КНАУС О. А. Доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности и специальной техники в органах внутренних дел Восточно-Сибирского института
МВД России E-Mail: knaus.oleg@yandex.ru.
KNAUS O.A.
Associate professor of the Department of Operational -Search Activities and Special Equipment in the Internal Affairs Organs of the East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
E-mail: knaus.oleg@yandex.ru
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
В статье рассматривается охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в качестве приоритетной задачи деятельности органов внутренних дел при проведении культурно-массовых, спортивных мероприятий и других. Согласно плану единой дислокации основная функция по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности возлагается на подразделения патрульно-постовой службы полиции, дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России, а также подразделения и службы Росгвардии.
Определяется роль комплексного подхода органов внутренних дел при обеспечении общественного порядка на улицах и в общественных местах, анализируется практика использования совместных патрульных групп на примере ГУ МВД России по Иркутской области, предложены меры по совершенствованию данного направления деятельности.
Ключевые слова: охрана общественного порядка, улица, общественные места, план единой дислокации, патрульно-постовая служба полиции, дорож-но-патрульная служба, Росгвардия, оптимизация, преступность, совершенствование, меры, эффективность, нормы положенности, нормы пробега, совместные патрули, плотность нарядов, маршруты патрулирования, предупреждение правонарушений, универсальность, мобильность.
APPLICATION OF THE COMPLEX APPROACH IN PROVIDING THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER AND PUBLIC SECURITY: PROBLEMS
AND SOLUTIONS
The article discusses the protection of public order and the provision of public security as a priority task of the internal affairs agencies in conducting mass cultural, sporting events and others. According to the unified deployment plan, the main function of protecting public order and ensuring public safety is assigned to the units of patrol and inspection service ofpolice, the traffic police of the Ministry of Internal Af-
fairs of Russia, as well as the divisions and services of the Federal National Guard Troops Service
The role of the integrated approach of the internal affairs bodies in ensuring public order on the streets and in public places is determined, the practice of using joint patrol groups is analyzed using the example of the State Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Irkutsk region, and measures are proposed to improve this area of activity.
Keywords: public order protection, public places, single deployment plan, police patrol service, road patrol service, the Federal National Guard Troops Service, patrol routes, crime prevention.
На расширенном заседании коллегии МВД России 9 марта 2018 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин к числу приоритетных задач в деятельности органов внутренних дел (далее - ОВД) отнес обеспечение безопасности граждан и общественного порядка. При этом он отметил актуальность последовательного закрепления достигнутых позитивных результатов и дальнейшее развитие системы профилактики правонарушений; необходимость обеспечения активного взаимодействия с подразделениями Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия) и общественными добровольческими объединениями при обеспечении общественного порядка; особо указал на обязательное применение современных технических средств при противодействии преступности [1].
По данным ГИАЦ МВД России на территории РФ в 2017 г. было зарегистрировано 2058,5 тыс. преступлений, из которых 857 100 (41,6 %) совершены в республиканских, краевых и областных центрах, при этом в общественных местах - 738 тыс.; на улицах, площадях, в парках и скверах - 466 400 [2].
Как показывает анализ практики, доля преступлений, совершенных на улицах и в общественных местах, в массиве общей преступности составила 35,8 %. Подобные цифры определенно подчеркивают первостепенное значение в правоохранительной деятельности такой задачи оперативно-служебной деятельности, как противодействие правонарушениям, совершаемым в условиях крупных населенных пунктов.
В настоящее время можно отметить, что в указанных условиях количественные и качественные показатели правонарушений претерпели существенные изменения, часть которых стала следствием увеличения количества культурных, спортивных и общественно-политических мероприятий, проводимых в основном в крупных населенных пунктах, а также повышения маневренности и мобильности населения в силу существенного увеличения количества транспортных средств как личного, так и общественного.
В предупреждении правонарушений в условиях крупных населенных пунктов основная роль отведена подразделениям и службам ОВД. Практика показывает, что профилактика эффективна за счет непосредственного их присут-
ствия на улицах, площадях и общественных местах, а также за счет количества патрульных групп ОВД, предусмотренных планом единой дислокации [3].
В соответствии с указанным планом основная роль в противодействии правонарушениям отводится подразделениям патрульно-постовой службы полиции (далее - ППСП), дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России (далее -ДПС), а также службы Росгвардии [4].
