DOI 1Q.2Q31Q/181Q-Q2Q1-2Q19-24- 18Q-24-3Q УДК 378.018
Факторы формирования способности к саморазвитию у студентов вуза
Елена Анатольевна МОЛОКАНОВА
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 106 ORCID: https://orcid.org/QQQQ-QQQ3-3513-8950, е-mail: emlknv@mail.ru
Factors of formation self-development abilities among university students
Elena A. MOLOKANOVA
Tambov State Technical University 1Q6 Sovetskaya St., Tambov 392QQQ, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/QQQQ-QQQ3-3513-895Q, е-mail: emlknv@mail.ru
Аннотация. Обоснована необходимость формирования способности студентов к саморазвитию в условиях реализации в техническом вузе разноуровневых образовательных программ. Проанализированы различные педагогические и психологические подходы к формулированию и использованию в соответствующих науках понятия «саморазвитие личности». Пояснен выбор научного подхода, в рамках которого саморазвитие определяется как процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием, выбору целей, путей и средств самосовершенствования, соответствующих своим жизненным ценностям и установкам. Определена одна из основных задач технических университетов - задача актуализации и управления профессиональным образованием студентов, результатом которой является органично сформированная личность, способная к саморазвитию через самообразование и самовоспитание. Сформулированы внешние факторы (научная, учебная, информационная, социальная и спортивная базы университета; научно-исследовательская работа и профессиональная деятельность на этапе обучения; воспитательная работа под руководством преподавателей и кураторов; учебная работа под руководством преподавателей) и внутренние факторы (факторы, способствующие самообучению студентов; факторы, способствующие самореализации собственных планов и идей), влияющие на готовность к саморазвитию будущего инженера. Обоснован в качестве основного внешнего фактора - фактор личностного влияния преподавателей вуза на саморазвитие студентов. Выделены личностные характеристики основных типов преподавателей технического вуза. Проанализированы взгляды ученых различных научных школ на проблему влияния личности преподавателя на формирование способности к самообразованию и саморазвитию студентов.
Ключевые слова: студент; преподаватель; компетенции; саморазвитие личности; самообразование; самовоспитание; педагогическая работа; научная работа
Для цитирования: Молоканова Е.А. Факторы формирования способности к саморазвитию у студентов вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2Q19. Т. 24, № 18Q. С. 24-3Q. DOI 1Q.2Q31Q/181Q-Q2Q1-2Q19-24-18Q-24-3Q
Abstract. We substantiate the necessity of the student's self-development ability formation in the conditions of multi-level educational programs implementation in a technical university. We analyze various pedagogical and psychological approaches to the formulation and use in the relevant sciences concept of "self-development of a personality". We explain the choice of a scientific approach, in which self-development is defined as the process of purposeful activity of a personality in continuous self-transformation, conscious management of your own development, choice of goals, ways and means of self-improvement corresponding to your own life values and attitudes.
24
© Молоканова Е.А., 2Q19
We define one of the main tasks of technical universities - the task of updating and managing students' professional education, the result of which is an organically formed personality capable of self-development through self-education and self-upbringing. We formulate external factors (scientific, academic, informational, social and sports bases of the university; research and professional activities at the educational stage; upbringing work under the guidance of lecturers and supervisors; academic work under the guidance of lecturers) and internal factors (factors contributing to students' self-learning; factors contributing to the self-realization of your own plans and ideas) affecting the readiness for self-development of the future engineer. We substantiate the main external factor - the factor of personal influence of university professors on students' self-development. Personal characteristics of the main types of technical university teachers are highlighted. We analyze the views of various scientific schools scientists on the problem of lecturer's personality influence on the formation of self-education and self-development abilities of students. Keywords: student; lecturer; competence; self-development of a personality; self-education; self-upbringing; pedagogical work; scientific work
For citation: Molokanova E.A. Faktory formirovaniya sposobnosti k samorazvitiyu u studentov vuza [Factors of formation self-development abilities among university students]. Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities,, 2019, vol. 24, № 180, pp. 24-30. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-180-24-30 (In Russian, Abstr. in Engl.)
На данном этапе общественного развития страны основной задачей в рамках разноуровневых образовательных программ университетов является становление специалиста высокого уровня, владеющего необходимыми компетенциями, умеющего противопоставить себя конкурентам, мобильного в социальной и профессиональной сферах и готового оперативно реагировать на жизненные и профессиональные изменения.
