УДК 617.751.6-053.4
Ф.А. ХАЗИПОВА1, Л.З. РАШИТОВ1, С.И. НИЗАМУТДИНОВ2
Жазанский государственный медицинский университет, 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 49 2Научно-диагностический центр при Казанском государственном медицинском университете, 420107, г. Казань, ул. Марселя Салимжанова, д. 23/9
Физиолого-гигиенические основы оздоровления детей дошкольного возраста с рефракционной амблиопией
Хазипова Фарида Альбертовна — аспирант кафедры общей гигиены с курсом радиационной гигиены, тел. +7-917-226-00-41, e-mail: farida.hazipova@tatar.ru
Рашитов Ленар Зулфарович — доктор медицинских наук, доцент кафедры общей гигиены с курсом радиационной гигиены, тел. +7-917-867-40-89, e-mail: rashitov_lenar@mail.ru
Низамутдинов Сергей Игоревич — врач-невролог, тел. +7-904-665-21 -54, e-mail: neirofiziolog@mail.ru
В статье представлены результаты анализа литературы и российского опыта условий и организации оздоровления детей с рефракционной амблиопией в детских дошкольных учреждений компенсирующей направленности, а также исследований, касающихся основных моментов патофизиологии амблиопии. Амблиопия, являясь самой распространенной причиной снижения остроты зрения у детей дошкольного возраста, становится важной социальной проблемой. Вопросы патогенеза и лечения рефракционной амблиопии относительно хорошо изучены, внедрены в практику. Однако организация оптимальных условий для работы зрительного анализатора вне лечебных мероприятий, которая, безусловно, занимает большую часть дня ребенка, часто остается без внимания. Поэтому изучение гигиенических аспектов условий и организации пребывания детей в детских дошкольных учреждениях компенсирующей направленности остается актуальной задачей. Немаловажную роль в оценке качества проводимого лечения и вторичных профилактических мероприятий играет исследование зрительных вызванных потенциалов как способ контроля функциональной активности корковых и подкорковых структур зрительного анализатора.
Ключевые слова: дошкольное образование, нарушение зрения, детское образовательное учреждение компенсирующей направленности, рефракционная амблиопия, зрительные вызванные потенциалы.
F.A. KHAZIPOVA1, L.Z. RASHITOV1, S.I. NIZAMUTDINOV2
1Kazan State Medical University, 49 Butlerov St., Kazan, Russian Federation, 420012
2Scientific and Diagnostic Center of the Kazan State Medical University, 23/9 Marsel Salimzhanov St.,
Kazan, Russian Federation, 420107
Physiological and hygienic bases of rehabilitation of preschool age children with refractive amblyopia
Khazipova FA — postgraduate student of the Department of General Hygiene with a Course of Radiation Hygiene, tel. +7-917-226-00-41, e-mail: farida.hazipova@tatar.ru
Rashitov L.Z. — D. Med. Sc., Associate Professor of the Department of General Hygiene with a Course of Radiation Hygiene, tel. +7-917-867-40-89, e-mail: rashitov_lenar@mail.ru
Nizamutdinov S.I. — neurologist, tel. +7-904-665-21-54, e-mail: neirofiziolog@mail.ru
The article presents results from the analysis of literature and Russian experience of the conditions and the organization of rehabilitation of children with refractive amblyopia in the childish educational institutions with compensating orientation, as well as studies related to highlights of amblyopia pathophysiology. Being the most common cause of loss of visual acuity in children of preschool age, amblyopia is a very important social problem. Pathogenesis and treatment of refractive amblyopia are relatively well studied and turned into practice. However, organization of optimal conditions for visual analyzer operation without therapeutic measures, which, of course, occupies a large part of a child's day, is often left unnoticed. Therefore, the study of hygienic aspects of the conditions
1ФТАЛЫМ0Л0Г1
and organization of children' staying in childish educational institutions with compensating orientation remains an important task. An important role in assessing the quality of the treatment and secondary prevention measures plays the study of visual evoked potentials as a way to control the functional activity of cortical and subcortical structures of the visual analyzer.
