Научная статья на тему 'Проблема развития творческой познавательной активности в истории педагогической мысли'

Проблема развития творческой познавательной активности в истории педагогической мысли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
924
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / АКТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVITY / ACTIVENESS / CREATIVE COGNITIVE ACTIVITY / COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майорова Наталья Владимировна

В статье рассмотрена проблема развития творческой познавательной активности в истории педагогической мысли. Современная педагогическая действительность доказывает, что процесс обучения протекает более эффективно, если учащиеся проявляют познавательную активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of development of creative cognitive activity in the history of educational thought

The article analyzes the problem of development of creative cognitive activity in the history of educational thought. The modern pedagogical reality proves that the learning process is more effective if students are employed into cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Проблема развития творческой познавательной активности в истории педагогической мысли»

УДК 371.026.9 (091)

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

PROBLEM OF DEVELOPMENT OF CREATIVE COGNITIVE ACTIVITY IN THE HISTORY OF EDUCATIONAL THOUGHT

Н. В. Майорова

N. V. Mayorova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассмотрена проблема развития творческой познавательной активности в истории педагогической мысли. Современная педагогическая действительность доказывает, что процесс обучения протекает более эффективно, если учащиеся проявляют познавательную активность.

Abstract. The article analyzes the problem of development of creative cognitive activity in the history of educational thought. The modern pedagogical reality proves that the learning process is more effective if students are employed into cognitive activity.

Ключевые слова: творчество, активность, творческая познавательная активность, познавательная деятельность.

Keywords: creativity, activeness, creative cognitive activity, cognitive activity.

Актуальность исследуемой проблемы. Проблема развития познавательной активности - одна из наиболее острых проблем современной педагогической науки и практики. Это связано с тем, что познавательная активность - главное условие успешного обучения: формирования у школьников потребности в получении глубоких и прочных знаний, овладении универсальными учебными действиями, развитии самостоятельности. Согласно ФГОС НОО второго поколения уже в начальной школе формируется умение учиться, которое впоследствии становится непременным условием непрерывного образования. Проблема развития познавательной активности всегда находилась в центре внимания великих ученых. В связи с этим целью настоящей работы является анализ трудов педагогов прошлого по данной проблеме.

Материал и методика исследований. Материалом исследования послужили научные изыскания зарубежных и отечественных ученых, посвященные проблеме развития творческой познавательной активности. В качестве основного метода исследования выступил анализ научной психолого-педагогической литературы по данной проблеме.

Результаты исследований и их обсуждение. История развития творческой познавательной активности своими корнями уходит в далекое прошлое.

Одним из первых сторонников активного учения был великий чешский педагог и мыслитель Я. А. Коменский. Он считал проблему развития познавательной активности одной из важнейших при развитии личности учащегося. По мнению Я. А. Коменского, «юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное» [1, 34], чтобы приучиться руководствоваться «своим собственным умом». Мало умения вычитывать из книг, понимать чужие мысли о вещах, воспроизводить их в цитатах. Необходимо развивать «способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание и употребление их» [1, 34]. Его «Великая дидактика» содержит указания на необходимость всеми имеющимися способами «воспламенить в детях горячее стремление к знанию и учению» [1, 61]. Я. А. Коменский четко указывал на тесную взаимосвязь познавательной активности как с познавательными процессами - мышлением, памятью, вниманием, так и с эмоциональной сферой. Процесс получения и закрепления знаний обязательно должен вызывать у ребенка желание учиться. С этой целью в школе необходимо создавать доброжелательную атмосферу, располагающую к учебе и развитию познавательной активности учащихся. Учитель должен быть приветливым, ласковым, способным заинтересовать учеников своими манерами, словами. Он не должен скупиться на похвалу более отличившихся учеников. Такой учитель, по мнению Коменского, «легко завоюет сердце» обучающегося [1, 61].

Продолжил идеи Я. А. Коменского английский философ и педагог Джон Локк. Он считал, что при изучении вещей следует сначала рассматривать то, что более доступно, просто и заметно. Необходимо «расчленить непонятное на отдельные части, затем в соответствующем порядке свести все, что должно быть узнано относительно каждой из этих частей, к ясным и простым вопросам. Тогда все, что считалось темным, запутанным и слишком трудным для наших слабых способностей, раскроется перед нашим разумом...» [3, 123]. Джон Локк считал необходимым соблюдать определенную последовательность при активном отношении к познанию.

Идею активизации обучения развил швейцарский педагог И. Г. Песталоцци. Основными принципами активизации он считал наглядность, наблюдение, обобщение и самостоятельность выводов. При правильной организации обучения, обеспечивающей активное участие каждого ребенка в познавательной деятельности, важно, чтобы не возникла пропасть между формированием способности к наблюдению у ребенка и развитием его когнитивных способностей. Рассуждая об организации учебной деятельности, И. Г. Песталоцци полагал, что нужно воздействовать не только на ум ребенка, но и на его чувства, волю и характер [4].

