МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070
эффективности;
- программирование и отладку программ для воспроизведения модели на ЭВМ;
- составление методики моделирования обучения.
Для удовлетворения вышеперечисленных требований количественные соотношения в моделях должны воспроизводиться с помощью различных логических и математических зависимостей (формул, таблиц, графиков, систем уравнений).
Исходя из общих требований к моделям используемые в них методы моделирования также должны удовлетворять требованиям, наибольшего охвата учебного процесса, универсальности, инвариантности, точности и простоты вычислений.
Опыт моделирования показывает, что при создании моделей может использоваться самый различный математический аппарат.
Задачей этапа программирования является выбор языка, составление и отладка управляющей программы. Этап этот является обязательным при реализации математической модели на ЭВМ. При отладке устраняются ошибки алгоритмов и программ.
Таким образом моделирование позволяет учитывать множество событий в каждой реализации исследуемого процесса.
В заключении следует сказать, что наиболее точно и полно учебный процесс может описываться комбинацией аналитических и статистических методов с привлечением экспертных оценок. В связи с этим особую роль приобретают человеко-машинные обучающие модели и создаваемые на основе их модели учебного процесса.
Список использованной литературы: 1. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. - Орловский государственный технический университет. - Орел, 2000. - 145 с.
© Кузнецов Д.Н., Майборода Р.С. 2017
УДК. 372.854
О.Ю.Марчукова
преподаватель химии ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» г. Энгельс, Российская Федерация
ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЪЯСНЯЮЩЕЙ АНАЛОГИИ НА УРОКАХ ХИМИИ
Аннотация
В статье рассматривается методика применения метода разъясняющей аналогии на занятиях химии. Данная методическая разработка может быть полезна для преподавателей химии среднего профессионального образования.
Ключевые слова
Методика преподавания, химия, познавательная активность, метод обучения.
Процесс обучения проходит эффективнее, если студент проявляет познавательную активность. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни. Традиционное репродуктивное обучение, пассивная роль студента не могут решить такие задачи. Для их решения требуется новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_
Использование разъясняющей аналогии на занятиях химии преследует несколько важнейших дидактических целей: закрепление умений студентов переносить знания об известном, на неизвестное; развитие умений наглядно, образно и просто передавать свои мысли; развитие умений сравнения, обобщения; поддержание познавательного интереса на занятии, привлечение имеющихся знаний, учебных и логических умений студентов к познанию нового. Разъясняющая аналогия используется для объяснения явлений, которые нельзя наблюдать непосредственно. Она выполняет иллюстративную роль, воссоздает в сознании конкретный образ изучаемого объекта. Аналогия является образцом переноса логических операций с более изученного, понятного, наглядного на менее доступный для понимания объект. В этой связи аналогия дополняет индукцию. Индукция — это как бы средство выработки логического приема, его тренировки, тогда как аналогия служит его дальнейшему развитию, реализуемому через применение приема в творческой ситуации. Информация о новом объекте получается таким образом: находятся общие признаки в известном и неизвестном, и если известный предмет имеет еще какой- то признак, то предполагается, что и неизвестный предмет его тоже имеет.
На поиск аналогии, ее применение студентами даётся целевая установка. На занятиях изучения нового материала целенаправленно можно применять различные виды аналогии: разъясняющую, каузальную, парадигмы, а также всевозможные аналогии отношений (иллюстративную, структурно-функциональную и т. д.). В связи с тем, что ставится задача учить объяснять явления при помощи аналогии, эту работу осуществляют во время изучения опорных знаний и самостоятельной работы студентов по инструкции. Разъясняющей аналогией служат структурные формулы, шаростержневые, полусферические модели молекул. Классификацию углеводородов по определенным признакам можно сравнить с процессом сортировки, например фруктов по определённым размерам. Причину, объясняющую короткий период жизни свободного радикала, можно сравнить с причиной быстрой остановки бильярдного шара, попавшего в гущу шаров, находившихся в состоянии покоя: происходит отдача энергии активным телом пассивному. Функции ординарных о-связей в алканах можно сравнить с функцией зеленого листа растений: исчезает лист, растение из продуцента органического вещества превращается в его потребителя; рвется хотя бы одна о-связь в алкане и вещество в данном качестве перестает существовать. Свободное вращение атомов вокруг ординарной связи можно сравнить с вращением флюгера: флюгер всегда поворачивается в сторону, противоположную направлению силы ветра; атомы и группы атомов также стремятся удалиться друг от друга на такой угол, который обеспечит им наименьшую силу взаимодействия друг с другом [2,с.104]. Понятие о конформерах можно сформировать у студентов основываясь на их знаниях об изомерии. Демонстрируют шаростержневые модели молекул циклогексана двух конформаций: «кресло» и «лодка». Студенты могут предположить, что эти структуры являются геометрическими изомерами. Преподаватель указывает, что это не так, поскольку одна форма может переходить в другую без разрыва химических связей[ 1,с.131]. Можно привести и другие аналогии при объяснении материала по опорным знаниям, которые используют как средство и метод познания на занятиях.