Key words: pre-school education, visual impairment, childish educational institution with compensating direction, refractive amblyopia, visual evoked potentials.
Помощь детям с ограниченными возможностями является одной из основных задач государства, т.к. это непосредственно затрагивает сферы медицины и образования. Особая роль отводится детям с патологией органа зрения, т.к. его нарушение ведет к появлению отклонений, проявляющихся в снижении функции восприятия предметов и явлений действительности, дезориентации в пространстве, недостатках в формировании двигательных функций, а также снижению уровня успешности обучения.
В структуре детской глазной патологии амбли-опия занимает у дошкольников первое место [1]. Амблиопия, как функциональное нарушение, формируется в дошкольном возрасте, когда происходит развитие зрительной системы [2]. Появление в этот период заболеваний, ограничивающих зрительную афферентацию, особенно опасно. Оно приводит не только к снижению зрительных функций, но и к задержке психомоторного развития, что определяет своеобразие дальнейшего психического развития ребенка [3-5]. Рефракционная амблиопия из всех видов амблиопии является самой распространенной [1]. Несмотря на то, что проблемы лечения рефракционной амблиопии хорошо изучены, мало внимания уделяется воздействию повседневных внешних факторов, организации условий зрительной нагрузки, режима дня, освещения на состояние зрительного анализатора. Гигиенической оценке условий пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе компенсирующей направленности, посвящена не одна работа, но влияние этих факторов на состояние зрительного анализатора осталось без внимания [6-10].
Исследованиями нейрофизиологов, проведенными в последние десятилетия, установлено, что при амблиопии имеют место нарушения сложных нейрональных взаимодействий в парвоцеллюляр-ной системе амблиопичного глаза, как на уровне сенсорной сетчатки, так и в центральных отделах зрительной системы — наружных коленчатых телах и зрительной зоне коры; выявлены морфологические изменения (уменьшение в размере) и функциональная недостаточность нейронов, получающих вход от депривированного глаза [1, 11-13].
Изучение механизмов развития амблиопии проводилось как на животных, так и на человеке. Так, Hubel, Wiesel, LeVay проверили последствия монокулярной депривации, достигнутой путем зашивания век одного глаза у новорожденных обезьян. В пластинах наружного коленчатого тела, соответствующих закрытому глазному яблоку, отмечалось уменьшение числа нейронов. При этом функциональные особенности рецептивных полей были сохранены и отвечали на зрительную стимуляцию [14]. Полученные данные указывают на то, что нарушением структуры наружного коленчатого тела вряд ли возможно объяснять амблиопию. Монокулярная депривация приводит, в первую очередь, к выраженной альтерации «глазодоминантных колонок» первичной зрительной коры. Они сужены, количество нейронов существенно уменьшается [15].
| ОФТАЛЬМОЛОГИЯ / ТОМ 1
Механизм, лежащий в основе этих изменений, полностью не понят. Согласно наиболее популярной теории, в развивающейся коре два глаза конкурируют за синаптические контакты звездчатых клеток, что происходит в ^^слое. Закрытие века нарушает нормальные процессы взаимодействия клеток в формировании «глазодоминантных колонок». Следствием этого является то, что не получающий зрительных стимулов глаз теряет многие связи, уже сформированные при рождении, с пост-синаптическими корковыми нейронами. Это ведет к чрезмерному уменьшению дендритических полей нейронов наружного коленчатого тела и обратному развитию «глазодоминантных колонок». При этом дендриты нейронов наружного коленчатого тела функционирующего глаза распространяются вне свойственных им границ, занимая территорию, оставленную дендритами, лишенными зрительного стимула [16, 17].
Амблиопия как функциональное нарушение формируется до 6-8-летнего возраста и определяется формами депривации, страбизма или анизометро-пии. Поскольку зрительная система развивается с рождения до 6-8 лет (с более быстрым развитием в грудном возрасте), в течение этого времени она очень чувствительна к таким нарушениям, как де-привация, оптическая дефокусировка, неправильная позиция глаз [2, 18].
