Научная статья на тему 'Проблема преемственности в развитии зрительного восприятия дошкольников и младших школьников с нарушением зрения'

Проблема преемственности в развитии зрительного восприятия дошкольников и младших школьников с нарушением зрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
732
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЗРИТЕЛЬНЫЕ СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ / ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ И МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА / CONTINUITY / VISUAL PERCEPTION / VISUAL SENSORY STANDARDS / VISUAL-MOTOR COORDINATION / VISUALLY IMPAIRED PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL STUDENTS / DIAGNOSTIC TOOLS / EXPECTED RESULTS / SUPPORT / CORRECTION DEVELOPMENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Замашнюк Елена Вадимовна, Никитина Анна Валентиновна

В статье представлен новый взгляд на проблему преемственности в развитии зрительного восприятия детей дошкольного и младшего школьного возрастов с нарушением зрения. Раскрываются причины, вызывающие необходимость осуществления преемственности. Проводится сравнительный анализ содержания диагностики, направлений работы по развитию зрительного восприятия у дошкольников и младших школьников. Формулируются планируемые результаты развития зрительного восприятия в дошкольном возрасте с позиции преемственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Замашнюк Елена Вадимовна, Никитина Анна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of continuity in the development of visual perception of visually impaired preschool and primary school students

The article presents a new view of the continuity problem in the development of visual perception of visually impaired preschool and primary school students. The paper reveals the reasons causing necessity of continuity implementation. The authors carry out a comparative analysis of the content of diagnostics, areas for the development of visual perception in preschool and primary school students. It is formulated the expected results of the visual perception development at preschool age from the perspective of continuity.

Текст научной работы на тему «Проблема преемственности в развитии зрительного восприятия дошкольников и младших школьников с нарушением зрения»

УДК 376.352

https://doi.org/10.24158/spp.2017.4.14

Замашнюк Елена Вадимовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры тифлопедагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Никитина Анна Валентиновна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры тифлопедагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАЗВИТИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Zamashnyuk Elena Vadimovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Department for Methods of Teaching the Blind, Herzen State Pedagogical University of Russia

Nikitina Anna Valentinovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Department for Methods of Teaching the Blind, Herzen State Pedagogical University of Russia

THE PROBLEM OF CONTINUITY IN THE DEVELOPMENT OF VISUAL PERCEPTION OF VISUALLY IMPAIRED PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Аннотация:

В статье представлен новый взгляд на проблему преемственности в развитии зрительного восприятия детей дошкольного и младшего школьного возрастов с нарушением зрения. Раскрываются причины, вызывающие необходимость осуществления преемственности. Проводится сравнительный анализ содержания диагностики, направлений работы по развитию зрительного восприятия у дошкольников и младших школьников. Формулируются планируемые результаты развития зрительного восприятия в дошкольном возрасте с позиции преемственности.

Ключевые слова:

преемственность, зрительное восприятие, зрительные сенсорные эталоны, зрительно-моторная координация, дошкольники и младшие школьники с нарушением зрения, диагностический инструментарий, планируемые результаты, сопровождение, коррекционно-развивающая работа.

Summary:

The article presents a new view of the continuity problem in the development of visual perception of visually impaired preschool and primary school students. The paper reveals the reasons causing necessity of continuity implementation. The authors carry out a comparative analysis of the content of diagnostics, areas for the development of visual perception in preschool and primary school students. It is formulated the expected results of the visual perception development at preschool age from the perspective of continuity.

Keywords:

continuity, visual perception, visual sensory standards, visual-motor coordination, visually impaired preschool and primary school students, diagnostic tools, expected results, support, correction development work.

Проблема преемственности в обучении и воспитании детей дошкольного и младшего школьного возрастов является одной из основных в педагогике. Сущностная характеристика понятия преемственности заключается в осуществлении непрерывности процессов воспитания и обучения, имеющих общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Соответственно, должна сохраняться тесная взаимосвязь между отдельными элементами различных ступеней образования, в данном случае дошкольной и начальной.

Не являются исключением и воспитанники с нарушением зрения. Относительно данного контингента основными представляются вопросы, касающиеся развития зрительного восприятия. Зрительное восприятие - сложный психический процесс, благодаря которому человек способен не только обнаруживать, выделять и различать признаки окружающих предметов, но и проводить их категоризацию. Помимо отражения совокупности существенных признаков и свойств предметов, восприятие обладает смысловым значением, которое выражается в назывании предметов и явлений. Опыт ребенка, полученный в прошлом, принимает участие в создании образа явления или предмета и находится в зависимости от мотивов, интересов, задач деятельности. На это указывает в своей работе Б.Г. Ананьев [1].

