Научная статья на тему 'Проблема распределения ролей при проведении имитативных интерактивных форм на занятиях по иностранному языку в вузе'

Проблема распределения ролей при проведении имитативных интерактивных форм на занятиях по иностранному языку в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / РОЛЕВОЙ АСПЕКТ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогатин И. С.

В данной статье речь идет о ролевом аспекте в интерактивных формах обучения иностранному языку в неязыковом ВУЗе, проблемах применения таких форм и их решении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема распределения ролей при проведении имитативных интерактивных форм на занятиях по иностранному языку в вузе»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 372.881.111.1

И.С. Рогатин

Студент 2 курса магистратуры факультета ИнЯз Национальный Исследовательский Университет «МИЭТ»

г. Москва, Российская Федерация

ПРОБЛЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИМИТАТИВНЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Аннотация

В данной статье речь идет о ролевом аспекте в интерактивных формах обучения иностранному языку в неязыковом ВУЗе, проблемах применения таких форм и их решении.

Ключевые слова

Интерактивные формы обучения, ролевой аспект, обучение иностранным языкам.

Современные тенденции образования обеспечили переход к компетентностному и личностно-ориентированному подходу в том числе при обучении иностранным языкам. «В новых условиях обучения преподаватель призван поменять свои позиции в общении с обучающимися, оставляя при этом за собой главную функцию - управление образовательным процессом. Преподаватель, строящий свои взаимоотношения на принципе дидактического коммуникативного воздействия, реализует тем самым организующую, контролирующую, реагирующую, стимулирующую и фасилитативную функции, в задачу которых входит побуждать активность и обеспечивать внутреннюю мотивацию.» [8, с. 80]

По указанным выше причинам, а также для увеличения мотивированности студентов и их заинтересованности в учебном процессе, активные методы обучения все чаще заменяют интерактивными. Игровые и имитативные интерактивные формы характеризуются большой степенью вовлеченности учеников в сам процесс обучения, более творческой, разнообразной и интересной для них деятельностью. «Использование различных групповых форм обучения направлено на вовлечение студентов в учебную деятельность коллективного характера, которая способствует значительному повышению их активности; воспитанию определенных норм поведения в коллективе в условиях общения; уважению к партнерам по общению; умению слушать других и принимать во внимание то, что они говорят; терпимости и пониманию плюрализма мнений; побуждению коллег работать ради достижения поставленной цели; смелости принятия решения и др.» [8, с. 81] Так, в любой групповой интерактивный метод может быть дополнительно добавлен ролевой игровой аспект. В данной статье речь пойдет об основных интерактивных формах, включающих или допускающих ролевой аспект, и проблеме распределения ролей при их использовании.

Интерактивные методы (от англ. interaction — взаимодействие, воздействие друг на друга) — методы обучения, основанные на взаимодействии всех участников процесса обучения. Интерактивное обучение — это:

«обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта»;

«обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий»; «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог» [1, с. 12].

Интерактивные методы обучения предполагают коллективное обучение, причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Преподаватель чаще всего берет на себя роль организатора процесса, лидера группы, фасилитатора, мотиватора или создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение основывается на опыте самих обучающихся, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого опыта.

Обучение с применением интерактивных методов подразумевает особую логику образовательного

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через практическое применение [6, с. 27].

Имитативные интерактивные формы, такие как дискуссия, кейс-метод, ролевая и деловая игра, являются распространенными интерактивными методами, в которых ролевой аспект может раскрываться по-разному, в том числе за счет комбинирования самих форм. Главным ролевым аспектов во всех интерактивных методах для нас является полный переход на иностранный язык на период исполнения роли и течения процесса. Для описания же конкретной роли используется «легенда» разного уровня подробности с описанием роли или персонажа. Она может быть открытая, то есть прочитанная для всей аудитории, скрытая, известная только человеку, получившему эту роль, или комбинированная, тогда часть описания роли зачитывается вслух, а другая - утаивается.