Выпускник вуза, получивший высшее образование и пришедший на производство, должен выполнять роль активного субъекта, заинтересованного в познании и преобразовании себя, продуктивно сотрудничающего с участниками производственного процесса, владеющего современными технологиями, способного быстро адаптироваться к изменениям. Другими словами, он должен быть готов к саморазвитию через самообразование и самовоспитание - формы самосовершенствования и самоопределения.
Саморазвитие личности - понятие, сформированное на стыке философского, психологического и педагогического знания. Родоначальными исследователями в этом направлении можно с уверенностью считать ученых Античности. В работах Сократа, например, впервые появляется понятие, характеризующее первооснову человека - «внутренний голос». Со средних веков до эпохи Нового времени саморазвитие рассматривается как самоусовершенствование человека, цель которого - уподобление Богу через от-
кровения, творческие искания смысла и искания вечности.
В работах отечественных и зарубежных психологов предложены различные теоретические концепции саморазвития личности. Например, личность есть объект и субъект исторического процесса, объект и субъект общественных отношений, субъект и объект общения, то есть личность включена во все сферы жизнедеятельности с целью выполнения общественных функций, выступающих движущей силой саморазвития; саморазвитие - это действование внешних воздействий и собственных неосознанных стремлений личности, ведущих ее по «вертикали личностного развития к Абсолюту»; психическое как начало самодвижения; саморазвитие человека - динамическая система направленных процессов и остающихся неявными для самого субъекта; саморазвитие как принятие тождественности и согласия с «полнотой человечности» через самоактуализацию; саморазвитие как путь к смыслу существования. Научно обоснован также культурологический подход для исследования саморазвития личности. Раскрыты методологические аспекты понятия, внутренние и внешние феномены процесса саморазвития личности.
Следует учесть, что в работах современных исследователей понятие саморазвития представлено в двух ипостасях: и как объект исследования, и как критерий оценивания развития группы, общества, цивилизации, а именно их воспроизводящего института -
образования. Подробный анализ психолого-педагогических подходов к определению этого понятия изложен в исследовании В.Е. Степановой [1].
В рамках нашего исследования наиболее интересен подход В.Г. Маралова, оценивающего важность и ценность саморазвития [2]. По его мнению, саморазвитие - процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием, выбору целей, путей и средств самосовершенствования соответствующих своим жизненным ценностям и установкам, а ценность саморазвития состоит в том, что саморазвивающаяся личность вносит наиболее весомые вклады в общественное развитие, способствует развитию цивилизации, удовлетворяя тем самым потребность общества в саморазвивающейся личности и потребность конкретного человека в самоактуализации.
Если же развитие личности происходит свободно, непринужденно, с положительной социальной динамикой и привносит в общество весомый профессиональный вклад, то «ценность ее возрастает». Кроме того, саморазвитие важно как ценность, не только из-за того, что личность, способная к саморазвитию, является «двигателем прогресса» по части общественного и цивилизационного развития, удовлетворяя собственные потребности и потребности общества. Но и потому, что, «...в конечном итоге, оно способствует поддержанию жизни конкретных людей, социума, переводу ее на качественно более высокий уровень» [2].
Следовательно, одной из основных задач технических университетов значится задача актуализации и управления профессиональным образованием студентов, результатом которой является органично сформированная личность, способная к саморазвитию через самообразование и самовоспитание. Понятие профессионального образования характеризуется многоаспектностью. Данный вид образования можно рассматривать как непрерывный процесс определения своего места в профессиональной деятельности, позволяющий осознать себя и свои возможности как нечто целостное, основой которого является мотивационная сфера. Профессиональное образование в вузах, базирующееся на внешнем управленческо-педагогическом влиянии
преподавателей на обучаемых, приводит к желаемому результату - профессионально компетентной личности, готовой к самообразованию, саморазвитию и самореализации в трудовой деятельности. Можно утверждать, что способность к самообразованию и самовоспитанию, грамотно сформированная преподавателями, проявляется в процессе непрерывного личностного и профессионального совершенствования студента, находящегося под влиянием внешних и внутренних факторов [3].
К внешним факторам относятся:
- научная, учебная, информационная, социальная и спортивная базы университета (организация научно-исследовательских площадок, формирование централизованных библиотечных систем, строительство и организация работы спортивных комплексов как внутривузовского, так и регионального масштаба);
- научно-исследовательская работа и профессиональная деятельность на этапе обучения (научные изыскания, производственные практики, освоение прикладных дисциплин и др.);
- воспитательная работа под руководством преподавателей и кураторов (организация студенческих общественных и творческих объединений, тематических групповых занятий, введений системы поощрений, развитие института кураторства);
- учебная работа под руководством преподавателей (проведение учебных занятий различных видов, применение разнообразных методик, организация самостоятельной работы студентов).
