переговоров, могут спровоцировать террористов на уничтожение заложников даже в тех случаях, когда это первоначально ими не планировалось.
На наш взгляд, ведение переговоров представляет собой этап, позволяющий достичь тактической цели (освобождение заложников) с наименьшими затратами сил и средств личного состава, предотвратить применение специальных приемов и техники, обеспечить безопасность заложников и сотрудников, участвующих в операции. В этих целях необходимо обеспечить профессионализм переговорщиков, способных эффективно использовать методы убеждения, в том числе аргументацию с учетом ситуации и личности террористов, способы влияния на психику террористов и методики переговорного процесса.
Список использованных источников:
1. Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIII. М., 1989. - С. 99 - 105.
2. О.Д.Войлошников, Факторы, влияющие на организацию специальных операций по освобождению заложников // Всероссийский круглый стол «Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов», 30 июня 2016 г. [сборник материалов] // Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова. - Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2016. - С.39-45
3. Л. Г. Почебут. Психология ведения переговоров с террористами [Электронный ресурс] //: ПСИ-ФАКТОР [сайт]. Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/pochebut3.htm (дата обращения: 06.04.2017).
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ БЛОГЕРА В РОССИИ
Грейтъ В.В.
студент 3 курса Юридической школы, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Научный руководитель: Штыков В.П., к.ю.н., старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,
г. Владивосток
Аннотация: Автор рассматривает правовой статус блогера в Российской Федерации и выявляет усиление государственного контроля в онлайн-среде.
Ключевые слова: блог, блогер, онлайн-ресурс, интернет-страница, информация
Sammary: Summary: The author considers legal status of the blogger in the Russian Federation and reveals gain of the state monitoring in the online environment.
Keywords: blog, blogger, online resource, Internet page, information
В связи с развитием науки и техники в нашей жизни повсеместно появился Интернет - зона свободного пространства, позволяющая лицам обнародовать различную информацию. С каждым днем увеличивается как число создателей страниц, так и число читателей онлайн - новостей в Интернет - пространстве. Имея выход в онлайн, существует возможность вести свой блог на различных площадках сети Интернет, что нередко приводит к росту публикаций недостоверной и некачественной информации. Возникают конфликты, споры, недопонимание на фоне некорректных данных. В связи с этим следует разобраться, что же такое блог, кто такой блогер и какими правами и обязанностями он обладает.
С 1 августа 2014 года вступил в силу ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» (далее - «Закон о блогерах»). Данный закон впервые вводит такое понятие как «блогер», под которым понимается владелец сайта, блога, социальной сети, на странице которого фиксируется более 3000 уникальных посещений в день [1]. Под уникальным посещение понимается открытие лицом страницы в браузере со своего IP адреса, полная ее загрузка и нахождение на ней не менее 15 секунд. Деятельность блогера во многом схожа с деятельностью СМИ, однако закон «О СМИ» на него не распространяется. Однако, у блогера есть возможность зарегистрировать свой онлайн-ресурс как СМИ и перейти под правовой режим действия закона «О СМИ» [2].
Стоит отметить, что «Закон о блогерах» не распространяется на интернет - ресурсы, на которых публикуется информация, необходимая для личных, семейных и домашних нужд, т.е. не связанная с общественно-политической активностью. Этот перечень закреплен в Постановлении Правительства РФ от 31 июля 2014 г. N 747 [5].
По указанному выше закону блогеры обязаны хранить выложенную информацию в течение полугода, что предъявляет требования к наличию серверов и ресурсов. Также блогер обязан предоставить данную информацию сотрудникам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по запросу. Помимо информации сотрудники правоохранительных органов могут затребовать предоставление оборудования, с которого данная информация была выложена в сеть. Данные требования, предъявляемые к владельцу сайта, создают для него экономически невыгодные условия осуществления своей деятельности. Кроме того, блогер должен на своем сайте указать свои настоящие ФИО и электронный адрес, для отправления ему сообщений. Данное положение отличает блогера от сотрудника СМИ, в силу того, что у последнего есть право на псевдоним [3]. Также стоит отметить, что блогер обязан разместить или удалить на своем сайте определенную информацию, по
требованию Роскомнадзора (Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций) или в соответствии со вступившим в силу решением суда.
Блогеры подлежат регистрации. Регистрация возможна в добровольном и принудительном порядке. Добровольный порядок реализуется путем подачи заявления лицом - владельцем информационного ресурса в Роскомнадзор о регистрации в качестве блогера. Регистрация происходит на основании поданного заявления.
Роскомнадзор регулярно проводит мониторинг онлайн-ресурсов и выявляет интернет-страницы, которые имеют более 3000 уникальных посещений в день. Далее Роскомнадзор запрашивает информацию о владельцах таких интернет-страниц у провайдера (оператора связи) и после этого заносит лицо в реестр. Так реализуется принудительный порядок регистрации блогеров. На конец 2015 года в России было зарегистрировано более 650 блогеров и их число постоянно растет [6].
