру собственных усилий в работе над собой и является концентрированным показателем его деятельной сущности.
В-седьмых, следует выделить закономерность динамики целостного педагогического процесса, означающую системное единство всех компонентов обучения и воспитания: концептуально-содержательного, операциональ-
но-технологического, рационально-поискового, эмоционально-мотиваци-онного, инновационно-творческого, гармонично-развивающего. Ориентация на организацию подобного педагогического процесса позволяет комплексно и последовательно реализовать структурно-системный и программно-целевой подходы в учебно-воспитательной работе и создает возможности для достижения оптимального результата на каждом этапе обучения и становления субъектной позиции студента как будущего специалиста с высокой квалификацей [31]. Закономерность динамики целостного педагогического процесса обеспечивается принципом системности, комплексности и последовательности, который реализуется в стратегическом планировании педагогического процесса формирования субъектной позиции, что требует постоянного анализа совокупности систем обучения, образования, воспитания, развития и установления причинно-следственных связей основных свойств личности. Данный принцип детерминирует проектирование и продвижение всех позитивных видов деятельности субъекта и развитие таких его положительных качеств, как:
• целеустремленость;
• способность к интегрированию в социальное общество;
• стремление к обогащению современными фундаментальными знаниями;
• умение выстраивать гармоничные взаимоотношения с миром;
• склонность к совершенствованию профессионального мастерства;
• желание наращивать качественно и количественно различные индивидуальные способности;
• стремление к приобретению «опыта жизнедеятельности, который служит источником становления формируемого личностного качества» [32].
Восьмая закономерность - развитие субъекта профессиональной деятельности в педагогическом процессе в гармонии с общечеловеческой культурой и с опорой на общечеловеческие ценности. Безусловно, темпы развития личности, индивидуальный профиль субъектной позиции и уровень квалификации выпускника имеют свои различия, которые во многом обусловлены наследственностью и совокупностью векторов образовательного пространства и способов педагогического воздействия. Успех формирования субъектной позиции зависит от целеустремленной активности личности в процессе самоформирования, овладения общечеловеческой и профессиональной культурой, от сформированных в ходе воспитания взглядов, убеждений, нравственных ориентиров, способности личности в процессе деятельности преобразовывать всю совокупность внешних влияний в собственные качественные изменения. Особую важность
при этом приобретают реализация деятельностного подхода как метап-ринципа гуманистического воспитания и соблюдение принципа культуро-сообразности.
Современная трактовка принципа культуросообразности основана на ориентации субъекта на общечеловеческие ценности с учетом традиций социума, на формировании культурной в эстетическом, этическом, интеллектуальном и нравственном планах личности, которая, по мнению Э. Ф. Зеера с соавторами, «относится к наиболее сложным самоорганизующимся системам» [33]. Принцип предполагает единство развития внешней и внутренней культуры, которая проявляется в таких качествах личности, как воспитанность, обученность, образованность и развитость.
Отдельно мы выделяем закономерность преемственности педагогического процесса в системе общего и высшего образования, которая требует целостной концепции обучения и воспитания для формирования субъектной позиции обучающегося. Необходимы согласованность целей и задач обучения и воспитания и скоординированность действий органов управления по обеспечению преемственности на всех ступенях образования, психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации на каждом этапе обучения. Данной закономерности соответствует принцип моделирования учебно-профессиональной деятельности субъекта, которым следует руководствоваться при формировании этапов преемственности. Реализация принципа обеспечивается проектно-технологическим типом организации образовательной деятельности.
Наконец, еще одной закономерностью формирования субъектной позиции выступает приращение «знаниевого» и личностного потенциала в процессе обучения при постепенном его переходе к самообразованию. Системный подход к образованию способствует формированию у студента стремления к расширению смысложизненного пространства, получению фундаментальных знаний, успешному общему развитию, обретению актуальных профессиональных способностей. Необходимость освоения сложной аппаратуры, чтения дополнительной, в том числе зарубежной, литературы, участия в научных исследованиях требует знания иностранных языков, умения работать в пространстве Интернет и, как правило, приводит к повышению мобильности специалиста, увеличению числа его социальных ролей, росту социального статуса в профессиональном сообществе. Следование принципу продвижения от обучения к самообразованию обеспечивает дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование личности. По мнению Л. И. Анцыферовой, саморазвитие - признак выс-
шего уровня развития личности, способной «быть инициирующим началом» [27]. В понимании В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева это «фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [6, с. 147].