При зрительной патологии данный психический процесс формируется своеобразно и требует создания специальных условий. По сравнению с нормально видящими младшими школьниками у учащихся, находящихся в условиях зрительной недостаточности, замедлена автоматизация учебных навыков, что вызвано трудностями формирования образов букв, цифр; затруднен зрительный контроль, обусловленный нарушением прослеживающей функции руки и глаза; нарушено цвето- и форморазличение; недоразвит глазомер. В основе формирования названных

навыков лежат различные психофизиологические процессы, и прежде всего развитие зрительного восприятия, предметно-образных и пространственных представлений, наглядно-образное и аналитико-синтетическое мышление, на которые оказывает негативное влияние ослабленное зрение. На эти и другие особенности указывают не только отечественные тифлопедагоги, но и зарубежные исследователи, например Дж. Арден, У. Барнард, Э. Мушин [2].

В тифлопедагогике имеются работы, посвященные развитию зрительного восприятия у дошкольников с разной степенью патологии зрения. Разработаны методические основы развития зрительного восприятия у младших школьников со зрительной недостаточностью, которые можно использовать в коррекционно-развивающей работе с учащимися в условиях общего образования (Г.В. Никулина, Л.В. Фомичева, Е.В. Замашнюк) [3].

Однако с внедрением ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ возникла потребность проведения сравнительного анализа коррекционно-развивающей работы по развитию зрительного восприятия в условиях дошкольного и школьного образования и приведения их в соответствие с позиции преемственности.

Ситуация усугубляется тем, что детские сады компенсирующего вида реализуют Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В нем необходимо найти место для решения специфичных задач, направленных на предупреждение и коррекцию вторичных отклонений в развитии дошкольников со зрительной недостаточностью, так как в большинстве случаев они будут обучаться в условиях общего образования и, соответственно, должны быть подготовлены к школе на уровне нормально развивающихся сверстников.

Есть и иные причины, вызывающие необходимость реализации преемственности. Они обусловлены достижениями в офтальмологии, нейрофизиологии, специальной педагогике. К ним следует отнести:

- необходимость продолжения сопровождения обучающихся со зрительными нарушениями в начальной школе, так как зрительная система формируется до 20 лет, а в отдельные периоды активности (6-7 лет, 9-10 лет, 14 лет) она сохраняет чувствительность к влиянию негативных факторов;

- учет влияния нарушения бинокулярного зрения на показатели зрительной работоспособности и подготовленности к школьному обучению, в связи с чем детям данной категории рекомендуется поступать в школу не ранее 7-летнего возраста;

- несоответствие требований к учащимся в начальной школе и их зрительных возможностей: например, трудности соблюдения нужного наклона при письме, одинаковой высоты и ширины букв, правильное соединение и расположение на рабочей строке, овладение определенными графическими и орфографическими навыками, рисованием, элементарным черчением, некоторыми трудовыми умениями;

- отсутствие рекомендаций для педагогов общеобразовательных школ по адаптации содержания обучения для школьников с нарушением зрения и неготовность педагогических кадров оказать им сопровождение в образовательном процессе;

- необходимость распространения наработанного тифлопедагогического опыта коррекци-онно-развивающей работы среди учителей общеобразовательных школ.

Все вышеперечисленное свидетельствует о необходимости осуществления преемственности по развитию зрительного восприятия, которая должна найти отражение в диагностическом инструментарии, планируемых результатах и коррекционно-развивающей работе.

Проведенный сравнительный анализ существующих диагностик свидетельствует о том, что параметры изучения зрительного восприятия сохраняют актуальность для разных возрастных периодов и не противоречат, а дополняют друг друга. Например, если в детском саду большое место отводится восприятию окружающего посредством различения зрительных сенсорных эталонов, пространственного расположения предметов, то в период начального обучения школьники должны использовать сформированные умения и навыки в процессе овладения учебными навыками. Также важное место занимает изучение состояния зрительно-моторной координации и зрительно-пространственного восприятия. Актуальными для двух возрастов продолжают оставаться такие направления, как изучение восприятия и воспроизведения предметов сложной формы, сюжетных изображений. Однако критерии оценки и содержание изучения усложняются, что обусловлено возрастом и опытом детей. Более того, целесообразно, выделяя высокий, средний и низкий уровни развития зрительного восприятия, добавить еще один - достаточно высокий.

