Научная статья на тему 'Проблема совершенствования системы охраны общественного порядка в Прикамье на примере города Чайковский'

Проблема совершенствования системы охраны общественного порядка в Прикамье на примере города Чайковский Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
378
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / LAW ENFORCEMENT / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / PUBLIC ORDER / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PUBLIC SECURITY / ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВАЯ СЛУЖБА ПОЛИЦИИ / PATROL POLICE / ДРУЖИНА / ЧАСТНЫЕ ОХРАННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / PRIVATE SECURITY COMPANIES / МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / PREVENTION OF CRIME / УРОВЕНЬ ПРЕСТУПНОСТИ / CRIME / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИЦИИ С НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ СТРУКТУРАМИ / POLICE COOPERATION WITH NON-STATE ACTORS / MILITIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мерзлякова И. М.

В статье анализируются современная система охраны общественного порядка и задачи, поставленные перед данной службой законодательством РФ. Задачи объемные и разнонаправленные: организация патрульно-постовой службы полиции; ведение служебной документации; взаимодействие с отделами уголовного розыска; координация совместных действий с общественными объединениями в охране общественного порядка и т. д. Рассмотрены функции правоохранительных органов, которые несут охрану общественного порядка. Проведен сравнительный анализ состояния и изменения уровня преступности в городе Чайковский с другими средними городами Прикамья. Выделены основные проблемы системы управления охраной общественного порядка в области профилактики уличных преступлений. Первая важная проблема недостаточно эффективная работа правоохранительных органов с негосударственными организациями и населением по причине отсутствия нормативной базы, которая упорядочивала бы вопросы привлечения негосударственных охранных организаций к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Второй значимой проблемой является недостаточная техническая оснащенность общественных мест видеокамерами слежения, хотя использование такого оборудования помогает в раскрытии преступлений. Предложения по повышению эффективности охраны общественного порядка состоят в совершенствовании законодательной базы на всех уровнях, от государственного до муниципального; материальнотехническом оснащении как общественных мест, так и всех служб охраны общественного порядка; обмен опытом; создание эффективного механизма взаимодействия со средствами массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of public order security system’s perfection in the Kama River area

This article analyzes the modern security system and the objectives of the system set by the laws of the Russian Federation. The objectives are large-scale and multidirectional: organization of patrol service of police; keeping of service documents; interaction with the departments of Criminal Investigation Department; coordination of mutual actions with public movements in public order security, etc. The article also considers the functions of law enforcement agencies which secure public order. There is a comparative analysis of state and changes of crime level in the city of Tchaikovsky with the other middle cities of the Kama River area. The author separates out the main problems of public order security in the field of street crimes prevention in the city of Tchaikovsky. The most significant problem is an insufficient work of law enforcement agencies with nonstate organizations and population because of absence of norms’ base, which can solve the problems with nonstate security organization involvement. The second problem is an insufficient technical equipment of public places with cameras, although application of this equipment helps to fight against crime. The author offers the next way out: perfection of legislative base for all levels, from state to municipal ones; technical equipment of public places and all the services of public order security; experience exchange; creation of efficient interaction mechanism with mass media.

Текст научной работы на тему «Проблема совершенствования системы охраны общественного порядка в Прикамье на примере города Чайковский»

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

И.М. Мерзлякова, канд. социол. наук, доцент, Чайковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета, г. Чайковский, Россия, nic@pnipu.ru

ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В ПРИКАМЬЕ

на примере города Чайковский

В статье анализируются современная система охраны общественного порядка и задачи, поставленные перед данной службой законодательством РФ. Задачи объемные и разнонаправленные: организация патрульно-постовой службы полиции; ведение служебной документации; взаимодействие с отделами уголовного розыска; координация совместных действий с общественными объединениями в охране общественного порядка и т. д. Рассмотрены функции правоохранительных органов, которые несут охрану общественного порядка. Проведен сравнительный анализ состояния и изменения уровня преступности в городе Чайковский с другими средними городами Прикамья. Выделены основные проблемы системы управления охраной общественного порядка в области профилактики уличных преступлений. Первая важная проблема — недостаточно эффективная работа правоохранительных органов с негосударственными организациями и населением по причине отсутствия нормативной базы, которая упорядочивала бы вопросы привлечения негосударственных охранных организаций к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Второй значимой проблемой является недостаточная техническая оснащенность общественных мест видеокамерами слежения, хотя использование такого оборудования помогает в раскрытии преступлений. Предложения по повышению эффективности охраны общественного порядка состоят в совершенствовании законодательной базы на всех уровнях, от государственного до муниципального; материально-техническом оснащении как общественных мест, так и всех служб охраны общественного порядка; обмен опытом; создание эффективного механизма взаимодействия со средствами массовой информации.