За внедрение исследовательского подхода и самостоятельности в обучении выступил французский философ Ж. Ж. Руссо, считавший необходимым сделать ученика внимательным к явлениям природы. «Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему возможность решать их. Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял» [2, 130].

Идея активизации обучения путем самостоятельного решения учеником сложных вопросов была продолжена Ф. А. В. Дистервегом, который утверждал, что лучшим является тот метод обучения, который активизирует познавательные способности [2, 145].

В России серьезная попытка осмыслить проблему развития познавательной активности как потребности к обогащению ума и сердца была предпринята К. Д. Ушинским. Он представил целостную картину развития познавательной активности учащихся. Педагог считал, что именно в процессе активной познавательной деятельности возникают

высшие формы самодвижения развивающейся личности, выражающиеся в сознательной целеустремленности, в стремлении самостоятельно добывать и использовать знания. Эти знания сами по себе бесполезны, в основном они нужны для формирования прочных, осознанных, глубоких и систематических убеждений. Процесс получения знаний должен стать потребностью ребенка. Однако это возможно лишь в том случае, если педагог обладает высокой профессиональной компетентностью. Итак, познавательная активность, по мнению К. Д. Ушинского, - это организация педагогом последовательных умственных действий школьников, направленных на формирование осознанной потребности в приобретении знаний. Таким образом, активная познавательная деятельность ребенка - решающий фактор его интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического воспитания.

Похожих взглядов придерживался педагог и психолог П. Ф. Каптеров. Он считал бесполезным «бестолковое учение наизусть», когда используется лишь память. Нужно, чтобы школьники постоянно работали, делали самостоятельные шаги для приобретения и выработки знаний [2, 195].

Л. Н. Толстой пытался ответить на вопросы о целях, содержании и методах обучения, а также взаимоотношениях между педагогами и учащимися. Он создал свою оригинальную концепцию обучения детей и реализовал ее на практике Яснополянской школы, основанной на нравственном учении истинного христианства, на идеях свободного воспитания, на «народном» содержании образования, реализуемом через детскую творческую познавательную активность. Исходным положением этой концепции является учет жизненного опыта ребенка, предоставление ему максимальной свободы в действиях на основе широкого развертывания самостоятельной работы как средства развития творческих сил и способностей учащихся. По мнению Л. Н. Толстого, ученик черпает необходимые сведения из личного опыта, окружающей его среды, разнообразных эмоциональных воздействий на него жизненных ситуаций и слов учителя.

В начале XX в. в отечественной педагогике наметились поворот к стандартизации и шаблону в учебно-воспитательной работе, ориентация на зубрежку материалов учебника и воспроизведение их на уроке, что стало главной обязанностью ученика. На десятилетия твердо закрепилась стандартная форма проведения урока. Из педагогической практики надолго исчезли понятия «творчество учащихся», а из психолого-педагогической лексики - «активность» детей в обучении.

В 60-е гг. XX в. зарождались новаторские идеи в образовании. Они разрабатывались и внедрялись в практику отдельных школ.

Один из выдающихся педагогов того времени В. А. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Он считал, что, втискивая в головы детей готовые истины, обобщения, учитель подчас не дает ученикам возможности реализации творчества, фантазии, мечты. Ребенок из активного, деятельного существа превращается как бы в запоминающее устройство. «...Не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь на занятиях рассказать все, что вы знаете, - под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком окружающий мир. оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку еще раз возвратиться к тому, что он узнал», - писал педагог-новатор [7].

В 1970-80-е гг. появились педагоги, которые вели поиск принципов и методов обучения, основанных на развитии познавательной активности, гуманизме и сотрудничестве учителя и учащихся (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин). Они поощряли активность и самобытность школьников, опирались на радостные эмоции детей, открывающих для себя науки и оригинальные способы деятельности. Наиболее характерными особенностями их работы являются: включение учащихся в поисковую деятельность; использование новых педагогических технологий, интенсифицирующих учебный процесс, предполагающих погружение учащихся, рефлексию; индивидуализация и дифференциация обучения.

Говоря о сущности познавательной активности, академик Ш. Амонашвили считает, что данный вид активности не терпит принуждения. Страсть к поиску, преобразованию и раскрытию знания обнаруживается в процессе педагогического общения. Для эффективного развития познавательной активности как личностной черты учащихся необходимым условием является педагогический процесс, в котором отношения с учащимися строятся на гуманных началах.

Проблема формирования познавательной активности наиболее полное освещение получила в трудах Г. И. Щукиной и Т. И. Шамовой.