Во время проведения, например, дискуссии, можно добавить элементы ролевой игры и разделить аудиторию на представителей двух полярных мнений. Здесь ролевой элемент может быть выведен на новый уровень за счет распределения конкретных ролей некоторым студентам. Такие вспомогательные роли обычно включают «полезных участников», таких как «фасилитатор», «лидер», «анализатор», «генератор», и «трудных участников», например «критик», «пассив», «спорщик». Данные роли взаимодействуют между собой и вносят свой конструктивный или деструктивный вклад в процесс. Принимая конструктив, учитывая критику, отсеивая деструктив и привлекая к активному обсуждению всех участников коллектив может набраться опыта, сплотиться как команда, узнать много нового и максимально подробно разобрать представленную тему, участвуя в эмоциональной и увлекательной дискуссии. Тот же принцип используется в классической ролевой игре, деловой игре, тренингах и некоторых кейс-методах при имитации определенной ситуации, взаимодействия или диалога.

В кейс-методах роли могут распределяться, исходя из профессиональных или вспомогательных навыков, которые есть у участников или навыков, которые надо развить. Особенности этого метода заключаются в том, что команда участников чаще всего одна, основные роли зависят от тематики кейса и самого набора участников и открывают исполнителям некоторых ролей определенную информацию, которая потенциально может помочь команде, а вспомогательные роли («полезные участники» и «трудные участники») являются универсальными [3, 5]. Основные роли чаще всего будут распределяться ведущим-фасилитатором или иногда предоставляться участником на выбор. От правильного подбора роли каждому участнику может зависеть эффективность команды и, как следствие, ее успех в решении кейса.

Деловая и ролевая игра схожи с кейс-методами в реализации ролевого аспекта, за тем лишь исключением, что участники в них получают намного больше свободы в своих действиях за счет более широких ситуационных рамок и отсутствия необходимости решать конкретную задачу и искать вполне определенные ответы. Основные роли таких методах будут намного шире и не будут требовать специальных профессиональных качеств для исполнения, а для большего погружения нередко вводят целых персонажей с характером и легендой. Сам процесс интерактивного метода может протекать в команде, множестве команд или среди индивидуальных участников.

Тренинг включает множество интерактивных форм, в том числе и описанные выше, но в сам процесс тренинга нередко бывают введены скрытые роли для некоторых участников, которые активируются в определенный момент или активны на протяжении всего тренинга. Это может быть некий вызов для других участников, которым необходимо выявить исполнителя этой роли и саму роль, способ вовлечь пассивного участника в процесс или, наоборот, отвлечь гиперактивного участника, чтобы он дал поработать другим.

Однако, при внедрении интерактивных форм с ролевым аспектом в процесс обучения иностранному языку, преподаватель может столкнуться с рядом проблем, которые без должного к ним внимания могут уменьшить эффективность выполнения поставленной учебной задачи или же вовсе не позволят её выполнить. Ключевой проблемой в данном случае становится правильное распределение ролей среди участников при проведении таких форм.

Участник может быть не готов к той или иной роли вследствие несоответствия этой роли его психологическому портрету, в результате чего участник не сможет «вжиться» в роль и сконцентрироваться на собственных или командных задачах или откажется принимать участие, так не сказав и слова.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

Или же роль может требовать большего языкового навыка, чем тот, которым располагает участник. Конечно, для полного вовлечения в интерактивные формы требуется свободное владение ИЯ всеми студентами, но на этапе обучения это невозможно, поэтому нужно отмечать разные уровни владения ИЯ и подбирать роли с их учетом.

Можно сделать вывод, что при распределении ролей основными ошибками являются:

• соответствие роли психологическому портрету студента, но её несоответствие его уровню владения языком

• несоответствие роли психологическому портрету студента, но её соответствие его языковому навыку

• несоответствие роли и психологическому портрету студента и его языковому навыку

Для предотвращения таких ошибок необходимо заранее подробно продумывать ролевую составляющую, возможные взаимодействия участников, синергию ролей, наилучших потенциальных исполнителей, а также максимально развернуто формулировать легенду.

Например, в дискуссии активному студенту со средним или высоким уровнем владения языком может быть дана роль куратора со стороны его команды с пометкой о необходимости привлекать к обсуждению пассивных членов команды. Студенту, излишне активно проявляющему себя на занятиях, может быть отдана роль участника, который должен будет аргументированно высказывать свое критическое мнение только внутри команды, в итоге его высказывания будут менее частотны в процессе дискуссии между командами, а внутри его собственной команды он окажется полезным участником, либо совсем перестанет привлекать к себе внимание. Такое распределение поможет преподавателю управлять темпами и активностью дискуссии, а также раскрыть потенциал некоторых участников.