Ключевые слова: система правоохранительных органов, общественный порядок, общественная безопасность, патрульно-постовая служба полиции, дружина, частные охранные предприятия, меры профилактики преступлений, уровень преступности, взаимодействие полиции с негосударственными структурами.

Охрана общественного порядка является необходимой государственной и общественной задачей. Все социальные проблемы граждан можно увидеть в анализе их правового поведения, в отношении (уважительном, доверительном или подозрительном) к правоохранительным и судебным органам, в их уверенности в стабильности своей жизнедеятельности, юридической защищенности и справедливости со стороны государства.

Цель нашего исследования состоит в анализе работы системы охраны общественного порядка, обозначении проблем в данной деятельности, а также в формулировании вариантов повышения эффективности, открытости деятельности по обеспечению общественного порядка и ее поддержки со стороны населения.

Правовой основой организации и деятельности службы охраны общественного порядка являются законодательные и иные

нормативные акты, регулирующие общественный порядок, определяющие организацию и устанавливающие обязанности и права органов внутренних дел, формы и методы их деятельности по охране общественного порядка1.

Эффективность деятельности аппаратов и подразделений охраны общественного порядка достигается лишь в результате их тесного взаимодействия с другими отраслевыми службами органов внутренних дел с государственными органами и общественными организациями, постоянного общения с населением. Систему структур, осуществляющих охрану общественного порядка, составляют государственные правоохранительные органы и органы местного самоуправления, а также негосударственные: частные охранные предприятия, общества, дружины ООП2. Пример организации системы управления охраной общественного порядка в Чайковском муниципальном районе представлен на рис. 1.

Ведущее место в общегосударственной системе обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, в борьбе с преступностью занимает полиция. Исходя из численности населения Чайковского муниципального района (ЧМР) в 108,6 тысяч человек, в связи с сокращением на 20% после реформы милиции штатная численность сотрудников Отдела охраны общественного порядка в Отделе МВД по Чайковскому району состав-

ляет 225 человек. На территории действует 21 негосударственная структура безопасности, включая частные охранные предприятия, одну дружину охраны общественного порядка и Казачье общество3.

Задачи службы охраны общественного порядка заключаются в организации патрульно-постовой службы полиции; в комплектовании и обучении личного состава строевого подразделения; в ведении служебной документации; в контроле за обеспечением нарядов вооружением, снаряжением, специальными и другими техническими средствами; во взаимодействии с отделами уголовного розыска в целях получения объективной информации об оперативной обстановке и координации совместных действий в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

Важная роль в реализации задачи охраны общественного порядка принадлежит патрульно-постовой службе полиции, штатная численность которой составляет 55 человек, в качестве основного средства обеспечения надлежащего общественного порядка и борьбы с преступностью на улицах, площадях, в парках, на объектах транспорта и в других общественных местах специально назначаемыми нарядами полиции.

К числу главных задач, которые призвана решать патрульно-постовая служба полиции, относятся обеспечение личной безопасности граждан; охрана общественного порядка; предупреждение и пресе-

Население — 108,6 тыс. чел.

Государственные структуры Негосударственные структуры

Рис. 1. Система управления охраной общественного порядка в ЧМР

чение преступлений и административных правонарушений; активное участие в раскрытии преступлений и задержании преступников4.

С 2011 года на территории ЧМР наблюдается устойчивая тенденция к снижению уровня преступности. Так, в 2010 году зарегистрировано 4 922 преступления, в 2012-м - 3 701, в 2013-м - 3 068, в 2014 году — 2 428 (см. рис. 2)5.

