Игра - наиболее доступный ребёнку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Театрализованная игра - одно из эффективных средств развития коммуникативных способностей ребёнка в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участие в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи эффективно происходит не только речевое развитие ребёнка, но и развитие его коммуникативных способностей. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности - воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, коммуникативности.
В результате у ребёнка развивается коммуникативная компетентность как важнейший фактор формирования личности,
Библиографический список
один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Создание досугового объединения в виде детской театральной студии на базе общеобразовательных, инклюзивных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья позволит, на наш взгляд решить имеющиеся проблемы в развитии коммуникативной компетентности младших школьников с ОВЗ.
Таким образом можно говорить о том, что театрально-игровая деятельность в условиях театральной-студии будет способствовать развитию коммуникативной компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, так как наличие проблем связанных с адекватным выражением эмоций, проявлением тех или иных нравственных поступков, вербальным выражением своего эмоционального состояния и другие особенности могут быть нивелированы за счет воздействия на эмоциональную и нравственную сферу в процессе подготовки и реализации театральных постановок.
1. Поповичев A.B. Формирование навыков общения дошкольников с задержкой психического развития в процессе театрализованных игр. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2004.
2. Куницына B.H. Межличностное общение: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2001
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя Москва: Просвещение, 2011.
4. Рузская А.Г. Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Дошкольное воспитание. 1988; 2: 44 - 49.
5. Буртовая Н.Б. Коммуникативная компетентность личности и социально-психологические факторы ее развития: на примере студентов - будущих педагогов-психологов. Диссертация кандидата ... психологических наук. Томский государственный педагогический университет. Томск, 2004.
6. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. Москва: Академия, 1998.
7. Егорова B.B. Общение слепых детей младшего дошкольного возраста. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей. Ленинград, 1981: 35 - 41.
8. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. Москва: МГУКИ, 2004.
9. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научной конференции Челябинск, 2011: 140 - 146.
References
1. Popovichev A.V. Formirovanie navykov obscheniya doshkol'nikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya v processe teatralizovannyh igr. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambovskij gosudarstvennyj universitet im. G.R. Derzhavina. Tambov, 2004.
2. Kunicyna V.N. Mezhlichnostnoe obschenie: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg: Piter, 2001
3. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstviya v nachal'noj shkole. Ot dejstviya k mysli: posobie dlya uchitelya Moskva: Prosvesche-nie, 2011.
4. Ruzskaya A.G. Razvitie obscheniya rebenka so vzroslymi i sverstnikami. Doshkol'noe vospitanie. 1988; 2: 44 - 49.
5. Burtovaya N.B. Kommunikativnaya kompetentnost' lichnosti i social'no-psihologicheskie faktory ee razvitiya: na primere studentov -buduschih pedagogov-psihologov. Dissertaciya kandidata ... psihologicheskih nauk. Tomskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. Tomsk, 2004.
6. Muhina B.C. Vozrastnaya psihologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo: uchebnik dlya studentov vuzov. Moskva: Akade-miya, 1998.
7. Egorova V.V. Obschenie slepyh detej mladshego doshkol'nogo vozrasta. Voprosy obucheniya i vospitaniya slepyh i slabovidyaschih detej. Leningrad, 1981: 35 - 41.
8. Kiseleva T.G., Krasil'nikov Yu.D. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost'. Moskva: MGUKI, 2004.
9. Mihajlenko T.M. Igrovye tehnologii kak vid pedagogicheskih tehnologij Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii Chelyabinsk, 2011: 140 - 146.
Статья поступила в редакцию 25.01.18
УДК 376. 3. 018. 42
Mzhelskaya N.V., senior teacher, Department of Special Pedagogy and Psychology, Altai State Pedagogical University (Barnaul,
Russia), E-mail: agpa.spip@mail.ru
THE SPECIFICS OF COLOR PERCEPTION DEVELOPMENT IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH VIOLATION OF EYE-SIGHT. The article presents results of studying the color perception of preschool children with visual impairment. The theoretical analysis of ontogenetic aspects of this process is presented, and recommendations for teachers and parents on its development are outlined. The development of color perception plays an important role in the life of each child. Thanks to this visual function, he is able to perceive all colors. Acquaintance with color and orientation in its basic shade allows the preschooler to learn and deepen the knowledge of the surrounding world, to make deliberate actions and improve his mood. Timely detection of difficulties in the development of color perception allows in the sensitive development periods (which is the preschool age) to correct and compensate for its violations through the creation of special educational conditions and thereby ensure a sufficient level of preparation for the school on this issue.