К внутренним факторам саморазвития относятся:
- факторы, способствующие самообучению студентов;
- факторы, способствующие самореализации собственных планов и идей.
Кроме того, одним из основополагающих рычагов внешних воздействий на внутреннее представление себя и корректировку внутренних факторов, ведущих к позитивному самоизменению, является личностное влияние преподавателей вуза. На них ложится ответственность за выбор содержания, форм и методов обучения и воспитания, выполняющих функции развития, интегрирования, регулирования, контроля и корректи-
ровки самообразования и самовоспитания студентов, ведущих к саморазвитию личности. Преподаватель, являясь априори личностью высокоразвитой, носителем ценностей и смыслов, отражающих стремление к саморазвитию, самообучению и самовоспитанию, привносит в опыт обучаемых идею, базирующуюся на единой ценностно-смысловой основе. Данная ситуация характерна для смены личностных убеждений и взглядов на вещи, что провоцирует состояние поиска новизны студентами, поиска возможностей самореализации. Именно преподаватели, «...по роду своей профессии, обязаны быть инициаторами развития высоких моральных качеств, нравственной культуры всех, с кем они общаются» [4].
Следовательно, одним из наиболее интересных вопросов, требующих дальнейшего исследования, является изучение влияния преподавателей вуза на саморазвитие студентов. Учитывая, что профессиональные интересы студентов первого курса университета любого направления подготовки, не говоря уже о студентах старших курсов, определены более однозначно, чем вчерашних выпускников школы, преподавательский состав вуза объективно оказывает наиболее глубокое влияние на профессиональное самоопределение обучаемых, чем школьные учителя.
Результаты изучения вопроса сформиро-ванности уровней профессиональных интересов старшеклассников представлены в работе Л.Н. Макаровой [5]. Профессиональное самоопределение является составляющим звеном самоопределения личности и одной из форм ее саморазвития. Согласно данным проведенного анкетирования, однозначно готовы к выбору профессии лишь 10,8 % респондентов из опрошенных учеников 10-х классов; 70,9 % - находятся на распутье, не определились в выборе профессии; а 18,3 % вообще не представляют свое профессиональное будущее [5]. Анализ полученных результатов характеризует работу педагогического коллектива, направленную на самоопределение личности, как недостаточную. Автором предлагается активизировать и усилить работу института педагогов дополнительного образования в школе.
Проведя параллель с образовательной средой высшей школы, следует отметить, что
аналогом школьного института педагогов дополнительного образования является институт кураторов. Несомненно, кураторы, являясь авторитетными личностями, уже владеющие профессией, к которой студенты только стремятся, реализуя свои воспитательные функции, оказывают влияние на их самоопределение и, соответственно, способствуют стремлению к саморазвитию воспи-туемых [6].
Влияние преподавательского состава в вузе на студентов оказывается не менее глубокое, чем влияние кураторов. Преподаватели как общеинститутских кафедр, так и профильных находятся в постоянном общении со студентами во время занятий.
Во-первых, следует отметить, что на саморазвитие и самоопределение студентов оказывает влияние отношение как к педагогической, так и к научной работе преподавателей. С одной стороны, в работе Л.Н. Макаровой, опирающейся на систематизацию А.Н. Новикова [7], выделены три основных типа научных руководителей аспирантуры: достаточно молодые ученые, наиболее ответственно относящиеся к научному руководству над студентами, не имеющие достаточного опыта педагогической работы, но подающие интересные идеи научной работы; зрелые ученые, как правило, из руководящего состава вузов, под руководством которых обучаемые работают в большей мере самостоятельно из-за занятости первых, но получают определенные привилегии в продвижении работы; ученые, занимающиеся научной работой с аспирантами из-за престижа и для достижения собственных целей, фактически не руководя работой. Данная систематизация, возможно, с некоторыми правками, вполне может быть применена и к преподавателям вуза, работающим с бакалаврами, специалистами и магистрами, так как в их научно-методическую работу входят обязательно руководство курсовыми работами, как необходимый фактор дальнейшей подготовленности к более серьезным научным работам, руководство дипломными работами бакалавров и специалистов и магистерскими диссертациями.