Таким образом, эффективность процесса становления субъектности студента, качественное преобразование и устойчивое развитие его личности, формирование его субъектной позиции, а также синхронизация социальных, личностных и профессиональных трансформаций учащегося зависят от оптимального функционирования образовательного пространства вуза. Эти процессы подчиняются определенным закономерностям и принципам обучения и воспитания в системе высшей школы. В общем виде они представлены в таблице.
Закономерности и принципы формирования и становления субъектной позиции обучающегося
Regularities and principles of students' subject position formation
Закономерности Сущность закономерности Принципы
1 2 3
Единство чувственного, логического и практического Предполагает: • глубину и качество перцепции, логическое постижение воспринятого и практическое использование осмысленного; • переход от чувственного восприятия и образно-понятийного мышления к объективно-конкретному и научно-понятийному мышлению; • освоение матрицы компетенций; • повышение эффективности учебно-профессиональной деятельности студента Принцип научности процесса становления субъектной позиции: • обеспечение своевременной педагогической адаптации и социализации личности; • активизация внутренних механизмов самоформирования субъекта; • соответствие содержания образования уровню развития современной науки, техники и технологии; • формирование у студентов творческого подхода к решению профессиональных задач, стремления к самостоятельному научному поиску
Становление субъектной позиции в гуманной социальной среде Приводит • к усвоению гуманного социального опыта, расширению коммуникативных связей, эффективному взаимодействию Принцип гуманистической направленности педагогического процесса: • необходимость органичного сочетания целей социального об-
педагога и обучающихся; • повышению продуктивности обучения; • саморазвитию, успешной социализации и приобретению собственного стиля в учебно-профессиональной деятельности щества и субъекта; • оптимизация образовательно-воспитательного процесса; • опережающее формирование личности с предъявлением разумной требовательности и проявлением гуманизма
Обусловленность педагогического процесса уровнем эффективности управления учебно-воспитательной детельностью Предполагает: • интенсивное взаимодействие и сотворчество субъектов образовательного процесса; • индивидуальный подход; • непрерывную деятельность по формированию субъектной позиции; • своевременный мониторинг и корректирующее педагогическое воздействие; • соответствие содержания, форм и методов педагогического процесса поставленным задачам Принцип связи обучения с жизнью, наукой и практической деятельностью: • педагогическое воздействие на систему взаимоотношений субъекта с окружающей действительностью; • усвоение опыта межличностного взаимодействия; • стимулирование студентов к разумному применению полученных научных знаний в практической деятельности
Становление студента как субъекта непрерывного профессионального образования Предполагает: • освоение научно-профессионального базиса знаний в рамках университетского образования; • многоуровневость образования; • преемственность в обучении; • повышение квалификации в системе послевузовского образования, систематическое самообразование; • трансформацию потенциальных способностей студента в актуальные Принцип непрерывности и преемственности: • развитие личностно-професси-ональных качеств субъекта; • реализация программы самообразования и непрерывного профессионального образования; • формирование субъектной позиции студента на каждом этапе; • поступательное движение субъекта к более высокому уровню развития
Стимулирование развития субъектной позиции Предполагает: • наличие системы морального и материального поощрения достижений студента; • усиление мотивации и стремления студента к улучшению показателей в учебе; • актуализацию процессов саморазвития субъекта Принцип организации педагогического управления: • развитие инициативы и самостоятельности студентов; • развитие индивидуальности, • стимулирование процессов самоформирования, самообразования и становления субъектной позиции
Становление, развитие Предполагает: • формирование ответственнос- Принцип сознательности и активности:
и функционирование студента как носителя субъектной позиции ти как показателя социальной зрелости; • способность к надситуатив-ным активности и мышлению; • формирование устойчивой внутренней системы ценностей; • наличие у субъекта таких качеств, как рефлексивность, психологическая адаптивность и мобильность • становление студента активным субъектом учебно-профессиональной деятельности; • стремление студента к приобретению компетенций; • активная роль самого студента в проявлении деятельной сущности, в эффективной организации деятельности
