УДК:378:37.041
Кумахова Д. Б. Kumakhova D. B.
ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ АГРАРНОГО ВУЗА
PROBLEM OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF FUTURE SPECIALISTS IN THE CONDITIONS OF AGRARIAN UNIVERSITY
Важнейшая характеристика личности, которая должна быть сформирована в процессе профессиональной подготовки конкурентоспособного, высококвалифицированного современного специалиста, в том числе и в сфере сельского хозяйства, заключается в устойчивом процессе профессионального саморазвития. Раскрываемая автором в статье проблема профессионального саморазвития студентов аграрных вузов значительно возросла в современных социально-экономических условиях. В качестве цели саморазвития в процессе профессионального образования специалистов выступает процесс формирования главных ценностно-смысловых позиций сознания личности будущего специалиста, его самосознания, монолитно выступающие с действиями и поступками личности, не позволяют ей отстраняться от той профессиональной реальности, к которой она принадлежит, определяют настоящее положение и дальнейшие перспективы профессиональной деятельности будущего специалиста, направляют его на самостоятельное регулирование своей жизнедеятельности. А при условии профессиональной подготовки специалистов для агропромышленного производства с недостаточно развитой потребностью и способностью профессионального саморазвития может привести к тому, что выпускники аграрных вузов не будут работать в сфере сельскохозяйственного производства, поскольку сельское хозяйство, как основной источник их профессиональной активности, не оказывается в поле зрения.
Ключевые слова: аграрное производство, компетентностный подход, профессиональные компетенции, профессиональное саморазвитие, самоизменение личности.
The most important characteristic of a person, who should be formed in the process ofprofession-al training of a competitive, highly qualified modern specialist, including the field of agriculture, lies in the sustainable process of professional self-development. The problem of professional self-development of students of agrarian universities, which the author reveals in the article, has increased significantly in modern socio-economic conditions. The goal of professional self-development in the process of professional education of specialists is the process of formation of the main value-semantic positions of consciousness of the future specialist's personality, his self-consciousness, which are monolithic with the actions and actions of the personality, which do not allow it to distance itself from the professional reality to which it belongs. position and future prospects of the future professional activity, directing him to self-regulation their livelihoods. And subject to professional training of specialists for agro-industrial production with insufficiently developed need and the ability of professional self-development, graduates of agrarian universities will not work in the field of agricultural production, since agriculture, as the main source of their professional activity, is not in sight .
Key words: agrarian production, competence approach, professional competence, professional self-development, self-change of personality.
Кумахова Джульетта Борисовна -
кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики профессионального обучения и иностранных языков, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 928 081 33 46 Е-mail: cumaxova.j @yandex.ru
Kumakhova Dzhulyetta Borisovna -
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy of Vocational Training and Foreign Languages, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 928 081 33 46 E-mail: cumaxova.j @yandex.ru
Введение. В соответствии с большой значимостью для экономического роста государства аграрного сектора экономики усилия политики системы образования аграрного вуза должны обеспечить в процессе профессиональной подготовки формирование личности современного специалиста сферы агропромышленного комплекса, в полной мере отвечающего требованиям сектора, с достаточного высоким уровнем развития экономико-технического инновационного мышления, позволяющего ему в процессе профессиональной деятельности оперативно решать возникающие производственные задачи, и, помимо того, готового постоянно профессионально саморазвиваться и расти, внедрять передовой отечественный и мировой опыт ведения сельского хозяйства.
Как известно, в последнее время компе-тентностный подход в системе профессионального образования является определяющим при организации учебной деятельности студентов вуза, им отражается мировой опыт развитых стран по реализации общей концепции образовательного стандарта, в котором заключена идея развития у обучающихся системы общекультурных и профессиональных компетенций [8].
Успешную подготовку специалистов определяет процесс формирования компетенции профессионального саморазвития, которую можно рассматривать как системообразующий фактор профессионального становления специалиста. В указанной проблеме определяется потребность в формировании компетенции профессионального саморазвития студентов аграрных вузов и видится, что данный процесс должен быть более эффективным, если в процессе профессиональной подготовки саморазвитие разворачивается как внутреннее прогрессивное самоизменение личности одновременно с изменениями качеств
учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов.
Методология и ход изучения проблемы.
В связи с большой социальной значимостью феномена профессионального саморазвития личности данная проблема есть предмет постоянного внимания ученых и практиков.
Так, Н.К. Сергеевым определяется, что ведущая цель непрерывного профессионального образования есть формирование образа саморазвивающейся личности специалиста.
Р.С. Немов под профессиональным саморазвитием понимает источник профессионального самосовершенствования, который связан с развитием у специалиста системы профессионально значимых качеств, необходимых для успешности деятельности в рамках выбранной специальности [2].