Разумеется, деятельность указанных подразделений регламентируется соответствующими ведомственными нормативными актами, анализ которых указывает на отсутствие единого подхода в вопросах определения основных задач. Так, одной из основных задач ППСП и Росгвардии является обеспечение правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах, а подразделений ДПС - обеспечение соблюдения участниками дорожного движения правил дорожного движения в целях сохранения жизни, здоровья и имущества, защиты законных прав и интересов граждан и юридических лиц, интересов общества и государства, а также обеспечение безопасного и бесперебойного движения автотранспорта [5; 6].
Обращают на себя внимание положения указа Президента РФ «О внесении изменения в указ Президента РФ от 5 мая 2014 г. № 300 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации"» (в ред. от 31.12.2017), вступившего в силу с 1 января 2018 г. В сравнении с предыдущей редакцией указа от 07.07.2016 № 321 штатная численность сотрудников ОВД составляла 872 970, а в новой редакции указ предусматривает штатную численность сотрудников ОВД в количестве 746 859, что соответственно меньше на 126 111 единиц [7].
Общее снижение количества зарегистрированных преступлений и административных правонарушений, а также сокращение бюджетных ассигнований на правоохранительную деятельность в целом предполагает соответствующее сокращение численности личного состава ОВД, в том числе уменьшение плотности наружных нарядов, обеспечивающих безопасность граждан на улицах и в общественных местах.
В подобных условиях вполне обоснованно возникает потребность использования принципа комплексного подхода в вопросах применения сил и средств правоохранительных органов РФ в целом, который на данном фоне весьма актуален и востребован как с организационной точки зрения, так и с тактической.
Соблюдение данного принципа при решении задач по обеспечению правопорядка фактически предписывает необходимость использования не только сил и средств ОВД, но и подразделений Росгвардии.
Анализ практики указывает на наличие положительных примеров комплексного и совместного использования патрульных групп при обеспечении общественного правопорядка и безопасности. Так, с 2013 г. на территории г. Иркутска в целях обеспечения правопорядка и безопасности дорожного движения в местах проведения мероприятий были впервые применены совместные патрули из числа сотрудников ППСП и ДПС. При этом универсальность и мобильность
данных нарядов позволила повысить эффективность принимаемых профилактических мер, оперативно реагировать на поступающие сообщения о правонарушениях в местах патрулирования, существенно сократить время прибытия нарядов к месту происшествия и др.
С учетом положительного опыта обеспечения общественного правопорядка и безопасности было принято решение о функционировании совместных автопатрулей из числа сотрудников ДПС и ППСП на территории г. Иркутска на постоянной основе.
Изучение организационно-штатного построения деятельности строевых подразделений ППСП и ДПС, видов заступающих нарядов, их количества позволило сделать вывод о возможности дополнительного задействования сотрудников ОВД без сокращения количества патрулей посредством уменьшения количества сотрудников в составе каждого автопатруля ППСП с трех до двух, а также о сокращении пяти пеших постов. В результате было высвобождено 20 сотрудников ППСП, которыми в дальнейшем были дополнены наряды ДПС, что способствовало созданию 20 совместных автопатрулей и увеличению на 10 % количества мобильных патрульных групп.
При применении подобного нововведения в процессе организации охраны общественного порядка остро встает вопрос обеспечения совместных патрулей служебным автотранспортом. Речь идет об увеличении количества мобильных групп в условиях несоответствия норм положенности обеспечения транспортными средствами ОВД при выполнении возложенных на них оперативно-служебных задач. В соответствии с положениями приказа МВД России от 15 июля 2015 г. № 757 «О некоторых вопросах обеспечения транспортными средствами органов внутренних дел Российской Федерации» в подразделениях ППСП предусмотрено выделение одного легкового автомобиля на 8 единиц штатной численности личного состава подразделения без учета численности полицейских-водителей, а в подразделениях ДПС на один легковой автомобиль - 2 единицы штатной численности [8]. Разумеется, существенная разница заметна и понятна, а необходимость принятия во внимание данного факта в вопросах организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности не нуждается в обосновании.