В 2014 году продолжается тенденция к снижению числа преступлений; по итогам зарегистрировано 2 428 преступления, что на 640, или на 20,9%, преступлений меньше, чем за такой же период 2014 года. На территории ЧМР уровень преступности на 10 тысяч населения по итогам работы за 2014 год составляет 233,4, что значительно меньше среднекраевого показателя — 244,36. Сравнивая уровень преступности с территориями Пермского края, имеющими аналогичную численность, ЧМР остается наименее криминогенным. Так, на территориях Соликамского, Кунгурско-го, Чусовского и Лысьвенского районов уровень преступности на 10 тысяч населения выше (246,6; 167,3; 248,2; 313,7 преступлений соответственно)7.

В общественных местах города Чайковского и ЧМР совершено 335 преступлений, что на 15,4% меньше, чем в аналогичном периоде 2013 года По итогам работы за 2013 год количество раскрытых сотруд-

никами полиции преступлений увеличилось на 19,2% (раскрыто 31преступление, в 2012 году — 26).

Одним из способов профилактики преступлений, совершенных на улицах и в других общественных местах, является применение мер административного воздействия за совершенные правонарушения. Количество составленных протоколов за административные правонарушения возросло на 32,6% и составило 4 235 (в 2012-м — 4 192). На территории ЧМР в структуре преступности лидирующее положение занимают преступления против собственности, их совершено 772 — 54,9% от общего числа преступлений8. В 2014 году количество краж, связанных транспортными средствами, остается практически на уровне 2013 года — зарегистрировано 18 краж (в 2013-м — 22), в том числе 12 автомобилей (в 2013-м — 12). Лидером среди преступлений против собственности является кража сотового телефона — 172 кражи в 2014 году (в 2013-м — 293); 39 грабежей (в 2013-м — 77); 5 разбойных нападений (в 2013-м — 8), 7 эпизодов мошенничества (в 2013-м —15)9.

Следует отметить активность сотрудников полиции по привлечению к уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств в 2014 году — 39 (в 2013-м — 18); за преступления, связанные с незаконной вырубкой леса, — в 2014

Эффективность деятельности аппаратов и подразделений охраны общественного порядка достигается лишь в результате их тесного взаимодействия с другими отраслевыми службами органов внутренних дел с государственными органами и общественными организациями, постоянного общения с населением.

году — 9 (2013-м — 8). В 2014 году произошел рост числа совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения. Таких преступлений выявлено 295 (2013-м — 207). Уровень преступлений -

данного типа на 10 тысяч населения составил 27,3 (2013-м - 19,9). За пять лет самый высокий уровень этого показателя был зарегистрирован в 2011 году и составил 28,7; в 2014 году его удалось снизить до 19,910.

Острой проблемой в совершенствовании охраны общественного порядка и профилактики уличных преступлений в городе Чайковский является недостаточно эффективная работа правоохранительных органов с негосударственными организациями и населением. Всего в 2014 году количество задействованных на охрану общественного порядка сотрудников частных охранных предприятий, Казачьего общества, дружинников составило 459 единиц, в том числе частных охранных предприятий — 122, дополнительных охранников общественного порядка -274 и казаков — 63 и.

Общие правила организации и деятельности охранно-сыскных структур по охране общественного порядка, их взаимодействия с правоохранительными органами должны устанавливаться на государственном уровне. Вопросы содействия охранных структур правоохранительным органам в обеспечении правопорядка разрабатываются давно, но пока не решены. Необходимо нормативно-правовое регулирование их взаимодействия.

Еще одной значимой проблемой является низкая раскрываемость преступлений с помощью видеокамер слежения, установленных на улицах и в других общественных местах. В настоящее время на программу «Безопасный город», а также и другие расходы, связанные с развитием видеонаблюдения, многие города, в том числе и город Чайковский, тратят большие деньги. На территории города Чайковский установлено 29 камер наружного видеонаблю-

Общие правила организации и деятельности охранно-сыскных структур по охране общественного порядка, их взаимодействия

с правоохранительными органами должны устанавливаться на государственном уровне. Вопросы содействия охранных структур правоохранительным органам в обеспечении правопорядка разрабатываются давно, но пока не решены.