Устранение сенсорной депривации лежит в основе лечения и профилактики амблиопии. В медицинской практике используются различные методики, направленные на стимуляцию резервных функциональных возможностей амблиопичного глаза, однако условия, в которых происходит непрерывное развитие зрительного анализатора в течение всего дня, часто остаются без внимания [1].
Создание благоприятных для развития зрительного анализатора условий в детских садах компенсирующей направленности является неотъемлемой частью успешного лечения рефракционной амблиопии. Воспитательный процесс в специализированном детском дошкольном учреждении включает не только лечебно-реабилитационные мероприятия, но и обязательную подготовку к школе, развивающие занятия и занимает большую часть дня ребенка.
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования [19].
Констатирующий эксперимент показал, что спонтанное освоение пространства детьми с косоглазием и амблиопией младшего и среднего дошкольного возраста не обеспечивает получение адекватных представлений о пространстве. Связано это, в первую очередь, с недостаточностью зрительного восприятия, которое не подкреплено конкретной информацией о ряде пространственных признаков. Монокулярный характер зрения не позволяет детям видеть истинное положение объектов в пространстве, поэтому многие предметно-практические действия, такие как соотносящие действия при воссоздании сборно-разборных игрушек, контроль за деятельностью рук при определении направлений, фиксировании местоположения объекта на плоскости, осложнены. [20]
Общий уровень предметно-практической ориентировки у детей с косоглазием и амблиопией в сравнении с нормально видящими детьми отстает на один год. Связано это с тем, что так называемая «пространственная слепота» (невозможность выделять глубину, удаленность, объемность и точность местоположения) сдерживает весь ход развития пространственной ориентации.
Оздоровительное направление работы российских детских садов всегда составляло одну из наиболее сильных сторон их деятельности. На современном этапе развития системы дошкольного образования это направление становится все более значимым: получают дальнейшее распространение программы для часто и длительно болеющих детей, обогащается спектр оздоровительных и закаливающих мероприятий, а также профилактических процедур, способствующих снижению заболеваемости детей, появляются развивающие программы физического воспитания нового поколения.
Однако Министерство образования и науки России обращает особое внимание на то, что наряду с этими позитивными процессами в ряде дошкольных образовательных учреждений наблюдается негативная практика неправомерного увеличения умственной и физической нагрузки воспитанников. Подобные явления вызывают у детей переутомление, невротизацию, отражаются на состоянии их здоровья и эмоциональном благополучии, являясь в последующем причиной школьной дезадаптации.
При этом перегрузка детей обусловливается содержанием образования, формами организации обучения, а также режимом пребывания воспитанников в детском саду, неадекватными их возрастным особенностям.
В ряде случаев отбор содержания программ дошкольного образования осуществляется исходя из «школьной логики» — логики будущих учебных предметов. Происходит подмена целей и задач развития ребенка в дошкольном возрасте целями и задачами школьного обучения. Такой подход базируется на ложном представлении родителей и некоторых педагогов о том, что если ребенок уже в детском саду овладеет чтением, письмом, арифметическими действиями и т.п., то это якобы обеспечит ему успешность в школьном обучении. В ряде случаев ситуация усугубляется негативной практикой отбора детей в первый класс на основе неправомерных требований учителей к объему знаний ребенка при его поступлении в школу. Педагоги детских садов, реагируя на соответствующие запросы родителей и учителей, стремятся дать своим воспитанникам как можно больший запас знаний, который зачастую заимствуется из школьной программы.
Другая проблема состоит в ориентации содержания образовательных программ дошкольного образования преимущественно на умственное (интеллектуальное) развитие детей, что зачастую оставляет за рамками интересов педагогов физическое и социально-личностное развитие ребенка. Это также обусловливает неадекватную возрастным возможностям детей учебную нагрузку, что, в свою очередь, наносит серьезный ущерб как их личностному развитию, так и состоянию здоровья.