Динамика целостного педагогического процесса Предполагает: • систематическое единство всех компонентов обучения и воспитания; • применение структурно-системного и программно-целевого подходов в учебно-воспитательной работе; • качественное улучшение подготовки специалистов высшей квалификации Принцип системности, комплексности и последовательности: • стратегическое планирование педагогического процесса; • проектирование и реализация процесса динамического продвижения всех позитивных видов деятельности субъекта; • развитие положительных качеств субъекта
Развитие субъекта про-фессиональ-ной деятельности в педагогическом процессе Предполагает: • реализацию деятельностного подхода как метапринципа гуманистического воспитания; • воспитание с опорой на общечеловеческие ценности; • целеустремленность и активность личности в процессе самоформирования; • формирование нравственных ориентиров Принцип культуросообразнос-ти: • формирование культурной в эстетическом, этическом, интеллектуальном и нравственном плане личности; • единство внешней и внутренней культуры; • приоритет ценностей мировой культуры и основных педагогических свойств личности
Преемственность педагогического процесса Предполагает: • единство и взаимосвязь концепции обучения и воспитания обучающегося и формирования его субъектной позиции; • согласование целей и задач обучения и воспитания на всех ступенях образования; • психолого-педагогическое обеспечение периода адаптации Принцип моделирования учебно-профессиональной или профессиональной деятельности субъекта: • формирование этапов преемственности; • организация проектно-техно-логической образовательной деятельности
Приращение «знаниевого» и личностного потенциала в педаго- Предполагает: • переход от обучения к самообразованию; • формирование у студента стремления к получению фунда- Принцип перехода от обучения к самообразованию: • саморазвитие; • самосовершенствование; • формирование целостной лич-
гическом ментального образования; раз- ности
процессе раз- витию профессиональных спо-
вития субъек- собностей;
та • повышение мобильности спе-
циалиста;
• увеличение числа социальных
ролей специалиста
Обозначенные нами закономерности формирования и развития субъектной позиции обучающегося обусловлены внутренними механизмами самоактуализации, самоорганизации, саморазвития и самосовершенствования. Эти закономерности проявляются в системе разнообразных социальных отношений, зависят от внешнего воздействия, целостности и единства учебно-воспитательного процесса, характеризуются гетерох-ронностью, эмерджентностью и эволюционированием.
Заключение
Субъектная позиция - индивидуально-оригинальное, самоформируемое внутреннее качество, обладающее неповторимостью и уникальностью, обусловленными индивидуальностью личности. Позитивный процесс становления субъектной позиции сопровождается целостным развитием личности обучающегося, его органичным вхождением в учебно-профессиональную среду. Внешними регуляторами эффективности приращения субъектного потенциала выступают нормы профессионального сообщества и роли носителя субъектной позиции; внутренними - ценности, мотивационные установки и способности будущего специалиста, составляющие совокупность социально-психологических и личностно-професси-ональных факторов. Объективным критерием становления субъектности являются учебно-профессиональные достижения и социально-профессиональный статус субъекта, а субъективным - интегрированные устойчивые трансформации личности, отражающие ее психологическую готовность к самоформированию, самопреобразованию, саморазвитию и приращению личностного потенциала.
Субъектная позиция закономерно проявляется во всех сферах жизни индивида, следовательно, можно говорить о полисистемности субъекта, о многомерности, многофункциональности, многогранности его субъектной позиции. В каждой сфере жизнедеятельности субъектная позиция проявляется по-разному, однако принципы и цельность внутреннего «Я» при этом остаются неизменными.
Проведенное теоретико-методологическое исследование не исчерпывает всего круга вопросов, связанных с закономерностями и принципами обучения и воспитания в высшей школе, и открывает перспективы дальнейшего осмысления данной проблематики. Определенный интерес представляет рассмотрение психолого-педагогического механизма субъектного-ролевого подхода к проблеме формирования и становления субъектной позиции студента: освоения субъектом различных социально-профессиональных ролей в областях программирования, проектирования и прогнозирования, самоменеджмента, самомониторинга и экспертизы профессиональной деятельности.