В продвинутых группах могут быть введены нетрадиционные роли трудных участников, которые могут отвлекать на себя внимание и всячески мешать обсуждению с целью замедлить процесс или вывести участников на новые идеи и аргументы. Это позволит другим участникам больше проявить себя.

Преподаватель, при правильном распределении ролей, может брать на себя роль ведущего только тогда, когда ситуация выходит из-под контроля или кто-то из участников не справляется с данной ему ролью, например, если куратор дискуссии не может вовлечь в обсуждение пассивного студента.

Наиболее сложным для правильного распределения ролей форматом считается кейс-метод, потому что необходимо отличное знание участников, их профессиональных, вспомогательных и языковых навыков, коллектива и взаимоотношений внутри него. Основные роли должны получить люди, которые с ними точно справятся, иначе пострадает вся команда. Если кто-то из ключевых участников не оправдывает ожиданий, ему в помощь может быть назначен другой студент. Лидер должен иметь самый высокий уровень языкового и вспомогательного навыка, потому что на нем будет держаться весь процесс. Нередко бывает, что в ходе кейса место лидера заменяет другой человек, которому изначально была дана другая роль. Такие метаморфозы вполне естественны для коллектива, который еще не сработался, или в том случае, если изначально выбранные участниками роли не подходят им.

Преподаватель выступает в роли фасилитатора и не должен напрямую участвовать в процессах, а только лишь организовывать их через прямые указания и объявления или косвенно через советы лидеру команды.

Ролевые и деловые игры разворачиваются в широких рамках заданной ситуации, которая зачастую может развиваться самыми различными образами, в зависимости от самих участников. В таких условиях наиболее важным аспектом является подробное описание ролей и усвоение этих ролей студентами. Роли должны быть многоуровневыми и мотивированными для максимальной реалистичности.

Преподаватель в таком случае может быть ведущим, фасилитатором или даже участником, в зависимости от сценария, и направлять развитие ситуации в нужное русло.

Роль преподавателя, как организатора, фасилитатора и ведущего таких интерактивных форм обучения очень важна и трудна, и ошибки довольно трудно прогнозировать на этапе подготовки без предварительного опыта, поэтому наиболее эффективным методом профилактики ошибок является анализ реального опыта с учетом всех правильных действий и недоработок в процессе занятия, в том числе на этапе подготовки [2].

В качестве фрагмента для анализа реального использования имитативных интерактивных форм

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

обучения приводится занятие, проведенное нами во время прохождения учебной педагогической практики на первом курсе магистратуры ИнЯз НИУ «МИЭТ».

В учебной группе из 9 человек первого курса технического факультета была проведена дискуссия на тему «Where to spend your holiday: in or out of Russia?» с дополнительными элементами ролевой игры: два студента со средним уровнем владения ИЯ были назначены кураторами обсуждения со сторон каждой из двух команд, и двум другим студентам со средним уровнем была дана инструкция задавать максимальное количество вопросов другой команде с целью помочь им представить исчерпывающую аргументацию своей точки зрения. Один из студентов с последней ролью не справился и в дискуссии почти не участвовал, несмотря на объединенные старания куратора команды и преподавателя-практиканта направить его.

Ошибкой преподавателя-практиканта в данном случае стало то, что он не учел текущего эмоционального состояния студента, которому была отдана вспомогательная роль. Подавленность и/или страх от повышенного внимания не дали ему справиться с ней. Возможным выходом из такой ситуации могло бы стать проведение ролевой игры, где все участники были бы помещены в ситуацию обсуждения кругом друзей-студентов из разных стран наилучшего времяпрепровождения приближающихся каникул, когда одним из друзей был бы данный участник, исполняющий роль студента из России, который предлагает всем поехать в путешествие к нему на родину. Все участники получили бы подробно-описанные роли, которые позволили бы им отвлечься и погрузиться в процесс.