В существующей образовательной программе для дошкольников со зрительными нарушениями отсутствуют четко сформулированные планируемые результаты развития зрительного восприятия, что затрудняет возможность их соотнесения с требованиями ФГОС НОО слабовидящих обучающихся. Поэтому актуальной является необходимость определения планируемых результатов развития зрительного восприятия семилетних дошкольников, к которым можно отнести следующее: иметь представление о роли зрения в жизни человека, приемах его охраны; самостоятельно использовать зрительные умения и навыки в познавательной деятельности;

знать и использовать способы обследования окружающих предметов и объектов; анализировать предметы, объекты, выделяя их сенсорные признаки (цвет, форма, величина); уметь оценивать глубину пространства, переносить умения в практическую деятельность при ориентировке на основе пространственных представлений; использовать информацию зрительного, слухового, осязательного анализаторов в познавательной, игровой, трудовой деятельности.

Во многих тифлопедагогических исследованиях отмечается, что реализация ряда задач в ДОО компенсирующего вида должна осуществляться в единстве с коррекционно-развивающим процессом. Поэтому цели и задачи групповых и подгрупповых занятий учителя-тифлопедагога, воспитательных мероприятий обязательно должны иметь коррекционную направленность.

Сформулированные планируемые результаты послужат отправными векторами для определения содержания коррекционно-развивающей работы с позиции преемственности с учетом основной цели обучения и воспитания дошкольников со зрительными нарушениями - вооружения их такими зрительными умениями и навыками, которые позволят овладевать учебной деятельностью на уровне нормально видящих сверстников.

Попробуем проанализировать содержание воспитания дошкольников и потенциал педагогического процесса с точки зрения развития зрительного восприятия. Целенаправленная педагогическая работа по развитию или коррекции зрительного восприятия должна включать использование тифлопедагогических методов, которые будут способствовать включению зрительного сенсорно-перцептивного опыта ребенка в различные виды детской деятельности для того, чтобы создать условия произвольной, качественной деятельности зрительной системы.

Существующие направления работы со старшими дошкольниками традиционны и соответствуют особым образовательным потребностям детей, но должны быть пересмотрены и дополнены исходя из требований ФГОС НОО слабовидящих обучающихся.

Направления работы по развитию зрительного восприятия, представленные в адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для слабовидящих обучающихся [4], являются логическим продолжением коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, но имеют несколько иные содержание и направленность. На первое место выходит проблема охраны зрения и стабилизации зрительных функций. В то же время немаловажное значение должно уделяться развитию регулирующей и контролирующей роли зрения, в том числе зрительно-моторной координации; ориентировочно-поисковой роли зрения, предполагающей развитие пространственного восприятия, глубины и поля зрения; информационно-познавательной роли зрения, что предусматривает активизацию зрительных образов и сенсорных эталонов, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Перспективным методом в решении этой проблемы выступает метод проектной деятельности. На эффективность его применения в работе со слабовидящими детьми указывают Г.В. Никулина, И.Н. Никулина [5]. В его основе лежит личностно ориентированный подход, который способствует развитию познавательного интереса к различным областям знаний, имеет огромный коррекционно-развивающий потенциал. Это проявляется в следующем: способствует усилению практико-ориентированной основы обучения и создает дополнительные возможности для детей с нарушением зрения; позволяет реализовывать педагогический процесс для развития сенсорной сферы, формирования, обогащения, коррекции чувственного опыта в процессе взаимодействия с окружающей действительностью; актуализирует знания, умения и навыки, способствует их практическому применению в учебной и трудовой деятельности. Дошкольное образование и начальная школа наполнены большим количеством проектов. Реализация их наряду с общеобразовательными позволяет решать задачи по развитию зрительного восприятия. Более того, в рамках одной группы возможна разработка проектной деятельности с целью формирования зрительных умений и навыков, которые необходимы для овладения учебной деятельностью.

Подводя итоги вышесказанному, отметим, что проблема преемственности в развитии зрительного восприятия детей в условиях зрительной недостаточности будет актуальна всегда, возможность ее решения зависит от учета педагогами сущностных закономерностей реализации преемственности, от их осведомленности о новых научно-методических подходах, определяющих содержание работы.

Ссылки:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб., 2001.

2. Arden G.B., Barnard W.M., Mushin A.S. Visually evoked responses in amblyopia // British Journal of Ophthalmology. 1974. Vol. 58, no. 3. P. 183-192. http://dx.doi.org/10.1136/bjo.58.3.183.

3. Зрительное восприятие: диагностика и развитие [Электронный ресурс] / Г.В. Никулина, Л.В. Фомичева, Е.В. Замаш-нюк, И.Н. Никулина, Е.Б. Быкова : учеб.-метод. пособие. Киров, 2013. 230 с.

4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся [Электронный ресурс]. URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru (дата обращения: 26.04.2017).

5. Никулина Г.В., Никулина И.Н. Проектная деятельность в образовании слепых и слабовидящих // Школа для всех: образование слепых и слабовидящих : сб. ст. / под общ. ред. Г.В. Никулиной. СПб., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.