дения. Так, с помощью КТС «Безопасный город» в 2014 году выявлено 553 человека, совершивших административные правонарушения (за 2013-м — 220 чел.)12. Кроме того, обращение к видеоархивам видеокамер в супермаркетах и магазинах позволяет снизить нарушение закона об ограничении продажи алкогольной продукции в ночное время, а также запрета на продажу алкогольной продукции несовершеннолетним.

Одним из эффективных способов профилактики преступлений, совершенных в общественных местах, является применение мер административного воздействия за совершенные правонарушения. Так, в течение пяти лет в городе Чайковский количество составленных сотрудниками отдельной роты патрульно-постовой службы полиции протоколов за административные правонарушения возросло на 32,6% и составило в 2014 году 4 235 (2013-м — 4 192)13. Говоря о взаимовыгодном сотрудничестве власти и общества, нельзя забывать об информационном взаимодействии. Для формирования положительного облика полиции необходимы встречи с сотрудниками телевизионных компаний города, радиостанций и местных газет.

Потенциал системы управления, осуществляющей охрану общественного порядка, должен реализовываться на основе использования его внутренних резервов — в сфере взаимодействия полиции с негосударственными структурами, в оптимизации функции кадровых аппаратов, в совершенствовании системы материально-технического обеспечения органов полиции, осуществляющих охрану общественного порядка и безопасности населения. ^

Литература

1. Вопросы организации полиции: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250; Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции: Устав патрульно-постовой службы полиции, утвержденный приказом

МВД России от 29.01.2008 г. № 80; Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности: Распоряжение Совета Министров — Правительства РФ от 6 марта 2013 г. № 313-р; О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ.

2. Концепция совершенствования взаимодействия МВД России со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2005—2008 годы. [Электронный ресурс]. иК1:Шр:/^иагёт-fo.ru/official/ 1ги/ ru_11177.html (дата обращения: 10.09.2015).

3. О создании дружины охраны общественного порядка в г Чайковский: Решение Чайковской городской думы от 14.12.2000 г. № 426.

4. О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пун-

ктах Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 959.

5. Комплексный анализ состояния преступности на территории Чайковского муниципального района и результаты оперативно-служебной деятельности Отдела МВД по Чайковскому району за 2014 год // Официальный сайт ГУВД МВД по Пермскому краю [Электронный ресурс]. URL: https://59.mvd.ru/ (дата обращения 10.09.2015).

6. Там же.

7. Там же.

8. Там же.

9. Там же.

10. Там же.

11. Там же.

12. Там же.

13. Там же.

THE PROBLEM OF PUBLIC ORDER SECURITY SYSTEM'S PERFECTION IN THE MIDDLE CITY OF THE KAMA RIVER AREA

I.M. Merzlyakova, Candidate of Sociology, Docent, Tchaikovsky branch of Perm National Research Polytechnic University, Tchaikovsky, Russia, nic@pnipu.ru

This article analyzes the modern security system and the objectives of the system set by the laws of the Russian Federation. The objectives are large-scale and multidirectional: organization of patrol service of police; keeping of service documents; interaction with the departments of Criminal Investigation Department; coordination of mutual actions with public movements in public order security, etc. The article also considers the functions of law enforcement agencies which secure public order. There is a comparative analysis of state and changes of crime level in the city of Tchaikovsky with the other middle cities of the Kama River area. The author separates out the main problems ofpublic order security in the field of street crimes prevention in the city of Tchaikovsky. The most significant problem is an insufficient work of law enforcement agencies with nonstate organizations and population because of absence of norms' base, which can solve the problems with nonstate security organization involvement. The second problem is an insufficient technical equipment of public places with cameras, although application of this equipment helps to fight against crime. The author offers the next way out: perfection of legislative base for all levels, from state to municipal ones; technical equipment of public places and all the services of public order security; experience exchange; creation of efficient interaction mechanism with mass media.

Key words: law enforcement, public order, public security, patrol police, militia, private security companies, prevention of crime, crime, police cooperation with non-state actors.