Если говорить о процессе становления личности профессионала как процессе формирования совокупности профессиональных знаний, умений, навыков, то отмечается, что данная совокупность в профессиональном развитии наполняется профессиональным личностно значимым смыслом, откуда может следовать период обучения в вузе и следует рассматривать как этап профессионального саморазвития, т.е. тем периодом формирования профессионально важных качеств и способностей, когда он достаточно индивидуализированный в приобретении профессиональных знаний и умений, когда происходит построение нового для личности студента способа жизнедеятельности - эффективности самореализации в учебной и профессиональной деятельности.
На основе теоретического анализа проблемы, структуры и содержания ФГОС специальностей аграрных вузов в условиях реализации компетентностного подхода определено содержание основных структурных элементов профессионального саморазвития студентов [1]:
• мотивационным компонентом определяется весь процесс формирования личностной профессиональной направленности, отражается становление таких компетенций, как стремление к саморазвитию, повышение профессионального мастерства, формирование профессиональных интересов; достижение искомого уровня квалификации;
• когнитивно-деятельностным компонентом обеспечивается процесс становления системы знаний, позволяющей и обеспечивающей за счет ее реализации в профессиональном развитии становление таких компетенций, как способность и готовность реализации методов научного знания в практической деятельности в разнообразных направлениях; способности критического мышления, анализа и синтеза информации; выявление сути проблемы, возникающей в учебно-профессиональной деятельности и привлечение для ее решения соответствующего научного аппарата; использование информационных технологий и баз данных в профессиональной сфере;
• оценочно-рефлексивным компонентом формируется система оценочных действий и критического анализа эффективности собственной профессиональной деятельности, позволяющих адекватно оценивать свои силы, быть способным к постоянному профессиональному и личностному самосовершенствованию. Компонент предполагает формирование таких компетенций, как способности и готовности анализа собственных возможностей в условиях современного развития науки и меняющейся социальной практики, переоценка имеющегося теоретического и практического опыта [3].
Указанные компоненты профессионального саморазвития студента вуза закономерно взаимосвязаны и взаимозависимы, и при изменениях одного из них происходит существенное изменение всей системы в целом.
Осмысление процесса учебно-профессионального образования с учетом требований компетентностного подхода определяется взаимосвязью профессионального образования с профессиональным саморазвитием студента вуза. Следовательно, компетентност-ный подход отражает потребность выстраивания образовательного процесса в условиях создания таких ситуаций, которые способствуют формированию указанных компетенций профессионального саморазвития студентов,
и с применением таких педагогических условий, которые обеспечат эффективное формирование компетенций профессионального саморазвития студентов вуза [7]. В числе важнейших из них можно выделить следующие:
• облачение теоретического материала в форму профессионализированных проблемных задач;
• реализация учебного профессионального процесса в соответствии с реализацией инновационных методов обучения;
• систематическое участие студентов в учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе [4, 5], причем последним отводится наибольшее значение в возможностях развития компетенций профессионального саморазвития студентов за счет того, что они позволяют прививать студентам устойчивое отношение к процессу самообразования, мобилизировать их активность, совершенствовать навыки профессионального саморазвития.
Результаты исследования. Опираясь на результаты исследований развития профессионального саморазвития студентов, возможно выделение этапов данного процесса:
• на начальном, адаптационном этапе у студентов происходит первичное ознакомление с процессом профессионального саморазвития за счет формирования профессиональных намерений, происходит развитие профессиональной направленности личности студента, личность будущего специалиста утверждается в выборе профессии, формирует адекватную научную картину о профессиональном саморазвитии;
• на последующем, исполнительном этапе осуществляется непосредственное ознакомление с процессом профессионального саморазвития, что подразумевает обретение студентами средств, способов, действий работы над собой в условиях изучения теоретических и практических основ научных знаний, способствующих саморазвитию личности студента и профессиональному саморазвитию;
• на заключительном, деятельностно-корректировочном этапе имеется цель помочь студентам освоить и закрепить на практике новые операционные действия. Данный этап захватывает период вхождения в профессию, так называемый этап профессионализации личности, в ходе которого происходит про-
фессиональное самоопределение и утверждение в профессии. На данном этапе вырабатываются индивидуальные способы действия и способы осуществления работы над собой, студенты активизируются в выполнении деятельности профессионального саморазвития.
Поэтапное развитие профессионального саморазвития студентов обеспечивает его структуризацию, действенность, динамичность. Оптимизировать и усовершенствовать процесс профессионального саморазвития помогает специально организованная образовательная среда в высшем образовательном учреждении, в своей основе имеющая эффективные субъект-субъектные взаимоотношения между преподавателем и студентом, социально-педагогическую поддержку, психологический комфорт, диалог, демократический стиль педагогической деятельности.