Key words: color, color perception, visual impairment.
Н.В. Мжельская, ст. преп. каф. специальной педагогики и психологии Алтайского государственного педагогического
университета, г. Барнаул, E-mail: agpa.spip@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Работа проводится при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках проекта № 16-16-22012.
В статье представлены результаты изучения цветового восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Представлен теоретические анализ онтогенетических аспектов данного процесса и обозначены рекомендации для педагогов и родителей по его развитию. Развитие цветового восприятия играет важную роль в жизни каждого ребёнка. Благодаря этой зрительной функции он способен воспринимать все цвета. Знакомство с цветом и ориентация в основных его оттенка позволяет дошкольнику изучать и глубже познавать окружающий мир, совершать обдуманные действия и улучшать себе настроение. Своевременное выявление трудностей в развитии цветового восприятия позволяет в сензитивные периоды развития (которым является дошкольный возраст) скоррегировать и скомпенсировать его нарушения через создание специальных образовательных условий и тем самым обеспечить достаточный уровень подготовки к школе по данному вопросу.
Ключевые слова: цвет, цветовое восприятие, нарушение зрения.
Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети - это цвет. Цвет - это единственный сенсорный эталон, который воспринимается только зрением. В ходе исследования, организованное командой специалистов, участвующих в реализации гранта, направленное на выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, было выявлено большое количество детей, имеющих нарушение цветового восприятия и возникающее, в первую очередь, в связи нарушением зрения.
А между тем, грубые нарушения сенсорного отражения вызывают снижение эмоционального воздействия цвета, ослабляют интерес к окружающей среде, что сказывается на снижении активности и избирательности восприятия.
Цвет воздействует на психику ребёнка, он затрагивает не только эмоции, но и его познавательное развитие.
Цветовое восприятие может сводиться к оценке светлоты (видимой яркости), цветового тона (самого цвета) и насыщенности (показателя, пропорционального степени отличия цвета от серого равной светлоты, отраженного поверхностью света). Основные механизмы восприятия цвета врожденные, они локализуются на уровне подкорковых образований мозга (наружные коленчатые тела и передние бугры четверохолмия) и коркового зрительного центра затылочной доли головного мозга [1].
Человек воспринимает информацию об изображении, свете, цвете с помощью структур глаза, но, по сути, видим мы мозгом. По определению Л.П. Урванцева, благодаря сложной структуре и механизмам обработки информации, поступающей от зрительных анализаторов в головном мозге, есть следующие способности, касающиеся цветовосприятия:
- цветовая память позволяет человеку связывать определенные объекты окружающей действительности с цветами: даже в воображении мы знаем, что небо голубое, а трава зеленая, и можем воспроизвести эти цвета;
- когнитивное обесцвечивание позволяет нам воспринимать цвета предметов без учета освещения. Благодаря цветовой памяти и обработке зрительной информации человек может воспринимать цвета предметов одинаково даже при разном освещении;
- цветовая константность также позволяет воспринимать постоянный цвет предметов, независимо от яркости освещения и его оттенка [2].
Цветовое восприятие и его формирование у детей с нарушением зрения значительным образом отличается от развития указанного восприятия у детей с нормой развития. Данный факт связан с сенсорной основой имеющегося недостатка и, соответственно, приобретает ряд специфических особенностей.
Так, по мнению М.В. Маршаловой, независимо от того, какой тип восприятия складывается у слепого или слабовидящего ребёнка, оно будет обладает всеми свойствами, выделенными в психологии (избирательность, осмысленность, обобщенность, апперцепция, константность). Однако, не стоит забывать, что проявление и развитие указанных свойств восприятия зависит от того, в каком виде они проявляются, а также от уровня психического развития ребёнка. Соответственно, при слепоте и слабо-видении, в силу структуры нарушения, наблюдается редуцированность проявлений некоторых свойств восприятия:
- избирательность восприятия будет характеризоваться ограниченностью, узким кругом интересов, снижением активности отражательной деятельности, меньшим, по сравнению с нормой, эмоциональным воздействием объектов внешнего мира;
- апперцепция проявляется слабее, чем в норме, что также обусловлено наличием недостаточного чувственного опыта;
- осмысление и обобщение образов осложняется недостаточностью чувственного опыта и снижением полноты и точности отображаемого; сокращается зона константного чувственного восприятия [3].