При этом вызывают немалый интерес и вопросы годовых норм пробега автотранспортных средств, используемых при решении оперативно-служебных задач. Так, в соответствии с положениями приказа МВД России от 15 апреля 1999 г. № 283 «Об утверждении годовых норм пробега оперативно-служебных транспортных средств» для подразделений ППСП и ДПС предусмотрена норма пробега автотранспортных средств - 55 тыс. км. Однако изучение практики показывает на наличие неоднозначной ситуации в деятельности ППСП и ДПС при фактически одинаковых нормах пробега автотранспортных средств, в том числе из-за разной продолжительности и режима деятельности подразделений ППСП и ДПС [9]. Как следствие, можно заключить, что на практике нередко складывается ситуация, при которой в одной службе (ДПС) автотранспорт не используется
и простаивает, а в другой (ППСП) эксплуатируется в круглосуточном режиме. На этом фоне, думается, что совместное использование автотранспортных средств подразделений ППСП и ДПС с точки зрения комплексного подхода позволило бы обеспечить равномерное распределение нагрузки на служебный автотранспорт, а также количественное увеличение числа патрульных групп без привлечения дополнительных финансовых и материальных затрат.
Важно обратить внимание и на вопросы управления совместными автопатрулями. В этом случае отметим, что с учетом опыта, полученного при управлении наружными нарядами в масштабах областного центра, было определено, что инструктаж, а также контроль за несением службы и подведением итогов по ее результатам будет осуществлять оперативный дежурный центра управления нарядами МУ МВД России «Иркутское».
Совместный характер оперативно-служебной деятельности был придан также за счет разработки маршрутов патрулирования на основе анализа не только криминогенной ситуации на улицах и в общественных местах, но и дорожно-транспортной обстановки, аварийности и др.
Для сотрудников обозначенных видов патрулей были разработаны должностные регламенты, в рамках которых определены их функциональные обязанности: обеспечение правопорядка на улицах, площадях, парках, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах, незамедлительное реагирование на правонарушения и принятие необходимых мер по пресечению преступлений и задержанию преступников «по горячим следам», осуществление контроля и надзора за соблюдением требований нормативных правовых актов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и др.
В целях качественного повышения профессиональных навыков личного состава ОВД, заступающего в составе совместных патрулей, в рамках служебной подготовки были организованы дополнительные занятия по организационным, тактическим и правовым вопросам совершенствования алгоритма совместных действий и ответственности.
Применение практики использования совместных патрулей, а также иных организационных мер, направленных на оптимизацию оперативно-служебной деятельности подразделений МУ МВД России «Иркутское», позволило существенно повлиять на состояние преступности, в том числе на улицах и общественных местах. Так, использование подобной практики охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности с 2013 по 2017 г. позволило снизить количество преступлений, совершенных на территории обслуживания МУ МВД России «Иркутское»: грабежей с 1808 до 689; разбоев - с 161 до 94; краж автотранспорта - с 888 до 229; угонов автотранспорта - с 463 до 189 [2].
Безусловно, цифры, указывающие на эффективность использования совместных патрульных групп и нарядов, были учтены при решении организационно-тактических и правовых вопросов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в масштабах региона. Применение подобного подхода при осложнении оперативной обстановки, а также при проведении рей-
довых и массовых мероприятий позволило достичь положительных результатов в вопросах противодействия преступности в целом.
Практика организации и осуществления охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности нуждается в дальнейшем научном осмыслении с последующей апробацией научно обоснованных предложений и рекомендаций. При этом полагаем, что обозначенные недостатки и проблемные вопросы не носят исчерпывающего характера, однако допускаем, что частичная реализация предложенных мер окажет положительное влияние на процесс противодействия преступности как на территории Иркутской области, так и России в целом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Расширенное заседание коллегии МВД России // kremlin.ru URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56949 (дата обращения: 07 сентября 2018).
2. Данные ГИАЦ МВД России 2017 год.
3. Егорова Н.Э., Кудинов О.Ф., Новичкова Е.Е. К вопросу о содержании, формах и методах организации охраны общественного порядка (на материалах МВД по Республике Бурятия) // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2015. № 2 (73).
4. Приказ МВД РФ "О совершенствовании организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах" от 5 окт. 2013 г. № 825.
5. Приказ МВД РФ "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции" от 29 янв. 2008 г. № 80.
6. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: закон Российской Федерации от 03 июля 2016 г. № 226-ФЗ // Рос. газета. 2016.
7. О внесении изменения в указ Президента РФ от 5 мая 2014 г. № 300 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации": указ Президента Российской Федерации от 31 дек. 2017 № 300 // Рос. газ. 2018.
8. Приказ МВД РФ " О некоторых вопросах обеспечения транспортными средствами органов внутренних дел Российской Федерации" от 15 июля 2015 г. № 757.
9. Приказ МВД РФ " Об утверждении годовых норм пробега оперативно-служебных транспортных средств" от 15 апр. 1999 г. № 283.