Итак, профессиональное саморазвитие специалиста предполагает взаимодействие процессов внешней стороны профессиональной подготовки и внутреннего стимула личности в профессиональном самосовершенствовании, профессионально-личностное становление человека; саморазвитие, чем и определяется суть целенаправленного процесса совершенствования профессиональной деятельности самим носителем профессиональной деятельности - студентом, источник чего находится в свете личностной самооценки студента.
Формирование и становление профессионального саморазвития студентов в вузе позволяет специалисту в будущей профессиональной деятельности самостоятельно подбирать новые методы работы, и на их основе качественно видоизменять свою профессиональную деятельность.
Область применения результатов. Профессиональное образование в аграрном вузе.
Заключение. На основе проведенного анализа проблемы мы может понимать про-
фессиональное саморазвитие студента вуза как процесс внутренне обусловленных самоизменений личности, приводящих к качественным изменениям в учебно-профессиональной деятельности, влекущих за собой качественные изменения в важнейших компетенциях профессионального саморазвития личности специалиста.
В числе таких компетенций выделяются компетенции мотивационного, когнитивно-деятельностного, оценочно-рефлексивного характера. Вся совокупность формируемых компетенций, отражающих компетенции профессионального саморазвития выпускника -специалиста аграрного вуза, заключается в следующем: стремление к саморазвитию, повышение профессионального мастерства, формирование профессиональных интересов; достижение искомого уровня квалификации; способность и готовность реализации методов научного знания в практической деятельности в разнообразных направлениях; способности критического мышления, анализа и синтеза информации; выявление сути проблемы, возникающей в учебно-профессиональной деятельности и привлечение для ее решения соответствующего научного аппарата; использование информационных технологий и баз данных в профессиональной сфере, активное использование информационных технологий и баз данных в профессиональной области; потребность осознания и оценки себя и собственных целей, мотивов, способностей, поступков; постановка целей профессионального саморазвития сквозь призму осознания соответствия требованиям общества; способности конструктивного построения взаимоотношений с окружающими; способности осмысления результатов профессионального саморазвития в выбранной профессиональной сфере деятельности.
Литература
1. Бабина С.В. Компетенция профессионального саморазвития: сущность и пути формирования в условиях вуза // Вестник университета (Государственный университет управления). 2009. №5. С. 5-9.
References
1. Babina S.V. Kompetenysiya professional-nogo samorazvitiya: suschnost i puti formirova-niya v usloviyakh vuza // Vestnik universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). 2009. №5. S. 5-9.
2. Инновационные технологии обучения в современной высшей школе: учебное пособие. Волгоград: Волгоградская ГСХА, 2010. 216 с.
3. Леднев В. С. Основы теории содержания профессионального образования: монография. М.: Эгвес, 2006. 287 с.
4. Маралов В.Г. Основы самопознания и развития М.: Академия, 2004. 256 с.
5. Цепляева С.А. Готовность к профессиональному становлению студентов сельскохозяйственного вуза // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженер-ный университет имени В.П. Горячкина» // Теория и методика профессионального образования. М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2010. Вып. 3(42) С. 92-94.
6. Цепляева С.А. Педагогическая модель формирования профессионального саморазвития студентов вуза // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Вып. 4. Психолого-педагогические науки. Махачкала: Дагестанский гос. пед. унт, 2010. С. 34-39.
7. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.: Рига, 1995. 225 с.
8. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе. Белгород, 2005. 465 с.
2. Innovatsionnyye tekhnologii obucheniya v sovremennoj vysshej shkole: uchebnoe posobiye. Volgograd: Volgogradskaya GSKHA, 2010. 216 s.
3. Lednev V.S. Osnovy teorii soderzhaniya professionalnogo obrazovaniya: monografiya. M.: Egves, 2006. 287 s.
4. Maralov V.G. Osnovy samopoznaniya i razvitiya M.: Akademiya, 2004. 256 s.
5. Tseplyaeva S.A. Gotovnost k professional-nomu stanovleniyu studentov selskokhozyayst-vennogo vuza // Vestnik FGOU VPO «Moskov-skij gosudarstvennyj agroinzhenernyj universitet imeni V.P. Goryachkina» // Teoriya i metodika professionalnogo obrazovaniya. M.: FGOU VPO MGAU, 2010. Vyp. 3(42). S. 92-94.
6. Tseplyayeva S.A. Pedagogicheskaya model formirovaniya professionalnogo samorazvitiya studentov vuza // Izvestiya Dagestanskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Vyp. 4. Psikhologo-pedagogicheskiye nauki. Makhachkala: Dagestanskij gos. ped. un-t, 2010. S. 34-39.
7. Tsukerman G.A. Psikhologiya samorazvitiya: zadacha dlya podrostkov i ikh pedagogov. M.: Riga, 1995. 225 s.
8. Sharshov I.A. Professionalno-tvorcheskoe samorazvitiye subektov obrazovatelnogo protses-sa v vuze. Belgorod, 2005. 465 s.