Список использованных источников
1. Аксенова Г. И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки. Москва, 1998. 448 с.
2. Блинова Ю. Л. Субъектная позиция педагога: теория и психолого-ак-меологическое сопровождение. Казань: ТГГПУ, 2010. 202 с.
3. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону, 1999. 560 с.
4. Брушлинский А. В. Психология субъекта / / Психологический журнал. 2003. № 2. С. 15-17.
5. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Москва: Школьная пресса, 2000. 416 с.
6. Митячкин Д. В. Становление профессиональной позиции // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве. Пенза: ПГТА; Приволжский дом знаний, 2005. С. 118-129.
7. Петровский В. А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993. 453 с.
8. Трещев А. М. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя. Астрахань: АГГГУ, 2000. 211с.
9. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. Москва: Наука, 1980. 335 с.
10. Борытко Н. М., Мацкайлова О. М. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока: монография / науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: ВГИПКРО, 2002. 132 с.
11. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Москва: МПСИ, 2010.
448 с.
12. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 11.
13. Хайкин В. Л. Активность (характеристики и развитие). Москва; Воронеж: МПСИ; МОДЭК, 2000. 448 с.
14. Сластенин В. А., Каширин В. П. Педагогика и психология: учебное пособие. 6-е изд. Москва: Академия, 2007. 478 с.
15. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.. Педагогика: учебное пособие. Москва: Академия, 2002. 576 с.
16. Ольховая Т. А. Становление субъектности студента университета: монография. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. 181 с.
17. Бедерханова В. П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2001. 220 с.
18. Ломов Б. Ф. Общественные отношения как общее основания свойств личности / / Психология личности в трудах отечественных психологов. Санкт-Петербург, 2000. С. 60-65.
19. Божович Е. Д. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования. Москва: ПЕР СЭ, 2005. 400 с.
20. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. Москва: МГУ, 1984. 105с.
21. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 4. С. 3-15. D0I:10.17853/ 1994-5639-2012-4-3-15.
22. Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация. Москва. 2008. 192 с.
23. Попков В. А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы: учебное пособие. Москва: Академия, 2001. 136 с.
24. Ибрагимов Г. И. Закономерности и принципы обучения в профессиональной школе // Казанский педагогический журнал. 2014. № 4. С. 9-26.
25. Новиков А. М. Основания педагогики. Москва: Эгвес, 2010. 208 с.
26. Батаршев А. В. Закономерности профессионально-личностного становления и развития педагога / / Человек и образование. 2014. № 2 (39). С. 14-17.
27. Анцыферова Л. И. Психологическое содержание феномена субъекта и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке. Москва: Академический проект, 2000. 451 с.
28. Zavodchikov D. P., Sharov A. A., Chistik O. F., Larionov I. V., Naumo-va O. A. The Relationship of Time Perspective and Subjective Perceptions of Students as the Empirical Base for Individualization of the Educational Path / / IEJ-ME-Mathematics Education. 2016. Vol. 11, № 7. P. 2678-2701.
29. Shchipanova D. Y., Lebedeva E. V., Sukhinin P. V., Valieva E. N. Typology of Strategies of Personality Meaning-Making During Professional Education. International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, № 14. P. 6999-7015.
30. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. Москва: Институт психологии РАН, 2004. 424 с.
31. Гаранина Р. М. Формирование профессиональной направленности будущего врача // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2015. № 3. С. 46-48.
32. Сериков В. В. Начальный этап педагогического исследования: идея, замысел, проект // Образование и наука. 2012. № 2. С. 3-13. DOI: 10.17853/19945639-2012-2-3-13.
33. Зеер Э. Ф., Мешкова И. В. Детерминация саморазвития личности в профессионально-образовательном пространстве / / Образование и наука. 2012. № 9. С. 78-89. DOI: 10.17853/1994-5639-2012-9-78-89.