Таким образом, дети с нарушением зрения испытывают трудности в восприятии формы, размера, цвета.
По мнению В.П. Ермакова, у детей с нарушением зрения имеются нарушения цветоразличительных функций и контрастной чувствительности зрения [4].
Л.А. Ремезова утверждает, что степени выраженности нарушения цветоразличения у детей с нарушениями зрения неодинаковы и зависят от непосредственного диагноза заболевания органа зрения. Известно, что нарушение рефракции чаще всего приводят к легким формам нарушения цветового зрения. При близорукости наблюдается нормальная трихромазия, то есть нормальное зрение человека, при котором орган зрения распознает оттенки всех трех основных цветов (красный, синий, желтый). При изменениях на глазном дне могут быть некоторые нарушения цветоразличения. Заболевания хрусталика чаще всего не приводят к нарушению цветовосприятия. Осложнение цветоразличения характерно для дистрофии сетчатки, при которой нарушение цветового зрения начинается со снижения порога чувствительности между красным и зеленым цветами. Частичная атрофия зрительных нервов иногда приводит к патологии цветового зрения. Так, например, атрофия зрительных нервов после ретробульбарного неврита сопровождается резко выраженным снижением цветоразличения, при врожденной атрофии зрительного нерва наблюдается снижение чувствительности красного, зеленого и синего цветов [5].
Также, при нарушении различительной способности к цвету дошкольники испытывают затруднения при узнавании разных цветов.
Выделяют следующие типы нарушений цветового зрения:
- полная цветовая слепота: (все цвета кажутся серыми -ахромазия);
- частичное нарушение цветоразличения (не различение оттенков красных и зеленых цветов). В этом случае все цвета нередко воспринимаются в двух основных тонах - желтом и голубом. В некоторых случаях отмечается преимущественное снижение различительной способности к красным, в других - зеленым лучам;
- частичное нарушение цветоразличения сине-фиолетовой части спектра.
Кроме того, при анализе особенностей развития цветового восприятия у детей с нарушением зрения, имеет значение время приобретения нарушения. На основании этого, Е.Б. Рабкин, выделил врожденные и приобретенные нарушения цветовосприя-тия. Данный параметр крайне важен, поскольку при врожденных и приобретенных формах цветонарушений чувствительность зрительного анализатора к разным участкам спектра различна. Так, в случае врожденных нарушений отмечается снижение чувствительности к красному и зеленому цветам, а при приобретенных нарушениях - к трем основным цветам: красному, зеленому, синему. Врожденные формы нарушений цветоразличения имеют устойчивый, стабильный характер, а приобретенные весьма изменчивы, могут переходить одна в другую. Цветоразличительная функция при приобретенных формах нарушений может давать
значительные сдвиги в развитии и даже полностью нормализоваться [6].
Таким образом, в условиях нарушенного зрения своеобразие цветового восприятия проявляется:
- в снижении степени и точности цветового восприятия;
- в появлении фрагментарности и искаженности цветового восприятия предметов;
- в замедленности и нечеткости и опознания цвета предметов;
- в нарушении одновременности и дистантности восприятия;
- в ослаблении ряда свойств восприятия (избирательности, активности и др.);
- в снижении уровня эмоциональности восприятия объектов и предметов окружающего мира [7].
У детей с нарушением зрения могут происходить разные изменения, связанные с цветоразличением и цветовосприяти-ем. В целом, цветовое восприятие у детей с нарушением зрения характеризуется недостаточной избирательностью и малой дифференциацией.
Данному вопросу было уделено особое внимание в связи с тем, что в ходе исследования, организованное в рамках реализации гранта, было выявлено большое количество детей, имеющих нарушение цветового восприятия (70% от общей выборки). Из них 12,7% детей имели данную проблему в связи с наличием сенсорного недостатка.
Для выявления имеющегося уровня развития цветового восприятия у обследуемых детей использовался ряд диагностических заданий, предложенных Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной [8]:
- выбор цвета по наглядному образцу (задание на зрительное узнавание цветов и соотнесения одинаковых цветов);
- выбор цвета при названии его взрослым (задание на зрительно-слуховое узнавание цвета);
- самостоятельное называние цвета (задание на знание названия цветов, и употребление их в речи);
- размещение цвета по наглядному образцу (задание на зрительное узнавание цветов и зрительно-цветовая ориентировка в микро-пространстве).
Анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы.
1. У детей с нарушением зрения преобладает средний уровень цветовосприятия, который характеризуется тем, что ребёнок начинает группировать предметы по цвету, размещает цвета по наглядному образцу после небольшой помощи диагноста, испытывает небольшие затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым, затрудняется в называние цвета самостоятельно, опирается на «опредмечивание» названия.
2. Дети затрудняются с типом задания, которое направлено на зрительное узнавание цветов и ориентировку в цветовом микропространстве.
3. Выявлены затруднения в выполнении заданий, связанных определением оттенка какого-либо цвета, так испытуемые называли различные оттенки цвета одним названием соответствующего цвета.
4. Восприятие цвета окружающей действительности детьми со зрительной депривацией зависит от следующих факторов:
- освещенность пространства;
- контраст предлагаемых предметов;
- расстояние предметов до глаз.
По результатам диагностики, родители (законные представители), а также педагоги образовательных организаций получали список рекомендаций, относительно значимости развития цветового восприятия у детей с нарушениями зрения, а также по вопросам организации коррекционно-развивающей работы,
Библиографический список
как в образовательной организации, так и в домашних условиях.
В первую очередь, перед родителями, педагогами был поставлен ряд задач:
- расширить представления детей о цветовых эталонах;
- способствовать формированию способов обследования цветовых свойств предметов;
- развивать способность систематизировать знания о цветах и их оттенках;
- закрепить представления о цвете в микро- и макропространстве;
- развивать высшие психические функции ребёнка, с опорой на представление о цвете;
- развивать взаимосвязь и взаимодействие цветового и эмоционального восприятия.
При консультировании родителей и других участников образовательного процесса нами были выделены условия формирования цветовосприятия:
- создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности;
- широкое использование в работе с детьми по формированию эстетического восприятия цвета колорита произведений изобразительного искусства;
- целенаправленный отбор, а при возможности и изготовление пособий, использование разнообразных дидактических игр;
- организация систематических наблюдений в природе, выделение цвета ее объектов и явлений;
- эстетическое оформление среды (например, использование детских работ в оформлении микросоциума).
Также важно было расставить ключевые ориентиры не только для педагогов, но и для родителей (законных представителей) детей с целью оптимизации процесса развития цветового восприятия:
- знание и отличие основных оттенков, насыщенности, контрастности цветов;
- узнавание цветов в реальных предметах в животном и растительном мире;
- нахождение предметов заданного оттенка в окружающем мире;
- зрительное различение и называние группы с однородным цветом;
- создание панно, картин по образцу, словесному описанию, по схеме и вырезанных по контору цветных и одноцветных изображений;
- замечание цветов движущего объекта и движущих объектов;
- ориентирование на цвет как постоянный признак предметов и явлений окружающего мира;
- правильное называние эталонов цвета при описании, классификации группы предметов;
- создание узоров (например, на магнитной доске, с использованием мозаики).
Таким образом, развитие цветового восприятия играет важную роль в жизни каждого ребёнка. Благодаря этой зрительной функции он способен воспринимать все цвета. Знакомство с цветом и ориентация в основных его оттенка позволяет дошкольнику изучать и глубже познавать окружающий мир, совершать обдуманные действия и улучшать себе настроение.
Своевременное выявление трудностей в развитии цветового восприятия позволяет в сензитивные периоды развития (которым является дошкольный возраст) скоррегировать и скомпенсировать его нарушения через создание специальных образовательных условий и тем самым обеспечить достаточный уровень подготовки к школе по данному вопросу.
1. Фрилинг Г. Ауэр. К. Человек, цвет, пространство. Москва, 1973.
2. Урванцев Л.П. Психология восприятия цвета. Методическое пособие. Ярославль, 1981.
3. Маршалова М. В. Особенности зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения. Дошкольная педагогика, 2008; 31 - 39.
4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: ВЛАДОС, 2000.
5. Ремезова Л.А. Касаткина С.М. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения: методическое пособие. Тольятти: СГПУ, 2002.
6. Плаксина Л.М. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Дидактический материал. Москва, 1985.
7. Никулина Г.В., Фомичева Л.В., Замашнюк Е.В. Зрительное Восприятие. Диагностика и развитие: учебно-методическое пособие. Киров: МЦНИП, 2013.
8. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. Москва: Просвещение, 1995.