References

1. The organization of the police: the decree of the President of the Russian Federation from March 1, 2011 № 250 (in Russian); The organization of activities of front divisions patrol-sentry duty of police: the Charter of the patrol service of police, approved by decree of the Ministry of interior of Russia dated 29.01.2008, No. 80 (in Russian); Ensuring public order and combating crime: the Council of Ministers - RF Government of 6 March 2013 № 313-R (in Russian); On police: Federal law of the Russian Federation of 7 February 2011 № 3-FZ (in Russian).

2. The concept of improvement of interaction of the Ministry of internal Affairs of Russia with the media and public associations for the period 2005-2008 (in Russian). Available at: http://guardinfo.ru/official/ Iru/ ru_11177. html (accessed 10.09.2015).

3. On the establishment of squads to protect public order in the town of Tchaikovsky: Tchaikovsky Decision city Council on 14.12.2000, No. 426 (in Russian).

4. About measures for strengthening of protection of public order on the streets of cities and other human

settlements of the Russian Federation: the Decree of the Government of the Russian Federation of 22 September 1993, No. 959 (in Russian).

5. A comprehensive analysis of the state of crime in the territory of the Tchaikovsky municipal district and the results of operational activities of the Department of the interior Ministry Tchaikovsky area for 2014 / the Official website of the police Department of the Ministry of internal Affairs for the Perm region (in Russian). Available at: https://59.mvd.ru/ (accessed 10.09.2015).

6. A comprehensive analysis of the state of crime in the territory of the Tchaikovsky municipal district and the results of operational activities of the Department of the interior Ministry Tchaikovsky area for 2014 / the Official website of the police Department of the Ministry of internal Affairs for the Perm region (in Russian). Available at: https://59.mvd.ru/ (accessed 10.09.2015).

7. A comprehensive analysis of the state of crime in the territory of the Tchaikovsky municipal district and the results of operational activities of the Department of the interior Ministry Tchaikovsky area for 2014 / the Official website of the police Department of the Ministry of internal Affairs for the Perm region (in Russian). Available at: https://59.mvd.ru/ (accessed 10.09.2015).

8. A comprehensive analysis of the state of crime in the territory of the Tchaikovsky municipal district and the results of operational activities of the Department of the interior Ministry Tchaikovsky area for 2014 / the Official website of the police Department of the Ministry of internal Affairs for the Perm region (in Russian). Available at: https://59.mvd.ru/ (accessed 10.09.2015).

9. A comprehensive analysis of the state of crime in the territory of the Tchaikovsky municipal district and the

results of operational activities of the Department of the interior Ministry Tchaikovsky area for 2014 / the Official website of the police Department of the Ministry of internal Affairs for the Perm region (in Russian). Available at: https://59.mvd.ru/ (accessed 10.09.2015).

10. A comprehensive analysis of the state of crime in the territory of the Tchaikovsky municipal district and the results of operational activities of the Department of the interior Ministry Tchaikovsky area for 2014 / the Official website of the police Department of the Ministry of internal Affairs for the Perm region (in Russian). Available at: https://59.mvd.ru/ (accessed 10.09.2015).

11. A comprehensive analysis of the state of crime in the territory of the Tchaikovsky municipal district and the results of operational activities of the Department of the interior Ministry Tchaikovsky area for 2014 / the Official website of the police Department of the Ministry of internal Affairs for the Perm region (in Russian). Available at: https://59.mvd.ru/ (accessed 10.09.2015).

12. A comprehensive analysis of the state of crime in the territory of the Tchaikovsky municipal district and the results of operational activities of the Department of the interior Ministry Tchaikovsky area for 2014 / the Official website of the police Department of the Ministry of internal Affairs for the Perm region (in Russian). Available at: https://59.mvd.ru/ (accessed 10.09.2015).

13. A comprehensive analysis of the state of crime in the territory of the Tchaikovsky municipal district and the results of operational activities of the Department of the interior Ministry Tchaikovsky area for 2014 / the Official website of the police Department of the Ministry of internal Affairs for the Perm region (in Russian). Available at: https://59.mvd.ru/ (accessed 10.09.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.