_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-2/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 34.047
С.В Коршунов
Студент 3 курса юридического факультета АЧОУ ВО «Московского финансово-юридического университета МФЮА»
Орский филиал, Россия, Орск serg .korshunov@mail. ru
ПРОБЛЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА БЛОГЕРА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
THE PROBLEM OF THE LEGAL STATUS OF THE BLOGGER ON THE INTERNET
Аннотация
В статье раскрываются актуальные проблемы, возникшие с введением в действие с 1 августа 2014 года Федерального закона от 5 мая 2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Изменения внесённые в данный федеральный закон вызвали бурю массовых обсуждений и негодований, связанные с некорректным определением правового статуса блогера в сети интернет. В итоге предлагается обратить внимание на правовую характеристику понятия «блогер».
Abstract
The article deals with the current problems that have arisen with the introduction with effect from 1 August 2014 Federal law dated 5 may 2014 "On amending the Federal law "On information, information technologies and protection of information". Changes made to this Federal law sparked massive discussions and outrage associated with the incorrect determination of the legal status of bloggers in the Internet. In the end, it is proposed to draw attention to the legal characteristics of the concept of "blogger".
Ключевые слова
Виртуальная культура, блогер, блог, информация, контент, обновление, свобода, закон.
Keywords
Virtual culture, blogger, information, content, update, freedom, low.
Активное развитие Интернета в Российской Федерации, увеличение числа пользователей, омоложение интернет-аудитории, масштабное развитие современных интернет-угроз неизбежно приводят к постановке вопроса о необходимости регулирования поведения пользователей в Интернете. Специфика интернет-коммуникации определяется глобальностью масштабов и возможностью практически мгновенного и беспрепятственного распространения практически любой информации.
В еще не полностью сформированной виртуальной культуры, в Российском интернет пространстве создается большие объёмы неконтролируемых данных, распространяемые с большой скоростью. Одним из субъектов, которые являются распространителями различного рода информации являются блогеры.
Понятие «блог» неоднократно был анализировался и толковался разными учеными. Так, например, И.М. Рассолов писал, что под блогами необходимо понимать форму «неоформленного» общественного диалога пользователей разных стран. Это даёт возможность организовать общественную дискуссию без необходимости собирать публику в одном месте6. Беглова О.А. рассматривала блоги исключительно как средство коммуникации. Есть и более иные подходы, например, А.Н. Тарасенкова говорит о том, что блог является одна из форм самореализации личности, а сегодня блогер претендует даже на определенное звание
6 Беглова О.А. Регулирование распространения информации через Интернет: перспективы в России // Известия вузов. Правоведение. 2010. N 6. С. 221-227.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-2/2016 ISSN 2410-6070_
или новую престижную профессию... Если у кого-то и получается стать популярным блогером, то появляется реальная возможность зарабатывать на рекламе, продаже ссылок или иных доходах.
Действующим механизмом является изменение законодательства через принятие законов7. С вступлением в силу федерального закона8, устанавливающего правовой статус организатора распространения информации в сети «Интернет», а также правовой статус блогера. В соответствии с частью 1 статьи 10.2 Федерального закона № 149-ФЗ, блогер - владелец сайта и (или) страниц сайта в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация и доступ, к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети «Интернет9». Исходя из определения в данном федеральном законе, «блоги» - это, прежде всего, интернет-сайт, который выступает качестве персональной странице в интернете, где каждый может проявить себя как журналист и вступить в дискуссию на интересующую тему. На самом деле блогам свойственно высказывание личного мнения, наличие одного автора, возможность комментирования. Недостатком определения является то обстоятельство, что при толковании законодатель исходил лишь из формальных признаков блога, в частности из технических характеристик блога, а также количественного аспекта - числа посещений сайта (интернет-страницы) в сутки.
Однако при вынесении решений, судьи не всегда пользуются статьей 10.2 Закона «Об информации». К примеру суд не признал ответчиков блогерами. Дважды (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 8 декабря 2015 года по делу №А45-2536/2015; Определение Красноярского краевого суда от 18 августа 2014 ода по делу №33-8014/2014 А-26) в материалах дела не имелось подтверждений того, что ответчик является владельцем сайта, один раз (Определение Верховного Суда Чувашской Республики от 24 декабря 2014 года по делу №33 5045/2014) - того, что посещаемость страницы ответчика соответствует легальному понятию блогера, в другой раз (Определение Ивановского областного суда по делу N 33685/2015) суд просто сослался на то, что ответчик не зарегистрирован Роскомнадзором в качестве блогера. Наконец, однажды, используя систематическое толкование закона, суд пришел к выводу, что блогером может являться только физическое лицо, в то время как иск был предъявлен компании. Вынося это принципиальное решение (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 8 декабря 2015 года по делу № А45-2536/2015), суд основывался на содержащемся в ч. 5 ст. 10.2 Закона «Об информации» требовании к блогеру размещать на своем сайте свои фамилию и инициалы, а имя является исключительно физического лица. Прямо противоположную позицию занял Московский городской суд, признав блогером ООО «МЭЙЛ.РУ», а социальную сеть «Мой мир» - блогом (Решение Московского городского суда от 6 августа 2015 г. по делу №7 - 7729/15)10. Данные решения относят понимание социальной сети как единого блога. Что является абсолютно разными вещями и обладают отличительными признаками. Действительно, объективная природа системы права не означает, что законодатель не может на нее повлиять11.