References
1. Aksenovа G. I. Formirovanie sub'ektnoj pozicii uchitelya v processe pro-fessional'noj podgotovki. [Formation of a subject position of a teacher in the process of training]. Moscow, 1998. 448 p. (In Russian)
2. Blinova Y. L. Sub'ektnaya poziciya pedagoga: teoriya i psihologo-akme-ologicheskoe soprovozhdenie. [Subjective position of the teacher: Theory and psy-cho-acmeological support]. Kazan: TGGPU, 2010. 202 p. (In Russian)
3. Bondarevskaya E. V., Kulnevich S. V. Pedagogika: Lichnost' v gumanis-ticheskih teoriyah i sistemah vospitaniya. [Pedagogy: Personality in humanistic theories and systems of education]. Rostov-on-Don, 1999. 560 p. (In Russian)
4. Brushlinsky A. V. Psychology of the subject. Psihologicheskij zhurnal. [Psychological Journal]. 2003. № 2. P. 15-17. (In Russian)
5. Slobodchikov V. I., Isaev E. I Psihologiya razvitiya cheloveka. [Psychology of human development]. Razvitie sub'ektivnoy realnosti v ontogeneze. [The development of subjective reality in ontogenesis]. Moscow: Publishing House Shkol'na-ja pressa, 2000. 416 p. (In Russian)
6. Mityachkin D. V. Stanovlenie professional'noj pozicii. [Formation of professional positions]. Problemy obrazovanija v sovremennoj Rossii i na postso-vetskom prostranstve. [Problems of education in modern Russia and the former Soviet Union]. Penza: PGTA; Publishing House Privolzhskiy Dom znanij, 2005. P. 118-129. (In Russian)
7. Petrovskij V. A. Lichnost': fenomen sub'ektnosti. Rostov-on-Don, 1993. 453 p. (In Russian)
8. Treschev A. M. Stanovlenie professional'no-sub'ektnoj pozicii budushchego uchitelya. [Formation of the professional-subjective position of a future teacher]. Astrakhan: Publishing House AGGGU, 2000. 211 p. (In Russian)
9. Abulkhanova-Slavske K. A. Deyatel'nost' i psihologiya lichnosti. [Activities and personality psychology]. Moscow: Publishing House Nauka, 1980. 335 p. (In Russian)
10. Borytko N. M., Mackajlova O. M. Stanovlenie sub'ektnoj pozicii uc-hashchegosya v gumanitarnom prostranstve uroka. [The formation of the subjective position of the student in the humanitarian space lesson]. Ed. by N. K. Serge-ev. Volgograd: Publishing House VGIPKRO, 2002. 132 p. (In Russian)
11. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psihologiya. [Pedagogical psychology]. Moscow: Publishing House MPSI, 2010. 448 p. (In Russian)
12. Osnitsky A. K. Problems of research of subject activity. Voprosy psiholo-gii. [Questions of Psychology]. 1996. № 1. P. 11. (In Russian)
13. Khaikin V. L. Aktivnost' (harakteristiki i razvitie). [Activity (characteristics and development)]. Moscow; Voronezh: Publishing House MPSI; MODEK, 2000. 448 p. (In Russian)
14. Slastenin V. A., Kashirin V. P. Psychology and Pedagogics. 6th edition. Moscow: Publishing House Academija, 2007. 478 p. (In Russian)
15. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogika. [Pedagogy]. Moscow: Publishing House Academija, 2002. 576 р. (In Russian)
16. Ol'hovaya T. A. Stanovlenie sub'ektnosti studenta universiteta. [The development of subjectivity of university students]. Orenburg: Publishing House IPK GOU OGU, 2006. 181 p. (In Russian)
17. Bederhanova V. P. Stanovlenie lichnostno orientirovannoj pozicii peda-goga. [The formation of the oriented position of the teacher]. Krasnodar: Ku-banskij gosudarstvennyj universitet. [Kuban State University]. 2001. 220 p. (In Russian)
18. Lomov B. F. Obshhestvennye otnoshenija kak obshhee osnovanija svojstv lichnosti. [Public relations as general base properties of the personality]. Psihologija lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov. [Personality psychology in the works of Russian psychologists]. St.-Petersburg, 2000. P. 60-65. (In Russian)