Рассматриваемый закон предусматривает определенную ответственность для блогеров за расположение на их онлайн-ресурсе информации экстремистской направленности, материалов нарушающей честь и достоинство граждан, нецензурной лексики и прочих данных, публикация которых запрещена законодательством РФ. По закону блогер несет персональную ответственность за нахождение всей информации, опубликованной на его сайте, вне зависимости от того, кто и как ее разместил. Данный нормативно-правовой акт налагает на блогера определенные обязанности по модерированию поступающих на сайт данных, Для того, чтобы оградить себя от обязанности по постоянной проверке онлайн-ресурса, блогеры закрывают право свободного опубликования контента на своей странице.
Следует сказать, что в праве существуют нормы, на основании которых возможно привлечение лиц к ответственности за распространение в онлайн среде информации, противоречащей российскому законодательству. Так до недавнего времени велось уголовное дело за публикацию комментариев к новости в социальной сети «ВКонтакте», которые по мнению правоохранительных органов оскорбляли чувства верующих. Гражданин, в отношении которого было возбуждено дело, в комментарии заявил, что «Бога нет» и назвал Библию «сборником еврейских сказок». Ему грозило наказание в виде штрафа до 300 тысяч рублей, или лишение свободы на срок до года. Общественность разделилась на две противоположные стороны. Сторонники привлечения лица к уголовной ответственности, считали, что отрицание существования Бога оскорбляют чувства лиц, которые верят в него, противники утверждали, что статью 148 УК РФ, по которой привлекалось данное лицо, необходимо переформулировать, в связи с тем, что столь строгое наказание за подобное деяние антигуманно и несоразмерно нанесенному вреду. 15 февраля 2017 года суд прекратил уголовное дело об оскорблении
чувств верующих, в связи с истечением срока уголовного преследования
[4].
Закон о блогерах наделяет владельцев сайтов некоторым перечнем прав. Прежде всего, у них появляется возможность распространять рекламу на возмездной основе согласно ГК РФ. Кроме того, рассматриваемый закон вводит ответственность за распространение спама и за иное препятствование третьими лицами нормальной работе сайта. Однако стоит отметить, что предусмотренная ответственность крайне незначительна - для физических лиц предусмотрен штраф в размере от 500 до 1000 рублей, для должностных лиц от 1 до 2 тысяч рублей, для юридических лиц от 10 до 20 тысяч рублей. Тем не менее следует заметить, что доказать факт атаки на сайт именно юридическим лицом крайне проблематично.
В заключении следует сказать, что Закон о блогерах является подспорьем для угрозы информационным свободам граждан, затрудняет и блокирует реализацию прав в онлайн среде. Рассматриваемый закон закрепляет в основном обязанности и ответственность, хотя основой правового статуса являются права. Таким образом, нормативная база, которая составляет основу правового статуса блогера, нуждается в изменении и совершенствовании.
Список использованных источников:
1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты РФ по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей: федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 97-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации от 12 мая 2014 г. N 19 ст. 2302
2. О перечне личных, семейных и домашних нужд, удовлетворение которых не влечет исполнения обязанностей, предусмотренных частями 2-4 статьи 10.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации": постановление Правительства РФ от 31 июля 2014 г. N 747 // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 32 ст. 4520
3. Капустина А.Г. Правовой статус субъектов информационно-коммуникативной деятельности в Интернете // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №11
4. Прекращено дело Виктора Краснова // [Электронный ресурс]
URL:
http://www.aif.ru/society/law/delo_est_a_boga_net_za_chto_na_samom_dele_s udyat_viktora_krasnova Дата обращения 13.04.2017
5. Рыбина Т.И. Проблемы правового статуса блогера // Наука и современность. 2015. №40.
6. Число зарегистрированных Роскомнадзором блогеров превысило 600 человек // [Электронный ресурс] URL: https://lenta.ru/news/2015/08/03/rknbloggers/ Дата обращения: 13.04.2017
ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ОТ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ К СМЕШАННОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ НА ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Жук Е.О.,
студентка 2 курса, факультета управления и психологии Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация: Проанализированы основные достоинства и недостатки смешанной избирательной системы и сделан вывод о её эффективности при формировании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Ключевые слова: выборы, избирательная система, смешанная избирательная система.
Summary: The main merits and demerits of the mixed electoral system are analysed and the conclusion is drawn on its efficiency when forming the State Duma of Federal Assembly of Russia.
Keywords: elections, an electoral system, the mixed electoral system.
Согласно Конституции Российской Федерации, единственный источник власти в России - ее многонациональный народ, а высшее непосредственное выражение данной власти - референдум и свободные выборы. Эти формы непосредственной демократии являются императивными, выражаемая с их использованием воля народа прямо воплощается в юридически значимые действия или решения[6].
Установленным законом способом распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей является избирательная система в узком смысле ее понимания[4]. В условиях нового этапа реформы избирательного законодательства анализ применяемых избирательных систем позволяет выявить их эффективность с точки зрения максимального выражения интересов населения представительными органами государственной власти[2].
Выделяют три типа избирательных систем: мажоритарную, пропорциональную и смешанную. Смешанная или, как ее еще называют, мажоритарно-пропорциональная избирательная система представляет собой своеобразное соединение мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, то есть одна часть депутатов представительного органа избирается по мажоритарной избирательной системе, а другая - по пропорциональной. Такой тип избирательной системы используется на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти Российской Федерации, в частности на выборах депутатов