выдвижения гипотез, системным мышлением, пониманием причинно-следственных связей, профессионально грамотным обоснованием принимаемых решений.
Использование данной модели позволяет решить важные задачи современного образования:
1. Нахождение участниками точек личного роста, констатация намерений и определение сферы личностно-значимой социальной деятельности.
2. Оценка собственного потенциала, выявление образовательных дефицитов.
3. Освоение студентами представления о культурных формах мышления, поиск собственных способов организации мышления и деятельности.
4. Оформление личного опыта участия в сложных формах творческой деятельности и мыследеятельности в виде отдельного творческого продукта.
5. Знакомство с образцами социально-творческого проектного мышления.
При использовании данной модели меняется роль преподавателя, который становится организатором деятельности студентов и их консультантом. Преподаватель реализует образовательный процесс не только в логике предмета, но и в логике той деятельности, которую осуществляет студент и которая для него имеет личностный смысл.
Литература
1. Гердт Н. А. Сущность и содержание понятия «профессионально-творческий потенциал» [Текст] / Н. А. Гердт // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство «Молодой ученый». 2014. — С. 184-191.
2. Зимняя И. А. Исследовательская деятельность студентов в вузе как объект проектирования в компетентностно-ориентированной ООП ВПО. Для программы повышения квалификации преподавателей вузов в области проектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 40 с.
3. Николаева Н. И., Гуменюк В. И. Критерии эффективности реализации модели формирования организационно-педагогических условий образовательной среды // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/artide/n/kriterii-effektivnosti-realizatsii-modeli-formirovaniya-organizatsionno-pedagogicheskih-usloviy-obrazovatelnoy-sredy.
4. Чупрова Л. В. Организация научно-исследовательской работы студентов в условиях реформирования системы высшего профессионального образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. -№ 5 - С. 167-170.
Проблема познавательного интереса в обучении биологии в школе
Зайцева Н. С.
Зайцева Наталья Станиславовна / Zaitseva Natalia Stanislavovna - кандидат педагогических
наук, учитель биологии, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 222 с углубленным изучением немецкого языка «Петришуле» Центрального района Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассматриваются методы активизации познавательной деятельности, способствующие развитию познавательного интереса обучающихся к изучению предмета биологии в общеобразовательной школе.
Abstract: the article describes how to enhance the cognitive activity, contributing to the development of cognitive interest of students to study the subject biology in secondary school.
Ключевые слова: познавательный интерес, интеграция, метод проектов, научно-исследовательская работа, самостоятельная деятельность.
Keywords: cognitive interest, integration, project method, research work, self-employment.
Проблема познавательного интереса к предмету биологии не нова. Большое внимание вопросам развития познавательного интереса обучающихся уделяли И. Я. Лапина, А. К. Макарова, А. В. Усова, Г. И. Щукина, И. Ф. Гербарт, Я. А. Каменский и другие педагоги. Классическая педагогика отводила познавательному процессу главную роль в возможности приблизить ученика к учению. К. Д. Ушинский писал: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт».
В современной педагогике познавательный интерес следует рассматривать как одно из важных средств в процессе обучения биологии, способный побуждать к активной учебной деятельности и повышать качество знаний.
Познавательный интерес представляет собой благоприятный фактор, обеспечивающий формирование умений, навыков и знаний в соответствии с современными требованиями.
На сегодняшний день проблема познавательного интереса в большей степени раскрыта. Это нашло отражение в понятии «познавательного интереса». Г. И. Щукина (1988 г) в своей исследовательской работе определяет «познавательный интерес» как «избирательную направленность личности», обращённую к области познания, к её предметной стороне и самому овладению знаниями. И. Я Лапина (1984г) определила познавательный интерес как положительное окрашенное отношение личности к познанию окружающей действительности. Осуществив глубокий анализ по проблеме, можно утверждать, что познавательный интерес следует рассматривать как избирательную направленность личности, проявляющуюся в положительном отношении к познанию конкретной предметной области. Он способствует овладению глубокими знаниями.
Познавательный интерес имеет важное значение в формировании личности обучающегося:
1) способствует проявлению любознательности;
2) развивает силу воли и усидчивости;
3) активизирует мыслительную деятельность головного мозга;
4) способствует расширению и углублению конкретной области познания;
5) обеспечивает творческий подход к решению вопроса;
6) ориентирует на профессиональную деятельность.
Личный опыт работы в школе даёт возможность утверждать, что познавательный интерес является достаточным и эффективным средством в процессе обучения биологии и воспитания личности. Следует заметить, что познавательный интерес не является врождённым, он может формироваться на протяжении жизни. Не последнюю роль в данной ситуации играет чувство успешности, которое стимулирует сознание личности к приобретению новых знаний. Познавательный интерес подвержен влиянию окружающей среды и организации учебной деятельности.
Итак, познавательный интерес является важнейшим средством в обучении. Что же является его стимулами?
Следует отметить, что различные источники стимуляции познавательного интереса оказывают разное воздействие на учащихся, побуждая к овладению знаниями. Вместе с тем, стимулы различных источников в обучении взаимообусловлены.