С другой стороны, даже если речь не идет о научном руководстве на любом уровне обучения, «...по мнению студентов, исследовательская работа преподавателя по-
вышает его научный уровень знаний, развивает творческий потенциал, обогащает внутренний мир педагога. В то же время, не менее важна педагогическая деятельность преподавательского состава вуза. В обязанности преподавателя входят правильное видение и грамотное формулирование педагогических задач, поиск оптимальных способов их решения, наличие хорошего запаса знаний и умение их преподносить [8].
Вместе с тем преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности воспи-туемых. В данном контексте мы придерживаемся личностно ориентированного подхода в педагогике. С точки зрения личностного подхода, совокупность психических процессов, свойств, состояний конкретного индивида являются производными, зависимыми от индивидуальной и общественной реальности воспитуемого, определяемыми правилами и условиями личной и общественной жизни. По мнению С.Л. Рубинштейна, «в психическом облике личности выделяются различные сферы, или черты, характеризующие разные стороны личности; но при всем своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека, и взаимопроникая друг в друга, смыкаются в единстве личности» [9].
Опираясь на данные положения, преподаватель любой дисциплины в вузе должен учитывать возрастные, личностные особенности каждого воспитуемого, в соответствии с этими особенностями определять содержание и форму занятий, корректировать направление общения со студентами. При таких характеристиках общения преподавателя с обучаемыми у вторых стимулируется и активизируется личностная и интеллектуальная активность, в свою очередь, проявляющаяся в потребности к саморазвитию и самореализации. Например, Е.В. Бондаревской отмечено, что саморазвитие личности, формирование таких ее субъектных свойств, как внутренняя независимость, самостоятельность, самодисциплина, самоконтроль, самоуправление, саморегуляция, способность к рефлексии - являются высшими показателями эф-
фективности личностно ориентированного воспитательного процесса [10].
Смыкаясь в единстве, все сферы жизнедеятельности и черты индивида проявляют себя в виде ценностно-смыслового самоопределения личности. Воспитуемые, вступая в различные взаимодействия с преподавателями, подвергаются влиянию процессов обучения и воспитания, признанных одними из важнейших факторов и условий становления личности субъекта воспитания. Другими словами, студенты оказываются под воздействием субъективных реальностей своих педагогов, проявляющимися влиянием достижений последних в гуманитарных и технических науках и педагогике, общей эрудированностью, интеллигентностью, ментальными и личностными качествами преподавателей и др. Что и способствует более глубокому погружению в педагогическую реальность вуза и принятию ее ценностей и смыслов [11].
Все взаимодействия в процессе обучения подвержены ведущей и направляющей роли преподавателя, являющегося организатором и руководителем наиболее целесообразно построенного процесса обучения. Так как становление будущих бакалавров и магистров проходит в непосредственном и тесном взаимодействии с преподавателями, то они становятся наиболее важными и значимыми для студентов людьми в вузе. Именно под их контролем происходит одобрение или осуждение поведения обучаемых, которое способствует формированию положительной динамики к саморазвитию, самовоспитанию, самоорганизации студентами, и в перспективе появляется принятие на себя социальной роли руководителя коллектива, умеющего принимать важные решения в проектной и управленческой областях, носителя традиций и ценностно-смысловых ориентиров профессиональных кадров России.
Из вышесказанного следует, что авторитетное влияние личности преподавателя, с одной стороны, и учет им личностных особенностей студентов бакалавров, специалистов или магистров - с другой, позволяет проявляться способности к саморазвитию воспитуемых в максимально полной мере.
Список литературы
1. Степанова В.Е. Философско-методологические основания саморазвития личности: автореф. дис. ... канд. философ. наук. Якутск, 2003. 28 с.
2. Маралов В.Г. Ценность и опасности саморазвития личности // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 6-4 (37). С. 51-53.
3. Логинов В.В., Селютина Н.А., Вегера О.А., Хрисанфова Н.В. Актуализация потенциала самовоспитания бакалавра в системе средств физической культуры // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016. Т. 11. № 1. С. 171-179. DOI 10.14526/01_1111_92
4. Макарова Л.Н. Влияние научного руководителя на формирование профессиональной направленности аспирантов // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Т. 17. № 2 (36). С. 17-21. DOI 10.20310/1810-231X-2018-17-2(36)-17-21
5. Макарова Л.Н. Роль педагогов учреждений дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся в условиях школы // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Т. 17. № 1. С. 45-51. DOI 10. 20310/1810-231X-2018-17-1-45-51
6. Соколовская И.Н. Формы воспитательной работы куратора с учебной группой вуза // Непрерывное образование. 2018. № 2 (24). С. 72-75.
7. Новиков А.М. Методология образования. М.: Эгвес, 2006. 488 с.
8. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Научная и педагогическая деятельности будущего преподавателя вуза: проблема соотношения // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 7 (53). С. 197-203.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998. 720 с.
10. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29-36.
11. Жуковская Т.В., Молоканова Е.А. Моделирование воспитательной системы технического вуза в связи с переходом на ФГОС // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2017. С. 363-368.
References
1. Stepanova V.E. Filosofsko-metodologicheskiye osnovaniya samorazvitiya lichnosti: avtoref. dis. ... kand. filosof. nauk [Philosophical and methodological bases for self-development of a personality. Cand. phil. sci. diss. abstr.]. Yakutsk, 2003, 28 p. (In Russian).
2. Maralov V.G. Tsennost' i opasnosti samorazvitiya lichnosti [Values and dangers of self-development].
Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal - International Research Journal, 2015, no. 6-4 (37), pp. 51-53. (In Russian).
3. Loginov V.V., Selyutina N.A., Vegera O.A., Khrisanfova N.V. Aktualizatsiya potentsiala samovospitaniya bakalavra v sisteme sredstv fizicheskoy kul'tury [Bachelor's self-upbringing potential actualization in the system of physical culture means]. Pedagogiko-psikhologicheskiye i mediko-biologicheskiye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta - The Russian Journal of Physical Education and Sport, 2016, vol. 11, no. 1, pp. 171-179. DOI 10.14526/01_1111_92 (In Russian).
4. Makarova L.N. Vliyaniye nauchnogo rukovoditelya na formirovaniye professional'noy napravlennosti aspi-rantov [Influence of the research supervisor on formation of professional orientation of post-graduate students]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus - Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus, 2018, vol. 17, no. 2 (36), pp. 17-21. DOI 10.20310/1810-231X-2018-17-2(36)-17-21 (In Russian).
5. Makarova L.N. Rol' pedagogov uchrezhdeniy dopolnitel'nogo obrazovaniya v professional'nom samoopre-delenii uchashchikhsya v usloviyakh shkoly [Role of teachers of institutions of additional education in professional self-determination of pupils in the conditions of school]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus - Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus, 2018, vol. 17, no. 1, pp. 45-51. DOI 10. 20310/1810-231X-2018-17-1-45-51 (In Russian).
6. Sokolovskaya I.N. Formy vospitatel'noy raboty kuratora s uchebnoy gruppoy vuza [Forms of curator's ed u-cational work with the university study group]. Nepreryvnoye obrazovaniye [Continuous Education], 2018, no. 2 (24), pp. 72-75. (In Russian).
7. Novikov A.M. Metodologiya obrazovaniya [Methods of Education]. Moscow, Egves Publ., 2006, 488 p. (In Russian).
8. Makarova L.N., Sharshov I.A. Nauchnaya i pedagogicheskaya deyatel'nosti budushchego prepodavatelya vuza: problema sootnosheniya [Scientific and pedagogical activity of future of higher education institution teacher: problem of ratio]. Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy - Social and Economic Phenomena and Processes, 2013, no. 7 (53), pp. 197-203. (In Russian).
9. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Bases of General Psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 1998, 720 p. (In Russian).
10. Bondarevskaya E.V. Tsennostnyye osnovaniya lichnostno-oriyentirovannogo vospitaniya [Values fundamentals of a personality oriented upbringing]. Pedagogika [Pedagogy], 1995, no. 4, pp. 29-36. (In Russian).
11. Zhukovskaya T.V., Molokanova E.A. Modelirovaniye vospitatel'noy sistemy tekhnicheskogo vuza v svyazi s perekhodom na FGOS [Modelling of educational system in technical university due to the transition to FSES (Federal state educational standard)]. Lichnostnoye iprofessional'noye razvitiye budushchego spetsia-lista [Personal and Professional Development of the Future Specialist]. Tambov, Publishing House "Derz-havinskiy", 2017, pp. 363-368. (In Russian).
Информация об авторе
Молоканова Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры высшей математики. Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: emlknv@mail.ru
Вклад в статью: концепция исследования, анализ литературы, написание статьи.
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3513-8950
Поступила в редакцию 26.03.2019 г.
Поступила после рецензирования 22.04.2019 г.
Принята к публикации 17.05.2019 г.
Information about the author
Elena A. Molokanova, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Higher Mathematics Department. Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation. E-mail: emlknv@mail.ru
Contribution: study conception, literature analysis, manuscript drafting.
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3513-8950
Received 26 March 2019 Reviewed 22 April 2019 Accepted for press 17 May 2019