Выделяются и другие существенные признаки блогов, например, такие как организация периодичности, интерактивность, в целом: «Последняя запись является самой верхней и есть возможность
7 Фомичева, О.А Институт парламентской ответственности как обеспечение эффективности законотворческого процесса// Актуальные проблемы юридической науки и практики: Гатчинские чтения-2016: в 2 т.: сборник научных трудов по материалам Ежегодной международной научно-практической конференции (г. Гатчина, 19-20 мая 2016 г.). -Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2016. - Т. 1. - С.74-80.
8 Федеральный закон от 05.05.2014 N 97-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей" // "Собрание законодательства РФ", 12.05.2014, N 19, ст. 2302.
9Федеральный закон 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от (с изм. от 06.07.2016) Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года, Одобрен
Советом Федерации 14 июля 2006 года // "Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448.
10 А.Ю. Дорский. Закон о блогерах: правоприменительная практика//Интерактивная наука. 2016. №7. С.57.
11 Сенюшина, А.Ю. и Фомичева, О.А. Соотношение системы права и системы законодательства// Научные чтения, посвященные 280-летию города Орска : материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции / отв. ред. к. филос. н. В. А. Тавашев. - Орск : Издательство Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2015. С.20.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-2/2016 ISSN 2410-6070_
интеракции, то есть возможность оставления комментариев12». Под периодичность в данном примере можно понимать регулярное обновление и пополнение информацией.
Под понятие блогер, предлагается понимать прежде всего физическое лицо, владеющим в сети интернет сайтом и (или) страницы сайта в сети "Интернет".
В блоге можно встретить как личное мнение автора, так и событийную заметку, выражающую гражданскую позицию автора, его отношение к данной проблеме. Блоги этих авторов не только распространяют информацию, но и имеют определённую аудиторию. Так в п. 2 ст. 10.2 Закона «Об информации...»13 подчеркивается, что недопустимым является использование блога в целях сокрытия и фальсификации общественно значимых сведений, распространение заведомо недостоверной информации под видом достоверных сообщений, а также распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по различным признакам. Несомненно, возложение некоторых из перечисленных обязанностей на блогеров - это позитивная тенденция, которая, так или иначе, если и не ставит под государственную охрану весь интернет, то по крайней мере, контурно очерчивает зоны, где вседозволенность запрещена. Но стоит заметить, что большинство из перечисленных запретов - это дублирование норм из иных нормативно-правовых актов14.
Таким образом, изменение коснувшиеся Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» были приняты поспешно и не полностью отображают реальную деятельностью блогеров в сети интернет и регулирует их правовой статус. Необходимо более детально проанализировать поведение блогеров в сети интернет и доработать данный положения законодательства совместно со специалистами науки в сфере интернета. Список использованной литературы:
1. Федеральный закон 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от (с изм. от 06.07.2016) Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года, Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года // "Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448.
2. Федеральный закон от 05.05.2014 N 97-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей" // "Собрание законодательства РФ", 12.05.2014, N 19, ст. 2302.
3. Беглова О.А. Регулирование распространения информации через Интернет: перспективы в России // Известия вузов. Правоведение. 2010. N 6. С. 221-227.
4. Фомичева, О.А Институт парламентской ответственности как обеспечение эффективности законотворческого процесса// Актуальные проблемы юридической науки и практики: Гатчинские чтения-2016: в 2 т.: сборник научных трудов по материалам Ежегодной международной научно-практической конференции (г. Гатчина, 19-20 мая 2016 г.). - Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2016. - Т. 1. - С.74-80.
5. А.Ю. Дорский. Закон о блогерах: правоприменительная практика//Интерактивная наука. 2016. №7. С.57.
6. Сенюшина, А.Ю. и Фомичева, О.А. Соотношение системы права и системы законодательства// Научные чтения, посвященные 280-летию города Орска : материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции / отв. ред. к. филос. н. В. А. Тавашев. - Орск : Издательство Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2015. С.20
7. И.А. Небыков, Е.Г. Ефимов. Блоги как вид социальных интернет-сетей (социальные аспекты) //. Вестник Волгоградского государственного университета.2015, стр.41.
© Коршунов С В., 2016
12 И.А. Небыков, Е.Г. Ефимов. Блоги как вид социальных интернет-сетей (социальные аспекты) //. Вестник Волгоградского государственного университета.2015, стр.41.
13 Федеральный закон 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от (с изм. от 06.07.2016) Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года, Одобрен
Советом Федерации 14 июля 2006 года // "Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448.
14 И.А. Небыков, Е.Г. Ефимов. Блоги как вид социальных интернет-сетей (социальные аспекты) //. Вестник Волгоградского государственного университета 2015, стр.42.