Что касается организации образовательного процесса, в практике работы дошкольных образовательных учреждений нередки случаи применения классно-урочной системы занятий с детьми старшего дошкольного возраста по типу школьного урока. Перегружая детей подобными формами организации обучения, воспитатель ущемляет их право на игру.
Особую озабоченность вызывает превышение количества занятий в течение дня и их длительности без учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Образовательный процесс многих дошкольных образовательных учреждений перегружен дополнительными занятиями (иностранный язык, обучение чтению, письму и пр.). В ряде случаев с воспитанниками подготовительных групп проводится в первой половине дня до четырех занятий, по 20-25 минут каждое. Имеет место практика еще большей перегрузки детей — проведение пяти-шести занятий для воспитанников старших и подготовительных групп в течение дня (три занятия в первой половине дня и два — во второй или четыре занятия в первой и одно — во второй половине дня и т.п.).
Такая учебная нагрузка приводит к резкому снижению работоспособности большинства детей. Восстановление их работоспособности в этом случае не происходит даже после дневного сна, тогда как в дни проведения двух-трех занятий после прогулки и дневного отдыха работоспособность, как правило, восстанавливается до исходных показателей.
Кроме того, подобная нагрузка приводит не только к выраженному утомлению детей, но и к серьезным нарушениям в распорядке дня: сокращению прогулки, дневного сна, времени для самостоятельной игровой деятельности, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей.
Следует признать, что по данному вопросу недостаточно эффективно ведется работа с родителями (лицами, их заменяющими). Как показывают наблюдения научных сотрудников НИИ гигиены и охраны детей и подростков, в досуге маленьких детей все больше времени занимает просмотр телепередач, особенно в выходные дни. При этом родители (лица, их заменяющие) далеко не всегда осознают негативные последствия длительного просмотра ребенком телепередач, зачастую адресованных взрослым. Кроме того, некоторые родители стремятся обеспечить своим детям дополнительное образование — посещение музыкальной школы, кружка или секции после пребывания в детском саду или в выходные дни. Это, к сожалению, не учитывается педагогами дошкольных образовательных учреждений ни при организации образовательного процесса, ни при их взаимодействии с родителями (лицами, их заменяющими) воспитанников.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что обеспечение оптимальных гигиенических основ образовательного процесса в детских садах в настоящее время требует пристального внимания всех работников системы дошкольного образования [21].
IHM
с
1ФТАЛЬМОЛОГ1
Учитывая высокую эффективность лечения рефракционной амблиопии в сенситивный период развития зрительного анализатора, который приходится на дошкольный возраст, становится ясной важность условий и организации пребывания детей в дошкольном учреждении компенсирующей направленности, специализированных для детей с патологиями органа зрения.
Основным документом, регулирующим деятельность детских дошкольных учреждений, является СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». В документе также представлены гигиенические требования для организации работы детских дошкольных учреждений, которые посещают слепые, слабовидящие дети, дети с амблиопией и косоглазием. Для детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются необходимые условия для организации коррекционной работы, для осуществления квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии и дошкольного образования детей [22].
Гигиенические рекомендации к режиму дня, организации обязательных занятий, некоторые рекомендации к учебно-наглядным пособиям, мебели и оборудованию, физическому воспитанию и закаливанию дошкольников с нарушениями зрения представлены в «Методических указаниях по организации воспитания и обучения дошкольников с нарушениями зрения (гигиенические аспекты)» от 14 мая 1984 г. N 3029-84 [23]. Других официальных документов, регламентирующих данные аспекты организации дошкольного образования детей с нарушениями зрения, на данный момент нет.
Особого внимания требует организации занятий с использованием компьютеров. В дошкольных образовательных учреждениях рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с персональными компьютерами на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин., для детей 6 лет — 15 мин. Для снижения утомляемости под воздействием компьютерных занятий чрезвычайно важна гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности [24].