Г. И. Щукина определяет познавательную активность как качество личности, которое включает ее устойчивое стремление к получению знания, выражает интеллектуальный отклик на процесс обучения. Педагог выделяет репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительский и творческий уровни активности учащихся. «Творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные» [6, 27].

Т. И. Шамова отмечает, что процесс обучения напрямую зависит от уровня активности учащегося в познавательной деятельности, а также степени его самостоятельности в этом процессе. Познавательную активность нельзя свести к простому напряжению умственных и физических сил. Ее необходимо рассматривать как качество деятельности учащегося, которое проявляется в отношении ученика к содержанию деятельности, а также в его стремлении к эффективному процессу получения знаний и способов деятельности, в мобилизации «нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей» [5, 67]. Активность учащихся является необходимым условием развития их творческих способностей, новых интеллектуальных потребностей, навыков познавательной деятельности.

Т. И. Шамова выделяет три уровня познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий. Воспроизводящий уровень характеризуется тем, что учащийся стремится понять, запомнить, воспроизвести изучаемый материал, овладеть способами его применения по образцу. На втором уровне - интерпретирующем - у обучающегося присутствует желание вникнуть в суть изучаемого предмета, усвоить материал на таком уровне, чтобы потом иметь возможность применить полученные знания в каких-то нестандартных условиях. Третий уровень - творческий - предполагает готовность учащихся к теоретическому осмыслению знаний. Он характеризуется тем, что учащийся понимает связи между предметами и явлениями, способен к самостоятельному поиску решения учебной проблемы.

Ученые и педагоги конца XX - начала XXI в. по-прежнему ищут ответы на следующие вопросы: как же научить ребенка мыслить творчески? Возможно ли привить любовь к интеллектуальному усилию, преодолению трудностей? Какие условия нужно создать для того, чтобы сохранить любознательность ребенка? Как развивать умение видеть и творчески решать проблемы?

Современные авторы дают различные определения творческой активности и рассматривают пути ее развития. Л. И. Аристова характеризует учебную активность как готовность (способность и стремление) к энергичному освоению знаний, проявлению преобразовательных действий субъекта по отношению к окружающим предметам и явлениям, нахождению нового, решению творческих задач. Ж. А. Зайцева определяет творческую учебную активность как субъективную сторону учебного труда школьников, отражение потребностей, интересов, склонностей, способностей к учению, волевых усилий, эмоционального отношения. Е. Л. Яковлева подразумевает под творческой активностью способность к познавательной деятельности, отличительными признаками которой являются потребность и умение выдвигать креативную познавательную задачу, находить способы ее решения, нужные материалы, применять имеющиеся знания в новых условиях при частичной помощи или совсем без помощи учителя.

Рассмотрев и обобщив определения творческой познавательной активности, мы будем понимать под этим понятием высший уровень познавательной активности, который характеризуется стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий, постоянному поиску новых задач, овладению оригинальными методами и приемами их решений, внесению в учебный процесс новых, ранее не использовавшихся элементов. Творческая активность проявляется также в готовности учащихся к самосовершенствованию, самостоятельности в ходе решения учебных задач, в стремлении к выходу за любые ограничения: к новым целям, объектам, догадкам, гипотезам, новым результатам.

Резюме. История педагогической мысли доказывает, что проблема развития творческой познавательной активности была в центре внимания многих ученых прошлого, которые пытались раскрыть основные приемы процесса развития познавательной активности обучающихся и определить способы организации этого процесса. В настоящее время для решения проблемы развития творческой познавательной активности мы вновь обращаемся к педагогическому наследию прошлого.

В результате теоретического исследования состояния проблемы формирования и развития познавательной активности в теории и истории педагогики мы выяснили, что интересующая нас проблема является многоаспектной и многоплановой, имеющей множество различных подходов и концепций. Несмотря на пристальный интерес педагогов и психологов к изучению данной проблемы, некоторые аспекты до сих пор являются недостаточно хорошо разработанными.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. Т. 1 / Я. А. Коменский. - М. : Педагогика, 1982. - 656 с.

2. Латышина, Д. И. История педагогики (история образования и педагогической мысли) : учебное пособие / Д. И. Латышина. - М. : Гардарики, 2005. - 603 с.

3. Локк, Дж. Сочинения : в 3 т. Т. 1 / Дж. Локк. - М. : Мысль, 1985. - 419 с.

4. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. Т. 1 / И. Г. Песталоцци ; под ред. В. А. Ротенберга, В. М. Кларина. - М. : Педагогика, 1981. - 480 с.

5. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. - М. : Педагогика, 1982. - 209 с.

6. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение, 1979. - 160 с.

7. Ы1р:/Л^№а1.1september.ru/articles/628466/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.