Значение аналогии как метода научного познания и средства развития мышления трудно переоценить. В дидактическом плане аналогия сводится к нахождению сходства предметов и явлений в каких-либо качествах. Подбор соответствующей аналогии связан с определенными умственными действиями (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение), которые получают эффективное развитие.
Список использованной литературы:
1. Габриелян О.С. Химия 10 класс: Настольная книга учителя/О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. М.:Дрофа,2004-480 с.
2. Гузик Н.П. Обучение органической химии:Кн.для учителя: Из опыта работы.-М.:Просвещение,1988.-224 с.
3. С.И.Заир - Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. - М..Просвещение, 2004.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
© Марчукова О.Ю., 2017
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_
УДК 372.881.111.1
И.С. Рогатин
Студент 2 курса магистратуры факультета ИнЯз Национальный Исследовательский Университет «МИЭТ»
г. Москва, Российская Федерация
ПРОБЛЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИМИТАТИВНЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
Аннотация
В данной статье речь идет о ролевом аспекте в интерактивных формах обучения иностранному языку в неязыковом ВУЗе, проблемах применения таких форм и их решении.
Ключевые слова
Интерактивные формы обучения, ролевой аспект, обучение иностранным языкам.
Современные тенденции образования обеспечили переход к компетентностному и личностно-ориентированному подходу в том числе при обучении иностранным языкам. «В новых условиях обучения преподаватель призван поменять свои позиции в общении с обучающимися, оставляя при этом за собой главную функцию - управление образовательным процессом. Преподаватель, строящий свои взаимоотношения на принципе дидактического коммуникативного воздействия, реализует тем самым организующую, контролирующую, реагирующую, стимулирующую и фасилитативную функции, в задачу которых входит побуждать активность и обеспечивать внутреннюю мотивацию.» [8, с. 80]
По указанным выше причинам, а также для увеличения мотивированности студентов и их заинтересованности в учебном процессе, активные методы обучения все чаще заменяют интерактивными. Игровые и имитативные интерактивные формы характеризуются большой степенью вовлеченности учеников в сам процесс обучения, более творческой, разнообразной и интересной для них деятельностью. «Использование различных групповых форм обучения направлено на вовлечение студентов в учебную деятельность коллективного характера, которая способствует значительному повышению их активности; воспитанию определенных норм поведения в коллективе в условиях общения; уважению к партнерам по общению; умению слушать других и принимать во внимание то, что они говорят; терпимости и пониманию плюрализма мнений; побуждению коллег работать ради достижения поставленной цели; смелости принятия решения и др.» [8, с. 81] Так, в любой групповой интерактивный метод может быть дополнительно добавлен ролевой игровой аспект. В данной статье речь пойдет об основных интерактивных формах, включающих или допускающих ролевой аспект, и проблеме распределения ролей при их использовании.
Интерактивные методы (от англ. interaction — взаимодействие, воздействие друг на друга) — методы обучения, основанные на взаимодействии всех участников процесса обучения. Интерактивное обучение — это:
«обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта»;
«обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий»; «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог» [1, с. 12].
Интерактивные методы обучения предполагают коллективное обучение, причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Преподаватель чаще всего берет на себя роль организатора процесса, лидера группы, фасилитатора, мотиватора или создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение основывается на опыте самих обучающихся, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого опыта.
Обучение с применением интерактивных методов подразумевает особую логику образовательного