Влияние организации пребывания детей в образовательных учреждениях на состояние зрительного анализатора не вызывает сомнений. Определены значимые причинно-следственные связи между: показателем распространенности болезней глаза и его придаточного аппарата у детей и удельным весом мебели, не соответствующей ростовозраст-ным особенностям (г=0,73), между показателем распространенности миопии и количеством жилой площади на 1 человека (г=0,65). Менее значимые корреляционные зависимости установлены между показателем распространенности миопии и фактором работы школьников с ЭВМ (г=0,39), а также неудовлетворительной освещенностью учебных помещений (г=0,28) [25]. Достоверная связь установлена между распространенностью миопии среди дошкольников и уровнем освещенности в ДОУ (г=0,6; Р<0,05) [6].
Развиваясь в соответствии с наиболее общими закономерностями, зрительное восприятие у слабовидящих детей в сравнении с нормально видящими
I ОФТАЛЬМОЛОГИЯ / ТОМ 1
отличается некоторым своеобразием, являющимся следствием формирования его в условиях нарушенного зрения. Это своеобразие проявляется в сниженной активности восприятия, неполноте и неточности отражения, ограниченной избирательности восприятия, слабой апперцепции, затруднениях в осмыслении и обобщении воспринимаемого. Дети с нарушениями зрения при восприятии рисунков, особенно сюжетных картин, испытывают большие трудности по сравнению с нормально видящими.
Морфофункциональное состояние зрительного анализатора и его информационные возможности не всегда точно характеризуются общепринятым критерием — остротой зрения. Как уже отмечалось, прямой корреляции между остротой зрения и эффективностью зрительного восприятия объектов, их изображений, сюжетных картин не установлено. Снижение информационной способности зрения у слабовидяших, как отмечает Л.П. Григорьева (1983), связано не только с дефектами оптической проекции изображений на сетчатку, но и с изменениями механизмов анализа признаков изображений в каналах сенсорно-специфической анализаторной системы. Предполагается, что врожденные и рано приобретенные морфофункциональные нарушения в сетчатке и на уровне проводящих путей органа зрения слабовидящих существенно влияют на формирование систем мозга, участвующих в сложных актах зрительного восприятия.
Вследствие сенсорной и общей психической недостаточности у слабовидящих и частичновидящих детей созревание структур мозга и психических образований замедлено. Поэтому их индивидуальная деятельность и опыт могут быть существенно ограничены.
Для развития и коррекции недостатков зрительного восприятия им требуется специально организованное обучение [26]. Изучение уровней познавательных возможностей и состояние здоровья и зрения позволяет выявить индивидуальные особенности ребенка и соотнести их с типологическими характеристиками успешности овладения знаниями и умениями, состоянием здоровья с тем, чтобы организовать соответствующую педагогическую и медицинскую помощь. Индивидуальный и дифференцированный подход позволяет оптимально решить проблему преодоления отклонений в развитии детей с косоглазием и амблиопией [27].
Проведя комплексную оценку состояния здоровья детей с нарушениями зрения в специализированном детском дошкольном учреждении, Емельянов А.А. предложил для совершенствования оздоровительной работы включать:
— увеличение количества медицинского персонала и профильных специалистов, помещений и оборудования, необходимого для коррекционной и оздоровительной работы;
— интеграцию общеразвивающих программ со специальными тифлопедагогическими и психологическими программами; индивидуальную психологическую коррекцию отклонений в психофизиологическом статусе детей с нарушениями зрения; обеспечение систематического медицинского наблюдения за состоянием здоровья детей и эффективностью лечебно-оздоровительной работы;
— проведение гигиенического обучения родителей детей с нарушениями зрения для повышения эффективности оздоровительной работы.
Для эффективного проведения коррекционно-оз-доровительпых мероприятий в ДОУ, при условии
наличия в нем достаточного количества медицинских работников, специального оборудования и помещения, целесообразно выделить в режиме дня детей «оздоровительный час», который будет проходить ежедневно 2 раза в день (по 15-30 минут в зависимости от возраста детей) в следующее время: с 9:40 до 10:10 вместо самостоятельной игровой деятельности (т.к. с 10:30 у дошкольников предусмотрена прогулка на свежем воздухе, на которой также присутствует игровая деятельность) и с 15:00 до 15:30.