Стимулы учебного материала
познавательного - Организация учебной
Содержание учебного предмета биологии синтезирует в себе разнообразный фактический материал, раскрывая перед учащимися законы, свойства и взаимосвязи.
Оно знакомит учащихся с историческими и современными открытиями, явлениями и процессами, происходящими на клеточном и молекулярном уровне. В курсе биологии раскрываются теоретические и практические вопросы, на основе которых ведётся целенаправленное формирование личности. Поэтому интегрированное содержание материала, например, курса биологии «Человек, его здоровье и окружающая среда» в 8 классе в полной мере обеспечивает глубокое понимание сущности человека во взаимосвязи с окружающей средой. В этом случае интеграция знаний применяется с целью выработки целостного представления о человеке как объекте изучения. Логика изложения материала базируется на системном подходе. Содержание интегрированного курса включает материал, который способен дополнить базовое содержание и объяснить причинно-следственные связи. Безусловно, из многообразия литературы достаточно сложно выбрать необходимый материал. Однако в данном случае необходимо руководствоваться целью, поставленной к конкретному уроку, что помогает определиться в выборе необходимой информации. В соответствии с задачами школы: «современный урок должен совершенствоваться в плане насыщения его информационной емкостью... в направлении усиления внимания к формированию у школьников основных, фундаментальных, мировоззренческих понятий курсов биологии» [1, с. 2].
Содержание курса биологии в 8 классе составляют знания по биологии, медицине, гигиене. Интегрированное содержание позволяет нам рассматривать основные направления биологического курса, выделить два аспекта:
- создание целостного представления о человеке;
- сохранение здоровья человека.
Для более полной картины целостного представления о человеке необходимы экологические знания, которые позволят рассмотреть его как часть природы. В этом случае экологические знания являются прикладными к биологическому курсу.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать о возможности интегрированного содержания, повысить уровень познавательного интереса к предмету.
Однообразные методы, приемы и формы уроков, применяемые учителем, с течением времени становятся неэффективными, поэтому организация деятельности учащихся тщательно продумывается. Разнообразные формы работы помогают формировать направленность в развитии интереса. Ему способствует следующая познавательная деятельность:
- самостоятельность;
- решение проблем;
- исследовательская деятельность;
- практические работы.
Активизируя познавательную деятельность учащихся, учитель находит индивидуальный подход, что оказывает положительное влияние на эффективность обучения. Без индивидуального подхода к деятельности обучающегося и развития самостоятельности невозможно добиться прочных знаний.
В век информационных технологий в процессе изучения предмета биологии применяются разнообразные активные методы обучения. Наиболее часто на уроках проводятся самостоятельные работы. Они отвечают различным дидактическим задачам: 1) направлены на поиск знаний; 2) направлены на практическое применение; 3) являются контролирующими. Учитель, предлагая самостоятельную работу, определяет программу действия ученика в соответствии с определенной целью. Эффективность самостоятельной работы обеспечивается положительными переживаниями, удовлетворением, чувством собственного достоинства, которые испытывает обучающийся от результатов своего труда.
Существенное влияние на развитие познавательного интереса к предмету биологии оказывают проблемные ситуации, помогающие формированию личности обучающегося. Они призваны развивать творческое мышление и интерес школьников к теоретическим знаниям, побуждать их к изучаемой литературе.
Все более популярным методом обучения в школьной среде становится проектная деятельность, которая предусматривает совместную учебно-познавательную работу, направленную на достижение конечного результата в изучении конкретной темы. Этот метод требует от обучающихся самостоятельности в приобретении интегрированных знаний смежных дисциплин. Работа над проектом позволяет максимально раскрыть обучающимся творческий потенциал, умение анализировать литературу, проводить исследования и представлять результат выполненной работы.
Несомненно, научно-исследовательская деятельность, требующая большого количества времени, кропотливого труда и терпения входит в образовательный процесс не так быстро, как бы хотелось. Однако данный метод работы полностью раскрывает интеллектуальные способности обучающегося. Научно-исследовательская работа, осуществляемая в несколько этапов, позволяет проявить себя в разнообразных видах деятельности: умении анализировать литературу по конкретной проблеме, совершать наблюдения и расчеты, ставить эксперимент, оформлять результаты проведенной работы, выступать с публичным докладом.
Безусловно, в ходе выполнения творческих работ возникают партнерские взаимоотношения между учителем и учеником, в результате которых обе стороны получают удовлетворение от совместной деятельности.
Вид деятельности, которая предусматривает результат самостоятельно выполненной работы, является более эффективным в приобретении знаний, нежели знаний, полученных путем прослушивания материала. «Стремление самостоятельно и творчески овладевать знаниями, выполнять задания, требующие проявления критичности ума, фантазии, мечты, - вот непременные условия возникновения интереса к учебным предметам» [2, а 16].
Литература
1. Анисимова В. С. Урок биологии и пути его совершенствования. М: НИИСИМО,1981. - 87 с.
2. Бондаревский, В. Б. Воспитывать глубокий интерес у каждого школьника. Пермь, 1963. - 22 с.
3. Щукина Г. И.Актуальные вопросы формирования интересов в обучении. М: Просвещение 1984 - 176 с.