19. Bozhovich E. D. Razvitie sub'ekta obrazovaniya: problemy, podhody, metody issledovaniya. [The development of the subject of education: Problems, approaches, and research methods]. Moscow: Publishing House PER SJe, 2005. 400 p. (In Russian)
20. Asmolov A. G. Lichnost' kak predmet psihologicheskogo issledovaniya. [Personality as a subject of psychological research]. Moscow: MGU, 1984. 105 p. (In Russian)
21. Zagvyazinskiy V. I. Strategic directions of the Russian education development and their implementation ways. Obrazovanie i nauka. [The Education and Science Journal]. 2012. № 4. Р. 3-15. (In Russ.) DOI:10. 17853/1994-5639-20124-3-15. (In Russian)
22. Zagvyazinskiy V. I. Teoriya obucheniya. [Learning theory]. Sovremennaya interpretatsiya. [The modern interpretation]. Moscow, 2008. 192 p. (In Russian)
23. Popkov V. A., Korzhuev A. V. Didaktika vysshej shkoly. [Didactics of higher school]. Moscow: Publishing House Akademija, 2001. 136 p. (In Russian)
24. Ibragimov G. I. Patterns and principles of training in a vocational school. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. [Kazan Pedagogical Journal]. 2014. № 4. P. 9-26. (In Russian)
25. Novikov A. M. Osnovanija pedagogiki. [Bases of pedagogics]. Moscow: Publishing House Jevges, 2010. 208 p. (In Russian)
26. Batarshev A. V. Patterns of professional-personal formation and development of the teacher. Chelovek i obrazovanie. [People and Education]. 2014. № 2 (39). P. 14-17. (In Russian)
27. Antsiferova L. I. Psihologicheskoe soderzhanie fenomena sub'ekt i gra-nitsy sub'ektno-deyatelnostnogo podhoda. [Psychological content of the phenome-
non of the subject and the boundaries of the subject-activity approach]. Moscow: Publishing House Akademicheskij proekt, 2000. 451 p. (In Russian)
28. Zavodchikov D. P., Sharov A. A., Chistik O. F., Larionov I. V., Naumova O. A. The relationship of time perspective and subjective perceptions of students as the empirical base for individualization of the educational path. IEJME-Mathematics Education. 2016. V. 11. № 7. P. 2678-2701. (Translated from English)
29. Shchipanova D. Y., Lebedeva E. V., Sukhinin P. V., Valieva E. N. Typology of strategies of personality meaning-making during professional education. International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (14). Р. 6999-7015. (Translated from English)
30. Karpov A. V. Psihologija refleksivnyh mehanizmov dejatel'nosti. [Psychology reflexive mechanisms of activities]. Moscow: Institut psihologii RAN. [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences]. 2004. 424 p. (In Russian)
31. Garanina R. M. The formation of professional orientation of a future doctor. Alma Mater (Vestnik vysshej shkoly). [Alma mater (High School Herald)]. 2015. № 3. P. 46-48. (In Russian)
32. Serikov V. V. The initial stage of pedagogic research: Idea, concept, project. Obrazovanie i nauka. [The Education and Science Journal]. 2012. № 2 Р. 313. DOI: 10.17853/1994-5639-2012-2-3-13. (In Russian)
33. Zeer E. F., Meshkova I. V. Determination of self-development in the vocational educational environment. Obrazovanie i nauka. [The Education and Science Journal]. 2012. № 1 (9). Р. 78-89. DOI: 10.17853/1994-5639-2012-9-78-89. (In Russian)
Статья поступила в редакцию 15.01.2017; принята в печать 12.04.2017.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи
Об авторе:
Гаранина Резеда Мухаррамовна - старший преподаватель кафедры общей, бионеорганической и биоорганической химии Самарского государственного медицинского университета, Самара (Россия). E-mail: [email protected]
Received: 15.01.2017; accepted for printing: 12.04.2017.
The author has read and approved the final manuscript.
About the author:
Reseda M. Garanina - Senior Lecturer, Department of General Bioinorga-nic and Bioorganic Chemistry, Samara State Medical University, Samara (Russia). 0000-0002-5827-3269 ORCID ID, Researcher ID A-6199-2017, E-mail: [email protected]