Для повышения эффективности лечебно-коррек-ционных и оздоровительных мероприятий в специализированных ДОУ для детей с нарушениями зрения предложено сокращать количество человек в группах до десяти.
Рекомендовано проводить регулярное просвещение родителей по вопросам, касающимся условий воспитания, режима дня и питания дошкольников с нарушениями зрения, а также по вопросу о допустимых пределах дополнительной образовательной нагрузки для детей.
Объем дополнительной образовательной нагрузки не рекомендуется превышать: 15 минут в неделю — для младших дошкольников, 50 минут в неделю — для средних дошкольников, 1,5 часа в неделю — для старших дошкольников [8].
От результата обработки зрительной информации центральными структурами зрительного анализатора зависит качество восприятия окружающего мира. Ввиду ограниченной возможности проведения диагностических процедур у детей дошкольного возраста и несомненной важности ранней диагностики амблиопии, большие надежды возлагаются на объективные нейрофизиологические методы исследования, такие как корковые зрительные вызванные потенциалы. ЗВП — это способ функциональной оценки работы центральной части зрительного анализатора, что наиболее динамично и важно с точки зрения оценки функциональной системы.
Определены нейрофизиологические механизмы, влияющие на угнетение зрительных функций при рефракционной амблиопии: за счет снижения биоэлектрической активности сетчатки и рефракци-онно-дисбинокулярной амблиопии, за счет замедления корково-подкорковых взаимоотношений в центральном отделе зрительного анализатора [28].
При амблиопии наиболее характерной чертой ЗВП является снижение амплитуды компонентов преимущественно при предъявлении паттернов с ячейками малых размеров, а также небольшое увеличение латентности Рю0, что свидетельствует о нарушении процессов нейрорецепторного взаимодействия в сетчатке, ведущих к ухудшению проводимости по зрительным путям [29-32].
Наличие существенной асимметрии остроты зрения, параметров и меридиональных коэффициентов зрительных вызванных потенциалов в главных меридианах у пациентов с астигматизмом, по отношению к показателям здоровых детей и детей со сферической гиперметропической рефракцией, позволило диагностировать у них меридиональную форму рефракционной амблиопии, при которой угнетение зрительных функций обусловлено снижением биоэлектрической активности сетчатки за счет замедления корково-подкорковых взаимоотношений в центральном отделе зрительного анализатора. Исследование зрительных вызванных потенциалов является объективным, а также наиболее чувствительным и точным методом в диагно-
стике степени асимметрии функциональных нарушений у детей с астигматизмом [33].
Доказана целесообразность включения методов зВП в схему обследования детей с амблиопией для выбора оптимальной тактики и оценки эффективности лечения и реабилитации больных с патологией органа зрения [34]. Проведенные исследования показывают возможность и перспективность использования ЗВП для раскрытия нейрофизиологических механизмов различных форм амблиопии, для диагностики амблиопии, а также для исследования сенситивного периода в развитии зрительной системы человека [35].
ЛИТЕРАТУРА
1. Гончаров С.А., Пантелеев Г.В., Тырловая Е.И. Амблиопия. — Луганск: Элтон-2, 2013. — 384 с.
2. Хватова Н.В., Слышалова Н.Н., Вакурина А.Е. Амблиопия: зрительные функции, патогенез и принципы лечения. В кн.: Зрительные функции и их коррекция у детей: руководство для врачей. — М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005. — С. 202-220.
3. Замашнюк Е.В. Организационно-педагогическое обеспечение зрительной перцептивной готовности к учебной деятельности детей с амблиопией и косоглазием: автореф. ... канд. дис. — СПб, 2005. — 25 с.
4. Слюсарская Т.В. Особенности интеллектуальной готовности дошкольников с нарушениями зрения к обучению в школе: автореф. ... канд. дис. — Нижний Новгород, 2006. — 24 с.