Правильными действиями практиканта в рамках заданной дискуссии были: использование небольшого количества ролей, так как большее количество отвлекало бы студентов от заданной темы; выделение правильных участников для исполнения ролей кураторов, их уровень владения ИЯ и психологический портрет достаточно полно соответствовали присвоенным ролям, в результате чего они уверенно направляли дискуссию и добились участия в ней почти всех других участников; выбор вспомогательных ролей, которые в итоге помогли кураторам команд также воздействовать на противоположные команды наводящими вопросами от участников; использование наиболее простого формата интерактивных форм - дискуссии, что позволило, несмотря на малое время работы практиканта с группой, добиться высокого уровня вовлеченности и полное понимание формата участниками.

Таким образом, можно прийти к выводу, что для правильного распределения ролей необходимо чувствовать групповую динамику, достаточно хорошо знать аудиторию, а также психологический портрет и языковые способности каждого отдельного студента. Необходимы подробные индивидуальные инструкции, которые будут обеспечивать общее взаимодействие и вовлеченность в процесс.

Проблема распределения ролей при проведении интерактивных форм обучения ИЯ полностью не изучена вследствие присутствия человеческого эмоционального фактора и тесной связи этого аспекта обучения с практической психологией. Следовательно, невозможно подготовить идеальную форму даже для конкретного коллектива, и не все возможные сложности поддаются прогнозированию. Однако, данное направление является перспективным и будет постепенно развиваться, как частный аспект интерактивных форм.

Интерактивные методы обучения получают все большую распространенность в обучении в целом, особенно в обучении ИЯ. Разработка экспериментальных методик, а также синергетика, то есть тенденция к взаимовлиянию разных аспектов разных наук, несомненно приведут к повсеместной активности и интерактивности группового обучения, что позволит обучающимся помимо непосредственно языковых развивать множество других вспомогательных и даже профессиональных навыков, не отвлекаясь от изучения языка [4, 7].

Список использованной литературы:

1. Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно- методическое пособие / С. Б. Ступина. — Саратов : Издательский центр «Наука», 2009. —52 с.

2. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учебное пособие / А. П. Панфилова. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. — 192 с.

3. Масалков, И. К. Стратегия кейс стади: методология исследования и преподавания: учебник для вузов / И. К. Масалков, М. В. Семина. — М. : Академический Проект ; Альма Матер, 2011. — 443 с.

4. Бордовская, Н. В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

— 2-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2011. — 432 с.

5. Сурмин, Ю. П. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода / под ред. Ю. П. Сурмина. — Киев : Центр инноваций и развития, 2002. — 286 с.

6. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения : учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова ; под ред. Т. С. Паниной. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 176 с.

7. Зиниченко, Ю. П., Володарская, И. А. Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ / под ред. Ю. П. Зинченко, И. А. Володарской. — М. : Изд-во МГУ, 2007. — 120 с.

8. Опешанская, И. И. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза на основе аудиолингвального метода / Дис. канд. пед. наук. Опешанской И. И. — М. : МИЭТ, 2006. -106 с.

© Рогатин И. С., 2017

УДК 372.851

А.В.Рослякова

студент 5 курса ФМФ, БГПУ им.М.Акмуллы г. Уфа, Российская Федерация Е.В.Андреева

студент 5 курса ФМФ, БГПУ им.М.Акмуллы г. Уфа, Российская Федерация

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧЕНИКОВ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос об инновационных подходах к обучению.

Ключевые слова Инновационная деятельность, математическое развитие.

В последнее время все больше внимания уделяется вопросу внедрения современных инновационных подходов практически во все сферы деятельности человека. Естественно, сфера образования не могла стать здесь исключением. Более того, именно сфера образования характеризуется огромным потенциалом и разнообразием направлений применения инновационных подходов. Стратегия модернизации образования определяют основные приоритетные направления таких изменений - обновление целей и содержания образования, методов и технологий обучения на основе современных достижений педагогической науки и инновационных подходов к его совершенствованию.

Использование инновационных подходов в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е. решение одной из насущных проблем для современного общества.

Сейчас роль инновационных подходов в образовательном процессе актуальна, она разделилась на два основных типа, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса. Инновации-модернизации, модернизирующие учебный процесс, направленные на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации.

Учебная математическая деятельность приводит к развитию особенностей интеллектуальной сферы личности во всех ее компонентах, что привело к появлению понятия "математическое развитие". Поскольку содержание дисциплин, взаимодействие дисциплин учебного плана, последовательность их освоения должны обеспечивать формирование профессиональной компетентности учителя в соответствии с задачами модернизации современного педагогического образования России [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.