5. Хватова А.В., Круглова Т.Б., Фильчикова Л.И. Клинические особенности и патогенетические механизмы нарушений зрительных функций при врожденных катарактах. В кн.: Зрительные функции и их коррекция у детей: руководство для врачей. — М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005. — С. 344-357.
6. Банникова Л.П. Роль дошкольных образовательных учреждений в формировании здоровья детского населения: автореф. ... док. дис. — Оренбург, 2007. — 46 с.
7. Дедюлина Н.В. Гигиеническая оценка здоровья детей дошкольного возраста г. Омска на рубеже веков: автореф. .. канд. дис. — Омск, 2005. — 20 с.
8. Емельянов А.А. Комплексная оценка состояния здоровья детей с нарушениями зрения и оптимизация условий их воспитания и оздоровления в специализированных дошкольных образовательных учреждениях: автореф. ... канд. дис. — М., 2009. — 22 с.
9. Черкашин О.Г. Профилактика нарушений здоровья у детей в коррекционных группах дошкольных образовательных учреждений: автореф. . канд. дис. — М., 2008. — 24 с.
10. Швец А.А. Гигиеническая оценка состояния здоровья детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения г. Краснодара: автореф. ... канд. дис. — Ростов-на-Дону, 2007. — 22 с.
11. Bi H., Zhang B., Tao X. et al. Neuronal responses in visual area V2 (V2) of macaque monkeys with strabismic amblyopia // Cereb. Cortex. — 2011. — 21 (9). — P. 2033-45. doi: 10.1093/cercor/ bhq272. PMID 21263036.
12. Gingras G., Mitchell D.E., Hess R.F. Haphazard neural connections underlie the visual deficits of cats with strabismic or deprivation amblyopia // Eur. J. Neurosci. — 2005. — 22 (1). — P. 119-24. PMID 16029201.
13. Levi D. Linking assumptions in amblyopia // Visual neuroscience. — 2013. — 30 (5-6). — P. 277-287. doi: 10.1017/ S0952523813000023. PMID 23879956.
14. LeVay S., Wiesel T.N., Hubel T. The development of ocular dominance columns in normal and visually deprived monkeys // Journal of Comparative Neurology. — 1980. — Vol. 191 — P. 1-51.
15. Kiorpes L. Visual processing in amblyopia: animal studies // Strabismus. — 2006. — 14 (1). — P. 3-10.
16. Rathjen S., Schmidt K.E., Lowel S. Two-dimensional analysis of the spacing of ocular dominance columns in normally raised and strabismic kittens // Exp. Brain Res. — 2002. — Vol. 145. — P. 158-165.
17. Wong E.H., Levi D.M., McGraw P.V. Spatial interactions reveal inhibitory cortical networks in human amblyopia // Vision Res. — 2005. — 45 (21). — P. 2810-9. PMID 16040080.
18. Mendola J.D., Conner I.P., Roy A. et al. Voxel-based analysis of MRI detects abnormal visual cortex in children and adults with amblyopia // Hum. Brain Mapp. — 2005. — 25 (2). — P. 222-36. PMID 15846772.
19. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). — Статья 64. Дошкольное образование.
20. Подколзина Е.Н. Формирование ориентировки в пространстве у дошкольников 3-х и 4-х лет с косоглазием и амблиопией: автореф. ... канд. дис. — М., 1998. — 23 с.
21. Инструктивно-методическое письмо Министерства образо-
ОФТАЛЬМОЛОГ!
вания Российской Федерации «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23-16
22. СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 29.05.13 №28564.
23. «Методические указания по организации воспитания и обучения дошкольников с нарушениями зрения (гигиенические аспекты)» от 14 мая 1984 г. N 3029-84.
24. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (с изм. от 03.09.2010) «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» от 10.06.03 №4673.
25. Коновалова А.В. Роль факторов среды обитания в формировании риска болезней глаза: автореф. ... канд. дис. — М., 2007. — 24 с.
26. Ямалетдинова И.В. Особенности применения различных наглядных средств по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения. — М., 2009. — http://reftrend.ru/9332. html (дата обращения: 22.11.15)
27. Дружинина Л.А. Индивидуальный и дифференцированный подходы при организации коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией: автореф. ... канд. дис. — М., 2000. — 25 с.
28. Дрига Е.С. Офтальмонейрофизиологическая диагностика и патогенетически ориентированное лечение амблиопии у детей: автореф. . канд. дис. — Ростов-на-Дону, 2003. — 25 с.
29. Зубкова Е.Ю., Подсевакина Т.А. Роль электрофизиологических исследований и оптической когерентной томографии в дифференциальной диагностике амблиопии. В сборнике трудов VIII офтальмологической конференции «Рефракция-2011. Перспективы. — Самара: ООО «Офорт», 2011. — С. 161-163.
30. Короленко А.В., Хлебникова Л.С., Бачалдина Л.Н., Щуко А.Г. Некоторые патогенетические механизмы при формировании амблиопии у детей с гиперметропией. В материалах научной конференции офтальмологов «Невские горизонты — 2014». — СПб: Политехника-сервис, 2014. — С. 322-325.
31. Шамшинова А.М., Ибатулин Р.А., Романова Е.В., Хватова Н.В. Зрительные функции при амблиопии различного генеза. В кн.: Клиническая физиология зрения. — М.: МБН, 2002. — С. 463-472.
32. Шамшинова А.М., Кащенко Т.П., Кампф У. и др. Амблио-пия: патогенез, дифференциальная диагностика и обоснование принципов лечения. В кн.: Клиническая физиология зрения. — М.: МБН, 2002. — С. 447-458.
33. Азнаурян И.Э. Система восстановления зрительных функций при рефракционной и дисбинокулярной амблиопии у детей и подростков: автореф. ... док. дис. — М., 2009. — 48 с.
34. Азнаурян И.Э. Современные аспекты реабилитации рефракционной и дисбинокулярной амблиопии у детей: автореф. ... док. дис. — М., 2008. — 43 с.
35. Куман И.Г. Исследование нейрофизиологических механизмов односторонней амблиопии: автореф. ... канд. дис. — М., 1984. — 23 с.
НОВОЕ В МЕДИЦИНЕ. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
УНИКАЛЬНЫЕ ГЛАЗНЫЕ ЛИНЗЫ ПЕРЕВЕРНУТ МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ ЗРЕНИЯ
Доктор Гарт Вебб представил новые бионические линзы для глаз. По его словам, данные линзы гарантируют стопроцентное зрение, передает Metro. На имплантацию линз Ocumetic Bionic Lens уходит восемь минут. Для этого используется специальный шприц с соляным раствором. Чтобы те начали работать (буквально развернулись и приняли должную форму в глазах) - еще 10 секунд. Сама процедура установки линзы безболезненна. По словам разработчиков линз, Ocumetic Bionic Lens не только корректируют зрение, но и реально его улучшают. Линзы сделаны из биологически совместимых полимерных материалов, которые не провоцируют биофизические изменения в глазах.В последние годы ученые начали рассматривать линзы как метод доставки лекарства. Например, нанокапсу-лы, содержащие лекарства и соединенные в виде контактных линз, могут в перспективе заменить глазные капли. Это удобный вариант для пациентов, которым приходится постоянно капать в глаза лекарство. Капсулы постепенно растворяются, в течение дня высвобождая лекарство. В отличие от капель, препарат при такой схеме доставки попадает строго в глаза. Не секрет, что капли нередко вытекают из глаз во время моргания или со слезами. В результате эффект от лечения ослабевает.Созданные контактные линзы абсолютно прозрачны. Они представлены в форме диска, который по размеры составляет одну десятую от размера обычных линз. Но малый размер никак не мешает системе работать. Линзы, сделанные из нетоксичного полимера, содержат десятки нанорезервуаров, заполненных лекарством. Мини-линзы надежно фиксируются в глазах, так что моргать не запрещено.
Источник: Meddaily.ru